ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 230006-01-2021-011964-60 от 22.11.2021 Армавирского городского суда (Краснодарский край)

Дело № 2-4440/2021

№23RS0006-01-2021-011964-60

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

г. Армавир 22 ноября 2021 г.

Армавирский городской суд Краснодарского края в составе:

судьи Николаенко И.В.,

при секретаре Федоровой Т.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Саркисяна О.С. к Управлению федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю в лице Межмуниципального отдела по г.Армавиру, Новокубанскому и Успенскому районам об устранении препятствий в осуществлении государственного кадастрового учета изменений в отношении объекта недвижимости,

УСТАНОВИЛ:

Саркисян О.С. обратился в суд с иском к Управлению федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю в лице Межмуниципального отдела по г.Армавиру, Новокубанскому и Успенскому районам об устранении препятствий в осуществлении государственного кадастрового учета изменений в отношении объекта недвижимости. Свои требования мотивирует тем, что является собственником нежилого здания с кадастровым номером <...>, общей площадью 154,6 кв.м., земельного участка с кадастровым номером <...>, общей площадью 1097 кв.м., расположенных по адресу: <...> на основании договора купли-продажи от 29.07.2008, что подтверждается выписками из ЕГРН от 03.03.2021, 21.01.2021. В целях приведения наименования принадлежащего истцу объекта недвижимости – нежилого здания, в соответствие с градостроительным регламентом и видом разрешенного использования земельного участка (объекты автосервиса, автомойки), им было принято Решение собственника об изменении наименования принадлежащего ему здания с наименования «Дом» на наименование «Автосервис». В связи с этим истец обратился в Межмуниципальный отдел по г. Армавиру и Новокубанскому району Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости в части его наименования на основании Решения собственника. Однако получил Уведомление об отказе во внесении в Единый государственный реестр недвижимости указанных изменений. Истец не согласен с отказом, во внесудебном порядке осуществить действия по осуществлению кадастрового учета изменений в части его наименования в отношении принадлежащего ему объекта недвижимости не представляется возможным, в связи с чем истец обратился в суд за защитой своих прав и законных интересов.

В судебное заседание истец не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Представитель ответчика в судебное заседание не явился, представил ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие, просил исключить Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю в лице Межмуниципального отдела по г.Армавиру, Новокубанскому и Успенскому районам из числа ответчиков.

Суд, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему:

в судебном заседании установлено, что Саркисян О.С. является собственником нежилого здания с кадастровым номером <...>, общей площадью 154,6 кв.м., что подтверждается выпиской ЕГРН от 03.03.2021, на основании договора купли-продажи от 29.07.2008, а также земельного участка с кадастровым номером <...> площадью 1097 кв.м., что подтверждается выпиской ЕГРН от 21.01.2021, расположенных по адресу: <...>.

В целях приведения наименования принадлежащего истцу объекта недвижимости в соответствие с градостроительным регламентом и видом разрешенного использования земельного участка (объекты автосервиса, автомойки), им было принято Решение собственника об изменении наименования принадлежащего ему здания с кадастровым номером <...> с наименования «Дом» на наименование «Автосервис», при этом изменение наименования не связано с проведением строительных работ, реконструкции, не затрагивает конструктивные характеристики объекта.

По заявлению истца Армавирским отделением филиала АО «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» по Краснодарскому краю было подготовлено техническое заключение от 04.10.2021 по определению соответствия текущего вида использования нежилого здания. Согласно заключения нежилое здание с кадастровым номером <...>, расположенное по адресу: <...>, не имеет дефектов, строительные конструкции находятся в исправном состоянии и отвечают предъявляемым эксплуатационным характеристикам и требованиям надежности и безопасности. Здание возможно использовать под здание автосервиса.

Кадастровым инженером Г. в результате выполнения кадастровых работ подготовлен технический план от 21.01.2021 в отношении нежилого здания, расположенного по адресу: <...> с кадастровым номером: <...> при осуществлении государственного учета предлагаю внести в Реестр сведения об объекте недвижимости в соответствии с декларацией и разделом «Характеристики здания».

Поскольку образованное помещение соответствует требованиям действующих норм и правил, истец обратился 10.09.2021 с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости в части его наименования и необходимыми документами в Межмуниципальный отдел по г. Армавиру, Новокубанскому и Успенскому районам Управления Росреестра по Краснодарскому краю.

Уведомлением Межмуниципального отдела по г.Армавиру и Новокубанскому району Управления Росреестра по Краснодарскому краю от 20.09.2021 № <...> осуществление действий по государственному кадастровому учету изменений в отношении объекта недвижимости приостановлено до 20.12.2021, для возобновления необходимо устранить выявленные противоречия, а именно, не представлен документ, подтверждающий изменение наименования здания, разрешение на строительство и разрешение на ввод в эксплуатацию, документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

Из указанного уведомления следует, что в соответствии с п. 11 ч. 5 ст. 8 Закона о регистрации наименование здания относится к дополнительным сведениям об объекте недвижимого имущества. При этом, в соответствии с ч. 3 ст. 8 Закона о регистрации к дополнительным относятся сведения, которые изменяются на основании решений (актов) органов государственной власти или органов местного самоуправления, сведения, которые содержатся в других государственных и муниципальных информационных ресурсах и сведения, которые, в соответствии с ч. 1-3 Закона вносятся в уведомительном порядке. Объект недвижимого имущества с кадастровым номером <...> поставлен на кадастровый учет как объект, не требующий для строительства и вводу в эксплуатацию получения разрешения на строительство и разрешения на ввод в эксплуатацию, однако после изменения наименования объекта с «Хозяйственная постройка» на «Автосервис» меняется назначение и использование объекта недвижимого имущества, для строительства данного вида объектов в соответствии с действующим законодательством требуется получение разрешения на строительство и разрешения на ввод в эксплуатацию.

Разрешая заявленные требования, суд руководствуется следующим:

согласно ч.1 ст.1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно настоящему Федеральному закону, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.

Согласно ч. 3 ст. 1 указанного Закона государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав).

В силу ч. 4 ст. 1 указанного Закона государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости. Государственная регистрация перехода права на объект недвижимости, ограничения права на объект недвижимости, обременения объекта недвижимости или сделки с объектом недвижимости проводится при условии наличия государственной регистрации права на данный объект в Едином государственном реестре недвижимости, если иное не установлено федеральным законом.

На основании ч.7 ст.1 указанного Закона государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет).

К основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений. Данные сведения вносятся в кадастр недвижимости на основании документов, указанных в пунктах 7, 7.2 - 7.4 части 2 статьи 14 настоящего Федерального закона, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

Согласно ч.ч.2-3 ст.8 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» к основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений. Данные сведения вносятся в кадастр недвижимости на основании документов, указанных в пунктах 7, 7.2 - 7.4 части 2 статьи 14 настоящего Федерального закона, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. К дополнительным сведениям об объекте недвижимости относятся сведения, которые изменяются на основании решений (актов) органов государственной власти или органов местного самоуправления, сведения, которые содержатся в других государственных и муниципальных информационных ресурсах (за исключением сведений, указанных в части 2 настоящей статьи), и сведения, которые в соответствии с частями 2 и 3 статьи 38 настоящего Федерального закона вносятся в уведомительном порядке. Дополнительные сведения об объекте недвижимости могут изменяться в порядке государственного кадастрового учета в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Из ч.1 ст.9 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» следует, что в реестр прав на недвижимость вносятся сведения о правах, об ограничениях прав и обременениях объектов недвижимости, о сделках с объектами недвижимости, если такие сделки подлежат государственной регистрации в соответствии с федеральным законом, а также дополнительные сведения, внесение которых в реестр прав на недвижимость не влечет за собой переход, прекращение, ограничения прав и обременение объектов недвижимости.

На основании ст.13 указанного закона внесение сведений в Единый государственный реестр недвижимости осуществляется органом регистрации прав:

1) в результате государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав - при внесении основных сведений об объекте недвижимости и, если иное не предусмотрено федеральным законом, дополнительных сведений об объекте недвижимости, указанных в пункте 4 части 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, а также сведений о правах, об ограничениях прав и обременениях объекта недвижимости, о сделках, подлежащих на основании федерального закона государственной регистрации;

2) в порядке межведомственного информационного взаимодействия - при внесении дополнительных сведений об объекте недвижимого имущества, при внесении сведений в реестр границ, а также в установленных настоящим Федеральным законом случаях сведений о лице, за которым зарегистрировано право на объект недвижимости, а также лице, в пользу которого установлены ограничения права, обременения объекта недвижимости;

3) в уведомительном порядке - при внесении в установленных настоящим Федеральным законом случаях дополнительных сведений, внесение которых в Единый государственный реестр недвижимости не влечет за собой переход, прекращение права, ограничение права или обременение объекта недвижимости.

То есть в силу п.3 ст.13 указанного закона внесение в ЕГРН дополнительных сведений об объекте недвижимости осуществляется органом регистрации прав в уведомительном порядке в случаях, если это не влечет за собой переход, прекращение права, ограничение права или обременение объекта недвижимости.

Согласно ч. 1 ст. 14 Закона государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных Федеральным законом случаев и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Законом порядке.

В соответствии с ч.ч. 1-3 ст. 38 Закона устанавливают порядок внесения указанных в норме дополнительных сведений в ЕГРН в уведомительном порядке, но не устанавливают запретов на внесение сведений о наименовании объекта недвижимости в уведомительном порядке.

Ч. 1 ст. 32 Федерального закона установлен исчерпывающий перечень оснований, при наличии которых органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны направлять в орган регистрации прав документы для внесения сведений в ЕГРН. К таким случаям не отнесено изменение наименования здания, сооружения, помещения, единого недвижимого комплекса, предприятия как имущественного комплекса. Закон не содержит нормы, которая регламентировала бы порядок внесения в ЕГРН дополнительных сведений о наименовании объекта недвижимости в уведомительном порядке, а также не содержит нормы, обязывающей органы местного самоуправления направлять такие сведения для внесения в ЕГРН в порядке межведомственного взаимодействия.

Согласно ст.304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

Принимая во внимание изложенное, учитывая установленные судом обстоятельства, оценивая собранные по делу доказательства в их совокупности во взаимосвязи с указанными нормами действующего законодательства, суд приходит к выводу, что исковые требования законны, обоснованны и подлежат удовлетворению.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Саркисяна О.С. к Управлению федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю в лице Межмуниципального отдела по г.Армавиру, Новокубанскому и Успенскому районам об устранении препятствий в осуществлении государственного кадастрового учета изменений в отношении объекта недвижимости - удовлетворить.

Установить наименование объекта недвижимости – нежилое здание с кадастровым номером <...>, общей площадью 154,6 кв.м., расположенного по адресу: <...> – «Автосервис».

Решение суда является основанием для Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю по осуществлению государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости – нежилое здание с кадастровым номером <...>, общей площадью 154,6 кв.м., расположенного по адресу: <...> в части изменения его наименования на «Автосервис».

Решение суда может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Краснодарского краевого суда через Армавирский городской суд в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 29 ноября 2021 г.

Судья

Армавирского городского суда И.В. Николаенко