К делу №2а-3082/2023
УИД № 23RS0011-01-2023-003484-47
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Геленджик «29» сентября 2023 года
Геленджикский городской суд Краснодарского края в составе
председательствующего судьи: Тарасенко И.А.,
при секретаре судебного заседания: Рыкун С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Прокурора г. Геленджика к администрации муниципального образования город-курорт Геленджик о признании незаконным бездействия по надлежащей реализации мероприятий, направленных на развитие и эффективное использование систем коммунальной инфраструктуры и возложения обязанности по актуализации схемы газоснабжения муниципального образования город-курорт Геленджик, при участии лиц согласно протоколу,
УСТАНОВИЛ:
Администрация муниципального образования город-курорт Геленджик обратилась в суд с иском к администрации муниципального образования город-курорт Геленджик о признании незаконным бездействия по приведению в соответствие (актуализации) с генеральным планом муниципального образования город-курорт Геленджик схемы газоснабжения муниципального образования город-курорт Геленджик с учетом существующих и планируемых перспектив развития территории муниципального образования город-курорт Геленджик, обязании привести в соответствие (актуализировать) с генеральными планом муниципального образования город-курорт Геленджик схему газоснабжения муниципального образования город-курорт Геленджик с учетом существующих и планируемых перспектив развития территории муниципального образования город-курорт Геленджик.
В обоснование исковых требований указано, что Прокуратурой г. Геленджика проведена проверка соблюдения требований законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства, законодательства о газоснабжении, по результатам которой в деятельности администрации муниципального образования город-курорт Геленджик выявлены нарушения.
Проверкой установлено, что в нарушение действующего законодательства, утвержденная схема газоснабжения муниципального образования город-курорт Геленджик не актуализирована, что подтверждается информацией филиала № 10 АО «Газпром газораспределение Краснодар» в г. Геленджике, г. Туапсе об отсутствии в действующей схеме газоснабжения ряда объектов капитального строительства (Культурно-развлекательный центр, расположенный по адресу: <адрес>, гольф-клуб, расположенный на земельных участках с кад. № и кад. №, многоквартирный жилой дом со встроенными помещениями общественного назначения, расположенный по адресу: <адрес>, многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> кор. 1-1, гостиничный комплекс, расположенный по адресу: <адрес>, производственная база с офисными помещениями АО пансионат «Приморье», расположенная по адресу: <адрес>, Геленджикский автовокзал ОАО АФ «Кубаньпассажиравтосервис», расположенный по адресу: <адрес>, винодельческое предприятие с дегустационным залом ООО «Шато де Талю», расположенное по адресу: <адрес>, гостевой дом, расположенный по адресу: <адрес> аппарт-отель и котельная АО «Жемчужина», расположенные по адресу: <адрес> др.).
На основании утвержденной схемы не представляется возможным определить амортизацию системы газораспределения, а также установить бесхозные объекты.
С учетом того, что схема газоснабжения гарантирует обеспечение необходимых параметров для газоснабжения теплоисточников, населения, объектов жилищно-коммунального хозяйства и промышленных и сельскохозяйственных предприятий, бездействие администрации муниципального образования город-курорт Геленджик по её актуализации недопустимо, нарушает вышеуказанные права неопределенного круга лиц, в том числе, существующих и будущих потребителей газа.
По данному факту 29.03.2023 прокуратурой города главе администрации муниципального образования город-курорт Геленджик внесено представление об устранении нарушений требований законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства, законодательства о газоснабжении.
Согласно ответу на представление, направленному в прокуратуру города 21.04.2023, нарушения не устранены, администрацией муниципального образования город-курорт Геленджик рассматриваются коммерческие предложения от специализированных организаций, занимающихся актуализацией и разработкой схем газоснабжения.
Однако, до настоящего времени, актуализация схемы газоснабжения муниципального образования город-курорт Геленджик не осуществлена, что, по мнению истца, делает невозможным дальнейшее развитие централизованной систем газоснабжения на территории города, влечет нарушение прав и законных интересов граждан в сфере оказания жилищно-коммунальных услуг.
Не принятие администрацией муниципального образования город-курорт Геленджик мер по актуализации схемы газоснабжения препятствует рассмотрению возможной газификации муниципального образования город-курорт Геленджик, может повлечь за собой причинение вреда, как физическим лицам, так и хозяйствующим субъектам, что послужило основанием для обращения в суд с настоящим иском.
В судебное заседание представитель истца – помощник прокурора г.Геленджика Сидоренко И.А. явился, поддержал требования по указанным в иске основаниям.
Представитель ответчика – администрации муниципального образования город-курорт Геленджик по доверенности Бессонов Д.А. в судебном заседании иск признал.
Исследовав материалы дела, выслушав мнение сторон, суд приходит к выводу об удовлетворении административного искового заявления по следующим основаниям.
Так, судом установлено и материалами дела подтверждается, что прокуратурой г. Геленджика проведена проверка соблюдения требований законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства, законодательства о газоснабжении, по результатам которой в деятельности администрации муниципального образования город-курорт Геленджик выявлены нарушения.
Согласно ст. 7 Федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» (далее – Закон № 69-ФЗ) организация газоснабжения населения является полномочием органов местного самоуправления городских поселений, городских округов и осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и муниципальными нормативными правовыми актами.
В силу положений п.п. 2, 3 постановления Правительства Российской Федерации от 10.09.2016 № 903 «О порядке разработки и реализации межрегиональных и региональных программ газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций» региональные программы газификации включают мероприятия, направленные на повышение уровня газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций субъектов Российской Федерации. Межрегиональные программы газификации направлены на решение аналогичных вопросов в нескольких субъектах Российской Федерации. Разработку и реализацию программ газификации осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п.п. 4 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся, в том числе организация в границах муниципального, городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 6.1 ч. 1 ст. 17 Закона № 131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления наделены полномочием по разработке и утверждению программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, городских округов, требования к которым устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Схема территориального планирования муниципального района, согласно п.п. 1-4 ч. 1 ст. 19 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ), содержит положение о территориальном планировании; карту планируемого размещения объектов местного значения муниципального района; карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), расположенных на межселенных территориях; карту функциональных зон, установленных на межселенных территориях, в случае, если на межселенных территориях планируется размещение объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (за исключением линейных объектов).
В п.п. 2-4 ч. 1 ст. 19 ГрК РФ картах, отображаются планируемые для размещения объекты местного значения муниципального района, относящиеся, в том числе, к области электро- и газоснабжения поселений.
С учетом перспектив развития территорий, отраженных в документах территориального планирования, подлежит определению порядок модернизации систем централизованного газоснабжения для существующего и нового строительства жилищного, производственного и социального фонда, повышения пропускной способности сетей газораспределения и их надежности в части актуализации расположения объектов газоснабжения, используемых для обеспечения населения газом.
На основании п. 4.1 СП 62.13330.2011 «Газораспределительные системы», утвержденного приказом Министерства регионального развития Российской Федерации (Минрегион России) от 27.12.2010 № 780, проектирование, строительство, капитальный ремонт, расширение и техническое перевооружение сетей газораспределения и газопотребления должны осуществляться в соответствии со схемами газоснабжения, разработанными в составе федеральной, межрегиональных и региональных программ газификации субъектов Российской Федерации в целях обеспечения предусматриваемого этими программами уровня газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций.
В силу п. 5.4 ст. 26 ГрК РФ в случае, если в генеральные планы поселений внесены изменения, предусматривающие строительство или реконструкцию объектов коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур, которые являются объектами местного значения и не включены в программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, городских округов, программы комплексного развития транспортной инфраструктуры поселений, городских округов, программы комплексного развития социальной инфраструктуры поселений, городских округов, данные программы подлежат приведению в соответствие с генеральными планами поселений, городских округов в трехмесячный срок с даты внесения соответствующих изменений в генеральные планы поселений.
В силу положений ст.ст. 8.1, 17 Закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления относится подготовка населения к использованию газа в соответствии с межрегиональными и региональными программами газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций; согласование схем расположения объектов газоснабжения, используемых для обеспечения населения газом.
Решением Думы муниципального образования город-курорт Геленджик от 02.11.2016 № 497 утверждена схема газоснабжения муниципального образования город-курорт Геленджик.
Решением Думы муниципального образования город-курорт Геленджик от 02.11.2016 № 498 с изменениями, внесенными решением Думы муниципального образования город-курорт Геленджик от 14.01.2022 № 459 принят генеральный план муниципального образования город-курорт Геленджик – городского округа.
Проверкой установлено, что в нарушение действующего законодательства, утвержденная схема газоснабжения муниципального образования город-курорт Геленджик не актуализирована, что подтверждается информацией филиала № 10 АО «Газпром газораспределение Краснодар» в г. Геленджике, г. Туапсе об отсутствии в действующей схеме газоснабжения ряда объектов капитального строительства (Культурно-развлекательный центр, расположенный по адресу: <адрес>, гольф-клуб, расположенный на земельных участках с кад. № и кад. №, многоквартирный жилой дом со встроенными помещениями общественного назначения, расположенный по адресу: <адрес>, многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> кор. 1-1, гостиничный комплекс, расположенный по адресу: <адрес>, производственная база с офисными помещениями АО пансионат «Приморье», расположенная по адресу: <адрес>, Геленджикский автовокзал ОАО АФ «Кубаньпассажиравтосервис», расположенный по адресу: <адрес>, винодельческое предприятие с дегустационным залом ООО «Шато де Талю», расположенное по адресу: <адрес>, гостевой дом, расположенный по адресу: <адрес>, аппарт-отель и котельная АО «Жемчужина», расположенные по адресу: <адрес> др.).
На основании утвержденной схемы невозможно определить амортизацию системы газораспределения, а также установить бесхозные объекты.
С учетом того, что схема газоснабжения гарантирует обеспечение необходимых параметров для газоснабжения теплоисточников, населения, объектов жилищно-коммунального хозяйства и промышленных и сельскохозяйственных предприятий, бездействие администрации муниципального образования город-курорт Геленджик по её актуализации недопустимо, нарушает вышеуказанные права неопределенного круга лиц, в том числе, существующих и будущих потребителей газа.
По данному факту 29.03.2023 прокуратурой города главе администрации муниципального образования город-курорт Геленджик внесено представление об устранении нарушений требований законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства, законодательства о газоснабжении.
Согласно ответу на представление, направленному в прокуратуру города 21.04.2023, нарушения не устранены, администрацией муниципального образования город-курорт Геленджик рассматриваются коммерческие предложения от специализированных организаций, занимающихся актуализацией и разработкой схем газоснабжения.
Согласно ч. 4 ст. 3 Жилищного кодекса Российской Федерации никто не может быть ограничен в праве получения коммунальных услуг иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены кодексом, другими федеральными законами.
В силу ч. 1 ст. 12 Федерального закона № 52-ФЗ от 30.03.1999 «О Санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», при планировке и застройке городских и сельских поселений должно предусматриваться создание благоприятных условий для жизни и здоровья населения путем комплексного благоустройства городских и сельских поселений и реализации иных мер по предупреждению и устранению вредного воздействия на человека факторов среды обитания.
В ст. 4 Закона № 69-ФЗ в целях обеспечения единого подхода к решению вопросов, касающихся газоснабжения в Российской Федерации, со стороны органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также организаций, осуществляющих газоснабжение в Российской Федерации, установлен такой принцип государственной политики в указанной области, как государственная поддержка развития газоснабжения в целях улучшения социально-экономических условий жизни населения.
Схема газоснабжения гарантирует обеспечение необходимых параметров для газоснабжения теплоисточников, населения, объектов жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и сельскохозяйственных предприятий. Результаты разработанной схемы должны учитываться при разработке проектов планировки и проектов межевания территорий в части, касающейся развития и размещения объектов газоснабжения на территории поселения.
Однако, до настоящего времени, актуализация схемы газоснабжения муниципального образования город-курорт Геленджик не осуществлена, доказательств обратного суду и в материалы дела не представлено.
Кроме того в силу ч.3 ст.46 КАС РФ административный ответчик при рассмотрении административного дела в суде признал административный иск полностью.
Суд полагает, что не принятие администрацией муниципального образования город-курорт Геленджик мер по актуализации схемы газоснабжения делает невозможным дальнейшее развитие централизованной систем газоснабжения на территории города, влечет нарушение прав и законных интересов граждан в сфере оказания жилищно-коммунальных услуг, а также препятствует рассмотрению возможной газификации муниципального образования город-курорт Геленджик, может повлечь за собой причинение вреда, как физическим лицам, так и хозяйствующим субъектам.
Оценив доказательства по правилам статьи 84 КАС РФ, а также учитывая выявленное в деятельности государственного органа нарушение закона, которое не обеспечивает защиту гарантированного права граждан в сфере оказания жилищно-коммунальных услуг, противоречит требованиям пунктам 6, 7 статьи 12 Закона N 89, а также исходя из признания административным ответчиком административного иска в порядке части 3 статьи 46 КАС РФ, суд приходит к выводу о законности административных исковых требований.
В соответствии с ч.2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд принимает решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Руководствуясь ст.ст.175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Прокурора г. Геленджика удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования город-курорт Геленджик, выразившееся в непринятии мер по приведению в соответствие (актуализации) с генеральным планом муниципального образования город-курорт Геленджик схемы газоснабжения муниципального образования город-курорт Геленджик с учетом существующих и планируемых перспектив развития территории муниципального образования город-курорт Геленджик.
Обязать администрацию муниципального образования город-курорт Геленджик привести в соответствие (актуализировать) с генеральными планом муниципального образования город-курорт Геленджик схему газоснабжения муниципального образования город-курорт Геленджик с учетом существующих и планируемых перспектив развития территории муниципального образования город-курорт Геленджик.
Решение может обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Краснодарского краевого суда через Геленджикский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
В окончательной форме решение суда принято 29.09.2023.
Председательствующий: