УИД № 23RS0051-01-2021-002098-16 Дело № 2а-1672/2021
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
24 августа 2021 года г. Тимашевск
Тимашевский районный суд Краснодарского края в составе:
председательствующего Муравленко Е.И.,
при секретаре Рудниченко И.Г.,
с участием помощника прокурора Тимашевского района Малютиной Н.А., действующей в интересах ребенка-инвалида <ФИО>1,
законного представителя лица, в интересах которого подано административное исковое заявление <ФИО>1 - ФИО1,
представителя административного ответчика - администрации муниципального образования Тимашевский район ФИО2,
представителя заинтересованного лица - Управления образования администрации муниципального образования Тимашевский район - ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Тимашевского района, действующего в интересах ребенка-инвалида <ФИО>1 к администрации муниципального образования Тимашевский район о признании незаконным бездействия по необеспечению ребенка с ограниченными возможностями здоровья бесплатным питанием,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Тимашевского района, действующий в интересах ребенка-инвалида <ФИО>1 обратился в суд с административным иском к администрации муниципального образования Тимашевский район о признании незаконным бездействия по необеспечению ребенка с ограниченными возможностями здоровья бесплатным питанием в период с 01.09.2017 до 01.09.2020 и взыскании компенсации за питание в размере 55 035,27 рублей, указав, что несовершеннолетний <ФИО>1, <дд.мм.гггг> г.р., является ребенком-инвалидом с 01.08.2018. По результатам комплексного психолого-медико-педагогического обследования от 08.06.2018 <ФИО>1 установлен статус ребенка с ограниченными возможностями здоровья, рекомендовано обучение в образовательной организации по основной общеобразовательной программе. <ФИО>1 обучается в МБОУ СОШ № 11 на домашней форме обучения с 01.09.2017, в настоящее время переведен в 8 "Г" класс. Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья обеспечиваются бесплатным двухразовым питанием. Дети-инвалиды, имеющие статус обучающихся с ограниченными возможностями, должны обеспечиваться сухим пайком или получать компенсацию за питание в денежном эквиваленте. Указанный вопрос действующим законодательством возложен по исполнению на органы местного самоуправления. Однако, административным ответчиком вопрос обеспечения детей с ограниченными возможностями здоровья бесплатным двухразовым питанием длительное время не решался, нормативно-правовой акт по данному вопросу не принимался. Лишь по результатам внесенного 30.09.2019 представления прокурором района, а также с использованием проекта, направленного прокуратурой района, постановлением администрации муниципального образования Тимашевский район от 11.06.2020 № 628 утвержден Порядок обеспечения бесплатным двухразовым питанием обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в муниципальных общеобразовательных организациях муниципального образования Тимашевский район. В результате бездействия административного ответчика в период времени с 01.09.2017 по 01.09.2020 <ФИО>1 бесплатным двухразовым питанием не обеспечивался, компенсация в виде сухого пайка либо в денежном эквиваленте не предоставлялась, чем нарушены права ребенка-инвалида. Сумма, подлежащая компенсации составляет 55 035,27 рублей. В связи с тем, что нарушены права ребенка-инвалида, прокурор вынужден обратиться в суд с настоящим административным иском.
В судебном заседании помощник прокурора Тимашевского района Малютина Н.А., действующая в интересах ребенка-инвалида <ФИО>1, поддержала административные исковые требования и просила суд признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Тимашевский район в части не обеспечения ребенка с ограниченными возможностями здоровья <ФИО>1 бесплатным двухразовым питанием в период времени с 01.09.2017 по 01.09.2020. Взыскать с администрации муниципального образования Тимашевский район в пользу <ФИО>1 компенсацию за питание, в размере 55 035,27 рублей за период с 01.09.2017 по 01.06.2021.
Законный представитель несовершеннолетнего лица, в интересах которого подано административное исковое заявление <ФИО>1 - ФИО1 в зале суда поддерживала административные исковые требования прокурора Тимашевского района и просила их удовлетворить.
Представитель административного ответчика - администрации муниципального образования Тимашевский район, по доверенности ФИО2 в зале суда возражала против удовлетворения административных исковых требований, указав, что размеры компенсации родителям (законным представителям) детей, обучающихся на дому, являются расходными обязательствами субъектов РФ. Отельные льготные категории (дети из малоимущих и (или) многодетных семей, лица с ограниченными возможностями здоровья и т.п.) имеют право на бесплатное питание в образовательной организации или частичную компенсацию затрат за счет регионального или местного бюджета. Учитывая, что законодательством РФ не установлен соответствующий уровень бюджета для предоставления указанной меры поддержки, Министерство образования, науки и молодежной политики Краснодарского края 18.09.2020 дало разъяснение, согласно которому установление полномочий по обеспечению обучающихся с ограниченными возможностями здоровья бесплатным двухразовым питанием в муниципальных организациях относится исключительно к компенсации органов местного самоуправления и рекомендовало на уровне муниципального образования принять муниципальный правовой акт, позволяющий выделить бюджетные ассигнования на указанные цели. Постановлением администрации муниципального образования Тимашевский район от 11.06.2020 № 628 утвержден Порядок обеспечения бесплатным двухразовым питанием обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в муниципальных образовательных организациях муниципального образования Тимашевский район. В то время как статус ребенка с ограниченными возможностями здоровья <ФИО>1 установлен 08.06.2018.
Представитель заинтересованного лица - Министерства образования, науки и молодежной политики Краснодарского края в зал судебного заседания не явился, хотя о дате, времени и месте судебного разбирательства извещен судом надлежащим образом, о причине своей неявки суду не сообщил, ходатайства о рассмотрении дела в его отсутствие не предоставлял. В связи с чем, на основании ст. 150 КАС РФ, суд счел возможным рассмотреть административное дело в его отсутствие.
Представитель заинтересованного лица - Управления образования администрации муниципального образования Тимашевский район, по доверенности ФИО3 в зале суда по принятию решения полагалась на усмотрение суда.
Выслушав участников судебного процесса, исследовав представленные доказательства и иные материалы дела, суд считает административные исковые требования, подлежащими удовлетворению, по следующим основаниям.
На основании ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
В соответствии со ст. 59 КАС РФ, доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.
В силу ст. 61 КАС РФ доказательства являются допустимыми, если они отвечают требованиям, указанным в статье 59 настоящего Кодекса. Обстоятельства административного дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими иными доказательствами.
В ходе судебного заседания установлено, что несовершеннолетний <ФИО>1, <дд.мм.гггг> г.р., является ребенком-инвалидом с 01.08.2018, что также подтверждается справкой <№> от 15.06.2018.
По результатам комплексного психолого-медико-педагогического обследования от 08.06.2018 <ФИО>1 установлен статус ребенка с ограниченными возможностями здоровья, рекомендовано обучение в образовательной организации по основной образовательной программе.
<ФИО>1 обучается в МБОУ СОШ № 11 на домашней форме обучения с 01.09.2017, переведен в 8 "Г" класс что подтверждается приказом <№> от 31.08.2017.
В соответствии со ст. 5 ФЗ от 29.12.2012 № 273 "Об образовании в Российской Федерации" реализация права каждого человека на образование обеспечивается путем создания федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления соответствующих социально-экономических условий для его получения.
В соответствии с п. 4 ст. 37 ФЗ от 29.12.2012 № 273 "Об образовании в Российской Федерации" обеспечение питанием обучающихся за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется в случаях и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации, обучающихся за счет бюджетных ассигнований бюджетов - органами местного самоуправления.
Согласно п. 7 ст. 79 указанного выше ФЗ, обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья обеспечиваются бесплатным двухразовым питанием.
Письмом Минобрнауки России от 14.01.2016 № 07-81 "Об осуществлении выплат компенсации родителям (законным представителям) детей, обучающихся на дому" дано разъяснение, согласно которому дети-инвалиды, имеющие статус обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, получающие образование на дому, должны обеспечиваться сухим пайком или получать компенсацию за питание в денежном эквиваленте.
В силу п. 13 ч. 1 ст. 16 ФЗ от 06.10.2003 № 131 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к вопросам местного значения городского округа относятся организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также осуществление в пределах своих полномочий мероприятий по обеспечению организации отдыха детей в каникулярное время, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья.
В ч. 5 ст. 20 указанного выше ФЗ определено, что органы местного самоуправления вправе устанавливать за счет средств бюджета муниципального образования (за исключением финансовых средств, передаваемых местному бюджету на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.
В судебном заседании совокупностью представленных суду доказательств установлено, что административным ответчиком вопрос обеспечения детей с ограниченными возможностями здоровья бесплатным двухразовым питанием длительное время не решался, нормативно-правовой акт по данному вопросу не принимался.
30.09.2019 прокурором Тимашевского района в адрес административного ответчика внесено представление, по результатам которого с использованием проекта, направленного прокуратурой района, принято постановление администрации муниципального образования Тимашевский район от 11.06.2020 № 628, которым утвержден Порядок обеспечения бесплатным двухразовым питанием обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в муниципальных общеобразовательных организациях муниципального образования Тимашевский район.
При таких обстоятельствах, в результате бездействия администрации муниципального образования Тимашевский район в период времени с 01.09.2017 по 01.09.2020, <ФИО>1 бесплатным двухразовым питанием не обеспечивался, компенсация в виде сухого пайка, либо в денежном эквиваленте не предоставлялась, чем нарушены права ребенка-инвалида.
Согласно представленным расчетам МАОУ СОШ № 11, сумма, подлежащая компенсации <ФИО>1 со дня обучения на дому составляет 55 035,27 рублей, из расчета:
2017-2018 учебный год: количество занятий - 149 дней обучения, стоимость набора продуктов: завтрак - 53 рубля, обед - 55 рублей, сумма компенсации - 16 092 рублей;
2018-2019 учебный год: количество занятий - 159 дней обучения, стоимость набора продуктов: завтрак - 53 рубля, обед - 55 рублей, сумма компенсации - 17 172 рублей;
2019-2020 учебный год: количество занятий - 122 дня обучения, стоимость набора продуктов: завтрак - 59 рублей, обед - 61 рубль, сумма компенсации - 14 640 рублей;
2020-2021 учебный год: сумма компенсации 16 462 рублей, из которых административным ответчиком выплачено 9 330,73 рублей, оставшаяся сумма компенсации - 7 131,27 рублей;
При таких обстоятельствах, сумма компенсации за питание подлежащая взысканию с административного ответчика за период с 01.09.2017 по 01.06.2021 составляет 55 035,27 рублей.
Доводы представителя административного ответчика о том, что до 18.09.2020 законодательством не был установлен уровень бюджета для предоставления указанной выше меры поддержки, суд считает несостоятельными и подлежащими отклонению, поскольку из приведенных выше нормативных актов установлено, что такая обязанность возложена на органы местного самоуправление. Само по себе обращение административного ответчика в Министерство образования, науки и молодежной политики Краснодарского края по вопросу разъяснения указанных выплат, не является основанием для признания бездействия административного ответчика законным.
В силу ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в п.п. 1 и 2 ч. 9 данной статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в п.п. 3 и 4 ч. 9 и в ч. 10 данной статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Учитывая, что доказательств о выполнении административным ответчиком указанных требований закона в оспариваемый период времени суду не представлено, административный иск подлежит удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд,
РЕШИЛ:
Административный иск прокурора Тимашевского района, действующего в интересах ребенка-инвалида <ФИО>1 к администрации муниципального образования Тимашевский район о признании незаконным бездействия по необеспечению ребенка с ограниченными возможностями здоровья бесплатным питанием – удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Тимашевский район в части необеспечения ребенка с ограниченными возможностями здоровья <ФИО>1 бесплатным двухразовым питанием в период времени с 01.09.2017 по 01.09.2020.
Взыскать с администрации муниципального образования Тимашевский район в пользу <ФИО>1 компенсацию за питание за период с 01.09.2017 по 01.06.2021, в размере 55 035,27 рублей (пятьдесят пять тысяч тридцать пять рублей, 27 коп.).
Копию настоящего решения направить лицам, участвующим в деле в течение трех дней со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Тимашевский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме будет принято 27.08.2021.
Председательствующий Справка: решение не вступило в законную силу.