К делу № 12-553/2023
УИД №23RS0062-01-2023-003340-81
РЕШЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
18 декабря 2023 года г. Краснодар
Первомайский районный суд г. Краснодара в составе:
председательствующего судьи Игорцевой Е.Г.,
пом.судьи Ижаева А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Солоненко Т. А. на постановление мирового судьи судебного участка №62 Центрального внутригородского округа г. Краснодара от 18.10.2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 15.15.6 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Представитель Солоненко Т.А. – ФИО3, действующий по доверенности, обратился в суд с жалобой на постановление мирового судьи судебного участка №62 Центрального внутригородского округа г. Краснодара от 18.10.2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 15.15.6 КоАП РФ.
Доводы жалобы сводятся к тому, что в рамках мероприятий по списанию задолженности в течение 2022 года министерство здравоохранения Краснодарского края вело переписку с ГКУ «Централизованная бухгалтерия министерства здравоохранения Краснодарского края» (далее – Бухгалтерия), в том числе, рассматривало направленные бухгалтерией пакеты документов на списание. В 4 квартале 2022 года в связи с необходимостью доработки переданного пакета документов ввиду кадровых изменений в составе Комиссии, документы были переданы на доработку в бухгалтерию, и до истечения 2022 года в адрес министерства доработанный пакет документов не поступал, в связи с чем заседания Комиссии не проводилось. Таким образом, составление первичного документа – решения комиссии (Акта), было невозможно по объективным причине, а именно, не направлению в министерство здравоохранения Краснодарского края пакета документов. Данные обстоятельства повлекли отсутствие признания указанной задолженности безнадежной к взысканию, и, как следствие, возникновение выявленного специалистами контрольно-счетной палаты Краснодарского края.
Согласно жалобе заявитель просил суд восстановить срок на подачу жалобы на постановление мирового судьи судебного участка №62 Центрального внутригородского округа г. Краснодара от 18.10.2023 года, отменить постановление мирового судьи судебного участка №62 Центрального внутригородского округа г. Краснодара от 18.10.2023 года, прекратить производство по делу об административном правонарушении.
В судебное заседание Солоненко Т.А., не явилась, о времени и месте слушания дела уведомлена надлежащим образом. Суд, признав лицо извещенным надлежащим образом, полагает возможным рассмотреть дело в её отсутствие.
В судебном заседании представитель Контрольно-счетной палаты Краснодарского края – ФИО4, действующий по доверенности от 29.09.2023 года, считал жалобу необоснованной, просил отказать в удовлетворении жалобы.
Суд, выслушав участвующих лиц, исследовав материалы дела, пришел к следующему.
Как установлено судом и следует из материалов дела, постановлением мирового судьи судебного участка №62 Центрального внутригородского округа г. Краснодара от 18.10.2023 года заместитель министра здравоохранения Краснодарского края Солоненко Т.А. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 15.15.6 КоАП РФ, ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 5 000 рублей.
В соответствии с требованиями части 1 статьи 30.3 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение 10 суток со дня вручения или поучения копии постановления.
Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении от 18.10.2023 года подана мировому судье согласно почтовой отметке 08.11.2023 года, копия оспариваемого постановления получена представителем Солоненко Т.А. 26.10.2023 года (справочный лист), иных сведений о вручении копии оспариваемого постановления в материалах дела не имеется.
При изложенных обстоятельствах, суд в целях соблюдения установленного статьей 47 Конституции РФ права на судебную защиту считает необходимым восстановить пропущенный срок на подачу жалобы на постановление по делу об административном правонарушении.
Исходя из положений статьи 1.6 КоАП РФ, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного взыскания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Согласно статье 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В силу статьи 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения.
По части 3 статье 15.15.6 КоАП РФ нарушение требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету, повлекшее представление бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, содержащей значительное искажение показателей бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, либо нарушение порядка составления (формирования) консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности, повлекшее значительное искажение показателей этой отчетности, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей.
В примечании 1 к статье 15.15.6 КоАП РФ определено, что предусмотренная этой статьей административная ответственность возлагается на должностных лиц государственных (муниципальных) учреждений, государственных органов, органов местного самоуправления, органов управления государственных внебюджетных фондов, органов управления территориальных государственных внебюджетных фондов, а также иных организаций, осуществляющих в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации бюджетные полномочия по ведению бюджетного учета и (или) составлению бюджетной отчетности.
При этом в силу примечания 3 к статье 15.15.6 КоАП РФ под значительным искажением показателей бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, в том числе консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности, понимается, в числе прочего, искажение показателя бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, выраженного в денежном измерении, которое привело к искажению информации об активах, и (или) обязательствах, и (или) о финансовом результате: не менее чем на 1 процент, но не более чем на 10 процентов и на сумму, превышающую сто тысяч рублей, но не превышающую одного миллиона рублей; не более чем на 1 процент и на сумму, превышающую один миллион рублей (подпункт 1).
Статьей 29 Бюджетного кодекса РФ (далее - БК РФ) установлен принцип единства бюджетной системы Российской Федерации, что означает единство ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и казенных учреждений.
Подпунктом 12 пункта 1 статьи 158 БК РФ установлены полномочия главного распорядителя бюджетных средств в виде формирования бюджетной отчетности главного распорядителя бюджетных средств.
Пунктом 1 статьи 160.1 БК РФ установлены полномочия главного администратора доходов бюджета по формированию и представлению бюджетной отчетности главного администратора доходов бюджета.
На основании пункта 2 статьи 160.1 БК РФ администратор доходов бюджета осуществляет начисление, учет и контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним, а в случае и порядке, установленных главным администратором доходов бюджета формирует и представляет главному администратору доходов бюджета сведения и бюджетную отчетность, необходимые для осуществления полномочий соответствующего главного администратора доходов бюджета;
Согласно пункту 1 статьи 162 БК РФ получатель бюджетных средств ведет бюджетный учет (обеспечивает ведение бюджетного учета) и формирует бюджетную отчетность (обеспечивает формирование бюджетной отчетности) и представляет бюджетную отчетность получателя бюджетных средств соответствующему главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств;
В соответствии с пунктом 1 статьи 264.1 БК РФ единая методология бюджетного учета и бюджетной отчетности устанавливается Министерством финансов Российской Федерации в соответствии с положениями настоящего Кодекса.
Из пункта 2 статьи 264.1 БК РФ следует, что бюджетный учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии финансовых и нефинансовых активов и обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также об операциях, изменяющих указанные активы и обязательства.
Бюджетный учет осуществляется в соответствии с планами счетов, включающими в себя бюджетную классификацию Российской Федерации.
Планы счетов бюджетного учета и инструкции по их применению утверждаются Министерством финансов Российской Федерации.
Пунктом 3 статьи 264.1 БК РФ определено, что бюджетная отчетность включает: 1) отчет об исполнении бюджета; 2) баланс исполнения бюджета; 3) отчет о финансовых результатах деятельности; 4) отчет о движении денежных средств; 5) пояснительную записку.
Согласно статье 5 Федерального закона от 06.12.2011 года № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее - Федеральный закон от 06.12.2011 года № 402-ФЗ) объектами бухгалтерского учета экономического субъекта являются: 1) факты хозяйственной жизни; 2) активы; 3) обязательства; 4) источники финансирования его деятельности; 5) доходы; 6) расходы; 7) иные объекты в случае, если это установлено федеральными стандартами.
Согласно части 1 статьи 13 Федерального закона от 06.12.2011 года № 402-ФЗ бухгалтерская (финансовая) отчетность должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, необходимое пользователям этой отчетности для принятия экономических решений. Бухгалтерская (финансовая) отчетность должна составляться на основе данных, содержащихся в регистрах бухгалтерского учета, а также информации, определенной федеральными и отраслевыми стандартами.
В соответствии с частью 8 статьи 13 Федерального закона от 06.12.2011 года № 402-ФЗ бухгалтерская (финансовая) отчетность считается составленной после подписания ее руководителем экономического субъекта.
Приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н утверждены Единый план счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению (далее - Инструкция №157н), согласно пункту 3 которой при ведении бухгалтерского учета субъект учета обеспечивает приоритетное признание в бухгалтерском учете расходов и обязательств над признанием возможных доходов и активов, отражая указанные объекты учета по самым консервативным оценкам - не завышая активы и (или) доходы и не занижая обязательства и (или) расходы (принцип осмотрительности).
Приказом Минфина России от 31.12.2016 N 256н утвержден федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора» (далее – Федеральный стандарт), согласно пункту 36 которого для целей бухгалтерского учета, формирования и публичного раскрытия показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности активом признается имущество, включая наличные и безналичные денежные средства, принадлежащее субъекту учета и (или) находящееся в его пользовании, контролируемое им в результате произошедших фактов хозяйственной жизни, от которого ожидается поступление полезного потенциала или экономических выгод.
Контроль над активом имеет место, если субъект учета обладает правом использовать актив, в том числе временно, для извлечения полезного потенциала или получения будущих экономических выгод в процессе достижения целей своей деятельности (выполняемых функций, полномочий) и может исключить или иным образом регулировать доступ к этому полезному потенциалу или экономическим выгодам.
Приказом министерства финансов Краснодарского края от 30 декабря 2022 г. № 559 «О составлении и сроках представления годовой бюджетной отчетности об исполнении бюджета Краснодарского края и консолидированной бухгалтерской отчетности государственных бюджетных и автономных учреждений за 2022 год и утверждении состава и сроков представления квартальной, месячной отчетности в 2023 году» в Приложении № 5 установлено, что министерство здравоохранения Краснодарского края предоставляет 30.01.2023 года годовую бюджетною отчетность по форме 0503125, а годовую бюджетною и бухгалтерскую отчетность, за исключением формы 0503125, предоставляет в период с 09.02.2023 по 13.02.2023 гг.
Согласно Ведомственной структуре расходов краевого бюджета на 2022 год, являющейся приложением №8 к Закону Краснодарского края от 22.12.2021 года № 4616-«О краевом бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов» министерство здравоохранения Краснодарского края является главным распорядителем расходов.
Распоряжением главы администрации Краснодарского края от 23.12.2021 года № 372-р утвержден перечень главных администраторов доходов бюджета Краснодарского края согласно приложению к настоящему распоряжению, согласно которому министерство здравоохранения Краснодарского края является главным администратором доходов по прочим доходам от оказания платных услуг (работ) получателями средств бюджетов субъектов Российской Федерации, прочим доходам от компенсации затрат бюджетов субъектов Российской Федерации, иным штрафам, неустойкам, пени, уплаченным в соответствии с законом или договором в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств перед государственным органом субъекта Российской Федерации, казенным учреждением субъекта Российской Федерации, невыясненным поступлениям, зачисляемые в бюджеты субъектов Российской Федерации, прочим неналоговым доходам бюджетов субъектов Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что 30.05.2023 года в ходе проверки, проведенной специалистами Контрольно-счетной палаты Краснодарского края, по состоянию на 01.01.2023 года установлено наличие задолженности ликвидированных организаций в сумме 6 396 238,94 рублей, которая как имеет признаки безнадежной к взысканию, так и не отвечает критериям признания её активом в соответствии с единой методологией бюджетного учета и бюджетной отчетности.
Так, в бюджетном учете и бюджетной отчетности министерства здравоохранения Краснодарского края на соответствующих счетах аналитического учета счета 02094100 «Расчеты по доходам от штрафных санкций за нарушение условий контрактов (договоров)» отражена просроченная дебиторская задолженность ООО «Энергет Юг» в сумме 6 382 158,58 рублей, дебиторская задолженность ООО «Техинфо» в сумме 13 117,11 рублей и дебиторская задолженность ООО «Профтехформ» в сумме 963,25 рубля, а всего 6 396 238,94 рублей.
Исходя из выписок из Единого государственного реестра юридических лиц (далее – ЕГРЮЛ), ООО «Энергет Юг» ликвидировано 21.01.2022 года, ООО «Профтехформ» ликвидировано 09.10.2019 года, в отношении ООО «Техинфо» 22.03.2021 года принято решение об исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ.
По смыслу статьи 419 Гражданского кодекса РФ обязательство прекращается ликвидацией юридического лица (должника или кредитора), кроме случаев, когда законом или иными правовыми актами исполнение обязательства ликвидированного юридического лица возлагается на другое лицо (по требованиям о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, и др.).
В пункте 70 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.1998 года № 34н, сомнительной считается дебиторская задолженность организации, которая не погашена или с высокой степенью вероятности не будет погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена соответствующими гарантиями.
При этом, согласно пункту 339 Инструкции №157н списание сомнительной задолженности с забалансового учета осуществляется на основании решения комиссии учреждения по поступлению и выбытию активов о признании задолженности безнадежной к взысканию при наличии документов, подтверждающих неопределенность относительно получения экономических выгод или полезного потенциала, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе по завершении срока возможного возобновления процедуры взыскания задолженности согласно законодательству Российской Федерации.
Решение комиссии учреждения по поступлению и выбытию активов о признании задолженности безнадежной к взысканию не принято.
В Балансе министерства здравоохранения Краснодарского края, подписанного 27.01.2023 года, на конец отчетного периода 2022 года указано размер финансовых активов в итоговой сумме 148 719 730 730,54 рублей и размер финансового результата в сумме 132 806 411 609,37 рублей.
Таким образом, включение задолженности ликвидированных организаций в Баланс министерства здравоохранения Краснодарского края в размере 6 382 158,58 рублей повлекло искажению информации об активах на 0,004% и финансовом результате на 0.005% и соответственно на суммы, превышающие один миллион рублей.
Поскольку искажение информации об активах, и (или) обязательствах, и (или) о финансовом результате произошло в пределах не более чем на 1 процент и на сумму, превышающую один миллион рублей, подобное искажение признаётся значительным.
Полный комплект бюджетной отчетности министерства здравоохранения Краснодарского края подписан 27.01.2023 года заместителем министра здравоохранения Краснодарского края Солоненко Т.А., руководителем ГКУ КК «ЦБ МЗ КК» ФИО5 и главным бухгалтером ГКУ КК «ЦБ МЗ КК» ФИО6
Пунктом 3 приказа министерства здравоохранения Краснодарского края от 31.12.2019 года № 7932 «Об утверждении Порядка осуществления министерством здравоохранения Краснодарского края бюджетных полномочий администратора доходов, главного администратора доходов краевого бюджета» контроль за его выполнением возложен на заместителя министра здравоохранения Краснодарского края Солоненко Т.А.
Вина Солоненко Т.А. в совершении правонарушения подтверждается материалами дела, её действия по части 3 статьи 15.15.6 КоАП РФ квалифицированы верно.
Доводы о несвоевременном направлении ГКУ «Централизованная бухгалтерия министерства здравоохранения Краснодарского края» в министерство здравоохранения Краснодарского края документов на списание задолженности суд считает неуместными, поскольку Солоненко Т.А. является ответственным лицом за бюджетную отчетность.
Административное наказание назначено в пределах санкции, мировым судьей при назначении наказания было учтено отсутствие смягчающих и отягчающих административную ответственность обстоятельств.
О наличии смягчающий административную ответственность обстоятельств не сообщено.
Оснований для признания правонарушения малозначительным не имелось.
Оснований для назначения в качестве административного наказания предупреждения не имелось.
Установленный статьей 4.5 КоАП РФ за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов 2-ух летний срок давности привлечения к административной ответственности с 27.01.2023 года на момент вынесения постановление по делу об административном правонарушении от 18.10.2023 года не истек.
Представленный суду протокол об административном правонарушении №246-П/2023 от 15.08.2023 года составлен в соответствии с частью 2 статьи 28.2 КоАП РФ, в нём указаны дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, время совершения и событие административного правонарушения, статья КоАП РФ, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение должностного лица, в отношении которого возбуждено дело.
Протокол начальником отдела контроля за бюджетной отчетностью и учета результатов деятельности бюджетно-аналитического управления Контрольно-счетной палаты, т.е. уполномоченным должностным лицом контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации, что предусмотрено пунктом 3 части 5 статьями 28.3 КоАП РФ.
Солоненко Т.А. разъяснены её права и обязанности, предусмотренные КоАП РФ, о чем имеется её роспись, что соответствует части 3 статьи 28.2 КоАП РФ.
Солоненко Т.А. даны объяснения при оставлении протокола об административном, зафиксированные на отдельном листе, что соответствует части 4 статьи 28.2 КоАП РФ.
Оснований считать протокол об административном правонарушении недопустимым доказательством не имеется.
Оценив в совокупности все представленные по делу доказательства, принимая во внимание характер и обстоятельства совершенного правонарушения, а также отсутствие смягчающих обстоятельств, суд не находит оснований для удовлетворения жалобы и отмены постановления, поскольку оспариваемое постановление было принято в соответствии с законом в пределах полномочий административного органа. Каких-либо нарушений при его вынесении судом не установлено.
В соответствии со ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено решение, в том числе и об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, суд
РЕШИЛ:
Постановление мирового судьи судебного участка №62 Центрального внутригородского округа г. Краснодара от 18.10.2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 15.15.6 КоАП РФ, в отношении Солоненко Т. А. оставить без изменения, жалобу Солоненко Т. А. – без удовлетворения.
Судья Е.Г. Игорцева