ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 220 от 20.12.2021 Алтайского краевого суда (Алтайский край)

Судья Бабушкин С.А. Дело ***

УИД: 22RS0***-85 *** (1 инстанция)

РЕШЕНИЕ

20 декабря 2021 года г.Барнаул

Судья Алтайского краевого суда Пасынкова О.М., рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью «Терминал» на постановление судьи Бийского городского суда Алтайского края от 29 ноября 2021 года, которым

общество с ограниченной ответственностью «Терминал» (далее - ООО «Терминал»), юридический адрес: <адрес>, ОГРН 1022200557026, ИНН 2204010988,

признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного приостановления деятельности по эксплуатации опасного производственного объекта «Площадка склада по хранению и перевалке нефти и нефтепродуктов», III класс опасности, <адрес>, расположенного по адресу: <адрес>, путем остановки производственного цикла (прекращение деятельности) посредством опломбирования здания насосной и подземного помещения для подачи дизтоплива на 90 суток с 29 ноября 2021 года по 27 февраля 2022 года,

УСТАНОВИЛ:

согласно протоколу об административном правонарушении от 12 октября 2021 года, составленному государственным инспектором отдела по надзору за объектами нефтегазодобывающей, нефтехимической и нефтегазоперерабатывающей промышленности и объектами нефтепродуктообеспечения Сибирского управления Ростехнадзора К, 1 октября 2021 года в 14 часов в ходе плановой выездной проверки, проведенной в период с 20 сентября по 1 октября 2021 года на основании решения заместителя руководителя Сибирского управления Ростехнадзора № *** от 15 сентября 2021 года, выявлено, что ООО «Терминал» допустило нарушения требований промышленной безопасности, являющиеся грубыми нарушениями лицензионных требований при осуществлении лицензируемого вида деятельности по эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I-III классов опасности - «Площадка склада по хранению и перевалке нефти и нефтепродуктов», III класс опасности, <адрес>, расположенного по адресу: <адрес>, выразившиеся в том, что:

1) на сливоналивной железнодорожной эстакаде не установлены датчики загазованности рабочей зоны, отсутствует автоматическое прекращение слива и налива при достижении загазованности воздушной среды выше 50% объемных от НКПРП, что не соответствует пункту 1 статьи 9 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее - Федеральный закон № 116-ФЗ), пункту 30 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности складов нефти и нефтепродуктов», утвержденных приказом Ростехнадзора от 15 декабря 2020 года № 529 (далее - Правила промышленной безопасности складов нефти и нефтепродуктов), подпунктам «и», «с» пункта 5 Положения о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химических производственных объектов I, II и III классов опасности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2020 года № 1661 (далее - Положение о лицензировании);

2) на площадке налива нефтепродуктов в автомобильные цистерны отсутствуют сигнализаторы довзрывных концентраций паров нефти и нефтепродуктов, что не соответствует пункту 1 статьи 9 Федерального закона № 116-ФЗ, пункту 47 Правил промышленной безопасности складов нефти и нефтепродуктов, подпунктам «и», «с» пункта 5 Положения о лицензировании;

3) отсутствуют блокировки по прекращению операций налива и сигнализация, оповещающая о запрете запуска двигателей автомобилей при превышении концентрации паров нефтепродуктов более 20% объемных от НКПРП на площадке налива автомобильных цистерн, что не соответствует пункту 1 статьи 9 Федерального закона №116-ФЗ, пункту 48 Правил промышленной безопасности складов нефти и нефтепродуктов, подпунктам «и», «с» пункта 5 Положения о лицензировании;

4) устройство для верхнего налива ЛВЖ АСН-100АС, зав. № 511, в автомобильные цистерны с упругостью паров более 66,65 кПа (бензина) не снабжено устройствами отвода паров, что не соответствует пункту 1 статьи 9 Федерального закона № 116-ФЗ, пункту 38 Правил промышленной безопасности складов нефти и нефтепродуктов, подпункту «с» пункта 5 Положения о лицензировании;

5) применяемые в АСН-100АС зав. № 509, 511, 0719023 ограничители уровня налива не позволяют автоматически прекращать налив при достижении заданного значения, что не соответствует пункту 1 статьи 9 Федерального закона № 116-ФЗ, пункту 41 Правил промышленной безопасности складов нефти и нефтепродуктов, подпунктам «и», «с» пункта 5 Положения о лицензировании;

6) не выполнены мероприятия, после проведения которых технические устройства - горизонтальные стальные резервуары для нефтепродуктов № 1-30 будут соответствовать требованиям промышленной безопасности, согласно заключению экспертизы промышленной безопасности рег. 63-ТУ-13955-2021 от 11 мая 2021 года, а именно по установке на горизонтальных стальных резервуарах для нефтепродуктов № 1-30 контрольно-измерительных приборов для управления опасными процессами, предотвращающих перелив и автоматически прекращающих подачу нефтепродукта по достижении заданного уровня; оснащению резервуаров № 12, 13, 14, 15, 26, 27 дыхательными клапанами с огнепреградителями, что не соответствует пункту 1 статьи 9, статье 13 Федерального закона № 116-ФЗ, пункту 261 Правил промышленной безопасности складов нефти и нефтепродуктов, подпункту 2 пункта 35 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности», утвержденных приказом Ростехнадзора от 20 октября 2020 года № 420 (далее - Правила проведения экспертизы промышленной безопасности), подпункту «к» пункта 5 Положения о лицензировании;

7) отсутствует контроль уровня в резервуарах, контрольно-измерительные приборы сигнализаторы многоканальные СМ2-4М (3 шт.) отключены, находятся в неисправном состоянии, что не соответствует пункту 1 статьи 9 Федерального закона № 116-ФЗ, пунктам 98, 178 Правил промышленной безопасности складов нефти и нефтепродуктов, подпунктам «и», «с» пункта 5 Положения о лицензировании;

8) в подземном помещении подачи дизтоплива (согласно документации шифр №161/0-18 «Терминал»): не установлены средства автоматического контроля загазованности по НКПРП с подачей сигнала (светового и звукового) в помещение управления (операторную) при достижении концентрации горючих газов и паров нефтепродуктов 20% объемных от НКПРП; отсутствуют аварийная вентиляция, включающаяся при достижении горючих газов и паров 20% объемных от НКПРП, автоматическое отключение насосных агрегатов для перекачки нефтепродуктов при достижении горючих газов и паров нефтепродуктов 50% объемных от НКПРП, регистрация приборами с автоматической записью и документирование всех случаев загазованности; у входа в здание насосной не размещен сигнал о загазованности помещения, что не соответствует пункту 1 статьи 9 Федерального закона № 116-ФЗ, пункту 168 Правил промышленной безопасности складов нефти и нефтепродуктов, подпунктам «и», «с» пункта 5 Положения о лицензировании;

9) отсутствует автоматическое отключение насосных агрегатов для перекачки нефтепродуктов при достижении горючих газов и паров нефтепродуктов 50 % объемных от НКПРП в здании насосной, что не соответствует пункту 1 статьи 9 Федерального закона № 116-ФЗ, пункту 168 Правил промышленной безопасности складов нефти и нефтепродуктов, подпунктам «и», «с» пункта 5 Положения о лицензировании;

10) отсутствует автоматическое включение аварийной вентиляции при достижении в помещении (здании) насосной концентрации горючих газов и паров нефтепродуктов 20% объемных от НКПРП, что не соответствует пункту 1 статьи 9 Федерального закона № 116-ФЗ, пункту 219 Правил промышленной безопасности складов нефти и нефтепродуктов, подпунктам «и», «с» пункта 5 Положения о лицензировании, чем создана угроза жизни и здоровья граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, чрезвычайных ситуаций техногенного характера. Деяние квалифицировано по части 3 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

По делу вынесено вышеуказанное постановление.

В жалобе, поданной в Алтайский краевой суд 10 декабря 2021 года (копия постановления получена 2 декабря 2021 года), общество просит постановление судьи изменить с сокращением срока административного приостановления деятельности до 30 календарных дней, исключением указания на опломбирование здания насосной и подземного помещения для подачи дизтоплива, дополнением указанием на разрешение допуска на опасный производственный объект лиц с целью устранения выявленных нарушений, ссылаясь на то, что назначенное максимальное наказание является чрезмерным, притом что обстоятельством, смягчающим административную ответственность, судьей признано совершение административного правонарушения впервые, не установлены обстоятельства, отягчающие административную ответственность, опломбирование здания насосной и подземного помещения для подачи дизтоплива препятствует устранению выявленных правонарушений.

В судебное заседание ни защитник, ни законный представитель ООО «Терминал», извещенного о времени и месте рассмотрения жалобы, не явились, ходатайств об отложении разбирательства не поступало.

Проверив материалы дела в полном объеме, изучив доводы жалобы, прихожу к следующему.

В соответствии с частью 3 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях грубое нарушение требований промышленной безопасности или грубое нарушение условий лицензии на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Согласно примечанию 1 к статье 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях под грубым нарушением требований промышленной безопасности опасных производственных объектов понимается нарушение требований промышленной безопасности, приведшее к возникновению непосредственной угрозы жизни или здоровью людей. Понятие грубого нарушения условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.

В силу пункта 6 Положения о лицензировании грубыми нарушениями лицензионных требований при осуществлении лицензируемого вида деятельности являются нарушения лицензионных требований, предусмотренных подпунктами «а» - «г», «е» - «н» и «п» - «с» пункта 5 настоящего Положения, повлекшие за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности».

В силу части 11 статьи 19 Федерального закона от 04 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее - Федеральный закон № 99-ФЗ) исчерпывающий перечень грубых нарушений лицензионных требований в отношении каждого лицензируемого вида деятельности устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности. При этом к таким нарушениям лицензионных требований могут относиться нарушения, повлекшие за собой:

1) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера;

2) человеческие жертвы или причинение тяжкого вреда здоровью граждан, причинение средней тяжести вреда здоровью двух и более граждан, причинение вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, возникновение чрезвычайных ситуаций техногенного характера, нанесение ущерба правам, законным интересам граждан, обороне страны и безопасности государства.

В силу пункта 5 Положения о лицензировании лицензионными требованиями к лицензиату при осуществлении лицензируемого вида деятельности являются:

наличие и функционирование приборов и систем контроля, управления, сигнализации, оповещения и противоаварийной автоматической защиты технологических процессов на объектах - в случаях, если обязательность наличия таких приборов и систем предусмотрена федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности или до их вступления в силу требованиями промышленной безопасности, установленными нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, предусмотренными статьей 49 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с реализацией положений Федерального закона «О техническом регулировании», в соответствии со статьей 9 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (подпункт «и»);

наличие положительных заключений экспертизы промышленной безопасности, внесенных в реестр заключений экспертизы промышленной безопасности, в соответствии со статьей 13 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (подпункт «к»);

эксплуатация объектов в соответствии с требованиями промышленной безопасности, установленными федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности или до их вступления в силу требованиями промышленной безопасности, установленными нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, предусмотренными статьей 49 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с реализацией положений Федерального закона «О техническом регулировании», а также требованиями, установленными в обоснованиях безопасности объектов, в случае, если деятельность осуществляется лицензиатом с применением обоснования безопасности объекта (подпункт «с»).

Согласно пункту 12 части 1 статьи 12 Федерального закона № 99-ФЗ в соответствии с настоящим Федеральным законом лицензированию подлежит такой вид деятельности, как эксплуатация взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности.

В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Федерального закона № 116-ФЗ организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана в том числе соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности; обеспечивать наличие и функционирование необходимых приборов и систем контроля за производственными процессами в соответствии с установленными требованиями; обеспечивать проведение экспертизы промышленной безопасности зданий, сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте.

В силу пункта 1 статьи 13 Федерального закона № 116-ФЗ экспертизе промышленной безопасности подлежат, в том числе технические устройства, применяемые на опасном производственном объекте, в случаях, установленных статьей 7 настоящего Федерального закона.

Как предусмотрено пунктом 30 Правил промышленной безопасности складов нефти и нефтепродуктов, на сливоналивных железнодорожных эстакадах, предназначенных для слива-налива нефти и светлых нефтепродуктов, должны быть установлены датчики загазованности рабочей зоны. Слив и налив должен автоматически прекращаться при достижении загазованности воздушной среды выше 50 процентов объемных от нижнего концентрационного предела распространения пламени (далее - НКПРП). Установка датчиков загазованности подлежит обоснованию в проектной документации (документации на техническое перевооружение) в соответствии с техническими характеристиками приборов, указанных в паспортах организации-изготовителя.

Для налива ЛВЖ с упругостью паров от 66,65 килопаскаля сливоналивные устройства должны снабжаться устройствами отвода паров (пункт 38 Правил промышленной безопасности складов нефти и нефтепродуктов).

В целях исключения перелива нефтепродукта через край горловины цистерны следует применять ограничители уровня налива, позволяющие автоматически прекращать налив при достижении заданного значения (пункт 41 Правил промышленной безопасности складов нефти и нефтепродуктов).

На сливоналивных станциях и пунктах слива-налива нефти и светлых нефтепродуктов должны быть установлены сигнализаторы довзрывных концентраций паров нефти и нефтепродуктов (пункт 47 Правил промышленной безопасности складов нефти и нефтепродуктов).

При превышении концентрации паров нефтепродуктов на площадках сливоналивных станций и пунктов слива-налива более 20 процентов объемных от НКПРП должны быть установлены блокировки по прекращению операций слива-налива и сигнализация, оповещающая о запрете запуска двигателей автомобилей (пункт 48 Правил промышленной безопасности складов нефти и нефтепродуктов).

Контроль уровня нефтепродуктов в резервуарах должен осуществляться контрольно-измерительными приборами (пункт 98 Правил промышленной безопасности складов нефти и нефтепродуктов).

В насосных установках (станциях) закрытого и открытого типа следует устанавливать средства автоматического контроля загазованности помещения в здании насосной и рабочей зоне открытых насосных установок (станций) по НКПРП с подачей сигнала (светового и звукового) в помещение управления (операторную) при достижении концентрации горючих газов и паров нефтепродуктов 20 процентов объемных от НКПРП (пункт 168 Правил промышленной безопасности складов нефти и нефтепродуктов).

Ведение технологических операций и эксплуатация оборудования с неисправными или отключенными приборами, входящими в системы автоматизации, не допускается (пункт 178 Правил промышленной безопасности складов нефти и нефтепродуктов).

Для вентиляционных систем следует предусматривать: автоматическое включение аварийной вентиляции при достижении в помещении концентрации горючих газов и паров нефтепродуктов 20 процентов объемных от НКПРП; сигнализацию о падении давления, обеспечивающего гарантированный подпор воздуха в помещение и подпор воздуха в тамбур-шлюз; сигнализацию о работе вентиляционных систем с подачей сигнала в помещение управления; автоматическую защиту калориферов от замораживания; автоматическое отключение вентиляционных систем при пожаре в помещении, оборудованном системой автоматического пожаротушения или сигнализации; автоматическое включение резервного вентилятора вентиляционных систем при выходе из строя рабочего вентилятора с подачей сигнала о включении резерва (пункт 219 Правил промышленной безопасности складов нефти и нефтепродуктов).

Технические устройства, оборудование и резервуары, отработавшие срок службы, подлежат экспертизе промышленной безопасности в соответствии с требованиями статей 7 и 13 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов». Эксплуатация технических устройств, оборудования, резервуаров с истекшим сроком службы без положительного заключения экспертизы промышленной безопасности не допускается (пункт 261 Правил промышленной безопасности складов нефти и нефтепродуктов).

Согласно подпункту 2 пункта 35 Правил проведения экспертизы промышленной безопасности заключение экспертизы должно содержать один из приведенных выводов о соответствии объекта экспертизы требованиям промышленной безопасности (кроме экспертизы декларации промышленной безопасности и обоснования безопасности опасного производственного объекта), в частности: объект экспертизы не в полной мере соответствует требованиям промышленной безопасности и может быть применен при условии внесения соответствующих изменений в документацию или выполнения соответствующих мероприятий в отношении технических устройств либо зданий и сооружений (в заключении указываются изменения, после внесения которых документация будет соответствовать требованиям промышленной безопасности, либо мероприятия (в том числе мероприятия, компенсирующие несоответствия), после проведения которых или при выполнении которых в процессе применения техническое устройство, здания, сооружения будут соответствовать требованиям промышленной безопасности).

Из материалов дела следует, что ООО «Терминал» имеет лицензию № ВХ-63-003710, выданную 17 июня 2019 года Сибирским управлением Ростехнадзора на осуществление деятельности «Эксплуатация взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности», включающей транспортирование и хранение воспламеняющихся, окисляющих, горючих, взрывчатых, токсичных, высокотоксичных веществ и веществ, представляющих опасность для окружающей среды, на объектах по месту осуществления деятельности: <адрес>.

ООО «Терминал» допустило выявленные в 14 часов 1 октября 2021 года нарушения требований промышленной безопасности, являющиеся грубыми нарушениями лицензионных требований при осуществлении лицензируемого вида деятельности по эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I-III классов опасности - «Площадка склада по хранению и перевалке нефти и нефтепродуктов» III класс опасности, <адрес> расположенного по адресу: <адрес>, выразившиеся в том, что: на сливоналивной железнодорожной эстакаде не установлены датчики загазованности рабочей зоны, отсутствует автоматическое прекращение слива и налива при достижении загазованности воздушной среды выше 50% объемных от НКПРП; на площадке налива нефтепродуктов в автомобильные цистерны отсутствуют сигнализаторы довзрывных концентраций паров нефти и нефтепродуктов; отсутствуют блокировки по прекращению операций налива и сигнализация, оповещающая о запрете запуска двигателей автомобилей при превышении концентрации паров нефтепродуктов более 20% объемных от НКПРП на площадке налива автомобильных цистерн; устройство для верхнего налива ЛВЖ АСН-100АС зав. № 511 в автомобильные цистерны с упругостью паров более 66,65 кПа (бензина) не снабжено устройствами отвода паров; применяемые в АСН-100АС зав. № 509, 511, 0719023 ограничители уровня налива, не позволяют автоматически прекращать налив при достижении заданного значения; не выполнены мероприятия, после проведения которых технические устройства - горизонтальные стальные резервуары для нефтепродуктов № 1-30 будут соответствовать требованиям промышленной безопасности, согласно заключению экспертизы промышленной безопасности рег. 63-ТУ-13955-2021 от 11 мая 2021 года, а именно: установить на горизонтальных стальных резервуарах для нефтепродуктов № 1-30 контрольно-измерительные приборы для управления опасными процессами, предотвращающие перелив и автоматически прекращающие подачу нефтепродукта по достижении заданного уровня; оснастить резервуары №12, 13, 14, 15, 26, 27 дыхательными клапанами с огнепреградителями; отсутствует контроль уровня в резервуарах, контрольно-измерительные приборы сигнализаторы многоканальные СМ2-4М (3 шт.) отключены, находятся в неисправном состоянии; в подземном помещении подачи дизтоплива (согласно документации шифр №161/0-18 «Терминал») не установлены средства автоматического контроля загазованности по НКПРП с подачей сигнала (светового и звукового) в помещение управления (операторную) при достижении концентрации горючих газов и паров нефтепродуктов 20% объемных от НКПРП, отсутствуют аварийная вентиляция, включающаяся при достижении горючих газов и паров 20% объемных от НКПРП, автоматическое отключение насосных агрегатов для перекачки нефтепродуктов при достижении горючих газов и паров нефтепродуктов 50% объемных от НКПРП, регистрация приборами с автоматической записью и документирование всех случаев загазованности; у входа в здание насосной не размещен сигнал о загазованности помещения; отсутствует автоматическое отключение насосных агрегатов для перекачки нефтепродуктов при достижении горючих газов и паров нефтепродуктов 50 % объемных от НКПРП в здании насосной; отсутствует автоматическое включение аварийной вентиляции при достижении в помещении (здании) насосной концентрации горючих газов и паров нефтепродуктов 20% объемных от НКПРП, чем создана угроза жизни и здоровью граждан, возникновения аварийной ситуации.

Факт совершения вмененного правонарушения подтверждается совокупностью собранных по делу доказательств: протоколом об административном правонарушении *** от 12 октября 2021 года, копиями решения заместителя руководителя Сибирского управления Ростехнадзора о проведении плановой выездной проверки ООО «Терминал» № *** от 15 сентября 2021 года, акта плановой выездной проверки ООО «Терминал» *** от 1 октября 2021 года, протокола осмотра *** от 20 сентября 2021 года, свидетельства о регистрации ОПО от 19 августа 2013 года, сведений, характеризующих ОПО ООО «Терминал», лицензии № *** от 17 июня 2019 года, рабочего проекта технического перевооружения ОПО - «Площадка склада по хранению и перевалке нефти и нефтепродуктов». Устройство аварийной вентиляции в насосной станции ООО «Терминал» по адресу: <адрес>, договора аренды недвижимого имущества от 1 января 2014 года, фототаблицей, выпиской из ЕГРЮЛ, копией вышеуказанного заключения экспертизы промышленной безопасности, показаниями допрошенной в качестве свидетеля К

Всем доказательства судьей районного суда дана надлежащая оценка по правилам статьи 25.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оснований к их иной оценке не имеется.

Деяние верно квалифицировано по части 3 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях как грубое нарушение условий лицензии на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов.

Срок давности привлечения к административной ответственности соблюден.

В силу части 1 статьи 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (часть 2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Как предусмотрено частью 3 статьи 3.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административное приостановление деятельности заключается во временном прекращении деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг. Административное приостановление деятельности применяется, в частности, в случае угрозы жизни или здоровью людей, возникновения эпидемии, эпизоотии, заражения (засорения) подкарантинных объектов карантинными объектами, наступления радиационной аварии или техногенной катастрофы, причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды. Административное приостановление деятельности назначается только в случаях, предусмотренных статьями Особенной части настоящего Кодекса, если менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания.

При этом частью 2 той же статьи предусмотрено, что административное приостановление деятельности устанавливается на срок до девяноста суток. Срок административного приостановления деятельности исчисляется с момента фактического приостановления деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг.

Согласно части 1 статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при назначении судьей административного наказания в виде административного приостановления деятельности решается вопрос о мероприятиях, необходимых для обеспечения исполнения данного административного наказания и состоящих в запрете деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг, а в случае, если административное приостановление деятельности назначается в качестве административного наказания за нарушение законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, также решается вопрос о мерах, необходимых для приостановления операций по счетам.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 32.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление судьи, органа, должностного лица, назначивших административное наказание в виде административного приостановления деятельности, исполняется судебным приставом-исполнителем немедленно после вынесения такого постановления. При административном приостановлении деятельности производится наложение пломб, опечатывание помещений, мест хранения товаров и иных материальных ценностей, касс, а также применяются другие меры по исполнению указанных в постановлении об административном приостановлении деятельности мероприятий, необходимых для исполнения административного наказания в виде административного приостановления деятельности. При административном приостановлении деятельности не допускается применение мер, которые могут повлечь необратимые последствия для производственного процесса, а также для функционирования и сохранности объектов жизнеобеспечения.

Как разъяснено в пункте 23.3 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (далее - Постановление), при назначении этого наказания надлежит учитывать характер деятельности индивидуального предпринимателя или юридического лица, характер совершенных ими действий (бездействия), а также другие обстоятельства, влияющие на создание условий для реальной возможности наступления негативных последствий для жизни или здоровья людей, возникновения эпидемии, эпизоотии, заражения (засорения) подкарантинных объектов карантинными объектами, наступления радиационной аварии или техногенной катастрофы, причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды (абзац первый части 1 статьи 3.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях). Обстоятельства, создающие, по мнению судьи, угрозу причинения вреда, должны быть указаны им в постановлении по делу об административном правонарушении.

При назначении административного наказания в виде административного приостановления деятельности судей городского суда, вопреки утверждению заявителя, учтены вышеприведенные обстоятельства, включая характер деятельности юридического лица, характер совершенных ими действий (бездействия), существование возможности возникновения аварийной ситуации, наступления негативных последствий для жизни или здоровья людей. Выводы об этом мотивированы в судебном акте.

Между тем с доводами жалобы о чрезмерной строгости наказания следует согласиться.

Определяя максимальный предусмотренный санкцией части 3 статьи 9.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок административного приостановления деятельности - 90 суток, судья не фактически не учел отсутствие обстоятельств, отягчающих административную ответственно, признав при этом в качестве обстоятельства, смягчающего административную ответственность совершения правонарушения впервые.

В этой связи с учетом вышеприведенных положений срок административного приостановления деятельности подлежит снижению до 80 суток.

Кроме того, согласно разъяснениям, изложенным в пункте 23.3 Постановления, время начала и окончания срока административного приостановления деятельности индивидуального предпринимателя или юридического лица не должно определяться в постановлении, так как это не предусмотрено Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. В постановлении по делу судья обязан решить вопрос о мероприятиях, необходимых для обеспечения его исполнения, которые в зависимости от обстоятельств каждого дела могут заключаться во временном прекращении эксплуатации тех агрегатов, объектов, зданий или сооружений, принадлежащих индивидуальному предпринимателю или юридическому лицу, либо во временном прекращении осуществления индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом, его филиалами, представительствами, структурными подразделениями, производственными участками тех видов деятельности (работ), оказания услуг, от которых исходит угроза причинения вреда охраняемым общественным отношениям (абзац второй части 2 статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях). Вместе с тем в постановлении не должны указываться конкретные меры, направленные на исполнение названных в нем мероприятий (например, наложение пломб, опечатывание помещений, мест хранения товаров и иных материальных ценностей, отселение граждан из жилых зданий либо их перевод в другие стационарные лечебные, социальные учреждения в случае запрета эксплуатации зданий), поскольку в соответствии с частями 1 и 2 статьи 32.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и частью 2 статьи 109 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» меры по обеспечению исполнения указанных в постановлении мероприятий применяются судебными приставами-исполнителями и выбираются ими самостоятельно. При этом необходимо учитывать, что часть 2 статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает единственный случай, когда при назначении такого вида административного наказания за нарушение законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма судья обязан одновременно с приостановлением деятельности индивидуальных предпринимателей или юридических лиц решить вопрос о мерах, необходимых для приостановления операций по счетам.

С учетом изложенного указания судьи на время начала и окончания срока административного приостановления деятельности, также как и опломбирование здания насосной и подземного помещения для подачи дизтоплива подлежат исключению.

При этом указание в постановлении на опломбирование вышеуказанных здания и помещения, входящих в состав опасного производственного объекта, не учитывает права лица, привлекаемого к административной ответственности, устранить до истечения срока административного приостановления деятельности в соответствии с частью 3 статьи 32.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обстоятельства, послужившие основанием для назначения административного наказания в виде административного приостановления деятельности, и обратиться с ходатайством о досрочном прекращении такового.

Руководствуясь статьей 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

РЕШИЛ:

жалобу общества с ограниченной ответственностью «Терминал» удовлетворить частично.

Постановление судьи Бийского городского суда Алтайского края от 29 ноября 2021 года изменить в части административного наказания, назначив административное наказание в виде административного приостановления деятельности по эксплуатации опасного производственного объекта «Площадка склада по хранению и перевалке нефти и нефтепродуктов» III класс опасности, <адрес>, расположенного по адресу: <адрес>, на срок 80 суток.

В остальной части постановление оставить без изменения, жалобу общества с ограниченной ответственностью «Терминал» - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в порядке статьи 30.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции.

Судья О.М.Пасынкова