ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 230016-01-2019-001174-52 от 09.07.2020 Ейского районного суда (Краснодарский край)

Дело № 2-32/2020

УИД № 23RS0016-01-2019-001174-52

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Ейск 09 июля 2020 года

Ейский районный суд Краснодарского края в составе

председательствующего - судьи Гумилевской О.В.,

при секретаре Барабановой М.А.,

помощника Ейского межрайонного прокурора Лобашовой Е.А.,

ответчика ИП Кузьменко А.Е., и его представителя Минюкова О.В., действующего на основании доверенности от дата,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Азово-Черноморского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ИП Кузьменко А. Е., третьи лица: Министерство курортов, туризма и олимпийского наследия Краснодарского края, Департамент имущественных отношений Краснодарского края, о запрете осуществления деятельности по организации стоянки транспортных средств, в границах земельного участка с кадастровым номером до устранения в полном объеме выявленных нарушений федерального законодательства,

установил:

Исполняющий обязанности Азово-Черноморского межрайонного природоохранного прокурора Беляева Н.Л. в порядке ст.45 ГПК РФ, обратилась в Ейский районный суд в интересах неопределенного круга лиц с вышеуказанным исковым заявлением к ИП Кузьменко Александру Евгеньевичу, и, уточнив заявленные требования, сослалась на следующие обстоятельства.

Азово-Черноморской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка соблюдения требований природоохранного законодательства, в ходе которой установлено, что индивидуальным предпринимателем Кузьменко А.Е. с целью осуществления коммерческой деятельности в виде кемпинга с размещением транспортных средств, используется земельный участок с кадастровым номером , который предназначен для размещения объектов (территорий) рекреационного назначения и находится в водоохранной зоне Азовского моря (предоставлен Министерством курортов, туризма и олимпийского наследия Краснодарского края по договору от дата).

Статьей 1 Закона № 7-ФЗ определено, что под негативным воздействием на окружающую среду понимается воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.

Из смысла положений ч. 1 ст. 34 Закона № 7-ФЗ следует, что размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.

В соответствии со ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) правовые отношения в сфере землепользования основываются на принципах учета значения земли как основы жизни и деятельности человека, приоритета охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества, согласно которому владение, пользование и распоряжение землей осуществляются собственниками земельных участков свободно, если это не наносит ущерб окружающей среде.

Согласно ст.42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе как природному объекту.

Вместе с тем, по результатам проверки, проведенной Азово-Черноморской межрайонной природоохранной прокуратурой было установлено, что индивидуальным предпринимателем Кузьменко А. Е. (ИНН ), организована стоянка и движение транспортных средств вне специального покрытия на земельном участке, не предназначенном для указанных целей, с нарушением норм действующего законодательства, что нарушает права неопределенного круга лиц, создает угрозу причинение вреда окружающей природной среде.

Постановлением госинспектора Черноморо-Азовского морского Управления Росприроднадзора Дикуновым К.Е. от 16.09.2019г. ИП Кузьменко А.Е. привлечен к административной ответственности по ч.1 ст.8.42 КоАП РФ за совершение административного правонарушения, выразившегося в использовании прибрежной защитной полосы водного объекта, водоохраной зоны водного объекта с нарушением ограничений хозяйственной и иной деятельности и ему было назначено наказание с учетом положений ст.4.1..1 КоАП РФ в виде предупреждения.

В связи с чем истец обратился в суд и просил суд запретить ответчику осуществлять деятельность по организации стоянки и движению транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие, в границах земельного участка с кадастровым номером , расположенного в водоохранной зоне Азовского моря (графические координаты: точка<адрес>).

Помощник Ейского межрайонного прокурора Лобашова Е.А., в судебном заседании настаивала на удовлетворении в полном объеме уточненных исковых требований.

Ответчик ИП Кузьменко А.Е. и его представитель по доверенности Минюков О.В., в судебном заседании просили отказать в удовлетворении уточненных исковых требований Азово-Черноморского межрайонного природоохранного прокурора по доводам, указанным в письменном возражении.

В обоснование доводов несогласия с иском в возражении указали на то, что в соответствии с договором от дата, заключенным между ИП Кузьменко А.Е. и Министерством курортов, туризма и олимпийского наследия Краснодарского края, ИП Кузьменко А.Е. предоставлено право на размещение нестационарных объектов для организации обслуживания зон отдыха населения и размещения объектов, предназначенных для обеспечения безопасности людей на водных объектах, сооружений водно-спасательных станций и постов в береговой и прибрежной защитных полосах водных объектов: на части земельного участка, находящегося в государственной собственности Краснодарского края, с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес> (п.1 ст.1 договора).

ИП Кузьменко А.Е. на указанной части земельного участка были установлены нестационарные объекты, размещение которых согласовано с третьими лицами, а именно спортивные, детские, игровые площадки, теневые навесы, беседки, киоски, кабины, туалет и душевые кабины, мусорные контейнеры, площадки для пикника, медпункт. Строительство объектов капитального строительства на предоставленной части земельного участка договором запрещено. Закрепленный за ИП Кузьменко земельный участок не использовался им в виде кемпинга с размещением транспортных средств, как указано в иске, и доказательств этому истцом не представлено, как не представлено и доказательств оснований для проведения проверки 29-датаг.

По факту вынесенного госинспектором Черноморо-Азовского морского Управления Росприроднадзора Дикуновым К.Е. от 16.09.2019г. постановления в отношении ИП Кузьменко А.Е., может пояснить, что 29.07.2019г. была проведена проверка, выявлены несущественные нарушения и ИП Кузьменко было вынесено административное наказание в виде предупреждения. Кроме того, контролирующим органом в адрес Кузьменко было вынесено представление от 16.09.2019г. о необходимости устранения выявленных нарушений. В этот же день ИП Кузьменко уведомил контролирующий орган о том, что деятельность пляжа прекращена, в связи с окончанием курортного сезона.

Третье лицо - Министерство курортов, туризма и олимпийского наследия Краснодарского края, представитель в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени уведомлен надлежащим образом, согласно письменному отзыву, направленному в адрес суда, просили рассмотреть дело в их отсутствие, решение по делу просили принять на усмотрение суда.

Третье лицо - Департамент имущественных отношений Краснодарского края, представитель в судебное заседание не явился, о месте и времени уведомлен надлежащим образом, согласно письменному отзыву, направленному в адрес суда, просили рассмотреть дело в их отсутствие, просили удовлетворить в полном объеме уточненные требования прокурора, как законные и обоснованные.

Суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными. Стороны вправе просить суд о рассмотрении дела в их отсутствие и направлении им копий решения суда (ч.3,5 ст. 167 ГПК РФ).

Руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, и учитывая, что стороны и третьи лица, извещенными надлежащим образом о дате, времени и месте судебного заседания, пожелали воспользоваться своим правом о рассмотрении дела в их отсутствие, суд приходит к выводу о возможности рассмотрения дела в их отсутствии.

Суд, выслушав истца, ответчика и его представителя, заслушав свидетеля Дикунова К.Е., исследовав письменные материалы дела и оценив представленные доказательства в их совокупности, приходит к следующему.

Статьей 1 Закона № 7-ФЗ определено, что под негативным воздействием на окружающую среду понимается воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.

Из смысла положений ч. 1 ст. 34 Закона № 7-ФЗ следует, что размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.

В соответствии со ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) правовые отношения в сфере землепользования основываются на принципах учета значения земли как основы жизни и деятельности человека, приоритета охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества, согласно которому владение, пользование и распоряжение землей осуществляются собственниками земельных участков свободно, если это не наносит ущерб окружающей среде.

Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, дата между Министерством курортов, туризма и олимпийского наследия Краснодарского края и ИП Кузьменко А.Е. заключен договор на размещение нестационарных объектов, относящихся к компетенции Министерства курортов, туризма и олимпийского наследия Краснодарского края на землях или земельных участках, находящихся в государственной собственности Краснодарского края, без предоставления земельных участков и установления сервитутов на территории Краснодарского края на срок до дата.

Согласно данному договору Министерство курортов, туризма и олимпийского наследия Краснодарского края предоставляет Пользователю - ИП Кузьменко А.Е. право на размещение нестационарных объектов для организации обслуживания зон отдыха населения и размещения объектов, предназначенных для обеспечения безопасности людей на водных объектах, сооружений водно-спасательных станций и постов в береговой и прибрежной защитных полосах водных объектов на части земельного участка, находящегося в государственной собственности Краснодарского края, с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>

Согласно п.3.1. указанного Договора пользователь обязуется использовать участок способами, не наносящими вреда окружающей среде, соблюдать требования экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов.

В силу ч.1 ст.8 Водного кодекса РФ водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), за исключением случаев, установленных частью 2 настоящей статьи.

По смыслу ст.65 Водного кодекса РФ водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира. В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.

Согласно п.4 ч.15 ст.65 Водного кодекса РФ в границах водоохранных зон запрещается движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие.

В соответствии со ст. 42 ЗК РФ собственники земельных участков, и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.

В судебном заседании установлено, что на основании поручения Азово-Черноморского межрайонного природоохранного прокурора об организации контрольно-надзорных мероприятий в ст.Должанской Ейского района, ст.помощником Азово-Черноморского межрайонного природоохранного прокурора Вербицким М.С., совместно со специалистом Черноморо-Азовского морского Управления федеральной службы по надзору в сфере землепользования (Черноморо-Азовского морского Управления Росприроднадзора) Дикуновым К.Е. датаг. была проведена проверка соблюдения требований природоохранного законодательства, в ходе которой было установлено, что индивидуальным предпринимателем Кузьменко А.Е. на территории кемпинга <адрес>» с целью осуществления коммерческой деятельности организована стоянка транспортных средств на части земельного участка с кадастровым номером , предназначенном для размещения объектов (территорий) рекреационного назначения и находящимся в водоохранной зоне Азовского моря, т.е не имеющем надлежащего твердого покрытия.

Как следует из представленного суду дела об административном правонарушении в отношении ИП Кузьменко 15.09.2020г. был составлен протокол об административном правонарушении по ч.1 ст.8.42 КоАП РФ. Постановлением госинспектора Черноморо-Азовского морского Управления Росприроднадзора Дикуновым К.Е. от дата ИП Кузьменко А.Е. привлечен к административной ответственности по ч.1 ст.8.42 КоАП РФ за совершение административного правонарушения, выразившегося в использовании прибрежной защитной полосы водного объекта, водоохраной зоны водного объекта с нарушением ограничений хозяйственной и иной деятельности и ему было назначено наказание с учетом положений ст.4.1.1 КоАП РФ в виде предупреждения. Данное постановление не обжаловано и вступило в законную силу дата

В судебном заседании ИП Кузьменко пояснил суду, что является индивидуальным предпринимателем, осуществляет свою хозяйственную деятельность на территории части земельного участка с кадастровым номером дата на основании договора от дата, заключенного между ним и Министерством курортов, туризма и олимпийского наследия Краснодарского края в границах географических координат участка, указанных в договоре. На данной части участка им размещены нестационарные объекты (медицинский пункт, душевые кабины, кабины для переодевания, биотуалеты, теневые навесы, спортивная, детская и танцевальная площадки с пунктами проката инвентаря, временные павильоны и киоски, площадки для пикников, спасательная станция, урны для мусора и прочие нестационарные объекты). При проведении вышеуказанной прокурорской проверки он лично присутствовал, в имеющихся в административном материале фотографиях узнал территорию кемпинга «Адмиральский причал», при этом пояснил, что фотоматериалы приложенные к делу содержат неточности, одна из фото отображает его пляж, а другая – нет. С нарушением по ч.1 ст.8.42 КоАП РФ согласен, постановление о привлечении его к ответственности не обжаловал.

Допрошенный в судебном заседании Дикунов К.Е. пояснил суду, что он является специалистом Черноморо-Азовского морского Управления федеральной службы по надзору в сфере землепользования (Черноморо-Азовского морского Управления Росприроднадзора). датаг. они совместно со ст.помощником Азово-Черноморского межрайонного природоохранного прокурора Вербицким М.С. осуществляли проверку соблюдения требований природоохранного законодательства, в ходе которой был осуществлен выход на пляжную территорию <адрес> и установлено, что на территории земельного участка с кадастровым номером (кемпинг «<адрес>»), находящийся в водоохранной зоне Азовского моря, и не имеющей надлежащего твердого покрытия, ИП Кузьменко А.Е., осуществляющим там свою деятельность, организована стоянка автотранспортных средств вне специального твердого покрытия. В связи с чем в отношении ИП Кузьменко был составлен протокол об административном правонарушении по ч.1 ст.8.42 КоАП РФ, а затем вынесено постановление о привлечении его к административной ответственности за использование прибрежной защитной полосы водного объекта, водоохранной зоны водного объекта с нарушением ограничений хозяйственной и иной деятельности в виде предупреждения. Правонарушитель ИП Кузьменко А.Е. был вызван им на составление протокола, с нарушением согласился, постановление о привлечении его к ответственности по ч.1 ст.8.42 КоАП РФ просил вынести в его отсутствие, не обжаловал его, в связи с чем оно вступило в законную силу дата Что касается фотоматериала, который находится в административном материале о привлечении ИП Кузьменко А.Е. к ответственности по ч.1 ст.8.42 КоАП РФ, представленный суду, то ввиду того, что проверка была масштабной, в границах косы Долгой в период с 29 по датаг. было проверено более 25 объектов, какие-то фотоматериалы могли перепутаться. Но одна из двух фотографий материла содержит признаки, отражающие объект – кемпинг <адрес> На данном фото, которое также опознал ИП Кузьменко А.Е., определенно видно, что на территории указанного кемпинга, где он осуществляет деятельность, расположены автотранспортные средства на земельном участке в водоохраной зоне <адрес>, т.е. вне специального твердого покрытия.

Таким образом, судом установлено, что ИП Кузьменко А.Е. вопреки требованиям п.4 ч.15 ст. 65 Водного кодекса Российской Федерации, ст. 42 ЗК РФ на территории кемпинга «Адмиральский причал» с целью осуществления коммерческой деятельности была организована стоянка транспортных средств на части земельного участка с кадастровым номером предназначенном для размещения объектов (территорий) рекреационного назначения и находящимся в водоохранной зоне Азовского моря, т.е не имеющем надлежащего твердого покрытия. Доказательств обратного ответчиком суду не предоставлено.

Доводы ответчика и его представителя в судебном заседании о том, что закрепленный за ИП Кузьменко А.Е. земельный участок не использовался им в виде кемпинга с размещением транспортных средств, судом во внимание не принимаются, как необоснованные, опровергаемые материалами дела, в том числе фотоматериалом, пояснениями самого ответчика в судебном заседании.

Доводы ответчика в судебном заседании об отсутствии доказательств, подтверждающих правомерность проведения проверки Азово-Черноморским прокурором датаг., суд также не может принять во внимание, как необоснованные. Как следует из материалов дела, основанием для данной проверки явилось указание прокуратуры Краснодарского края от22.06.2010г. «О дополнительных мерах по усилению прокурорского надзора за исполнением законодательства, направленного на обеспечение безопасности граждан в курортный сезон», согласно п. 1.2,1.3,1.4.4, 14.5. которого всем территориальным и Азово-Черноморскому природоохранному прокурору необходимо обеспечить комплексный подход к организации надзора за исполнением законов, направленных на обеспечение безопасности в курортный сезон. В связи с чем специализированным прокурором дано поручение ст.помощнику Азово-Черноморского Природоохранного прокурора Вербицкому М.С. провести проверку в границах особо охраняемых природных территорий ст.Должанской Ейского района. Указанные территории были проверены в период с 29 по 31 июля 2019г., о чем свидетельствует рапорт помощника прокурора и справка сотрудника Черноморо-Азовского морского управления Росприроднадзора. В адрес ИП Кузьменко А.Е. уведомления и иные документы проверки не направлялись, в силу п.3 ч.3 ст.1 ФЗ от 26.12.2008г. №294-ФЗ.

В силу ч. 4 ст. 27 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда нарушаются права значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор вправе предъявить и поддержать в суде иск в интересах граждан.

Согласно ст. 12 ГК РФ, защита гражданских прав осуществляется путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

В соответствии с ч.1 ст.1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.

При таких обстоятельствах суд считает, что уточненный иск Азово-Черноморского межрайонного природоохранного прокурора подлежит удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Исковые требования Азово-Черноморского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ИП Кузьменко А. Е. о запрете осуществлять деятельность по организации стоянки транспортных средств, - удовлетворить.

Запретить индивидуальному предпринимателю Кузьменко А. Е. (ИНН ), осуществлять деятельность по организации стоянки и движению транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие, в границах земельного участка с кадастровым номером расположенного в водоохранной зоне Азовского моря (<адрес>

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Краснодарский краевой суд, через Ейский районный суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения в окончательной форме, то есть, начиная с 14 июля 2020 года.

Судья Ейского районного суда О.В. Гумилевская