Дело № 2-338/23
УИД № 22RS0055-01-2023-000389-41
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с. Троицкое 18 июля 2023 года
Троицкий районный суд Алтайского края в составе:
председательствующего судьи Белозерцевой М.С.,
с участием прокурора Ростовцевой Я.А.,
при секретаре Пивторак В.Э.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению прокурора Троицкого района Алтайского края к администрации Троицкого района Алтайского края о возложении обязанности
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Троицкого района Алтайского края обратился в суд с исковым заявлением к администрации Троицкого района Алтайского края о возложении обязанности.
В обоснование иска указал, что прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства в сфере безопасности дорожного движения в области организованных перевозок детей – обеспечение подвоза детей школьным автобусом в МБОУ «Троицкая СОШ №», по результатам которой установлены нарушения.
Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ст.3 одним из основных принципов обеспечения безопасности дорожного движения признается приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении.
Статьями 28, 40 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» обучающимся гарантирована перевозка до образовательных организаций и обратно, образовательная организация несет ответственность за жизнь и здоровье обучающихся.
На основании ст. 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», ч. 4 ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», п.п. 3-4 ст.14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района отнесена дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 5.3 ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования» остановочные пункты общественного пассажирского транспорта (остановочные пункты) для организации ожидания, высадки, посадки пассажиров маршрутных транспортных средств оборудуются на дорогах с регулярным движением маршрутных транспортных средств в местах промежуточных остановок на маршруте следования. Остановочный пункт на участках дорог в пределах населенных пунктов должен состоять, в том числе из: остановочной площадки, посадочной площадки, заездного кармана и т.д. Также в остановочных павильонах должны быть установлены скамья и урна для мусора, остановочный пункт должен быть освещен (при расстоянии до места возможного подключения к распределительным сетям не более 500 м).
На основании п. 5.3.4.1 ГОСТ Р 52766-2007 в месте остановки автобуса устанавливаются дорожные знаки 5.16 «Место остановки автобуса».
В Письме Министерства образования и науки РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «О направлении методических рекомендаций «Об организации перевозок обучающихся в образовательные организации», которое относит перевозку школьным автобусом, в том числе при доставке (развозе) обучающихся в образовательные организации, к одному из видов организованной перевозки групп детей, и на органы местного самоуправления возлагает обязанность по определению рациональных мест сбора, посадки и высадки обучающихся, отведению под остановочные пункты для детей, ожидающих автобус, достаточно большого пространства, для вмещения несовершеннолетних, не допустив выхода на проезжую часть, очищенного от грязи, льда и снега, оборудованию остановочных пунктов маршрутов автобусных перевозок детей указателями, определяющими место остановки транспортного средства для посадки (высадки) детей с размещением на указателях условного обозначения автобуса и опознавательного знака «Перевозка детей», надписи «Школьный маршрут» с указанием времени прохождения автобусов, осуществляющих перевозку детей (пункт 2.5).
Паспорт школьного автобусного маршрута МБОУ «Троицкая СОШ №» утвержден ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому подвоз детей в МБОУ «Троицкая СОШ №» осуществляется автобусом из населенного пункта <адрес>.
По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ отдельные полномочия по решению вопросов местного значения, а именно полномочия по дорожной деятельности администрации Троицкого сельсовета <адрес> не приняты.
В рамках проведенной проверки прокуратурой района установлено, что на участках дороги по маршруту школьного автобуса <адрес> отсутствуют оборудованные площадки для посадки и высадки учащихся, освещение, указатели, определяющие место остановки транспортного средства для посадки (высадки) детей, опознавательный знак «Перевозка детей», надпись «Школьный маршрут» с указанием времени прохождения автобусов, осуществляющих перевозку детей.
По факту выявленных нарушений прокуратурой района ДД.ММ.ГГГГ в адрес главы администрации <адрес> внесено представление, которое признано обоснованным, вместе с тем до настоящего времени нарушения законодательства не устранены.
По изложенным основаниям прокурор просил возложить на администрацию <адрес> обязанность установить согласно схеме школьного маршрута МБОУ «Троицкая СОШ №» в <адрес> оборудованную площадку для посадки и высадки учащихся; освещение; указатели, определяющие место остановки транспортного средства для посадки (высадки) детей, опознавательный знак «Перевозка детей», надпись «Школьный маршрут» с указанием времени прохождения автобусов, осуществляющих перевозку детей, незамедлительно по вступлении решения в законную силу.
В судебном заседании прокурор Ростовцева Я.А. заявленные исковые требования уточнила, просила возложить на администрацию <адрес> обязанность установить согласно схеме школьного маршрута МБОУ «Троицкая СОШ №» в <адрес> оборудованную площадку для посадки и высадки учащихся; освещение; указатели, определяющие место остановки транспортного средства для посадки (высадки) детей, опознавательный знак «Перевозка детей», надпись «Школьный маршрут» с указанием времени прохождения автобусов, осуществляющих перевозку детей в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Представитель ответчика – по существу заявленных исковых требований не возражал, просил предоставить срок для исполнения решения суда до ДД.ММ.ГГГГ.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд считает уточненные исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ст.3 одним из основных принципов обеспечения безопасности дорожного движения признается приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении.
Статьями 28, 40 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» обучающимся гарантирована перевозка до образовательных организаций и обратно, образовательная организация несет ответственность за жизнь и здоровье обучающихся.
На основании ст. 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», ч. 4 ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», п.п. 3-4 ст.14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района отнесена дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 5.3 ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования» остановочные пункты общественного пассажирского транспорта (остановочные пункты) для организации ожидания, высадки, посадки пассажиров маршрутных транспортных средств оборудуются на дорогах с регулярным движением маршрутных транспортных средств в местах промежуточных остановок на маршруте следования. Остановочный пункт на участках дорог в пределах населенных пунктов должен состоять, в том числе из: остановочной площадки, посадочной площадки, заездного кармана и т.д. Также в остановочных павильонах должны быть установлены скамья и урна для мусора, остановочный пункт должен быть освещен (при расстоянии до места возможного подключения к распределительным сетям не более 500 м).
На основании п. 5.3.4.1 ГОСТ Р 52766-2007 в месте остановки автобуса устанавливаются дорожные знаки 5.16 «Место остановки автобуса».
В Письме Министерства образования и науки РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «О направлении методических рекомендаций «Об организации перевозок обучающихся в образовательные организации», которое относит перевозку школьным автобусом, в том числе при доставке (развозе) обучающихся в образовательные организации, к одному из видов организованной перевозки групп детей, и на органы местного самоуправления возлагает обязанность по определению рациональных мест сбора, посадки и высадки обучающихся, отведению под остановочные пункты для детей, ожидающих автобус, достаточно большого пространства, для вмещения несовершеннолетних, не допустив выхода на проезжую часть, очищенного от грязи, льда и снега, оборудованию остановочных пунктов маршрутов автобусных перевозок детей указателями, определяющими место остановки транспортного средства для посадки (высадки) детей с размещением на указателях условного обозначения автобуса и опознавательного знака «Перевозка детей», надписи «Школьный маршрут» с указанием времени прохождения автобусов, осуществляющих перевозку детей (пункт 2.5).
Паспорт школьного автобусного маршрута МБОУ «Троицкая СОШ №» утвержден ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому подвоз детей в МБОУ «Троицкая СОШ №» осуществляется автобусом из населенного пункта <адрес>.
По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ отдельные полномочия по решению вопросов местного значения, а именно полномочия по дорожной деятельности администрации Троицкого сельсовета <адрес> не приняты.
В рамках проведенной проверки прокуратурой района установлено, что на участках дороги по маршруту школьного автобуса <адрес> отсутствуют оборудованные площадки для посадки и высадки учащихся, освещение, указатели, определяющие место остановки транспортного средства для посадки (высадки) детей, опознавательный знак «Перевозка детей», надпись «Школьный маршрут» с указанием времени прохождения автобусов, осуществляющих перевозку детей.
По факту выявленных нарушений прокуратурой района ДД.ММ.ГГГГ в адрес главы администрации <адрес> внесено представление, которое признано обоснованным, вместе с тем до настоящего времени нарушения законодательства не устранены.
Обращение прокурора в суд с настоящим иском связано с обеспечением защиты интересов неопределенного круга лиц, в том числе прав несовершеннолетних детей на доступную социальную инфраструктуру, а также их безопасность.
По изложенным основаниям следует возложить на администрацию <адрес> возложить на администрацию <адрес> обязанность установить согласно схеме школьного маршрута МБОУ «Троицкая СОШ №» в <адрес> оборудованную площадку для посадки и высадки учащихся; освещение; указатели, определяющие место остановки транспортного средства для посадки (высадки) детей, опознавательный знак «Перевозка детей», надпись «Школьный маршрут» с указанием времени прохождения автобусов, осуществляющих перевозку детей.
Согласно части 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса РФ, при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено, несоблюдение которого влечёт применение в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа мер, предусмотренных федеральным законом.
Из содержания вышеприведенной нормы следует, что устанавливаемый судом срок должен отвечать принципу разумности и, кроме того, обеспечивать соблюдение баланса интересов сторон.
С учётом конкретных обстоятельств дела, позиции представителя ответчика, а также с учетом того, что решение суда должно быть исполнимым, то есть у ответчика должна иметься возможность для исполнения решения суда в полном объеме, суд полагает необходимым установить срок исполнения решения суда – до ДД.ММ.ГГГГ.
Такой срок, по мнению суда, является разумным и справедливым и позволит обеспечить баланс интересов как стороны ответчика, так и неопределенного круга лиц, в интересах которых прокурор обратился с указанным иском в суд.
На основании изложенного, руководствуясь ст.197-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
Уточненное исковое заявление прокурора <адрес> к администрации <адрес> о возложении обязанности – удовлетворить.
Возложить на администрацию <адрес> обязанность установить согласно схеме школьного маршрута МБОУ «Троицкая СОШ №» в <адрес> оборудованную площадку для посадки и высадки учащихся; освещение; указатели, определяющие место остановки транспортного средства для посадки (высадки) детей, опознавательный знак «Перевозка детей», надпись «Школьный маршрут» с указанием времени прохождения автобусов, осуществляющих перевозку детей в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд в течение месяца со дня его принятия путем подачи жалобы через Троицкий районный суд Алтайского края.
Председательствующий М.С. Белозерцева
Мотивированное решение изготовлено 18.07.2023