ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 220 от 04.07.2022 Индустриального районного суда г. Барнаула (Алтайский край)

Дело ***

УИД 22RS0***-41

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

04 июля 2022 года

Индустриальный районный суд края в составе:

председательствующего Комиссаровой И.Ю.,

при секретаре ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ2,

с участием

истца ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ1,

представителя истца ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ3,

третьего лица ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ4,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ1 к ОАО «Авиакомпания Сибирь» о защите прав потребителей,

установил:

Истец ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ1 обратилась в суд с иском к АО «Авиакомпания Сибирь», в котором с учетом уточнений просит взыскать ответчика стоимость авиабилетов на имя ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ5, ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ10 Софьи, ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ4 на рейс ***, ДД.ММ.ГГГГ из аэропорта Толмачево () в аэропорт в сумме 92 565 рублей, неустойку в размере 563 720, 85 рублей, компенсацию морального вреда в сумме 200 000 рублей, убытки в размере 113 200 рублей, штраф в размере 50% от взысканной суммы.

В обоснование требований указано, что ДД.ММ.ГГГГ между истицей ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ1 и ИП ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ6 (Торговая марка «Авиафлот») заключен договор *** о подборе, бронировании гостиничных услуг по направлению Хорватия сроком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Стоимость услуги составляла 98 200 рублей. В связи с неблагоприятной ситуацией по новой короновирусной инфекции, были введены ограничения, которые стали причиной невозможности реализовать приобретенный туристический продукт. Произведена замена туристического продукта на направление - Крым, , срок поездки с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ приобретены билеты авиакомпании S7 Airlines (Авиакомпания “Сибирь»), стоимость которых составила 92 565 рублей. Однако, ДД.ММ.ГГГГ прибыв в аэропорт «Толмачево» для вылета в истцу отказано в предоставлении услуги в связи с отсутствием необходимого количества мест. Было предложено приобрести билеты на следующий рейс, стоимостью 210 000 рублей, однако у истца такой возможности не имелось.

ДД.ММ.ГГГГ в адрес ответчика направлена претензия о возврате денежных средств за авиабилеты, багаж, убытков за проживание в пансионате «Звездный» (). Ответ не получен, ДД.ММ.ГГГГ в адрес истца поступил возврат средств в размере 4 620 рублей в счет оплаты за багаж.

Истец и третье лицо в судебном заседании исковые требования поддержали в полном объеме, по основаниям, изложенным в иске. Пояснили, что прибыли в здание аэропорта за 40 минут до окончания регистрации на рейс. На стойке регистрации одновременно производилась регистрация на несколько рейсов, в связи с чем, скопилась большая очередь. Находясь в конце очереди, услышали объявление об окончании регистрации на рейс. Подошли непосредственно к регистратору и подали документы на регистрацию уже после объявления об окончании регистрации на рейс, процедура регистрации не пройдена, в регистрации отказано.

Представитель истца в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме, по основаниям, изложенным в иске.

Представитель ответчика извещен надлежаще, в судебное заседание не явился, представлен отзыв. Согласно отзыва, просит в удовлетворении исковых требований отказать в связи с тем, что от предоставления услуги не отказывались, пассажиры регистрацию на рейс не проходили, договор воздушной перевозки был расторгнут в связи с отказом пассажиров от договора, который выразился в неявке в установленный срок на регистрацию рейса. Истцом не представлено доказательств своевременной явки на регистрацию рейса и оформления багажа в установленные сроки. Ответчик также указал, что истцом необоснованно заявлена сумма к взысканию 92 565 рублей, в то время как из них сумма за провоз багажа в размере 4 620 рублей была возвращена истцу. Заявлено также о снижении размера неустойки, морального вреда; истцом не доказан факт отказа туристического агентства (ИП Логинов) от возврата стоимости туристского продукта.

В соответствии со ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть настоящий спор при имеющейся явке.

Представитель 3 лица АО Агенство «Пактур», привлеченное к участию в дело в качестве 3 лица, в судебное заседание не явились, извещены. Направлено платежное поручение *** от ДД.ММ.ГГГГ о возврате истцу суммы за услуги размещения в размере 86 632 рубля.

Выслушав истца, его представителя, третьего лица, исследовав и проанализировав представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.

На основании ст. 784 Гражданского кодекса Российской Федерации перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки. Общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами. Условия перевозки грузов, пассажиров и багажа отдельными видами транспорта, а также ответственность сторон по этим перевозкам определяются соглашением сторон, если Гражданским кодексом Российской Федерации, транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами не установлено иное.

В соответствии с п.п.1, 2 ст. 786 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу; пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа и за провоз багажа. Заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом, а сдача пассажиром багажа багажной квитанцией.

Согласно ст. 793 Гражданского кодекса Российской Федерации, в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную Гражданским кодексом Российской Федерации, транспортными уставами, кодексами и иными законами, а также соглашением сторон.

На основании п.1 ст.102 Воздушного кодекса Российской Федерации юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие коммерческие воздушные перевозки, обслуживание пассажиров, при выполнении воздушных перевозок обязаны соблюдать общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа и грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей, устанавливаемые федеральными авиационными правилами.

Перевозчики вправе устанавливать свои правила воздушных перевозок. Эти правила не должны противоречить общим правилам воздушной перевозки и ухудшать уровень обслуживания пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей (пункт 2).

Согласно п.1 ст.103 Воздушного кодекса Российской Федерации по договору воздушной перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира воздушного судна в пункт назначения с предоставлением ему места на воздушном судне, совершающем рейс, указанный в билете, а в случае сдачи пассажиром воздушного судна багажа обязуется доставить багаж в пункт назначения и выдать пассажиру воздушного судна или управомоченному им на получение багажа лицу.

Перевозчик или уполномоченное им лицо обязаны информировать пассажира об условиях договора воздушной перевозки пассажира. Порядок информирования пассажиров об условиях договора воздушной перевозки пассажира, в том числе, об условии о возврате провозной платы при расторжении договора воздушной перевозки пассажира или невозврате провозной платы при расторжении договора воздушной перевозки пассажира, а также об условиях возврата уплаченной за воздушную перевозку провозной платы устанавливается федеральными авиационными правилами. В случае непредставления информации об условиях договора воздушной перевозки пассажира перевозчик или уполномоченное им лицо несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 1.1 статьи 103 Воздушного кодекса Российской Федерации).

При рассмотрении дела судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ истцом в рамках договора от ДД.ММ.ГГГГ*** с ИП Логунов (Торговая марка «Туристическая компания «Авиафлот») о подборе, бронировании гостиничных услуг при обмене туристского продукта ДД.ММ.ГГГГ оформлены авиабилеты *** на имя истца и пассажира ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ7 (ребенок) на рейс S7 5141 на ДД.ММ.ГГГГ/S7 5136 от ДД.ММ.ГГГГ по маршруту «Новосибирск - Симферополь - Новосибирск» (номер заказа M6VSU6B). Предварительно оплачена перевозка 1 места багажа. Авиабилет *** на имя пассажира ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ4 оформлен по тому же маршруту в отдельном бронировании (номер заказа MV1VTRV). Авиабилеты приобретены по безвозвратному тарифу.

Вылет по маршруту осуществлялся по расписанию в 05:30, окончание регистрации 04:50. Как следует из материалов дела, регистрацию на рейс истец, ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ7 (ребенок), ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ4 не проходили, что не оспаривается сторонами.

Пояснения истца о том, что она вместе с членами своей семьи находились в одной очереди с пассажирами на разные рейсы, и подошли к стойке регистрации уже после объявления окончания регистрации на рейс, опровергает довод истца о том, что им было отказано в регистрации на рейс в связи с отсутствием необходимого количества мест на рейс. Указанные обстоятельства согласуются также с материалами дела и с доводами ответчика, изложенными в отзыве на иск, о том, что истец отказалась от договора в связи с неявкой на регистрацию в установленное время, а не в связи с отсутствием мест на рейс. Кроме того, доводы истца о том, что причиной их обращения на стойку регистрации после объявления об окончании регистрации явилась ненадлежащая организации работы по регистрации на рейс, судом не принимаются во внимание, поскольку опровергаются самим фактом того, что 188 пассажиров на борту своевременно прошли регистрацию на рейс и оформление багажа.

В данном случае юридически значимыми обстоятельствами являются обстоятельства, в связи с которым истец не прошел регистрацию на рейс, а также тариф, применяемый при определении провозной платы, предусматривающий в данном случае условие о невозврате провозной платы при расторжении договора воздушной перевозки пассажира в связи с добровольным отказом пассажира от всей перевозки или ее части.

То обстоятельство, что после окончания регистрации на рейс количество свободных мест в салоне самолета было только 2, то есть меньше числа забронированных истцом билетов в количестве 3, не свидетельствует об отказе от договора со стороны ответчика в перевозке указанным рейсом по причине отсутствия свободных мест для их посадки в самолет. Указанный вопрос после окончания регистрации на рейс не имеет правового значения и не свидетельствует, что количество пассажирских мест, доступных для посадки пассажиров в салоне воздушного судна, менее реализованных авиабилетов на указанный рейс.

Исходя из информации АО «Аэропорт Толмачево» от ДД.ММ.ГГГГ*** на информационных панелях аэропорта Толмачево ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ9 и переходной галереи, где расположен зал ожидания был отображен статус рейса S7 5141 ДД.ММ.ГГГГ, регистрация на который началась ДД.ММ.ГГГГ в 05:30 (время местное), окончание регистрации ДД.ММ.ГГГГ в 04:50 (местное время), начало посадки ДД.ММ.ГГГГ в 05:10 (время местное). В этот период ДД.ММ.ГГГГ с 4.00 до 5.00 работало 5 стоек регистрации, производилось акустическое информирование пассажиров данного рейса, звучали объявления о регистрации пассажиров и оформлении багажа на рейс S7 5141, об окончании регистрации и оформлении багажа, о начале посадки на рейс, о номере выхода на посадку, об окончании посадки на рейс.

Доводы истца, о том, что ДД.ММ.ГГГГ она вместе с членами семьи прибыла в аэропорт Толмачево в 04:00 опровергаются фактическими обстоятельствами дела, исходя из которых автомобиль ДД.ММ.ГГГГ в 04:00 был помещен на автостоянку «Авиатор» в по адресу: (квитанция ***). Согласно информации ООО «Баланс», услугами которой воспользовался истец при следовании от места стоянки автомобиля до аэропорта «Толмачево», доставка пассажиров осуществляется автомобилями такси, ориентировочное время в пути в летнее время года с 4 до 5 утра не более 10 минут. Более того, исходя из обстоятельств дела, после прибытия в аэропорт истцу требовалось время для прохождения в здание аэропорта «Толмачево», что согласуется с пояснениями истца о том, что к стойке регистрации, минуя очередь, они подошли уже после объявления об окончании регистрации на рейс.

Согласно пункту 1 статьи 103 Воздушного кодекса Российской Федерации по договору воздушной перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира воздушного судна в пункт назначения с предоставлением ему места на воздушном судне, совершающем рейс, указанный в билете, а в случае сдачи пассажиром воздушного судна багажа обязуется доставить багаж в пункт назначения и выдать пассажиру воздушного судна или управомоченному им на получение багажа лицу.

Порядок информирования пассажиров об условиях договора воздушной перевозки пассажира, в том числе, об условии о возврате провозной платы при расторжении договора воздушной перевозки пассажира или невозврате провозной платы при расторжении договора воздушной перевозки пассажира, а также об условиях возврата уплаченной за воздушную перевозку провозной платы устанавливается федеральными авиационными правилами (пункт 1.1 статьи 103 Воздушного кодекса Российской Федерации).

Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 108 Воздушного кодекса Российской Федерации Российской Федерации в случае отказа пассажира от воздушной перевозки по причинам, не предусмотренным пунктом 2 настоящей статьи, если пассажиром заключен договор воздушной перевозки пассажира, предусматривающий условие о невозврате провозной платы при расторжении договора воздушной перевозки пассажира, уплаченная за воздушную перевозку пассажира провозная плата не возвращается, за исключением неиспользованных сумм, взимаемых перевозчиком в пользу иных организаций в соответствии с законодательством иностранных государств, с территорий, на территории или через территории которых осуществляется воздушная перевозка пассажира.

Пунктом 2 названной статьи предусмотрено, что в случае вынужденного отказа пассажира от воздушной перевозки в связи с болезнью пассажира или члена его семьи либо близкого родственника, совместно следующих с ним на воздушном судне, что подтверждается медицинскими документами, либо в связи со смертью члена его семьи или близкого родственника, что подтверждается документально, и уведомления об этом перевозчика до окончания установленного в соответствии с федеральными авиационными правилами времени регистрации пассажиров на указанный в билете рейс, либо в связи с задержкой отправления воздушного судна, иными предусмотренными федеральными авиационными правилами действиями (бездействием) перевозчика, влекущими за собой неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору воздушной перевозки пассажира, пассажиру возвращается уплаченная за воздушную перевозку провозная плата.

Общими правилами воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требованиями к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей, утвержденными приказом Минтранса России от ДД.ММ.ГГГГ N 82 (далее - Правила N 82), предусмотрено, что вынужденным отказом пассажира от перевозки признается отказ в случае: отмены или задержки рейса, указанного в билете; изменения перевозчиком маршрута перевозки; выполнения рейса не по расписанию; несостоявшейся отправки пассажира из-за невозможности предоставить ему место на рейс и дату, указанные в билете; несостоявшейся перевозки пассажира на воздушном судне, вызванной задержкой пассажира в аэропорту из-за продолжительности проведения его досмотра, если при досмотре багажа или личном досмотре пассажира не было обнаружено запрещенных к перевозке веществ и предметов; необеспечения перевозчиком стыковки рейсов в случае выполнения единой перевозки; болезни пассажира или члена его семьи либо близкого родственника, совместно следующего с ним на воздушном судне, что подтверждается медицинскими документами, либо смерти члена его семьи или близкого родственника, что подтверждается документально, при условии уведомления об этом перевозчика до окончания установленного в соответствии с пунктом 81 настоящих Правил времени регистрации пассажиров на указанный в билете рейс; непредоставления пассажиру обслуживания по классу, указанному в билете; неправильного оформления билета перевозчиком или уполномоченным агентом (пункт 227).

При этом согласно пункту 229 Правил N 82 отказ пассажира от перевозки в случаях, не предусмотренных пунктом 227 указанных Правил, признается добровольным отказом от перевозки.

Пунктом 93.1 Приказа Минтранса России от ДД.ММ.ГГГГ N 155 "Об утверждении Правил формирования и применения тарифов на регулярные воздушные перевозки пассажиров и багажа, взимания сборов в области гражданской авиации" предусмотрено, что в случае прекращения действия договора воздушной перевозки пассажира, предусматривающего условие о невозврате провозной платы при расторжении договора воздушной перевозки пассажира, в связи с добровольным отказом пассажира от всей перевозки или от части перевозки, и уведомления об этом перевозчика до окончания установленного в соответствии с пунктом 81 Общих правил воздушных перевозок времени регистрации пассажиров на указанный в билете рейс, уплаченная за воздушную перевозку провозная плата (полностью или в части) пассажиру не возвращается.

С учетом приведенного выше нормативного регулирования, суд приходит к выводу о том, что отказ истца от договора перевозки, заключенного с АО «Авиакомпания «Сибирь», не являлся вынужденным и в силу отсутствия обстоятельств, изложенных в пункте 227 Правил N 82, признается добровольным, в связи с чем ответчиком правомерно отказано истцу в удовлетворении требований о возврате провозной платы.

При рассмотрении дела судом не установлена вина ответчика АО «Авиакомпания «Сибирь» в нарушении прав потребителей ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ1, ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ7, ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ4 В связи с отказом от удовлетворения основанного требования истца о возврате стоимости авиабилетов, не подлежат удовлетворению также требования истца о взыскании неустойки, компенсации морального вреда, убытков, штрафа.

Руководствуясь ст.ст.194-199, 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Исковое заявление ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ1 к АО «Авиакомпания Сибирь» о защите прав потребителей оставить без удовлетворения в полном объеме.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке ввой суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Индустриальный районный суд .

Судья: И.Ю. Комиссарова

Решение в окончательной форме составлено ДД.ММ.ГГГГ.

Верно, судья

И.Ю. Комиссарова

Секретарь судебного заседания

ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ2

Решение не вступило в законную силу на ДД.ММ.ГГГГ

Подлинный документ находится в гражданском деле *** Индустриального районного суда

Секретарь судебного заседания

ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ2