Дело № 3а-55/2015
САРАТОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
410028, г. Саратов, ул. Мичурина, д. 85, тел. (8452) 22-77-71; 22-30-05,
факс (8452) 22-77-51; 22-74-77.
http://oblsud.sar.sudrf.ru, e-mail: saroblsud@renet.ru, oblsud.sar@sudrf.ru.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 ноября 2015 года г. Саратов
Саратовский областной суд в составе:
председательствующего судьи Бугаевой Е.М.,
при секретаре Владимировой Е.М.,
с участием представителя федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» - Шатуновой О.Г., представителя Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 7 по Саратовской области Колониной Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Спиридоновой Е.А. к комитету по управлению имуществом Саратовской области, федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Саратовской области, Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 7 по Саратовской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области, заинтересованные лица: администрация Энгельсского муниципального образования, комитет по управлению имуществом Энгельсского муниципального образования об устранении технической ошибки в государственном кадастре недвижимости, понуждении произвести перерасчет земельного налога,
установил:
Спиридонова Е.А. обратилась в суд с исковым заявлением к федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Саратовской области (далее – ФГБУ «ФКП Росреестра»), Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 7 по Саратовской области (далее - МРИ ФНС России № 7), в котором с учетом уточнений просила признать наличие кадастровой ошибки в приложении к оценочной описи «Акт определения кадастровой стоимости земельных участков», утвержденном руководителем Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Саратовской области от 20 августа 2005 года, в части указания удельного показателя кадастровой стоимости земель и кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, в период с 2011 по 2013 годы; обязать ФГБУ «ФКП Россреестра» исправить кадастровую ошибку в сведениях, внесенных в государственный кадастр недвижимости в отношении земельного участка за 2011 - 2013 годы; обязать МРИ ФНС России № 7 произвести перерасчет налога за 2011 - 2013 годы на принадлежащий истцу земельный участок в соответствии с постановлением правительства Саратовской области от 28 марта 2005 года № 108-П «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель в Саратовской области».
В обоснование требований административный истец указала, что ей с <дата> 2011 года на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером № площадью <данные изъяты> кв.м, расположенный по адресу: <адрес>. Согласно налоговому уведомлению в отношении указанного земельного участка исчислен земельный налог за 2011 - 2013 годы исходя из кадастровой стоимости земельного участка равной 2248800 руб. Поскольку налоговая база определена налоговой инспекцией без учета положений постановления правительства Саратовской области от 28 марта 2005 года № 108-П «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель в Саратовской области», административный истец полагала, что при составлении приложения к оценочной описи «Акт определения кадастровой стоимости земельных участков» допущена техническая ошибка, повлекшая указание неправильного размера кадастровой стоимости земельного участка, положенного в основу при исчислении земельного налога в завышенном размере. Обращения к должностным лицам ФГБУ «ФКП Росреестра» и МРИ ФНС России № 7 положительного результата не дали.
Определением Энгельсского районного суда Саратовской области от 10 марта 2015 года к участию в деле в качестве соответчика привлечено Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области (далее - Управление Росреестра по Саратовской области).
Решением Энгельсского районного суда Саратовской области от 25 марта 2015 года признано наличие кадастровой ошибки в приложении к оценочной описи «Акт определения кадастровой стоимости земельных участков», утвержденном руководителем Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Саратовской области от 20 апреля 2005 года в части указания удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>; на ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Саратовской области возложена обязанность исправить кадастровую ошибку в сведениях, внесенных в государственный кадастр недвижимости в отношении земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, в 2010-2013 годах, указав удельный показатель кадастровой стоимости земель 58,85 руб./кв.м, кадастровую стоимость земельного участка - 23140 руб.; в удовлетворении остальной части иска отказано.
Определением судебной коллегии по административным делам Саратовского областного суда от 03 сентября 2015 года решение Энгельсского районного суда Саратовской области от 25 марта 2015 года отменено, дело передано на рассмотрение в Саратовский областной суд.
Определением судьи Саратовского областного суда от 21 сентября 2015 года дело принято к производству суда.
С учетом положений статьи 3 Федерального закона от 08 марта 2015 года № 22-ФЗ «О введении в действие Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» с 15 сентября 2015 года дело рассмотрено в соответствии с указанным нормативным актом.
На основании Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации изменено правовое положение истца на административного истца, ответчиков ФГБУ «ФКП Росреестра», Управление Росреестра по Саратовской области, МРИ ФНС России № 7 на административных ответчиков.
К участию в деле в качестве административного соответчика привлечен комитет по управлению имуществом Саратовской области, в качестве заинтересованных лиц - комитет по управлению имуществом администрации Энгельсского муниципального района, администрация Энгельсского муниципального района Саратовской области.
Представитель МРИ ФНС России № 7 в своих возражениях просил отказать в удовлетворении заявленных требований, поскольку исчисляя земельный налог за указанный период, налоговый орган действовал в рамках действующего законодательства, полномочия давать оценку и производить анализ сведений, поступающих из регистрирующих органов, у налоговой инспекции отсутствуют.
Представитель ФГБУ «ФКП Росреестра» в своих возражениях полагал, что заявленные требования не подлежат удовлетворению, поскольку учреждение прав административного истца не нарушало, ошибок при внесении сведений о кадастровой стоимости земельного участка в государственный кадастр недвижимости не выявлено.
Управление Росреестра по Саратовской области в своих возражениях на административное исковое заявление указало, что не являлось исполнителем оценочных описей и приложений к ним в форме «Акт определения кадастровой стоимости земельных участков», а только утверждало указанные документы. Кроме того, полагает, что, поскольку архивные сведения о кадастровой стоимости земельного участка на момент обращения в суд не подлежат применению, в удовлетворении исковых требований следует отказать.
В судебное заседание административный истец Спиридонова Е.А. и её представитель адвокат Аршинова Ю.А. не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
Шатунова О.Г. и представитель МРИ ФНС России № 7 Колонина Н.В. возражали против удовлетворения заявленных требований по основаниям, изложенным в возражениях.
От представителя административного истца адвоката Аршиновой Ю.А., представителей МРИ ФНС России № 7, администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области поступили заявления о рассмотрении дела в их отсутствие, судом соответствующие ходатайства удовлетворены. Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, о причинах неявки не сообщили и не просили дело не рассматривать в их отсутствие, в связи с чем на основании статьи 150, части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации дело рассмотрено в их отсутствие.
Выслушав объяснения представителей административных ответчиков, исследовав доказательства, рассмотрев дело в соответствии с главой 25 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка (пункт 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В ходе судебного рассмотрения установлено, что согласно свидетельству о государственной регистрации права Спиридоновой Е.А. на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером № площадью <данные изъяты> кв.м, расположенный по адресу: <адрес>
Постановлением правительства Саратовской области от 28 марта 2005 года № 108-П утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель в Саратовской области, в том числе земельных участков садоводческих, огороднических и дачных объединений. Согласно приложению № 7 к указанному постановлению удельный показатель кадастровой стоимости земельных участков, расположенных в садоводческом товариществе «Изумруд» Энгельсского района, составлял 57 руб. 85 коп./кв.м.
Земельный участок с кадастровым номером № поставлен на кадастровый учет <дата> 2006 года.
В государственном кадастре недвижимости в период с 01 января 2010 года по 23 декабря 2013 года содержались сведения о кадастровой стоимости земельного участка № <адрес>, в размере 2248800 руб., внесенные на основании приложении к оценочной описи «Акт определения кадастровой стоимости земельных участков», утвержденном руководителем Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Саратовской области от 20 августа 2005 года.
Распоряжением комитета по управлению имуществом Саратовской области от 29 ноября 2013 года № 1185-р утверждены новые результаты государственной кадастровой оценки земельных участков садоводческих, огороднических и дачных объединений из состава земель сельскохозяйственного назначения Саратовской области.
Решением ФГБУ «ФКП Россреестра» от 23 декабря 2013 года в государственный кадастр недвижимости внесены сведения об экономических характеристиках земельного участка на основании утвержденных распоряжением комитета по управлению имуществом Саратовской области от 29 ноября 2013 года № 1185-р результатов государственной кадастровой оценки земельных участков садоводческих, огороднических и дачных объединений из состава земель сельскохозяйственного назначения Саратовской области.
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером № с даты принятия решения ФГБУ «ФКП Россреестра» от 23 декабря 2013 года до настоящего времени составляет 29604 руб.
Как следует из правовой позиции, сформулированной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 02 июля 2013 года № 17-П «По делу о проверке конституционности положений пункта 1 статьи 5 и статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой открытого акционерного общества «Омскшина», по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования положения пункта 1 статьи 5 и статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации предполагают, что нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об утверждении кадастровой стоимости земельных участков в той части, в какой они порождают правовые последствия для граждан и их объединений как налогоплательщиков, действуют во времени в том порядке, который определен в Налоговом кодексе Российской Федерации для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах.
В силу положений пункта 1 статьи 5, статьи 390 и пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации распоряжение комитета по управлению имуществом Саратовской области от 29 ноября 2013 года № 1185-р вступило в силу 29 декабря 2013 года и породило правовые последствия для налогоплательщиков с 01 января 2014 года.
Для определения кадастровой стоимости земельных участков и отдельных объектов недвижимости на основании решения исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления проводится государственная кадастровая оценка, результаты которой вносятся в государственный кадастр недвижимости (статья 24.12 Закона об оценочной деятельности).
Кадастровая стоимость также может быть определена в случаях, установленных в статье 24.19 Закона об оценочной деятельности, либо установлена путем оспаривания результатов определения кадастровой стоимости, содержащихся в государственном кадастре недвижимости (статья 3 Закона об оценочной деятельности).
Согласно статье 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 указанного Закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
При этом аналогичная норма введена в статью 391 Налогового кодекса Российской Федерации Федеральным законом от 04 октября 2014 года № 284-ФЗ «О внесении изменений в статьи 12 и 85 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившим силу Закона Российской Федерации «О налогах на имущество физических лиц», вступившим в силу с 01 января 2015 года.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» положения статьи 24.20 данного закона в новой редакции, устанавливающие порядок применения сведений о кадастровой стоимости, определенной решением комиссии или суда, подлежат применению к сведениям о кадастровой стоимости, установленной в результате рассмотрения заявлений о пересмотре кадастровой стоимости, поданных после 22 июля 2014 года, а также заявлений о пересмотре кадастровой стоимости, поданных, но не рассмотренных комиссией или судом, арбитражным судом на вышеуказанную дату.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пунктах 2, 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», требования об изменении кадастровой стоимости в связи с выявлением недостоверных сведений об объекте оценки, использованных при определении его кадастровой стоимости, в том числе об исправлении технической и (или) кадастровой ошибки (заявления о пересмотре кадастровой стоимости), являются требованиями об оспаривании определения кадастровой стоимости.
Возможность исправления воспроизведённых в государственном кадастре недвижимости ошибок в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости, то есть кадастровой ошибки в сведениях, предусмотрена статьёй 28 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» из части 1 которого следует, что существует два вида ошибок в государственном кадастре недвижимости:
1) техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом кадастрового учета при ведении государственного кадастра недвижимости и приведшая к несоответствию сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, сведениям в документах, на основании которых вносились сведения в государственный кадастр недвижимости;
2) воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости.
По смыслу положений статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности по общему правилу сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с даты их внесения в государственный кадастр недвижимости, за исключением случаев, когда исправляется техническая ошибка в сведениях государственного кадастра недвижимости о величине кадастровой стоимости (сведения о кадастровой стоимости используются с даты внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений, содержавших техническую ошибку), а также при изменении кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 названного федерального закона (сведения о кадастровой стоимости применяются с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости).
В соответствии с пунктом 7 статьи 4 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» при изменении кадастровых сведений ранее внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения сохраняются.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», требование о пересмотре кадастровой стоимости, ставшей архивной, может быть рассмотрено по существу, если на дату обращения в комиссию или в суд сохраняется право на применение результатов такого пересмотра для целей, установленных законодательством (абзац пятый статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).
Таким образом, оспариваемые сведения о кадастровой стоимости земельного участка ввиду кадастровой ошибки должны быть актуальными на момент обращения в суд, поскольку нормы федерального законодательства не предусматривают возможности ретроспективного пересмотра результатов определения кадастровой стоимости.
Как следует из материалов дела, с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка Спиридонова Е.А. обратилась в Энгельсский районный суд Саратовской области только 05 февраля 2015 года, то есть в налоговой период, в котором пересмотр архивных сведений не являлся актуальным и не затрагивал прав налогоплательщика, поскольку на момент такого обращения в суд действовал новый нормативный акт, устанавливающий иную кадастровую оценку, подлежащую учету при определении налоговой базы.
Доводы о том, что Спиридоновой Е.А. не было известно о наличии ошибки, содержащейся в акте описи при определении кадастровой стоимости данного земельного участка, поскольку налоговые уведомления ею получены в 2014 году, а также то, что она начала обращаться в компетентные органы с 2014 года с соответствующим вопросом, не имеют значения, поскольку сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в установленные статьёй 24.20 Закона об оценочной деятельности сроки и порядке. Установление кадастровой стоимости земельного участка на прошедший период законом не предусмотрено, такое оспаривание кадастровой стоимости не порождает для административного истца юридических последствий. Решение суда для целей налогообложения могло бы иметь значение с 01 января 2015 года (календарный год, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости), если бы действовало постановление правительства Саратовской области от 28 марта 2005 года № 108-П, однако на этот период распоряжением комитета по управлению имуществом Саратовской области от 29 ноября 2013 года № 1185-р утверждена иная кадастровая оценка, определена кадастровая стоимость земельного участка исходя из иных (новых) удельных показателей, которая подлежала учету при определении налоговой базы. Законом не предусмотрена возможность изменения исчисления иного порядка сведений о кадастровой стоимости для целей налогообложения, установленного решением суда, чем это предусмотрено статьями 24.18, 24.20 Закона об оценочной деятельности.
У административного истца имелась возможность исчислить и уплатить земельный налог за 2011 - 2013 годы надлежащим образом - в соответствии с доведенными до неё сведениями о новых показателях кадастровой стоимости земельных участков, которые были утверждены правовым актом, опубликованным до начала налогового периода.
Кроме того, сведения о размере кадастровой стоимости земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости и на основании Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» являются общедоступными, а в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.
Поскольку Спиридоновой Е.А. оспариваются сведения о кадастровой стоимости земельного участка, ранее содержащиеся в государственном кадастре недвижимости в период с 2011 года по 23 декабря 2013 года, не являющиеся актуальными на данный момент, учитывая, что положения статей 24.28, 24.20 Закона об оценочной деятельности, статьи 28 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» не предусматривают возможности ретроспективного пересмотра результатов определения кадастровой стоимости путем исправления кадастровой ошибки, требования Спиридоновой Е.А. о признании наличия кадастровой ошибки в приложении к оценочной описи «Акт определения кадастровой стоимости земельных участков», утвержденном руководителем Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Саратовской области 20 августа 2005 года, в части указания удельного показателя кадастровой стоимости земель и кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, в период с 2011 по 2013 годы, обязании ФГБУ «ФКП Россреестра» исправить кадастровую ошибку в сведениях, внесенных в государственный кадастр недвижимости в отношении земельного участка за 2011 - 2013 годы, удовлетворению не подлежат.
Необоснованными являются и требования о перерасчете налоговых платежей по земельному налогу.
Для налогоплательщиков - физических лиц налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним (пункт 4 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации).
На органы, осуществляющие кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, пунктом 4 статьи 85 Налогового кодекса Российской Федерации возложена обязанность сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 1 марта представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года.
Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Учитывая, что налоговая база для исчисления налога за период с 2011-2013 годы была определена на основании кадастровой стоимости земельного участка, содержащейся до 23 декабря 2013 года в государственном кадастре недвижимости, не оспоренной налогоплательщиком в установленном законом порядке, в её пересмотре и исправлении технической ошибки судом отказано, то в удовлетворении требований административного истца о понуждении произвести перерасчет земельного налога также следует отказать в связи с отсутствием правовых оснований для такого перерасчета.
Руководствуясь статьями 175 – 180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении административного искового заявления Спиридоновой Е.А. к комитету по управлению имуществом Саратовской области, федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Саратовской области, Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 7 по Саратовской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области, заинтересованные лица: администрация Энгельсского муниципального образования, комитет по управлению имуществом Энгельсского муниципального образования об устранении технической ошибки в государственном кадастре недвижимости, понуждении произвести перерасчет земельного налога - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Саратовского областного суда в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме
Председательствующий
судья Е.М. Бугаева
Мотивированное решение
составлено 30 ноября 2015 года.