ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 230/2022 от 04.04.2022 Ставропольского краевого суда (Ставропольский край)

УИД

-230/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Ставрополь 04 апреля 2022 года

Ставропольский краевой суд в составе

председательствующего судьи Дубинина А.И.

при секретаре судебного заседания Матвиенко В.В.

с участием представителя административного истца ФИО1ФИО7,

прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском, арбитражном процессе прокуратуры <адрес>ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к Министерству имущественных отношений <адрес> об оспаривании нормативно-правового акта в части,

установил:

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что ДД.ММ.ГГГГ министерством имущественных отношений <адрес> принят приказ «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год». Пунктом 1 названного приказа утвержден перечень объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год (далее Перечень). Пунктом 6669 названного Перечня в качестве объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2019 год, включено нежилое здание с кадастровым номером расположенное по адресу: <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ министерством имущественных отношений <адрес> принят приказ «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год». Пунктом 1 названного приказа утвержден перечень объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год (далее Перечень). Пунктами 3761, 9548 названного Перечня в качестве объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2020 год, включено нежилое помещение с кадастровым номером и нежилое здание с кадастровым номером расположенные по адресу: <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ министерством имущественных отношений <адрес> принят приказ «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год». Пунктом 1 названного приказа утвержден перечень объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год (далее Перечень). Пунктами 3838, 9569 названного Перечня в качестве объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2021 год, включены нежилое помещение с кадастровым номером и нежилое здание с кадастровым номером расположенные по адресу: <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ министерством имущественных отношений <адрес> принят приказ «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год». Пунктом 1 названного приказа утвержден перечень объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год (далее Перечень). Пунктами 3785, 9751 названного Перечня в качестве объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2022 год, включены нежилое помещение с кадастровым номером и нежилое здание с кадастровым номером расположенные по адресу: <адрес>.

ФИО4 является собственником объектов недвижимости с кадастровыми номерами .

Административный истец полагает, что указанные объекты капитального строительства включены в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость без фактического обследования зданий необоснованно, поскольку объекты не соответствуют критериям, изложенным в статье 378.2 Налогового кодекса РФ.

Административный истец просит признать со дня принятия недействующими:

пункт 6669 Перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год», утвержденного Приказом Министерства имущественных отношений <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ;

пункты 3761, 9548 Перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год», утвержденного Приказом Министерства имущественных отношений <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ;

пункты 3838, 9569 Перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год», утвержденного Приказом Министерства имущественных отношений <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ;

пункты 3785, 9751 Перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год, утвержденного Приказом Министерства имущественных отношений <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.

Административный ответчик Министерство имущественных отношений <адрес> с административным иском несогласно считает заявленные требования незаконными, необоснованными и не подлежащими удовлетворению. В письменных возражениях представитель административного ответчика указал, что согласно Техническому паспорту на Нежилое здание, в котором расположено нежилое помещение, изготовленного ГУП СК «Крайтехинвентаризация» Ессентукский филиал по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ (далее - Технический паспорт), такое здание имеет наименование гостиница. На первом этаже расположены склад- (1) площадью 38.7 кв.м, санузел (2) площадью 2.5 кв.м, магазин (3) площадью 64.2 кв.м. <адрес> помещений используемых под торговые площади составляет 102.9 кв.м. или 21,95 % от общей площади Нежилого помещения. В связи с чем министерство законно включило Нежилое помещение помещение в Перечни на 2019-2022 г. по критерию предусмотренному п.п.2. п. 1 ст. 378.2 НК РФ.

Представитель административного ответчика Министерства имущественных отношений <адрес> в судебное заседание не явился, просил провести судебное заседание в его отсутствие.

Административный истец ФИО1, представитель заинтересованного лица Администрации города-курорта Ессентуки, Управления Росреестра по <адрес>, ГБУ СК «<адрес>имущество», ФИО5, в судебное заседание не явились, будучи надлежащим образом уведомленными о времени и месте его проведения, что в силу положений ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, с учетом мнения участвующих в деле лиц не является основанием для отложения судебного заседания.

Выслушав объяснения представителя административного истца ФИО7, заключение прокурора об отказе в удовлетворении административного иска, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении административного иска по следующим основаниям.

Производство по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов осуществляется на основании положений главы 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта недействующим полностью либо в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

В соответствии с пунктами 2 и 3 части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Проверяя соблюдение приведенных нормативных положений при принятии оспариваемого приказа министерства имущественных отношений <адрес>, которым урегулированы общественные отношений в сфере налогообложения, суд пришел к следующему выводу.

Согласно пункту "и" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

Конституция Российской Федерации в статье 57 устанавливает, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Аналогичное положение содержится в пункте 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации.

Подпунктом 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, отнесено решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.

Статьями 14 и 372 Налогового кодекса Российской Федерации закреплено, что налог на имущество организаций является региональным налогом, он устанавливается этим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации; при установлении налога законами субъектов Российской Федерации могут также определяться особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества в соответствии с настоящей статьей, предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками.

Установление местных налогов и сборов отнесено к полномочиям органов местного самоуправления (часть 1 статьи 132 Конституции Российской Федерации).

К вопросам местного значения городского поселения относится установление, изменение и отмена местных налогов и сборов поселения (пункт 2 части 1 статьи 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").

Налог на имущество физических лиц относится к местным налогам, устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации, нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (подпункт 2 статьи 15, абзац первый пункта 1 статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации).

Согласно статье 400 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 Налогового кодекса Российской Федерации.

Расположенные в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) здание, строение, сооружение, помещение признаются объектами налогообложения по налогу на имущество физических лиц (пункт 1 статьи 401 Налогового кодекса Российской Федерации).

Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации (за исключением городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) устанавливает в срок до ДД.ММ.ГГГГ единую дату начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с учетом положений статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации.

<адрес> "Об установлении единой даты начала применения на территории <адрес> порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения" от ДД.ММ.ГГГГ N 109-кз с ДД.ММ.ГГГГ установлена единая дата начала применения порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения на территории <адрес>.

Согласно подпунктам 1 и 3 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

На основании приведенных правовых норм субъектам Российской Федерации предоставлено право устанавливать особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества. К полномочиям органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации отнесено определение, не позднее 1-го числа очередного налогового периода, перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций и физических лиц определяется как кадастровая стоимость.

В соответствии с Положением о министерстве имущественных отношений <адрес>, утвержденным постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 137, с изменениями внесенными постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 275 (Положение) министерство имущественных отношений <адрес> является органом исполнительной власти <адрес>, осуществляющим государственное управление и нормативно-правовое регулирование в сфере имущественных и земельных отношений.

В подпункте 16.1 раздела 3 указанного Положения установлено, что к полномочиям министерства имущественных отношений <адрес> относится определение в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость. Министр в пределах своей компетенции издает распоряжения и приказы, имеющие нормативный характер (пункт 13).

Следовательно, министерство имущественных отношений <адрес>, как орган исполнительной власти, является уполномоченным органом для определения перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций на налоговый период определяется как их кадастровая стоимость.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что оспариваемые в части нормативные правовые акты принят в пределах компетенции, установленной федеральным и региональным законодательством и в той форме, в которой этот орган государственной власти <адрес> вправе принимать нормативные правовые акты.

<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 56-кз "О порядке официального опубликования и вступления в силу правовых актов <адрес>" в статье 1 установил, что официальным опубликованием правового акта <адрес> является размещение полного текста в газете "Ставропольская правда" с пометкой "Официальное опубликование", и (или) на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru), и (или) "Официальном интернет-портале правовой информации <адрес>" (www.pravo.stavregion.ru).

Оспариваемые в части приказы министерства имущественных отношений <адрес>:

от ДД.ММ.ГГГГ N 985 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год";

от ДД.ММ.ГГГГ N 1317 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год";

от ДД.ММ.ГГГГ N 1462 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год"

от ДД.ММ.ГГГГ N 1004 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год" опубликованы в сетевом издании "Официальный интернет - портал правовой информации <адрес>" - www/pravo.stavregion.ru соответственно ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, что является надлежащим опубликованием.

При таких обстоятельствах оспариваемые в части нормативные акт опубликованы и введены в действие в соответствии с требованиями закона <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 56-кз "О порядке официального опубликования и вступления в силу правовых актов <адрес>", пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Административный истец не ставил под сомнение компетенцию административного ответчика на принятие оспариваемых приказов, порядок их принятия и опубликования.

Включение спорного недвижимого имущества в Перечень на 2019, 2020, 2021, 2022 годы свидетельствует, по мнению суда, что оспариваемые в части нормативные правовые акты применены в отношении истца, что влечет за собою уплату налогов исходя из кадастровой стоимости имущества, с чем истец не согласен. Таким образом, истцом доказано, что оспариваемыми актами нарушаются его права и законные интересы.

Проверяя соответствие пункта 6669 Перечня, утвержденного приказом министерства имущественных отношений <адрес>, в части включения в него здания административного истца, в отношении которого налоговая база определяется как его кадастровая стоимость на 2019 год, пунктов 3761, 9548 Перечня, утвержденного приказом министерства имущественных отношений <адрес>, в части включения в него здания административного истца, в отношении которого налоговая база определяется как его кадастровая стоимость на 2020 год, пунктов 3838, 9569 Перечня, утвержденного приказом министерства имущественных отношений <адрес>, в части включения в него здания административного истца, в отношении которого налоговая база определяется как его кадастровая стоимость на 2021 год, пунктов 3785, 9751 Перечня, утвержденного приказом министерства имущественных отношений <адрес>, в части включения в него здания административного истца, в отношении которого налоговая база определяется как его кадастровая стоимость на 2022 год, нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующим выводам.

Налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в Перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.

Из содержания <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 104-кз усматривается, что его положения приняты в целях обеспечения проведения налоговой политики и направлены на установление особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как их кадастровая стоимость.

<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 109-кз "Об установлении единой даты начала применения на территории <адрес> порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения" такая дата определена - с ДД.ММ.ГГГГ.

Решением совета <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 28 "О налоге на имущество физических лиц на территории муниципального образования городского округа город-курорт Ессентуки" установлен налог на имущество физических лиц от кадастровой стоимости недвижимого имущества на территории города-курорта Ессентуки и введен в действие с ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с подпунктом 3.3. указанного Решения налоговая ставка по налогу на имущество физических лиц объектов налогообложения, кадастровая стоимость каждого из которых превышает 300 млн рублей, определена в размере - 2 процента. 3.4. Прочих объектов налогообложения - 0,5 процента.

В соответствии с положениями пункта 3 статьи 402 НК РФ к отдельным видам объектов налогообложения, в отношении которых применяются особенности определения их налоговой базы и которые обособляются от иного имущества посредством включения таких объектов в специальные перечни объектов недвижимого имущества, относятся исключительно те виды недвижимого имущества, которые перечислены в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ. К таким видам недвижимого имущества относятся, в том числе административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них (подпункт 1 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации).

Из письменных возражений на административный иск представителя административного ответчика следует, что спорное здание включено в Перечень на 2019-2022 годы по одному критерию, предусмотренному НК РФ: по данным технической документации (п.п.2 п.1 ст. 378.2 НК РФ).

Федеральный законодатель указал в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, что налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества в отношении такого вида недвижимого имущества, как административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них (подпункт 1 пункта 1) и нежилые помещения (подпункт 2 пункта 1).

Нежилое помещение, как это предписано подпунктом 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, признается недвижимым имуществом, налоговая база которого определяется исходя из кадастровой стоимости, если его назначение, разрешенное использование или наименование в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

Пунктом 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), если оно соответствует одному из условий:

- расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания (подпункт 1);

- назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (абзац второй подпункта 2);

- фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, которым признается использование не менее 20 процентов общей площади здания для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (абзац третий подпункта 2).

Таким образом, отнесение недвижимого имущества к торговому центру (комплексу) и (или) нежилому помещению, предназначенному для размещения торговых объектов или фактически использующихся для размещения торговых объектов на территории <адрес>, осуществляется в зависимости от вида разрешенного использования земельного участка, на котором расположен торговый центр (комплекс) и (или) предназначения нежилого помещения для размещения торговых объектов или фактически использующихся для размещения торговых объектов.

В соответствии с пунктом 4 статьи 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", торговый объект - здание или часть здания, строение или часть строения, сооружение или часть сооружения, специально оснащенные оборудованием, предназначенным и используемым для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров.

Национальный стандарт РФ ФИО8 51303-2013 "Торговля. Термины и определения" относит магазин к стационарным торговым объектам, предназначенным для продажи товаров и оказания услуг покупателям, в составе которого имеется торговый зал или торговые залы, подсобные, административно-бытовые помещения и складские помещения. При этом, складское помещение подсобного назначения определено как часть складского помещения, предназначенная для размещения подсобных служб и выполнения работ по организации торгово-технологического процесса, а подсобное помещение торгового предприятия как часть помещения торгового предприятия, предназначенная для размещения вспомогательных служб и выполнения работ по обслуживанию технологического процесса.

Конституционный Суд Российской Федерации в определении от ДД.ММ.ГГГГ N 1259-О констатировав, что нормативно-правовое регулирование в сфере налогов и сборов относится к компетенции законодателя, который обладает достаточно широкой дискрецией в выборе конкретных направлений и содержания налоговой политики, самостоятельно решает вопрос о целесообразности налогообложения тех или иных экономических объектов, руководствуясь при этом конституционными принципами регулирования экономических отношений, указал, что установление вида разрешенного использования земельного участка, на котором расположен соответствующий объект недвижимости, в качестве основного критерия для отнесения объекта недвижимости к имуществу, налоговая база которого исчисляется из его кадастровой стоимости, не может расцениваться как нарушение конституционных прав участников налоговых правоотношений.

Такое регулирование является нормативной основой как для исполнения субъектами Российской Федерации полномочия по формированию перечня объектов недвижимого имущества, так и для надлежащего исполнения налогоплательщиками конституционной обязанности по уплате налога.

Из материалов дела следует, что объект капитального строительства (ОКС) нежилое помещение с кадастровым номером , площадью 468,6 кв.м, этажность: 4, расположено по адресу: <адрес>: «Нежилое здание», наименование: «Нежилое помещение», что подтверждается выпиской из ЕГРН об основных характеристиках объекта недвижимости.

Из сведений ЕГРН, правоподтверждающего документа - свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ сер. 26-АИ , следует, что в состав нежилого помещения с кадастровым номером входят помещения №, 18-44.

Согласно документу технического учета - кадастровому паспорту от ".03.2012 г., изготовленному Ессентукским филиалом ГУП СК «Крайтехинвентаризация» также следует, что объект недвижимого :- имущества, общей площадью 468,6 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, состоит из помещений №, 18-44.

Согласно техническому паспорту, составленному по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ ГУП СК «Крайтехинвентаризация» на нежилое здание, литер М с наименованием: «здание гостиницы», расположенное по адресу: <адрес>, входящий в этого здания ОКС (помещение) с кадастровым номером с входящими в его состав помещениями №, 18-44 состоит из помещений со следующими наименованиями и назначением:

на I этаже, общей площадью 105,4 кв.м: склад (38,7 кв.м), санузел (2,5 кв.м), магазин (64,2 кв.м),

на 2 этаже, общей площадью 115,] кв.м: коридор (15,5 кв.м), - санузел (3,8 кв.м), комната (16,1 кв.м), комната (12,2 кв.м), комната (16,1 кв.м), санузел (3,0 кв.м), комната (13,8 кв.м), санузел (3,0 кв.м), санузел (2,8 кв.м), комната (11,3 кв.м), коридор (3,8 кв.м), подсобное (6,2 кв.м), лестничная клетка (7,5 кв.м),

на 3 этаже, общей площадью 143,6 кв.м: коридор (8,5 кв.м), санузел (4,2 кв.м), комната (12,1 кв.м), комната (18,2 кв.м), санузел (3,1 кв.м), комната (15,9 кв.м), санузел (2,5 кв.м), коридор (7,0 кв.м), санузел (3,4 кв.м), комната (15,7 кв.м), коридор (3,2 кв.м), лестничная клетка (8,9 кв.м),

- на 4 этаже, общей площадью 145,4 кв.м: комната (17,8 кв.м), санузел (2,7 кв.м), санузел (3,9 кв.м), лестничная клетка (3,8 кв.м), 34 комната (14,1 кв.м), комната (18,7 кв.м), санузел (2,7 кв.м), санузел (2,7 кв.м), комната (16,3 кв.м), санузел (2,7 кв.м), 40 комната (18,2 кв.м), санузел (2,7 кв.м), комната (18,6 кв.м), 43 коридор (17,0 кв.м), подсобное (3,5 кв.м).

Нежилое помещение с кадастровым номером расположено в нежилом здании с кадастровым номером , что подтверждается выпиской из электронной выпиской из ЕГРН об основных характеристиках объекта недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ Л"о 99/2022/448827147 на нежилое помещение с кадастровым номером и электронной выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ _ на нежилое здание с кадастровым номером

Объект капитального строительства с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>, имеет назначение: «нежилое здание», наименование: «основное строение», что подтверждается выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ.

Нежилое здание с кадастровым номером расположено на земельном участке с кадастровым номером

Земельный участок с кадастровым номером , площадью 3111 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, категория земель: «земли населенных пунктов», имеет вид разрешенного использования: «под нежилые строения».

Таким образом, общая площадь нежилого помещения с кадастровым номером составляет 468, 6 кв.м. площадь, фактически используемая в торговых целях составляет 102, 9 кв.м., что составляет более 20% (21.95%) общей площади спорного помещения, что соответствует критериям, установленным статьей 378.2 НК РФ.

Согласно техническому паспорту, ОКС с кадастровым номером имеет также назначение: «нежилое здание», наименование: «здание гостиницы».

Согласно экспликации, содержащейся в техническом паспорте, изготовленном по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ Ессентукским филиалом ГУП СК «Крайтехинвентаризация», нежилое здание с кадастровым номером , наименование: «здание гостиницы», общей площадью 508,9 кв.м, этажность 4, расположенное по адресу: <адрес>, состоит из тех же помещений №, 18-44, расположенных на 0 и 1 этажах, что и оспариваемое нежилое помещение с кадастровым номером , а также помещения склад 40,3 кв.м), расположенного на 3 этаже здания.

В состав нежилого здания с кадастровым номером входят следующие помещения:

на 1 этаже, общей площадью 105,4 кв.м: склад (38,7 кв.м), санузел (2,5 кв.м), магазин (64,2 кв.м),

на 2 этаже, общей площадью 115,1 кв.м: коридор (15,5 кв.м), - санузел (3,8 кв.м), комната (16,1 кв.м), комната (12,2 кв.м), комната (16,1 кв.м), санузел (3,0 кв.м), комната (13,8 кв.м), санузел (3,0 кв.м), санузел (2,8 кв.м), комната (11,3 кв.м), коридор (3,8 кв.м), подсобное (6,2 кв.м), лестничная клетка (7,5 кв.м),

на 3 этаже, общей площадью 143,6 кв.м: склад (40,3 кв.м),

коридор (8,5 кв.м), санузел (4,2 кв.м), комната (12,1 кв.м), комната (18,2 кв.м), санузел (3,1 кв.м), комната (15,9 кв.м), санузел (2,5 кв.м), коридор (7,0 кв.м), санузел (3,4 кв.м), комната (15,7 кв.м), коридор (3,2 кв.м), лестничная клетка (8,9 кв.м),

на 4 этаже, общей площадью 145,4 кв.м: комната (17,8 кв.м), санузел (2,7 кв.м), санузел (3,9 кв.м), лестничная клетка (3,8 кв.м), комната (14,1 кв.м), комната (18,7 кв.м), санузел (2,7 кв.м), санузел (2,7 кв.м), комната (16,3 кв.м), санузел (2,7 кв.м), комната (18,2 кв.м), санузел (2,7 кв.м), комната (18,6 кв.м), коридор (17,0 кв.м), подсобное (3,5 кв.м).

на 1 этаже, общей площадью 105,4 кв.м: склад (38,7 кв.м), санузел (2,5 кв.м), магазин (64,2 кв.м),

на 2 этаже, общей площадью 115,1 кв.м: коридор (15,5 кв.м), -

:анузел (3,8 кв.м), комната (16,1 кв.м), комната (12,2 кв.м), комната (16,1 кв.м), санузел (3,0 кв.м), комната (13,8 кв.м), санузел (3,0 кв.м), санузел (2,8 кв.м), комната (11,3 кв.м), коридор (3,8 кв.м), подсобное (6,2 кв.м), лестничная клетка ~.5 кв.м),

на 3 этаже, общей площадью 143,6 кв.м: склад (40,3 кв.м), коридор (8,5 кв.м), санузел (4,2 кв.м), комната (12,1 кв.м), комната (18,2 кв.м), санузел (3,1 кв.м), комната (15,9 кв.м), санузел (2,5 кв.м), коридор (7,0 кв.м), санузел (3,4 кв.м), комната (15,7 кв.м), коридор (3,2 кв.м), лестничная клетка (8,9 кв.м),

на 4 этаже, общей площадью 145,4 кв.м: комната (17,8 кв.м), санузел (2,7 кв.м), санузел (3,9 кв.м), лестничная клетка (3,8 кв.м), 34 комната (14,1 кв.м), комната (18,7 кв.м), санузел (2,7 кв.м), санузел (2,7 кв.м), комната (16,3 кв.м), санузел (2,7 кв.м), 40 комната (18,2 кв.м), санузел (2,7 кв.м), комната (18,6 кв.м), Л® 43 коридор (17,0 кв.м), подсобное (3,5 кв.м).

Из плана расположения помещений на этаже кадастрового паспорта от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 88) следует, что на первом этаже литера М расположено помещение магазин, помещение склад и помещение санузел. Из помещения магазина имеется проход (дверной проем) в помещение склада и санузла. Других помещений на этаже из которых имелся бы проход в помещения магазина, склада и санузла не имеется.

<адрес> нежилого здания с кадастровым номером составляет 508,6, кв.м. площадь, фактически используемая в торговых целях составляет 102, 9 кв.м., что составляет более 20% (20.2%) общей площади спорного здания, что соответствует критериям, установленным статьей 378.2 НК РФ.

Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" торговый объект определяет как здание или часть здания, строение или часть строения, сооружение или часть сооружения, специально оснащенные оборудованием, предназначенным и используемым для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров (пункт 4 статьи 2).

Таким же образом раскрывается содержание понятия торгового объекта в Национальном стандарте ФИО8 51303-2013, утвержденном приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от ДД.ММ.ГГГГ N 582-ст, который по типу торгового объекта, используемого для осуществления торговой деятельности, различает стационарные торговые объекты и нестационарные торговые объекты (пункт 14) и относит магазин к стационарному торговому объекту, предназначенному для продажи товаров и оказания услуг покупателям, в составе которого имеется торговый зал или торговые залы, подсобные, административно-бытовые помещения и складские помещения (пункт 38).

Согласно пунктам 1 и 3 статьи 2 упомянутого выше федерального закона торговая деятельность - вид предпринимательской деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров; розничная торговля - вид торговой деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров для использования их в личных, семейных, домашних и иных целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Из анализа приведенных федеральных норм в их системном единстве следует, что, площади торгового объекта составляют не только площади торговых залов но и складов, иных подсобных помещений, недоступных для потребителей и фактически используемых для осуществления деятельности названных объектов, ведущей к извлечению прибыли.

Поскольку по своему предназначению спорное нежилое помещение и спорное нежилое здание предусматривает размещение торговых объектов, исходя из подпункта 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, данное обстоятельство является самостоятельным основанием для включения указанного помещения в оспариваемый перечень объектов недвижимого имущества и, вопреки позиции административного истца, установления фактического использования этого помещения не требуется.

Те обстоятельства, что административным ответчиком не проводилось обследование здания, не устанавливался вид его фактического использования при принятии оспариваемого нормативного правового акта, как и не проведение обследования фактического использования спорного объекта на текущую дату, правового значения для разрешения данного спора не имеют.

Исходя из вышеизложенных обстоятельств, суд пришел к выводу о том, что объекты недвижимости с кадастровыми номерами отвечает условиям, предусмотренным пп. 2 п. 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в связи с чем, они подлежали включению в оспариваемые Перечни объектов недвижимого имущества.

Оспариваемые нормативные правовые акты в части включения указанного объекта недвижимости в Перечни приняты уполномоченным органом государственной власти <адрес> в пределах предоставленных полномочий, с соблюдением установленных требований к форме, порядку принятия, опубликования, введения в действие и не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

Таким образом, требования административного истца удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь статьями 175 - 180, 208, 215, 217 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административные исковые требования ФИО1 к Министерству имущественных отношений <адрес> о признании недействующими со дня принятия:

пункта 6669 Перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год», утвержденного Приказом Министерства имущественных отношений <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ;

пунктов 3761, 9548 Перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год», утвержденного Приказом Министерства имущественных отношений <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ;

пунктов 3838, 9569 Перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год», утвержденного Приказом Министерства имущественных отношений <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ;

пунктов 3785, 9751 Перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год, утвержденного Приказом Министерства имущественных отношений <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ оставить без удовлетворения.

Решение суда может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через <адрес>вой суд.

Решение суда в окончательной форме изготовлено 04 апреля 2022 года.

Председательствующий судья А.И. Дубинин

<данные изъяты>

<данные изъяты>