ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 23О0000-01-2021-001100-15 от 18.10.2021 Краснодарского краевого суда (Краснодарский край)

КРАСНОДАРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

Дело № 3а-1646/2021 (М-1109/2021)

УИД № 23OS0000-01-2021-001100-15

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

Краснодарский краевой суд в составе:

судьи Аняновой О.П.

при секретаре

судебного заседания ФИО1

с участием прокурора Клетного В.Б.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению <ФИО>9 об оспаривании отдельных положений нормативного правового акта,

установил:

ФИО2 обратился в Краснодарский краевой суд с указанным выше административным исковым заявлением, в котором просит признать не действующими со дня принятия пункты:

<№...> Приложения к приказу департамента имущественных отношений Краснодарского края № 2837 от 27 декабря 2019 года«Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового Кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость» (далее по тексту – Перечень на 2020 год);

<№...><№...> Приложения к приказу департамента имущественных отношений Краснодарского края от 28 декабря 2020 года № 2752«Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового Кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость» (далее по тексту – Перечень на 2021 год).

Административный истец обосновывает свои требования тем, что нежилое здание с кадастровым номером <№...>, и принадлежащее ему на праве собственности расположенное в указанном здании нежилое помещение с кадастровым номером <№...> не обладают признаками объектов налогообложения, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, их включение в Перечни на 2020-2021 годы не соответствует положениям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту - НК РФ) и нарушает его права, необоснованно возлагая обязанность по уплате налога на имущество физических лиц в завышенном размере.

В судебном заседании представитель административного истца ФИО2 – ФИО3 требования поддержала.

Представитель департамент имущественных отношений Краснодарского края (далее по тексту – ДИО КК) ФИО4 возражала против удовлетворения административного иска.

Прокурор – Клетной В.Б. в заключении указал, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению, приводя доводы об отсутствии оснований для включения объектов недвижимости с кадастровыми номерами <№...> в Перечни на 2020-2021 годы.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, изучив доводы административного иска и отзыва на него, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

Руководствуясь частью 7 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту - КАС РФ), при рассмотрении настоящего административного дела суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном иске, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 статьи 213 КАС РФ в полном объеме.

27 декабря 2019 года принят приказ ДИО КК № 2837,28 декабря 2020 года – приказ ДИО КК № 2752, которыми на 2020-2021 годы утверждены перечни объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, согласно приложениям к данным приказам.

В названные перечни пунктами №<№...>, <№...> (соответственно) включено нежилое здание с кадастровым номером <№...>, пунктами №<№...>, <№...> (соответственно) включено нежилое помещение с кадастровым номером <№...>.

В соответствии с пунктом «и» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации.

Согласно статье 400 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 этого же Кодекса, подпунктом 6 пункта 1 которой предусмотрены иные здание, строение, сооружение, помещение.

Действовавший до декабря 2020 года пункт 3 статьи 402 НК РФ предусматривал, что налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 НК РФ, определяется, исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.

Федеральный законодатель указал в статье 378.2 НК РФ, что налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества в отношении такого вида недвижимого имущества, как административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них (подпункт 1 пункта 1) и нежилые помещения (подпункт 2 пункта 1).

Как указано в пункте 1 части 7 статьи 378.2 НК РФ, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее первого числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

Согласно части 1 статьи 2 Закона Краснодарского края от29 апреля 2016 года № 3388-КЗ «О внесении изменений в закон Краснодарского края «О налоге на имущество организаций» (далее по тексту - Закон КК № 3388-КЗ) высший исполнительный орган государственной власти Краснодарского края с учетом положений пунктов 3, 4 и 5 статьи 378.2 НК РФ устанавливает порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений.

В соответствии с подпунктом «а» пункта 1 части 2 статьи 2 Закона КК№ 3388-КЗ уполномоченный орган исполнительной власти Краснодарского края в сфере имущественных и земельных отношений не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций: определяет в соответствии с подпунктом 1 пункта 7 статьи 378.2 НК РФ перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

Как следует из пункта 3.52 Положения о ДИО КК, утвержденного постановлением главы администрации Краснодарского края от23 апреля 2007 года № 345, Департамент в пределах своей компетенции осуществляет следующие функции: определяет не позднее первого числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций в соответствии с подпунктом 1 пункта 7 статьи 378.2 НК РФ перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет его в указанный срок в электронной форме в Управление Федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю и размещает на своем официальном сайте или на официальномсайте администрации Краснодарского края в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Таким образом, суд приходит к выводу, что административный ответчик по делу ДИО КК является в Краснодарском крае уполномоченным государственным органом, утверждающим перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

Административным ответчиком в соответствии с требованиями части 9 статьи 213 КАС РФ представлены доказательства полномочий ДИО КК на принятие оспариваемых нормативных правовых актов, соблюдение порядка их принятия и опубликования, и указанные обстоятельства лицами, участвующими в деле, не оспаривались.

Административные дела по административным искам об оспаривании приказа ДИО КК № 2837 от 27 декабря 2019 года, которым утвержден Перечень на 2020 год, неоднократно были предметом рассмотрения Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в качестве суда апелляционной инстанции. В соответствующих апелляционных определениях (например,от 03 августа 2021 года № 66а-1108/2021; от 29 июля 2021 года№ 66а-1005/2021; от 29 июля 2021 года № 66а-1007/2021; от 3 августа 2021 года № 66а-1106/2021) суд апелляционной инстанции исходил из того, что оспариваемый нормативный правовой акт принят в пределах полномочий ДИО КК, с соблюдением требований законодательства к форме, порядку принятия и введения в действие, размещен на официальном Интернет-портале правовой информации ДИО КК – http://www.diok.krasnodar.ru/.

В силу положений части 2 статьи 64 КАС РФ суд учитывает названные обстоятельства, как имеющие преюдициальное значение.

Оспариваемый Приказ от 28 декабря 2020 года № 2752 принят в соответствии с Порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, утвержденного постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 27 апреля 2017 года № 319, а также Приказом ДИО КК от 27 июля 2017 года № 1548 «Об организации работы по определению перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость».

Таким образом, судом не установлено обстоятельств, свидетельствующих о нарушении порядка принятия оспариваемого приказа ДИО КК от 28 декабря 2020 года № 2752.

Рассматривая вопрос соблюдения порядка публикации оспариваемого нормативного правового акта, что не оспаривается административным истцом, суд исходит из следующего.

Согласно пункту 3 части 7 статьи 378.2 НК РФ уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее первого числа очередного налогового периода по налогу: размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

В соответствии с подпунктом «в» пункта 1 части 2 статьи 2 Закона Краснодарского края № 3388-КЗ, уполномоченный орган исполнительной власти Краснодарского края в сфере имущественных и земельных отношений размещает перечень на своем официальном сайте или на официальномсайте администрации Краснодарского края в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Приказом ДИО КК от 7 июля 2011 года № 1041 «Об официальном сайте департамента имущественных отношений Краснодарского края в сети Интернет» утверждены Положение об официальном сайте ДИО КК; Регламент информационного наполнения официального сайта ДИО КК; Перечень информации о деятельности ДИО КК, размещаемой на официальном сайте ДИО КК. Согласно данному приказу и приложениям к ним, официальный сайт ДИО КК в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» расположен по адресу http://diok.ru/.

Согласно представленным административным ответчиком документам, оспариваемый приказ опубликован на вышеуказанном официальном сайте департамента имущественных отношений Краснодарского края, который служит официальным источником публикаций нормативных правовых актов ДИО КК в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

С учетом вышеизложенного, суд считает, что порядок публикации оспариваемых нормативных правовых актов не нарушен.

Проверяя доводы административного истца о несоответствии оспариваемых приказов ДИО КК нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и нарушении его прав, суд установил следующие обстоятельства.

В силу пункта 1 статьи 378.2 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества в отношении такого вида недвижимого имущества, как административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них (подпункт 1) и нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания (подпункт 2).

Согласно пунктам 3 и 4 статьи 378.2 названного Кодекса административно-деловым и торговым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения или торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания соответственно (подпункты 1 названных пунктов); предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения или в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания соответственно, то есть назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), либо торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, или фактически используется в перечисленных целях (подпункты 2 указанных пунктов).

В силу пункта 4.1 статьи 378.2 НК РФ, в целях настоящей статьи отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

В целях настоящего пункта:

здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;

фактическим использованием здания (строения, сооружения) одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

В соответствии с пунктом 5 статьи 378.2 НК РФ в целях настоящей статьи фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

В пункте 9 статьи 378.2 НК РФ установлено, что вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 данной статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Из системного толкования приведенных норм следует, что нежилое помещение признается объектом налогообложения, налоговая база которого исчисляется из его кадастровой стоимости, если входит в состав здания, обладающего признаками административно-делового или торгового центра, или является самостоятельным видом недвижимого имущества, находящегося в здании, не относящемся ни к административно-деловому, ни к торговому центру.

Таким образом, оспариваемые нормы могут быть признаны соответствующими статье 378.2 НК РФ, если спорное помещение, находится в здании, подпадающем под условия, перечисленные в пунктах 3 и 4 статьи 378.2 НК РФ, либо соответствует требованиям подпункта 2 пункта 1 и пункта 5 этой статьи.

Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости ФИО2 на праве собственности принадлежит нежилое помещение с кадастровым номером <№...> (назначение – нежилое помещение), которое находится в нежилом здании с кадастровым номером <№...> (назначение – нежилое здание) сведения, о собственнике которого в ЕРГН отсутствуют.

Нежилое здание с кадастровым номером <№...> расположено по адресу: <Адрес...> на земельном участке с кадастровым номером <№...>, имеющем вид разрешенного использования «для эксплуатации зданий и сооружений».

Приведенное наименование вида разрешенного использования земельного участка, на котором расположен принадлежащий административному истцу объект, размещение офисных зданий, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания не предусматривает.

Назначение, разрешенное использование или наименование помещений в здании с кадастровым номером <№...> административный ответчик не определял.

Имеющийся в материалах дела данные технический паспорт нежилого здания с кадастровым номером <№...>, составленный филиалом ГУП КК «Краевая техническая инвентаризация» по г. Краснодару по состоянию на 17 июля 2008 года, не подтверждают наличие в данном объекте недвижимости помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади здания с назначением, разрешенным использованием или наименованием помещений (частей помещения), предусматривающим размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры либо торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. Согласно экспликации к техническому паспорту, расположенное в здании помещение с кадастровым номером 23:43:0206082:2267 имеет наименование: нежилые помещения (первого этажа №1, 4-8, 10, 12-14, 16, 16/1, 16/2, 16/3, 20, 27-29 – лит.Б; второго этажа №1-4, 7, 21, 21/1, 21/2, 22, 23, 24, 24/1, 24/2, 30, 34-37, 39-43, 43/1, 43/2, 43/3, 43/6, 44-45 – лит. Б), назначение «кабинет, коридор, комната отдыха, кладовая, лестничная клетка, архив, подсобное, и иные вспомогательные помещения.

Названные обстоятельства административным ответчиком не оспаривались.

Как следует из позиции административного ответчика на основании определенного вида фактического использования в оспариваемые Перечни включено здание с кадастровым номером <№...>, как административно-деловой центр и торговый центр (комплекс), а также расположенное в указанном здании, обладающем признаками пункта 4.1 статьи 378.2 НК РФ, нежилое помещение с кадастровым номером <№...>, как фактически используемое в целях размещения офисов, торговых объектов и объектов общественного питания.

Вместе с тем, соответствие фактического использования спорных объектов установленным законом критериям для включения в соответствующие Перечни не нашло подтверждения в суде.

В соответствии с пунктами 3, 4 Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, утвержденного постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 27 апреля 2017 года № 319, в Перечень на очередной налоговый период включаются здания (строения, сооружения) и помещения (далее также – объекты недвижимого имущества), вид фактического использования которых определен Уполномоченным органом до 1 сентября года, предшествующего очередному налоговому периоду, и которые соответствуют условиям, установленным пунктами 3, 4, 4.1, 5 статьи 378.2 НК РФ, в том числе с учетом результатов рассмотрения заявлений правообладателей объектов недвижимого имущества о пересмотре решения об определении вида фактического использования, а также объекты недвижимого имущества, вид фактического использования которых соответствует условиям, установленным пунктами 3, 4, 4.1, 5 статьи 378.2 НК РФ, и определен Уполномоченным органом на основании заявлений правообладателей объектов недвижимого имущества в соответствии с пунктами 18 - 21 настоящего Порядка, а также по результатам выездного обследования, проведенного по поручению судебных органов или прокуратуры.

Вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется Уполномоченным органом в отношении отдельно стоящих зданий (строений, сооружений) и помещений, соответствие которых назначению, предусмотренному подпунктом 2 пункта 1, пунктами 3, 4, 4.1 статьи 378.2 НК РФ Федерации, невозможно определить на основании сведений о назначении, разрешенном использовании или наименовании помещений, содержащихся в ЕГРН, или документов технического учета (инвентаризации), а также в отношении объектов недвижимого имущества, выездное обследование которых проведено по поручению судебных органов или прокуратуры.

Вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется на основании сведений о видах предпринимательской деятельности, осуществляемой в зданиях (строениях, сооружениях) и помещениях, и (или) сведений об использовании объектов недвижимого имущества, предоставляемых по запросу Уполномоченного органа федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в сфере налогов и сборов, иными органами государственной власти и органами местного самоуправления, в случае отсутствия указанных сведений или по поручению судебных органов или прокуратуры вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется путем выездного обследования.

На предмет фактического использования нежилого здания и помещений в нем специалистом ГКУ КК «Кубаньземконтроль» проведены мероприятия по их обследованию объектов недвижимости с кадастровыми номерами <№...> результаты которых оформлены актами от 22 октября 2019 года.

Согласно акту обследования от 22 октября 2019 года нежилого здания с кадастровым номером <№...> в целях определения вида его фактического использования от 22 октября 2019 года, в соответствии с которым объект является самостоятельным отдельно стоящим, фасад выходит на улицу, доступ свободный. 5,4% от общей площади объекта занимают оборудованные столовой мебелью, посудой, кухонной зоной, холодильными камерами с продуктами, меню, терминалом безналичной оплаты помещения столовой, 5,9% – оснащены витринами с товарами, холодильными камерами с продуктами, уголком потребителя, кассовыми аппаратами, ценниками торговые залы магазинов «Гастроном по ГОСТу», «Мебель», «Четыре бочонка», 16,1% – оборудованные офисной мебелью, организационной техникой, шкафами для хранения документов офисы различных организаций (ООО «ПП Техоснастка-инструмент», ООО «Группа компаний Экостройсервис», ООО «ЧОО Витязь-пересвет», «Южная Оконная компания» (в помещении также размещены демонстрационные конструкции), ООО «КубаньСпецДетальПоставка», ООО «Айпиджи ИМСК», ООО «Энергопоставка-Юг»), 11,7% – производственные и бытовые помещения пивоварни «Четыре бочонка» и мебельного цеха, 2,8% – складские помещения, 12,2% – вспомогательные помещения, 45,9% – помещения, доступ в которые не обеспечен. На фасаде размещены вывески «Окна. Двери», «Строительные материалы», «Столовая», «Гастроном по ГОСТу», «Мебель», «Пивоварня «Четыре бочонка», на входной двери размещены информационные таблички различных организаций, часть которых при проведении обследования выявлена не была.

Как следует из акта обследования от 22 октября 2019 года нежилого помещения с кадастровым номером <№...> в целях определения вида его фактического использования от 22 октября 2019 года, в соответствии с которым объект является группой помещений в здании с кадастровым номером <№...>, фасад выходит на улицу, доступ свободный. 14,1% от общей площади объекта занимают оборудованные столовой мебелью, посудой, кухонной зоной, холодильными камерами с продуктами, меню, терминалом безналичной оплаты помещения столовой, 15,4% – оснащены витринами с товарами, холодильными камерами с продуктами, уголком потребителя, кассовыми аппаратами, ценниками торговые залы магазинов «Гастроном по ГОСТу», «Мебель», «Четыре бочонка», 24% – оборудованные офисной мебелью, организационной техникой, шкафами для хранения документов офисы различных организаций (ООО «ПП Техоснастка-инструмент», ООО «Группа компаний Экостройсервис», ООО «ЧОО Витязь-пересвет», «Южная Оконная компания» (в помещении также размещены демонстрационные конструкции), ООО «КубаньСпецДетальПоставка», ООО «Айпиджи ИМСК»), 9,5% – производственные и бытовые помещения пивоварни «Четыре бочонка» и мебельного цеха, 7,2% – складские помещения, 20,1% – вспомогательные помещения, 9,7% – помещения, доступ в которые не обеспечен.

На основании обстоятельств, установленных названными актами, приказом ДИО КК от 26 декабря 2019 года № 2828 определен вид фактического использования объекта недвижимого имущества с кадастровым номером <№...> «в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов и объектов общественного питания»; объекта недвижимого имущества с кадастровым номером <№...> – «для размещения офисов, торговых объектов и объектов общественного питания».

Суд критически оценивает данные акты обследования и исходит из того, что спорные объекты недвижимости подлежали включению в перечень объектов недвижимого имущества на 2020 год в связи с установлением вида их фактического использования только в том случае, если мероприятия по такому обследованию имели место до 01 сентября 2019 года, поскольку согласно пункту 7 статьи 378.2 НК РФ обследование объектов недвижимости должно проводиться до начала налогового периода, на который уполномоченным органом определяется перечень объектов недвижимого имущества. Однако, указанные акты обследования данному требованию не соответствуют.

На момент включения спорных здания и помещения в перечень объектов недвижимого имущества на 2020 год их фактическое использование до 1 сентября 2019 года установлено не было, несмотря на то, что сведения государственного кадастра недвижимости, документов технического учета не позволяли отнести данные здание и помещение к видам объектов недвижимости в целях, предусмотренных статьей 378.2 НК РФ.

В дальнейшем на основании определенного приказом ДИО КК от26 декабря 2019 года № 2828 вида фактического использования здания с кадастровым номером с кадастровым номером <№...> – «в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов и объектов общественного питания»; нежилого помещения с кадастровым номером <№...> – «для размещения офисов, торговых объектов и объектов общественного питания», а также сведения о нахождении последнего в здании с кадастровым номером с кадастровым номером <№...> спорные объекты недвижимости были включены также в Перечень на 2021 год.

Обстоятельства административного дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими иными доказательствами (часть 1 статьи 61 КАС РФ).

Суд также не может согласиться с доводами представителя ДИО КК об обоснованности включения спорного здания Перечень на 2021 только на основании приказа ДИО КК от 26 декабря 2019 года № 2828, поскольку последний не может подменять собой Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, утвержденный постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 27 апреля 2017 года № 319.

В силу пункта 13 Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, утвержденного постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 27 апреля 2017 года № 319 решение Уполномоченного органа об определении вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, принятое в соответствии с пунктом 12 настоящего Порядка, является основанием для включения объекта недвижимого имущества в Перечень на очередной налоговый период.

Однако, мероприятия по фактическому обследованию спорных объектов недвижимости до 01 сентября 2020 года перед включением в перечень на 2021 год не проводились, что стороной ответчика не оспаривалось.

Доводы представителя административного ответчика о том, что административный истец в ДИО КК с заявлением об исключении принадлежащих ему объектов недвижимого имущества из Перечней, о пересмотре решения об определении вида фактического использования не обращался, в связи с чем спорные объекты недвижимости были включены также в Перечень на 2021 год в отсутствие возражений административного истца, отклоняются, поскольку соблюдение ДИО КК Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, утвержденного постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 27 апреля 2017 года № 319 не ставится в зависимость от реализации прав их правообладателями.

Каких-либо иных документов, с достоверностью свидетельствующих, что спорные объекты недвижимости используются в целях, предусмотренных статьей 378.2 НК РФ, в материалы дела не представлено.

В силу прямого предписания, содержащегося в части 9 статьи 213 КАС РФ, административный ответчик обязан доказать законность включения объекта в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.

Между тем ДИО КК относимых и допустимых доказательств, с достоверностью подтверждающих соответствие спорных объектов недвижимости условиям, установленным НК РФ и необходимым для включения их в Перечни, не представлено, доводы административного искового заявления не опровергнуты.

Таким образом, отнесение вышеуказанных объектов недвижимости с кадастровыми номерами к объектам недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость является незаконным.

Включение объектов недвижимости в Перечни на 2019-2021 годы противоречит закону, нарушает права административного истца, как плательщика налога на имущество, поскольку соответствующий порядок определения налоговой базы налога на имущество исходя из кадастровой стоимости объектов установлен НК РФ.

С учетом изложенного, суд считает, что административный иск ФИО2 подлежит удовлетворению.

В силу пункта 1 части 2 статьи 215 КАС РФ, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

Определяя даты признания оспариваемых нормативных правовых актов не действующими в части, суд исходит из того обстоятельства, что установление иной даты, чем день их принятия не устранит выявленные судом в ходе настоящего разбирательства нарушения прав административного истца.

Руководствуясь статьями 175-180, 215-217 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административный иск <ФИО>1 об оспаривании отдельных положений нормативного правового акта – удовлетворить.

Признать не действующим со дня принятия пункты <№...>, <№...> Приложения к приказу департамента имущественных отношений Краснодарского края от 27 декабря 2019 года № 2837 «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового Кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость» (в отношении здания с кадастровым номером <№...>, помещения с кадастровым номером <№...>).

Признать не действующим со дня принятия пункт <№...> Приложения к приказу департамента имущественных отношений Краснодарского края от 28 декабря 2020 года № 2752 «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового Кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость» (в отношении здания с кадастровым номером <№...>, помещения с кадастровым номером <№...>).

Сообщение о принятии настоящего решения в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу подлежит направлению в Управление Федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю, а также размещению на официальном сайте департамента имущественных отношений Краснодарского края в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Решение может быть обжаловано в Третий апелляционный суд общей юрисдикции через Краснодарский краевой суд в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме.

Судья Краснодарского краевого суда О.П. Анянова

Решение суда в окончательной форме изготовлено 26 октября 2021 года.