ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 230051-01-2022-001324-26 от 18.05.2022 Тимашевского районного суда (Краснодарский край)

Мировой судья с/у № 210 Мясников А.В. Дело № 12-52/2022

№ 5-54/2022 УИД № 23RS0051-01-2022-001324-26

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

18 мая 2022 года г. Тимашевск

Судья Тимашевского районного суда Краснодарского края Муравленко Е.И., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу АО «Пэкэджинг Кубань» на постановление мирового судьи судебного участка № 210 Тимашевского района от 05 марта 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.19.7 КоАП РФ,

У С Т А Н О В И Л :

Обжалуемым постановлением мирового судьи судебного участка № 210 Тимашевского района от 05 марта 2022 года (резолютивная часть объявлена 03 марта 2022 года) АО «Пэкэджинг Кубань» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.19.7 КоАП РФ, и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 3 000 рублей.

С указанным постановлением АО «Пэкэджинг Кубань» не согласилось, считает его незаконным и необоснованным, просит отменить и производство по делу прекратить, мотивируя тем, что изменение наименования организации с ЗАО на АО не является реорганизацией акционерного общества, поскольку изменение наименование проведено в соответствии с изменениями в законодательство, которым предусмотрено, что акционерные общества подразделяются только на публичные и непубличные, поэтому общество не обязано было уведомлять Роспотребнадзор. Кроме того, срок давности привлечения к ответственности истек.

В судебном заседании представитель АО «Пэкэджинг Кубань» ФИО1 просил отменить постановление мирового судьи, производство по делу прекратить, пояснив, что общество организационно-правовой формы не изменяло, произошло лишь преобразование юридического лица, а не реорганизация. Более того, истек срок давности привлечения, поскольку регистрация смены наименования произведена в марте 2021 года.

Представитель территориального отдела управления Роспотребнадзора по Краснодарскому краю в Тимашевском, Брюховецком, Приморско-Ахтарском, Каневском районах ФИО2 просила оставить постановление мирового судьи без изменения, поскольку оно вынесено законно и обосновано, АО «Пэкэджинг Кубань» не предоставило сведения о реорганизации юридического лица в форме преобразования. Правонарушение является длящимся, поэтому срок привлечения к административной ответственности исчисляется со дня обнаружения административной ответственности в течение одного года.

Проверив материалы дела, выслушав участвующих в деле лиц, судья находит основания для отмены постановления и прекращения производства, в связи с истечением срока привлечения к административной ответственности.

Административная ответственность по ст.19.7 КоАП РФ наступает за непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) государственный контроль (надзор), государственный финансовый контроль, организацию, уполномоченную в соответствии с федеральными законами на осуществление государственного надзора (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) муниципальный контроль, муниципальный финансовый контроль, сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, либо представление в государственный орган (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) государственный контроль (надзор), государственный финансовый контроль, организацию, уполномоченную в соответствии с федеральными законами на осуществление государственного надзора (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) муниципальный контроль, муниципальный финансовый контроль, таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде, за исключением случаев, предусмотренных статьей 6.16, частью 2 статьи 6.31, частями 1, 2 и 4 статьи 8.28.1, статьей 8.32.1, частью 1 статьи 8.49, частью 5 статьи 14.5, частью 4 статьи 14.28, частью 1 статьи 14.46.2, статьями 19.7.1, 19.7.2, 19.7.2-1, 19.7.3, 19.7.5, 19.7.5-1, 19.7.5-2, частью 1 статьи 19.7.5-3, частью 1 статьи 19.7.5-4, статьями 19.7.7, 19.7.8, 19.7.9, 19.7.12, 19.7.13, 19.7.14, 19.7.15, 19.8, 19.8.3 настоящего Кодекса.

На основании ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

В соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ, судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.

В силу п.3 ст.30.6 КоАП РФ судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.

Согласно ст. 24.1 КоАП РФ, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Как следует из смысла ст. 26.1 и 26.2 КоАП РФ, обстоятельства, имеющие отношение к делу об административном правонарушении, устанавливаются путем исследования доказательств, к которым относятся любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которого находится дело, определяет наличие или отсутствие события административного правонарушения, а также виновность лица, привлекаемого к административной ответственности.

При производстве по делу об административном правонарушении в отношении АО «Пэкэджинг Кубань» допущены существенные нарушения, повлиявшие на правильность разрешения дела.

Как видно из постановления мирового судьи судебного участка № 210 Тимашевского района от 05 марта 2022 года АО «Пэкэджинг Кубань» не представило в государственный орган (должностному лицу), осуществляющему государственный контроль (надзор), сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, поскольку при проведении выездной плановой проверке 17 января 2022 года установлено, что ЗАО «Пэкэджинг Кубань» с 01 апреля 2021 года изменило организационно-правовую форму и согласно выписке из ЕГРЮЛ от 13 января 2022 года полное название юридического лица – акционерное общество «Пэкэджинг Кубань», и в нарушение п.10 Правил представления уведомлений о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности и учета указанных уведомлений, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 гола № 584, не уведомило Роспотребнадзор о реорганизации юридического лица, в связи с чем, плановая проверка ЗАО «Пэкэджинг Кубань» не проведена.

Указанные обстоятельства послужили привлечению общества к административной ответственности по ст.19.7 КоАП РФ, при этом мировой судья пришел к выводу о том, что общество изменило организационно-правовую форму, о чем не уведомило контролирующий орган.

Для привлечения к административной ответственности по статье 19.7 КоАП РФ установлены два условия: предоставление информации в государственный орган (должностному лицу) должно быть предусмотрено законом; и представляемая информация необходима для обеспечения законной деятельности государственного органа (должностного лица).

Обязанность юридического лица о дополнительном сообщении сведений установлена статьей 6 Федерального закона №294-ФЗ от 26 декабря 2008 года «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», подп. «В» п.10 Правил предоставления уведомления о начале осуществления отдельных видов деятельности и учета указанных уведомлений, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16 июля 2009 гола № 584,

в соответствии с которыми юридическое лицо и/или индивидуальный предприниматель обязаны дополнительно сообщать в уполномоченный орган государственного контроля (надзора) сведения о следующих изменениях: изменение места нахождения юридического лица и (или) места фактического осуществления деятельности, изменение места жительства индивидуального предпринимателя, реорганизация юридического лица.

Федеральным законом от 05 мая 2014 года № 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации», вступившим в силу с 01 сентября 2014 года, внесены изменения в раздел 6 параграфа 2 гл.4 ГК РФ «Акционерные общества» статья 97 ГК РФ изложена в новой редакции, чем исключено разделение акционерных обществ на закрытые и открытые.

С момента вступления в силу указанного Федерального закона акционерные общества подразделяются только на публичные и непубличные (ст. 663 ГК РФ).

На основании п. 7 ст. 3 Федерального закона от 05 мая 2014 года № 99-ФЗ, учредительные документы, а также наименования юридических лиц, созданных до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, подлежат приведению в соответствие с нормами главы 4 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) при первом изменении учредительных документов таких юридических лиц. Изменение наименования юридического лица в связи с приведением его в соответствие с нормами главы 4 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) не требует внесения изменений в правоустанавливающие и иные документы, содержащие его прежнее наименование. Учредительные документы таких юридических лиц до приведения их в соответствие с нормами главы 4 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) действуют в части, не противоречащей указанным нормам.

Как следует из выписок из ЕГРЮЛ, 25 марта 2021 года ЗАО «Пэкэджинг Кубань» в целях приведения Устава в соответствии с указанными изменениями в законодательстве РФ, утверждена новая редакция №4 Устава юридического лица, а также изменено фирменное наименование юридического лица Закрытого акционерного общества «Пэкэжинг Кубань» (ЗАО «Пэкэджинг Кубань») на Акционерное общество «Пэкэджинг Кубань» (АО «Пэкэджинг Кубань»), которые были зарегистрированы 01 апреля 2021 года.

На основании п.1 ст.57 ГК РФ реорганизация юридического лица (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительным документом.

Из указанной нормы права следует, что в результате реорганизации образуется новое юридическое лицо и она производится по решению его учредителей или органа юридического лица, уполномоченного учредительными документами.

В соответствии с п.5 ст.58 ГК РФ при преобразовании юридического лица одной организационно-правовой формы в юридическое лицо другой организационно-правовой формы права и обязанности реорганизованного юридического лица в отношении других лиц не изменяются, за исключением прав и обязанностей в отношении учредителей (участников), изменение которых вызвано реорганизацией.

По смыслу данной нормы преобразование подразумевает изменение организационно-правовой формы юридического лица.

В соответствии с п.3 ст.66 ГК РФ (в редакции, действовавшей до вступления в силу Федерального закона от 05 мая 2014 года № 99-ФЗ) хозяйственные общества могут создаваться в организационно-правовой форме акционерного общества, общества с ограниченной или с дополнительной ответственностью.

В силу ст. 20 Федерального закона от 26 декабря 1995 года № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» общество вправе преобразоваться в общество с ограниченной ответственностью или в производственный кооператив с соблюдением требований, установленных федеральными законами.

Из изложенных правовых норм права следует, что Гражданский Кодекс РФ прямо устанавливает, что акционерное общество является организационно-правовой формой юридического лица, при этим реорганизацией акционерного общества признается его преобразование только в общество с ограниченной ответственностью или производственный кооператив, а сама замена в фирменном наименовании общества аббревиатуры «ОАО» или «ЗАО» на «АО» или «ПАО» не свидетельствует об изменении организационно-правовой формы юридического лица, которая остается неизменной, общество остается акционерным обществом и реорганизации юридического лица не происходит.

В соответствии с п.5 ст.54 ГК РФ наименование, фирменное наименование и местонахождение юридического лица указываются в его учредительном документе и в Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ).

Согласно п.2 ст.96 ГК РФ фирменное наименование акционерного общества должно содержать его наименование и указание на то, что общество является акционерным.

В письме ФНС России от 4 сентября 2014 года № СА-4-14/17740@ указано, что фирменное наименование непубличного акционерного общества на русском языке должно содержать полное наименование общества и слова «акционерное общество», сокращенное фирменное наименование общества на русском языке должно содержать полное или сокращенное наименование общества и слова «акционерное общество» или «АО».

Таким образом, с правовой точки зрения изменение указания в фирменном наименовании на организационно-правовую форму общества представляет собой изменение фирменного наименования в связи с приведением его в соответствие с новыми требованиями законодательства. Это измененное фирменное наименование фиксируется в новой редакции учредительных документов.

Данный вывод подтверждается буквальным толкованием формулировки п.7 ст. 3 Закона № 99-ФЗ, в котором указано, что приведению в соответствие с нормами главы 4 ГК РФ подлежат учредительные документы, а также наименования юридических лиц. При этом в данной норме не указано, что юридические лица обязаны осуществить реорганизацию в Форме преобразования.

Аналогичное мнение излагается и отдельными государственными структурами. Так, Росавиация в письме «Разъяснения Росавиации в связи с вступлением в силу с 1 сентября 2014 года изменений, внесенных в главу четвертую части первой ГК РФ Законом № 99-ФЗ» указала: в новой редакции главы 4 ГК РФ устанавливается разделение акционерных обществ на публичные и непубличные (взамен деления на открытые и закрытые), то есть организационно-правовая форма «акционерное общество» сохраняется, изменяется наименование типов акционерного общества.

Из изложенного следует, что указание в фирменном наименовании акционерного общества на его тип в силу п.1 ст.54, п.1 ст.663 и ст.97 ГК РФ по своей правовой природе не является его реорганизацией (изменением организационно-правовой формы).

Указанные обстоятельства, в том числе ст. 20 Федерального закона от 26 декабря 1995 года № 208-ФЗ «Об акционерных обществах», мировым судьей при вынесении постановления от 05 марта 2022 года не учтены.

Абзацем 2 п.23 постановления Пленума ВАС РФ от 18 ноября 2003 года №19 «О некоторых вопросах применения Федерального закона «Об акционерных обществах» разъяснено, что при рассмотрении споров, связанных с преобразованием акционерного общества одного типа в акционерное общество другого типа, необходимо учитывать, что изменение типа общества не является реорганизацией юридического лица (его организационно-правовая форма не изменяется), поэтому требования, установленные пунктом 5 статьи 58 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктом 5 статьи 15 и статьей 20 Закона: о составлении передаточного акта, об уведомлении кредиторов о предстоящем изменении типа акционерного общества, - в таких случаях предъявляться не должны. Не применяются при этом и другие нормы, касающиеся реорганизации общества, в том числе предоставляющие акционерам право требовать выкупа принадлежащих им акций общества, если они голосовали против преобразования или не участвовали в голосовании по данному вопросу (статья 75 Закона).

Таким образом, внесение изменений в наименование и учредительные документы акционерного общества, в целях их приведения в соответствие с новой редакцией главы 4 ГК РФ, реорганизацией юридического лица не является, соответственно, АО «Пэкэджинг Кубань» не обязан направлять Роспотребнадзору уведомление о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, предоставление которых предусмотрено ч.6 ст.8, ч.2 ст.25 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», п.п «в» п. 10 Правил предоставления уведомлений о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности и учета указанных уведомлений, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года №584, так как в законе отсутствует требование о направлении уведомления, в связи с приведением учредительных документов юридического лица в соответствие с нормами главы 4 Гражданского Кодекса РФ.

При этом как видно из выписок из ЕГРЮЛ, на дату проведения выездной плановой проверки 17 января 2022 года основной вид хозяйственной деятельности, место нахождения юридического лица и место фактического осуществления деятельности АО «Пэкэджинг Кубань» не изменялись.

Согласно ст. 1.5 КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

В данном случае судья приходит к выводу об отсутствии вины АО «Пэкэджинг Кубань» и следовательно, состава административного правонарушения, предусмотренного ст.19.7 КоАП РФ.

Доводы заявителя о том, что на момент рассмотрения дела мировым судьей истек давности привлечения к административной ответственности, так и доводы представителя Роспотребнадзора о том, что в данном случае срок давности при длящемся правонарушении составляет один год, суд считает необоснованными.

Постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении срока давности привлечения лица к административной ответственности (ст. 4.5 КоАП РФ).

В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при истечении сроков давности привлечения к административной ответственности.

Из положений указанных правовых норм в их взаимосвязи следует, что по истечении установленного срока давности привлечения к административной ответственности дальнейшее производство по делу об административном правонарушении недопустимо, вопрос о виновности лица в совершении административного правонарушения обсуждаться не может.

Согласно части 1 статьи 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст.19.7 КоАП РФ, составляет три месяца со дня обнаружения правонарушения.

Абзацем 8 п.14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» разъяснено, что по смыслу части 1 статьи 4.5 и пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ истечение сроков привлечения к административной ответственности на время пересмотра постановления не влечет за собой его отмену и прекращение производства по делу, если для этого отсутствуют иные основания.

Абзацем 4 п.13.1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» разъяснено, что если при рассмотрении жалобы будет установлено, что в действиях лица, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, не содержится состава административного правонарушения либо отсутствовало само событие административного правонарушения, то такое постановление подлежит отмене с вынесением решения о прекращении производства по делу в соответствии с пунктом 1 либо пунктом 2 статьи 24.5 КоАП РФ.

На основании п. 3 ч.1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

На основании п.2 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ, производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств: отсутствие состава административного правонарушения.

Правонарушение, вменяемое АО «Пэкэджинг Кубань», имело место 17 января 2022 года, следовательно, трехмесячный срок привлечения его к административной ответственности по ст.19.7 КоАП РФ на момент рассмотрения дела мировым судьей не истек, и окончился только 16 апреля 2022 года.

Однако, поскольку по делу имеются основания для отмены постановления мирового судьи на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, то в данном случае истечение срока привлечения к административной ответственности на время пересмотра постановления не дает суду основания для отмены постановления и прекращения производства по делу на основании п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, в связи истечением срока давности привлечения к административной ответственности.

При таких обстоятельствах судья приходит к выводу об отмене постановления мирового судьи судебного участка № 210 Тимашевского района от 05 марта 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.19.7 КоАП РФ, в отношении АО «Пэкэджинг Кубань», и прекращении производства по делу об административном правонарушении, в связи с отсутствием состава административного правонарушения, на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.

Руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья

Р Е Ш И Л :

Жалобу АО «Пэкэджинг Кубань» на постановление мирового судьи судебного участка № 210 Тимашевского района от 05 марта 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.19.7 КоАП РФ – удовлетворить.

Постановление мирового судьи судебного участка № 210 Тимашевского района от 05 марта 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.19.7 КоАП РФ, в отношении АО «Пэкэджинг Кубань» - отменить.

Производство по делу об административном правонарушении в отношении АО «Пэкэджинг Кубань», предусмотренном ст.19.7 КоАП РФ, прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Решение вступает в законную силу после его вынесения.

Судья