Дело № 2-294/23
УИД № 22RS0055-01-2023-000350-61
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с. Троицкое 11 июля 2023 года
Троицкий районный суд Алтайского края в составе:
председательствующего судьи Белозерцевой М.С.,
с участием прокурора Борвих С.К.,
при секретаре Бондарчук В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению прокурора Троицкого района Алтайского края к администрации Кипешинского сельсовета Троицкого района Алтайского края о возложении обязанности
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Троицкого района Алтайского края обратился в суд с исковым заявлением к администрации Кипешинского сельсовета Троицкого района Алтайского края о возложении обязанности.
В обоснование иска указал, что прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства в сфере безопасности дорожного движения в области организованных перевозок детей – обеспечение подвоза детей школьным автобусом в «<данные изъяты>№» <адрес>, по результатам которой установлены нарушения.
Федеральным законом от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ст.3 одним из основных принципов обеспечения безопасности дорожного движения признается приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении.
Статьями 28, 40 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» обучающимся гарантирована перевозка до образовательных организаций и обратно, образовательная организация несет ответственность за жизнь и здоровье обучающихся.
На основании ст. 13 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», п.п.3-4 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района отнесена дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно п.5.3 ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования» остановочные пункты общественного пассажирского транспорта (остановочные пункты) для организации ожидания, высадки, посадки пассажиров маршрутных транспортных средств оборудуются на дорогах с регулярным движением маршрутных транспортных средств в местах промежуточных остановок на маршруте следования. Остановочный пункт на участках дорог в пределах населенных пунктов должен состоять, в том числе из: остановочной площадки, посадочной площадки, заездного кармана и т.д. Также в остановочных павильонах должны быть установлены скамья и урна для мусора, остановочный пункт должен быть освещен (при расстоянии до места возможного подключения к распределительным сетям не более 500 м).
На основании п. 5.3.4.1 ГОСТ Р 52766-2007 в месте остановки автобуса устанавливаются дорожные знаки 5.16 «Место остановки автобуса».
В Письме Министерства образования и науки РФ от 29.07.2014 № 08-988 «О направлении методических рекомендаций «Об организации перевозок обучающихся в образовательные организации», которое относит перевозку школьным автобусом, в том числе при доставке (развозе) обучающихся в образовательные организации, к одному из видов организованной перевозки групп детей, и на органы местного самоуправления возлагает обязанность по определению рациональных мест сбора, посадки и высадки обучающихся, отведению под остановочные пункты для детей, ожидающих автобус, достаточно большого пространства, для вмещения несовершеннолетних, не допустив выхода на проезжую часть, очищенного от грязи, льда и снега, оборудованию остановочных пунктов маршрутов автобусных перевозок детей указателями, определяющими место остановки транспортного средства для посадки (высадки) детей с размещением на указателях условного обозначения автобуса и опознавательного знака «Перевозка детей», надписи «Школьный маршрут» с указанием времени прохождения автобусов, осуществляющих перевозку детей (пункт 2.5).
Паспорт школьного автобусного маршрута «<данные изъяты>№» утвержден ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому подвоз детей в «<данные изъяты>№» <адрес> осуществляется автобусом из населенного пункта <адрес>.
Соглашением о передаче отдельных полномочий по решению вопросов местного значения ДД.ММ.ГГГГ Администрации сельсовета были переданы полномочия по дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В рамках проведенной проверки прокуратурой района установлено, что на участке дороги по маршруту школьного автобуса <адрес> отсутствует оборудованная площадка для посадки и высадки учащихся, освещение, указатели, определяющие место остановки транспортного средства для посадки (высадки) детей, опознавательный знак «Перевозка детей», надпись «Школьный маршрут» с указанием времени прохождения автобусов, осуществляющих перевозку детей.
По факту выявленных нарушений прокуратурой района ДД.ММ.ГГГГ в адрес главы администрации Кипешинского сельсовета Троицкого района внесено представление, которое признано обоснованным, вместе с тем до настоящего времени нарушения законодательства не устранены.
По изложенным основаниям прокурор просил возложить на Администрацию Кипешинского сельсовета Троицкого района обязанность установить согласно схеме школьного маршрута «<данные изъяты>№» в <адрес> оборудованную площадку для посадки и высадки учащихся; освещение; указатели, определяющие место остановки транспортного средства для посадки (высадки) детей, опознавательный знак «Перевозка детей», надпись «Школьный маршрут» с указанием времени прохождения автобусов, осуществляющих перевозку детей, незамедлительно по вступлении решения в законную силу.
Представитель ответчика – глава Кипешинского сельсовета Троицкого района Алтайского края Халяпин А.В. в судебном заседании представил доказательства того, что в настоящее время была выполнена большая часть мероприятий, заявленных в исковых требованиях прокурора – установлена оборудованная площадка для посадки и высадки учащихся; имеются указатели, определяющие место остановки транспортного средства для посадки (высадки) детей, опознавательный знак «Перевозка детей», надпись «Школьный маршрут» с указанием времени прохождения автобусов, осуществляющих перевозку детей. В части возложения обязанности по освещению остановки возражал, поскольку линия электропередач находится на расстоянии 500 метров от остановки, что затрудняет проведения электричества и требует больших материальных затрат. Имеется возможность установки освещения с использованием солнечной батареи, но в настоящее время в администрации отсутствует материальная возможность для этих целей, в связи с чем просил предоставить время для исполнения решения суда.
С учетом представленных сведений прокурор Борвих С.К. заявленные исковые требования уточнил, просил возложить на администрацию Кипешинского сельсовета Троицкого района обязанность установить согласно схеме школьного маршрута «<данные изъяты>№» в <адрес> освещение в месте остановки транспортного средства для посадки (высадки) детей незамедлительно по вступлении решения в законную силу.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд считает иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Федеральным законом от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ст.3 одним из основных принципов обеспечения безопасности дорожного движения признается приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении.
Статьями 28, 40 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» обучающимся гарантирована перевозка до образовательных организаций и обратно, образовательная организация несет ответственность за жизнь и здоровье обучающихся.
На основании ст. 13 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», п.п.3-4 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района отнесена дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог" и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно п.5.3 ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования» остановочные пункты общественного пассажирского транспорта (остановочные пункты) для организации ожидания, высадки, посадки пассажиров маршрутных транспортных средств оборудуются на дорогах с регулярным движением маршрутных транспортных средств в местах промежуточных остановок на маршруте следования. Остановочный пункт на участках дорог в пределах населенных пунктов должен состоять, в том числе из: остановочной площадки, посадочной площадки, заездного кармана и т.д. Также в остановочных павильонах должны быть установлены скамья и урна для мусора, остановочный пункт должен быть освещен (при расстоянии до места возможного подключения к распределительным сетям не более 500 м).
На основании п. 5.3.4.1 ГОСТ Р 52766-2007 в месте остановки автобуса устанавливаются дорожные знаки 5.16 «Место остановки автобуса».
В Письме Министерства образования и науки РФ от 29.07.2014 № 08-988 «О направлении методических рекомендаций «Об организации перевозок обучающихся в образовательные организации», которое относит перевозку школьным автобусом, в том числе при доставке (развозе) обучающихся в образовательные организации, к одному из видов организованной перевозки групп детей, и на органы местного самоуправления возлагает обязанность по определению рациональных мест сбора, посадки и высадки обучающихся, отведению под остановочные пункты для детей, ожидающих автобус, достаточно большого пространства, для вмещения несовершеннолетних, не допустив выхода на проезжую часть, очищенного от грязи, льда и снега, оборудованию остановочных пунктов маршрутов автобусных перевозок детей указателями, определяющими место остановки транспортного средства для посадки (высадки) детей с размещением на указателях условного обозначения автобуса и опознавательного знака «Перевозка детей», надписи «Школьный маршрут» с указанием времени прохождения автобусов, осуществляющих перевозку детей (пункт 2.5).
Паспорт школьного автобусного маршрута «<данные изъяты>№» утвержден ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому подвоз детей в «<данные изъяты>№» <адрес> осуществляется автобусом из населенного пункта <адрес>.
Соглашением о передаче отдельных полномочий по решению вопросов местного значения ДД.ММ.ГГГГ Администрации сельсовета были переданы полномочия по дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В рамках проведенной проверки прокуратурой района установлено, что на участке дороги по маршруту школьного автобуса <адрес> отсутствует оборудованная площадка для посадки и высадки учащихся, освещение, указатели, определяющие место остановки транспортного средства для посадки (высадки) детей, опознавательный знак «Перевозка детей», надпись «Школьный маршрут» с указанием времени прохождения автобусов, осуществляющих перевозку детей.
По факту выявленных нарушений прокуратурой района ДД.ММ.ГГГГ в адрес главы администрации Кипешинского сельсовета Троицкого района внесено представление, которое признано обоснованным, вместе с тем до настоящего времени нарушения законодательства в полном объеме не устранены – отсутствует освещение остановки транспортных средств.
Обращение прокурора в суд с настоящим иском связано с обеспечением защиты интересов неопределенного круга лиц, в том числе прав несовершеннолетних детей на доступную социальную инфраструктуру, а также их безопасность.
По изложенным основаниям следует возложить на администрацию Кипешинского сельсовета Троицкого района Алтайского края установить согласно схеме школьного маршрута «<данные изъяты>№» в <адрес> освещение в месте остановки транспортного средства для посадки (высадки) детей.
Согласно части 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса РФ, при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено, несоблюдение которого влечёт применение в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа мер, предусмотренных федеральным законом.
Из содержания вышеприведенной нормы следует, что устанавливаемый судом срок должен отвечать принципу разумности и, кроме того, обеспечивать соблюдение баланса интересов сторон.
С учётом конкретных обстоятельств дела, позиции представителя ответчика, а также с учетом того, что решение суда должно быть исполнимым, то есть у ответчика должна иметься возможность для исполнения решения суда в полном объеме, суд полагает необходимым установить срок исполнения решения суда - в течение 6 месяцев с момента вступления решения в законную силу.
Такой срок, по мнению суда, является разумным и справедливым и позволит обеспечить баланс интересов как стороны ответчика, так и неопределенного круга лиц, в интересах которых прокурор обратился с указанным иском в суд.
На основании изложенного, руководствуясь ст.197-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
Уточненное исковое заявление прокурора Троицкого района Алтайского края к администрации Кипешинского сельсовета Троицкого района Алтайского края о возложении обязанности – удовлетворить частично.
Возложить на администрацию Кипешинского сельсовета Троицкого района обязанность установить согласно схеме школьного маршрута <данные изъяты>№» в <адрес> освещение в месте остановки транспортного средства для посадки (высадки) детей в течение 6 месяцев с момента вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд в течение месяца со дня его принятия путем подачи жалобы через Троицкий районный суд Алтайского края.
Председательствующий М.С. Белозерцева
Мотивированное решение изготовлено 11.07.2023