ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 230005-01-2022-001218-66 от 28.04.2022 Апшеронского районного суда (Краснодарский край)

Дело № 2-610/2022г.

УИД № 23RS0005-01-2022-001218-66

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Апшеронск 28 апреля 2022 года

Апшеронский районный суд Краснодарского края в составе:

председательствующего судьи Якименко Н.В.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Науменко О.К.

с участием представителя истца – помощника прокурора Апшеронского района Прудникова Е.А.

представителя ответчика администрации Кабардинского сельского поселения Апшеронского района Бегим А.В.

представителя администрации МО Апшеронский район Букатарь Е.И.

рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление прокурора Апшеронского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц к администрации Кабардинского сельского поселения Апшеронского района о понуждении устранения нарушений законодательства в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера,

У С Т А Н О В И Л :

Прокурор Апшеронского района, действующий в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации Кабардинского сельского поселения Апшеронского района о понуждении устранения нарушений законодательства в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, мотивируя свои требования тем, что прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера их предупреждения и ликвидации последствий, по результатам которой в деятельности исполнительного органа местного самоуправления Кабардинского сельского поселения Апшеронского района выявлены нарушения федерального законодательства. В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 21.12.1994 №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 2 Закона Краснодарского края от 08.08.2016 №3459-К3 «О закреплении за сельскими поселениями Краснодарского края отдельных вопросов местного значения городских поселений», Законом Краснодарского края от 13.07.1998 №135-К3 «О защите населения и территорий Краснодарского края от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» к вопросам местного значения сельского поселения отнесены, в том числе, участие в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения. С учетом ранее проведенных проверочных мероприятий и имевших место чрезвычайных происшествий в результате обильного выпадения осадков, одной из причин подтопления территории Апшеронского района является непроходимость водных потоков в реках в связи с созданием препятствий в виде поваленных деревьев и других древесных остатков. Водным кодексом РФ определены полномочия органов местного самоуправления в отношении водных объектов: необходимость расчистки русел рек с целью предотвращения чрезвычайных ситуаций. Однако, проведенная администрацией Кабардинского сельского поселения работа по расчистке русел рек, с учетом того, что населенные пункты сельского поселения входят в зону затопления, является недостаточной. При обследовании объекта (территории) по подготовке экстренных мероприятий по расчистке русла реки Пшиш от поваленных деревьев и других древесных остатков в целях предупреждения чрезвычайной ситуации на территории Кабардинского сельского поселения было установлено, что на территории Кабардинского сельского поселения Апшеронского района через реку Пшиш перекинуто 2 пешеходных, 1 автомобильный и 1 железнодорожный мост; от подвесного пешеходного моста по ул. Трудовая до границы с Тверским сельским поселением Апшеронского района протяженностью 8 километром по руслу реки Пшиш выявлена массовая активизация отдельных оползневых блоков. На данном участке в русле реки Пшиш образовались донные отложения и скопление наносного материала: деревьев, корневища обломанных деревьев и другой древеснокустарниковой растительности. Русло реки извилистое, гравийно-галечное, деформирующееся, шириной 20 - 50 метров в межень, и 20 - 100 м. в паводок. Во время дождевого паводка и подъема уровня воды в реке Пшиш поваленные деревья и другие древесные остатки формируют заторы в подмостовых пространствах железнодорожного и пешеходного мостов в районе улиц: Трудовая, Победы, что может привести к затоплению территории указанного населенного пункта. Поскольку в результате ухудшением погодных условий, обусловленных комплексом неблагоприятных метеорологических явлений, в случае подъема уровня воды в реке Пшиш поваленные деревья и другие древесные остатки сформируют затор под мостами, что приведет к выходу реки из берегов и затоплению частных домовладений по пер. Тихому, пер. Школьному, ул. Вокзальной, ул. Заречной, ул. Клубной, ул. Ленина, ул. Лермонтова, ул. Набережной, ул. Новой, ул. Октябрьской, ул. Пионерской, ул. Победы, ул. Советской, ул. Степной, ул. Тихой, ул. Чехова, ул. Школьной Кабардинского сельского поселения Апшеронского района, объектов инфраструктуры, трех социально значимых объектов (средней школы, детского сада, библиотеки), разрушению 2-х пешеходных и 1 автомобильного мостов на территории поселения. Просит суд обязать администрацию Кабардинского сельского поселения Апшеронского района Краснодарского края устранить нарушения законодательства в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера их предупреждения и ликвидации последствий, путем сбора установленного законом перечня документов для получения межбюджетных трансфертов из краевого бюджета (софинансирования) в бюджет Кабардинского сельского поселения Апшеронского района направленных на финансовое обеспечение расходных обязательств по участию в предупреждении чрезвычайных ситуаций, в рамках государственной программы Краснодарского края «Обеспечение безопасности населения», утвержденной постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 16.11.2015 №1039 и обязать администрацию Кабардинского сельского поселения Апшеронского района Краснодарского края обратиться в установленном законом порядке в министерство гражданской обороны и чрезвычайных ситуации Краснодарского края для получения межбюджетных трансфертов из краевого бюджета (софинансирования) в бюджет Кабардинского сельского поселения Апшеронского района направленных на финансовое обеспечение расходных обязательств по участию в предупреждении чрезвычайных ситуаций, в рамках государственной программы Краснодарского края «Обеспечение безопасности населения», утвержденной постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 16.11.2015 №1039, в целях реализации расчистки русла реки Пшиш в границах Кабардинского сельского поселения Апшеронского района.

Представитель истца – пом. прокурора Апшеронского района Прудников Е.А. в судебном заседании заявленные требования поддержал и настаивал на их удовлетворении в полном объеме.

Представитель ответчика администрации Кабардинского сельского поселения Апшеронского района Бегим А.В. в судебном заседании заявленные требования признала, не возражала против их удовлетворения.

Представитель администрации МО Апшеронский район Букатарь Е.И. в судебном заседании заявленные требования поддержала, полагала их подлежащими удовлетворению в полном объеме.

Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы сторон, суд находит требования прокурора Апшеронского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц к администрации Кабардинского сельского поселения Апшеронского района о понуждении устранения нарушений законодательства в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характер обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 55 ГПК РФ, доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов. Доказательства, полученные с нарушением закона, не имеют юридической силы и не могут быть положены в основу решения суда.

В соответствии с частью 1 статьи 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В соответствии со ст. 57 ГПК РФ доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.

В силу ст. 59 ГПК РФ суд принимает только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения дела.

Согласно статье 60 ГПК РФ обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.

В соответствии со ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

Согласно ст. 45 ГПК РФ заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, обеспечения права на образование, что в свою очередь позволяет прокурору обратиться с исковым заявлением в интересах ребенка-инвалида, социальные права которого нарушены.

В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 21.12.1994 №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 2 Закона Краснодарского края от 08.08.2016 №3459-К3 «О закреплении за сельскими поселениями Краснодарского края отдельных вопросов местного значения городских поселений», Законом Краснодарского края от 13.07.1998 №135-К3 «О защите населения и территорий Краснодарского края от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» к вопросам местного значения сельского поселения отнесены, в том числе, участие в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.

Водным кодексом РФ определены полномочия органов местного самоуправления в отношении водных объектов, в т.ч. необходимость расчистки русел рек с целью предотвращения чрезвычайных ситуаций.

В судебном заседании с достоверностью было установлено, что на территории Кабардинского сельского поселения Апшеронского района через реку Пшиш перекинуто 2 пешеходных, 1 автомобильный и 1 железнодорожный мост. На участке от подвесного пешеходного моста по ул. Трудовая до границы с Тверским сельским поселением Апшеронского района протяженностью 8 километром по руслу реки Пшиш выявлена массовая активизация отдельных оползневых блоков. На данном участке в русле реки Пшиш образовались донные отложения и скопление наносного материала: деревьев, корневища обломанных деревьев и другой древеснокустарниковой растительности. Русло реки извилистое, гравийно-галечное, деформирующееся, шириной 20 - 50 метров в межень, и 20 - 100 м. в паводок. Во время дождевого паводка и подъема уровня воды в реке Пшиш поваленные деревья и другие древесные остатки формируют заторы в подмостовых пространствах железнодорожного и пешеходного мостов в районе улиц: Трудовая, Победы, что может привести к затоплению территории указанного населенного пункта. В результате ухудшения погодных условий, обусловленных комплексом неблагоприятных метеорологических явлений, в случае подъема уровня воды в реке Пшиш поваленные деревья и другие древесные остатки формируют затор под мостами, что приводит к выходу реки из берегов и затоплению частных домовладений по пер. Тихому, пер. Школьному, ул. Вокзальной, ул. Заречной, ул. Клубной, ул. Ленина, ул. Лермонтова, ул. Набережной, ул. Новой, ул. Октябрьской, ул. Пионерской, ул. Победы, ул. Советской, ул. Степной, ул. Тихой, ул. Чехова, ул. Школьной Кабардинского сельского поселения Апшеронского района, объектов инфраструктуры, трех социально значимых объектов (средней школы, детского сада и библиотеки).

Поскольку в целях предупреждения чрезвычайной ситуации на территории Кабардинского сельского поселения необходимо выполнить экстренные мероприятия по расчистке русла реки Пшиш на участке от подвесного пешеходного поста по ул. Трудовая до границы с Тверским сельским поселением Апшеронского района протяженностью 8 километров по руслу реки Пшиш от поваленных деревьев и других древесных остатков, а меры, направленные на участие в программных мероприятиях по расчистке русел рек в рамках государственной программы Краснодарского края «Обеспечение безопасности населения», утвержденной постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 16.11.2015 №1039, органами местного самоуправления поселения самостоятельно не принимались, то суд считает необходимым обязать администрацию Кабардинского сельского поселения Апшеронского района Краснодарского края устранить нарушения законодательства в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера их предупреждения и ликвидации последствий, путем подготовки документов для получения межбюджетных трансфертов из краевого бюджета (софинансирования) в бюджет Кабардинского сельского поселения Апшеронского района направленных на финансовое обеспечение расходных обязательств по участию в предупреждении чрезвычайных ситуаций, в рамках государственной программы Краснодарского края «Обеспечение безопасности населения», утвержденной постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 16.11.2015 №1039.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 184-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования прокурора Апшеронского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц к администрации Кабардинского сельского поселения Апшеронского района о понуждении устранения нарушений законодательства в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, – удовлетворить.

Обязать администрацию Кабардинского сельского поселения Апшеронского района Краснодарского края устранить нарушения законодательства в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера их предупреждения и ликвидации последствий, путем сбора установленного законом переченя документов для получения межбюджетных трансфертов из краевого бюджета (софинансирования) в бюджет Кабардинского сельского поселения Апшеронского района направленных на финансовое обеспечение расходных обязательств по участию в предупреждении чрезвычайных ситуаций, в рамках государственной программы Краснодарского края «Обеспечение безопасности населения», утвержденной постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 16.11.2015 №1039.

Обязать администрацию Кабардинского сельского поселения Апшеронского района Краснодарского края обратиться в установленном законом порядке в министерство гражданской обороны и чрезвычайных ситуации Краснодарского края для получения межбюджетных трансфертов из краевого бюджета (софинансирования) в бюджет Кабардинского сельского поселения Апшеронского района направленных на финансовое обеспечение расходных обязательств по участию в предупреждении чрезвычайных ситуаций, в рамках государственной программы Краснодарского края «Обеспечение безопасности населения», утвержденной постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 16.11.2015 №1039, в целях реализации расчистки русла реки Пшиш в границах Кабардинского сельского поселения Апшеронского района.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд в течение месяца со дня приятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Апшеронский районный суд Краснодарского края.

Полный текст решения изготовлен 28 апреля 2022 года

Судья Якименко Н.В. Решение не вступило в законную силу.