ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 230040-01-2020-010276-08 от 06.09.2021 Первомайского районного суда г. Краснодара (Краснодарский край)

Дело № 2-3664/2021

УИД № 23RS0040-01-2020-010276-08

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

г. Краснодар 06 сентября 2021г.

Первомайский районный суд г. Краснодара в составе:

председательствующего судьи Гусакова Я.Е.,

при секретаре Дегтяреве Е.В.

с участием:

представителя истца АО «АТЭК» - Лысенко К.А., действующего на основании доверенности № 87 от 28.06.2021,

представителя истца АО «АТЭК» - Молоковой А.О., действующей на основании доверенности № 11 от 11.01.2021,

представителя ответчика Рысева В.Н. – Виталовой И.В., действующей на основании доверенности № 23АВ1528748 от 23.04.2021,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску АО «Автономная теплоэнергетическая компания» к Рысеву В. Н., третье лицо - ООО «ГУК-Краснодар» о взыскании задолженности по оплате потребленной тепловой энергии,

установил:

АО «Автономная теплоэнергетическая компания» обратилось в суд с исковым заявлением к Рысеву В.Н. о взыскании задолженности по оплате потребленной тепловой энергии.

В обоснование требований указано, что 16.12.2019 выявлено бездоговорное потребление тепловой энергии в нежилых помещениях первого этажа №№ 11,12,13, общей площадью 53,50 кв.м., расположенных по адресу: <адрес>.

Согласно информации, представленной ООО «ГУК-Краснодар», дополнительное соглашение к договору на содержание и текущий ремонт общего имущества МКД о предоставлении коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению отсутствует. Начисления платы за отопление и горячее водоснабжение производились до мая 2017 как на жилое помещение. Договор на поставку тепловой энергии между АО «АТЭК» и Рысевым В.Н. не заключен. В связи с чем, по вышеуказанному адресу осуществляется бездоговорное потребление тепловой энергии с мая 2017. Досудебная претензия об оплате задолженности оставлена ответчиком без удовлетворения, в связи с чем истец вынужден обратиться в суд с настоящим исковым заявлением.

На основании изложенного, истец просит взыскать с ответчика сумму задолженности за бездоговорное потребление тепловой энергии (отопление) за период с октября 2017 по апрель 2018 и с октября 2018 по апрель 2019 и с октября 2019 по 16 декабря 2019 в размере 32233 руб. 21 коп., а также задолженность за бездоговорное потребление тепловой энергии (ГВС) за период с мая 2017 по 16 декабря 2019 в размере 2331995 руб. 79 коп.

Взыскать убытки, полученные в результате бездоговорного потребления тепловой энергии в размере 1182114 руб. 65 коп. и расходы по оплате государственной пошлины в размере 25932 руб.

В судебном заседании представитель истца ФИО5 требования искового заявления поддержала, указав, что при осмотре объекта совместно с собственником Рысевым В.Н. составлен акт о бездоговорном потреблении. О необходимости заключения договора с ресурсоснабжающей организацией ответчик извещен ООО «ГУК-Краснодар» при подписании договора о содержании общедомового имущества в 2017 году. Согласно разъяснениям ООО «ГУК-Краснодар» в спорный период начисления не производились, при бездоговорном потреблении применяется расчетный способ. Кроме того, 31.01.2020 подписан акт допуска водомера по ГВС в эксплуатацию, сам договор заключен лишь в 2020 году.

Представитель истца ФИО3 доводы, изложенные в исковом заявлении, поддержал, просил заявленные требования удовлетворить.

Ответчик Рысев В.Н. в судебное заседание не явился, воспользовался правом, предусмотренным ст. 48 ГПК РФ, на ведение дела через представителя.

Представитель ответчика ФИО6 в судебном заседании исковые требования не признала, просила в иске отказать. Пояснила, что помещение используется под свадебный салон, использование горячей воды не предусмотрено, обогрев производится кондиционерами. Ходатайствовала об исключении акта от 16.12.2019 о выявлении бездоговорного потребления тепловой энергии, поскольку он не соответствует положениям п. 8 ст. 22 ФЗ РФ № 190-ФЗ от 27.07.2010 «О теплоснабжении». Поскольку уведомление о необходимости заключения договора с ресурсообеспечивающей организацией не было направлено управляющей компанией ООО «ГУК-Краснодар» Рысеву В.Н., он является ненадлежащим ответчиком. Кроме того, представленный расчет находит неверным, так как в расчет заложен весь месяц, а отопительный сезон начался в 2017 году с 11 октября. С актом от 16.12.2019 ответчик не согласен, в связи с чем произвел оплату по счетчику, который был принят первоначально.

Представитель третьего лица ООО «ГУК-Краснодар» ФИО7 в судебное заседание не явился, представил письменный отзыв на исковое заявление, в котором просил рассмотреть дело в свое отсутствие.

Выслушав представителей истца и ответчика, установив юридически значимые для разрешения спора обстоятельства, исследовав и оценив собранные доказательства в их совокупности в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, считает, что иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, Рысев В.Н. является собственником помещений №№ 11, 12, 13, общей площадью 53,5 кв.м., расположенных по адресу: <адрес>, что подтверждается выпиской из ЕГРН № 99/2019/288063342 от 04.10.2019.

В соответствии с п. 1.1 договора № 3611 на содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома от 06.04.2017, заключенного между ООО «ГУК-Краснодар» и Рысевым В.Н., управляющая организация обязуется в течение согласованного срока за плату оказывать услуги и выполнять работы по ремонту и содержанию общего имущества многоквартирного <адрес>, осуществлять иную деятельность, направленную на достижение целей управления многоквартирным домом, а собственник нежилых помещений первого этажа №№ 11,12,13 (кв. 2), общей площадью 53,5 кв.м., обязуется производить оплату за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с настоящим договором.

П. 2.3.12 договора № 3611 предусмотрено, что собственник обязуется самостоятельно заключать договоры на поставку коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, отопление), а также вывоз твердых бытовых отходов.

Таким образом, довод представителя ответчика о том, что ООО «ГУК-Краснодар» не уведомило Рысева В.Н. о необходимости заключения прямых договоров с ресурсоснабжающими организациями, не нашел своего подтверждения в судебном заседании.

16.12.2019 представителями АО «АТЭК» и в присутствии Рысева В.Н. составлен акт о выявлении бездоговорного потребления тепловой энергии, который подписан лицами, участвующими в осмотре.

Рассматривая ходатайство представителя ответчика о признании указанного акта недопустимым доказательством, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 8 ФЗ «О теплоснабжении», теплоснабжающей организацией или теплосетевой организацией при выявлении ими факта бездоговорного потребления тепловой энергии, теплоносителя составляется акт о выявлении бездоговорного потребления тепловой энергии, теплоносителя. В указанном акте должны содержаться сведения о потребителе или об ином лице, осуществивших бездоговорное потребление тепловой энергии, теплоносителя, о способе и месте осуществления такого бездоговорного потребления, описание приборов учета на момент составления указанного акта, дата предыдущей проверки, объяснения потребителя или иного лица, осуществивших бездоговорное потребление тепловой энергии, теплоносителя, относительно факта выявленного бездоговорного потребления тепловой энергии, теплоносителя и их претензии к составленному акту (в случае наличия этих претензий). При составлении указанного акта должны присутствовать потребитель или иное лицо, осуществившие бездоговорное потребление тепловой энергии, теплоносителя, либо их представители. Отказ потребителя или иного лица, осуществивших бездоговорное потребление тепловой энергии, теплоносителя, либо их представителей от подписания составленного акта, а также их отказ от присутствия при его составлении отражается с указанием причин этого отказа в указанном акте или в отдельном акте, составленном в присутствии двух незаинтересованных лиц и подписанном ими.

В обоснование доводов о недопустимости доказательства, представитель ответчика указывает, что в акте от 16.12.2019 не указан способ осуществления бездоговорного потребления, не описано состояние приборов учета на момент составления акта и не указана дата предыдущей поверки прибора учета.

По мнению суда, акт содержит информацию, помимо прочего, о потребителе, осуществившем бездоговорное потребление, адресе и месте подключения.

Сведения о способе подключения не указаны ввиду демонтажа отопительных приборов, точка водоразбора имеет подводку ГВС, приборы учета описаны, а именно: опломбированы пломбой ООО «Краснодар Водоканал», номер пломбы 067467.

Указанный акт не в полной мере отвечает требованиям закона, поскольку не содержит даты предыдущей поверки прибора учета, что не влечет его недействительность в целом, так как акт ответчиком не оспорен, замечания по его содержанию не представлены.

Вместе с тем, данное обстоятельство основанием для отказа в иске являться не может, поскольку имеющиеся в деле доказательства в совокупности - содержания технического паспорта, акта допуска в эксплуатацию водомера по ГВС, пояснений сторон, подтверждают наличие достаточных оснований в подтверждение потребления ответчиком тепловой энергии, поставляемой истцом.

Кроме того, представленный истцом акт от 16.12.2019 соответствует процедуре составления и подписания, а также компетентности лица, удостоверившего сведения, в нем содержащиеся.

Из сообщения ООО «ГУК-Краснодар» от 24.10.2019 следует, что дополнительное соглашение к договору на содержание и текущий ремонт общего имущества МКД о предоставлении коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению отсутствует.

Согласно справки ООО «ГУК-Краснодар» о состоянии лицевого счета, начисления платы за отопление и горячее водоснабжение до мая 2017 года производились как на жилое помещение. После указанной даты, начисления ООО «ГУК-Краснодар» не осуществлялись.

14.11.2019 в адрес Рысева В.Н. направлены письма № ИП-01/5031-08-3023, ИП-01/5031-08-3022 о необходимости выхода на место и составления акта о бездоговорном потреблении 13.12.2019 в 10 ч. 00 минут.

При осмотре объектов теплоснабжения, подключенных к сетям филиала АО «АТЭК», 16.12.2019 выявлено бездоговорное потребление тепловой энергии в указанных нежилых помещениях.

На основании акта подготовлен расчет задолженности за бездоговорное потребление тепловой энергии, в соответствии с которым в период с октября 2017 по апрель 2018 и с октября 2018 по апрель 2019, с октября 2019 по 16 декабря 2019 образовалась задолженность по отоплению в размере 32 233 руб. 21 коп., а также задолженность за ГВС в период с мая 2017 по 16 декабря 2019 в размере 2 331 995 руб. 79 коп.

24.12.2019 в адрес Рысева В.Н. направлены требования № ИП-01/5031-08-3383, ИП-01/5031-08-3384 о необходимости оплаты потребленной тепловой энергии, которые оставлены ответчиком без удовлетворения.

Доказательств, подтверждающих оплату задолженности за указанный период времени либо ее отсутствие, либо контррасчет задолженности Рысев В.Н. не представил.

В соответствии со статьями 210, 249 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором; участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.

Согласно статьям 153, 154 Жилищного кодекса РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги, плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; плату за коммунальные услуги.

В соответствии с пунктом 4 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, потребителю могут быть предоставлены следующие виды коммунальных услуг: холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление, обращение с твердыми коммунальными отходами, то есть транспортирование, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов, образующихся в многоквартирных домах и жилых домах.

Согласно пункту 6 Правил поставка холодной воды, горячей воды, тепловой энергии, электрической энергии и газа в нежилое помещение в многоквартирном доме, а также отведение сточных вод осуществляются на основании договоров ресурсоснабжения, заключенных в письменной форме непосредственно с ресурсоснабжающей организацией. В случае отсутствия у потребителя в нежилом помещении письменного договора ресурсоснабжения, предусматривающего поставку коммунальных ресурсов в нежилое помещение в многоквартирном доме, заключенного с ресурсоснабжающей организацией, объем коммунальных ресурсов, потребленных в таком нежилом помещении, определяется ресурсоснабжающей организацией расчетными способами, предусмотренными законодательством РФ о водоснабжении и водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении для случаев бездоговорного потребления (самовольного пользования).

В соответствии с частью 1 статьи 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

В силу части 1 статьи 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.

Согласно пункта 37 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 3 (2019) (утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 27.11.2019) отказ собственника или пользователя отдельного помещения в многоквартирном доме от оплаты коммунальной услуги по отоплению допускается только в случаях отсутствия фактического потребления тепловой энергии, обусловленного, в частности, согласованным в установленном порядке демонтажем системы отопления помещения с переходом на иной вид теплоснабжения и надлежащей изоляцией проходящих через помещение элементов внутридомовой системы, а также изначальным отсутствием в помещении элементов системы отопления.

В соответствии части 1 статьи 26 ЖК РФ переустройство и (или) перепланировка помещения в многоквартирном доме проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения. Завершение переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме подтверждается актом приемочной комиссии (часть 1 статьи 28 ЖК РФ).

В силу п. 35 Правил № 354 потребитель не вправе самовольно демонтировать или отключать обогревающие элементы, предусмотренные проектной и (или) технической документацией на многоквартирный или жилой дом, вносить изменения во внутридомовые инженерные системы.

Согласно правовой позиции, изложенной в п. 1.2 Постановления Конституционного Суда РФ от 20.12.2018 № 46-П, переход на отопление жилых помещений в подключенных к централизованным сетям теплоснабжения многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии во всяком случае требует соблюдения нормативных требований к порядку переустройства системы внутриквартирного отопления, действующих на момент его проведения.

На основании ч. 15 ст. 14 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» запрещается переход на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, перечень которых определяется правилами подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения к системам теплоснабжения многоквартирных домов, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения.

Данный запрет установлен в целях сохранения теплового баланса всего жилого здания, поскольку при переходе на индивидуальное теплоснабжение хотя бы одной квартиры в многоквартирном доме происходит снижение температуры в примыкающих помещениях, нарушается гидравлический режим во внутридомовой системе теплоснабжения.

Кроме того, в состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях (п. 6 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491), посредством которой в многоквартирном доме поддерживаются на заданном уровне нормативные параметры воздухообмена, температура воздуха в помещениях и комфортные условия проживания, а само здание защищается от негативного влияния температуры окружающей среды и влажности.

В соответствии с ч. 1 ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе, помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы); крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения.

Предполагается, что собственники и иные законные владельцы помещений многоквартирного дома, обеспеченного внутридомовой системой отопления, подключенной к централизованным сетям теплоснабжения, потребляют тепловую энергию на обогрев принадлежащих им помещений через систему отопления, к элементам которой, по отношению к отдельному помещению, расположенному внутри многоквартирного дома, помимо отопительных приборов относятся полотенцесушители, разводящий трубопровод и стояки внутридомовой системы теплоснабжения, проходящие транзитом через такие помещения, а также ограждающие конструкции, в том числе плиты перекрытий и стены, граничащие с соседними помещениями, и через которые в это помещение поступает теплота (ГОСТ Р 56501-2015. Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Услуги содержания внутридомовых систем теплоснабжения, отопления и горячего водоснабжения многоквартирных домов. Общие требования, введен в действие приказом Росстандарта от 30.06.2015 № 823-ст).

Соответственно, сам по себе демонтаж приборов отопления при сохранении стояков внутридомовой системы отопления не свидетельствует о переходе на индивидуальное отопление, и о том, что тепловая энергия ответчиком не потребляется, поскольку тепловая энергия передается в дом, где распределяется, в том числе, через транзитные стояки по квартирам и общим помещениям дома, тем самым отапливая весь объект теплоснабжения в целом, а спорное помещение не лишено теплоснабжения посредством теплоотдачи через общие конструкции многоквартирного дома.

Таким образом, суд находит доводы представителя ответчика о том, что в принадлежащем ФИО8 помещении отсутствует центральное отопление ввиду демонтажа радиаторов, несостоятельными, поскольку система отопления многоквартирного дома представляет единую систему, состоящую из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии и другого оборудования, расположенного на этих сетях.

В силу пункта 1 статьи 548 ГК РФ правила, предусмотренные статьями 539 - 547 данного Кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.

Отношения по теплоснабжению регулируются Федеральным законом от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении».

С 01.01.2017 потребители коммунальных ресурсов в нежилых помещениях МКД должны взаимодействовать с РСО только напрямую (п. 6 Правил предоставления коммунальных услуг (новые абз. 3 - 6) постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 № 1498).

В силу п. 7 Правил предоставления коммунальных услуг соответствующие коммунальные ресурсы поставляются в нежилое помещение на основании договора ресурсоснабжения, заключенного в письменной форме с РСО.

Теплоснабжение потребителей осуществляется по Правилам организации теплоснабжения в Российской Федерации, которые должны содержать среди прочего порядок осуществления расчетов по договору теплоснабжения и договорам оказания услуг по передаче тепловой энергии (п. 7 ч. 10 ст. 15 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении»).

На основании части 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги (включая тепловую энергию и горячую воду) рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

По общему правилу оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии (часть 9 статьи 15 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении»).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 306 утверждены Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее - Правила № 306).

Пунктом 2 постановления № 129 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 27.12.2017 № 1670) на органы государственной власти субъектов Российской Федерации возложена обязанность утвердить норматив потребления холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению в жилом помещении и норматив расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению не позднее 01.01.2020.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 № 1498 «О вопросах предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме» в Правила № 354 внесены изменения, вступившие в силу с 01.01.2017.

Так, пункт 6 Правил № 354 с 01.01.2017 предусматривает оформление отношений ресурсоснабжения нежилых помещений в многоквартирном доме путем заключения их собственниками договоров в письменной форме непосредственно с ресурсоснабжающими организациями.

В случае отсутствия у потребителя в нежилом помещении письменного договора ресурсоснабжения, предусматривающего поставку коммунальных ресурсов в нежилое помещение в многоквартирном доме, заключенного с ресурсоснабжающей организацией, объем коммунальных ресурсов, потребленных в таком нежилом помещении, определяется ресурсоснабжающей организацией расчетными способами, предусмотренными законодательством Российской Федерации о водоснабжении и водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении для случаев бездоговорного потребления (самовольного пользования) (абз. 5 п. 6 постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (ред. от 22.05.2019) «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (вместе с «Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов»).

Согласно статье 2 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» потребление тепловой энергии, теплоносителя без заключения в установленном порядке договора теплоснабжения рассматривается как бездоговорное потребление тепловой энергии.

В силу пункта 29 статьи 2 данного Закона бездоговорное потребление тепловой энергии - потребление тепловой энергии, теплоносителя без заключения в установленном порядке договора теплоснабжения, либо потребление тепловой энергии, теплоносителя с использованием теплопотребляющих установок, подключенных (технологически присоединенных) к системе теплоснабжения с нарушением установленного порядка подключения (технологического присоединения), либо потребление тепловой энергии, теплоносителя после введения ограничения подачи тепловой энергии в объеме, превышающем допустимый объем потребления, либо потребление тепловой энергии, теплоносителя после предъявления требования теплоснабжающей организации или теплосетевой организации о введении ограничения подачи тепловой энергии или прекращении потребления тепловой энергии, если введение такого ограничения или такое прекращение должно быть осуществлено потребителем.

Согласно пунктам 9, 10 статьи 22 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» расчет объема бездоговорного потребления тепловой энергии, теплоносителя и их стоимости осуществляется теплоснабжающей организацией или теплосетевой организацией в течение пяти рабочих дней со дня составления акта о выявлении бездоговорного потребления тепловой энергии, теплоносителя на основании указанного акта, документов, представленных потребителем или иным лицом, осуществившими бездоговорное потребление тепловой энергии, теплоносителя, в соответствии с правилами коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденными Правительством Российской Федерации. Объем бездоговорного потребления тепловой энергии, теплоносителя определяется за весь период, истекший с даты предыдущей проверки, в месте осуществления бездоговорного потребления тепловой энергии, теплоносителя, но не более чем за три года. Стоимость тепловой энергии, теплоносителя, полученных в результате бездоговорного потребления тепловой энергии, теплоносителя, определяется в соответствии с действующими на дату взыскания тарифами на тепловую энергию, теплоноситель для соответствующей категории потребителей с учетом стоимости услуг по передаче тепловой энергии и подлежит оплате потребителем или иным лицом, осуществившими бездоговорное потребление тепловой энергии, теплоносителя, в пятнадцатидневный срок с момента получения соответствующего требования теплоснабжающей организации. В случае неоплаты в указанный срок потребителем или иным лицом, осуществившими бездоговорное потребление тепловой энергии, теплоносителя, стоимости тепловой энергии, теплоносителя, полученных в результате бездоговорного потребления, теплоснабжающая организация вправе прекратить подачу тепловой энергии, теплоносителя и взыскать с потребителя или иного лица, осуществивших бездоговорное потребление тепловой энергии, теплоносителя, убытки в полуторакратном размере стоимости тепловой энергии, теплоносителя, полученных в результате бездоговорного потребления тепловой энергии, теплоносителя.

В силу пункта 32 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 № 1034, при бездоговорном потреблении тепловой энергии, теплоносителя определение количества тепловой энергии, теплоносителя, использованных потребителем, производится расчетным путем.

Пунктом 114 названных Правил предусмотрено, что определение количества поставленной (полученной) тепловой энергии, теплоносителя в целях коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя (в том числе расчетным путем) производится в соответствии с методикой. Методика осуществления коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя утверждена приказом Минстроя России от 17.03.2014 № 99/пр (зарегистрировано в Минюсте России 12.09.2014 № 34040).

Таким образом, при установлении факта бездоговорного потребления тепловой энергии расчет задолженности определяется теплоснабжающей организацией по нормативу, действующему в спорный период времени (статья 22 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении») независимо от каких либо иных обстоятельств.

Судом установлен факт бездоговорного потребления тепловой энергии ответчиком на основании акта от 16.12.2019, согласно которому представлен расчет задолженности за бездоговорное потребление тепловой энергии.

С учетом приведенных положений закона, размер задолженности за отопление за период с октября 2017 по апрель 2018 и с октября 2018 по апрель 2019 и с октября 2019 по 16 декабря 2019 составляет 32 233 руб. 21 коп., а задолженность за бездоговорное потребление тепловой энергии (ГВС) за период с мая 2017 по 16 декабря 2019 составляет 2 331 995 руб. 79 коп.

Поскольку нежилые помещения расположены в многоквартирном доме, расчеты за поставленную тепловую энергию произведены по тарифам, установленным для АО «АТЭК», приказами РЭК ДЦиТ Краснодарского края в соответствии с нормативами потребления на основании постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных, услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» об утверждении «Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов».

Предметом регулирования Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» являются правовые отношения, связанные с горячим водоснабжением, осуществляемым с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения), за исключением отношений, связанных с обеспечением качества и безопасности горячей воды.

Представленный истцом акт от 16.12.2019 не признан не соответствующим требованиям части 8 статьи 22 Закона № 190-ФЗ с позиции полноты указанных данных, процедуре составления и подписания, а также компетентности лица, удостоверившего сведения.

На основании ч. 9 ст. 22 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении», расчет объема бездоговорного потребления тепловой энергии, теплоносителя и их стоимости осуществляется теплоснабжающей организацией или теплосетевой организацией в течение пяти рабочих дней со дня составления акта о выявлении бездоговорного потребления тепловой энергии, теплоносителя на основании указанного акта, документов, представленных потребителем или иным лицом, осуществившими бездоговорное потребление тепловой энергии, теплоносителя, в соответствии с Правилами коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 № 1034. Объем бездоговорного потребления тепловой энергии, теплоносителя определяется за весь период, истекший с даты предыдущей проверки, в месте осуществления бездоговорного потребления тепловой энергии, теплоносителя, но не более чем за три года.

В силу п. 10 ст. 22 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» стоимость тепловой энергии, теплоносителя, полученных в результате бездоговорного потребления тепловой энергии, теплоносителя, определяется в соответствии с действующими на дату взыскания тарифами на тепловую энергию, теплоноситель для соответствующей категории потребителей или ценами, не подлежащими регулированию, с учетом стоимости услуг по передаче тепловой энергии и подлежит оплате потребителем или иным лицом, осуществившими бездоговорное потребление тепловой энергии, теплоносителя, в пятнадцатидневный срок с момента получения соответствующего требования теплоснабжающей организации.

В соответствии с п. 32 постановления Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 № 1034 «О коммерческом учете тепловой энергии, теплоносителя» при бездоговорном потреблении тепловой энергии, теплоносителя определение количества тепловой энергии, теплоносителя, использованных потребителем, производится расчетным путем.

Пунктом 6 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354, установлено, что в случае отсутствия у потребителя в нежилом помещении письменного договора ресурсоснабжения, предусматривающего поставку коммунальных ресурсов в нежилое помещение в многоквартирном доме, заключенного с ресурсоснабжающей организацией, объем коммунальных ресурсов, потребленных в таком нежилом помещении, определяется ресурсоснабжающей организацией расчетными способами, предусмотренными законодательством Российской Федерации для случаев бездоговорного потребления (самовольного пользования).

Положения абзаца третьего пункта 6 Правил № 354 носят императивный характер и обязывают собственника нежилого помещения и ресурсоснабжающую организацию перейти на прямые расчеты. Для этого указанной нормой предписано заключить соответствующий договор ресурсоснабжения. Данное императивное правило не предусматривает возникновение обязанности собственника нежилого помещения заключить договор с ресурсоснабжающей организацией только после выполнения каких-либо действий управляющей организацией

Согласно п. 114 Постановления Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 № 1034 «О коммерческом учете тепловой энергии, теплоносителя» определение количества поставленной (полученной) тепловой энергии, теплоносителя в целях коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя (в том числе расчетным путем) производится в соответствии с методикой (Методика осуществления коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя (утв. приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 17.03.2014 № 99/пр).

Таким образом, указанными выше нормами установлено, что в случае отсутствия договора теплоснабжения расчет потребленной тепловой энергии осуществляется расчетным способом, как при самовольном подключении к сетям.

Объем потребленной тепловой энергии определен расчетным методом, по тарифам, установленным для АО «АТЭК» приказами РЭК ДЦиТ КК от 30.11.2015 №57/2015-т на 2018 год в соответствии с методикой расчета количества потребленной тепловой энергии для нежилых помещений.

При таких обстоятельствах, размер убытков в полуторакратном размере составляет 3 546 343,65 руб. (2 364 229,00 х 1,5), а убытки составляют 1 182 114,65 руб. (3 546 343,65 – 2 364 229).

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что требования АО «АТЭК» о взыскании задолженности по оплате потребленной тепловой энергии основаны на законе, а поэтому подлежат удовлетворению.

Согласно ч.1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

Истцом заявлено требование о взыскании судебных расходов, которые суд считает возможным удовлетворить, взыскать с ответчика судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 25 932 руб., поскольку они подтверждены документально.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принципы состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Согласно ч. 2 ст. 195 ГПК РФ суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.

Суд оценивает доказательства, согласно ст. 67 ГПК РФ по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования АО «Автономная теплоэнергетическая компания» к Рысеву В. Н. о взыскании задолженности по оплате потребленной тепловой энергии удовлетворить.

Взыскать с Рысева В. Н. в пользу АО «Автономная теплоэнергетическая компания», г. Краснодар, сумму задолженности за бездоговорное потребление тепловой энергии (отопление) за период с октября 2017 по апрель 2018 и с октября 2018 по апрель 2019 и с октября 2019 по 16 декабря 2019 в размере 32233 рубля 21 копейку, а также задолженность за бездоговорное потребление тепловой энергии (ГВС) за период с мая 2017 по 16 декабря 2019 в размере 2 331 995 рублей 79 копеек.

Взыскать с Рысева В. Н. в пользу АО «Автономная теплоэнергетическая компания», г. Краснодар, убытки, полученные в результате бездоговорного потребления тепловой энергии в размере 1 182 114 рублей 65 копеек.

Взыскать с Рысева В. Н. в пользу Акционерного общества «Автономная теплоэнергетическая компания», г. Краснодар расходы по уплате государственной пошлины в размере 25 932 рубля.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Первомайский районный суд г. Краснодара в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.

Судья Первомайского

районного суда г. Краснодара Я.Е. Гусаков

Мотивированное решение изготовлено 13.09.2021.