ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 230048-01-2024-000003-09 от 29.01.2024 Староминской районного суда (Краснодарский край)

К делу № 2-65/2024

УИД № 23RS0048-01-2024-000003-09

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ст. Староминская Краснодарского края 29 января 2024 года

Староминской районный суд Краснодарского края в составе:

председательствующего судьи Болдырева С.А.,

при секретаре Кудря Л.Е.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Министерства природных ресурсов Краснодарского края к ИП глава КФХ Стрюк Валентине Михайловне об обязании устранить нарушения законодательства в области охраны окружающей среды,

у с т а н о в и л:

Истец обратился в суд с иском к ответчику, указывая, что в соответствии с Положением о министерстве природных ресурсов Краснодарского края, утвержденным постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 19.10.2012 № 1250, министерство природных ресурсов Краснодарского края (далее - министерство) осуществляет региональный государственный экологический контроль (надзор) при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, за исключением деятельности с использованием объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю (надзору). В соответствии с Положением о региональном государственном экологическом контроле (надзоре), утвержденным постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 23.12.2021 № 970 «Об утверждении Положения о региональном государственном экологическом контроле (надзоре)» предметом государственного экологического контроля является соблюдение обязательных требований в области охраны окружающей среды в отношении объектов, не подлежащих федеральному государственному экологическому контролю (надзору). Министерством в целях реализации полномочий по осуществлению регионального государственного экологического контроля (надзора) на основании задания на проведение контрольного (надзорного) мероприятия без взаимодействия с контролируемым лицом от 05.04.2022 № 18 проведен мониторинг безопасности размещенной информации в государственной информационной системе, предназначенной для ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду - ПТО УОНВОС (https://ksv.rpn.gov.ru). В результате изучения имеющейся информации и в соответствии со сведениями, содержащимися в едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, установлено, что в разделе «Сведения о видах экономической деятельности» ИП глава КФХ Стрюк В.М. (ИНН: , ОГРНИП ) указан вид деятельности 01.11 «Выращивание зерновых (кроме риса), зернобобовых культур и семян масличных культур». Указанная хозяйственная деятельность подразумевает эксплуатацию стационарных источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, что подтверждает наличие стационарных источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. Таким образом, в результате осуществления хозяйственной деятельности ИП главы КФХ Стрюк В.М. осуществляется выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух. В результате изучения информации установлено, что объект ИП главы КФХ Стрюк В.М., оказывающий негативное воздействие на окружающую среду, не числится в ПТО УОНВОС. В соответствии с частью 1 статьи 49 Федерального закона от 31.07.2020 № 248- ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» министерством в адрес ИП главы КФХ Стрюк В.М. направлено предостережение от 13.02.2023 № 1.23/313ПРЭ, содержащее информацию о недопустимости нарушения обязательных требований и принятии исчерпывающих мер к приведению деятельности в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды (далее - предостережение). Предостережение направлено заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу регистрации (почтовый идентификатор 80095781184748), получено Стрюк Валентиной Михайловной 25.02.2023 лично. Согласно предостережению от 13.02.2023 № 1.23/313ПРЭ ИП главе КФХ Стрюк В. М. необходимо в течение 30 дней с момента получения предостережения принять меры по соблюдению обязательных требований, установленных пунктом 1 статьи 69.2 Закон № 7-ФЗ. Срок исполнения предостережения истек 24.03.2023. При этом уведомление об исполнении предостережения или возражение в порядке, установленном постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 23.12.2021 № 970 «Об утверждении положения о региональном государственном экологическом контроле (надзоре)», в адрес министерства предоставлено не было. 06.03.2023 ИП главой КФХ Стрюк В.М. была подана заявка о постановке объекта HBOC на государственный учет. На данный момент в реестре ПТО УНВОС числится одна отклоненная заявка: ИП главе КФХ Стрюк В.М., объект: Ангар, адрес: <адрес> до канала, заявка отклонена 07.03.2023 по основаниям, предусмотренным подпунктом «б» пункта 25 Правил создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 07.05.2022 № 830 (далее - Правила), или представлены неполные и (или) недостоверные сведения, а именно сведения, указанные в подпункте «а», «б», «в», «д» пункта 14, «б» пункта 15 настоящих Правил. При этом ИП главой КФХ Стрюк В.М. после отклонения заявки не приняты меры по устранению вышеперечисленных замечаний и постановке объектов на государственный учет, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, что грубо нарушает нормы законодательства в сфере охраны окружающей среды и природопользования. Вопреки требованиям закона ИП главой КФХ Стрюк В.М. эксплуатируемые объекты HBOC на государственный учет не поставлены, что подтверждается отклоненной заявкой № 8587960 от 06.03.2023, размещенной в государственной информационной системе, предназначенной для ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду - ПТО УОНВОС (https://ksv.rpn.gov.ru). Бездействие ответчика способствует нарушению прав граждан, установленных статьей 42 Конституции Российской Федерации, гарантирующей каждому право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением, в том числе их судебную защиту (статья 46 Конституции Российской Федерации). Просит суд обязать индивидуального предпринимателя главу крестьянского (фермерского) хозяйства Стрюк Валентину Михайловну в течение месяца со дня вступления в законную силу решения суда поставить на государственный учет объект (объекты), оказывающие негативное воздействие на окружающую среду.

Представитель истца в судебное заседание не явился о времени и месте судебного заседания уведомлен надлежаще, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.

Ответчик в судебное заседание не явился, в суд представил заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие, а также отзыв на исковое заявление, в котором пояснила, что для постановки объекта НВОС на государственный кадастровый учет необходимо подать заявку в территориальный орган Роспотребнадзора или орган исполнительной власти субъекта РФ. Сделать это нужно в течение шести месяцев со дня ввода в эксплуатацию. С ее стороны нарушений нет. Заявки подавались вовремя и систематически по мере отклонения. Первая заявки ею была подана еще 27.02.2023 г. № 8587960, которую отклонили, 13.03.2023 г. подана новая заявка № 8731797, а зарегистрировали заявку только 15.01.2024 г., что подтверждается скриншотом личного кабинета РПН. Объект НВОС поставлен на государственный учет 17.01.2024 г. по заявке от 13.03.2023 г., а исковое заявление подано 05.12.2023 г. Просит суд в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ, суд полагает возможным рассмотреть дело без участия, не явившихся сторон.

Исследовав материалы дела, суд приходит к убеждению, что в удовлетворении заявленных исковых требований следует отказать полностью по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Согласно статьям 1 и 3 Закона № 7-ФЗ хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна основываться, в том числе на следующих принципах: обязательность проведения оценки воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности; презумпция экологической опасности любой планируемой хозяйственной и иной деятельности; платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде, допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности, на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды.

Негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.

К числу видов негативного воздействия на окружающую среду относятся выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками.

Статьей 1 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» определено, что загрязняющее вещество это химическое вещество или смесь веществ, в том числе радиоактивных, и микроорганизмов, которые поступают в атмосферный воздух, содержатся и (или) образуются в нем и которые в количестве и (или) концентрациях, превышающие установленные нормативы, оказывают негативное воздействие на окружающую среду, а также вредное воздействие на жизнь, здоровье человека.

Источниками выбросов являются сооружения, техническое устройство, оборудование, которое выделяет в атмосферный воздух загрязняющие вещества. Стационарными источниками являются источники выброса, местоположение которого определено с применением единой государственной системы координат или который может быть перемещен посредством передвижного источника.

В соответствии с пунктом 1 статьи 69.2 Закона 7-ФЗ объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, в уполномоченном Правительством Российской Федерации федеральном органе исполнительной власти, за исключением объектов подведомственных федеральному органу исполнительной власти в области обеспечения безопасности, федеральный орган исполнительной власти в области обеспечения безопасности в отношений подведомственных ему объектов или органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией.

Постановка на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется на основании заявки о постановке на государственный учет (далее - заявка), которая подается юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями не позднее, чем в течение шести месяцев со дня начала эксплуатации указанных объектов (пункт 2 статьи 69.2 Закона № 7-ФЗ). Форма заявки утверждена приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно пункту 4 статьи 4.2 Закона № 7-ФЗ присвоение объекту, оказывающему негативное воздействие на окружающую среду, соответствующей категории осуществляется при его постановке на государственный учет.

Критерии отнесения объектов HBOC к объектам I, II, III и IV категорий утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 № 2398.

В силу пункта 4 статьи 69.2 Закона № 7-ФЗ уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в течение десяти дней со дня получения заявки обязаны осуществить постановку на государственный учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, с присвоением ему кода и категории объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, и выдать юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю свидетельство о постановке на государственный учет этого объекта.

Министерством в целях реализации полномочий по осуществлению регионального государственного экологического контроля (надзора) на основании задания на проведение контрольного (надзорного) мероприятия без взаимодействия с контролируемым лицом от 05.04.2022 № 18 проведен мониторинг безопасности размещенной информации в государственной информационной системе, предназначенной для ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду - ПТО УОНВОС (https://ksv.rpn.gov.ru).

В результате изучения имеющейся информации и в соответствии со сведениями, содержащимися в едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, установлено, что в разделе «Сведения о видах экономической деятельности» ИП глава КФХ Стрюк В.М. (ИНН: , ОГРНИП ) указан вид деятельности 01.11 «Выращивание зерновых (кроме риса), зернобобовых культур и семян масличных культур». Указанная хозяйственная деятельность подразумевает эксплуатацию стационарных источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, что подтверждает наличие стационарных источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

Таким образом, в результате осуществления хозяйственной деятельности ИП главы КФХ Стрюк В.М. осуществляется выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

В результате изучения информации установлено, что объект ИП главы КФХ Стрюк В.М., оказывающий негативное воздействие на окружающую среду, не числится в ПТО УОНВОС. В соответствии с частью 1 статьи 49 Федерального закона от 31.07.2020 № 248- ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» министерством в адрес ИП главы КФХ Стрюк В.М. направлено предостережение от ДД.ММ.ГГГГ, содержащее информацию о недопустимости нарушения обязательных требований и принятии исчерпывающих мер к приведению деятельности в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды (далее - предостережение).

Предостережение было направлено заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу регистрации (почтовый идентификатор 80095781184748), получено Стрюк Валентиной Михайловной 25.02.2023 лично.

Согласно предостережению от ДД.ММ.ГГГГ ИП главе КФХ Стрюк В.М. необходимо было в течение 30 дней с момента получения предостережения принять меры по соблюдению обязательных требований, установленных пунктом 1 статьи 69.2 Закон № 7-ФЗ. Срок исполнения предостережения истек 24.03.2023.

Как установлено в судебном заседании 06.03.2023 ИП главой КФХ Стрюк В.М. была подана заявка о постановке объекта HBOC на государственный учет. В реестре ПТО УНВОС числится одна отклоненная заявка: ИП главе КФХ Стрюк В.М., объект: Ангар, адрес: <адрес> до канала, заявка отклонена 07.03.2023 по основаниям, предусмотренным подпунктом «б» пункта 25 Правил создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 07.05.2022 № 830 (далее - Правила), или представлены неполные и (или) недостоверные сведения, а именно сведения, указанные в подпункте «а», «б», «в», «д» пункта 14, «б» пункта 15 настоящих Правил.

13.03.2023 г. ИП главой КФХ Стрюк В.М. была подана новая заявка № 8731797 о постановке объекта HBOC на государственный учет, которая была зарегистрирована Министерством 15.01.2024 г..

Согласно Выписке из государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду № 8731797 по состоянию на 17.01.2024 г. сведения о постановке объекта HBOC на государственный учет внесены в государственный реестр 17.01.2024 г..

При таких обстоятельствах правовых оснований для удовлетворения исковых требований Министерства природных ресурсов Краснодарского края к ИП глава КФХ Стрюк Валентине Михайловне об обязании устранить нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, не имеется, т.к. установлено, что ответчик выполнил требования, указанные в иске.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении исковых требований Министерства природных ресурсов Краснодарского края к ИП глава КФХ Стрюк Валентине Михайловне об обязании устранить нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, отказать.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Староминской районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Копию решения направить сторонам.

Председательствующий: С.А. Болдырев