Дело № 2а-1715/2021
УИД № 23RS0043-01-2021-002403-10
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Приморско-Ахтарск 29 ноября 2021 года
Приморско-Ахтарский районный суд Краснодарского края в составе:
судьи Петренко А.П.,
при секретаре Ханхадаевой О.С.,
с участием:
старшего помощника прокурора Приморско-Ахтарского района
Митропановой М.А.,
административного ответчика – главы Степного сельского поселения Приморско-Ахтарского района – ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Приморско-Ахтарского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Степного сельского поселении Приморско-Ахтарского района о признании незаконным бездействия и об обязании устранить нарушения законодательства о газоснабжении,
у с т а н о в и л:
Прокурор Приморско-Ахтарского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации Степного сельского поселении Приморско-Ахтарского района о признании незаконным бездействия и об обязании устранить нарушения законодательства о газоснабжении.
Свои требования мотивировал тем, что прокуратурой района при проведении проверки в деятельности администрации Степного сельского поселении Приморско-Ахтарского района были выявлены нарушения федерального законодательства о газоснабжении и газификации.
В нарушение указанных норм законодательства администрацией не принимаются меры по газификации <адрес> и <адрес>, входящих в состав Степного сельского поселения <адрес>.
В регионе действует государственная программа «Развитие топливно-энергетического комплекса», утвержденная постановлением главы администрации (губернатора) края от ДД.ММ.ГГГГ№, приложением № к которой предусмотрена подпрограмма «<адрес>».
Кроме того, постановлением главы администрации (губернатора) <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ утверждена региональная программа «Газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций края на 2019-2023 г.г.».
Согласно п. 4.1. Порядка предоставления и распределения субсидий из краевого бюджета местным бюджетам муниципальных образований Краснодарского края на софинансирование расходных обязательств по организации газоснабжения населения (поселений) (строительство подводящих газопроводов, распределительных газопроводов), утвержденного приложением № к подпрограмме «<адрес>» государственной программы «Развитие топливно-энергетического комплекса», утвержденной постановлением главы администрации (губернатора) <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ), условиями предоставления субсидий являются: наличие муниципального правового акта, устанавливающего расходное обязательство муниципального образования <адрес>, в целях софинансирования которого предоставляется субсидия; наличие в бюджете муниципального образования Краснодарского края (сводной бюджетной росписи местного бюджета муниципального образования <адрес>) бюджетных ассигнований на исполнение расходных обязательств муниципального образования Краснодарского края, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, в объеме, необходимом для их исполнения, включая размер планируемой к предоставлению из краевого бюджета субсидии.
Несмотря на указанное, администрацией муниципальный правовой акт, устанавливающий расходные обязательства в целях софинансирования мероприятий по газификации <адрес> и <адрес> не принят, мероприятия по газификации указанных населенных пунктов не предусмотрены.
С учетом перспектив развития территорий, отраженных в документах территориального планирования, разрабатываемых на основании положений ст.ст. 9, 18, 19 Градостроительного кодекса РФ‚ подлежит определению порядок модернизации систем централизованного газоснабжения для существующего и нового строительства жилищного, производственного и социального фонда, повышения пропускной способности сетей газораспределения и их надежности в части, касающейся разработки схем газоснабжения.
Пунктом 4.1* СП 62.13330.2011* «Газораспределительные системы», утвержденного приказом Министерства регионального развития Российской Федерации (Минрегион России) от ДД.ММ.ГГГГ№, регламентировано, что проектирование, строительство и реконструкцию сетей газораспределения и газопотребления рекомендуется осуществлять в соответствии со схемами газоснабжения, разработанными в составе федеральной, межрегиональных и региональных программ газификации субъектов Российской Федерации в целях обеспечения предусматриваемого этими программами уровня газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций.
В нарушение вышеуказанных требований законодательства администрацией до настоящего времени схема газоснабжения не разработана.
Таким образом, отсутствие в Степном сельском поселении разработанной схемы газоснабжения не обеспечивает принятие комплексных мер по газификации, ремонту и обслуживанию действующих сетей, снижает эффективность работы органов местного самоуправления на данном направлении деятельности.
С целью устранения вышеуказанных нарушений ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой района главе администрации Степного сельского поселения внесено представление, которое рассмотрено и удовлетворено, вместе с тем, меры по газификации указанных населенных пунктов до настоящего времени не приняты.
Бездействие администрации по неисполнению требований законодательства о газоснабжении и газификации нарушает социальные права неопределенного круга лиц, что является основанием для обращения прокурора в суд с соответствующим заявлением.
Определить круг граждан пользующихся сетями жилищно-коммунальной инфраструктуры Степного сельского поселения и привлечь их к участию в деле, невозможно, следовательно, нарушаются права и законные интересы неопределенного круга лиц, что в соответствии со ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации служит основанием для обращения прокурора в суд в целях защиты прав неопределенного круга лиц.
В судебном заседании представитель административного истца – старший помощник прокурора Приморско-Ахтарского района Митропанова М.А. просила признать незаконным бездействие администрации Степного сельского поселения <адрес>, выразившееся в непринятии муниципального правового акта, устанавливающего расходные обязательства в целях софинансирования мероприятий по газификации <адрес> и <адрес>, не разработке схем газоснабжения <адрес> и <адрес> сельского поселения и обязать администрацию Степного сельского поселения: принять муниципальный правовой акт, устанавливающий расходные обязательства в целях софинансирования мероприятий по газификации <адрес> и <адрес>; разработать схему газоснабжения Степного сельского поселения.
Представитель административного ответчика – глава Степного сельского поселении <адрес> ФИО1 в судебном заседании не возражала против удовлетворения административных исковых требований, пояснила, что направлено письмо ДД.ММ.ГГГГ за № в филиал № АО «Газпром газораспределение Краснодар» о выдаче технических условий на разработку схемы газоснабжения <адрес>-Кирпили, <адрес>-Кирпили, <адрес>.
Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, оценив их, суд приходит к выводу, что административные исковые требования обоснованны и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
На основании ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
В соответствии со ст. 59 КАС РФ доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.
В силу ст. 61 КАС РФ доказательства являются допустимыми, если они отвечают требованиям, указанным в статье 59 настоящего Кодекса. Обстоятельства административного дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими иными доказательствами.
В силу ст. 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, решают иные вопросы местного значения. Они могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству.
Статьей 1 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища.
В силу положений статьи 2 ЖК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе: обеспечивают защиту прав и законных интересов граждан, приобретающих жилые помещения и пользующихся ими на законных основаниях, потребителей коммунальных услуг, а также услуг, касающихся обслуживания жилищного фонда.
В соответствии с п. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (далее – Закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1-3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).
На основании ст. 2 Закона Краснодарского края от 08.08.2016 № 3459-КЗ «О закреплении за сельскими поселениями Краснодарского края отдельных вопросов местного значения городских поселений» за сельскими поселениями Краснодарского края закрепляются вопросы местного значения, предусмотренные пунктами 4, 5, 7.2, 8, 11, 13, 13.1, 15, 19 (в части организации использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 22, 26, 33.1, 34, 38 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
В соответствии с п. 3, 4 ст. 7 Федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ (ред. от 26.07.2019) «О газоснабжении в Российской Федерации» (далее – Закон № 69-ФЗ) организация газоснабжения населения является полномочием органов местного самоуправления городских поселений, городских округов и осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и муниципальными нормативными правовыми актами.
Как установлено в судебном заседании, в ДД.ММ.ГГГГ г. прокуратурой Приморско-Ахтарского района проведена проверка исполнения законодательства о газоснабжении.
В регионе действует государственная программа «Развитие топливно-энергетического комплекса», утвержденная постановлением главы администрации (губернатора) края от 12.10.2015 г. № 961, приложением № к которой предусмотрена подпрограмма «<адрес>».
Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 10.12.2018 № 810 утверждена региональная программа «Газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций края на 2019-2023 г.г.».
Целями и задачами указанных программ является комплексное развитие газификации населенных пунктов края, наращивание темпа газификации с учетом максимальной загрузки действующих газопроводов, расширение газовых схем и систем газоснабжения для создания основы на 100% газификации края природным газом, повышение надежности данных систем, повышение экономической эффективности автомобильных перевозок за счет внедрения газомоторного топлива в автотранспортном комплексе края и другое.
Участие в указанных программах муниципалитетов вытекает из обязанностей последних, закрепленных в ст. 7 Закона № 69-ФЗ, ст. 14 Закона №131-ФЗ.
В нарушение указанных норм законодательства администрацией не принимаются меры по газификации <адрес> и <адрес>, входящих в состав Степного сельского поселения <адрес>.
Проведенной проверкой установлено, что администрацией Степного сельского поселения Приморско-Ахтарского района схема газоснабжения не разработана.
ДД.ММ.ГГГГ за № прокуратурой Приморско-Ахтарского района в адрес администрации Степного сельского поселения Приморско-Ахтарского района направлено представление об устранении нарушений законодательства о газоснабжении.
Согласно информации, предоставленной главой Степного сельского поселения Приморско-Ахтарского района ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ за №, мероприятия по газификации по <адрес> и <адрес> не предусмотрены в связи с тем, что мощность давления газопровода на <адрес> составляет 0,6 МПа. Необходимая минимальная мощность давления на все поселение, включая <адрес> и <адрес>, должна быть не меньше 1,0 МПа. Данный газопровод такой мощностью не обладает. Топливно-Энергетический баланс в Степном сельском поселении не составлен по причине маленькой численности газифицированных объектов (1,6%). Сложившаяся ситуация стала возможной в результате надлежащего исполнения должностных обязанностей со стороны ответственных лиц администрации. Ввиду допущенных нарушений порядка рассмотрения земельного законодательства, применено взыскание в виде замечания к эксперту администрации ФИО6 Работникам доведено о необходимости соблюдения федерального законодательства, с целью исключения нарушений закона.
Из анализа приведенных норм и совокупности представленных доказательств следует, что обязанность по принятию муниципального правового акта, устанавливающего расходные обязательства в целях софинансирования мероприятий по газификации <адрес> и <адрес> и разработке схем газоснабжения лежит на административном ответчике.
Признание административным ответчиком административного иска не нарушает права и законные интересы других лиц, а потому подлежит принятию судом.
Согласно ст. 8.1 Закона № 69-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации газоснабжения населения на соответствующих территориях относятся: подготовка населения к использованию газа в соответствии с межрегиональными и региональными программами газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций; согласование схем расположения объектов газоснабжения, используемых для обеспечения населения газом.
Вследствие чего к вопросам местного значения сельского поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 4.1. Порядка предоставления и распределения субсидий из краевого бюджета местным бюджетам муниципальных образований Краснодарского края на софинансирование расходных обязательств по организации газоснабжения населения (поселений) (строительство подводящих газопроводов, распределительных газопроводов), утвержденного приложением № к подпрограмме «<адрес>» государственной программы «Развитие топливно-энергетического комплекса», утвержденной постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ№ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ), условиями предоставления субсидий являются: наличие муниципального правового акта, устанавливающего расходное обязательство муниципального образования Краснодарского края, в целях софинансирования которого предоставляется субсидия; наличие в бюджете муниципального образования Краснодарского края (сводной бюджетной росписи местного бюджета муниципального образования <адрес>) бюджетных ассигнований на исполнение расходных обязательств муниципального образования Краснодарского края, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, в объеме, необходимом для их исполнения, включая размер планируемой к предоставлению из краевого бюджета субсидии.
С учетом перспектив развития территорий, отраженных в документах территориального планирования, разрабатываемых на основании положений ст.ст. 9, 18, 19 Градостроительного кодекса РФ‚ подлежит определению порядок модернизации систем централизованного газоснабжения для существующего и нового строительства жилищного, производственного и социального фонда, повышения пропускной способности сетей газораспределения и их надежности в части, касающейся разработки схем газоснабжения.
Схема газоснабжения - это документ, содержащий предпроектные материалы по обоснованию эффективного и безопасного функционирования систем газоснабжения, их развития с учетом правового регулирования в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
Целями и задачами разработки схемы газоснабжения являются: обеспечение развития систем централизованного газоснабжения для существующего и нового строительства жилищного комплекса, а также объектов социально-культурного и рекреационного назначения; увеличение объемов производства коммунальной продукции (оказание услуг) по газоснабжению при повышении качества и сохранении приемлемости действующей ценовой политики; улучшение работы систем газоснабжения; снижение вредного воздействия на окружающую среду.
Пунктом 4.1* СП 62.13330.2011* «Газораспределительные системы», утвержденного приказом Министерства регионального развития Российской Федерации (Минрегион России) от ДД.ММ.ГГГГ№, регламентировано, что проектирование, строительство и реконструкцию сетей газораспределения и газопотребления рекомендуется осуществлять в соответствии со схемами газоснабжения, разработанными в составе федеральной, межрегиональных и региональных программ газификации субъектов Российской Федерации в целях обеспечения предусматриваемого этими программами уровня газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций.
В процессе рассмотрения дела суд установил, что нарушение вышеуказанных требований законодательства администрацией до настоящего времени схема газоснабжения не разработана.
Таким образом, отсутствие в Степном сельском поселении разработанной схемы газоснабжения не обеспечивает принятие комплексных мер по газификации, ремонту и обслуживанию действующих сетей, снижает эффективность работы органов местного самоуправления на данном направлении деятельности.
Обращение прокурора Приморско-Ахтарского района в защиту прав неопределенного круга лиц в порядке ст. 39 Кодекса административного судопроизводства РФ в данном административном деле обоснованно тем, что определить конкретное количество лиц, права которых нарушены, не представляется возможным.
Учитывая установленные по делу обстоятельства, суд считает необходимым удовлетворить административные исковые требования прокурора Приморско-Ахтарского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Степного сельского поселении Приморско-Ахтарского района о признании незаконным бездействия и об обязании устранить нарушения законодательства о газоснабжении в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
р е ш и л:
Административное исковое заявление прокурора Приморско-Ахтарского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Степного сельского поселении Приморско-Ахтарского района о признании незаконным бездействия и об обязании устранить нарушения законодательства о газоснабжении – удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Степного сельского поселения <адрес>, выразившееся в непринятии муниципального правового акта, устанавливающего расходные обязательства в целях софинансирования мероприятий по газификации <адрес> и <адрес>, не разработке схем газоснабжения <адрес> и <адрес> сельского поселения.
Обязать администрацию Степного сельского поселения принять муниципальный правовой акт, устанавливающий расходные обязательства в целях софинансирования мероприятий по газификации <адрес> и <адрес> и разработать схему газоснабжения Степного сельского поселения.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Краснодарского краевого суда через Приморско-Ахтарский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Полный текст решения изготовлен ДД.ММ.ГГГГ.
Судья Приморско-Ахтарского
районного суда: А.П. Петренко