ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 220007-01-2021-000350-51 от 02.09.2021 Белокурихинского городского суда (Алтайский край)

Дело 2-275/2021

УИД № 22RS0007-01-2021-000350-51

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

02 сентября 2021 года г. Белокуриха

Белокурихинский городской суд Алтайского края в составе,

председательствующего судьи Омелько Л.В.,

при секретаре Крыловой А.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Комитета по управлению имуществом города Белокурихи о признании права муниципальной собственности на бесхозяйное имущество,

УСТАНОВИЛ:

Комитет по управлению имуществом города Белокурихи (далее по тексту – КУМИ г. Белокурихи) обратился в суд с заявлением о признании права муниципальной собственности на объект недвижимого имущества – сооружения электроэнергетики с кадастровым номером , расположенный по адресу: Алтайский край, г. Белокуриха, <адрес>, площадью 3,4кв.м., ссылался на то, что 25.06.2020 года в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее по тексту - ЕГРН) внесены сведения о постановке на учет в качестве бесхозяйного названного объекта недвижимости, в реестрах федерального, краевого и муниципального имущества указанный объект недвижимости не значится.

Представитель заявителя КУМИ г. Белокурихи ФИО1 в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела уведомлена надлежащим образом, до судебного заседания представила ходатайство о рассмотрении дела в её отсутствие.

Представитель заинтересованного лица администрации города Белокурихи, представитель заинтересованного лица Управления Росреестра по Алтайскому краю в судебное заседание не явились по неизвестным причинам, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом.

Представитель заинтересованного лица Белокурихинского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю ФИО2 в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела уведомлена надлежащим образом, до судебного заседания представила в суд отзыв на заявление, в котором пояснила, что спорный объект недвижимого имущества 25.06.2020г. на основании заявления администрации г. Белокурихи принят на учет как бесхозяйный, а также разъяснила порядок регистрации прав на недвижимое имущество, просила рассмотреть дело без её участия.

Представитель заинтересованного лица АО «Алтайкрайэнерго» ФИО3, представитель заинтересованного лица АО «СК Алтайкрайэнерго» ФИО4, уведомленные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, просили рассмотреть дело в их отсутствие, решение вопроса об удовлетворении заявленных требований оставили на усмотрение суда.

Представитель заинтересованного лица ПАО «Россети Сибирь» в отзыве на исковое заявление ссылался на то, что спорный объект не обладает признаками недвижимого имущества, на балансе ПАО «Россети Сибирь» не числится, решение оставил на усмотрение суда.

Исследовав письменные доказательства по делу, суд считает, что заявление КУМИ г. Белокурихи подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В силу п. 6 ч. 1 ст. 262 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГПК РФ), дела о признании движимой вещи бесхозяйной и признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь рассматриваются судом в порядке особого производства.

Согласно п. 3 ст. 218 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГК РФ) в случаях и в порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.

В силу ч. 2 ст. 290 ГПК РФ заявление о признании права собственности на бесхозяйную недвижимую вещь подается в суд по месту ее нахождения органом, уполномоченным управлять муниципальным имуществом или имуществом, находящимся в собственности города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга.

Принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется путем внесения соответствующих сведений в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с порядком ведения ЕГРН, утвержденным в соответствии с ч. 7 ст. 7 Федерального закона от 13.07.2015г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». Таким образом, орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке на учет имущества в качестве бесхозяйного, следовательно, обязан совершить действия по подаче такого заявления в силу возложенных на него законом полномочий.

Принятие на учет объекта недвижимого имущества в качестве бесхозяйного, а также последующее признание за органом, уполномоченным управлять муниципальным имуществом, права собственности на бесхозяйную недвижимую вещь в судебном порядке на основании ст. 225 ГК РФ возможно только в случае отсутствия правопритязаний иных лиц на такое имущество.

Бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался (п. 1 ст. 225 ГК РФ).

Пункт 3 ст. 225 ГК РФ предусматривает, что бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.

Из системного толкования вышеприведенных норм следует, что в судебном порядке подлежит признанию бесхозяйным движимое имущество, в отношении недвижимого имущества предусмотрен иной порядок признания его бесхозяйным.

В силу п. 4 ч. 6 ст. 14 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» региональные, муниципальные программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности должны включать мероприятия по выявлению бесхозяйных объектов недвижимого имущества, используемых для передачи энергетических ресурсов (включая газоснабжение, тепло- и электроснабжение), организации постановки в установленном порядке таких объектов на учет в качестве бесхозяйных объектов недвижимого имущества и затем признанию права муниципальной собственности на такие бесхозяйные объекты недвижимого имущества.

Согласно п. 10.1 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения, являются линейными объектами.

При рассмотрении состава объекта недвижимого имущества необходимо учитывать нормы Общероссийского классификатора основных фондов (ОКОФ) ОК 013-2014 (СНС 2008) (далее по тексту - ОКОФ), утвержденного Приказом Госстандарта от 12 декабря 2014 года № 2018-ст, а также нормы Федерального закона от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», согласно которым сооружение - это результат строительства, представляющий собой объемную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и (или) подземную части, состоящую из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций и предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов. Сооружения являются объектами, прочно связанными с землей (раздел «Введение» ОКОФ).

Примерами сооружений могут служить такие объекты, как магистрали, улицы, автомобильные, железные дороги, взлетно-посадочные полосы аэродромов; мосты, эстакады, тоннели; водные магистрали, плотины и другие гидротехнические сооружения; магистральные трубопроводы, линии связи и электропередачи; местные трубопроводы, шахты и сооружения для отдыха, развлечений и проведения досуга.

В силу п. 1 ст. 133 ГК РФ вещь, раздел которой в натуре невозможен без разрушения, повреждения вещи или изменения ее назначения и которая выступает в обороте как единый объект вещных прав, является неделимой вещью и в том случае, если она имеет составные части.

Таким образом, КТПН представляет собой единый объект электросетевого хозяйства и выступает как единый объект вещных прав, ее раздел в натуре невозможен без изменения ее назначения, в связи с чем такая трансформаторная подстанция представляет собой неделимую вещь, отдельные составные части которой (в частности, воздушные вводы и кабельные линии) не являются самостоятельными объектами недвижимости.

Согласно ст. 133.1 ГК РФ недвижимой вещью, участвующей в обороте как единый объект, может являться единый недвижимый комплекс совокупность объединенных единым назначением зданий, сооружений и иных вещей, неразрывно связанных физически или технологически, в том числе линейных объектов (железные дороги, линии электропередачи, трубопроводы и другие), либо расположенных на одном земельном участке, если в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество зарегистрировано право собственности на совокупность указанных объектов в целом как на одну недвижимую вещь. К единым недвижимым комплексам применяются правила о неделимых вещах.

В соответствии с правовыми позициями, изложенными в п. 39 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23 июня 2015 г. № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» недвижимой вещью, участвующей в обороте как один объект, может являться единый недвижимый комплекс. Согласно ст. 133.1 ГК РФ в качестве такого комплекса выступает совокупность объединенных единым назначением зданий, сооружений и иных вещей, которые либо расположены на одном земельном участке, либо неразрывно связаны физически или технологически (например, железные дороги, линии электропередачи, трубопроводы и другие линейные объекты). При этом в ЕГРН регистрируется право собственности на совокупность указанных объектов в целом как одну недвижимую вещь. В силу прямого указания ст. 133.1 ГК РФ в отсутствие названной регистрации такая совокупность вещей не является единым недвижимым комплексом.

Согласно ст. 133.1 ГК РФ части единого недвижимого комплекса (например, линейного объекта) могут быть расположены на различных земельных участках. Поэтому отказ органа, осуществляющего государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, в регистрации единого недвижимого комплекса лишь на том основании, что соответствующие объекты не расположены на одном земельном участке, не соответствует положениям ст. 133.1 ГК РФ.

В соответствии с положениями ст. 293 ГПК РФ суд, признав, что собственник отказался от права собственности на движимую вещь, принимает решение о признании движимой вещи бесхозяйной и передаче ее в собственность лица, вступившего во владение ею (часть 1). Признав, что недвижимая вещь не имеет собственника или собственник недвижимой вещи неизвестен и она принята на учет в установленном порядке, суд принимает решение о признании права муниципальной собственности либо собственности города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга на эту вещь (часть 2).

В соответствии с п.п. 4, 5 Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утв. Приказом Минэкономразвития России от 10 декабря 2015 г. № 931, принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.

Из материалов дела следует, что АО «Алтайкрайэнерго» не располагает информацией о том, кому выдано разрешение на строительство <адрес> в г. Белокуриха, с кадастровым номером , а также о том, каким образом указанная КТПН введена в эксплуатацию и о выдаваемых в отношении нее технических условий.

Из отзыва представителя АО «СК Алтайкрайэнерго» усматривается, что спорный объект не состоит на балансе Филиала «Белокурихинские МЭС» АО «СК Алтайкрайэнерго», однако используется для энергоснабжения абонентов АО «Алтайкрайэнерго». Для АО «СК Алтайкрайэнерго» является целесообразным приобретение в установленном законодательством порядке данного объекта после проведения Администрацией города процедур по оформлению бесхозяйного имущества. Информацией о том, кому выдано разрешение на строительство <адрес> в г. Белокуриха, с кадастровым номером , а также о том, каким образом указанная КТПН введена в эксплуатацию и о выдаваемых в отношении нее технических условий не располагают.

Согласно сведениям администрации города Белокурихи, разрешение на строительство сооружения электроэнергетики <адрес> администрацией города не выдавалось, передаточные акты между энергоснабжающей организацией и органом местного самоуправления отсутствуют.

В судебном заседании установлено, что недвижимое имущество – сооружения электроэнергетики <адрес> с кадастровым номером , расположенный по адресу: Алтайский край, г. Белокуриха, <адрес>, площадью 3,4 кв.м., не имеет собственника.

Данное обстоятельство подтверждается ответами Комитета по управлению имуществом города Белокурихи, Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Алтайском крае и Республике Алтай, Управления имущественных отношений Алтайского края, согласно которым вышеуказанный объект недвижимости в реестре муниципального имущества муниципального образования город Белокуриха, реестре государственного имущества Алтайского края, реестре федерального имущества не значатся.

Согласно данным Федеральной кадастровой палаты Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю спорный объект состоит на учете как бесхозяйный объект недвижимости, не имеющий собственника или собственник которого не известен.

Таким образом, в ходе рассмотрения дела достоверных данных о принадлежности спорного объекта недвижимости не установлено.

В соответствии с ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Как следует из материалов дела, с момента постановки спорного объекта недвижимости на учет в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю прошло более года, данные о принадлежности объекта отсутствуют, доказательств наличия правопритязаний в отношении него не представлено, в связи с чем, суд считает возможным удовлетворить заявленные требования в части признания права муниципальной собственности на объект недвижимого имущества.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Заявление Комитета по управлению имуществом города Белокурихи о признании права муниципальной собственности на бесхозяйное имущество удовлетворить.

Признать право муниципальной собственности муниципального образования город Белокуриха Алтайского края на объект недвижимого имущества – сооружение электроэнергетики с кадастровым номером , расположенный по адресу: Алтайский край, г. Белокуриха, <адрес>, площадью 3,4 кв.м.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке путем подачи апелляционной жалобы в Алтайский краевой суд через Белокурихинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Белокурихинского

городского суда Л.В. Омелько