ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 230017-01-2019-000821-88 от 15.10.2019 Кавказского районного суда (Краснодарский край)

Дело № 12-45/2019 № 23RS0017-01-2019-000821-88

РЕШЕНИЕ

ст. Кавказская Кавказского района 15 октября 2019 года

Кавказский районный суд Краснодарского края в составе:

судьи Ефановой М.В.,

при секретаре судебного заседания – помощнике Кузьминой И.А.,

с участием представителя заявителя администрации Казанского сельского поселения Кавказского района Шильк Елены Анатольевны,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу администрации Казанского сельского поселения Кавказского районана постановление по делу об административном правонарушении от 10 сентября 2019 года главного инспектора Кавказского района по пожарному надзору Левковича Александра Владимировича по делу об административном правонарушении, в отношении администрации Казанского сельского поселения Кавказского района, предусмотренном ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ,

установил:

Постановлением по делу об административном правонарушении от 10 сентября 2019 года главного государственного инспектора Кавказского района по пожарному надзору Левкович А.В. заявитель – администрация Казанского сельского поселения Кавказского района привлечена к административной ответственности по ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ, с назначением наказания в виде штрафа в размере 200 000 рублей.

Не согласившись с вышеуказанным решением,администрация Казанского сельского поселения обратилась в суд с жалобой, в которой просит отменить постановление по делу об административном правонарушении от 10.09.2019 года по делу об административном правонарушении в отношении, и прекратить производство по делу об административном правонарушении в отношении администрации Казанского сельского поселения Кавказского района.

Постановлением о привлечении к административной ответственности установлено, что 24 августа 2019 года в 14 часов 12 минут на территории Казанского сельского поселения Кавказского района по адресу: <адрес>, нарушены требования пожарной безопасности, а именно не обеспечена очистка от мусора и покос травы на земельном участке администрации Казанского сельского поселения, расположенного в границах населенного пункта, по адресу: <адрес> (п. 17(1) ППР в РФ.

В обоснование доводов жалобы указывает, что постановлением главного инспектора Кавказского района по пожарному надзору от 10 сентября 2019 года администрация Казанского сельского поселения Кавказского района привлечена к административной ответственности по ч. 2 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за нарушения требований пожарной безопасности, а именно:

Не обеспечена очистка от мусора и покос травы на земельном участке администрации Казанского сельского поселения, расположенного в границах населенного пункта, по адресу: <адрес> (п. 17(1) ПНР в РФ в виде штрафа в размере 200 000 (двести тысяч) рублей.

Считает, что вынесенное постановление о наложении административного взыскания необоснованным, по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 17.1 Постановление Правительства РФ от 25 апреля 2012 года № 390 «О противопожарном режиме» правообладатели земельных участков (собственники земельных участков, землепользователи,землевладельцы и арендаторы земельных участков), расположенных в границах населенных пунктов, территории садоводства или огородничества обязаны производить регулярную уборку мусора и покос травы.

Границы уборки территорий определяются границами земельного участка на основании кадастрового или межевого плана.

Законодатель прямо указал лиц, в обязанности которых входит уборка территории от мусора и покос травы, круг данных лиц ограничен и расширительному толкованию не подлежит - правообладатели земельных участков.

В собственности администрации Казанского сельского поселения, муниципального образования Казанское сельское поселение в составе муниципального образования Кавказский район не имеется земельного участка, расположенного на косогорах, между <адрес>, площадью 54 га. Сведения о таком участке в Реестре муниципального имущества Казанского сельского поселения Кавказского района отсутствуют, на кадастровом учете данный земельный участок не состоит, т.е. это земельный участок, государственная собственность на который не разграничена.

Согласно статье 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 года №137-Ф3 «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена осуществляется органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района.

Таким образом, правообладателем земельного участка, указанного в постановлении по делу об административном правонарушении является орган местного самоуправления муниципального образования Кавказский район, в который входит Казанское сельское поселение Кавказского района на основании Закона Краснодарского края от 07 июня 2004 года № 713-K3 «Об установлении границ муниципального образования Кавказский район, наделении его статусом муниципального района, образовании в его составе муниципальных образований - городского и сельских поселений - и установлении их границ».

Протокол об административном правонарушении от 06 сентября 2019 года не содержит доказательств совершения администрацией Казанского сельского поселения деяния, предусмотренного п. 17.1 постановления Правительства РФ от 25 апреля 2012 года № 390 «О противопожарном режиме» - наличие мусора и отсутствие покоса растительности. Акт осмотра земельного участка, зафиксировавший наличие мусора и растительности, протокол осмотра места совершения правонарушения к постановлению по делу об административном правонарушении не приложены.

Протокол об административном правонарушении от 06 сентября 2019 года составлен в двух экземплярах, по истечении 10 дней со дня совершения административного правонарушения в нарушении статьи 28.5 КоАП РФ, в соответствии с которой протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения.

Согласно разъяснениям Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенным в п. 10 Постановления Пленума № 10 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных КоАП РФ, является основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа (ч. 2 ст. 211 АПК РФ).

В течение 2019 года в районе <адрес> производилась очистка косогора от сухой травы, мусора и поросли, так же производился покос сорной растительности.

15 июня 2019 года администрацией Казанского сельского поселения заключен муниципальный контракт на выполнение работ по благоустройству территории Казанского сельского поселения (сбор(вручную) и вывоз мусора - водозабор <адрес> с индивидуальным предпринимателем ФИО1, стоимость работ по контракту 99895 рублей. Работы выполнены в полном объеме 20 июня 2019 года, что подтверждается актами выполненных работ.

Более того, в распоряжении Отдела надзорной деятельности и профилактической работы Кавказского района имеется информация о событиях, предшествующих пожару.

11 сентября 2019 года Бойко В.И., заместитель начальника ОНДиПР Кавказского района, опросил гр. ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживающую по адресу: <адрес>, которая пояснила, что видела как 24 августа 2019 года гр. ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживающая по адресу: <адрес>, принесла и подожгла мусор в конце своего огорода, выходящего на косогор, порывами сильного ветра пламя костра разнеслось по косогору.

В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации к полномочиям сельского поселения относится - обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.

Для реализации указанных полномочий администрацией Казанского сельского поселения Кавказского района выполнены следующие мероприятия: Постановлением администрации Казанского сельского поселения от 15.10.2014 года утверждена муниципальная программа «Обеспечение безопасности населения Казанского сельского поселения Кавказского района», которой на 2019 год на совершенствование системы обеспечения пожарной безопасности поселения предусмотрено 100 000 рублей (израсходовано 27 000 рублей на установку гидранта).

Разработаны и утверждены все необходимые нормативно-правовые акты в области пожарной безопасности

Распоряжением от 19.01.2019 года № 5-р создана межведомственная рабочая группа по обеспечению первичных мер пожарной безопасности на территории Казанского сельского поселения Кавказского района. В истекшем периоде 2019 года группой проведено обходов 74 домовладений многодетных семей, граждан, находящихся в социально опасном положении на предмет соблюдения мер пожарной безопасности.

- Обеспечена готовность противопожарного снаряжения и инвентаря (8 ранцевых огнетушителей, 5 хлопуш, 1 мотопомпа). Проверена система связи и оповещения, все в рабочем состоянии.

- С руководителями ООО СК «Родина», ООО «Бородино», ООО СП «Коломейцево» заключены соглашения по своевременному выделению техники для подвоза воды и техники, приспособленной для тушения пожаров.

Утвержден перечень техники для ликвидации возможных ЧС на территории Казанского сельского поселения. В перечень входят: емкости - ВР-10 - 2 штуки; ГАЗ-3307; МТЗ-80+плуг - 1; МТЗ-82+ плуг - 44; Беларус- 82.1+ плуг.

Создана пожарная дружина, в которую входят 13 добровольных пожарных. Все добровольные пожарные прошли краткосрочное обучение по программе «Обучение должностных лиц и работников организаций, населения мерам пожарной безопасности» (пожарно-технический минимум).

Приоритетное направление в работе администрации поселения - это профилактическая работа среди населения. Для этого специалисты администрации осуществляют подворовые обходы закрепленной территории с вручением предписаний (распоряжение № 6-р от 04.02.2015 «О возложении обязанностей по осуществлению контроля над санитарным состоянием территории Казанского сельского поселения Кавказского района». Выдано 268 предписаний, составлено 4 административных протокола за нарушение Правил благоустройства.

За счет средств бюджета Казанского сельского поселения в 2019 году с несанкционированных свалок около частных домовладений, кладбища, парка, косогоров вывезено 678 куб.м. мусора. Мусор вывозился на полигон для складирования ТБО, принадлежащий ООО «Саночистка» на основании заключенного договора. С апреля по настоящее время на территории поселения работают косильщики, которыми выкошено 180000 кв.м., сорной растительности (акты выполненных работ прилагаются).

В Казанском сельском поселении организованы 24 органа территориального общественного самоуправления. В 2019 году с руководителями ТОС проведено 7 собраний, на которых обсуждалась тема наведения чистоты, пожарной безопасности и привлечения общественности к участию в субботниках. Руководители органов ТОС активно сотрудничали с администрацией поселения в плане проведения рейдов по проверке санитарного состояния.

Через руководителей ТОС организована профилактическая и агитационно-разъяснительная работа среди населения (розданы памятки и листовки руководителям ТОС для размещения их на участках 135 шт., а также предупреждено граждан под роспись-362).

Составлен список всего противопожарного водоснабжения, расположенного на территории ст. Казанская. На территории поселения имеются 13 пожарных гидрантов. Все гидранты в исправном состоянии (акт прилагается).

Постановлением администрации от 06.03.2018 № 31 утверждены мероприятия по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы в границах поселения.

Считает, что администрацией Казанского сельского поселения Кавказского района выполнены все необходимые полномочия в области обеспечения пожарной безопасности

Представитель Казанского сельского поселения Кавказского района – глава Шильк Е.А. в судебном заседании поддержала свои доводы, изложенные в жалобе, просит постановление о привлечении к административной ответственности отменить.

Лицо составившее протокол об административном правонарушении – главный государственный инспектор Кавказского района по пожарному надзору Левкович А.В. в судебное заседание не явился.

Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы и предоставленные письменные доказательства, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ – административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В судебном заседании установлено, что администрацией Казанского сельского поселения Кавказского района, предпринимались меры, направленные на соблюдение правил пожарной безопасности: производился покос травы, сбор мусора и иные меры, направленные на соблюдение правил пожарной безопасности. Данное обстоятельство подтверждается представленными ею доказательствами: муниципальным контрактом № 79БП на поставку работ, оказание услуг для муниципальных нужд от 15.06.2019 года, актом о приемке выполненных работ, договором о покосе травы №№ 6, 7, 8, 9, 10 от 01.07.2019 года, актами о приемке выполненных работ, муниципальными контрактами на выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд № 65БП от 13.05.2019 года, № 72БП от 03.06.2019 года, актами приемки выполненных работ, муниципальными контрактами на выполнение работ для муниципальных нужд № 195-19 от 22.04.2019 года, № 200-19 от 26.04.2019 года, актами приемки выполненных работ.

В соответствии с нормами КоАП РФ, обязанность доказывания в части виновности привлекаемого лица к административной ответственности возлагается на лицо составившее протокол об административном правонарушении.

Однако, администрация Казанского сельского поселения Кавказского района была привлечена к административной ответственности за необеспечение очистки от мусора и покоса травы, только на основании того, что на данном месте произошло возгорание. При этом, само наличие мусора и не скошенной травы было сделано автоматически в связи с фактом возгорания. Однако причина такого возгорания надзорным органом не выяснялась, в то время как установление причины возгорания имеет существенное значение для вывода о наличии или отсутствия состава административного правонарушения в действиях администрации Казанского сельского поселения Кавказского района.

Кроме того, надзорным органом не проверялась версия о возможном умышленном поджоге.

Также материалами дела установлено, что земельного участка, расположенного на косогорах, между улицами <адрес>, площадью 54 га в собственности администрации Казанского сельского поселения, муниципального образования Казанское сельское поселение в составе муниципального образования Кавказский район не имеется. Сведений о данном участке в Реестре муниципального имущества Казанского сельского поселения Кавказского района отсутствуют, на кадастровом учете данный земельный участок не состоит, т.е. это земельный участок, государственная собственность на который не разграничена.

В силу части 4 статьи 1.5 КоАП РФ устанавливает, что неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Поэтому учитывая изложенное, а именно то, что администрация Казанского сельского поселения Кавказского района представила доказательства соблюдения ею как должностным лицом норм пожарной безопасности, принятия мер по покосу травы и уборке мусора, в то время как надзорным органом вывод о виновности был сделан только по факту возгорания, без установления причин возгорания, а также отсутствие сведений о принадлежности земельного участка, указанного в обжалуемом постановлении, суд приходит к выводу о том, что имеются неустранимые сомнения в виновности администрации Казанского сельского поселения Кавказского района. Эти неустранимые сомнения в соответствии с ч. 4 ст. 1.5 КоАП РФ судом истолковываются в пользу администрации Казанского сельского поселения Кавказского района.

Таким образом, в действиях администрации Казанского сельского поселения Кавказского района отсутствует состав административного правонарушения, а именно отсутствует субъективная сторона преступления, в связи с недоказанностью вины лица, привлекаемого к административной ответственности.

Согласно статье 24.5 Кодекса об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатоепроизводствоподлежитпрекращениювслучаеотсутствиясоставаадминистративногоправонарушения.

Таким образом, суд приходит к выводу, что рассматриваемая жалоба подлежит удовлетворению, административное производство подлежит прекращению.

На основании изложенного и руководствуясьп. 2 ч. 1 ст. 24.5, п. 3 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, суд

решил:

Постановление по делу об административном правонарушении от 10 сентября 2019 года главного государственного инспектора Кавказского района по пожарному надзору о привлечении к административной ответственности администрацию Казанского сельского поселения Кавказского района по ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ – отменить.

Административное производство в отношении администрации Казанского сельского поселения Кавказского района по ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ – прекратить.

Решение вступает в законную силу с момента его оглашения, и может быть обжаловано в порядке ст. 30.12 КоАП РФ.

Судья подпись

«КОПИЯ ВЕРНА»

Судья Кавказского районного суда М.В. Ефанова