ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 220056-01-2021-000468-10 от 01.02.2022 Тюменцевского районного суда (Алтайский край)

Дело №2-33/2022 (№2-289/2021)

УИД №22RS0056-01-2021-000468-10

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

«01» февраля 2022 года с. Тюменцево

Тюменцевский районный суд Алтайского края в составе:

председательствующего судьи Савостина А.Н.,

при секретаре Калединой И.В.,

с участием истца Белокопытова С.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Белокопытова Станислава Николаевича к Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Алтайскому краю о возложении обязанностей принять для расчета пенсии архивные справки и включить в страховой стаж периоды работы и учебы,

УСТАНОВИЛ:

Белокопытов С.Н. обратился в суд с иском к Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Алтайскому краю, в котором просит обязать ответчика включить в страховой стаж и принять для расчета пенсии: период учебы в городском профессионально-техническом училище №17 г.Ангрен Ташкентской области с 01 сентября 1975 года по 10 июля 1977 года; период работы горнорабочим 2 разряда и помощником бурильщика по 3 разряду в Восточно-Кураминской ГРЭ Узбекской ССР с 11 сентября 1981 года по 31 мая 1982 года; период работы учеником накатчика картонного производства и накатчиком в Ангренском Картонно-тарном комбинате Республики Узбекистан с 17 ноября 1989 года по 01 апреля 1990 года, а также обязать ответчика принять архивные справки: №09, выданные 18 января 2018 года Акционерным обществом с иностранными инвестициями «Ангрен Пак»; №01-25/387, выданные 28 февраля 2018 года Межведомственным хозрасчетным архивом документов личного состава города Алмалыка Территориального управления по архивному делу Ташкентской области.

Требования обосновал тем, что 14 октября 2021 года обратился к ответчику с заявлением о назначении страховой пенсии по старости. Однако, решением ответчика от 26 октября 2021 года №694834/21 истцу было отказано в назначении страховой пенсии по старости, так как вышеуказанные спорные периоды учебы и работы не зачтены в страховой стаж, а также архивные справки не приняты для расчета пенсии, ссылаясь на то, что ответы на направленные ответчиком запросы в компетентные органы Республики Узбекистан для подтверждения сведений, содержащихся в указанных справках, не поступили, в связи с чем, справки о стаже и заработной плате не приняты к рассмотрению. С указанным решением ответчика истец не согласен, считает, что представленные им документы подтверждают его требования.

В судебном заседании истец Белокопытов С.Н. настаивал на исковых требованиях по указанным в исковом заявлении доводам и основаниям, также пояснил, что трудовая книжка и иные документы, подтверждающие факт его учебы и работы в спорные периоды были утрачены, иных доказательств, кроме представленных им в материалы дела, у него не имеется.

Ответчик ГУ - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Алтайскому краю, будучи надлежаще извещен, в судебное заседание представителя не направил, просит о рассмотрении дела в его отсутствие, представил письменный отзыв на исковое заявление, в которым просит отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме, указывает, что Белокопытов С.Н. 14 октября 2021 года обратился за назначением страховой пенсии по старости. Решением от 26 октября 2021 года №694834/21 ему было отказано в назначении пенсии по старости по причине отсутствия требуемой величины индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 21. Не приняты для исчисления размера страховой пенсии по старости справки о стаже и заработной плате от 28 февраля 2018 года №1-25/387, выданная Территориальным управлением по архивному делу Ташкентской области, и от 18 января 2018 №09, выданная АО ИИ «Ангрен ПАК», в связи с чем спорные периоды не засчитаны в страховой стаж, поскольку для проверки достоверности сведений, указанных в данных справках, пенсионным органом были направлены запросы в компетентные органы Республики Узбекистан, но ответы на них на момент вынесения решения не поступили, поэтому справки о стаже и заработной плате от 28 февраля 2018 года №01-25/387 и от 18 января 2018 года №09 не приняты к рассмотрению. Вопрос о включении периода учебы с 01 сентября 1975 года по 10 июля 1977 года в городском профессионально-техническом училище №17 г.Ангрен Ташкентской области в страховой стаж истца не рассматривался, так как документ об образовании представлен не был. Истцу зачтено в стаж, дающий право на назначение страховой пенсии по старости, 14 лет 02 месяца 08 дней, величина его индивидуального пенсионного коэффициента составила 11,107, при требуемом не менее 21, что не дает ему право на назначение указанной пенсии.

Руководствуясь ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ГПК РФ), суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившегося представителя ответчика.

Выслушав истца, изучив и проанализировав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно Конституции Российской Федерации в Российской Федерации как социальном государстве, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, охраняется труд и здоровье людей, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7; статья 37, часть 3; статья 39, часть 1).

Важнейшим элементом социального обеспечения является пенсионное обеспечение. Государственные пенсии в соответствии со статьей 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации устанавливаются законом.

Определяя в законе правовые основания назначения пенсий, их размеры, порядок исчисления и выплаты, законодатель вправе устанавливать как общие условия назначения пенсий, так и особенности приобретения права на пенсию, включая установление для некоторых категорий граждан льготных условий назначения трудовой пенсии в зависимости от ряда объективно значимых обстоятельств, характеризующих, в частности, трудовую деятельность (специфика условий труда и профессии и т.д.).

При этом должен быть соблюден принцип равенства, который в сфере пенсионного обеспечения должен гарантировать защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, означает помимо прочего запрет вводить такие различия в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания.

Принципы равенства и справедливости, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации как правовом и социальном государстве, включая право на пенсионное обеспечение, предполагают, по смыслу статей 1, 2, 6 (часть 2), 15 (часть 4), 17 (часть 1), 18, 19 и 55 (часть 1) Конституции Российской Федерации, правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной и правоприменительной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, т.е. в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее по тексту - Федеральный закон от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ), вступившим в силу с 01 января 2015 года.

До 01 января 2015 года основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии были установлены Федеральным законом от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Согласно ч.1 ст.2 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ законодательство Российской Федерации о страховых пенсиях состоит из названного федерального закона, Федерального закона от 16 июля 1999 года №165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования», Федерального закона от 15 декабря 2001 года №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», Федерального закона от 01 апреля 1996 года №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», других федеральных законов.

В сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ, применяются правила международного договора Российской Федерации (ч.3 ст.2 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ).

13 марта 1992 года государствами - участниками Содружества Независимых Государств, в том числе Российской Федерацией и Республикой Узбекистан, подписано Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения (далее также - Соглашение от 13 марта 1992 года).

В соответствии со ст.1 названного Соглашения, пенсионное обеспечение граждан государств - участников этого Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.

Пунктом 2 ст.6 Соглашения от 13 марта 1992 года определено, что для установления права на пенсию, в том числе за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу Соглашения.

Государства - участники Соглашения берут на себя обязательства информировать друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, последующих его изменениях, а также принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера (ст.10 Соглашения от 13 марта 1992 года).

Частью 1 ст.4 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ установлено, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных данным федеральным законом.

В числе этих условий, как следует из содержания ст.8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ, возраст (ч.1 ст.8 названного закона), страховой стаж (ч.2 ст.8 названного закона), индивидуальный пенсионный коэффициент (ч.3 ст.8 названного закона).

Согласно п.2 ст.3 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ страховой стаж - это учитываемая при определении права на страховую пенсию и её размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.

В силу ч.1 ст.8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).

Из приведенных выше нормативных положений следует, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2011 года №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при наличии определенных условий, в числе которых страховой стаж, то есть суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.

Статьей 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ определены периоды работы и (или) иной деятельности, включаемые в страховой стаж.

В страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в ч.1 ст.4 названного закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (ч.1 ст.11 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ).

Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в ч.1 ст.4 этого закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

Аналогичные положения о периодах работы и (или) иной деятельности, включаемых в страховой стаж, были установлены ст.10 Федерального закона от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», который вступил в силу с 01 января 2002 года и действовал до 01 января 2015 года - даты вступления в силу Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ.

Согласно п.8 ст.13 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу данного Федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством, по выбору застрахованного лица.

В соответствии с ч.4 ст.14 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Во исполнение приведенной нормы закона постановлением Правительства Российской Федерации от 02 октября 2014 года №1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий (далее по тексту - Правила №1015).

Согласно п.5 Правил №1015 периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись за пределами Российской Федерации, подтверждаются документом территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации об уплате страховых взносов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации.

Пунктом 11 Правил №1015 установлено, что документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка. При отсутствии трудовой книжки, а также в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.

Аналогичные положения были предусмотрены пунктами 4, 5, 6 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2002 года №555 (утратило силу в связи с принятием постановления Правительства Российской Федерации от 02 октября 2014 года №1015).

Порядок установления страховых пенсий определен ст.21 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ.

Согласно ч.1 ст.21 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ установление страховых пенсий и выплата страховых пенсий, включая организацию их доставки, производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение в соответствии с Федеральным законом от 05 декабря 2001 года №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», по месту жительства лица, обратившегося за страховой пенсией.

Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), правила обращения за указанной пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе работодателей, их назначения (установления) и перерасчета их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, перевода с одного вида пенсии на другой, проведения проверок документов, необходимых для установления указанных пенсий и выплат, правила выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, правила ведения пенсионной документации, а также сроки хранения выплатных дел и документов о выплате и доставке страховой пенсии, в том числе в электронной форме, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (ч.6 ст.21 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ).

Необходимые для установления страховой пенсии и выплаты страховой пенсии документы могут быть запрошены у заявителя только в случаях, если необходимые документы не находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27 июля 2010 года №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» перечень документов (ч.7 ст.21 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ).

Иные необходимые документы запрашиваются органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в иных государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях и представляются такими органами и организациями на бумажном носителем или в электронной форме. Заявитель вправе представить указанные документы по собственной инициативе (ч.8 ст.21 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ).

Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений (ч.9 ст.21 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ).

Приказом Министра труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 ноября 2014 года №958н, действовавшим до 01 января 2022 года (в том числе на дату обращения истца в пенсионный – 14 октября 2021 года, а также вынесения пенсионным органом решения – 26 октября 2021 года), утвержден Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению (далее по тексту – Перечень №958н).

Согласно п.2 Перечня №958н для установления пенсии необходимы документы, удостоверяющие личность, возраст, место жительства, гражданство, регистрацию в системе обязательного пенсионного страхования гражданина, которому устанавливается пенсия, и другие документы в зависимости от вида устанавливаемой пенсии, предусмотренные этим перечнем, а также соответствующее заявление об установлении пенсии, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом «О страховых пенсиях», Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

Пунктом 6 Перечня №958н определено, что для назначения страховой пенсии по старости необходимы документы: подтверждающие периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды, включаемые (засчитываемые) в страховой стаж, правила подсчета и подтверждения которого утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 02 октября 2014 года №1015 «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий» (пп. «а» п.6 Перечня); об индивидуальном пенсионном коэффициенте (пп. «б» п.6 Перечня).

Необходимые для установления пенсии документы должны быть в подлинниках, выданных компетентными органами или должностными лицами, или в копиях, удостоверенных в установленном законодательством Российской Федерации порядке, и содержать достоверные сведения (п.51 Перечня №958н).

С 01 января 2022 года введен в действие приказ Министра труда и социальной защиты Российской Федерации от 04 августа 2021 года №538н, которым утвержден Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению, пункты 2, 6 и 54 которого содержат положения, аналогичные вышеприведенным положениям пунктов 2, 6 и 51 Перечня №958н.

Приказом Министра труда России от 17 ноября 2014 года №884н, действовавшим до 01 января 2022 года (в том числе на дату обращения истца в пенсионный – 14 октября 2021 года, а также вынесения пенсионным органом решения – 26 октября 2021 года), утверждены Правила обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки из размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами «О страховых пенсиях», «О накопительной пенсии» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (далее по тексту - Правила №884н).

Согласно п.22 Правил №884н территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации при приеме заявления об установлении пенсии, в частности, дает оценку содержащимся в документах сведениям, а также правильности их оформления; проверяет в необходимых случаях обоснованность выдачи документов и достоверность содержащихся в них сведений; принимает меры по фактам представления документов, содержащих недостоверные сведения; принимает решения (распоряжения) об установлении пенсии (отказе в ее установлении) на основании совокупности документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации.

Порядок проведения проверок документов, необходимых для установления пенсии, регламентирован разделом Правил №884н.

Проверка представленных заявителем документов (сведений), необходимых для установления пенсии, в том числе обоснованность их выдачи, может осуществляться, в частности, путем направления запросов территориальным органом Пенсионного фонда России в компетентный орган государства - участника международного соглашения в области пенсионного обеспечения (п.65 Правил №884н).

С 01 января 2022 года введен в действие приказ Министра труда и социальной защиты Российской Федерации Приказ Минтруда России от 05 августа 2021 года №546н, которым утверждены Правила обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами «О страховых пенсиях», «О накопительной пенсии» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации». Пункты 18 и 68, раздел VI данных правил содержат положения, аналогичные вышеприведенным положениям пунктов 22 и 65, разделу VI Правил №884н.

Из изложенного следует, что при назначении пенсии, в том числе страховой пенсии по старости, периоды работы и иной деятельности, которые выполнялись гражданами Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (в данном случае в Республике Узбекистан) и которые включаются в страховой стаж, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации. Периоды работы граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года, и имевших место за пределами Российской Федерации до 01 января 2002 года (даты вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в основу которого была положена концепция страховой природы пенсионного обеспечения, и в страховой стаж с 01 января 2002 года стали включаться периоды работы и (или) иной деятельности в случае уплаты страховых взносов), учитываются при исчислении страхового стажа в целях определения права на пенсию независимо от уплаты страховых взносов. Требование о включении в подсчет страхового стажа периодов работы, которые выполнялись гражданами, прибывшими в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года, за пределами Российской Федерации, при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность применимы для периодов работы, имевшим место после 01 января 2002 года (даты вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»).

К документам, подтверждающим периоды работы и (или) иной деятельности (страховой стаж), в том числе периоды работы граждан на территории государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года, также относятся справки, оформленные компетентными учреждениями (органами); справки, выданные организациями, учреждениями, предприятиями, на которых осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность; архивные справки, выданные в соответствии с требованиями законодательства государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 года. Эти документы должны быть представлены гражданином в подлинниках или в копиях, удостоверенных в установленном законом порядке. При этом орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений, в том числе путем направления запросов в компетентный орган государства - участника международного соглашения в области пенсионного обеспечения.

Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, Белокопытов С.Н., 13 мая 1960 года рождения, 14 октября 2021 года обратился к ответчику с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии со ст.8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ. Решением ответчика от 26 октября 2021 года №694834/21 истцу отказано в назначении пенсии по старости по причине отсутствия требуемой величины индивидуального пенсионного коэффициента, не приняты к рассмотрению представленные истцом справки о стаже и заработной плате от 28 февраля 2018 года №1-25/387, выданная Территориальным управлением по архивному делу Ташкентской области, и от 18 января 2018 №09, выданная АО ИИ «Ангрен ПАК», поскольку для проверки достоверности сведений, указанных в данных справках, пенсионным органом были направлены запросы в компетентные органы Республики Узбекистан, но ответы на них на момент вынесения решения не поступили. Пенсионным органом истцу зачтено в стаж, дающий право на назначение страховой пенсии по старости, 14 лет 02 месяца 08 дней, величина его индивидуального пенсионного коэффициента составила 11,107, при требуемом не менее 21.

В трудовой книжке серии АТ-VII №7763275 с датой заполнения от 10 октября 1996 года, выданной истцу Белокопытову С.Н., сведения о спорных периодах и учебы отсутствуют.

В военном билете серии НТ №7981708 и учетно-послужной карточке, являющейся приложением к военному билету, выданных Белокопытову С.Н., указано об обучении истца в Ангренском горпрофтех. училище №17, период обучения не указан.

Согласно ответам Государственного архива города Ангрена территориального управления по архивному делу Ташкентской области Республики Узбекистан от 18 ноября 2012 года №135-Б и от 05 февраля 2018 года №01-2/1763 на запросы истца о представлении сведений о его обучении в городском профессионально-техническом училище №17 г.Ангрен Ташкентской области с 01 сентября 1975 года по 10 июля 1977 года, представить данные сведения не представляется возможным, в связи с затоплением горячей водой и канализационными стоками архивного помещения, в котором хранились запрашиваемые документы, в подтверждение чего представлен акт об затоплении документов от 22 июля 2004 года.

Из архивной справки №09 от 18 января 2018 года, выданной Акционерным обществом с иностранными инвестициями «Ангрен Пак», следует, что истец действительно работал в Ангренском Картонно-тарном комбинате: 17 ноября 1989 года был принят учеником накатчика картонного производства (приказ №289-к от 16 ноября 1989 года), 13 февраля 1990 года переведен накатчиком там же (приказ №75-к от 13 февраля 1990 года), 01 апреля 1990 года уволен по п.4 ст.41 КзоТ Республики Узбекистан (приказ №206-к от 22 мая 1990 года). Также в указанной справке, указано, что 09 сентября 1994 года Ангренский Картонно-тарный комбинат на основании приказа Гос.Ком.имущества за №177-к-ПО от 03 мая 1994 года переименован в Ангренское производственно-торговое объединение «Промкартонторг», на основании решения спецкомиссии Управления юстиции Ташкентской области свидетельства №168 от 07 июня 2002 года преобразован в ОАО АПТО «САНОАТКАЛИНКОГОЗСАВДО», на основании решения спец.комиссии Управления юстиции Ташкентской области, свидетельства №168 от 01 августа 2012 года преобразован в ОАО с иностранными инвестициями «Ангрен Пак», на основании решения спец.комиссии Управления юстиции Ташкентской области, свидетельства №168 от 14 июля 2014 года переименован в АО с иностранными инвестициями «Ангрен Пак».

В справке о заработной плате №9 от 18 января 2018 года, выданной также Акционерным обществом с иностранными инвестициями «Ангрен Пак», приведены сведения о заработке истца Белокопытова С.Н. в период его в указанном предприятии с ноября 1989 года по февраль 1990 года помесячно.

Из архивной справки №01-25/387 от 28 февраля 2018 года, выданной Межведомственным хозрасчетным архивом документов личного состава города Алмалыка территориального управления по архивному делу Ташкентской области, следует, что в документах Архивного фонда Восточно-Кураминской ГРЭ в книгах приказов по личному составу, в личных карточках работников о работе истца Белокопытова С.Н. имеются следующие сведения: принят с 11 сентября 1981 года в Кураминскую ГРП горнорабочим 2 разряда (приказ №70-к от 11 сентября 1981 года); переведен с 19 марта 1982 года помощником бурильщика по 3 разряду (приказ №21-к от 19 марта 1982 года); уволен с 31 мая 1982 года, в связи с вступлением в силу приговора суда (приказ №49 от 08 июня 1982 года).

В справках о заработной плате №01-25/387 от 28 февраля 2018 года, выданными Межведомственным хозрасчетным архивом документов личного состава города Алмалыка территориального управления по архивному делу Ташкентской области, приведены сведения о заработке Белокопытова С.Н. в период его работы в Восточно-Кураминской ГРЭ с сентября 1981 года по июнь 1982 года помесячно.

На вышеуказанных справках имеются подписи должностных лиц, их выдавших, а также угловые штампы и оттиски печатей выдавших их организаций, выполненные на узбекском языке. При этом, истцом представлены переводы текстов угловых штампов и оттисков печатей с узбекского языка на русский, выполненные 27 мая 2019 года переводчиком ФИО4, подлинность подписи которого удостоверена нотариусом Каменского нотариального округа Алтайского края ФИО5

В соответствии с ч.1 ст.71 ГПК РФ письменными доказательствами являются содержащие сведения об обстоятельствах, имеющих значение для рассмотрения и разрешения дела, акты, договоры, справки, деловая корреспонденция, иные документы и материалы, выполненные в форме цифровой, графической записи, в том числе полученные посредством факсимильной, электронной или другой связи, с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», документы, подписанные электронной подписью в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, либо выполненные иным позволяющим установить достоверность документа способом.

Копии вышеуказанных справок и их переводов, представленные в материалы дела, заверены ответчиком, то есть ответчик подтвердил, что содержание данных копий соответствует их подлинникам. С учетом вышеуказанных обстоятельств, вопреки доводам стороны ответчика, суд принимает данные справки в качестве доказательств, подтверждающих страховой (трудовой) стаж работы истца и его заработок в спорные периоды работы на территории Узбекской ССР в Восточно-Кураминской ГРЭ с 11 сентября 1981 года по 31 мая 1982 года и в Ангренском картонно-тарном комбинате с 17 ноября 1989 года по 01 апреля 1990 года, и оценивает их в соответствии со ст.67 ГПК РФ как допустимые доказательства, вследствие чего, данные периоды подлежат включению истцу в общий страховой (трудовой) стаж и в расчет его пенсии.

При этом, вопреки доводам истца, оснований для включения ему в общий страховой (трудовой) стаж и в расчет его пенсии периода учебы в городском профессионально-техническом училище №17 г.Ангрен Ташкентской области с 01 сентября 1975 года по 10 июля 1977 года суд не усматривает, поскольку какого-либо документа, достоверно подтверждающего факт учебы истца в указанном училище в данный период суду не представлено, поэтому показания свидетеля ФИО6, пояснившего, что истец обучался в данном училище совместно с ним, суд не может быть расценено, как доказательство, позволяющее сделать однозначный вывод об обучении истца в этом училище и в этот период.

Таким образом, исковые требования подлежат удовлетворению частично.

В соответствии с ч.1 ст.98 ГПК РФ с ответчика Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Каменском районе Алтайского края (межрайонное) подлежат взысканию в пользу истца Белокопытова С.Н. расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей, уплата которых подтверждается чеком-ордером от 24 ноября 2021 года.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования удовлетворить частично.

Возложить на Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Алтайскому краю обязанности включить Белокопытову Станиславу Николаевичу, родившемуся ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, периоды работы на территории Узбекской ССР в Восточно-Кураминской ГРЭ с 11 сентября 1981 года по 31 мая 1982 года и в Ангренском картонно-тарном комбинате с 17 ноября 1989 года по 01 апреля 1990 года в общий страховой (трудовой) стаж и принять для расчета его страховой пенсии по старости следующие архивные справки: №09, выданные 18 января 2018 года акционерным обществом с иностранными инвестициями «Ангрен Пак»; №01-25/387, выданные 28 февраля 2018 года межведомственным хозрасчетным архивом документов личного состава города Алмалыка Территориального управления по архивному делу Ташкентской области.

В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.

Взыскать с Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Алтайскому краю в пользу Белокопытова Станислава Николаевича расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме в Судебную коллегию по гражданским делам Алтайского краевого суда, с принесением жалобы в Тюменцевский районный суд Алтайского края.

Председательствующий: А.Н. Савостин

Решение в окончательной форме принято 04 февраля 2022 года.