УИД № 23RS0051-01-2019-002344-22 Дело № 12-94/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
06 ноября 2019 года г. Тимашевск
Судья Тимашевского районного суда Краснодарского края Муравленко Е.И., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ПАО «НК «Роснефть» - Кубаньнефтепродукт» на постановление старшего государственного инспектора Межрегионального управления Росприроднадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея ФИО1 <№> от 18 июля 2019 года по делу об административном правонарушении по ст.8.2 КоАП РФ,
У С Т А Н О В И Л :
Обжалуемым постановлением старшего государственного инспектора Межрегионального управления Росприроднадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея ФИО1 <№> от 18 июля 2019 года ПАО «НК «Роснефть» - Кубаньнефтепродукт» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ, и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
С указанным постановлением ПАО «НК «Роснефть» - Кубаньнефтепродукт» не согласилось, считает его незаконным и необоснованным, просит отменить, мотивируя тем, что управлением Росприроднадзора в период с 13 мая 2019 года по 07 июня 2019 года проведена плановая проверка в отношении ПАО «НК «Роснефть»-Кубаньнефтепродукт», по итогам которой 28 июня 2019 года составлен акт проверки <№>. После чего 18 июля 2019 года по результатам одной и той же проверки на основании одного акта проверки в нарушение ч.5 ст.4.1. КоАП РФ, общество несколько раз привлечено к административной ответственности по ст. 8.2. КоАП РФ, тогда как на момент вынесения в 14 часов 50 минут обжалуемого постановления общество уже было привлечено к административной ответственности по ст. 8.2. КоАП РФ постановлением <№>, вынесенного должностным лицом 18 июля 2019 года в 11 часов 10 минут, то есть обществу неправомерно вменено совершение нескольких самостоятельных административных правонарушений, предусмотренных ст. 8.2. КоАП РФ. Кроме того, считает в его действиях отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ, поскольку обществом разработан паспорт на отход «Мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный)», в компонентный состав которого входит 17,8 % полимерных материалов, включающие тару от чистящих и моющих средств, поэтому нет необходимости выделения «Тары полиэтиленовой, загрязненной средствами моющими, чистящими и полирующими» как отдельного отхода. Помимо этого, общество не согласно с нарушением утвержденных нормативов образования отходов и лимитов на их размещение на полигонах, так как с утвержденными нормативами образования отходов и лимитов на их размещение объектом размещения отходов является полигон ТКО, эксплуатируемый юридическим лицом АО «Мусороуборочная компания». В 2017 году данная компания выбрана в качестве регионального оператора для которого определены тарифы на услуги и закреплена зона обслуживания Краснодар и Динской район, Тимашевский район не входит в зону обслуживания АО «Мусороуборочная компания», следовательно, размещение отходов на данном полигоне невозможно, поэтому действия общества следует характеризовать как действия в условиях крайней необходимости.
В судебное заседание представитель ПАО «НК «Роснефть» - Кубаньнефтепродукт» не явился, хотя о времени и месте рассмотрения дела был извещен надлежащим образом, причину неявки не сообщил, ходатайств о рассмотрении дела в его отсутствие не предоставил, в связи с чем, суд в соответствии со ст. 25.1 КоАП РФ, п.6 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года № 5, считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель управления Росприроднадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея в суд не явился, представил письменный отзыв на жалобу, в котором просил рассмотреть дело в его отсутствие, а также отказать в удовлетворении жалобы, мотивировав тем, что ПАО «НК «Роснефть» - Кубаньнефтепродукт» совершило несколько самостоятельных правонарушений на разных объектах, поэтому общество подлежит ответственности за каждое правонарушение. Кроме того, отходы «Тара полиэтиленовая, загрязненная средствами моющими, чистящими и полирующими» отнесен к 4 классу опасности и к 4 блоку классификатора и не может быть включен в состав паспорта на отходы «Мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный)», который относится к 7 блоку. Общество обязано было направить запрос на заключение соглашения с региональным оператором Тимашевского района, которым является ООО «Чистый город». Объектом размещения отходов общества является полигон ТБО, эксплуатируемый юридическим лицом АО «Мусороуборочная компания», тогда как в 2018 году отходы транспортировались ООО «Лотос 2010» с последующим размещением на полигоне, эксплуатируемом ОО МП «ЖКХ» Красноармейского района, что является нарушением утвержденных нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, в части изменения данных об объектах размещения отходов, поэтому не имеется доказательств того, что общество действовало в результате крайней необходимости.
Проверив материалы дела, выслушав участвующих в деле лиц, судья находит основания для отмены постановления, поскольку старшим государственным инспектором Межрегионального управления Росприроднадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея нарушены нормы процессуального права.
Административная ответственность по ст.8.2 КоАП РФ (в редакции Федерального закона от 23 июля 2013 года № 226-ФЗ) наступает за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами, и влечет наложение наказания на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
На основании ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
В силу п.3 ст.30.6 КоАП РФ судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.
Как видно из материалов дела об административном правонарушении <№> в отношении ПАО «НК «Роснефть» - Кубаньнефтепродукт», на основании распоряжения руководителя Межрегионального управления Росприроднадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея ФИО2 <№> от 16 апреля 2019 года в период с 13 мая 2019 года по 07 июня 2019 года в отношении ПАО «НК «Роснефть» - Кубаньнефтепродукт» решено провести плановую проверку с целью установления фактов соблюдения обществом законодательства РФ.
Согласно акту проверки <№> от 28 июня 2019 года, проверена деятельность ПАО «НК «Роснефть» - Кубаньнефтепродукт» по адресам: <...>, места фактического осуществления деятельности: Краснодарский край, Туапсинский район, ФАД М27 Джубга-Сочи 3 км + 660 м слева; г. Новороссийск, <...>; Краснодарский край, г. Сочи, Адлерский район, ул. Авиационная 17/10; Краснодарский край, район Белореченский, г. Белореченск, ул. Майкопское шоссе, №1; <...>; Краснодарский край, Ленинградский район, ст. Ленинградская, пром.зона; <...>; <...>; <...>; <...>; <...>, <...>; <...> (автомагистраль М-4 "Дон", км1359+800м); <...> (автомагистраль М-4 "Дон", км1359+600м); 385000, <...> б; г. Майкоп-Усть-Лабинск, 6км (район автодороги Майкоп - Усть-Лабинск перед поворотом на очистные сооружения).
Из указанного акта в частности выявлено, что по адресу: <...> при эксплуатации очистных сооружений общество не осуществляется в полном объеме мероприятия по охране окружающей среды, выражающиеся в плановых и внеплановых зачистках очистных сооружений, общество ведет деятельность, в результате которой образуются отходы, с нарушением требований ч.1 ст.14 Федерального закона № 89-ФЗ от 24 июня 1998 года «Об отходах производства и потребления», постановления Правительства РФ от 16 августа 2013 года № 712 «О порядке проведения паспортизации отходов I-IV классов опасности», не обеспечена передача отходов на объект размещения отходов - полигон ТБО, эксплуатируемый юридическим лицом АО «Мусороуборочная компания», что является нарушением утвержденных нормативов образования отходов и лимитов на их размещение от 11 мая 2016 года № О 1198-П, в части изменения данных об объектах размещения отходов.
Однако, указанный акт проверки представлен управлением Росприроднадзора не в полном объеме, результаты всех выявленных нарушений в представленной части акта проверки не указаны, другие дела в отношении заявителя суду также не представлены, тогда как определением Тимашевского районного суда от 13 сентября 2019 года истребованы все материалы дел об административном правонарушении в отношении ПАО «НК «Роснефть» - Кубаньнефтепродукт».
Заявитель ПАО «НК «Роснефть» - Кубаньнефтепродукт» также не приложил к жалобе иные, кроме обжалуемого, постановления о привлечении к административной ответственности.
Постановлением старшего государственного инспектора Межрегионального управления Росприроднадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея ФИО1 <№> от 18 июля 2019 года в 14 часов 50 минут ПАО «НК «Роснефть» - Кубаньнефтепродукт» признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ в предыдущей редакции, и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
Однако, абзацем 2 ч.3 ст.23.1 КоАП РФ определено, что дела об административных правонарушениях, влекущих административное приостановление деятельности, рассматриваются судьями районных судов.
Санкцией ст.8.2 КоАП РФ (в редакции Федерального закона от 23 июля 2013 года № 226-ФЗ) для юридических лиц предусмотрено наказание в виде административного штрафа в размере от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Таким образом, настоящее дело подлежало рассмотрению судьей районного суда.
Данное обстоятельство и требования статей 23.1, 29.1, 29.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях должностным лицом управления Росприроднадзора оставлены без внимания как при принятии дела к производству, так и при его рассмотрении, определение о передаче дела на рассмотрение судье районного суда не вынесено.
Дело об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.2 КоАП РФ об административных правонарушениях, в отношении ПАО «НК «Роснефть» - Кубаньнефтепродукт» было рассмотрено должностным лицом управления Росприроднадзора с нарушением правил подсудности.
Согласно статье 47 Конституции Российской Федерации никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.
Исходя из положений части 1 статьи 1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Согласно правовой позиции, приведенной в определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 03 июля 2007 года № 623-О-П и от 15 января 2009 года № 144-О-П, решение, принятое с нарушением правил подсудности, не может быть признано правильным, поскольку оно вопреки части 1 статьи 47 и части 3 статьи 56 Конституции Российской Федерации принимается судом, не уполномоченным в силу закона на рассмотрение данного дела, что является существенным (фундаментальным) нарушением, влияющим на исход дела и искажающим саму суть правосудия.
Разрешение дела с нарушением правил подсудности не отвечает и требованию справедливого правосудия, поскольку должностное лицо либо суд, не уполномоченный на рассмотрение того или иного конкретного дела, не является, по смыслу части 1 статьи 46 и части 1 статьи 47 Конституции Российской Федерации, законным должностным лицом либо судом, а принятые в результате такого рассмотрения акты не обеспечивают гарантии прав и свобод в сфере правосудия.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания.
При таких обстоятельствах постановление старшего государственного инспектора Межрегионального управления Росприроднадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея ФИО1 <№> от 18 июля 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.2 КоАП РФ, в отношении ПАО «НК «Роснефть» - Кубаньнефтепродукт» подлежит отмене, а дело возращению в указанный орган для принятия на основании п.4 ч.1 ст.29.4 КоАП РФ постановления о передаче дела по подсудности.
Руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья
Р Е Ш И Л :
Жалобу ПАО «НК «Роснефть» - Кубаньнефтепродукт» – удовлетворить частично.
Постановление старшего государственного инспектора Межрегионального управления Росприроднадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея ФИО1 <№> от 18 июля 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном по ст.8.2 КоАП РФ в отношении ПАО «НК «Роснефть» - Кубаньнефтепродукт» - отменить.
Дело об административном правонарушении возвратить в Межрегиональное управление Росприроднадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея для принятия на основании п.4 ч.1 ст.29.4 КоАП РФ постановления о передаче дела по подсудности в районный суд.
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Тимашевский районный суд в течение 10 дней со дня его вручения или получения.
Судья Справка: решение не вступило в законную силу.