ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 230005-01-2022-001217-69 от 28.04.2022 Апшеронского районного суда (Краснодарский край)

Дело № 2-611/2022г.

УИД № 23RS0005-01-2022-001217-69

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Апшеронск 28 апреля 2022 года

Апшеронский районный суд Краснодарского края в составе:

председательствующего судьи Якименко Н.В.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Науменко О.К.

с участием представителя истца – помощника прокурора Апшеронского района Прудникова Е.А.

представителя ответчика администрации Куринского сельского поселения Апшеронского района Усова М.В.

представителя администрации МО Апшеронский район Букатарь Е.И.

рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление прокурора Апшеронского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц к администрации Куринского сельского поселения Апшеронского района о понуждении устранения нарушений законодательства в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера,

У С Т А Н О В И Л :

Прокурор Апшеронского района, действующий в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации Куринского сельского поселения Апшеронского района о понуждении устранения нарушений законодательства в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, мотивируя свои требования тем, что прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера их предупреждения и ликвидации последствий, по результатам которой в деятельности исполнительного органа местного самоуправления Куринского сельского поселения Апшеронского района выявлены нарушения федерального законодательства. В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 21.12.1994 №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 2 Закона Краснодарского края от 08.08.2016 №3459-К3 «О закреплении за сельскими поселениями Краснодарского края отдельных вопросов местного значения городских поселений», Законом Краснодарского края от 13.07.1998 №135-К3 «О защите населения и территорий Краснодарского края от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» к вопросам местного значения сельского поселения отнесены, в том числе, участие в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения. С учетом ранее проведенных проверочных мероприятий и имевших место чрезвычайных происшествий в результате обильного выпадения осадков, одной из причин подтопления территории Апшеронского района является непроходимость водных потоков в реках в связи с созданием препятствий в виде поваленных деревьев и других древесных остатков. Водным кодексом РФ определены полномочия органов местного самоуправления в отношении водных объектов, в т.ч. необходимость расчистки русел рек с целью предотвращения чрезвычайных ситуаций. Однако, проведенная администрацией Куринского сельского поселения работа по расчистке русел рек, с учетом того, что населенные пункты сельского поселения входят в зону затопления, является недостаточной. При обследовании объекта (территории) по подготовке экстренных мероприятий по расчистке русла реки Пшиш от поваленных деревьев и других древесных остатков в целях предупреждения чрезвычайной ситуации на территории Куринского сельского поселения было установлено, что на территории Куринского сельского поселения Апшеронского района через реку Пшиш перекинуто 2 пешеходных и 1 автодорожный мост (в пос. Станционном Куринского сельского поселения Апшеронского района). На участке от границы с Туапсинским районом до границы с Хадыженским городским поселением Апшеронского района протяженностью 15 километров выявлена массовая активизация отдельных оползневых блоков. На данном участке в русле реки Пшиш образовались донные отложения и скопление наносного материала: деревьев, корневища обломанных деревьев и другой древесно-кустарниковой растительности. В период обильных осадков происходит снос паводковыми водами поваленных деревьев и карчей вниз по течению, что приводит к скоплению древесного мусора в подмостовых пространствах автомобильного и пешеходных мостов, в районе улиц: 1-я Заречная, 2-я Заречная, Прусакова. В результате ухудшения погодных условий, обусловленным комплексом неблагоприятным метеорологических явлений, в случае подъема уровня воды в реке Пшиш поваленные деревья и другие древесные остатки сформируют затор под постами, что приведет к выходу реки из берегов и затоплению частных домовладений по следующим улицам: Береговая, Железнодорожная, Ленина, 1-я Заречная, 2-я Заречная, Прусакова, а также может повлечь разрушение пешеходных и автодорожного моста, что вызовет фактическую изоляцию южной половины пос. Станционного (альтернативные подъездные пути к данному участку жилой застройки отсутствуют, ввиду фактического изрезанного рельефа при возникновении чрезвычайной ситуации в условиях разрушения мостовых переходов, возможность оперативного наведения альтернативных подъездных путей для проведения аварийно- спасательных работ отсутствует). Всего в зоне возможного затопления находится 120 жилых домов, около 400 жителей. Общая площадь затопления составит около 4.55 кв. км, в результате чего будет нанесен значительный материальный ущерб Куринскому сельскому поселению и его жителям. Просит суд обязать администрацию Куринского сельского поселения Апшеронского района Краснодарского края устранить нарушения законодательства в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера их предупреждения и ликвидации последствий, путем сбора установленного законом перечня документов для получения межбюджетных трансфертов из краевого бюджета (софинансирования) в бюджет Куринского сельского поселения Апшеронского района направленных на финансовое обеспечение расходных обязательств по участию в предупреждении чрезвычайных ситуаций, в рамках государственной программы Краснодарского края «Обеспечение безопасности населения», утвержденной постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 16.11.2015 №1039 и обязать администрацию Куринского сельского поселения Апшеронского района Краснодарского края обратиться в установленном законом порядке в министерство гражданской обороны и чрезвычайных ситуации Краснодарского края для получения межбюджетных трансфертов из краевого бюджета (софинансирования) в бюджет Куринского сельского поселения Апшеронского района направленных на финансовое обеспечение расходных обязательств по участию в предупреждении чрезвычайных ситуаций, в рамках государственной программы Краснодарского края «Обеспечение безопасности населения», утвержденной постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 16.11.2015 №1039, в целях реализации расчистки русла реки Пшиш в границах Куринского сельского поселения Апшеронского района.

Представитель истца – пом. прокурора Апшеронского района Прудников Е.А. в судебном заседании заявленные требования поддержал и настаивал на их удовлетворении в полном объеме.

Представитель ответчика администрации Куринского сельского поселения Апшеронского района Усов М.В. в судебном заседании заявленные требования признал, не возражал против их удовлетворения.

Представитель администрации МО Апшеронский район Букатарь Е.И. в судебном заседании заявленные требования поддержала, полагала их подлежащими удовлетворению в полном объеме.

Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы сторон, суд находит требования прокурора Апшеронского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц к администрации Куринского сельского поселения Апшеронского района о понуждении устранения нарушений законодательства в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характер обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 55 ГПК РФ, доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов. Доказательства, полученные с нарушением закона, не имеют юридической силы и не могут быть положены в основу решения суда.

В соответствии с частью 1 статьи 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В соответствии со ст. 57 ГПК РФ доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.

В силу ст. 59 ГПК РФ суд принимает только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения дела.

Согласно статье 60 ГПК РФ обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.

В соответствии со ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

Согласно ст. 45 ГПК РФ заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, обеспечения права на образование, что в свою очередь позволяет прокурору обратиться с исковым заявлением в интересах ребенка-инвалида, социальные права которого нарушены.

В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 21.12.1994 №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 2 Закона Краснодарского края от 08.08.2016 №3459-К3 «О закреплении за сельскими поселениями Краснодарского края отдельных вопросов местного значения городских поселений», Законом Краснодарского края от 13.07.1998 №135-К3 «О защите населения и территорий Краснодарского края от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» к вопросам местного значения сельского поселения отнесены, в том числе, участие в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.

Водным кодексом РФ определены полномочия органов местного самоуправления в отношении водных объектов, в т.ч. необходимость расчистки русел рек с целью предотвращения чрезвычайных ситуаций.

В судебном заседании с достоверностью было установлено, что на территории Куринского сельского поселения Апшеронского района через реку Пшиш перекинуто 2 пешеходных и 1 автодорожный мост (в пос. Станционном Куринского сельского поселения Апшеронского района). На участке от границы с Туапсинским районом до границы с Хадыженским городским поселением Апшеронского района, протяженностью 15 километров, выявлена массовая активизация отдельных оползневых блоков. На данном участке в русле реки Пшиш образовались донные отложения и скопление наносного материала: деревьев, корневища обломанных деревьев и другой древесно-кустарниковой растительности. В период обильных осадков происходит снос паводковыми водами поваленных деревьев и карчей вниз по течению, что приводит к скоплению древесного мусора в подмостовых пространствах автомобильного и пешеходных мостов, в районе улиц: 1-я Заречная, 2-я Заречная, Прусакова. В результате ухудшения погодных условий и подъема уровня воды в реке Пшиш поваленные деревья и другие древесные остатки формируют затор под постами, что приводит к выходу реки из берегов и затоплению частных домовладений по следующим улицам: Береговая, Железнодорожная, Ленина, 1-я Заречная, 2-я Заречная, Прусакова, а также может повлечь разрешение пешеходных и автодорожного моста, что вызовет фактическую изоляцию южной половины пос. Станционного (альтернативные подъездные пути к данному участку жилой застройки отсутствуют, ввиду фактического изрезанного рельефа при возникновении чрезвычайной ситуации в условиях разрушения мостовых переходов, возможность оперативного наведения альтернативных подъездных путей для проведения аварийно- спасательных работ отсутствует). В зоне возможного затопления находится 120 жилых домов, около 400 жителей. Общая площадь затопления составит около 4.55 кв. км, в результате чего будет нанесен значительный материальный ущерб Куринскому сельскому поселению и его жителям.

Поскольку в целях предупреждения чрезвычайной ситуации на территории Куринского сельского поселения необходимо выполнить экстренные мероприятия по расчистке русла реки Пшиш на участке от границы с Туапсинским районом до границы с Хадыженским городским поселением Апшеронского района протяженностью 15 км от поваленных деревьев и других древесных остатков, а меры, направленные на участие в программных мероприятиях по расчистке русел рек в рамках государственной программы Краснодарского края «Обеспечение безопасности населения», утвержденной постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 16.11.2015 №1039. органами местного самоуправления поселения самостоятельно не принимались, то суд считает необходимым обязать администрацию Куринского сельского поселения Апшеронского района Краснодарского края устранить нарушения законодательства в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера их предупреждения и ликвидации последствий, путем подготовки документов для получения межбюджетных трансфертов из краевого бюджета (софинансирования) в бюджет Куринского сельского поселения Апшеронского района направленных на финансовое обеспечение расходных обязательств по участию в предупреждении чрезвычайных ситуаций, в рамках государственной программы Краснодарского края «Обеспечение безопасности населения», утвержденной постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 16.11.2015 №1039.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 184-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования прокурора Апшеронского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц к администрации Куринского сельского поселения Апшеронского района о понуждении устранения нарушений законодательства в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера – удовлетворить.

Обязать администрацию Куринского сельского поселения Апшеронского района Краснодарского края устранить нарушения законодательства в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера их предупреждения и ликвидации последствий, путем сбора установленного законом переченя документов для получения межбюджетных трансфертов из краевого бюджета (софинансирования) в бюджет Куринского сельского поселения Апшеронского района направленных на финансовое обеспечение расходных обязательств по участию в предупреждении чрезвычайных ситуаций, в рамках государственной программы Краснодарского края «Обеспечение безопасности населения», утвержденной постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 16.11.2015 №1039.

Обязать администрацию Куринского сельского поселения Апшеронского района Краснодарского края обратиться в установленном законом порядке в министерство гражданской обороны и чрезвычайных ситуации Краснодарского края для получения межбюджетных трансфертов из краевого бюджета (софинансирования) в бюджет Куринского сельского поселения Апшеронского района направленных на финансовое обеспечение расходных обязательств по участию в предупреждении чрезвычайных ситуаций, в рамках государственной программы Краснодарского края «Обеспечение безопасности населения», утвержденной постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 16.11.2015 №1039, в целях реализации расчистки русла реки Пшиш в границах Куринского сельского поселения Апшеронского района.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд в течение месяца со дня приятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Апшеронский районный суд Краснодарского края.

Полный текст решения изготовлен 28 апреля 2022 года.

Судья Якименко Н.В. Решение не вступило в законную силу.