К делу №12-13/2021
УИД №23RS0004-01-2020-004028-96
РЕШЕНИЕ
г.-к. Анапа 13 января 2021 г.
Анапский районный суд Краснодарского края в составе:
председательствующего судьи Жванько З.И.
при секретаре Волошиной М.С.
с участием:
должностного лица – исполняющего обязанности директора ФГБУ «Государственный заповедник «Утриш» ФИО1, представителя ФГБУ «Государственный заповедник «Утриш» ФИО3, представителя Министерства природных ресурсов (...)ФИО5,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе должностного лица – исполняющего обязанности директора ФГБУ «Государственный заповедник «Утриш» ФИО1, на постановление о назначении административного наказания от 00.00.0000000.20/779Н старшего государственного инспектора (...) в области охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов (...)ФИО4, которым должностное лицо – исполняющий обязанности директора ФГБУ «Государственный заповедник «Утриш» ФИО1 признан виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ст. 8.39 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 15 000 (пятнадцати тысяч) рублей,
УСТАНОВИЛ:
00.00.0000 старший государственный инспектор (...) в области охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов (...)ФИО4 вынес постановление о назначении административного наказания 000.20/779Н, которым должностное лицо – исполняющий обязанности директора ФГБУ «Государственный заповедник «Утриш» ФИО1 признан виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ст. 8.39 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 15 000 (пятнадцати тысяч) рублей в связи с нарушением правил охраны и использования природных ресурсов на особо охраняемых природных территориях.
Исполняющий обязанности директора ФГБУ «Государственный заповедник «Утриш» ФИО1 с данным постановлением не согласен, считает его незаконным и подлежащем отмене, обратился в суд с жалобой, в которой просит указанное постановление отменить и производство по делу об административном правонарушении прекратить. Срок обжалования постановления не нарушен.
В судебном заседании исполняющий обязанности директора ФГБУ «Государственный заповедник «Утриш» ФИО1 вину не признал, просил постановление отменить и производство по делу прекратить в связи с вынесением постановления неполномочным лицом и отсутствием состава административного правонарушения.
Представитель Министерства природных ресурсов (...)ФИО5, действующий на основании доверенности, представил отзыв на жалобу и возражал против прекращения производства по делу, ссылаясь на то, что постановление вынесено полномочным лицом и состав правонарушения имеется.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд находит производство по делу подлежащим прекращению по следующим основаниям.
Как указано в постановлении 1.20/779Н о назначении административного наказания от 00.00.0000 оно вынесено на основании рассмотрения протокола об административном правонарушении от 00.00.0000000.20/ЧСА-36155-3/1 в отношении должностного лица – исполняющего обязанности директора ФГБУ «Государственный заповедник «Утриш».
Из описательной части постановления также следует, что 00.00.0000 ФГБУ «Государственный заповедник «Утриш» допущено нарушение правил охраны и использования природных ресурсов на особо охраняемых природных территориях.
Данные выводы в постановлении сделаны на основании информации (акта), поступившей из Новороссийского лесничества - Филиала государственного казенного учреждения (...) «Комитет по лесу».
В постановлении утверждается, что согласно этой информации 00.00.0000 совместно с представителями ГКУ КК «Управления особо охраняемыми природными территориями (...)» в ходе рейдового патрулирования территории государственного лесного фонда в квартале 69 части выдела 9 Анапского участкового лесничества Новороссийского лесничества в зоне рекреации государственного природного комплексного заказника регионального значения «Большой Утриш» (далее - заказник) обнаружена организованная группа граждан в количестве 10 человек, в сопровождении волонтера в форме сотрудника ФГБУ «Государственный заповедник «Утриш». На территории заказника установлен факт размещения 4 информационных щитов, вывески и деревянной лестницы, ширина лестницы 70 см, длинна 30 м, конструкции установлены с помощью асбестовых труб и бетона.
Кроме того, в постановлении также утверждается, что указанные сведения подтверждаются также информацией ГКУ КК «Управление особо охраняемыми природными территориями (...)», и в ходе изучения информации установлено, что 00.00.0000 в точке с географическими координатами 000 обнаружена организованная группа в количестве 10 граждан, которую сопровождал волонтер в форме сотрудника ФГБУ «Государственный заповедник «Утриш» с эмблемой государственного заповедника «Утриш». Волонтер пояснил, что с периодичностью два раза в неделю оказывает экскурсионные услуги, проводит людей по территории государственного природного комплексного заказника регионального значения «Большой Утриш» и государственного заповедника «Утриш» - по туристическому маршруту «Каньон». Оплата за экскурсионные услуги производится по адресу: г.-к. Анапа, (...), в дирекции ФГБУ «Государственный заповедник «Утриш». У граждан при себе имелись экскурсионные путевки ФГБУ «Государственный заповедник «Утриш» экомаршрут «Каньон».
В постановлении также утверждается, что в точках с географическими координатами: 000 установлены 4 информационных стенда и вывеска. Основание конструкций закреплено на поверхности земли с использованием асбестовых труб и забетонировано. На указанных стендах размещены эмблемы ФГБУ «Государственный заповедник «Утриш», сведения о государственном природном заповеднике «Утриш», правила безопасного поведения туристов при посещении заповедника, информация об экскурсионном маршруте «Каньон» по территории заповедника, схема маршрута «Каньон», согласно которой маршрут проходит, в том числе, по территории заказника. Вывеска представляет собой деревянную конструкцию с выполненной из деревянных брусьев с надписью: «Утриш ФГБУ».
Кроме того, в постановлении также утверждается, что в точках с географическими координатами: 1000 в.д. установлена деревянная лестница, ширина лестницы 70 см., длина 30 м.
В постановлении также указано, что так как ФГБУ «Государственный заповедник «Утриш» согласование на создание экскурсионного маршрута в границах участка 000 заказника (в рекреационной зоне) от Министерства природных ресурсов (...) не получало, а территория заказника, которая эксплуатируется в качестве экскурсионного маршрута для этих целей не выделялась, разрешений на организацию и соответствующее оборудование туристических маршрутов и экологических троп не выдавалось, то Определением от 00.00.0000000.20ЧСА-36155-1 возбуждено дело об административном правонарушении и проведении административного расследования в отношении ФГБУ «Государственный заповедник «Утриш» (ИНН <***>) по ст. 8.39 КоАП РФ.
На основании проведенного расследования в постановлении сделан вывод о том, что ФГБУ «Государственный заповедник «Утриш» в границах государственного природного комплексного заказника регионального значения «Большой Утриш» осуществлена рекреационная деятельность за пределами специально предусмотренных для этого мест, самовольно проложен туристический маршрут, организовано проведение массовых спортивных, зрелищных и иных мероприятий вне специально выделенных для этих целей мест и без согласования с уполномоченным органом, размещены на земельных участках заказника рекламные и информационные щиты, не связанные с функционированием заказника, в связи с чем в деятельности должностного лица исполняющего обязанности директора ФГБУ «Государственный заповедник «Утриш» ФИО1 имеются признаки состава административного правонарушения, ответственность за которые предусмотрена ст. 8.39 КоАП РФ, то есть нарушение правил охраны и использования природных ресурсов на особо охраняемых природных территориях. Доказательствами по делу являются: протокол об административном правонарушении от 00.00.0000000.20/ЧСА-36155-3/1 в отношении должностного лица исполняющего обязанности директора ФГБУ «Государственный заповедник «Утриш» ФИО1 о привлечении к ответственности по ст. 8.39 КоАП РФ и другие материалы дела об административном правонарушении.
Однако, из постановления следует, что событие правонарушения было обнаружено 00.00.0000.
В соответствии со ст. 28.5 КоАП РФ протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения. В случае, если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении, протокол об административном правонарушении составляется в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения. В случае проведения административного расследования протокол об административном правонарушении составляется по окончании расследования в сроки, предусмотренные статьей 28.7 КоАП РФ.
После выявления факта правонарушения 00.00.0000 протокол составлен не был. По указанным в постановлении фактам и обстоятельствам государственным инспектором Министерства природных ресурсов (...)ФИО600.00.0000 было вынесено Определение 000.20/ЧСА-36155-1 о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования в отношении юридического лица – ФГБУ «Государственный заповедник «Утриш».
В связи с проводимым административным расследованием по делу Определением от 00.00.0000000.20/ЧСА-36155-2 в ФГБУ «Государственный заповедник «Утриш» были истребованы сведения, которые предоставлены учреждением в административное производство письмом от 00.00.0000000. В рамках данного административного производства производились и процессуальные действия в отношении должностного лица - исполняющего обязанности директора ФГБУ «Государственный заповедник «Утриш» ФИО1 Таким образом, производство по делу велось в форме фактического административного расследования.
После проведенного расследования дело об административном правонарушении было рассмотрено старшим государственным инспектором Министерства природных ресурсов (...)ФИО400.00.0000 и вынесено Постановление о назначении административного наказания 000.20/779Н.
В соответствии с ч.2 ст. 1.6 КоАП РФ применение уполномоченными на то органом или должностным лицом административного наказания и мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении в связи с административным правонарушением осуществляется в пределах компетенции указанных органа или должностного лица в соответствии с законом.
Согласно ч. 2 п. 3 ст. 23.1 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, производство по которым осуществляется в форме административного расследования, рассматриваются судьями районных судов.
Таким образом, в полномочия и компетенцию старшего государственного инспектора Министерства природных ресурсов (...)ФИО4 не входило рассмотрение дела об административном правонарушении, производство по которому осуществлялось в форме административного расследования, т.е. административным органом нарушена процедура привлечения лица к административной ответственности.
Как следует из постановления, протокол об административном правонарушении 000.20/ЧСА-36155-3/1 в отношении должностного лица исполняющего обязанности директора ФГБУ «Государственный заповедник «Утриш» ФИО1 о привлечении к ответственности по ст. 8.39 КоАП РФ был составлен 00.00.0000.
Согласно п. 4 ст. 28.2 КоАП РФ физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу. В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
Однако, в нарушении данной нормы права копия протокола об административном правонарушении от 00.00.0000000.20/ЧСА-36155-3/1, как и определение от 00.00.0000 № 000.20/ЧСА-36155-1 ФИО1 не направлялись. Данные факты являются нарушением процессуальных прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
В соответствии с ч.1 ст.1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом. Обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
В соответствии с п. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии иных предусмотренных настоящим КоАП РФ обстоятельствах, при наличии которых лицо, совершившее действия (бездействие), содержащие признаки состава административного правонарушения, освобождается от административной ответственности.
Кроме того, по делу привлекается исполняющий обязанности директора ФГБУ «Государственный заповедник «Утриш» ФИО1, который назначен на эту должность Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 00.00.0000000-лс, т.е. в день обнаружения правонарушения. Приказ поступил в ФГБУ «Государственный заповедник «Утриш» только 00.00.0000.
Заместитель директора по экологическому просвещению, начальник отдела экологического просвещения и исполняющий обязанности директора ФГБУ «Государственный заповедник «Утриш» - две разные должности, имеющие разные должностные обязанности.
Исполняющий обязанности директора ФГБУ «Государственный заповедник «Утриш» ФИО1 в момент выявления фактов правонарушения 00.00.0000 еще не знал о возложенных на него обязанностях.
Должностные обязанности заместителя директора по экологическому просвещению, начальника отдела экологического просвещения ФГБУ «Государственный заповедник «Утриш» не содержат обязанностей должностного лица по проведению, организации хозяйственной деятельности, так как эти обязанности возложены на должностных лиц отдела обеспечения основной деятельности.
Таким образом, субъективная сторона правонарушения в постановлении не имеет подтверждений, и иные доказательства суду не представлены.
Кроме того, в постановлении о назначении административного наказания 000.20/779Н от 00.00.0000 указано, что нарушения выявлены в квартале 69 части выдела 9 Анапского участкового лесничества Новороссийского лесничества.
Однако, государственный природный заповедник «Утриш» учрежден распоряжением Правительства Российской Федерации от 00.00.0000000-р, отнесен к ведению Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации (Минприроды России) и является особо охраняемой природной территорией федерального значения.
Приказом Минприроды России от 03.03.2011г. 000 утверждено Положение о государственном природном заповеднике «Утриш», которым утверждены границы государственного природного заповедника «Утриш».
После проведения межевания, земли лесного фонда государственного природного заповедника «Утриш» общей площадью 9065, 23 гектара поставлены на кадастровый учет, кадастровые номера земельных участков 000 в системе координат МСК 23. На данные земельные участки зарегистрировано право собственности Российской Федерации.
В целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий Минприроды России на территории государственного природного заповедника «Утриш» распоряжением Правительства России от 00.00.0000000-р создано федеральное государственное бюджетное учреждение «Государственный природный заповедник «Утриш» (ФГБУ «Государственный заповедник «Утриш»), которое также отнесено к ведению Минприроды России и действует на основании устава.
В соответствии с приказом Федерального агентства лесного хозяйства (Рослесхоза) от 00.00.0000000 «Об определении количества лесничеств на территории государственных природных заповедников и национальных парков и установлении их границ» с изменениями внесенными приказом Рослесхоза от 00.00.0000000, создано лесничество «Государственный природный заповедник «Утриш» на землях лесного фонда, включенных в границы государственного природного заповедника «Утриш» в соответствии с распоряжением Правительства России от 00.00.0000000-р.
00.00.0000 Минприроды России утвердило Лесохозяйственный регламент лесничества «Государственный природный заповедник «Утриш», с изменениями от 00.00.0000.
В соответствии с разделом 6 приложения 2 к Положению о государственном природном заповеднике «Утриш» и таблицей 5 Лесохозяйственного регламента лесничества «Государственный природный заповедник «Утриш» квартал 69 Анапского участкового лесничества Новороссийского лесничества является частью лесничества «Государственный природный заповедник «Утриш» и полностью отнесен к участкам, выделенным для организации и устройства экскурсионных экологических троп и маршрутов.
Кроме того, в 2012 году Минприроды России согласовало для ФГБУ «Государственный заповедник «Утриш» Паспорт экскурсионного маршрута 000 «Каньон. Знакомство с основными видами растительности заповедника и геолого-географическими особенностями», маршрут проходит, в том числе, и в квартале 69 Анапского участкового лесничества Новороссийского лесничества.
В то же время, государственный комплексный (ландшафтно-флористический и морской) заказник «Большой Утриш» (далее – заказник) создан Постановлением главы администрации (...) от 00.00.0000000 «Об организации государственного заказника «Большой Утриш». В территорию заказника были включены различные земли, территории, морская акватория и т.д. При этом границы и географические координаты границ заказника утверждены не были.
В декабре 2017 года Постановлением главы администрации (губернатора) (...) от 00.00.0000000 «Об утверждении Положения о государственном природном комплексном заказнике регионального значения «Большой Утриш» и его границ» были утверждены границы действующего заказника. Положение о заказнике содержит координаты поворотных точек границ государственного природного комплексного заказника регионального значения «Большой Утриш» и его функциональных зон, а также каталог координат точек государственного природного комплексного заказника регионального значения «Большой Утриш» в системе МСК 23.
До настоящего времени вынос границ в натуру Государственного комплексного (ландшафтно-флористического и морского) заказника «Большой Утриш» не произведен. Информационные указатели о границах заказника отсутствуют.
В акте проверки, протоколе об административном правонарушении, постановлении о назначении административного наказания и в других документах, имеющихся в деле об административном правонарушении, указаны лишь географические координаты предполагаемого места совершения правонарушения.
Данные координаты указаны на основании неизвестного прибора измерения. Паспорт и сертификат, поверка и погрешность измерений данного прибора в процессуальных документах отсутствуют. Указанные географические координаты в систему МСК 23 не переведены, что не позволяет установить место совершения правонарушения на основании указанных «географических» координат.
Таким образом, доказательства места совершения административного правонарушения, субъективной стороны в постановлении не содержатся, в ходе судебного разбирательства такие доказательства не представлены.
Кроме того, указанные в процессуальных документах лица из группы граждан в количестве 10 человек, в сопровождении волонтера в форме сотрудника ФГБУ «Государственный заповедник «Утриш», якобы, обнаруженные в квартале 69 части выдела 9 Анапского участкового лесничества Новороссийского лесничества, в зоне рекреации государственного природного комплексного заказника регионального значения «Большой Утриш», а также сам волонтер ни 00.00.0000, ни в ходе административного расследования установлены не были. Кто были эти лица, были ли они вообще на указываемой территории, и в какой период времени, имеют ли они какое-либо отношение к ФГБУ «Государственный заповедник «Утриш» - по делу не установлено и не доказано. Данное обстоятельство не позволяет считать юридическое лицо – ФГБУ «Государственный заповедник «Утриш», а также должностное лицо – исполняющего обязанности директора ФГБУ «Государственный заповедник «Утриш» субъектами дела об административном правонарушении.
Указанный в процессуальных документах факт размещения 4 информационных щитов, вывески и деревянной лестницы, ширина лестницы 70 см, длинна 30 м, установленных с помощью асбестовых труб и бетона на территории заказника так же не имеет подтверждения в материалах дела, так как географические координаты, указанные в процессуальных документах также в систему МСК 23 не переведены, что не позволяет установить место совершения правонарушения на основании указанных географических координат. Паспорт и сертификат, поверка и погрешность измерений прибора в процессуальных документах не указаны.
Согласно ч. 2 ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона.
В соответствии со ст. 26.8 КоАП РФ под специальными техническими средствами понимаются измерительные приборы, утвержденные в установленном порядке в качестве средств измерения, имеющие соответствующие сертификаты и прошедшие метрологическую поверку.
Показания специальных технических средств отражаются в протоколе об административном правонарушении или постановлении по делу об административном правонарушении, вынесенном в случае, предусмотренном частью 3 статьи 28.6 КоАП РФ.
В протоколе об административном правонарушении и постановлении по делу об административном правонарушении указаны географические координаты, но какими специальными техническими средствами они производились не указано. Какими приборами были определены географические координаты их размещения и нахождения, указанные в постановлении, в материалах дела не указано, какой тип этих приборов, имеют ли они сертификат соответствия, проводилась ли метрологическая поверка этих измерительных приборов, каков размер погрешности при измерениях в процессуальных и иных документах дела об административном правонарушении не указано. Таким образом, такие доказательства получены органами государственного надзора с нарушением закона.
Кроме того, в постановлении о назначении административного наказания указано, что ФГБУ «Государственный заповедник «Утриш» совершены нарушения, которые выразились в несоблюдении норм действующего законодательства, а именно ст. 34, ч. 2 ст. 59 Федерального закона от 00.00.0000 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ч.1,3,5 ст. 24 Федерального закона от 00.00.0000 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» в связи с размещением ФГБУ «Государственный заповедник «Утриш» на территории заказника объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществлением хозяйственной деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду, осуществлением деятельности, противоречащей целям создания заказника и причиняющей вред природным комплексам заказника.
Однако, какие объекты, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, какая хозяйственная деятельность, оказывающая негативное воздействие на окружающую среду, и какая деятельность, противоречащая целям создания заказника, а также причиняющая вред природным комплексам заказника, конкретно совершена ФГБУ «Государственный заповедник «Утриш» в постановлении не указано. Конкретный вред, причиненный природным комплексам заказника и их компонентам в постановлении не доказан. Расчет суммы причиненного вреда не произведен. Таким образом, объективна сторона правонарушения доказательств не имеет.
Таким образом, постановление вынесено неполномочным лицом, место совершения административного правонарушения является недоказанным, субъективная и объективная сторона правонарушения в постановлении о назначении административного наказания доказательств не имеют. Состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.39 КоАП РФ, то есть нарушение правил охраны и использования природных ресурсов на особо охраняемых природных территориях – отсутствует. Имеются обстоятельства, полностью исключающие производство по данному делу об административном правонарушении.
На основании изложенного, руководствуясь ч. 1, 2 ст. 1.6, ч. 2 п. 3 ст. 23.1, ч. 1 ст. 24.5, -п.3 ч.1 ст. 30.7. КоАП РФ, суд
РЕШИЛ:
Жалобу должностного лица – исполняющего обязанности директора ФГБУ «Государственный заповедник «Утриш» ФИО1 на постановление о назначении административного наказания от 00.00.0000000.20/779Н старшего государственного инспектора (...) в области охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов (...)ФИО4, которым должностное лицо – исполняющий обязанности директора ФГБУ «Государственный заповедник «Утриш» ФИО1 признан виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ст. 8.39 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 15 000 (пятнадцати тысяч) рублей, удовлетворить.
Постановление о назначении административного наказания от 00.00.0000000.20/779Н старшего государственного инспектора (...) в области охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов (...)ФИО4, которым должностное лицо – исполняющий обязанности директора ФГБУ «Государственный заповедник «Утриш» ФИО1 признан виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ст. 8.39 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 15 000 (пятнадцати тысяч) рублей, отменить.
Производство по делу об административном правонарушении в отношении должностного лица – исполняющего обязанности директора ФГБУ «Государственный заповедник «Утриш» ФИО1 по ст. 8.39 КоАП РФ прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения и вынесения постановления о назначении административного наказания неполномочным лицом.
Решение может быть обжаловано в (...)вой суд через Анапский районный суд (...) в течение 10 дней со дня вручения или получения копии решения суда.
Судья
Анапского районного суда ФИО7