ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 230043-01-2021-002289-61 от 25.11.2021 Приморско-ахтарского районного суда (Краснодарский край)

Дело № 2-1645/2021

УИД № 23RS0043-01-2021-002289-61

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Приморско-Ахтарск 25 ноября 2021 года

Приморско-Ахтарский районный суд Краснодарского края в составе:

председательствующего – судьи Петренко А.П.,

при секретаре Ханхадаевой О.С.,

с участием старшего помощника прокурора Приморско-Ахтарского района Петровой Л.И.,

представителя ответчика – начальника правового отдела администрации муниципального образования Приморско-Ахтарский район, действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ

ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Приморско-Ахтарского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Приморско-Ахтарский район, муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению средняя общеобразовательная школа имени А.Ф. Крамаренко об обязании устранить нарушения антитеррористического законодательства,

установил:

Прокурор Приморско-Ахтарского района обратился в суд с иском к администрации МО Приморско-Ахтарский район, МБОУ СОШ имени А.Ф. Крамаренко об обязании устранить нарушения антитеррористического законодательства, указав в обоснование заявленных требований, что прокуратурой района проведена проверка по обеспечению антитеррористической защищенности объектов образования, в ходе которой выявлено, что МБОУ СОШ имени А.Ф. Крамаренко, имеющим первую категорию опасности, не приняты меры по дооборудованию охранной сигнализации с выводом на пост охраны, тем самым допущено нарушение п.п. «в» п. 25 Требований.

Также, в нарушение п.п. «а» п. 27 Требований в МБОУ СОШ имени А.Ф. Крамаренко не оборудован вход на территорию контрольно-пропускными пунктами (постами охраны).

С целью устранения выявленных нарушений прокуратурой района ДД.ММ.ГГГГ за директору МБОУ СОШ имени А.Ф. Крамаренко вынесено представление об устранении нарушений антитеррористического законодательства, которое рассмотрено и удовлетворено.

Вместе с тем, в связи с отсутствием финансирования МБОУ СОШ имени А.Ф. Крамаренко не приняты меры по устранению нарушений законодательства о противодействии терроризму.

Согласно информации, предоставленной ДД.ММ.ГГГГ Отделением вневедомственной охраны по Приморско-Ахтарскому району – филиалом ФГКУ «УВО ВНГ России по Краснодарскому краю», в МБОУ СОШ имени А.Ф. Крамаренко не установлена охранная сигнализация с выводом на пост охраны и не оборудован основной вход на территорию контрольно-пропускными пунктами (постами охраны), тем самым допущены нарушения пп. «а» п. 15 Требований.

Согласно информации Управления образования администрации МО Приморско-Ахтарский район от ДД.ММ.ГГГГ направлены письма (от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ «О выделении бюджетных ассигнований») главе администрации МО Приморско-Ахтарский район о выделении дополнительного финансирования (в соответствии с локально-сметными расчетами) для выполнения работ по установке охранной сигнализации с выводом на пост охраны.

В соответствии с Уставом МБОУ СОШ образовательная организация является юридическим лицом, находящимся введении администрации муниципального образования Приморско-Ахтарский район. Функции и полномочия учредителя и собственника образовательной организации осуществляет администрация муниципального образования Приморско-Ахтарский район.

В соответствии с положениями ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Под бременем содержания подразумеваются расходы, которые обязан произвести собственник в целях обеспечения антитеррористической защищенности учреждения культуры.

Следовательно, обязанность для выделения средств, в том числе на цели устранения нарушений законодательства о противодействии терроризму из бюджета, должна быть возложена на администрацию муниципального образования Приморско-Ахтарский район – собственника имущества.

В судебном заседании старший помощник прокурора Приморско-Ахтарского района Петрова Л.И. поддержала исковые требования и просила суд обязать администрацию муниципального образования Приморско-Ахтарский район выделить денежные средства муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению средней общеобразовательной школе имени А.Ф. Крамаренко для приобретения и установки охранной сигнализации с выводом на пост охраны, а также для оборудования основного входа на территорию контрольно-пропускными пунктами (постами охраны); обязать муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа имени А.Ф. Крамаренко после выделения денежных средств администрацией муниципального образования Приморско-Ахтарский район произвести приобретение и установку охранной сигнализации с выводом на пост охраны и оборудовать основной вход на территорию контрольно-пропускными пунктами (постами охраны).

Представитель ответчика администрации МО Приморско-Ахтарский район по доверенности ФИО1 не возражал против удовлетворения исковых требований, пояснив, что ДД.ММ.ГГГГ администрацией направлено письмо председателю Законодательного Собрания Краснодарского края о выделении в 2021 г. из краевого бюджета субсидии на дополнительную помощь местным бюджетам для решения социально-значимых вопросов в сумме 10 000 000 рублей на осуществление расходов по капитальному и текущему ремонту, благоустройству территории, материально-техническому обеспечению, обеспечению антитеррористической защищенности объектов. В перечень заявок на выделение дополнительных средств необходимых для отрасли «Образование» в 2021 году включена МБОУ СОШ имени А.Ф. Крамаренко.

Представитель ответчика МБОУ СОШ имени А.Ф. Крамаренко в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом.

В силу положений ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело при данной явке.

Выслушав старшего помощника прокурора, представителя ответчика, исследовав письменные доказательства, оценив их, определив, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены, суд приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В судебном заседании установлено, что прокуратурой Приморско-Ахтарского района проведена проверка обеспечения антитеррористической защищенности объектов образования, по результатам которой установлено следующее.

ДД.ММ.ГГГГ за прокуратурой Приморско-Ахтарского района в адрес МБОУ СОШ имени А.Ф. Крамаренко направлено представление об устранении нарушений законодательства и противодействии терроризму. О результатах рассмотрения представления и принятых мерах с предоставлением подтверждающих документов прокуратурой установлен месячный срок.

В связи с отсутствием финансирования МБОУ СОШ имени А.Ф. Крамаренко не приняты меры по устранению нарушений законодательства о противодействии терроризму, не приняты меры по дооборудованию охранной сигнализации с выводом на пост охраны, тем самым допущено нарушение п.п. «в» п. 25 Требований, тем самым допущено нарушение п.п. «в» п. 25 Требований.

Также, в нарушение п.п. «а» п. 27 Требований в МБОУ СОШ не оборудован вход на территорию контрольно-пропускными пунктами (постами охраны).

Конституцией Российской Федерации (ч. 1,2 ст. 43), Федеральным законом РФ от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» гарантировано право граждан на общедоступное и бесплатное образование в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, предполагающее обязанность государства и муниципальных образований создавать для этого все необходимые условия.

Согласно ст. 28 ФЗ РФ от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в РФ», образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников учреждения во время образовательного процесса.

В силу п. 4 ст. 3 Федерального закона от 06.03.2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» (далее – Закон № 35-ФЗ), противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц, в том числе по предупреждению терроризма, по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма).

Согласно п. 7 ст. 2 Закона № 35-ФЗ, противодействие терроризму в РФ основывается на принципах обеспечения и защиты основных прав и свобод человека и гражданина, приоритета мер предупреждения терроризма.

В соответствии с п. 13 Концепции противодействия терроризму в РФ, утвержденной Президентом РФ 05.10.2009 г., предупреждение (профилактика) терроризма осуществляется путем реализации мер правового, организационного, оперативного, административного, режимного, военного и технического характера, направленных на обеспечение антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств.

В соответствии с ч. 3.1 ст. 4 Закона № 35-ФЗ юридические лица обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности в отношении объектов (территорий), находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании.

На основании приказа Департамента образования и науки Краснодарского края от 22.02.2011 г. № 608 «О мерах по обеспечению безопасности муниципальных образовательных учреждений в Краснодарском крае» в целях обеспечения безопасности учащихся, воспитанников и работников образовательных учреждений руководители муниципальных образовательных учреждений должны принять исчерпывающие меры по соблюдению правил и норм безопасности в образовательных учреждениях.

Пунктом 25 требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2019 г. № 1006 (далее – Требования) определено, в отношении объектов (территорий) третьей категории опасности дополнительно к мероприятиям, предусмотренным пунктом 24 настоящих требований, осуществляются следующие мероприятия: а) оснащение объектов (территорий) системами видеонаблюдения, охранной сигнализации; б) обеспечение охраны объектов (территорий) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны; в) оборудование на 1-м этаже помещения для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации); г) оборудование основных входов в здания, входящие в состав объектов (территорий), контрольно-пропускными пунктами (постами охраны); д) оснащение объектов (территорий) стационарными или ручными металлоискателями.

Из материалов дела следует, согласно письму директора МБОУ СОШ ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ за исх. , указано, что согласно паспорту безопасности и акту категорирования срок устранения замечаний – январь 2022 <адрес> меры к устранению и недопущению впредь выявленных нарушений, причин и условий, способствующих им. Привлечены к дисциплинарной ответственности должностные лица, допустившие нарушения закона. Объявлено замечание ФИО7, ответственному за организацию работы по противодействию терроризму в МБОУ СОШ (приказ от ДД.ММ.ГГГГ). Администрацией МБОУ СОШ на имя начальника управления образования Приморско-Ахтарского района отправлены обращения о выделении денежных средств на оборудование основного входа в школу контрольно-пропускным пунктом (постом охраны) для устранения замечаний.

Согласно информации, предоставленной ДД.ММ.ГГГГ отделением вневедомственной охраны по Приморско-Ахтарскому району – филиалом ФГКУ «УВО ВНГ России по Краснодарскому краю», в МБОУ СОШ не установлена охранная сигнализация с выводом на пост охраны и не оборудован основной вход на территорию контрольно-пропускными пунктами (постами охраны), тем самым допущены нарушения пп. «а» п. 15 Требований.

В письме начальника управления образования администрации МО Приморско-Ахтарский район от ДД.ММ.ГГГГ за исх. указано, что согласно паспорту безопасности МБОУ СОШ срок исполнения мероприятия (дооборудование охранной сигнализации с выводом на пост охраны, оборудование основного входа на территорию школы контрольно-пропускными пунктами (постами охраны) – январь 2022 г.

Управлением образования направлены письма (от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ «О выделении бюджетных ассигнований») на главу администрации МО Приморско-Ахтарский район о выделении дополнительного финансирования (в соответствии с локально-сметными расчетами) для выполнения данных работ.

Согласно информации, предоставленной главой МО Приморско-Ахтарский район ФИО8ДД.ММ.ГГГГ за администрацией направлено письмо председателю Законодательного Собрания Краснодарского края о выделении в 2021 г. из краевого бюджета субсидии на дополнительную помощь местным бюджетам для решения социально-значимых вопросов в сумме 10 000 000 рублей на осуществление расходов по капитальному и текущему ремонту, благоустройству территории, материально-техническому обеспечению, обеспечению антитеррористической защищенности объектов, в целях выполнения Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения РФ и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения РФ, и формы паспорта безопасности этих объектов территорий)» в муниципальных образовательных учреждениях МО Приморско-Ахтарский район, предписаний Роспотребнадзора, а также оснащения оборудованием для ведения образовательного процесса дошкольного образовательного учреждения (после капитального ремонта).

В соответствии с Уставом, утвержденным постановлением администрации муниципального образования Приморско-Ахтарский район от ДД.ММ.ГГГГ, МБОУ СОШ имени А.Ф. Крамаренко создана постановлением главы администрации Приморско-Ахтарского района от ДД.ММ.ГГГГ в целях реализации права граждан на образование, гарантии общедоступности и бесплатности начального общего, основного общего, среднего общего образования.

В силу п. 1.7 Устава, учредителем и собственником имущества Организации является муниципальное образование Приморско-Ахтарский район. Функции и полномочия учредителя осуществляет в рамках своей компетенции, установленной нормативным правовым актом муниципального образования Приморско-Ахтарский район Управление образования администрации муниципального образования Приморско-Ахтарский район.

На основании п. 1.8 Устава, функции и полномочия собственника осуществляет в рамках своей компетенции, установленной нормативным правовым актом муниципального образования Приморско-Ахтарский район отдел имущественных и земельных отношений управления муниципальной собственности администрации муниципального образования Приморско-Ахтарский район.

В процессе рассмотрения дела суд установил, что учредителем - администрацией муниципального образования Приморско-Ахтарский район денежные средства в необходимом объеме для устранения нарушений требований законодательства о противодействии терроризму не выделены, в связи с чем, нарушения при обеспечении антитеррористической защищенности МБОУ СОШ имени А.Ф. Крамаренко не устранены, не приняты меры по установке охранной сигнализации с выводом на пост охраны.

Таким образом, установлено, что вышеизложенное нарушение не способствует соблюдению требований законодательства о противодействии терроризму, основных принципов о приоритете мер профилактики терроризма, защите прав и свобод человека и гражданина. В результате чего цели, задачи и принципы законодательства Российской Федерации о противодействии терроризму не достигаются, создается угроза безопасности учащихся и работников учреждения, не обеспечивается защищенность образовательного учреждения как места массового пребывания людей.

В силу требований ст. 27, 35 Федерального закона от 17.01.1992 г. №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор обязан принять меры по предупреждению и пресечению нарушенных прав и свобод человека и гражданина.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Судебная защита прокурором интересов неопределенного круга лиц является одной из форм осуществления надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, исполнения законов, действующих на территории Российской Федерации в целях пресечения любых фактов нарушения законности.

Учитывая установленные по делу обстоятельства, суд считает необходимым удовлетворить исковые требования прокурора Приморско-Ахтарского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО Приморско-Ахтарский район, МБОУ СОШ имени А.Ф. Крамаренко об обязании устранить нарушения антитеррористического законодательства в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,

решил:

Исковое заявление прокурора Приморско-Ахтарского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Приморско-Ахтарский район, муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению средняя общеобразовательная школа имени А.Ф. Крамаренко об обязании устранить нарушения антитеррористического законодательства – удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального образования Приморско-Ахтарский район выделить денежные средства муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению средней общеобразовательной школе имени А.Ф. Крамаренко для приобретения и установки охранной сигнализации с выводом на пост охраны, а также для оборудования основного входа на территорию контрольно-пропускными пунктами (постами охраны).

Обязать муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа имени А.Ф. Крамаренко после выделения денежных средств администрацией муниципального образования Приморско-Ахтарский район произвести приобретение и установку охранной сигнализации с выводом на пост охраны и оборудовать основной вход на территорию контрольно-пропускными пунктами (постами охраны).

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы через Приморско-Ахтарский районный суд Краснодарского края в течение месяца.

Полный текст решения изготовлен ДД.ММ.ГГГГ.

Судья Приморско-Ахтарского

районного суда: А.П. Петренко