ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 230051-01-2021-000133-91Д от 05.04.2021 Тимашевского районного суда (Краснодарский край)

УИД № 23RS0051-01-2021-000133-91 Дело №2-676/2021

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

05 апреля 2021 года г. Тимашевск

Тимашевский районный суд Краснодарского края в составе:

председательствующего Муравленко Е.И.,

при секретаре Маркаровой А.А.,

с участием представителя истцов по доверенностям ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2, ФИО3 и ФИО5 к ФГКУ «Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ о признании права собственности на квартиру в порядке приватизации,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО2, ФИО3 и ФИО5 обратились в суд с иском к ФГКУ «Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ о признании права долевой собственности по 1/3 доле за каждым в порядке приватизации на квартиру, площадью 52,1 кв. м, расположенную по адресу: Краснодарский край, г.Тимашевск, <адрес>, указав, что ФИО2 являлся военнослужащим и 3 сентября 2009 года войсковой частью № 51128 ему на семью предоставлена указанная квартира. Договором 19 октября 2009 года данная квартира передана их семье в общую долевую собственность. Однако, управление Росреестра в 2015 года отказало им в регистрации права собственности, в связи с не предоставлением документов от передающей стороны. Они неоднократно обращались в Министерство обороны РФ и подведомственные ему органы о предоставлении документов и передаче квартиры в собственность, на что получали ответы об отсутствии документов на указанную квартиру, которая на бюджетном учете в Минобороны не состоит, в связи с чем, они вынуждены обратиться в суд.

В судебном заседании представитель истцов ФИО1 просила удовлетворить исковые требования, пояснив, что жилое помещение распределялось ФИО2 структурным подразделением Министерства обороны Российской Федерации, а именно войсковой воинской частью 01228 на основании решения жилищно-бытовой комиссии воинской части 51128 от 03 сентября 2009 года в целях обеспечения жилым помещением военнослужащего и членов его семьи в соответствии с Федеральным законом «О статусе военнослужащих». Полномочия собственника (Министерства обороны Российской Федерации) на территории Южного военного округа осуществляет ФГКУ «Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, за которым на праве оперативного управления закреплено имущество Министерства обороны РФ, поэтому доводы данного учреждения об исключении его из числа ответчиков по данному делу являются необоснованными.

Представитель ответчика ФГКУ «Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений» Министерства Обороны Российской Федерации ФИО6 в суд не явилась, направила ходатайство о рассмотрении в ее отсутствие, а также письменный отзыв, в котором пояснила, что уставом учреждению не предоставлено полномочий по совершению действий по передаче в частную собственность граждан жилых помещений в порядке приватизации, отдельных заданий собственника также не поступало. ФИО2 и членам его семьи спорная квартира была передана в собственность в порядке приватизации на основании договора от 19 октября 2009 года. ФГКУ «Северо-Кавказское ТУИО» не является стороной по данному договору, поэтому не может выступать стороной по данному делу, а также спорная квартира на балансе учреждения не состоит.

Представитель третьего лица управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю в суд не явился, представил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, пояснив, что сведения о правообладателях в ЕГРН отсутствуют.

Выслушав представителя истцов, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.

Согласно постановлению главы администрации Тимашевского района <№> от 17 ноября 1995 года квартиры <адрес> в г. Тимашевске включены в число служебных жилых помещений войсковой части №01288; утверждено решение заседания жилищно-бытовой комиссии войсковой части 01288 (протокол <№> от 10 ноября 1995 года) о предоставлении квартир военнослужащим.

Из постановления главы администрации Тимашевского района <№> от 10 сентября 1997 года следует, что на ряд квартир, в том числе и на спорную квартиру выданы ордера постоянного типа военнослужащим войсковой части 01288, постановление главы администрации Тимашевского района <№> от 17 ноября 1995 года считать утратившим силу.

Как видно из технического паспорта, составленного филиалом ГУП КК «Крайтехинвентаризация» по Тимашевскому района по состоянию на 18 июня 2005 года, квартиры <адрес> в г.Тимашевске принадлежали войсковой части № 01288 на основании регистрационных удостоверений. Так, спорная квартира <№> в указанном доме принадлежит Федеральному управлению железнодорожных войск РФ в/ч 01288 на основании регистрационного удостоверения <№> от 29 мая 1996 года.

Согласно военному билету, справке Военной академии тыла и транспорта <№> от 30 июня 2006 года, справке ФГУ Буденовская КЭЧ района МО РФ о сдачи жилого помещения <№> от 14 июля 2009 года и справке В/ч <№> от 29 сентября 2006 года ФИО2 13 июля 2009 года сдал КЭЧ в/ч 73745 служебное жилое помещение однокомнатную квартиру в г.Георгиевске по <адрес>, за время обучения в академии жилой площадью не обеспечивался, а с 07 августа 2006 года по 30 сентября 2006 года проходил службу в войсковой части 01228, служебным жильем не обеспечивался.

Согласно выписке из протокола <№> заседания жилищно-бытовой комиссии войсковой части 51128 от 03 сентября 2009 года, двухкомнатная квартира по адресу: г.Тимашевск, <адрес> сдана в установленном порядке подполковником ФИО7, и освободившаяся квартира согласно списка нуждающихся в улучшении жилищных условий предоставлена подполковнику ФИО2 на состав семьи 3 человека.

Из рапорта ФИО2 от 24 сентября 2009 года на имя командира в/ч 01228, он обратился за разрешением приватизации предоставленной ему и членам его семьи квартиры.

Согласно договору передачи жилого помещения в собственность, заключенного 19 октября 2009 года между Воинской частью 01228 в лице командира ФИО8 и ФИО2, ФИО3 и ФИО5, истцам передана в общую долевую собственность бесплатно в порядке приватизации двухкомнатная квартира, расположенная по адресу: Краснодарский край, г.Тимашевск, <адрес>. Право собственности приобретается у указанных лиц с момента государственной регистрации права собственности в органе, осуществляющим государственную регистрацию прав.

Пунктом 5 указанного договора указано, что право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации жилого помещения на основании ст. 11 Закона «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации, ранее истцами не использовано.

Однако, из сообщения управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю от 11 декабря 2015 года следует, что истцам отказано в государственной регистрации права собственности, поскольку не подано заявление о государственной регистрации права от передающей стороны.

Из домовой книги и паспортов истцов видно, что в спорной квартире зарегистрированы только истцы со 02 декабря 2009 года по настоящее время, а согласно справке МКУ «Жилищно-коммунальное хозяйство, строительство, транспорт и связь Тимашевского городского поселения Тимашевского района» от 28 января 2021 года в состав семьи входят ФИО2, его жена ФИО3 и их дочь ФИО5, которые проживают в спорной квартире.

На основании выписок из ЕГРН от 28 января 2021 года истцы собственниками других жилых помещений на территории РФ не значатся, также сведения об их участии в приватизации отсутствуют.

Согласно пенсионному удостоверению от 02 августа 2012 года, ФИО2 в настоящее время не является военнослужащим, как видно из учетной карте офицера запаса на основании приказа МО РФ <№> от 24 марта 2012 года уволен в запас.

Таким образом, в ходе судебного разбирательства достоверно установлено, что истцы в соответствии с Федеральным законом «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» обладают правом приватизации жилого помещения, поскольку они постоянно проживают и зарегистрированы в спорной квартире.

Согласно отзыву управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю и выписке из ЕГРН об основных характеристиках объекта недвижимости от 06 августа 2020 года сведения о правообладателях и зарегистрированных правах на спорную квартиру в ЕГРН отсутствуют.

Согласно справке администрации Тимашевского городского поселения Тимашевского района от 01 февраля 2021 года квартира, расположенная по адресу: г.Тимашевск, <адрес>, в реестре муниципального имущества Тимашевского городского поселения Тимашевского района не значится.

Из технического паспорта инв. <№> от 02 сентября 2014 года, составленного филиалом ГУП КК «Крайтехинвентаризация» по Тимашевскому района по состоянию на 02 сентября 2014 года, технического плана помещения от 24 сентября 2014 года и кадастрового паспорта помещения от 06 октября 2014 года следует, что спорная квартира значится в собственности Федерального управления железнодорожных войск РФ в/ч 01228 на основании регистрационного удостоверения <№> от 29 мая 1996 года, квартире присвоен кадастровый номер <№>, ее общая площадь составляет 52,1 кв. м.

Согласно ответу Войсковой части 01228 <№> от 17 апреля 2020 года, жилой 55-квартирный дом <адрес> в г.Тимашевске на балансе в/ч 01228 не значится. Копии документов, подтверждающих наличие зарегистрированного в установленном порядке права на указанный жилой дом, предоставить не представляется возможным, так как проводимыми Министерством обороны РФ в период с 2010-2012 года реорганизационными мероприятиями, правоустанавливающие документы на жилищный фонд, числящийся ща в/ч 012287, были переданы в соответствующие организации.

Из ответа Федерального государственного казенного учреждения «Южное региональное управление жилищного обеспечения» <№> от 05 июня 2020 года следует, что полномочия собственника (Министерства обороны Российской Федерации) на территории Южного военного округа осуществляет ФГКУ «Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, за которым на праве оперативного управления закреплено имущество Министерства обороны РФ, куда перенаправлено обращение представителя истцов ФИО1 для рассмотрения.

Согласно ответу ФГКУ «Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений» Минобороны Российской Федерации <№> от 11 июня 2020 года, на бюджетный учет в учреждение объекты жилищного фонда, в том числе и запрашиваемое жилое помещение, от квартирно-эксплуатационных частей не передавались, приказами директора Департамента имущественных отношений Минобороны России на праве оперативного управления не закреплялись, какие-либо сведения и документы по данному жилому помещению в учреждении отсутствует. Для защиты имущественных прав учреждение рекомендовало обратиться в суд.

Из ответа Министерства обороны Российской Федерации г. Москва <№> от 23 октября 2020 года следует, что обращение направлено по принадлежности для рассмотрения по существу в Департамент военного имущества Министерства обороны Российской Федерации.

Согласно ответу Департамента военного имущества Министерства обороны Российской Федерации <№> от 12 ноября 2020 года, что спорное жилое помещение за подведомственными Департаменту учреждениями не закреплено, на балансовом учёте не состоит. В целях защиты прав на спорную квартиру рекомендовано обратиться в суд в рамках гражданского судопроизводства с согласия всех проживающих членов семьи с приложением документа, подтверждающего право на занятие указанного жилого помещения и документов подтверждающих факт проживания в спорном жилом помещении. Вступившее в силу решение суда будет являться основанием для регистрации права собственности на жилое помещение в органах Росреестра.

Исходя из ответов, полученных истцами из Министерства обороны РФ и структурных подразделений Министерства обороны Российской Федерации, обладающих полномочиями в сфере контроля и распоряжения имуществом Министерства обороны Российской Федерации, следует, что спорная квартира относится к той категории имущества, которое может являться объектом приватизации.

В этой связи, при разрешении заявленных исковых требований суд учитывает, что на момент предоставления квартиры, а затем и передачи её в собственность в порядке приватизации, статус служебного она не имела, истцы вселены в спорную квартиру в установленном законом порядке, проживают и зарегистрированы в спорном жилом помещении с декабря 2009 года, в настоящее время право истцов на квартиру не оспаривается, каких-либо прав на квартиру, являющуюся предметом исковых требований по данному гражданскому делу, так и требований об освобождении занимаемого помещения к истцам не предъявлено.

На основании ст.18 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены) либо в ведение органов местного самоуправления поселений в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилых помещений.

В пункте 4 постановления Пленума Верховного суда РФ от 24 августа 1993 года № 8 «О некоторых вопросах применения судами закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» указано, что в соответствии со ст. 18 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» переход государственных и муниципальных предприятий в иную форму собственности либо их ликвидация не влияют на жилищные права граждан, проживающих в домах таких предприятий и учреждений, в том числе и на право бесплатной приватизации жилья.

В силу п. 5 указанного постановления требования граждан о бесплатной передаче жилого помещения в общую собственность всех проживающих в нем лиц либо в собственность одного или некоторых из них (в соответствии с достигнутым между этими лицами соглашением) подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возложена обязанность по передаче жилья в собственность граждан, так как ст. 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" наделила граждан, занимающих жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда по договору социального найма, правом с согласия всех проживающих совершеннолетних членов семьи и проживающих с ними несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в общую собственность (долевую или совместную).

Согласно п. 1 ст. 15 Федерального Закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета. Военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Служебные жилые помещения предоставляются в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности предоставить служебные жилые помещения в указанных населенных пунктах - в других близлежащих населенных пунктах.

Исходя из указанных положений право на бесплатное приобретение в собственность занимаемого жилья, предполагает создание гражданам равных правовых условий реализации данного права. Устанавливая в законодательном порядке право граждан на получение жилья в собственность, государство обязано обеспечить и возможность реализации этого права.

Следовательно, если гражданин по независящим от него причинам не может реализовать свое право на приватизацию занимаемого им на условиях социального найма жилого помещения, то он вправе обратиться с иском о признании за ним права собственности в судебном порядке.

Доводы ФГКУ «Северо-Кавказское ТУИО» о том, что он является ненадлежащим ответчиком, суд считает необоснованными, поскольку на основании п.5 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утверждённого Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 года <№>, установлено, что Министерство обороны Российской Федерации осуществляет свою деятельность непосредственно и через органы управления военных округов, иные органы военного управления, территориальные органы (военные комиссариаты).

Согласно указанного Положения ФГКУ «Северо-Кавказское ТУИО» Министерства обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, наделённым полномочиями в сфере управления и распоряжения имуществом Вооружённых Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны РФ организаций. Учреждение является некоммерческой организацией, созданной для выполнения работ, оказания услуг, в целях обеспечении реализации, предусмотренных законодательством Российской федерации в сфере учёта, управления и распоряжения, а также контроля над использованием и сохранностью имущества Вооруженных Сил Российской Федерации, находится в ведомственном подчинении Министерства обороны Российской Федерации.

Как установлено в судебном заседании в результате проведённой Министерством обороны реорганизации, полномочия по распоряжению имуществом, передаваемым в порядке приватизации военнослужащим (бывшим военнослужащим) переданы ответчику, что также следует из ответа ФГКУ «Южное региональное управление жилищного обеспечения» от 05 июня 2020 года <№>, согласно которому полномочия собственника (Министерства обороны Российской Федерации) на территории Южного военного округа осуществляет ФГКУ «Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, за которым на праве оперативного управления закреплено имущество Министерства обороны РФ.

Однако, до настоящего времени каких-либо мер по надлежащей передаче в собственность ФИО2 и членов его семьи занимаемого ими жилого помещения структурными организациями Минобороны РФ не приняты.

При таких обстоятельствах, суд считает необходимым удовлетворить исковые требования и признать за истцами право долевой собственности в порядке приватизации на спорную квартиру.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования ФИО2, ФИО3 и ФИО5 к ФГКУ «Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ о признании права собственности на квартиру в порядке приватизации – удовлетворить.

Признать за ФИО2, ФИО3 и ФИО5 в порядке приватизации право общей долевой собственности по 1/3 доли за каждым на квартиру, общей площадью 52,1 кв. м, с кадастровым номером <№>, расположенную по адресу: Краснодарский край, Тимашевский район, г.Тимашевск, <адрес>.

Данное решение является основанием для внесения соответствующих сведений управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю в единый государственный реестр недвижимости и государственный кадастр недвижимости в отношении указанного имущества, и основанием для регистрации за истцами права долевой собственности на квартиру.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Краснодарского краевого суда в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Полный текст решения изготовлен 09 апреля 2021 года.

Председательствующий Справка: решение не вступило в законную силу.