Дело №а-5104/2021
УИД: 22RS0№-32
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
11 ноября 2021 года ....
Центральный районный суд .... края в составе:
судьи Мальцевой О.А.,
при секретаре ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Межрайонной ИФНС России № по .... к ФИО1 о взыскании недоимки по налогам, пени,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная ИФНС России № по .... обратилась в суд с административным иском к ФИО1 просит взыскать недоимку по земельному налогу за 2017 год в размере 20 047 руб., пени в размере 287, 84 руб., недоимку по налогу на имущество физических лиц за 2017 год в размере 766 руб., пени в размере 11 руб.
В обоснование требований указано, что ФИО1 является собственником недвижимого имущества, а именно земельных участков расположенных по адресу: ...., с кадастровыми номерами: №, № и №, а также собственником жилого дома по адресу: ...., кадастровый №.
Сумма налога на имущество за 2017 год исходя из инвентаризационной стоимости имущества составила 766 руб., сумма земельного налога за указанный период исходя из кадастровой стоимости земельных участков составила 20 047 руб.
Налоговое уведомление, требование об уплате налогов и сборов направлены налогоплательщику в установленном порядке, вместе с тем, оплата задолженности в установленный срок не произведена. В связи с неуплатой налогоплательщиком налогов в установленный срок образовалась недоимка за 2017 год, начислены пени. Судебный приказ о взыскании недоимки и пени отменен по заявлению административного ответчика.
Представитель административного истца в судебное заседание не явился, извещен надлежаще, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Административный ответчик ФИО1 в судебное заседание не явилась, извещена надлежаще, просила рассмотреть дело в ее отсутствие, также заявила ходатайство о перерасчете суммы налога на имущество за 2017 год исходя из его кадастровой стоимости.
Суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующим выводам.
Статьей 57 Конституции Российской Федерации и пунктом 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации установлена обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы.
В силу ч. 1 ст. 399 НК РФ налог на имущество физических лиц устанавливается Налоговым кодеком Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Налоговым кодеком Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Плательщиками налога на имущество физических лиц в силу ст. 400 Налогового кодека Российской Федерации признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения.
Статьей 401 НК РФ установлено, что объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: 1) жилой дом;2) квартира, комната;3) гараж, машино-место;4) единый недвижимый комплекс;5) объект незавершенного строительства;6) иные здание, строение, сооружение, помещение.
В соответствии с п. 1 ст. 409 НК РФ, налог подлежит уплате налогоплательщиками по месту нахождения объекта налогообложения в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом, на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом.
Из материалов дела следует, что ФИО1 в 2017 году на праве собственности принадлежал жилой дом, расположенный по адресу: ...., кадастровый №, площадью 35,6 кв.м., право собственности с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с ч. 1, 2 ст. 402 НК РФ налоговая база в отношении объектов налогообложения, за исключением объектов, указанных в пункте 3 настоящей статьи, определяется исходя из их инвентаризационной стоимости в случае, если субъектом Российской Федерации не принято решение, предусмотренное абзацем третьим пункта 1 настоящей статьи. Указанный порядок определения налоговой базы (исходя из кадастровой стоимости) может быть установлен нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
На территории .... до ДД.ММ.ГГГГ порядок исчисления налоговой базы из кадастровой стоимости не установлен, в связи с чем, налоговым органом налог на имущество физических лиц исчисляется на основании данных об инвентаризационной стоимости по состоянию на 1 января каждого года.
Как следует из налогового уведомления № от ДД.ММ.ГГГГ, налоговым органом произведено исчисление налога на имущество физических лиц за 2017 год исходя из инвентаризационной стоимости объекта недвижимости, умноженной на долю в праве собственности, количество полных месяцев владения имуществом и соответствующего размера налоговой ставки. Сумма налога на имущество за 2017 год составила 766 руб. (340 605 руб. (налоговая база) х0,225% (налоговая ставка) х12/12(количество месяцев владения) = 766 руб.)
Учитывая, что при разрешении налогового спора административным ответчиком заявлено о необходимости применения для расчета налога на имущество кадастровой стоимости объекта недвижимости, принимая во внимание правовую позицию, изложенную в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№-П, суд приходит к выводу о наличии оснований для исчисления суммы налога на имущество физических лиц с использованием кадастровой стоимости и соответствующего размера налоговой ставки, поскольку сумма налога, исчисленная налоговым органом, исходя из инвентаризационной стоимости этого имущества, существенно превышает сумму налога, исчисляемую исходя из его кадастровой стоимости.
Порядок расчета налога на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости определен статьями 403, 406 Налогового кодекса РФ.
Так, в соответствии с пунктом 1 статьи 403 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
Согласно п.5 ст.403 НК РФ налоговая база в отношении жилого дома определяется как его кадастровая стоимость, уменьшенная на величину кадастровой стоимости 50 квадратных метров общей площади этого жилого дома.
В силу ч.2 ст.406 НК РФ в случае определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения налоговые ставки устанавливаются в размерах, не превышающих: 0,1 процента в отношении: жилых домов, частей жилых домов, квартир, частей квартир, комнат.
Согласно сведениям ЕГРН кадастровая стоимость жилого дома, расположенного по адресу: ...., кадастровый № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет 257 955,11 руб., а его общая площадь 35,6 кв.м.
В результате уменьшения кадастровой стоимости жилого дома на величину кадастровой стоимости 50 кв.м., налоговая база и, соответственно, сумма налога на имущество по данному объекту составит 0 руб.
Поскольку сумма налога на имущество физических лиц за 2017 год на объект недвижимости - жилой дом, расположенный по адресу: г ...., кадастровый №, составляет 0 руб., то оснований для взыскания пени, начисленной налоговым оранном по данному налоговому платежу, также не имеется.
Таким образом, требования налогового органа о взыскании с ФИО1 недоимки по налогу на имущество за 2017 год в размере 766 руб., пени в размере 11 руб. удовлетворению не подлежат.
Согласно ст. 388 Налогового кодекса РФ плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
Согласно ст.ст. 390, 391 Налогового кодекса РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Налоговым периодом в соответствии с ст. 393 Налогового кодекса РФ признается календарный год.
Срок уплаты налога для налогоплательщиков - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, в соответствии с положениями ст. 397 НК РФ, не может быть установлен ранее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Согласно сведений Росреестра в 2017 году ФИО1 на праве собственности принадлежали земельные участки по адресу: ...., с кадастровыми номерами:
- 22:61:011267:47, кадастровая стоимость по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ – 1 337 648 руб., право собственности с ДД.ММ.ГГГГ, категория земель – земли населенных пунктов, виды разрешенного использования – для целей, не связанных со строительством, для благоустройства территории.
- 22:61:0101267:1, кадастровая стоимость по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ – 679 888 руб., право собственности с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ, категория земель – земли населенных пунктов, виды разрешенного использования – для ведения личного подсобного хозяйства.
- 22:61:011267:68, кадастровая стоимость по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ – 599 537,6 руб., право собственности с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ, категория земель – земли населенных пунктов, виды разрешенного использования – под жилую застройку индивидуальную и для ведения личного подсобного хозяйства.
В соответствии с решением Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении Положения о земельном налоге на территории городского округа - .... края» (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ), налоговые ставки для земельных участков, занятых для ведения личного подсобного хозяйства, установлены в размере – 0,3 %, для участков приобретенных (предоставленных) физическими лицами для индивидуального жилищного строительства – 0,1 %, прочих земельных участков – 1,5%.
Учитывая изложенное, сумма земельного налога, подлежащая взысканию с налогоплательщика, составляет:
- для участка с кадастровым номером 22:61:011267:47, 20 064,72 руб. исходя из следующего расчета 1 337 648* (кадастровая стоимость участка) * 1,5 % (налоговая ставка)*12/12(количество месяцев владения).
- для участка с кадастровым номером 22:61:0101267:1, 1020 руб. исходя из следующего расчета 679 888* (кадастровая стоимость участка) * 0,3 % (налоговая ставка)*6/12(количество месяцев владения) с учетом положений ч.6 ст. 52 Налогового кодекса РФ исчисляется в полных рублях, в данном случае, с округлением до полного рубля.
- для участка с кадастровым номером 22:61:011267:68, 300 руб. исходя из следующего расчета 599 537 * (кадастровая стоимость участка) * 0,1 % (налоговая ставка)*6/12(количество месяцев владения) с учетом округления до полного рубля.
Поскольку налоговым органом в отношении земельного участка с кадастровым номером 22:61:011267:47 к оплате рассчитан налог в размере 18 727 руб., данная сумма подлежит взысканию с ФИО1 Суд не усматривает оснований для выхода за пределы заявленных административных требований в отношении данного объекта недвижимости.
Таким образом, общая сумма земельного налога, подлежащая взысканию с налогоплательщика составляет 20 047 руб. (18 727+1 020 + 300)
Проверяя соблюдение налоговым органом предусмотренного налоговым кодексом порядка взыскания задолженности по налоговым платежам, суд приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что в соответствии с положениями ч.4 ст.52 НК РФ налоговое уведомление об уплате налога за 2017 год № от ДД.ММ.ГГГГ с расчетом налогов и сроком уплаты налога до ДД.ММ.ГГГГ направлено ответчику ДД.ММ.ГГГГ заказным письмом по адресу: ...., пер. 1-й, ...., что подтверждается списком заказных писем №, сведениями АИС Налог-3ПРОМ о присвоении почтового идентификатора данному отправлению.
На основании ст.ст. 69, 70 НК РФ в связи с неисполнением обязанности по уплате налогов в установленный срок ФИО1ДД.ММ.ГГГГ направлено требование № об уплате недоимки по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ по адресу: ...., пер. 1-й, ...., что подтверждается списком заказных писем № от ДД.ММ.ГГГГ, сведениями АИС Налог-3ПРОМ о присвоении почтового идентификатора данному требованию.
Из материалов дела следует, что ФИО1 в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ была зарегистрирована по месту жительства по адресу: ...., пер. 1-й, ...., в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ регистрации в .... не имела, с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирована по адресу: ....36-5.
Таким образом, материалами дела установлено, что по состоянию на 2018-2019 налогоплательщик по месту жительства регистрации не имел.
В силу ч. 3 ст. 85 НК РФ органы, осуществляющие регистрацию (миграционный учет) физических лиц по месту жительства (месту пребывания), обязаны сообщать информацию о фактах регистрации физического лица по месту жительства в налоговые органы по месту своего нахождения в течение десяти дней после дня регистрации указанного лица.
В данном случае ФИО1 на регистрационный учет после ДД.ММ.ГГГГ не встала, соответственно, у налогового органа информации о смене места жительства налогоплательщиком не имелось, в этой связи, направление налогового уведомления и налогового требования по месту налогового учета ответчика - ...., пер. 1-й, .... (последнее известное место жительства) отвечало требованиям закона.
Учитывая, что регистрация гражданина по месту жительства является способом уведомления налогового органа о месте проживания налогоплательщика, и у налогового органа отсутствует обязанность производить розыск места жительства (пребывания) налогоплательщика, то направление налогового уведомления и требования об уплате налогов за спорный период по последнему известному адресу регистрации административного ответчика необходимо расценивать как надлежащее исполнение налоговым органом обязанности, предусмотренной статьей 52 Налогового кодекса Российской Федерации.
В связи с изложенным суд приходит к выводу, что налоговым органом соблюден порядок направления административному ответчику налогового уведомления и требования.
В соответствии с пунктами 1, 2, 3 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Согласно требованию срок оплаты недоимки установлен до ДД.ММ.ГГГГ. В установленный срок оплата налога ответчиком не произведена.
Выданный ДД.ММ.ГГГГ судебный приказ о взыскании недоимки отменен определением мирового судьи судебного участка № .... по заявлению должника – ДД.ММ.ГГГГ. В этой связи процессуальный срок для обращения в суд истекал ДД.ММ.ГГГГ. С настоящим административным иском в суд административный истец обратился – ДД.ММ.ГГГГ, то есть в установленный ст. 48 НК РФ срок.
Учитывая изложенное, с ФИО1 подлежит взысканию недоимка по земельному налогу за 2017 год в размере 20 047 руб.
В соответствии с п. 1 ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Из представленного в материалы дела расчета административного истца следует, что налогоплательщику начислены пени на сумму задолженности по земельному налогу за 2017 год за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 287,84 руб., согласно требованию № на ДД.ММ.ГГГГ.
Расчет пени отражен в требовании № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, который судом проверен, признан верным. Период начисления пени определен верно.
С учетом, установленных по делу обстоятельств, требования налоговой инспекции подлежат удовлетворению в части. С ФИО1 подлежит взысканию недоимка по земельному налогу на за 2017 год в размере 20 047 руб., пени по земельному налогу, начисленные с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 287,84 руб.
На основании ч. 1 ст. 114 Кодекса административного судопроизводства РФ с ФИО3 в доход бюджета муниципального образования городской округ .... подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 800 руб. пропорционально удовлетворенным требованиям (96%).
Руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
РЕШИЛ:
административные исковые требования Межрайонной ИФНС России № по .... – удовлетворить частично.
Взыскать с ФИО1 в пользу Межрайонной ИФНС России № по .... с зачислением в соответствующий бюджет земельный налог за 2017 год в размере 20 047 руб., пени по земельному налогу за 2017 год в размере 287,84 руб.
В остальной части административного иска отказать.
Взыскать с ФИО1 в доход бюджета муниципального образования – городской округ .... государственную пошлину в размере 800 руб.
Решение может быть обжаловано в ....вой суд через Центральный районный суд .... в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья О.А. Мальцева
Копия верна:
Судья О.А. Мальцева
Секретарь ФИО2
Подлинник документа находится в Центральном районном суде .... в деле №а-5104//2021