22RS0№-81
Гражданское дело № 2-402/2019г.
Решение в окончательной форме
изготовлено 24 июня 2019 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
17 июня 2019 года г. Алейск
Алейский городской суд Алтайского края в составе:
председательствующего судьи Качусовой О.В.,
при секретаре Тюбиной Ю.А.,
с участием помощника военного прокурора Барнаульского гарнизона ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Военного прокурора Барнаульского гарнизона в интересах неопределенного круга лиц к Министерству Обороны Российской Федерации, ФКУ "Объединенное стратегическое командованием Центрального военного округа" в лице командующего войсками Центрального военного округа, ФГУ "Дом офицеров Алейского гарнизона" МО РФ о признании незаконным бездействия,
УСТАНОВИЛ:
Военный прокурор Барнаульского гарнизона в интересах неопределенного круга лиц обратился в Алейский городской суд с иском к Министерству Обороны Российской Федерации, ФКУ "Объединенное стратегическое командованием Центрального военного округа" в лице командующего войсками Центрального военного округа, ФГУ "Дом офицеров Алейского гарнизона" МО РФ о признании незаконным бездействия ответчиков, ссылаясь на следующие обстоятельства.
Военной прокуратурой Барнаульского гарнизона проведена проверка исполнения должностными лицами ФГУ «Дом офицеров Алейского гарнизона» МО РФ действующего законодательства в области защиты социальных прав и законных интересов граждан, выявлены его нарушения.
Так, вход в здание ФГУ «Дом офицеров Алейского гарнизона» МО РФ, расположенного по адресу: <адрес><адрес>, не оборудован пандусом, то есть сооружением, имеющим продольный уклон, повышающим уровень доступности и удобства при вертикальном перемещении.
По результатам проверки в адрес начальника ФГУ «Дом офицеров Алейского гарнизона» МО РФ внесено представление об устранении нарушений закона (исх. № от 15.11.2018г.)
Согласно поступившему ответу, в целях устранения недостатков, выявленных в результате проверки, начальником ФГУ «Дом офицеров Барнаульского гарнизона» МО РФ в адрес начальника 795 отдела эксплуатации и контроля за оказанием услуг и в адрес Врио заместителя командующего войсками ЦВО по военно-политической работе были направлены соответствующие заявки (уведомления).
По результатам проведенной в феврале 2019 года контрольной проверки установлено, что какие-либо действенные меры по устранению выявленных недостатков не приняты.
ФГУ «Дом офицеров Алейского гарнизона» МО РФ входит в состав ФКУ «Объединенное стратегическое командованием Центрального военного округа» Министерства обороны Российской Федерации, содержится в численности Центрального военного округа Вооруженных Сил Российской Федерации и подчиняется командующему войсками Центрального военного округа.
Выявленные нарушения препятствуют реализации прав инвалидов, использующих кресла-коляски, на доступность посещения здания, тем самым их участие в жизни общества ограничивается.
В связи с невозможностью установления лиц, которые могут пострадать в результате возникновения чрезвычайной ситуации в ФГУ «Дом офицеров Алейского гарнизона» МО РФ, военный прокурор обращается в суд в интересах неопределенного круга лиц.
В силу вышеизложенных обстоятельств Военный прокурор Барнаульского гарнизона в интересах неопределенного круга лиц просит суд признать незаконным бездействие Министерства обороны Российской Федерации, ФКУ «Объединенное стратегическое командование Центрального военного округа», ФГУ «Дом офицеров Алейского гарнизона» МО РФ по соблюдению мер к обеспечению доступности для инвалидов и других маломобильных посетителей в здание ФГУ «Дои офицеров Алейского гарнизона» МО РФ, расположенное по адресу: <адрес><адрес>; просит обязать Министерство обороны Российской Федерации, ФКУ «Объединенное стратегическое командование войсками Центрального военного округа», ФГУ «Дом офицеров Алейского гарнизона» МО РФ в течение шести месяцев с момента вступления решения в законную силу обязать провести соответствующие работы с целью устранения выявленных нарушений, а именно: оборудовать вход указанного здания пандусом, расширенными проемами, специальными конструкциями, ограждениями, перилами, обеспечивающими беспрепятственное, удобное, безопасное передвижение и разворот инвалидных колясок, в соответствии с требованиями СП 31-102-99.
В судебном заседании помощник военного прокурора Барнаульского гарнизона ФИО1 исковые требования поддержал в полном объеме, пояснил аналогично доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представители ответчиков Министерства Обороны Российской Федерации, ФКУ "Объединенное стратегическое командованием Центрального военного округа" в лице командующего войсками Центрального военного округа, ФГУ "Дом офицеров Алейского гарнизона" МО РФ в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства были извещены надлежащим образом.
В письменном заявлении от ДД.ММ.ГГГГ представитель ответчика - начальник ФГУ «Дом офицеров Алейского гарнизона» МО РФ ФИО2 не возражала против рассмотрения дела в ее отсутствие, просила суд принять законное и обоснованное решение.
В отсутствие возражений участников судебного процесса суд определил рассмотреть дело по существу в отсутствие не явившихся представителей ответчиков.
Выслушав пояснения помощника Военного прокурора Барнаульского гарнизона ФИО1, изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ч. 1); в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (ч. 2). Одной из наиболее уязвимых категорий граждан в обществе являются инвалиды.
Задача создания достаточных условий для их полноценной жизни и деятельности - первостепенная для государства. Об этом свидетельствует подписание в 2008 году Российской Федерацией "Конвенции о правах инвалидов", которой признано, что человек является инвалидом не только в силу имеющихся у него ограничений, но и по причине тех барьеров, которые существуют в обществе. Инвалидность определена как "результат взаимодействия, которое происходит между имеющими нарушения здоровья людьми, отношенческими и средовыми барьерами и которое мешает их полному и эффективному участию в жизни общества наравне с другими.
В силу ст. 9 Конвенции о правах инвалидов меры по выявлению и устранению препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться на здания, дороги, транспорт и другие внутренние и внешние объекты, включая школы, жилые дома, медицинские учреждения и рабочие места, на информационные, коммуникационные и другие службы, включая электронные службы и экстренные службы.
В соответствии со ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" организации независимо от организационно-правовых форм обязаны создавать условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям).
К объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, подлежащим оснащению специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и доступа инвалидов и других маломобильных групп населения, относятся: жилые здания государственного и муниципального жилищного фонда; административные здания и сооружения; объекты культуры и культурно-зрелищные сооружения (театры, библиотеки, музеи, места отправления религиозных обрядов и т.д.); объекты и учреждения образования и науки, здравоохранения и социальной защиты населения; объекты торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения, кредитные учреждения; гостиницы, отели, иные места временного проживания; физкультурно-оздоровительные, спортивные здания и сооружения, места отдыха, парки, сады, лесопарки, пляжи и находящиеся на их территории объекты и сооружения оздоровительного и рекреационного назначения, аллеи и пешеходные дорожки; объекты промышленного назначения, в производственном процессе которых возможно участие инвалидов; объекты и сооружения транспортного обслуживания населения, связи и информации: железнодорожные вокзалы, автовокзалы, аэровокзалы, аэропорты, другие объекты автомобильного, железнодорожного, водного и воздушного транспорта, обслуживающие население; станции и остановки всех видов городского и пригородного транспорта; здания и сооружения связи и информации; производственные объекты, объекты малого бизнеса и другие места приложения труда; тротуары, переходы улиц, дорог и магистралей; прилегающие к вышеперечисленным зданиям и сооружениям территории и площади.
Законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются на ряде принципов, одним из которых является обеспечение инвалидов условиями для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения (ст. 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускается.
Согласно Своду правил по проектированию и строительству СП 31-102-99 "Требования доступности общественных зданий и сооружений для инвалидов и других маломобильных посетителей", утвержденных постановлением Госстроя Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 73, доступ инвалидов-колясочников к объектам социальной инфраструктуры обеспечивается путем оборудования входов, выходов зданий, строений, помещений расширенными проемами, специальными конструкциями, ограждениями, перилами, обеспечивающими беспрепятственное, удобное, безопасное передвижение и разворот инвалидных колясок
В случае, когда действующие объекты инфраструктуры невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов, с учетом соблюдения обязательных требований.
К указанным требованиям относятся: досягаемость мест социального посещения и беспрепятственность перемещения внутри зданий и сооружений посетителей; безопасность путей движения, мест обслуживания и отдыха посетителей; удобство и комфорт жизнедеятельности и другие.
Перечисленные в ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" гарантии являются конституционными и направлены на обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации их прав и свобод.
При этом исполнение установленной в Федеральном законе от ДД.ММ.ГГГГ N 181-ФЗ обязанности по осуществлению мер социальной защиты инвалидов по созданию беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры не поставлено в зависимость от строительства и реконструкции данного объекта.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что в рамках проведенной в ноябре 2018 года Военной прокуратурой Барнаульского гарнизона проверки исполнения должностными лицами ФГУ «Дом офицеров Алейского гарнизона» МО РФ действующего законодательства, направленного на исполнение законодательства в области защиты социальных прав и законных интересов граждан, выявлены нарушения.
Так, вход в здание ФГУ «Дом офицеров Алейского гарнизона» МО РФ, расположенного по адресу: <адрес><адрес>, не оборудован пандусом, то есть сооружением, имеющим продольный уклон, повышающим уровень доступности и удобства при вертикальном перемещении.
Начальником ФГУ «Дом офицеров Алейского гарнизона» предпринимались меры к устранению указанных нарушений в виде направления писем 05.12.2018г. начальнику 795 территориального отдела эксплуатации и контроля за оказанием услуг МО РФ с просьбой об оказании помощи в устранении нарушений; Врио заместителя командующего войсками ЦВО по военно-политической работе с просьбой о включении в документы по капитальному строительству ФГУ «Дом офицеров Алейского гарнизона» строительство специальной конструкции, обеспечивающей беспрепятственное, удобное, безопасное передвижение инвалидных колясок.
Из объяснения начальника ФГУ «Дом офицеров Алейского гарнизона» ФИО2 от 30.04.2019г. следует, что самостоятельно провести (организовать) необходимые работы ФГУ «Дом офицеров Алейского гарнизона» не представляется возможным, поскольку учреждение снабжается денежными средствами на проведение каких-либо ремонтно-строительных работ вышестоящим руководством.
Из письма начальника ФГУ «Дом офицеров Алейского гарнизона» ФИО2 № от 29.11.2018г. на имя военного прокурора гарнизона следует, что на совещании с начальником КЭС в\ч 41659 ФИО3, начальником ЖКС 11\1 ФИО4, проведенном 30.11.2018г. в Доме офицеров Барнальского гарнизона в присутствии помощника Военного прокурора Барнаульского гарнизона ФИО5 было принято решение о включении строительства специальной конструкции с перилами, обеспечивающей удобное и безопасное передвижение инвалидных колясок в Доме офицеров Барнаульского гарнизона в проект капитального ремонта указанного здания. Проект капитального ремонта направлен на рассмотрение в штаб Управления по военно-патриотической работе ЦВО, отправлен запрос на строительство специальной конструкции в 795 отдел эксплуатации и контроля за оказанием услуг ЦВО.
Из письма № от 03.06.2019г. начальника 795 отдела (территориального) эксплуатации и контроля за оказанием услуг на имя начальника ФГУ «Дом офицеров Алейского гарнизона» следует, что здание Дома офицеров Барнаульского гарнизона включено в Предложение по обеспечению доступности зданий Минобороны России для посещения маломобильных граждан в рамках текущего ремонта собственными силами по мере поступления материалов на склады ЖЭ(К)O №.
Вместе с тем, до настоящего времени выявленные в ходе прокурорской проверки указанные нарушения законодательства ответчиками не устранены, а объективных доказательств, свидетельствующих о невозможности устранения (в том числе отсутствия технической возможности) ответчиками указанных нарушений законодательства, суду не представлено. Ответчиками не обеспечены условия для беспрепятственного доступа лицам из числа маломобильных групп населения, в том числе инвалидов-колясочников, в здание учреждения культуры («Дома офицеров Алейского гарнизона»), что свидетельствует о нарушении прав указанной категории населения, в связи с чем суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований Военного прокурора Барнальского гарнизона, действующего в интересах неопределенного круга.
Согласно п. 1.4 Устава ФГУ «Дом офицеров Алейского гарнизона» Министерства обороны Российской Федерации, учреждение является юридическим лицом, имеет утвержденную смету доходов и расходов, самостоятельный баланс, лицевые счета в территориальном органе федерального казначейства РФ и счета в банках РФ, круглую печать с изображением Государственного герба РФ, со своим полным наименованием, угловой штамп и бланки со своим полным наименованием и указанием на место нахождения Учреждения, а также собственные эмблему и символику.
В силу п. 3.9 Устава ФГУ «Дом офицеров Алейского гарнизона» Министерства обороны Российской Федерации, финансовые средства Учреждения учитываются, отражаются и расходуются в соответствии с законодательством РФ и в порядке, установленном в Министерстве обороны РФ.
Также в соответствии с пп.2 п. 3.12 устава Министерство обороны РФ несет наряду с Учреждением субсидиарную ответственность по неисполненным обязательствам Учреждения при недостаточности у него денежных средств.
ФГУ «Дом офицеров Алейского гарнизона» МО РФ входит в состав ФКУ «Объединенное стратегическое командованием Центрального военного округа» Министерства обороны Российской Федерации, содержится в численности Центрального военного округа Вооруженных Сил Российской Федерации и подчиняется командующему войсками Центрального военного округа.
Вышеуказанным приказом Минобороны России инструкцией определяется порядок обеспечения имуществом в Вооруженных Силах Российской Федерации органов военного управления, соединений, воинских частей и организаций имуществом.
Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом и договором (статья 210 ГК РФ).
Как установлено статьями 294, 296 Гражданского кодекса РФ, имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом, а именно, на праве хозяйственного ведения и на праве оперативного управления (пункт 4 статьи 214 Гражданского кодекса РФ). Собственник, передавая часть своего имущества (или разрешая его использование) другому лицу в оперативное управление, хозяйственное ведение либо иное вещное право, сохраняет за собой право собственности на это имущество.
Приказом Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 333 утверждено Руководство по войсковому (корабельному) хозяйству в Вооруженных Силах Российской Федерации, которым определено, что войсковое (корабельное) хозяйство включает в себя материально-техническую базу, вооружение, военную и специальную технику и другие материальные ценности соединений (воинских частей), земельные участки, а также отношения, возникающие в процессе хозяйственной деятельности (пункт 1). В соответствии с требованиями ст. 22 названного приказа Минобороны России, обеспечение воинских частей материальными ценностями осуществляется по территориальному принципу по схеме общевойсковой номенклатуры, к которой относится: центр - военный округ (флот) - соединение (воинская часть) - подразделение. Войсковое (корабельное) хозяйство включает в себя материально-техническую базу, вооружение, военную и специальную технику и другие материальные ценности соединений (воинских частей), земельные участки, а также отношения, возникающие в процессе хозяйственной деятельности (п.1).
В силу п. 3 Руководства по войсковому (корабельному) хозяйству в Вооруженных Силах Российской Федерации, к объектам учебно-материальной базы воспитательной работы относятся: клубы (культурно-досуговые центры), библиотеки, радиоузлы, комнаты (каюты) информирования и досуга, комнаты (каюты) воинской (боевой, военно-морской) славы (истории), музеи, центры (пункты) психологической разгрузки, телевизионные центры, кино- и видеообъединения, кино- и видеопрокатные пункты и другие аналогичные объекты.
Поскольку ФГУ «Дом офицеров Алейского гарнизона» МО РФ входит в состав ФКУ «Объединенное стратегическое командованием Центрального военного округа» Министерства обороны Российской Федерации, содержится в численности Центрального военного округа Вооруженных Сил Российской Федерации и подчиняется командующему войсками Центрального военного округа, собственником которого является Министерство обороны РФ, - обязанность устранить нарушения требований законодательства о социальной защите прав инвалидов необходимо возложить на привлеченных к участию в деле ответчиков.
Согласно ч. 2 ст. 206 ГПК РФ суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.
Исходя из анализа указанных норм, учитывая все обстоятельства дела в их совокупности, оценивая представленные сторонами доказательства в силу требований ст. 67 ГПК РФ, суд считает необходимым возложить на ответчиков обязанность устранить допущенные нарушения, установив срок в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, полагая указанный срок разумным и достаточным.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 193-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Военного прокурора Барнаульского гарнизона в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Министерства обороны Российской Федерации, ФКУ «Объединенное стратегическое командование Центрального военного округа», ФГУ «Дом офицеров Алейского гарнизона» МО РФ по соблюдению мер по обеспечению доступности для инвалидов и других маломобильных посетителей в здание ФГУ «Дом офицеров» Барнаульского гарнизона МО РФ, расположенного по адресу: <адрес>. <адрес>, дом номер 12.
В течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обязать Министерство обороны Российской Федерации, ФКУ «Объединенное стратегическое командование войсками Центрального военного округа», ФГУ «Дом офицеров Алейского гарнизона» МО РФ провести соответствующие работы с целью устранения выявленных нарушений, а именно:
-оборудовать вход в здание, расположенное по адресу: <адрес><адрес>, дом номер 12, пандусом, расширенными проемами, специальными конструкциями, ограждениями, перилами, обеспечивающими беспрепятственное, удобное, безопасное передвижение и разворот инвалидных колясок, в соответствии с требованиями СП 31-102-99 "Требования доступности общественных зданий и сооружений для инвалидов и других маломобильных посетителей".
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через отдел судопроизводства Алейского городского суда Алтайского края в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Председательствующий судья: О.В. Качусова