ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 230017-01-2023-000643-07 от 11.07.2023 Кавказского районного суда (Краснодарский край)

К делу 2а-528/2023

УИД №23RS0017-01-2023-000643-07

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

ст. Кавказская 11 июля 2023 г.

Кавказский районный суд Краснодарского края, находящийся по адресу: Краснодарский край, Кавказский район, ст. Кавказская, ул. Ленина 164, в составе:

судьи Жеребор С.А.,

при секретаре Черной Д.Б.,

с участием пом.прокурора Посевина Р.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Кавказского района к администрации Мирского сельского поселения Кавказского района о признании незаконным бездействия по соблюдению требований законодательства о развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации,

у с т а н о в и л:

Административный истец, согласно поданного административного искового заявления указывает на то, что прокуратурой Кавказского района была проведена проверка соблюдения законодательства о развитии малого и среднего предпринимательства, в ходе которой было выявлено, что на официальном сайте администрации Мирского сельского поселения Кавказского района http//adm-mirsk.my1.ru отсутствует обязательная к размещению информация, что является нарушением прав субъектов малого и среднего предпринимательства на оказание информационной поддержки, а также нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц на получение сведений. Проверкой установлено, что на официальном сайте администрации, в разделе «администрация» создана вкладка «развитие малого и среднего предпринимательства», в которой осуществляется переход по гиперссылкам к разделам «реализация программ и подпрограмм по развитию МСП», «субъекты предпринимательства», «число замещенных рабочих мест», «оборот товаров и услуг», «финансово-экономическое состояние субъектов», «организации по поддержке субъектов СМП», «государственное и муниципальное имущество», «Конкурсы на оказание финансовой поддержки субъектам», «информация для субъектов МСП», «реестр субъектов МСП - получателей поддержки». В свою очередь, размещенная в указанных разделах сайта информация, представлена не в гипертекстовом формате, обеспечивающем возможность просмотра, поиска и копирования фрагментов текста средствами веб-обозревателя, а только лишь в виде файлов, ознакомление с которыми возможно после их сохранения на технические средства пользователей и просмотра с использованием дополнительного программного обеспечения «Microsoft Exel», «Microsoft Word». Кроме того, законом предусмотрено оказание информационной поддержки физическим лицам, применяющим специальный налоговый режим, однако, информация для данной категории лиц, на сайте администрации, в том числе в гипертекстовом формате отсутствует. С целью устранения выявленных нарушений, прокуратурой района в адрес главы администрации было вынесено представление об устранении нарушений, однако нарушения не были устранены. Из чего следует, что органом местного самоуправления администрацией Мирского сельского поселения Кавказского района не выполняются требования законодательства о развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации, что нарушает права неопределенного круга лиц на возможность доступа пользователей к получению необходимой информации. Указанные обстоятельства, в соответствии со ст. 39 КАС РФ, являются основанием для обращения прокурора района с административным исковым заявлением в суд в интересах неопределенного круга лиц.

В связи с чем, прокурор Кавказского района просит суд признать незаконным бездействие администрации, выразившееся в не обеспечении информационной поддержкой субъектов малого и среднего предпринимательства и физических лиц, применяющих специальный налоговый режим, в связи с не размещением на официальном сайте администрации по адресу http//adm-mirsk.my1.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в гипертекстовом формате, обязательной для размещения информации, и возложении обязанности устранить допущенные нарушения законодательства.

В судебном заседании участвующий по делу пом. прокурора Кавказского района Пасевин Р.В., административное исковое заявление прокурора поддержал, на удовлетворении заявленных исковых требовании настаивает.

Представитель административного ответчика администрации Мирского сельского поселения Кавказского района в судебное заседание не явился, согласно поступившего ходатайства (л.д.27) глава поселения Бондарева О.В., просит суд рассмотреть дело без участия представителя администрации, требования прокурора не оспаривает, при вынесении решения полагается на усмотрение суда.

Изучив материалы дела, исследовав предоставленные письменные доказательства, суд приходит к следующему:

В соответствии с п. 28 ч. 1, ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к полномочиям органом местного самоуправления сельских поселений относится, в том числе содействие в развитии сельскохозяйственного производства, создание условий для развития малого и среднего предпринимательства.

Согласно ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 24.07.2007 №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления по вопросам развития малого и среднего предпринимательства относится создание условий для развития малого и среднего предпринимательства, в том числе: формирование и осуществление муниципальных программ (подпрограмм) с учетом национальных и местных социально-экономических, экологических, культурных и других особенностей; анализ финансовых, экономических, социальных и иных показателей развития малого и среднего предпринимательства и эффективности применения мер по его развитию, прогноз развития малого и среднего предпринимательства на территориях муниципальных образований; формирование инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства на территориях муниципальных образований и обеспечение ее деятельности; содействие деятельности некоммерческих организаций, выражающих интересы субъектов малого и среднего предпринимательства, и структурных подразделений указанных организаций; образование координационных или совещательных органов в области развития малого и среднего предпринимательства органами местного самоуправления.

Из содержания ч. 1 ст. 14 Закона №209-ФЗ, следует, что основными принципами поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства являются доступность инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства для всех субъектов малого и среднего предпринимательства (пункт 2), а так же открытость процедур оказания поддержки (пункт 5).

В соответствии со ст. 16 Закона №209-ФЗ, поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, включает в себя финансовую, в том числе гарантийную, имущественную, информационную, консультационную поддержку таких субъектов и организаций, поддержку в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации их работников, поддержку в области инноваций и промышленного производства, ремесленничества, поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность, поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих сельскохозяйственную деятельность.

В силу ч.ч. 1, 2 ст. 19 Закона №209-ФЗ, оказание информационной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляется органами государственной власти и органами местного самоуправления, в виде создания федеральных, региональных и муниципальных информационных систем, официальных сайтов информационной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в сети «Интернет» и информационно-телекоммуникационных сетей и обеспечения их функционирования, в целях поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

Информационные системы, официальные сайты информационной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в сети «Интернет» и информационно-телекоммуникационные сети создаются в целях обеспечения субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, информацией: о реализации государственных программ (подпрограмм) Российской Федерации, государственных программ (подпрограмм) субъектов Российской Федерации, муниципальных программ (подпрограмм); о количестве субъектов малого и среднего предпринимательства и об их классификации по видам экономической деятельности; о числе замещенных рабочих мест в субъектах малого и среднего предпринимательства в соответствии с их классификацией по видам экономической деятельности; об обороте товаров (работ, услуг), производимых субъектами малого и среднего предпринимательства, в соответствии с их классификацией по видам экономической деятельности; о финансово-экономическом состоянии субъектов малого и среднего предпринимательства; об организациях, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, условиях и о порядке оказания такими организациями поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства; о государственном и муниципальном имуществе, включенном в перечни, указанные в ч.4 ст.18 Закона №209-ФЗ; об объявленных конкурсах на оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства; иной необходимой для развития субъектов малого и среднего предпринимательства информацией (экономической, правовой, статистической, производственно-технологической информацией, информацией в области маркетинга), в том числе информацией в сфере деятельности корпорации развития малого и среднего предпринимательства, действующей в соответствии с Законом №209-ФЗ.

Согласно ч.ч. 2, 3 Закона №209-ФЗ информация, указанная в части 2 настоящей статьи, является общедоступной и размещается в сети "Интернет" на официальных сайтах федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, наделенных отдельными полномочиями в области развития субъектов малого и среднего предпринимательства в пределах их компетенции, и (или) созданных указанными органами официальных сайтах информационной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в сети "Интернет".

Требования к информации, размещенной в сети «Интернет» устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Приказом Минэкономразвития России от 27.07.2015 г. № 505 утверждены Требования к информации, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в соответствии с ч.ч. 2 и 3 ст. 19 Закона № 209-ФЗ.

В соответствии с п.п.5,6,7,8 Требований, информация не должна быть зашифрована или защищена от доступа иными средствами, не позволяющими осуществить ознакомление пользователя с её содержанием без использования иного программного обеспечения или технологических средств, чем вебобозреватель, и должна размещаться в формате, обеспечивающем возможность поиска и копирования фрагментов текста средствами пользователей без использования специально созданного для доступа к информации программного обеспечения. Информация в виде текста размещается в формате, обеспечивающем возможность поиска и копирования фрагментов текста средствами веб-обозревателя (гипертекстовый формат).

Нормативные правовые акты, судебные акты, доклады, отчеты, договоры, обзоры, прогнозы, протоколы, заключения, образцы форм и иные документы, статистические данные дополнительно к гипертекстовому формату размещаются в виде файлов в формате, обеспечивающем возможность их сохранения на технических средствах пользователей и допускающем после сохранения возможность поиска и копирования произвольного фрагмента текста средствами соответствующей программы для просмотра (документ в электронной форме). При этом нормативные правовые и иные акты, а также судебные акты могут дополнительно размещаться в графическом формате в виде графических образов их оригиналов (графический формат).

При размещении информации на официальном сайте федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, наделенного отдельными полномочиями в области развития субъектов малого и среднего предпринимательства, такая информация должна быть доступна пользователям путем последовательного перехода по гиперссылкам в отдельный раздел сайта, начиная с главной страницы сайта. Количество таких переходов (по кратчайшей последовательности) должно быть не более трех.

Судом установлено, что прокуратурой Кавказского района была проведена проверка соблюдения законодательства о развитии малого и среднего предпринимательства, в ходе которой было выявлено, что на официальном сайте администрации Мирского сельского поселения Кавказского района http//adm-mirsk.my1.ru отсутствует обязательная к размещению информация, что является нарушением прав субъектов малого и среднего предпринимательства на оказание информационной поддержки, а также нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц на получение сведений.

Проверкой установлено, что на официальном сайте администрации, в разделе «администрация» создана вкладка «развитие малого и среднего предпринимательства», в которой осуществляется переход по гиперссылкам к разделам «реализация программ и подпрограмм по развитию МСП», «субъекты предпринимательства», «число замещенных рабочих мест», «оборот товаров и услуг», «финансово-экономическое состояние субъектов», «организации по поддержке субъектов СМП», «государственное и муниципальное имущество», «Конкурсы на оказание финансовой поддержки субъектам», «информация для субъектов МСП», «реестр субъектов МСП - получателей поддержки». В свою очередь, размещенная в указанных разделах сайта информация, представлена не в гипертекстовом формате, обеспечивающем возможность просмотра, поиска и копирования фрагментов текста средствами веб-обозревателя, а только лишь в виде файлов, ознакомление с которыми возможно после их сохранения на технические средства пользователей и просмотра с использованием дополнительного программного обеспечения «Microsoft Exel», «Microsoft Word». Кроме того, законом предусмотрено оказание информационной поддержки физическим лицам, применяющим специальный налоговый режим, однако, информация для данной категории лиц, на сайте администрации, в том числе в гипертекстовом формате отсутствует.

Непринятие администрацией мер по размещению обязательной информации, в соответствии с установленными требованиями к её размещению, лишает субъектов предпринимательской деятельности возможности получения информации, необходимой для их развития, что противоречит основным целям и принципам государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства. Таким образом, данным бездействием орган местного самоуправления администрация Мирского сельского поселения нарушает права и интересы неопределённого круга лиц.

В связи с вышеизложенным, суд считает заявленные административным истцом требования доказанными, и приходит к выводу, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

р е ш и л:

1. Признать незаконным бездействие администрации Мирского сельского поселения Кавказского района Краснодарского края, выразившееся в не обеспечении информационной поддержкой субъектов малого и среднего предпринимательства и физических лиц, применяющих специальный налоговый режим, в связи с не размещением на официальном сайте администрации по адресу http//adm-mirsk.my1.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в гипертекстовом формате, следующей информации:

- о реализации муниципальных программ (подпрограмм);

- о количестве субъектов малого и среднего предпринимательства и об их классификации по видам экономической деятельности;

- о числе замещенных рабочих мест в субъектах малого и среднего предпринимательства в соответствии с их классификацией по видам экономической деятельности;

- об обороте товаров (работ, услуг), производимых субъектами малого и среднего предпринимательства, в соответствии с их классификацией по видам экономической деятельности;

- о финансово-экономическом состоянии субъектов малого и среднего предпринимательства;

- об организациях, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, условиях и о порядке оказания такими организациями поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства;

- о государственном и муниципальном имуществе, включенном в перечни указанные в ч. 4 ст. 18 Федерального закона от 24.07.2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации";

- об объявленных конкурсах на оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;

- иной необходимой для развития субъектов малого и среднего предпринимательства информации (экономической, правовой, статистической, производственно-технологической, а так же в области маркетинга), в том числе информации в сфере деятельности корпорации развития малого и среднего предпринимательства, действующей в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации".

2. Возложить на администрацию Мирского сельского поселения Кавказского района Краснодарского края обязанность устранить допущенные нарушения, путём размещения на официальном сайте администрации по адресу http//adm-mirsk.my1.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в гипертекстовом формате следующей информации:

- о реализации муниципальных программ (подпрограмм);

- о количестве субъектов малого и среднего предпринимательства и об их классификации по видам экономической деятельности;

- о числе замещенных рабочих мест в субъектах малого и среднего предпринимательства в соответствии с их классификацией по видам экономической деятельности;

- об обороте товаров (работ, услуг), производимых субъектами малого и среднего предпринимательства, в соответствии с их классификацией по видам экономической деятельности;

- о финансово-экономическом состоянии субъектов малого и среднего предпринимательства;

- об организациях, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, условиях и о порядке оказания такими организациями поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства;

- о государственном и муниципальном имуществе, включенном в перечни, указанные в ч. 4 ст. 18 Федерального закона от 24.07.2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации";

- об объявленных конкурсах на оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;

- иной необходимой для развития субъектов малого и среднего предпринимательства информации (экономической, правовой, статистической, производственно-технологической, а так же в области маркетинга), в том числе информации в сфере деятельности корпорации развития малого и среднего предпринимательства, действующей в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации".

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанции Краснодарского краевого суда через Кавказский районный суд в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Решение изготовлено в окончательной форме 16.07.2023 г.

Судья: Жеребор С.А.