ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 230062-01-2021-006266-98 от 19.09.2022 Первомайского районного суда г. Краснодара (Краснодарский край)

К делу № 12-494/2022

УИД №23RS0062-01-2021-006266-98

РЕШЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

19 сентября 2022 года г. Краснодар

Первомайский районный суд г. Краснодара в составе:

председательствующего судьи Игорцевой Е.Г.,

пом.судьи ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу главного инспектора Контрольно-счетной палаты Краснодарского края ФИО3 на постановление мирового судьи судебного участка №62 Центрального внутригородского округа г. Краснодара от 21.07.2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 15.15.7 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

Главный инспектор Контрольно-счетной палаты Краснодарского края ФИО3 обратился в суд с жалобой на постановление мирового судьи судебного участка №62 Центрального внутригородского округа г. Краснодара от 21.07.2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 15.15.7 КоАП РФ.

В обоснование жалобы главный инспектор указал, что 21.07.2022 года мировой судья прекратил производство по делу об административном правонарушении в отношении первого заместителя министра физической культуры и спорта Краснодарского края ФИО2, в связи с отсутствием состава административного правонарушения. Мировой судья пришел к выводу, что административная ответственность по части 2 статьи 15.15.7 КоАП РФ предусмотрена для казенных учреждений при нарушении ими порядка составления, утверждения и ведения бюджетных смет, ввиду чего для Министерства физической культуры и спора Краснодарского края, как органа исполнительной власти субъекта и главного распорядителя бюджетных средств, ответственность по указанной статье не установлена. Главный инспектор считает, что органы исполнительной власти субъектов РФ при реализации ими порядка составления, утверждения и ведения бюджетных смет в силу статьей 161 и 221 Бюджетного Кодекса РФ имеют статус казенных учреждений, в результате чего административная ответственность по части 2 статьи 15.15.7 КоАП РФ распространяется как на казенные учреждения, так и на любые государственные органы как на участников бюджетного процесса. Иное толкование законодательства фактически противоречит содержанию и смыслу нормативно-правовых актов в сфере бюджетного законодательства в целом и бюджетных правоотношений в частности. Исходя из сложившейся практики, органы исполнительной власти приравниваются к казенным учреждениям, а действие части 2 статьи 15.15.7 КоАП РФ распространяется на должностных лиц органов власти.

Согласно жалобе заявитель просил суд отменить постановление мирового судьи судебного участка №62 Центрального внутригородского округа г. Краснодара от 21.07.2022 года, направить дело на новое рассмотрение.

В судебном заседании представитель Контрольно-счетной палаты Краснодарского края – ФИО4, действующий на основании доверенности от 06.06.2022 года, поддержал жалобу, просил жалобу удовлетворить.

В судебном заседании представитель ФИО2ФИО5, действующая по доверенности от 09.06.2022 года, считала жалобу необоснованной, просила отказать в её удовлетворении.

Суд, выслушав участвующих лиц, исследовав материалы дела, пришел к следующему.

Как установлено судом и следует из материалов дела, постановлением мирового судьи судебного участка №62 Центрального внутригородского округа г. Краснодара от 28.01.2022 года прекращено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 15.15.7 КоАП РФ, в отношении первого заместителя министра физической культуры и спорта Краснодарского края ФИО2, в связи с отсутствием состава административного правонарушения (т.1 л.д.241-247).

Решением Первомайского районного суда г. Краснодара от 07.06.2022 года отменено указанное выше постановление от 28.01.2022 года, дело направлено на новое рассмотрение (т.2 л.д. 20-22).

Постановлением мирового судьи судебного участка №62 Центрального внутригородского округа г. Краснодара от 21.07.2022 года прекращено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 15.15.7 КоАП РФ, в отношении первого заместителя министра физической культуры и спорта Краснодарского края ФИО2, в связи с отсутствием состава административного правонарушения (т.2 л.д.46- 52).

В соответствии с требованиями части 1 статьи 30.3 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение 10 суток со дня вручения или поучения копии постановления.

Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении от 21.07.2022 года подана мировому судье согласно отметке 19.08.2022 года, сведения о направлении копии постановления от 21.07.2022 года в административный орган в деле отсутствуют, копии постановления от 21.07.2022 года вручена представителю административного органа 11.08.2022 года (т.2 справочный лист). Суд считает соблюденным срок на обращение в суд, установленный статьей 30.3 КоАП РФ.

В соответствии с частью 2 статьи 15.15.7 КоАП РФ нарушение казенным учреждением порядка составления, утверждения и ведения бюджетных смет влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 10 тысяч до 30 тысяч рублей.

Исходя из положений статьи 1.6 КоАП РФ, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного взыскания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.

Согласно статье 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В силу статьи 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые КоАП РФ или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения.

Статьей 6 Бюджетного кодекса РФ (далее – БК РФ) сводная бюджетная роспись определена как документ, который составляется и ведется финансовым органом (органом управления государственным внебюджетным фондом) в соответствии с настоящим БК РФ в целях организации исполнения бюджета по расходам бюджета и источникам финансирования дефицита бюджета.

Бюджетной росписью является документ, который составляется и ведется главным распорядителем бюджетных средств (главным администратором источников финансирования дефицита бюджета) в соответствии с БК РФ в целях исполнения бюджета по расходам (источникам финансирования дефицита бюджета).

В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 158 БК РФ главный распорядитель бюджетных средств составляет, утверждает и ведет бюджетную роспись, распределяет бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств и исполняет соответствующую часть бюджета.

На основании пункта 1 статьи 217 БК РФ порядок составления и ведения сводной бюджетной росписи устанавливается соответствующим финансовым органом.

На основании пункта 1 статьи 219 БК РФ порядок составления и ведения бюджетных росписей главных распорядителей (распорядителей) бюджетных средств, включая внесение изменений в них, устанавливается соответствующим финансовым органом.

Бюджетные росписи главных распорядителей бюджетных средств составляются в соответствии с бюджетными ассигнованиями, утвержденными сводной бюджетной росписью, и утвержденными финансовым органом лимитами бюджетных обязательств.

Бюджетные росписи распорядителей бюджетных средств составляются в соответствии с бюджетными ассигнованиями и доведенными им лимитами бюджетных обязательств.

В силу статьи 215.1 БК РФ организация исполнения бюджета возлагается на соответствующий финансовый орган. Исполнение бюджета организуется на основе сводной бюджетной росписи и кассового плана.

Пунктом 1 статьи 221 Бюджетного кодекса РФ (далее – БК РФ) бюджетная смета казенного учреждения составляется, утверждается и ведется в порядке, определенном главным распорядителем бюджетных средств, в ведении которого находится казенное учреждение, в соответствии с общими требованиями, установленными Министерством финансов Российской Федерации.

Бюджетная смета казенного учреждения, являющегося органом государственной власти (государственным органом), органом управления государственным внебюджетным фондом, органом местного самоуправления, осуществляющим бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств, утверждается руководителем этого органа или иным лицом, уполномоченным действовать в установленном законодательством Российской Федерации порядке от имени этого органа.

Приказом министерства финансов Краснодарского края от 26.12.2018 года № 590 утвержден Порядок составления и ведения сводной бюджетной росписи краевого бюджета и бюджетных росписей главных распорядителей средств краевого бюджета (главных администраторов источников финансирования дефицита краевого бюджета) (далее – Порядок).

Пунктом 1.1 Порядка № 590 установлено, что составление и ведение сводной бюджетной росписи краевого бюджета, утверждение (изменение) лимитов бюджетных обязательств осуществляется министерством финансов Краснодарского края

Пунктом 9.2 Порядка № 590 бюджетная роспись главного распорядителя составляется главным распорядителем по форме согласно приложению № 6 к Порядку в соответствии с бюджетными ассигнованиями, утвержденными сводной росписью по главному распорядителю (главному администратору источников), и утвержденными лимитами бюджетных обязательств по главному распорядителю, требованиями пункта 9.1, а также с использованием лицевых счетов получателей (лицевых счетов администраторов источников), аналитических классификаторов.

Согласно пункту 9.3 Порядка № 590 бюджетная роспись главного распорядителя на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период) утверждается главным распорядителем до начала очередного финансового года.

В соответствии с пунктом 9.6 Порядка № 590 ведение бюджетной росписи главного распорядителя и (или) изменение лимитов бюджетных обязательств осуществляет главный распорядитель (главный администратор источников) посредством внесения изменений в показатели бюджетной росписи главного распорядителя и (или) лимиты бюджетных обязательств.

На основании пункта 9.8 Порядка № 590 изменение бюджетной росписи главного распорядителя и (или) изменение лимитов бюджетных обязательств осуществляется главным распорядителем на основании предложений находящегося в его ведении распорядителя и (или) получателя (главным администратором источников - на основании предложений администратора источников).

Согласно пункту 9.11 Порядка № 590, в случае если изменения бюджетной росписи главного распорядителя и (или) лимитов бюджетных обязательств приводят к изменению показателей сводной росписи и (или) лимитов бюджетных обязательств, главный распорядитель (главный администратор источников) обеспечивает направление в министерство соответствующих документов на изменение показателей сводной росписи и (или) лимитов бюджетных обязательств в соответствии с разделом 6 настоящего Порядка.

На основании пункта 9.12 Порядка № 590 изменение сводной росписи и (или) лимитов бюджетных обязательств является основанием для внесения главным распорядителем (главным администратором источников) соответствующих изменений в показатели бюджетной росписи главного распорядителя и (или) лимиты бюджетных обязательств.

Изменения в показатели бюджетной росписи главного распорядителя и (или) лимиты бюджетных обязательств вносятся главным распорядителем (главным администратором источников) в течение трех рабочих дней со дня изменения сводной росписи и (или) лимитов бюджетных обязательств.

Приказом министерства физической культуры и спорта Краснодарского края от 30.01.2020 года № 84 утвержден Порядок составления, утверждения и ведения бюджетной сметы министерства физической культуры и спорта Краснодарского края (далее – Министерство) и бюджетных смет государственных казенных учреждений, подведомственных министерству физической культуры и спорта Краснодарского края (далее – Порядок № 84).

Согласно пункту 2.1 Порядка № 84 составлением сметы является установление объема и распределения направлений расходов бюджета на срок закона (решения) о бюджете на очередной финансовый год (на очередной финансовый год и плановый период) на основании доведенных до министерства и учреждений в установленном законодательством РФ порядке лимитов бюджетных обязательств на принятие и (или) исполнение обязательств по обеспечению выполнения функций Министерства, казенных учреждений, включая бюджетные обязательства по предоставлению бюджетных инвестиций и субсидий юридическим лицам.

Пунктом 3.2 Порядка № 84 установлено, что смета министерства и сметы учреждений утверждаются после доведения в установленном порядке лимитов бюджетных обязательств не позднее 10 рабочих дней со дня доведения соответствующих лимитов бюджетных обязательств, но не позднее 31 декабря года, предшествующего очередному финансовому году.

Пунктом 4.1 Порядка № 84 определено, что ведением сметы является внесение изменений в смету в пределах, доведенных в установленном порядке объемов соответствующих лимитов бюджетных обязательств.

Внесение изменений в смету осуществляется путем утверждения изменений показателей – сумм увеличения, отражающихся со знаком «плюс», и (или) уменьшения, отражающихся со знаком «минус», объемов сметных назначений.

Как следует из материалов дела, 30.12.2019 года первым заместителем министра физической культуры и спорта Краснодарского края ФИО2 утверждена бюджетная смета министерства физической культуры и спора Краснодарского края на 2020 финансовый год и плановый период 2021 и 2022 годов (т.1 л.д. 87-93).

Согласно расчетам плановых сметных показателей на 2020 год и на плановый период 2021-2022 года, утвержденным первым заместителем министра физической культуры и спорта Краснодарского края ФИО2 от 30.12.2019 года, по региональному проекту Краснодарского края «Спорт – норма жизни» предоставляются субсидии на 2020 год в размере 24 750 600,00 рублей, на 2021 год – 57 598 400,00 рублей, на 2022 год – 15 931 700,00 рублей (т.1 л.д. 94-95).

26.06.2020 года первый заместитель министра физической культуры и спорта Краснодарского края ФИО2 утвердил изменение показателей бюджетной сметы министерства физической культуры и спора Краснодарского края на 2020 финансовый год и плановый период 2021 и 2022 годов, согласно которым на 2020 год предоставлена субсидия в размере 902 400 рублей (т.1 л.д. 102-107).

Согласно расчетам плановых сметных показателей на 2020 год и на плановый период 2021-2022 года, утвержденным первым заместителем министра физической культуры и спорта Краснодарского края ФИО2 от 26.06.2020 года, по региональному проекту Краснодарского края «Спорт – норма жизни» предоставляются субсидии на 2020 год в размере 25 653 000,00 рублей, на 2021 год – 57 566 700,00 рублей, на 2022 год – 15 900 000,00 рублей (т.1 л.д. 106-107).

25.12.2020 года первым заместителем министра физической культуры и спорта Краснодарского края ФИО2 утвержденная бюджетная роспись и лимиты обязательств на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов с нулевыми суммами на 2021 и 2022 года (т.1 л.д. 115-121)

Согласно расчетам плановых сметных показателей на 2020 год и на плановый период 2021-2022 года, утвержденным первым заместителем министра физической культуры и спорта Краснодарского края ФИО2 от 25.12.2020 года, по региональному проекту Краснодарского края «Спорт – норма жизни» предоставляются субсидии на 2020 год в размере 25 653 000,00 рублей, на 2021 год – 0,00 рублей, на 2022 год – 0,00 рублей (т.1 л.д. 122-123).

Контрольно-счетной палатой Краснодарского края от 28.01.2021 года принято распоряжение №20-р о проведении контрольного мероприятия «Аудит эффективности и целевого расходования (предоставления) средств краевого бюджета, выделенных в 2020 году и истекшем периоде 2021 года на реализацию мероприятий регионального проекта «Создание для всех категорий и групп населения условий для занятий физической культурой и спортом, в том числе повышение уровня обеспеченности населения объектами спорта, а также подготовка спортивного резерва (спорт – норма жизни) в части реализации соглашений о предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации (выборочно) (т.1 л.д. 17).

Распоряжением контрольно-счетной палатой Краснодарского края №55-р от 04.06.2021 года внесены изменения в распоряжение №20-р от 28.01.2021 года в части участников контрольного мероприятия (т.1 л.д. 18-19)

В ходе контрольного мероприятия установлены нарушения бюджетного законодательства, составлен Акт от 01.09.2021 года (т.1 л.д. 22-61), согласно которому Министерством физической культуры и спора Краснодарского края распределены бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств по получателям бюджетных средств по кодам бюджетной классификации без утверждения бюджетной росписи на 2020 год и на плановый 2021 и 2022 годы. Бюджетные данные распределены 26.12.2019, 27.12.2019, тогда как бюджетная роспись Министерством утверждена 30.12.2019.

Таким образом, суд усматривает нарушение порядка составления, утверждения и ведения бюджетных смет, допущенное первым заместителем министра физической культуры и спорта Краснодарского края ФИО2

Мировой судья, прекращая производству по делу, посчитал, что министерство не осуществляет деятельность в форме казенного учреждения, в связи с чем ответственность за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.15.7 КоАП РФ, на него не распространяется, следовательно ФИО2 не является субъектом административного правонарушения.

Суд считает выводы мирового судьи неверными.

Мировой судья не учёл положения статьи 6 БК РФ, в которой под казенным учреждением понимается государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.

Министерство физической культуры и спорта Краснодарского края, согласно постановлению главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 28.06.2012 года № 745 «О министерстве физической культуры и спорта Краснодарского края» (далее – Положение), является органом исполнительной власти Краснодарского края, уполномоченным осуществлять реализацию государственной политики в области физической культуры и спорта в Краснодарском крае. Согласно пункту 3.19 Положения министерство осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств краевого бюджета в рамках утвержденных ему бюджетных ассигнований.

Иных главных распорядителей средств краевого бюджета для реализации государственной политики в области физической культуры и спорта в Краснодарском крае не имеется.

При изложенных обстоятельствах, суд считает, что мировым судьей при рассмотрении дела допущены существенное нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, что не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

В соответствии со ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится, в том числе решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, суд

РЕШИЛ:

Жалобу контрольно-счетной палаты Краснодарского края – удовлетворить.

Постановление мирового судьи судебного участка № 62 Центрального внутригородского округа г.Краснодара от 21.07.2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 15.15.7 КоАП, в отношении ФИО2 - отменить.

Направить административный материал в отношении первого заместителя министра физической культуры и спорта Краснодарского края ФИО2 мировому судье судебного участка № 62 Центрального внутригородского округа г.Краснодара. на новое рассмотрение.

Настоящее решение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в установленном законом порядке.

Судья Е.Г. Игорцева