ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 230041-01-2019-019175-14 от 18.03.2020 Прикубанского районного суда г. Краснодара (Краснодарский край)

УИД №23RS0041-01-2019-019175-14

К делу № 2-1533/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

18 марта 2020 г. г. Краснодар

Прикубанский районный суд г. Краснодара в составе

председательствующего судьи Шубиной В.Ю.,

секретаря судебного заседания Матвеева О.С.,

с участием помощника судьи Степанец С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ПАО «ТНС энерго Кубань» к ФИО1 о взыскании задолженности за потребленную электрическую энергию, по встречному исковому заявлению ФИО1 к ПАО «ТНС энерго Кубань» о признании неподлежащим исполнению денежного требования

УСТАНОВИЛ:

ПАО «ТНС энерго Кубань» обратилось в суд с иском к ФИО1 о взыскании задолженности за потребленную электрическую энергию в размере <данные изъяты>, судебных расходов на оплату госпошлины в размере 14 400 рублей 82 копейки, пени в размере 13 245 рублей 78 копеек.

В обоснование иска истец указал, что между ПАО «ТНС энерго Кубань» и ФИО1 заключен договор энергоснабжения с точкой поставки по адресу: <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ представителями ПАО «Кубаньэнерго» составлен акт допуска (замены, проверки) расчетных приборов учета в эксплуатацию в электроустановках напряжением до , согласно которому прибор учета электрической энергии не допускает к расчетам.

Акт от ДД.ММ.ГГГГ составлен и подписан в присутствии потребителя.

Согласно указанному акту, показания прибора учета составили 393 706 кВт/ч. При этом потребителем последний раз были переданы показания прибора учета ДД.ММ.ГГГГ в размере 55 400 кВт/ч.

Таким образом в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ответчик потребил электрическую энергии в размере 338 306 кВт/ч, что составляет <данные изъяты> рубля.

Вместе с тем ФИО1 обязательные платежи за потребленную электрическую энергию не производит.

Тарифы, применяемые при расчетах за электроэнергию, установлены Приказами РЭК, сумма задолженности ответчика за потребленную электрическую энергию по договору за период составляет <данные изъяты> рубля.

Данные обстоятельства послужили поводом для обращения в суд с настоящим исковым заявлением.

Ответчик ФИО1 по первоначальному требованию обратился в суд со встречным исковым заявлением к ПАО «ТНС энерго Кубань» о признании неподлежащим исполнения денежного требования в ПАО «ТНС энерго Кубань» в размере <данные изъяты> рубля и пени в размере 13 245,78 рубля.

Встречное исковое заявление мотивировано тем, что прибор учета потребителя установлен в трансформаторной подстанции, доступа к трансформаторной подстанции у потребителя не имеется, возможность снимать показания прибора учета не имеется, показания за все время установки прибора учета потребителем в ПАО «ТНС энерго Кубань» не передавались.

При этом согласно акту разграничения балансовой принадлежности и ответственности за эксплуатацию электроустановок напряжения ответственность за состояние контакта в месте присоединения объекта на границе раздела балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности несете: Краснодарский сетевой участок Краснодарского РРЭС.

Также во время проверки было установлено, что пломба на приборе учета повреждена, что исключает достоверность показаний прибора учета.

В судебном заседании представитель истца по первоначальному требованию ПАО «ТНС энерго Кубань» ФИО2 поддержала заявленные исковые требования, просила удовлетворить их в полном объеме, в удовлетворении встречного искового заявления просила отказать.

Представитель ответчика (истца по встречному исковому заявлению) ФИО1 - ФИО3, возражал против удовлетворения исковых требований ПАО «ТНС энерго Кубань», настаивал на удовлетворении встречного искового заявления в полном объеме, пояснил, что прибор учета никогда не проверялся ни сетевой, ни сбытовой организацией, доступа к трансформаторной подстанции у потребителя нет. Денежные средства, которые Истец по встречному иску периодически направляла в ПАО «ТНС энерго Кубань», продиктованы сознательностью потребителя и пониманием в необходимости оплаты потребленной электрической энергии. При таких обстоятельствах ФИО1 считает, что предъявленное денежное требование ПАО «ТНС энерго Кубань» в размере <данные изъяты> рубля и пени в размере 13 245,78 рубля не подлежит исполнению.

Представитель третьего лица ПАО «Кубаньэнерго» в судебное заседание не явился, о месте и времени слушания дела извещался надлежащим образом. В материалы дела до судебного заседания поступило ходатайство об отложении дела слушанием на более поздний срок по причине не возможности участия представителя в судебном заседании из-за эпидемиологической обстановки Краснодарском крае. Суд изучив данное ходатайство находит его необоснованным, не подлежащим удовлетворению и направленным на затягивание судебного разбирательства.

Согласно пункту 1.2 приказа от ДД.ММ.ГГГГ ПАО «Российские сети» «Об организации работы ДЗО ПАО «Россети» в условиях распространения ОРВИ» работники ДЗО «Россети» переведены на удаленную работу (вне места нахождения общества) с ДД.ММ.ГГГГ до особого распоряжения, за исключением работников, чья трудовая деятельность в обязательном порядке должна осуществляться в офисных зданиях или на производственных объектах ДЗО ПАО «Россети».

При этом суд отмечает, что в приказе от ДД.ММ.ГГГГ ПАО «Российские сети» установлено ограничение на посещение мест нахождения общества, запрета на посещение зданий судебной системы Российской Федерации не установлено.

Более того, суд отмечает, что ДД.ММ.ГГГГ представитель ПАО «Кубаньэнерго» по доверенности ФИО4 посещала здание Прикубанского районного суда г. Краснодара и знакомилась с материалами дела, о чем имеется соответствующая запись в материалах дела.

Кроме того, ходатайство об отложении судебного заседания имеет рукописный исходящий от ДД.ММ.ГГГГ, говорящий о том, что данное ходатайство отсканировано и зарегистрировано в журнале учета исходящей корреспонденции общества, что однозначно свидетельствует о нахождении представителя ПАО «Кубаньэнерго» по доверенности ФИО4 в офисных помещениях общества, запрет на посещения которых установлен приказом от ДД.ММ.ГГГГ ПАО «Российские сети».

Суд с учетом изложенного, полагает возможным рассмотреть данное дело в отсутствии представителя третьего лица ПАО «Кубаньэнерго».

Выслушав мнения сторон, исследовав материалы дела, оценив обстоятельства дела в совокупности, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований ПАО «ТНС энерго Кубань» к ФИО1 о взыскании задолженности за потребленную электрическую энергию и удовлетворении встречного искового заявления ФИО1 к ПАО «ТНС энерго Кубань» о признании неподлежащим исполнению денежного требования по следующим основаниям.

В судебном заседании установлено, что между ПАО «ТНС энерго Кубань» и ФИО1 заключен договор энергоснабжения от ДД.ММ.ГГГГ.

Объектом энергоснабжения является жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>.

Согласно пункту 2.2 договора энергоснабжения при исполнении его Стороны руководствуются Гражданским кодексом Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, а также другими нормативными актами.

Согласно пункту 1 статья 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту через присоединенную сеть энергию (воду), а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления.

Согласно статье 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета, используемых воды, электрической энергии и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего: вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года № 354 (далее - Правила № 354).

Правила № 354, регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг (п. 1 Правил № 354).

Согласно подпункту «и» пункта 19 Правил № 354 Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, должен включать периодичность и порядок проведения исполнителем проверок наличия или отсутствия индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета, распределителей и их технического состояния, достоверности предоставленных потребителем сведений о показаниях таких приборов учета и распределителей.

В соответствии с абзацем 7 пункта 2 Правил № 354 «исполнитель» — это юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.

Подпунктом «(1)» пункта 31 Правил № 354 предусмотрено, что исполнитель обязан осуществлять не реже 1 раза в 6 месяцев снятие показаний индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета, распределителей, установленных вне жилых (нежилых) помещений, проверку состояния таких приборов учета (если договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, и (или) решениями общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме не установлен иной порядок снятия показаний таких приборов учета).

В соответствии с подпунктом «г» пункта 32 Правил №354 исполнитель имеет право осуществлять не чаще 1 раза в 3 месяца проверку достоверности передаваемых потребителем исполнителю сведений о показаниях индивидуальных, общих (квартирных) и комнатных приборов учета, распределителей, установленных в жилых помещениях и домовладениях, путем посещения помещений и домовладений, в которых установлены эти приборы учета, а также проверку состояния указанных приборов учета (не чаще 1 раза в месяц в случае установки указанных приборов учета вне помещений и домовладений в месте, доступ исполнителя к которому может быть осуществлен без присутствия потребителя, и в нежилых помещениях).

Кроме того, пунктом 82 Правил № 354 предусмотрено, что исполнитель обязан:

а) проводить проверки состояния установленных и введенных в эксплуатацию индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и распределителей, факта их наличия или отсутствия;

б) проводить проверки достоверности представленных потребителями сведений о показаниях индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и распределителей путем сверки их с показаниями соответствующего прибора учета на момент проверки (в случаях, когда снятие показаний таких приборов учета и распределителей осуществляют потребители).

ДД.ММ.ГГГГ представителями ПАО «Кубаньэнерго» проведена проверка индивидуального прибора учета, о чем свидетельствует Акт допуска (замены, проверки) расчетных приборов учета в эксплуатацию в электроустановках напряжением до . Акт содержит подпись потребителя ФИО1

Актом установлено, что прибор учета электрической энергии не допускается к расчетам ввиду того, что контрольная пломба на приборе учета отклеилась, т.е. повреждена.

Согласно указанному акту, показания прибора учета на момент проверки составили 393 706 кВт/ч.

Вместе с тем, суду не был представлен акт допуска (замены, проверки) расчетных приборов учета в эксплуатацию в электроустановках напряжением до , согласно которому прибор учета электрической энергии был допущен к расчетам и содержал бы сведения о начальных показания установленного прибора учета.

Кроме того, суду также не были представлены акты проверки прибора учета электрической энергии за предыдущие периоды, не были представлены и акты контрольных съемов показаний, подтверждающих достоверность сведений о показаниях индивидуальных приборов учета.

Пунктом 36 Правил № 354 установлено, что расчет размера платы за коммунальные услуги производится в порядке, установленном настоящими Правилами.

Согласно пункту 81(11) Правил № 354 прибор учета должен быть защищен от несанкционированного вмешательства в его работу. В целях установления факта несанкционированного вмешательства в работу прибора учета исполнитель при проведении очередной проверки состояния прибора учета потребителя вправе установить контрольные пломбы и индикаторы антимагнитных пломб, а также пломбы и устройства, позволяющие фиксировать факт несанкционированного вмешательства в работу прибора учета с обязательным уведомлением потребителя о последствиях обнаружения факта нарушения таких пломб или устройств, при этом плата за установку таких пломб или устройств с потребителя не взимается.

При проведении исполнителем проверки состояния прибора учета проверке подлежат: целостность прибора учета, отсутствие механических повреждений, отсутствие не предусмотренных изготовителем отверстий или трещин, плотное прилегание стекла индикатора; наличие и сохранность контрольных пломб и индикаторов антимагнитных пломб, а также пломб и устройств, позволяющих фиксировать факт несанкционированного вмешательства в работу прибора учета; отсутствие свободного доступа к элементам коммутации (узлам, зажимам) прибора учета, позволяющим осуществлять вмешательство в работу прибора учета.

Нарушение показателей, указанных в абзацах третьем - пятом пункта 81(11) Правил № 354, признается несанкционированным вмешательством в работу прибора учета.

При обнаружении исполнителем факта несанкционированного вмешательства в работу индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета, расположенного в жилом или нежилом помещении потребителя, повлекшего искажение показаний такого прибора учета, исполнитель обязан прекратить использование показаний такого прибора учета при расчетах за коммунальную услугу.

Нарушение обязательных требований к условиям эксплуатации средств измерений, приводящее к искажению показателей точности измерений, исключает возможность применения таких средств для использования по назначению, в том числе для целей учета объема потребления коммунального ресурса.

Указанное нормативное предписание, предусматривает искажение показаний индивидуального прибора учета в качестве последствия несанкционированного вмешательства в его работу, предполагает совершение действий, влекущих нарушение установленных Федеральным законом требований, предъявляемых к средствам измерений, включая нарушение обязательных требований к условиям эксплуатации индивидуального прибора учета.

Правила № 354, согласно их пункту 2, определяют индивидуальный прибор учета как средство измерения.

В Федеральном законе от 26 июня 2008 года № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» понятие «единство измерений» определяется как состояние измерений, при котором их результаты выражены в допущенных к применению в Российской Федерации единицах величин, а показатели точности измерений не выходят за установленные границы (пункт 7 статьи 2); ввод в эксплуатацию средства измерений как документально оформленная в установленном порядке готовность средства измерений к использованию по назначению (пункт 2 статьи 2).

Согласно части 1 статьи 9 этого Федерального закона в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений к применению допускаются средства измерений утвержденного типа, прошедшие поверку в соответствии с положениями этого Федерального закона, а также обеспечивающие соблюдение установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений обязательных требований, включая обязательные метрологические требования к измерениям, обязательные метрологические и технические требования к средствам измерений, и установленных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании обязательных требований. В состав обязательных требований к средствам измерений в необходимых случаях включаются также требования к их составным частям, программному обеспечению и условиям эксплуатации средств измерений. При применении средств измерений должны соблюдаться обязательные требования к условиям их эксплуатации.

Следовательно, для целей учета потребления электроэнергии точность показаний, полученных с помощью прибора учета, обеспечивается путем соблюдения установленных требований к техническим характеристикам приборов, порядку их установки и принятию в эксплуатацию, сохранению средств маркировки и сохранности в ходе эксплуатации.

Таким образом, указанное предписание согласуется с системой действующего правового регулирования, не позволяет произвольно оценивать условия эксплуатации индивидуального прибора учета и не допускает неограниченного усмотрения в процессе правоприменения.

По смыслу указанных законоположений, к применению допускаются средства измерений, прошедшие поверку, и эксплуатация которых осуществляется с соблюдением обязательных требований к условиям эксплуатации этих средств измерений, при которых показатели точности измерений не выходят за установленные границы.

Нарушение обязательных требований к условиям эксплуатации средств измерений, приводящее к искажению показателей точности измерений, исключает возможность применения таких средств для использования по назначению, в том числе для целей учета объема потребления коммунального ресурса.

Указанная позиция отражена в решении Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об отказе в удовлетворении заявления о признании частично недействующим пункта 62 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ».

Кроме того, суд отмечает, что согласно пункту 5 акта от ДД.ММ.ГГГГ местом установки индивидуального прибора учета трансформаторная подстанция.

В материалах дела содержится акт разграничения балансовой принадлежности и ответственности за эксплуатацию электроустановок напряжения 0,4 кВ между Краснодарским РРЭС Краснодарского ФЭС ОАО «Кубаньэнерго» и бытовым потребителем, согласно которому границей раздела балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности между ФЭС и Потребителем является: вводной коммутационный аппарат в РУ-0,4 кВ КТП НС-16-5-1162/60 кВА (трансформаторная подстанция).

Ответственность за состояние контакта в месте присоединения объекта на границе раздела балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности несете: Краснодарский сетевой участок Краснодарского РРЭС.

При этом прибор учета был установлен непосредственно внутри трансформаторной подстанции, за границей своей балансовой принадлежности, в зоне ответственности Краснодарского сетевого участка Краснодарского РРЭС.

В соответствие с приказом Минэнерго России от 13 января 2003 № 6 «Об утверждении Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей» персоналу, осуществляющему доступ к электроустановкам напряжением свыше 1000В необходима как минимум V группа допуска.

Вместе с тем в материалах дела не содержится сведений, подтверждающих наличие V группы допуска к электроустановкам напряжением свыше 1000В у ФИО1 для безопасного доступа к прибору учета.

Таким образом, судом установлено и материалами дела подтверждено, что у ФИО1 отсутствовал допуск в трансформаторную подстанцию и доступ к прибору учета.

Кроме того, судом установлено, что ПАО «ТНС энерго Кубань» не осуществляло проверку состояния установленного прибора учета, факта его наличия или отсутствия, равно как и проверку достоверности сведений показаний индивидуального прибора учета.

При этом принять показания прибора учета в качестве достоверных, закрепленных в акте от ДД.ММ.ГГГГ показаний, суду не представляется возможным ввиду несанкционированного доступа в работу прибора учета.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований ПАО «ТНС энерго Кубань» к ФИО1 о взыскании задолженности за потребленную электрическую энергию - отказать.

Встречное исковое заявление ФИО1 к ПАО «ТНС энерго Кубань» о признании неподлежащим исполнению денежного требования -удовлетворить в полном объеме.

Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в Краснодарский краевой суд через Прикубанский районный суд г. Краснодара в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий –