К делу № 2-1423/2022
УИД № 23RS0025-01-2022-002004-43
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.Курганинск «05» июля 2022 года
Курганинский районный суд Краснодарского края в составе:
председательствующего судьи Бабенко А.А.
при секретаре Самойловой А.М.
с участием помощника прокурора Курганинского района Уманского Н.Г.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Курганинского района в интересах неопределенного круга лиц к ООО Управляющая организация «Домоуправление Курганинск» о возложении обязанности по организации работы аварийно-диспетчерской службы,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Курганинского района, действующий в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к ООО Управляющая организация «Домоуправление Курганинск» о возложении обязанности по организации работы аварийно-диспетчерской службы, в обоснование указав, что прокуратурой Курганинского района проведена проверка исполнения законодательства организациями, управляющими многоквартирными домами, по результатам которой в деятельности ООО УО «Домоуправление Курганинск» выявлены нарушения при управлении многоквартирными домами. По результатам проведенной проверки прокуратурой района директору ООО УО «Домоуправление Курганинск» 24.03.2022 (№7-1-1360-22/2741) внесено представление об устранении нарушений законодательства по вышеизложенным фактам. Однако до настоящего времени нарушения не устранены. Просит суд возложить обязанность по организации работы аварийно-диспетчерской службы на Общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Домоуправление Курганинск», в соответствии с Правилами осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 № 416 «О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами».
В судебном заседании помощник прокурора Курганинского района Уманский Н.Г. поддержал заявленные требования, настаивал на их удовлетворении.
Представителя ответчика - ООО Управляющая организация «Домоуправление Курганинск», в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в свое отсутствие, исковые требования признала в полном объеме.
Выслушав помощника прокурора, исследовав материалы дела, суд находит исковое заявление прокурора подлежащим полному удовлетворению.
Судом установлено, что прокуратурой Курганинского района проведена проверка исполнения законодательства организациями, управляющими многоквартирными домами, по результатам которой в деятельности ООО УО «Домоуправление Курганинск» выявлены нарушения при управлении многоквартирными домами.
В соответствии с ч.ч. 1, 1.1, 1.2 и 10.1 ст. 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в МКД, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 ЖК РФ, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в МКД, к предоставлению коммунальных услуг Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению МКД.
Состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в МКД услуг и работ, порядок их оказания и выполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации.
При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в МКД за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в МКД и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 ЖК РФ, за обеспечение готовности инженерных систем.
В соответствии с ч. 1 ст. 161 ЖК РФ Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
В силу п. 6 Правил оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в МКД, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 № 290, в целях обеспечения оказания услуг и выполнения работ, предусмотренных перечнем услуг и работ, лица, ответственные за содержание и ремонт общего имущества в МКД, обязаны обеспечить работу аварийно-диспетчерской службы (АДС).
Пунктом 2.2.6 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 № 170, предусмотрено, что заявки на неисправность инженерного оборудования или конструкций должны рассматриваться в день их поступления, не позднее чем на следующий день должно быть организовано их устранение. В тех случаях, когда для устранения неисправностей требуется длительное время или запчасти, которых в данный момент нет в наличии, необходимо о принятых решениях сообщить заявителю. Аналогичные меры должны быть приняты и по заявкам, полученным по телефону или через систему диспетчерской связи.
Аварийные заявки устраняются в сроки, указанные в Приложении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда. Заявки, связанные с обеспечением безопасности проживания, устраняются в срочном порядке.
Согласно п.п.9 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 № 416 «О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами» (далее - Правила № 416) управляющая организация, товарищество или кооператив обязаны организовать деятельность АДС в МКД, в том числе путем заключения договора на оказание услуг с организацией, осуществляющей деятельность по аварийно-диспетчерскому обслуживанию.
При непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений в этом доме положения об осуществлении деятельности аварийно-диспетчерской службы подлежат включению в договоры, заключаемые с лицами, выполняющими работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, осуществляющими холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), или заключается договор об осуществлении деятельности аварийно-диспетчерской службы с организацией, осуществляющей такую деятельность.
В соответствии с п. 13 Правил № 416 АДС обеспечивает: ответ на телефонный звонок собственника или пользователя помещения в многоквартирном доме в аварийно-диспетчерскую службу в течение не более 5 минут, а в случае необеспечения ответа в указанный срок - осуществление взаимодействия со звонившим в аварийно-диспетчерскую службу собственником или пользователем помещения в многоквартирном доме посредством телефонной связи в течение 10 минут после поступления его телефонного звонка в аварийно-диспетчерскую службу либо предоставление технологической возможности оставить голосовое сообщение и (или) электронное сообщение, которое должно быть рассмотрено аварийно-диспетчерской службой в течение 10 минут после поступления; локализацию аварийных повреждений внутридомовых инженерных систем холодного и горячего водоснабжения, водоотведения и внутридомовых систем отопления и электроснабжения не более чем в течение получаса с момента регистрации заявки; ликвидацию засоров внутри домовой инженерной системы водоотведения в течение двух часов с момента регистрации заявки; ликвидацию засоров мусоропроводов внутри многоквартирных домов в течение 2 часов с момента регистрации заявки, но не ранее 8 часов и не позднее 23 часов при круглосуточном приеме заявок; подачу коммунальных услуг при аварийных повреждениях внутридомовых инженерных систем холодного и горячего водоснабжения, водоотведения и внутридомовых систем отопления и электроснабжения в срок, не нарушающий установленную жилищным законодательством Российской Федерации продолжительность перерывов в предоставлении коммунальных услуг; устранение аварийных повреждений внутридомовых инженерных систем холодного и горячего водоснабжения, водоотведения и внутридомовых систем отопления и электроснабжения в срок не более 3 суток с даты аварийного повреждения.
При этом собственник или пользователь помещения в многоквартирном доме должен быть в течение получаса с момента регистрации заявки проинформирован о планируемых сроках исполнения заявки.
В случае аварийных повреждений внутридомовых инженерных систем холодного и горячего водоснабжения, водоотведения и внутридомовых систем отопления аварийно-диспетчерская служба также информирует орган местного самоуправления муниципального образования, на территории которого расположен многоквартирный дом, о характере аварийного повреждения и планируемых сроках его устранения.
Выполнение заявок об устранении мелких неисправностей и повреждений осуществляется в круглосуточном режиме в соответствии с согласованными с собственником или пользователем помещения в многоквартирном доме, направившим заявку, сроком и перечнем необходимых работ и услуг.
Работа аварийно-диспетчерской службы должна осуществляться в соответствии с требованиями нормативных правовых актов Российской Федерации, направленными на обеспечение тишины и покоя граждан. Управляющая организация, товарищество или кооператив обязаны обеспечить осуществление аварийно-диспетчерского обслуживания в соответствии с требованиями настоящих Правил.
В силу п. 17 (подп. 17(1) - 17(4)) Правил №416 АДС осуществляет прием и выполнение заявок собственников и пользователей помещений в МКД. Заявки принимаются при непосредственном обращении в АДС, в том числе посредством телефонной связи, а также с помощью прямой связи по переговорным устройствам, устанавливаемым в подъездах МКД и кабинах лифтов, или других возможных средств связи.
Регистрация заявок осуществляется в журнале учета заявок собственников и пользователей помещений в МКД или в автоматизированной системе учета таких заявок (при ее наличии) и с использованием в соответствии с законодательством Российской Федерации записи телефонного разговора.
Журнал учета заявок должен быть прошнурован, пронумерован и скреплен печатью аварийно-диспетчерской службы.
АДС обязана обеспечить хранение указанного журнала в занимаемом этой службой помещении и ознакомление по желанию собственников и пользователей помещений в многоквартирных домах, в отношении которых эта служба осуществляет аварийно-диспетчерское обслуживание, с внесенными в журнал учета заявок записями.
При поступлении заявки АДС выясняет причины, характер обращения и принимает оперативные решения о взаимодействии с иными аварийно-ремонтными службами. Сведения о принятом решении фиксируются в журнале учета заявок или государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства в случае ведения журнала учета заявок в данной системе. АДС организует исполнение поступившей заявки в сроки, установленные п. 13 настоящих Правил.
При регистрации заявки АДС сообщает собственнику или пользователю помещения в многоквартирном доме, обратившемуся с заявкой, ее регистрационный номер и сведения о регламентных сроках и мероприятиях по исполнению заявки.
При осуществлении аварийно-диспетчерского обслуживания должны обеспечиваться безопасность жизни и здоровья людей и животных, окружающей среды, сохранность имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
Сотрудники АДС, осуществляющие выезды для исполнения заявок, должны быть обеспечены необходимыми средствами, в том числе оборудованием и материалами, для исполнения заявки. В случае если исполнение заявки требует доступа сотрудника АДС в помещение в МКД, АДС информирует собственника или пользователя такого помещения о планируемой дате и времени начала исполнения заявки, причинах необходимости предоставления доступа в помещение, а также о фамилии, имени, отчестве (при наличии) сотрудника (сотрудников) АДС, который будет осуществлять исполнение заявки. Сотрудник АДС обязан иметь при себе служебное удостоверение, опознавательный знак (бейдж, нашивка на одежду и др.) с указанием названия организации, фамилии, имени, отчества (при наличии) и профессиональной специализации, а также одноразовые бахилы.
АДС осуществляет оперативный контроль сроков, качества исполнения поступивших заявок с использованием инструментов фотофиксации, оперативных и периодических опросов собственников и пользователей помещений в многоквартирном доме на предмет качества исполнения поступивших заявок. Результаты контроля вносятся в журнал учета заявок или государственную информационную систему жилищно-коммунального хозяйства в случае ведения журнала учета заявок в данной системе.
Согласно п. 15 Правил №416 управляющая организация, застройщик - управляющая организация, товарищество или кооператив, собственники помещений при непосредственном способе управления МКД в случае организации аварийно-диспетчерского обслуживания путем заключения договора на оказание услуг с организацией, осуществляющей соответствующую деятельность, представляют в АДС комплект технической документации на все объекты, сети и сооружения, схемы всех отключающих и запорных узлов внутридомовых инженерных систем, планы подземных коммуникаций и иную документацию, необходимую для осуществления аварийно-диспетчерского обслуживания.
Таким образом, организация аварийно-диспетчерского обслуживания предполагает, что лица, ответственные за устранение аварийных повреждений внутридомовых инженерных систем холодного и горячего водоснабжения, обладают необходимыми знаниями, включая схемы всех отключающих и запорных узлов внутридомовых инженерных систем, позволяющими устранить аварийные повреждения немедленно.
Проверкой деятельности управляющей компании ООО УО «Домоуправление Курганинск», обслуживающей более 120 МКД на территории Курганинского района, в части обеспечения функционирования аварийно-диспетчерской службы (далее - АДС) выявлены нарушения положений федерального законодательства при осуществлении деятельности по управлению многоквартирными домами (МКД). В частности, ООО УО «Домоуправление Курганинск» деятельность АДС для обслуживания МКД, в том числе путем заключения договора на оказание услуг с организацией, осуществляющей деятельность по аварийно-диспетчерскому обслуживанию, не организована. Заявки от граждан по вопросам эксплуатации МКД, о необходимости проведения неотложных ремонтных работ при выходе из строя инженерных коммуникаций в домах принимаются непосредственно через мобильный телефон сотрудников ООО УО «Домоуправление Курганинск». Каких-либо договорных обязательств между управляющей организацией и сторонними организациями обеспечивающими функционирование АДС не имеется.
По результатам проведенной проверки прокуратурой района директору ООО УО «Домоуправление Курганинск» 24.03.2022 (№7-1-1360-22/2741) внесено представление об устранении нарушений законодательства по вышеизложенным фактам. Однако до настоящего времени нарушения не устранены.
Таким образом, суд приходит к выводу, что требования прокурора подлежат полному удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Курганинского района в интересах неопределенного круга лиц к ООО Управляющая организация «Домоуправление Курганинск» о возложении обязанности по организации работы аварийно-диспетчерской службы - удовлетворить.
Возложить обязанность по организации работы аварийно- диспетчерской службы на Общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Домоуправление Курганинск» ИНН <***>, ОГРН <***>, в соответствии с Правилами осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 № 416 «О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами».
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Курганинский районный суд в течение одного месяца с момента вынесения решения в окончательной форме, то есть с 06.07.2022 года.
Судья А.А. Бабенко