Калининградский областной суд Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru) Вернуться назад
Калининградский областной суд — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
КАЛИНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Дело № 3-22,23/12
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
«24» мая 2012 г. г.Калининград
Калининградский областной суд в составе:
председательствующего судьи - Струковой А.А.
с участием прокурора – Павлюченковой В.А.
при секретаре – Партей Н.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлениям ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6 об определении срока назначения дополнительных выборов в окружной совет депутатов муниципального образования «Янтарный городской округ» по одномандатным избирательным округам № 1, № 2, № 3 и № 5,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6 обратились в суд с указанным заявлением, ссылаясь на то, что 22 марта 2012 года 4 депутатов окружного совета депутатов МО «Янтарный городской округ», избранных на состоявшихся в марте 2010 года муниципальных выборах по одномандатным избирательным округам № 1, № 2, № 3 и № 5, а также Копейка С.И., признанный избранным депутатом по пропорциональной системе, представили заявления в окружной совет депутатов о сложении своих полномочий, после чего решением избирательной комиссии МО «Янтарный городской округ» от 28 марта 2012 года освободившийся депутатский мандат после сложения полномочий депутатом Копейка С.И. передан кандидату в депутаты ФИО7, однако в предусмотренный пунктом 8 ст. 71 Федерального закона № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав…» 4-месячный срок со дня досрочного прекращения полномочий указанных депутатов дополнительные выборы по одномандатным избирательным округам № 1, № 2, № 3 и № 5 не назначены, чем нарушены избирательные права заявителей, проживающих на территории МО «Янтарный городской округ» в границах этих одномандатных избирательных округов.
В судебном заседании ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО5, ФИО6 и их представитель ФИО8 заявленные требования поддержали, изложив в их обоснование аналогичные доводы. Дополнительно пояснили, что в связи со сложением полномочий 4 депутатами от установленной численности 11 депутатов дополнительные выборы должны быть проведены не позднее чем через 4 месяца со дня такого досрочного прекращения полномочий, начиная с 22 марта 2012 года (п. 8 ст. 71 Федерального закона № 67-ФЗ), а решение о назначении выборов должно было быть принято в срок не позднее чем за 70 дней до дня голосования, т.е. не позднее 13 мая 2012 года (п. 8 ст. 10 Федерального закона № 67-ФЗ), что избирательной комиссией МО «Янтарный городской округ» и избирательной комиссией Калининградской области не сделано. Кроме того, полагают, что, несмотря на положения ч. 18 ст. 35 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" о проведении в случае неправомочности состава представительного органа муниципального образования досрочных выборов, до вступления в законную силу решения Калининградского областного суда от 12 апреля 2012 года о признании неправомочным состава окружного совета депутатов МО «Янтарный городской округ» пятого созыва должны быть назначены и проведены дополнительные выборы по одномандатным избирательным округам № 1, № 2, № 3 и № 5, после чего указанное решение суда от 12 апреля 2012 года может быть отменено.
Заявитель ФИО4 в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель окружного совета депутатов МО «Янтарный городской округ» в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте рассмотрения дела, представил письменный отзыв о согласии с заявленными требованиями.
Представитель избирательной комиссии Калининградской области – ФИО9 и председатель избирательной комиссии МО «Янтарный городской округ» - ФИО10 полагали требования не подлежащими удовлетворению, ссылаясь на положения ч. 18 ст. 35 Федерального закона № 131-ФЗ от 6 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также на отсутствие достаточных оснований к определению судом срока, не позднее которого должны быть назначены дополнительные выборы, при наличии спора о правомочности состава совета депутатов МО «Янтарный городской округ».
Выслушав объяснения заявителей и их представителя, а также представителей Избирательной комиссии Калининградской области и МО «Янтарный городской округ», исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора об отсутствии оснований к удовлетворению заявления, суд приходит к следующему.
Статьей 32 устава МО «Янтарный городской округ», утв. решением окружного совета депутатов МО «Янтарный городской округ» от 24 ноября 2009 года № 66, установлено, что окружной совет депутатов состоит из 11 депутатов, избираемых на муниципальных выборах по смешанной мажоритарно-пропорциональной системе (если выборы признаны состоявшимися и действительными, шесть депутатов от их установленной численности избирается по мажоритарной системе относительного большинства, остальные пять депутатских мандатов распределяются между списками кандидатов по пропорциональной системе).
В соответствии с решением № 24/140 от 16 марта 2010 года избирательной комиссии МО «Янтарный городской округ» по одномандатным избирательным округам № 1, № 2, № 3 и № 5 избранными депутатами признаны соответственно ФИО11, ФИО12, ФИО13 и ФИО14, которые 22 марта 2012 года подали в окружной совет депутатов МО «Янтарный городской округ» заявления о сложении депутатских полномочий.
Кроме того, 22 марта 2012 года аналогично заявление было подано в окружной совет депутатом Копейка И., который был признан избранным депутатом по пропорциональной системе, после чего решением избирательной комиссии муниципального образования от 28 марта 2012 года освободившийся депутатский мандат передан кандидату в депутаты ФИО7
В соответствии со статьей 35 Федерального закона № 131-ФЗ от 6 октября 2003 года (с последующими изменениями и дополнениями) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" представительный орган муниципального образования может осуществлять свои полномочия в случае избрания не менее двух третей от установленной численности депутатов (часть 1); уставом муниципального образования определяется правомочность заседания представительного органа муниципального образования. Заседание представительного органа муниципального образования не может считаться правомочным, если на нем присутствует менее 50 процентов от числа избранных депутатов (часть 1.1).
В силу пункта 2 части 16 статьи 35 названного Федерального закона полномочия представительного органа муниципального образования могут быть прекращены досрочно в случае вступления в силу решения соответственно верховного суда республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа о неправомочности данного состава депутатов представительного органа муниципального образования, в том числе в связи со сложением депутатами своих полномочий.
Согласно части 18 ст. 35 Федерального закона № 131-ФЗ в случае досрочного прекращения полномочий представительного органа муниципального образования, состоящего из депутатов, избранных населением непосредственно, проводятся в сроки, установленные федеральным законом, досрочные (а не дополнительные) выборы.
Пунктом 8 ст. 71 Федерального закона 67-ФЗ от 12 июня 2002 года «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» предусмотрено проведение дополнительных (а не досрочных) выборов в случае, если в результате досрочного прекращения депутатских полномочий представительный орган муниципального образования остался в неправомочном составе.
Суд полагает, что к спорным правоотношениям подлежат применению положения части 18 ст. 35 Федерального закона № 131-ФЗ, который принят позже Федерального закона № 67-ФЗ от 12 июня 2002 года и содержит специальные нормы о порядке назначения муниципальных выборов.
Как видно из материалов дела, в связи с добровольным досрочным сложением 4 депутатами своих полномочий в составе совета депутатов МО «Янтарный городской округ» осталось 7 депутатов, что составляет менее чем две трети от установленной численности.
28 марта 2012 года в Калининградский областной суд поступило заявление о признании состава совета депутатов МО «Янтарный городской округ» неправомочным, которое определением судьи от 28 марта 2012 года было принято к производству суда.
Кроме того, 28 марта 2012 года в период времени с 18.00 часов до 18.40 часов состоялось заседание избирательной комиссии МО «Янтарный городской округ», в повестку дня которого был включен вопрос о назначении дополнительных выборов. Согласно протоколу заседания избирательной комиссии муниципального образования в связи с возникновением судебного спора о неправомочности состава совета депутатов МО «Янтарный городской округ» решено рассмотреть данный вопрос по завершению рассмотрения дела.
Решением Калининградского областного суда от 12 апреля 2012 года признан неправомочным состав окружного совета депутатов МО «Янтарный городской округ» пятого созыва.
На указанное решение подана апелляционная жалоба окружным советом депутатов МО «Янтарный городской округ», решение в законную силу не вступило.
Принимая во внимание наличие такого решения и правовые последствия этого решения после вступления его в законную силу с учетом положений ч. 17 и ч. 18 ст. 35 Федерального закона № 131-ФЗ от 6 октября 2003 года, а также осведомленность избирательной комиссии МО «Янтарный городской округ» о наличии судебного спора и данного решения, суд приходит к выводу о том, что неназначение дополнительных выборов до решения вопроса о вступлении в законную силу решения суда от 12 апреля 2012 года не противоречит закону и не свидетельствует о незаконном бездействии избирательной комиссии МО «Янтарный городской округ».
Ссылки заявителей на то, что по смыслу п. 8 ст. 71 Федерального закона 67-ФЗ от 12 июня 2002 года и ч. 18 ст. 35 Федерального закона № 131-ФЗ от 6 октября 2003 года в их взаимосвязи до вступления в законную силу решения суда о неправомочности состава представительного органа муниципального образования должны быть назначены дополнительные выборы, а после вступления в законную силу подобного решения суда - досрочные выборы, по мнению суда, основаны на неправильном толковании закона при том, что определяющее значение имеет правовое основание для назначения выборов – неправомочность состава депутатов представительного органа, а не дата вступления в законную силу соответствующего решения суда как таковая.
Кроме того, суд принимает во внимание и то обстоятельство, что сами заявители исчисляют срок проведения выборов (не позднее чем через 4 месяца со дня досрочного прекращения полномочий) применительно к случаю неправомочности состава представительного органа муниципального образования, в связи с чем до решения вопроса о вступлении в законную силу решения Калининградского областного суда от 12 апреля 2012 года выборы в судебном порядке не могут быть назначены.
Что же касается общего срока проведения дополнительных выборов (не позднее чем через 1 год со дня досрочного прекращения полномочий депутата), то предельные сроки назначения и проведения дополнительных выборов еще не наступили, на что справедливо обращают внимание представители избирательных комиссий.
С учетом фактических обстоятельств дела суд считает, что достаточных правовых оснований для удовлетворения заявления об определении срока назначения дополнительных выборов не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении заявления ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6 об определении срока назначения дополнительных выборов в окружной совет депутатов муниципального образования «Янтарный городской округ» по одномандатным избирательным округам № 1, № 2, № 3 и № 5 - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Российской Федерации через Калининградской областной суд в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено «28» мая 2012 года.
Судья Калининградского
областного суда А.А. Струкова