ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 230017-01-2021-000712-59 от 03.08.2021 Кавказского районного суда (Краснодарский край)

К делу 2а-563/2021

УИД №23RS0017-01-2021-000712-59

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

ст. Кавказская 3 августа 2021 г.

Кавказский районный суд Краснодарского края в составе:

судьи Жеребор С.А.,

при секретаре Черной Д.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Муниципального бюджетного дошкольного образовательное учреждение детский сад №30 хутора Привольный МО Кавказский район к ОСП по Кавказскому району и г. Кропоткину УФССП по Краснодарскому краю об отмене постановления о взыскании исполнительного сбора,

у с т а н о в и л:

Административный истец, согласно поданного административного искового заявления указывает на то, что в производстве ОСП по Кавказскому району и г. Кропоткину находится исполнительное производство от 19.01.2017 г. , предметом исполнения которого является обязанность МБ ДОУ ДС №30 х.Привольного исполнить решение Кавказского районного суда Краснодарского края от 29.08.2016 г. по делу №2-760/2016, осуществить строительство нового ограждения территории дошкольного образовательного учреждения. 17.04.2018 г. судебным приставом-исполнителем ОСП по Кавказскому району и г. Кропоткину УФССП по Краснодарскому краю ФИО1 было вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в виду неисполнения судебного решения в установленный для добровольного исполнения срок в размере 50000 руб.. При этом, ранее, МБ ДОУ ДС №30 х. Привольного в суд было подано заявление об отсрочке решения суда в виду наличия объективных причин, в частности необходимости финансирования на данное строительство в сумме более 1 млн. руб. и поэтапности проведения мероприятий в целях его реализации. Определением Кавказского районного суда от 07.11.2018 г. было удовлетворено заявление ДС №30 о предоставлении отсрочки исполнения данного судебного решения. 03.09.2019 г. определением Кавказского районного суда отсрочка исполнения данного судебного решения, была продлена. 20.04.2021 г. определением Кавказского районного суда отсрочка исполнения данного судебного решения, была продлена на срок до 01.09.2021 г.. В связи с чем, у судебного пристава-исполнителя не было законных оснований для вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, поскольку на момент фактического вынесения, несовпадающего с датой утверждения, постановления об исполнительном сборе у ДС №30 имелись основания для отсрочки исполнения судебного решения, которая была предоставлена судом.

Поскольку, ДС №30 принимаются все меры для добровольного, добросовестного исполнения решения суда, и с учётом того, что вынесением оспариваемого постановления были нарушены нормы действующего законодательства, административный истец просит суд признать незаконным оспариваемое постановление и освободить администрацию от взыскания исполнительского сбора.

Представитель административного истца - Муниципального бюджетного дошкольного образовательное учреждение детский сад №30 хутора Привольный МО Кавказский район ФИО2, действующая на основании доверенности, заявленные требования поддержала на их удовлетворении настаивает.

Представитель ОСП по Кавказскому району и г. Кропоткину - судебный пристав-исполнитель ФИО3, действующая на основании доверенности, в судебное заседание не явилась, согласно поступившего ходатайства просит суд рассмотреть дело в отсутствие представителя службы, возражает против заявленных требований указывая на обоснованность документа.

Представитель третьего лица Управления ФССП по Краснодарскому краю в судебное заседание не явился, причины не явки не известны о времени и месте рассмотрения дела были уведомлены надлежащим образом.

Прокурор Кавказского района в судебное заседание не явился, причины не явки не известны о времени и месте рассмотрения дела были уведомлены надлежащим образом.

Судом вынесено определение о рассмотрении дела в отсутствие не явившихся лиц.

Изучив материалы дела, исследовав предоставленные письменные доказательства, суд приходит к следующему:

В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 02.10.2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», исполнительное производство осуществляется на принципах законности и своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения.

В соответствии с ч. 1 ст. 112 ФЗ «Об исполнительном производстве», исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 78 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 ноября 2015 г. N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства", по смыслу ч. 1 ст. 112 ФЗ «Об исполнительном производстве», исполнительский сбор обладает свойствами административной штрафной санкции, при применении которой на должника возлагается обязанность произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.

Такое толкование нормы материального права согласуется с правовой позицией Конституционного Суда РФ, изложенной в постановлении от 30 июля 2001 г. N 13-П, согласно которой исполнительский сбор является не правовосстановительной санкцией, то есть санкцией, обеспечивающей исполнение должником его обязанности возместить расходы по совершению исполнительных действий, осуществленных в порядке принудительного исполнения судебных и иных актов, а представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Исполнительскому сбору как штрафной санкции присущи признаки административной штрафной санкции: он имеет фиксированное, установленное федеральным законом денежное выражение, взыскивается принудительно, оформляется постановлением уполномоченного должностного лица, взимается в случае совершения правонарушения, а также зачисляется в бюджет.

Из системного анализа приведенных законоположений следует, что в качестве штрафной санкции административного характера, исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции РФ требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, то есть привлечение должника к ответственности за неисполнение требований исполнительного документа в виде взыскания исполнительского сбора возможно исключительно при наличии у судебного пристава-исполнителя достоверных сведений о получении должником постановления о возбуждении исполнительного производства и предоставлении срока для добровольного исполнения требований исполнительного листа, но исполнение не произведено.

Судом установлено, что 29 августа 2016 г. решением Кавказского районного суда Краснодарского края по делу №2-760/2016, суд, рассмотрев исковое заявление прокурора Кавказского района к администрации МО Кавказского района и Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению детский сад №30 хутора Привольного МО Кавказского района об обязании администрации МО Кавказского района выделить денежные средства на строительство нового ограждения территории дошкольного образовательного учреждения и об обязании ДС №30 принять меры на создание условий для охраны здоровья обучающихся. Решение суда обжаловано не было и вступило в законную силу.

ОСП по Кавказскому району и г. Кропоткину на основании исполнительного документа было возбуждено исполнительное производство.

17.04.2018 г. судебным приставом-исполнителем ОСП по Кавказскому району и г. Кропоткину УФССП по Краснодарскому краю ФИО1 было вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в виду неисполнения судебного решения в установленный для добровольного исполнения срок в размере 50000 руб., которое фактически было изготовлено 06.04.2021 г., о чём свидетельствует отображение даты в правом верхнем углу документа под резолюцией об утверждении постановления начальником отдела (л.д.8).

При этом, ранее, ДС №30 в суд было подано заявление об отсрочке решения суда в виду наличия объективных причин, в частности необходимости финансирования на данное строительство в сумме более 1 млн. руб. и поэтапности проведения мероприятий в целях его реализации.

В связи с чем, определением Кавказского районного суда от 07.11.2018 г. было удовлетворено заявление ДС №30 о предоставлении отсрочки исполнения данного судебного решения.

03.09.2019 г. определением Кавказского районного суда отсрочка исполнения данного судебного решения, была продлена.

20.04.2021 г. определением Кавказского районного суда отсрочка исполнения данного судебного решения, была продлена на срок до 01.09.2021 г..

Вместе с тем, судебным приставом-исполнителем ОСП по Кавказскому району и г. Кропоткину было вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в виду неисполнения судебного решения в установленный для добровольного исполнения срок. Однако, у должностного лица не было законных оснований для вынесения обжалуемого постановления о взыскании исполнительского сбора, поскольку на момент его фактического изготовления у административного истца имелись основания для отсрочки исполнения судебного решения, которая была предоставлена судом по объективным основаниям.

При установленных судом обстоятельствах, постановление судебного пристава-исполнителя Отдела судебных приставов по Кавказскому району и г. Кропоткину УФССП России по Краснодарскому ФИО1 от 17.04.2018 г. о взыскании исполнительного сбора с МБ ДОУ ДС №30 х. Привольного является незаконным, поэтому суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

р е ш и л:

1. Постановление судебного пристава-исполнителя Отдела судебных приставов по Кавказскому району и г. Кропоткину УФССП России по Краснодарскому ФИО1 от 17.04.2018 г. о взыскании исполнительного сбора с Муниципального бюджетного дошкольного образовательное учреждение детский сад №30 хутора Привольный МО Кавказский район – отменить.

2. Освободить Муниципального бюджетного дошкольного образовательное учреждение детский сад №30 хутора Привольный МО Кавказский район от взыскания исполнительского сбора в размере 50000 руб., установленного Постановлением судебного пристава-исполнителя Отдела судебных приставов по Кавказскому району и г. Кропоткину УФССП России по Краснодарскому ФИО1 от 17.04.2018 г.

3. Устранить допущенные нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца в десятидневный срок, по вступлению решения суда в законную силу (ст. 227 КАС РФ).

4. Сообщить об исполнении решения в суд и лицу, которое являлось административным истцом по делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу (ст. 227 КАС РФ).

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Краснодарского краевого суда через Кавказский районный суд в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Решение изготовлено в окончательной форме 03.08.2021 г.

Судья: Жеребор С.А.