к делу № 2-368/23
УИД № 23RS0044-01-2022-004367-95
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
30 марта 2023 года ст. Северская Краснодарского края
Северский районный суд Краснодарского края в составе:
председательствующего Мальцева А.С.,
при секретаре Поповой М.Ю.,
с участием:
представителя истца по доверенности Супруновой Д.И.,
представителей ответчика
по нотариальным доверенностям ФИО5 и ФИО10,
третьего лица ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению администрации муниципального образования Северский район к ФИО1 о признании незаконным действия по нецелевому использованию земельного участка с кадастровым номером № и обязании прекратить использование земельного участка по нецелевому назначению, вернув его в первоначальный вид, в том числе путём восстановления плодородного слоя почвы,
УСТАНОВИЛ:
ФИО6, действующий по доверенности в интересах администрации муниципального образования <адрес>, обратился в суд с исковым заявлением к ФИО1, в котором просит признать незаконным действия последнего по нецелевому использованию земельного участка с кадастровым номером № площадью 2242 +/-17 кв.м., категория земель – земли населённых пунктов, вид разрешённого использования – для ведения личного подсобного хозяйства (приусадебный земельный участок), расположенного по адресу: <адрес>, Северское сельское поселение, <адрес>, <адрес>ФИО1 прекратить использовать земельный участок с кадастровым номером № площадью 2242 +/-17 кв.м., категория земель – земли населённых пунктов, вид разрешённого использования – для ведения личного подсобного хозяйства (приусадебный земельный участок), расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>А по нецелевому назначению, вернув его в первоначальный вид, в том числе путём восстановления плодородного слоя почвы, в течение 30 суток с момента вступления решения суда в законную силу.
В обоснование искового заявления указано, что согласно выписке из ЕГРН собственником земельного участка с кадастровым номером № площадью 2242 +/- 17 кв.м., категория земель – земли населённых пунктов, вид разрешённого использования – для ведения личного подсобного хозяйства (приусадебный земельный участок), расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес> является ФИО1.
В результате мониторинга использования земель по их целевому назначению, управлением муниципального контроля было установлено, что на земельном участке с кадастровым номером № расположен водный объект (пруд). Имеются признаки использования земельного участка не по целевому назначению, о чём составлен акт обследования земельного участка от 11.05.2022г.
15.07.2022г. в адрес ФИО1 было направлено уведомление о необходимости привести земельный участок с кадастровым номером № в исходное состояние, и в дальнейшем использовать его по целевому назначению.
10.08.2022г. в ходе проведённого управлением муниципального контроля администрации муниципального образования <адрес> обследования земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> установлено, что на земельном участке расположен водный объект (пруд). Имеются признаки использования земельного участка не по целевому назначению (акт обследования земельного участка от 10.08.2022г.).
Действия ФИО1 по размещению котлована (пруда) на указанном земельном участке, по мнению представителя истца, являются незаконными. Мониторингом доказано то обстоятельство, что собственником земельного участка ФИО1 нарушены правила рационального использования земли, которые включают в себя нарушение правил о целевом использовании земельного участка, использование, приводящее к существенному снижению плодородия земли, использование, приводящее к существенному ухудшению экологической обстановки, плодородия почв.
Рыбоводство может осуществляться только на землях сельскохозяйственного назначения, а не на землях населённых пунктов. Ни Федеральный закон от 07.07.2003г. № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве», ни Классификатор видов разрешённого использования земельных участков, утверждённый приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.09.2014г. № 540 «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков», не содержат указания на возможность осуществления данного вида хозяйственной деятельности на земельных участках для ведения личного подсобного хозяйства. Наиболее подходящим видом разрешённого использования земельного участка для данных целей является «Рыбоводство» (код классификатора 1.13) осуществление хозяйственной деятельности, связанной с разведением и (или) содержанием, выращиванием объекта рыбоводства (аквакультуры); размещение зданий, сооружений, оборудования, необходимых для осуществления рыбоводства (аквакультуры).
Также, по мнению представителя истца, действия ФИО1 по отрыву котлована и размещению водного объекта (пруда) на земельном участке с кадастровым номером №, вид разрешённого использования которого не предусматривает размещение водных объектов, являются незаконными.
Определением Северского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ, ходатайство представителя истца администрации муниципального образования Северский район ФИО2, удовлетворено и привлечён к участию в гражданском деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне истца – ФИО3.
Определением Северского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ, привлечено к участию в гражданском деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне истца – министерство природных ресурсов Краснодарского края.
В судебном заседании представитель истца администрации муниципального образования Северский район ФИО7 на исковых требованиях настаивала и просила иск удовлетворить в полном объёме по доводам, изложенным в исковом заявлении, пояснив, что подписан акт об обследовании земельного участка от 11.05.2022г. на л.д. 12 начальником управления муниципального контроля администрации муниципального образования Северский район ФИО8 и главным специалистом управления муниципального контроля администрации муниципального образования Северский район ФИО9, находящимися в подчинении у администрации муниципального образования Северский район, но доказательств об их назначении на указанные должности, объёме их полномочий и наличии специального образования для составление подобных актов об обследовании земельных участков, как и специального оборудования, по определению места и границ земельных участков, нет. В выше указанном акте отсутствуют сведения, как данные лица установили место расположение земельного участка и его границы, а также откуда они взяли площадь земельного участка 3006 кв.м. и кадастровый номер. Акт об обследовании земельного участка от 10.08.2022г. на л.д. 17 аналогичного содержания, кроме того в нём не указано, что к нему имеются приложения. Листы дела 18 и 19 содержат чёрно-белые изображения местностей, без указания кем, когда, при помощи каких технических средств и что на них изображено.
Представители ответчика ФИО5 и ФИО10 возражали против удовлетворения исковых требований и просили в их удовлетворении отказать в полном объёме по доводам, изложенным в возражении на исковое заявление, так как исковые требования не обоснованы и не доказаны.
В материалах гражданского дела имеется возражение представителя ответчика ФИО5 на исковое заявление о запрете нецелевого использования земельного участка и приведении его в первоначальный вид от 17.01.2023г., в котором она просит отказать истцу администрации муниципального образования Северский район в удовлетворении искового заявления о запрете нецелевого использования земельного участка и приведении его в первоначальный вид к ответчику ФИО1
В обоснование доводов возражения на исковое заявление указано, что согласно договору купли-продажи от 14.08.2019г. ФИО1 купил земельный участок площадью 2242 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, с кадастровым номером №. Категория земель – земли населённых пунктов, вид разрешённого использования – для индивидуального огородничества без права капитального строительства. Согласно сведениям из информационной системы градостроительной деятельности муниципального образования Северский район от 16.07.2021г. №, указанный земельный участок расположен в зоне застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-1). ФИО1 приобрёл указанный земельный участок для строительства дачи, поэтому принял решение об изменении вида разрешённого использования с «для индивидуального огородничества без права капитального строительства» на «для ведения личного подсобного хозяйства (приусадебный земельный участок)». Земельный участок имеет сложный ландшафт с перепадом высоты. По крайней границе земельного участка имеется естественный овраг, образованный дождевыми водами, который огибает земельный участок. Перед этим оврагом имеются места естественного скопления воды, которая стекает со склонов леса и скапливается на земельном участке ФИО1, которым было принято решение распланировать земельный участок для дальнейшего его использования по целевому назначению для ведения личного подсобного хозяйства, выращивания плодовых деревьев, овощей и фруктов, а также дальнейшего строительства. С этой целью он обратился в администрацию Северского сельского поселения с заявлением от 16.07.2021г. о выдаче согласия на проведение работ по углублению места естественного скопления воды, расчистке территории земельного участка и прилегающих к границам земельного участка ерика с целью беспрепятственного стока воды и недопущения подтопления прилегающих территорий. Главой Северского сельского поселения Северского района был выдан ответ от 13.08.2021г. №, согласно которому указано, что: «возможность углубления места скопления воды для дальнейшего её использования в целях полива предусмотрена действующим законодательством. Так, в ч. 3 ст. 40 Земельного кодекса РФ установлено, что собственник земельного участка имеет право строить пруды (в том числе образованные водонапорными сооружениями на водотоках) и иные водные объекты в соответствии с установленными законодательством экологическими, строительными, санитарно-гигиеническими и иными специальными требованиями. Согласно Правилам землепользования и застройки Северского сельского поселения Северского района, утверждённым 24.10.2013г. №, в редакции решения от 11.08.2021г. №, принадлежащие ему на праве собственности земельные участки расположены в зоне застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-1). Сведений о нахождении принадлежащих ему земельных участков в охранной зоне не имеется. Согласно сведениям из ЕГРН, вид разрешённого использования земельных участков - для индивидуального огородничества без права капитального строительства, что говорит о возможности нахождения объекта для полива сельскохозяйственных культур. По мнению представителя ответчика, необходимо отметить, что согласно ФЗ «О недрах» № от 21.02.1992г., граждане имеют право использовать землю на глубину не более 5 метров. В соответствии с вышеизложенным он имеет право возвести на принадлежащих ему земельных участках пруд, с соблюдением установленных законодательством экологическими, строительными, санитарно-гигиеническими и иными специальными требованиями. По вопросу расчистки прилегающего к границам земельных участков ерика согласно действующим Правилам благоустройства территории Северского сельского поселения Северского района, утверждённым решением Совета Северского сельского поселения Северского района от 08.05.2019г. №, физические лица обязаны обеспечивать очистку и уборку земельных участков, принадлежащих им на праве собственности или ином вещном или обязательственном праве и прилегающей территории. Содержание прилегающей территории включает в себя: - обеспечение очистки дождевой и дренажной систем, водоотводящих канав; обеспечение надлежащего ухода за зелеными насаждениями, запрет высадки деревьев в охранной зоне линий электропередач; производить покос травы, уборку снега, льда, мусора, листвы, скошенной травы, вето; ремонт и содержание ограждения территории в надлежащем состоянии». Руководствуясь данным ответом, ФИО1 провёл на своём земельном участке ряд работ по благоустройству: выравнивание склонов, обустройства площадок на разных уровнях высоты, расчистку естественного места скопления воды, обустройства его берегов для недопущения оползания, дренажирование поверхностных вод для недопущения намокания и разрушения фундамента будущего дома и других строений. Существует два способа отвода воды: открытый и закрытый. Но какой бы вид дренажной системы не был выбран, все они заканчиваются искусственным водоёмом для сбора дождевых и талых вод. Сложность освоения таких земельных участков состоит в высокой стоимости проведения работ: создание террас, подпорных стенок, выравнивание площадок под сад и строительство дома, планирование дороги, а также создание водоотводящей системы. Собственник земельного участка ФИО1 использует свой земельный участок в собственных целях, для своих нужд, планирует осуществить ландшафтный дизайн и безопасную застройку участка. Администрацией муниципального образования Северский район составлен акт обследования земельного участка от 11.05.2022г. Проводя мероприятия по обследованию земельного участка, администрация МО Северский район не уведомила собственника ФИО1 о соответствующих действиях. Акт обследования земельного участка с кадастровым номером № собственнику не представлен, копия не вручалась и не направлялась. Комиссия – это коллегиальный орган, который должен состоять как минимум из трёх человек. Представленный в суд акт обследования земельного участка от 11.05.2022г. составлен комиссией из двух человек. Не указано, на основании какого документа эта комиссия создана и действует, какими специальными знаниями обладают члены комиссии, как они установили местонахождение обследуемого земельного участка и выявили признаки его использования или неиспользования, определили нарушение или использование земельного участка не по целевому назначению. Приложенная к акту фотография выполнена неустановленным устройством, с такого ракурса, что невозможно установить место съёмки. Кроме того, дата составления акта указана 11.05.2022г., а в верхнем левом углу фотографий дата указана 14.05.2022г. Площадь спорного земельного участка согласно правоустанавливающим документам составляет 2242 кв.м., а в акте обследования земельного участка площадь указана 3006 кв.м. Аналогичным является акт обследования земельного участка от 10.08.2022г. Данные документы, по мнению представителя ответчика ФИО5, не имеют доказательственной силы, так как выполнены с нарушением действующего законодательства. Единственным документом, направленным администрацией муниципального образования Северский район, но не полученным ФИО1, было уведомление № от 15.07.2022г., что подтверждается почтовым идентификатором трек-№. Данный документ также не является доказательством нарушения ФИО1 норм действующего земельного или иного законодательства. По содержанию данного уведомления видно, что в результате мониторинга использования земель по целевому назначению, управлением муниципального контроля установлено, что земельный участок с кадастровым номером №, общей площадью 2242 кв.м., с видом разрешённого использования – для ведения личного подсобного хозяйства (приусадебный земельный участок), принадлежащий ФИО1 на праве собственности, используется не по целевому назначению, так как на земельном участке расположен котлован, предположительно, используемый под пруд. Муниципального мониторинга использования земель не существует. Для определения полномочий и оснований проведения мероприятий сотрудниками администрации муниципального образования <адрес> на земельном участке с кадастровым номером №, принадлежащем ФИО1, адвокатским запросом № от 14.11.2022г. были запрошены положение, административный регламент, распорядительные документы (приказы, постановления, распоряжения и т.п.) о создании и полномочиях Управления муниципального контроля администрации муниципального образования Северский район, распорядительные документы об утверждении состава комиссии, проводившей обследование земельного участка, распорядительные документы для проведения обследования земельного участка, осуществленных 11.05.2022г. и 10.08.2022г. Согласно ответу № от 29.11.2022г. было представлено положение «Об управлении муниципального контроля администрации муниципального образования Северский район», утверждённое постановлением администрации муниципальный район от 01.04.2022г. №, с внесенными изменениями от 22.11.2022г., а также положение «О муниципальном земельном контроле на территориях сельских поселений муниципального образования Северский район», утверждённое решением Совета муниципального образования Северский район от 02.12.2021г. №. Дополнительно было сообщено, что земельный участок с кадастровым номером № обследовался в рамках обращения граждан, в соответствии с Федеральным законом «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 02.03.2006г. № 59-ФЗ. Изучив положение об управлении муниципального контроля администрации муниципального образования <адрес> было установлено, что задачами деятельности Управления являются, в том числе осуществление муниципального земельного контроля в границах сельских поселений муниципального образования <адрес> (п. 2.1.1). Управление имеет право привлекать экспертов, экспертные организации и специалистов к проведению проверок соблюдения обязательных требований (п. 5.1.4). При выявлении фактов нарушения законодательства Российской Федерации, <адрес> и нормативно-правовых актов администрации муниципального образования <адрес>, запрашивать от лиц, допустивших нарушение, сведения, документы и объяснения по факту выявленного нарушения (п. 5.1.6). Изучив положение о муниципальном земельном контроле на территориях сельских поселений муниципального образования <адрес>, утверждённое решением Совета муниципального образования Северский район от 02.12.2021г. №, муниципальный земельный контроль осуществляется посредством проведения: - профилактических мероприятий; - контрольных мероприятий со взаимодействием с контролируемым лицом; - контрольных мероприятий без взаимодействия с контролируемым лицом (п. 1.8). У контролируемого лица есть права, которые предусмотрены указанным положением (п. 1.11.1), которые не были предоставлены ФИО1 По окончанию проведения контрольного мероприятия составляется акт контрольного мероприятия по типовым формам, утверждённым приказом Минэкономразвития России от 31.-3.2021 № «О типовых формах документов, используемых контрольными (надзорными) органами».
Третье лицо ФИО3 полагал необходимым удовлетворить исковые требования в полном объёме, пояснив, что нет необходимости ничего доказывать, так как водоём имеется.
Представитель третьего лица министерства природных ресурсов Краснодарского края в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещался надлежащим образом, что подтверждается уведомлением о вручении почтовой корреспонденции. О причинах неявки суд не уведомил. Ходатайств и заявлений об отложении дела слушанием от него в суд также не поступало.
При таких обстоятельствах, суд признаёт извещение представителя не явившегося лица о времени и месте слушания дела надлежащим образом и полагает возможным рассмотреть дело в порядке ст. 167 ГПК РФ, в отсутствие указанного лица.
Выслушав представителя истца ФИО7, представителей ответчика ФИО5 и ФИО10, третье лицо ФИО3, изучив исковое заявление, учитывая мнение представителя ответчика ФИО5, изложенное в возражении на исковое заявление о запрете нецелевого использования земельного участка и приведении его в первоначальный вид от 17.01.2023г., обсудив изложенные доводы, исследовав и оценив в соответствии со ст. 67 ГПК РФ представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что исковые требования не обоснованы и не подлежат удовлетворению по следующим основаниям:
Согласно ст. 2 Конституции Российской Федерации, человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
В ст. 9 Конституции Российской Федерации указано, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.
Из положений ст. 18 Конституции Российской Федерации следует, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
В соответствии со ст. 36 Конституции Российской Федерации, граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.
Как указано в ч.ч. 1 и 2 ст. 46 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Согласно ч. 1 ст. 130 Конституции Российской Федерации, местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.
В ст. 132 Конституции Российской Федерации указано, что органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения. Органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству.
Согласно ч. 1 ст. 64 Земельного кодекса РФ, земельные споры рассматриваются в судебном порядке.
На основании п. 1 ч. 1 ст. 60 Земельного кодекса РФ, нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случаях: признания судом недействительным акта исполнительного органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, повлекших за собой нарушение права на земельный участок; самовольного занятия земельного участка; в иных предусмотренных федеральными законами случаях.
Как указано в п. 4 ч. 2 ст. 60 Земельного кодекса РФ, действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем, в том числе восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Согласно ч. 2 ст. 62 Земельного кодекса РФ, на основании решения суда лицо, виновное в нарушении прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, может быть принуждено к исполнению обязанности в натуре (восстановлению плодородия почв, восстановлению земельных участков в прежних границах, возведению снесенных зданий, строений, сооружений или сносу незаконно возведенных зданий, строений, сооружений, восстановлению межевых и информационных знаков, устранению других земельных правонарушений и исполнению возникших обязательств).
Как указано в ст. 59 Земельного кодекса РФ, признание права на земельный участок осуществляется в судебном порядке. Судебное решение, установившее право на землю, является юридическим основанием, при наличии которого органы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним обязаны осуществить государственную регистрацию права на землю или сделки с землей в порядке, установленном Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости».
В соответствии с п.п. 1-3 ст. 209 ГК РФ, собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом (статья 129), осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.
В силу п. 1 ст. 263 ГК РФ, собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (пункт 2 статьи 260).
В пункте 2 статьи 260 ГК РФ указано, что на основании закона и в установленном им порядке определяются земли сельскохозяйственного и иного целевого назначения, использование которых для других целей не допускается или ограничивается. Пользование земельным участком, отнесенным к таким землям, может осуществляться в пределах, определяемых его целевым назначением.
Согласно ст. 11 Земельного кодекса РФ, к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель. Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В материалах гражданского дела имеется выписка из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 12.05.2022г. № № (л.д. 7-9), согласно которой правообладателем земельного участка площадью 2242 +/- 17 кв.м., с кадастровым номером № категория земель – земли населённых пунктов, вид разрешённого использования: для ведения личного подсобного хозяйства (приусадебный земельный участок), расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, является ФИО1, ответчик по делу.
Как указано в акте обследования земельного участка от 11.05.2022г. (л.д. 12), комиссией в составе: начальника управления муниципального контроля администрации муниципального образования Северский район ФИО8 и главного специалиста управления муниципального контроля ФИО9, произведено обследование земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью 3006 кв.м., расположенного в <адрес>, с видом разрешённого использования – для ведения личного подсобного хозяйства. В ходе выезда комиссией установлено: на земельном участке расположен водный объект (пруд). Имеются признаки использования земельного участка не по целевому назначению.
20.07.2022г. заместитель главы администрации муниципального образования Северский район ФИО11 направил в адрес ФИО1 уведомление от 15.07.2022г. № (л.д. 13-15), в котором указано, что в результате мониторинга использования земель по их целевому назначению, управлением муниципального контроля было установлено, что земельный участок с кадастровым номером №, общей площадью 2242 кв.м., с видом разрешённого использования - для ведения личного подсобного хозяйства (приусадебный земельный участок), принадлежащий ему на праве собственности, используется не по целевому назначению, так как на земельном участке расположен котлован, предположительно используемый под пруд. Исходя из вышеизложенного, предлагают ему в добровольном порядке устранить допущенные нарушения, путём приведения земельного участка с кадастровым номером № в исходное состояние, и дальнейшем использовании его по целевому назначению.
10.08.2022г. также составлен акт обследования земельного участка (л.д. 17), который идентичен акту обследования земельного участка от 11.05.2022г. (л.д. 12).
Как усматривается из актов обследования земельного участка от 11.05.2022г. и 10.08.2022г., комиссией произведено обследование земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью 3006 кв.м., тогда как согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 12.05.2022г. № №л.д. 7-9), ФИО1 принадлежит на праве собственности земельный участок площадью 2242 +/- 17 кв.м.
Также, в материалах гражданского дела имеются фотоматериалы от 11.05.2022г. (л.д. 18-19), якобы являющиеся приложением к акту обследования земельного участка от 10.08.2022г., однако, суду невозможно установить, к чему именно относятся данные фотоматериалы, поскольку на них отсутствуют сведения о том, что это приложение к акту обследования земельного участка.
В соответствии с абз. 1, 2, 4, 7 и 8 ст. 42 Земельного кодекса РФ, собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, осуществлять на земельных участках строительство, реконструкцию зданий, сооружений в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
В силу п. 3 ч. 2 ст. 5 Водного кодекса РФ, к поверхностным водным объектам относятся водоемы (озера, пруды, обводненные карьеры, водохранилища).
Согласно пп. 3 п. 1 ст. 40 Земельного кодекса РФ, собственник земельного участка имеет право проводить в соответствии с разрешенным использованием оросительные, осушительные, агролесомелиоративные, культуртехнические и другие мелиоративные работы, строить пруды (в том числе образованные водоподпорными сооружениями на водотоках) и иные водные объекты в соответствии с установленными законодательством экологическими, строительными, санитарно-гигиеническими и иными специальными требованиями.
Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, 16.07.2021г. ФИО1 обратился к главе Северского сельского поселения ФИО12 с заявлением, в котором он просил дать согласие на углубление места естественного скопления воды для дальнейшего её использования в целях полива, а также на расчистку прилегающего к границам земельных участков ерека с целью беспрепятственного стока воды и недопущения подтопления прилегающих территорий.
Согласно ответу главы Северского сельского поселения Северского района ФИО12 от 13.08.2021г. № на имя ФИО1, возможность углубления места скопления воды для дальнейшего её использования в целях полива предусмотрена действующим законодательством. Сведений о нахождении принадлежащих ему земельных участков в охранной зоне не имеется. Согласно сведениям из ЕГРН, вид разрешённого использования его земельных участков – для индивидуального огородничества без права капитального строительства, что говорит о возможности нахождения объекта для полива сельскохозяйственных культур. В соответствии с вышеизложенным, он имеет право возвести на принадлежащих ему земельных участках пруд, с соблюдением установленных законодательством экологическими, строительными, санитарно-гигиеническими и иными специальными требованиями.
В связи с чем, ФИО1 провёл на своём земельном участке ряд работ по благоустройству: выравнивание склонов, обустройства площадок на разных уровнях высоты, расчистку естественного места скопления воды, обустройства его берегов для недопущения оползания, дренажирование поверхностных вод для недопущения намокания и разрушения фундамента будущего дома и других строений.
Согласно ст. 59 ГПК РФ, суд принимает только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения дела.
В соответствии со ст. 60 ГПК РФ, обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.
Как указано в ст. 67 ГПК РФ, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Результаты оценки доказательств суд обязан отразить в решении, в котором приводятся мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими. При оценке документов или иных письменных доказательств суд обязан с учетом других доказательств убедиться в том, что такие документ или иное письменное доказательство исходят от органа, уполномоченного представлять данный вид доказательств, подписаны лицом, имеющим право скреплять документ подписью, содержат все другие неотъемлемые реквизиты данного вида доказательств. При оценке копии документа или иного письменного доказательства суд проверяет, не произошло ли при копировании изменение содержания копии документа по сравнению с его оригиналом, с помощью какого технического приема выполнено копирование, гарантирует ли копирование тождественность копии документа и его оригинала, каким образом сохранялась копия документа. Суд не может считать доказанными обстоятельства, подтверждаемые только копией документа или иного письменного доказательства, если утрачен и не передан суду оригинал документа, и представленные каждой из спорящих сторон копии этого документа не тождественны между собой, и невозможно установить подлинное содержание оригинала документа с помощью других доказательств.
В ч.ч. 1 и 2 ст. 56 ГПК РФ указано, что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
Из положений ч. 1 ст. 196 ГПК РФ видно, что при принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению.
Таким образом, судом установлено и подтверждается материалами дела, что представителями истца в нарушение требований ч. 1 ст. 56 ГПК РФ суду не предоставлено относимых и допустимых доказательств, с достоверностью подтверждающих факт нецелевого использования ФИО1 земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес><адрес>, <адрес>.
В соответствии с п.п. 1 и 2 ст. 10 ГК РФ, не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом). Не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке. В случае несоблюдения требований, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, суд, арбитражный суд или третейский суд с учетом характера и последствий допущенного злоупотребления отказывает лицу в защите принадлежащего ему права полностью или частично, а также применяет иные меры, предусмотренные законом.
Таким образом, суд приходит к выводу, что действия истца администрации муниципального образования Северский район являются заведомо недобросовестным осуществлением гражданских прав.
Согласно ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации, органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Учитывая изложенное, суд полагает, что истец администрация муниципального образования Северский район злоупотребляет правом и с учётом характера злоупотребления отказывает в удовлетворении исковых требований, полагая, что соблюдение требований действующего законодательства является основополагающим конституционным принципом, который в том числе обеспечивается правосудием.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 56, 59, 60, 67, 71, 167, 193-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Отказать в удовлетворении исковых требований администрации муниципального образования Северский район к ФИО1 о признании незаконным действия по нецелевому использованию земельного участка с кадастровым номером № и обязании прекратить использование земельного участка по нецелевому назначению, вернув его в первоначальный вид, в том числе путём восстановления плодородного слоя почвы.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме, путём подачи апелляционной жалобы через Северский районный суд Краснодарского края.
Мотивированное решение принято 04 апреля 2023 года.
Председательствующий: А.С. Мальцев