ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 230025-01-2020-001849-88 от 04.08.2020 Курганинского районного суда (Краснодарский край)

К делу № 2а-1209/2020

УИД № 23RS0025-01-2020-001849-88

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

г. Курганинск «04» августа 2020 года

Курганинский районный суд Краснодарского края в составе:

председательствующего судьи Бабенко А.А.

при секретаре Самойловой А.М.

с участием помощника прокурора Курганинского района Уманского Н.Г.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Курганинского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Октябрьского сельского поселения Курганинского района о признании незаконным бездействия администрации Октябрьского сельского поселения Курганинского района и об обязании осуществлять учет муниципального имущества в строгом соответствии с требованиями законодательства,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Курганинского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации Октябрьского сельского поселения Курганинского района о признании незаконным бездействия администрации Октябрьского сельского поселения Курганинского района и об обязании осуществлять учет муниципального имущества в строгом соответствии с требованиями законодательства, в обоснование указав, что прокуратурой Курганинского района в рамках проведения проверки исполнения бюджетного законодательства при использовании и распоряжении государственным и муниципальным имуществом установлено, что в Октябрьском сельском поселении Курганинского района реестр муниципального имущества ведется с нарушениями действующего законодательства. Неисполнение администрацией Октябрьского сельского поселения установленных требований законодательства по ведению реестра муниципального имущества нарушает права неопределенного круга лиц, которым может потребоваться выписка из такого реестра. Кроме того, невозможно эффективно управлять и распоряжаться принадлежащим имуществом, не обладая полными и актуальными сведениями о нем.

Помощник прокурора Курганинского района Уманский Н.Г. в судебном заседании поддержал заявленные требования, просил их удовлетворить.

Представитель административного ответчика - администрации Октябрьского сельского поселения Курганинского района в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, исковые требования признал.

Выслушав помощника прокурора Курганинского района, изучив материалы дела, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению, как основанные на законе и подтвержденные предоставленными суду доказательствами.

В судебном заседании установлено, что прокуратурой Курганинского района в рамках проведения проверки исполнения бюджетного законодательства при использовании и распоряжении государственным и муниципальным имуществом установлено, что в Октябрьском сельском поселении Курганинского района реестр муниципального имущества ведется с нарушениями действующего законодательства.

В соответствии с ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Согласно ч. 5 ст. 51 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления ведут реестры муниципального имущества в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Приказ Министерства экономического развития РФ от 30.08.2011 № 424 «Об утверждении Порядка ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества» (далее - Приказ Минэкономразвития РФ от 30.08.2011 № 424) устанавливает правила ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества. Обязательные правила ведения имущества действуют с 2012 года, несмотря на это администрация сельского поселения в течение длительного времени (более 5 лет) бездействует, не выполняет в полном объеме требования по учету имущества поселения.

Согласно пункту 5 Приказ Минэкономразвития РФ от 30.08.2011 № 424 реестры ведутся на бумажных и электронных носителях. В случае несоответствия информации на указанных носителях приоритет имеет информация на бумажных носителях. Реестры должны храниться и обрабатываться в местах, недоступных для посторонних лиц, с соблюдением условий, обеспечивающих предотвращение хищения, утраты, искажения и подделки информации. Документы реестров хранятся в соответствии с Федеральным законом от 22 октября 2004 г. № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации». В нарушение указанных требований как таковой на бумажном носителе реестр не ведется. Бумажный носитель реестра муниципального имущества Октябрьского сельского поселения представлен в виде распечатки электронного носителя реестра, в не подшитом и не пронумерованном виде. Требования к хранению Реестра муниципального имущества в полной мере также не соблюдены.

Пунктом 3 Приказа Минэкономразвития РФ от 30.08.2011 № 424 установлено, что орган местного самоуправления, уполномоченный вести реестр, обязан обеспечивать соблюдение правил ведения реестра и требований, предъявляемых к системе ведения реестра, обеспечивать соблюдение права доступа к реестру и защиту государственной и коммерческой тайны и осуществлять информационно-справочное обслуживание, выдавать выписки из реестров.

В пункте 4 Приказа Минэкономразвития РФ от 30.08.2011 № 424 перечислены сведения обязательные для включения в реестры муниципального имущества.

Так, в нарушение требований пунктов 3 и 4 Приказа Минэкономразвития РФ от 30.08.2011 № 424 орган местного самоуправления не исполняет обязанность по соблюдению правил ведения реестра и требований, предъявляемых к системе ведения реестра, а именно, не включает в реестр сведения, обязательные для включения в реестры муниципального имущества.

Установлено, что в разделе 1 реестра отсутствуют графы: «сведения об установленных в отношении муниципального недвижимого имущества ограничениях (обременениях) с указанием основания и даты их возникновения и прекращения», «кадастровая стоимость муниципального недвижимого имущества».

Не в полном объеме указаны сведения в разделе 1 в графах: «кадастровый номер муниципального недвижимого имущества», «дата возникновения и прекращения права муниципальной собственности на недвижимое имущество», «реквизиты документов - оснований возникновения (прекращения) права муниципальной собственности на недвижимое имущество», «площадь, протяженность и (или) иные параметры, характеризующие физические свойства недвижимого имущества».

Раздел 2 реестра не содержит граф: «сведения об установленных в отношении муниципального движимого имущества ограничениях (обременениях) с указанием основания и даты их возникновения и прекращения» и «дата возникновения и прекращения права муниципальной собственности на недвижимое имущество».

В графе «реквизиты документов - оснований возникновения (прекращения) права муниципальной собственности на движимое имущество» 2 реестра муниципального имущества сведения указаны не в полном объеме.

Установлены факты отражения в реестре муниципальной собственности имущества казны в количественном выражении без стоимости.

Раздел 3 в реестре муниципального имущества вообще отсутствует. Тем самым Октябрьским сельским поселением не учтены полные, достоверные и актуальные сведения о муниципальных унитарных предприятиях, муниципальных учреждениях, хозяйственных обществах, товариществах, акциях, долях (вклады) в уставном (складочном) капитале которые принадлежат муниципальным образованиям, иных юридических лицах, в которых муниципальное образование является учредителем (участником).

В соответствии с пунктом 8 Приказа Минэкономразвития РФ от 30.08.2011 № 424 сведения об объектах учета, содержащиеся в реестрах, носят открытый характер и предоставляются любым заинтересованным лицам в виде выписок из реестров.

Так, в сельском поселении утвержден административный регламент предоставления муниципальной услуги: «Предоставление выписки из реестра муниципального имущества». При наличии выявленных нарушений к ведению реестра муниципального имущества выполнение указанной муниципальной услуги невозможно.

Неисполнение администрацией Октябрьского сельского поселения установленных требований законодательства по ведению реестра муниципального имущества нарушает права неопределенного круга лиц, которым может потребоваться выписка из такого реестра. Кроме того, невозможно эффективно управлять и распоряжаться принадлежащим имуществом, не обладая полными и актуальными сведениями о нем.

Таким образом, суд приходит к выводу, что требования прокурора подлежат полному удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Требования по административному иску прокурора Курганинского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Октябрьского сельского поселения Курганинского района о признании незаконным бездействия администрации Октябрьского сельского поселения Курганинского района и об обязании осуществлять учет муниципального имущества в строгом соответствии с требованиями законодательства - удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Октябрьского сельского поселения по ведению реестра муниципального имущества в полном объеме и в соответствии с предъявляемыми требованиями.

Обязать администрацию Октябрьского сельского поселения муниципального образования Курганинский района в срок до 01.10.2020 года обеспечить ведение реестра муниципального имущества, как на бумажном, так и электронном носителе в соответствии с правилами утвержденными приказом Министерства экономического развития РФ от 30 августа 2011 г. № 424 «Об утверждении Порядка ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества».

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Курганинский районный суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения, то есть с 07.08.2020 года.

Судья А.А.Бабенко