ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 230025-01-2019-001630-50 от 25.01.2019 Курганинского районного суда (Краснодарский край)

Дело а-1267/2019

УИД № 23RS0025-01-2019-001630-50

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Курганинск«23» июля 2019 года

Краснодарского края

Курганинский районный суд Краснодарского края в составе:

председательствующего судьи Бабенко А.А.

при секретаре Самойловой А.М.

рассмотрев в открытом судебном заседанииадминистративное дело по административному иску прокурора Курганинского района в интересах неопределённого круга лиц к администрации муниципального образования Курганинский район об обязании ликвидировать несанкционированную свалку,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Курганинского района в интересах неопределённого круга лиц обратился в суд с уточненным иском к администрации муниципального образования Курганинский район об обязании ликвидировать несанкционированную свалку, в обоснование указав, что прокуратурой Курганинского района, проведена проверка соблюдения требований законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования администрацией муниципального образования Курганинский район, по результатам которой было установлено, что на территории Темиргоевского сельского поселения Курганинского района находится земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>, государственная собственность на который не разграничена, расположенный по адресу: <адрес>, вид разрешённого использования земельного участка - для размещения производственных и административных заданий, строений и сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического снабжения, сбыта и заготовок (мусороперегрузочная площадка). Однако, фактически указанный земельный участок используется не как мусороперегрузочная площадка, а как несанкционированная свалка твердых коммунальных отходов. Данные обстоятельства подтверждаются объяснениями начальника отдела жилищно-комунального хозяйства, транспорта и связи администрации муниципального образования Курганинский район ФИО3. Кроме того, у указанного земельного участка фактически отсутствует правообладатель, соответственно какие-либо договоры на накопление и дальнейшую транспортировку твердых коммунальных отходов с физическими и юридическими лицами не заключались. Органами местного самоуправления, а также иными физическими и юридическими лицами, вывоз отходов по истечении установленного законом предельного срока накопления отходов, не осуществляется. Помимо прочего, использование мусороперегрузочной площадки как несанкционированной свалки твердых коммунальных отходов также подтверждается постановлением по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ, от 25.04.2019 № 1.19/132Н-1, согласно которого Министерством природных ресурсов подтвержден факт нахождения несанкционированной свалки на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты>. Прокурор Курганинского района просит признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Курганинский район, выраженное в неисполнении предусмотренной законом обязанности по организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, а также регулярной очистке территории муниципального образования от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Возложить обязанность на администрацию муниципального образования Курганинский район исполнить полномочия по организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов путем ликвидации несанкционированного объекта размещения отходов производства и потребления - свалки на земельном участке с кадастровым номером 23:16:0201000:426, государственная собственность на который не разграничена, расположенный по адресу: <адрес>, в срок до 01.12.2019 года.

В судебное заседание помощник прокурора Курганинского района не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, удовлетворить уточненные исковые требования в полном объеме.

Представитель административного ответчика – администрации МО Курганинский район в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть в ее отсутствие. С уточненным административным иском согласна.

В соответствии со ст. 289 КАС РФ, суд определил рассмотреть дело без участия сторон.

Исследовав материалы дела, суд находит исковое заявление прокурора подлежащим удовлетворению.

В судебном заседании установлено, что прокуратурой Курганинского района, проведена проверка соблюдения требований законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования администрацией муниципального образования Курганинский район, по результатам которой было установлено, что на территории Темиргоевского сельского поселения Курганинского района находится земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>, государственная собственность на который не разграничена, расположенный по адресу: <адрес>, вид разрешённого использования земельного участка - для размещения производственных и административных заданий, строений и сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического снабжения, сбыта и заготовок (мусороперегрузочная площадка). Однако, фактически указанный земельный участок используется не как мусороперегрузочная площадка, а как несанкционированная свалка твердых коммунальных отходов. Данные обстоятельства подтверждаются объяснениями начальника отдела жилищно-комунального хозяйства, транспорта и связи администрации муниципального образования Курганинский район ФИО3.

Кроме того, у указанного земельного участка фактически отсутствует правообладатель, соответственно какие-либо договоры на накопление и дальнейшую транспортировку твердых коммунальных отходов с физическими и юридическими лицами не заключались. Органами местного самоуправления, а также иными физическими и юридическими лицами, вывоз отходов по истечении установленного законом предельного срока накопления отходов, не осуществляется.

Использование мусороперегрузочной площадки как несанкционированной свалки твердых коммунальных отходов также подтверждается постановлением по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ, от 25.04.2019 № 1.19/132Н-1, согласно которого Министерством природных ресурсов подтвержден факт нахождения несанкционированной свалки на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты>.

В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.

Согласно ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещаются сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.

Исходя из положений ст. 13 Земельного Кодекса РФ охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса. В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия, в том числе по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.

В силу п. 2 ст. 8 Закона об отходах производства и потребления, п. 2 ст. 7 Закона об охране окружающей среды и п. 14 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.

Положениями п. и. 1, 2 ст. 13 Федерального закона об отходах производства и потребления предусмотрено, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с названным Федеральным законом.

Статьей 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и статьей 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусмотрено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и регулироваться законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.

Статьей 12 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлено, определение места строительства объектов размещения отходов осуществляется на основе специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Запрещается захоронение отходов в границах населенных пунктов. Объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.

Кроме того, во исполнение Указа Президента РФ от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 г. № 16) утвержден паспорт национального проекта «Экология», согласно положениям которого ликвидация несанкционированных свалок является приоритетным направлением деятельности на территории Российской Федерации.

Пунктом 7.8 «ГОСТ 30772-2001. Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения» определено понятие собственника отходов, согласно которому это юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, в собственности которых они находятся, которые намерены осуществлять заготовку, переработку отходов и другие работы по обращению с отходами, включая их отчуждение. Если это лицо не установлено, собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.

Согласно п. 2 ст. 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.

Исходя из вышеизложенного администрация муниципального образования Курганинский район является органом, ответственным за земельный участок кадастровым номером 23:16:0201000:426, государственная собственность на который не разграничена.

Вопреки указанным требованиям закона земельный участок захламлен отходами производства и потребления, в результате чего оказывается негативное (вредное) воздействие на почвы, и происходит деградация земель; отходы производства и потребления на осматриваемом участке сбрасываются непосредственно на почву; данная свалка не внесена в государственный реестр объектов размещения отходов.

Несанкционированные свалки бытовых отходов создают угрозу окружающей среде, а именно почве сельского поселения, его сельскохозяйственным угодьям, поскольку бытовые отходы содержат потенциально опасные для человека и окружающей среды химические и биологические вещества, а также микробиологические организмы.

При этом складирование отходов осуществляется на земельном участке без проведения специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований, объект размещения отходов не внесен в государственный реестр объектов размещения отходов.

Кроме того, прокуратурой района 02.04.2019 в адрес главы муниципального образования Курганинский район вносилось представление об устранении нарушений законодательства по факту ликвидации вышеуказанной свалки. Согласно ответа администрации муниципального образования Курганинский район от 30.04.2019 работы по ливкидации свалки начаты, меры по недопущению размещения отходов принимаются. Однако, в ходе непосредственного выезда и осмотра вышеуказанного земельного участка установлено, что свалка до настоящего времени функционирует, меры по ее ликвидации носят формальный характер и фактически являются безрезультатными, что подтверждается фотоматериалами.

При таких обстоятельствах и в соответствии с действующим законодательством суд полагает, что исковые требования прокурора Курганинского района в интересах неопределённого круга лиц к администрации муниципального образования Курганинский район об обязании ликвидировать несанкционированную свалку, подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Уточненные требования по административному иску прокурора Курганинского района в интересах неопределённого круга лиц к администрации муниципального образования Курганинский район об обязании ликвидировать несанкционированную свалку - удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Курганинский район, выраженное в неисполнении предусмотренной законом обязанности по организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, а также регулярной очистке территории муниципального образования от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

Возложить обязанность на администрацию муниципального образования Курганинский район исполнить полномочия по организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов путем ликвидации несанкционированного объекта размещения отходов производства и потребления - свалки на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты>, государственная собственность на который не разграничена, расположенный по адресу: <адрес>, в срок до 01.12.2019 года.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Курганинский районный суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения, то есть с 23.07.2019 года.

Судья А.А. Бабенко