ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 23О0000-01-2023-000338-05Д от 27.06.2023 Краснодарского краевого суда (Краснодарский край)

УИД №23OS0000-01-2023-000338-05 Дело №3а-550/2023

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

27 июня 2023 года город Краснодар

Краснодарский краевой суд в составе:

председательствующего судьи Седовой А.О.,

при секретаре судебного заседания Фролова Г.А.,

с участием прокурора Сидоровой Л.Е.,

представителя административных истцов

Британ И.В., Кирдяпкина Е.В., Ковалева В.И. - Козей Е.В.,

представителя административного ответчика департамента имущественных отношений Краснодарского края - Светлицкого А.В.,

рассмотрев в судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Британ Инны Владимировны, Кирдяпкина Евгения Владимировича, Ковалева Владимира Ивановича в лице их представителя Козей Евгения Константиновича к департаменту имущественных отношений Краснодарского края о признании нормативных правовых актов недействующими в части,

УСТАНОВИЛ:

Козей Е.К. в интересах Британ И.В., Кирдяпкина Е.В., Ковалева В.И. обратился в суд с административным исковым заявлением к департаменту имущественных отношений Краснодарского края о признании недействующими:

- приказа департамента имущественных отношений Краснодарского края от 23.12.2022 г. №3436 в части утверждения пунктов ................ «Перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового Кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2023 год»;

- приказа департамента имущественных отношений Краснодарского края от 27.12.2021 г. №3321 в части утверждения пунктов ................ «Перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового Кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год»;

- приказа департамента имущественных отношений Краснодарского края от 28.12.2020 г. №2752 в части утверждения пунктов ................ «Перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового Кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год»;

- приказа департамента имущественных отношений Краснодарского края от 27.12.2019 г. №2837 в части утверждения пунктов ................ «Перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового Кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год»;

- приказа департамента имущественных отношений Краснодарского края от 26.12.2018 г. №3043 в части утверждения пунктов ................ «Перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового Кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год»;

- приказа департамента имущественных отношений Краснодарского края от 26.12.2017 г. №3008 в части утверждения пунктов ................ «Перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового Кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год»;

- приказа департамента имущественных отношений Краснодарского края от 23.12.2016 г. №2745 в части утверждения пунктов ................ «Перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового Кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2017 год».

О дате рассмотрения настоящего административного дела все лица, участвующие в деле, извещены своевременно и надлежащим образом.

Административные истцы Британ И.В., Кирдяпкин Е.В., Ковалев В.И. ведут настоящее дело через своего представителя Козей Е.В. в соответствии с ч.9 ст.208 КАС РФ.

В судебное заседание Краснодарского краевого суда административные истцы не явились, представитель административных истцов Козей Е.В. отказался от требований административного искового заявления в части признания недействующими п................ Приложения к приказу департамента имущественных отношений Краснодарского края от 27.12.2021 г. №3321 «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового Кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость» на 2022 год (в отношении объектов недвижимого имущества с кадастровыми номерами ................).

Определением Краснодарского краевого суда от 27.06.2023 г. настоящий отказ от части требований административного иска принят судом и производство по настоящему административному делу в этой части было прекращено.

Представитель административного ответчика Светлицкий А.В. правовую позицию, изложенную в отзыве и дополнениях к нему поддержал, в удовлетворении заявленных требований просил отказать.

Заинтересованные лица – администрация Краснодарского края, администрация муниципального образования г.-к. Анапа будучи надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте судебного разбирательства, представителя в суд не направили.

Прокурор Сидорова Л.Е. в заключении указала, что административное исковое заявление подлежит частичному удовлетворению, приводя доводы о законности включения помещений с кадастровыми номерами:................ в Перечни на 2022-2023 г.г.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив доводы административного искового заявления и отзыва на него, исследовав материалы дела, принимая во внимание заключение прокурора, суд приходит к следующим выводам.

Руководствуясь ч.7 ст.213 КАС РФ, при рассмотрении настоящего административного дела суд не связан с основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении, и выясняет обстоятельства, указанные в ч.8 ст.213 КАС РФ, в полном объеме.

Проверяя соблюдение порядка принятия и опубликования приказов ДИО КК от 23.12.2022 г. №3436, от 27.12.2021 г. №3321, от 28.12.2020 г. №2752, от 27.12.2019 г. №2837, от 26.12.2018 г. №3043, от 26.12.2017 г., от 23.12.2016 г. №2745, (данные обстоятельства административным истцом не оспариваются), суд приходит к следующим выводам.

23.12.2022 г. принят приказ департамента имущественных отношений Краснодарского края №3436, которым утвержден перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подп.1 и 2 п.1 ст.378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2023 год.

27.12.2021 г. принят приказ департамента имущественных отношений Краснодарского края №3321, которым утвержден перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подп.1 и 2 п.1 ст.378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2022 год.

28.12.2020 г. принят приказ департамента имущественных отношений Краснодарского края №2752, которым утвержден перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подп.1 и 2 п.1 ст.378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2021 год.

27.12.2019 г. принят приказ департамента имущественных отношений Краснодарского края №2837, которым утвержден перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подп.1 и 2 п.1 ст.378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2020 год.

26.12.2018 г. принят приказ департамента имущественных отношений Краснодарского края №3043, которым утвержден перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подп.1 и 2 п.1 ст.378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2019 год.

26.12.2017 г. принят приказ департамента имущественных отношений Краснодарского края №3008, которым утвержден перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подп.1 и 2 п.1 ст.378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2018 год.

23.12.2016 г. принят приказ департамента имущественных отношений Краснодарского края №2745, которым утвержден перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подп.1 и 2 п.1 ст.378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2017 год.

Административным ответчиком в соответствии с требованиями ч.9 ст.213 КАС РФ представлены доказательства полномочий ДИО КК на принятие оспариваемых нормативных правовых актов, соблюдение порядка их принятия и опубликования.

Вместе с тем, административные дела по административным исковым заявлениям об оспаривании приказов ДИО КК, которыми утверждены Перечни на 2017 г., на 2018 г., на 2019 г., на 2020 г., на 2021 г. на 2022 г., неоднократно были предметом рассмотрения Третьим апелляционным судом общей юрисдикции в апелляционном порядке. В соответствующих апелляционных определениях (например, апелляционные определения Верховного Суда Российской Федерации от ................; апелляционные определения Третьего апелляционного суда общей юрисдикции ................). Верховный Суд Российской Федерации и Третий апелляционный суд общей юрисдикции отмечали, что суд первой инстанции (Краснодарский краевой суд) пришел к верному выводу о том, что оспариваемые нормативные правовые акты приняты в пределах полномочий ДИО КК с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения его в действие.

Принимая во внимание указанные обстоятельства, с учетом положений ч.2 ст.64 КАС РФ, суд приходит к выводу, что оспариваемые приказы ДИО КК являются нормативными правовыми актами, изданными уполномоченным органом государственной власти, принятыми с соблюдением порядка принятия таких актов и опубликованным в установленном порядке.

Проверяя соблюдение порядка принятия и опубликования приказа ДИО КК от 23 декабря 2022 г. № 3436 (данные обстоятельства административным истцом не оспариваются), суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с п. «и» ч.1 ст.72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации.

Как указано в п.1 ч.7 ст.378.2 НК РФ, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу: определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

Законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции РФ).

В силу подп.33 п.2 ст.26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 г. №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (действующего на момент принятия оспариваемого приказа ДИО КК от 23.12.2022 г. ........) к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов, а также установления налоговых ставок по федеральным налогам в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

В соответствии со статьей 400 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 НК РФ.

Согласно ч.1 ст.403 НК РФ, налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости (далее – ЕГРН) и подлежащая применению с 1-го января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.

В соответствии с подп.2 п.2 ст.406 НК РФ, в случае определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения налоговые ставки устанавливаются в размерах, не превышающих: 2-х % в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с п.7 ст.378.2 НК РФ в отношении объектов налогообложения, предусмотренных абз.2 п.10 ст.378.2 НК РФ, а также в отношении объектов налогообложения, кадастровая стоимость каждого из которых превышает 300 миллионов рублей.

Вышеприведенные правовые нормы НК РФ содержатся в главе 32 «Налог на имущество физических лиц».

Таким образом, несмотря на то, что формально Перечень утвержден для целей статьи 378.2 НК РФ, которая регламентирует порядок определения налоговой базы налога на имущество организаций, нормативные правовые акты, которыми утверждены такие Перечни, затрагивают права и законные интересы физических лиц – собственников объектов, включенных в Перечни. Учитывая изложенное, административные истцы имеют право оспаривать приказ ДИО КК от 23 декабря 2022 г. № 3436.

Согласно ч.1 ст.2 Закона Краснодарского края от 29 апреля 2016 г. №3388-КЗ «О внесении изменений в Закон Краснодарского края «О налоге на имущество организаций» (далее – Закон КК № 3388-КЗ), высший исполнительный орган государственной власти Краснодарского края с учетом положений пунктов 3, 4 и 5 статьи 378.2 НК РФ устанавливает порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений.

В соответствии с подп.«а» п.1 ч.2 ст.2 Закона КК №3388-КЗ уполномоченный орган исполнительной власти Краснодарского края в сфере имущественных и земельных отношений не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций: определяет в соответствии с подпунктом 1 пункта 7 статьи 378.2 НК РФ перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

Как следует из п.3.52 Положения о ДИО КК, утвержденного постановлением главы администрации Краснодарского края от 23 апреля 2007 г. № 345 (далее – Положение о ДИО КК), департамент в пределах своей компетенции осуществляет следующие функции: определяет не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций в соответствии с подп.1 п.7 ст.378.2 НК РФ перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подп.1 и 2 п.1 ст.378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет его в указанный срок в электронной форме в Управление Федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю и размещает на своем официальном сайте или на официальном сайте администрации Краснодарского края в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Таким образом, суд приходит к выводу, что административный ответчик по делу – ДИО КК является в Краснодарском крае уполномоченным государственным органом, утверждающим перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подп.1 и 2 п.1 ст.378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

Рассматривая вопрос о соблюдении процедуры принятия оспариваемого нормативного правового акта, судом установлены следующие обстоятельства.

Оспариваемый приказ ДИО КК от 23.12.2022 г. №3436 принят в соответствии с постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 27.04.2017 г. №319 «Об утверждении Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений» (далее – Порядок), приказом ДИО КК от 27 июля 2017 г. № 1548 «Об организации работы по определению перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость» (далее – Приказ ДИО КК от 27 июля 2017 г. № 1548).

Судом не установлено обстоятельств, свидетельствующих о нарушении порядка принятия оспариваемых приказов ДИО КК.

Рассматривая вопрос соблюдения порядка публикации оспариваемых нормативных правовых актов, что не оспаривается административным истцом, суд исходит из следующего.

Согласно п.3 ч.7 ст.378.2 НК РФ уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

В соответствии с подп.«в» п.1 ч.2 ст.2 Закона КК № 3388-КЗ уполномоченный орган исполнительной власти Краснодарского края в сфере имущественных и земельных отношений размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте администрации Краснодарского края в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Приказами ДИО КК от 07 июля 2011 г. № 1041, от 26 января 2018 г. №122 утверждены Положение об официальном сайте ДИО КК; Регламент информационного наполнения официального сайта ДИО КК; Перечень информации о деятельности ДИО КК, размещаемой на официальном сайте ДИО КК. Согласно данным приказам и приложениям к ним, официальный сайт ДИО КК в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» расположен по адресу: http://diok.krasnodar.ru/.

Согласно представленным административным ответчиком документам, оспариваемые приказы опубликованы на вышеуказанном официальном сайте ДИО КК, который служит официальным источником публикаций нормативных правовых актов ДИО КК в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», и направлены в УФНС по Краснодарскому краю.

С учетом вышеизложенного, суд считает, что порядок публикации оспариваемого нормативного правового акта не нарушен.

Принимая во внимание приведенные обстоятельства, суд приходит к выводу, что оспариваемый приказ ДИО КК являются нормативным правовым актом, изданным уполномоченным органом государственной власти, принятым с соблюдением порядка принятия таких актов и опубликованным в установленном порядке.

Данные обстоятельства никем из лиц, участвующих в деле, не оспаривались, под сомнение не ставились.

Проверяя доводы административных истцов о несоответствии оспариваемых приказов ДИО КК нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и нарушении их прав, суд установил следующие обстоятельства.

Согласно подп.1 и 2 п.1 ст.378.2 НК РФ налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:

1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;

2) объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

В соответствии с п.3 ст.378.2 НК РФ административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения которые принадлежат одному или нескольким собственникам и которые отвечают хотя бы одному из следующих условий:

1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;

2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:

здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 % общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в ЕГРН, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);

фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 % его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).

Пунктом 4 статьи 378.2 НК РФ определено, что торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;

2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:

- здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 % общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в ЕГРН, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;

- фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 % его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.В целях статьи 378.2 НК РФ отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (пункт 4.1).

Из системного толкования приведенных норм следует, что нежилое помещение признается объектом налогообложения, налоговая база которого исчисляется из его кадастровой стоимости, если входит в состав здания, обладающего признаками административно-делового центра, торгового центра, или является самостоятельным видом недвижимого имущества, указанного в подпункте 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, и находится в здании, не относящемся к административно-деловому центру или торговому центру.

При этом статья 378.2 НК РФ, устанавливая виды недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, предусмотрела, что для включения объекта налогообложения в соответствующий перечень достаточно, чтобы он отвечал хотя бы одному из перечисленных в ней условий, то есть соответствия такого объекта совокупности всех критериев одновременно не требуется.

Таким образом, оспариваемые нормы могут быть признаны соответствующими статье 378.2 НК РФ, если спорные помещения находятся в здании, подпадающем под условия, перечисленные в пунктах 3, 4, 4.1 статьи 378.2 НК РФ, либо соответствуют требованиям подпункта 2 пункта 1 этой статьи.

Как установлено судом, 23.12.2016 г. принят Приказ №2745 об утверждении Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость. В указанный Перечень на 2017 г. включены следующие объекты недвижимости: нежилые помещения №................ с кадастровыми номерами ................, расположенные по адресу: ................, а также нежилые помещения №................ с кадастровыми номерами ................, расположенные по адресу ................ под следующими пунктами: .................

26.12.2017 г. принят Приказ №3008 об утверждении Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость. В указанный Перечень на 2018 г. включены следующие объекты недвижимости: нежилые помещения №................ с кадастровыми номерами ................, расположенные по адресу: ................, а также нежилые помещения №................ с кадастровыми номерами ................, расположенные по адресу ................ под следующими пунктами: .................

26.12.2018 г. принят Приказ №3043 об утверждении Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость. В указанный Перечень на 2019 г. включены следующие объекты недвижимости: нежилые помещения №................ с кадастровыми номерами ................, расположенные по адресу: ................, а также нежилые помещения №................ с кадастровыми номерами ................, расположенные по адресу ................ под следующими пунктами: ................

27.12.2019 г. принят Приказ №2837 об утверждении Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость. В указанный Перечень на 2020 г. включены следующие объекты недвижимости: нежилые помещения №................ с кадастровыми номерами ................, расположенные по адресу: ................, а также нежилые помещения №................ с кадастровыми номерами ................, расположенные по адресу ................ под следующими пунктами: ................

28.12.2020 г. принят Приказ №2752 об утверждении Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость. В указанный Перечень на 2021 г. включены следующие объекты недвижимости: нежилые помещения №................ с кадастровыми номерами ................, расположенные по адресу: ................, а также нежилые помещения №................ с кадастровыми номерами ................, расположенные по адресу ................ под следующими пунктами: ................

27.12.2021 г. принят Приказ №3321 об утверждении Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость. В указанный Перечень на 2022 г. включены следующие объекты недвижимости: нежилые помещения №................ с кадастровыми номерами ................, расположенные по адресу: ................, а также нежилые помещения №................ с кадастровыми номерами ................, расположенные по адресу ................5 под следующими пунктами: .................

Определением Краснодарского краевого суда от 27 июня 2023 года прекращено производство по настоящему административному делу в части признания недействующими пунктов ................ Приложения к приказу департамента имущественных отношений Краснодарского края от 27.12.2021 г. №3321 «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость» на 2022 год (в отношении объектов недвижимого имущества с кадастровыми номерами ................), в связи с отказом административных истцов от требований административного искового заявления в этой части.

27.12.2022 г. принят Приказ №3436 об утверждении Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость. В указанный Перечень на 2023 г. включены следующие объекты недвижимости: нежилые помещения №................ с кадастровыми номерами 23................, расположенные по адресу: ................, а также нежилое помещение №................ с кадастровым номером ................, расположенное по адресу ................ под следующими пунктами: .................

По сведениям филиала ППК «Роскадастр» от 11.05.2023 г. №................ от 23.06.2023 №................, а также согласно экспликации к поэтажным многоквартирным планам многоквартирного дома в техническом паспорте от 18.03.2010 г. на здание (многоквартирный жилой дом) с кадастровым номером ................, расположенное по адресу: ................, представленном ГБУ КК «Краевая техническая инвентаризация – Краевое БТИ», в указанном здании размещены помещения с кадастровыми номерами 23:37:0104015:778, 23:37:0105015:776 23:37:0104015:777, 23:37:0104015:779, 23:37:0104015:780, и внесены в сведения ЕГРН 02.06.2010 г. с наименованиями «Офис №................», «Офис №................», «Офис №................», «Офис №................», «Офис №................», наименования которых в дальнейшем в ЕГРН были изменены 09.12.2021 г., с «Офисы №................» на «нежилое помещение» каждое.

По состоянию на 11.05.2023 г. в сведениях ЕГРН о здании с кадастровым номером ................ отсутствует информация о расположении данного здания в границах земельного участка.

Также, по сведениям филиала ППК «Роскадастр» от 11.05.2023 г. №................, и согласно экспликации к поэтажным многоквартирным планам многоквартирного дома в техническом паспорте от 18.03.2010 г. на здание (многоквартирный жилой дом) с кадастровым номером ................, расположенное по адресу: ................, представленном ГБУ КК «Краевая техническая инвентаризация – Краевое БТИ», в указанном здании размещены помещения с кадастровыми номерами ................, и внесены в сведения ЕГРН 02.06.2010 г. с наименованиями «Офис №................», «Офис №................», «Офис №................», «Офис №................», «Офис №................», «Офис №................», «Офис №................», «Офис №................», «Офис №................», «Офис №................ наименования которых в дальнейшем в ЕГРН были изменены 09.12.2021 г., с «Офисы №................» на «нежилое помещение» каждое.

По состоянию на 11.05.2023 г. в сведениях ЕГРН о здании с кадастровым номером 23:37:0104015:438 отсутствует информация о расположении данного здания в границах земельного участка.

Установленные обстоятельства, административными истцами не оспариваются.

Фактическое использование на момент включения спорных помещений в Перечни на 2017-2021 гг. не производилось.

Поскольку на момент включения помещений с кадастровыми номерами: 23:37:................ в Перечни на 2017‑2021 г.г. в ЕГРН и технической документации объектов недвижимости содержались сведения о наименованиях спорных помещений, предусматривающих размещения офисов, то вышеназванные обстоятельства свидетельствуют, что эти спорные помещения соответствовали требованиям ст.378.2 НК РФ, следовательно обосновано были включены ДИО КК в Перечни на 2017-2021 г.г., поэтому в этой части административным истцам о признании недействующими приказов ДИО КК от 23.12.2016 г. №2745, от 26.12.2017 г. №3008, от 26.12.2018 г. №3043, от 27.12.2019 г. №2837 от 28.12.2020 г. №2752 следует отказать в удовлетворении административных исковых требований.

Согласно имеющейся технической документации и установленных выше обстоятельств, помещения с кадастровыми номерами: 23................, расположенные по адресу: ................, с 09.12.2021 г. по настоящее время не используются в качестве офисов.

Фактическое использование на момент включения спорных помещений в Перечни на 2022-2023 гг. не производилось.

Доказательств обратного в материалы дела административным ответчиком – ДИО КК, подтверждающих соответствие спорных помещений условиям, установленным НК РФ и необходимым для включения их в Перечни на 2022-2023 г.г., суду не представлено.

По смыслу ч.9 ст.213 КАС РФ административный ответчик обязан доказать законность включения объекта в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.

При таких обстоятельствах, с учетом совокупности имеющихся в деле доказательств, суд приходит к выводу о неправомерности включения в Перечни на 2022-2023 года помещений с кадастровыми номерами: ................ для отнесения их к объектам налогообложения, предусмотренным ст.378.2 НК РФ, поэтому в этой части требования административного искового заявления о признании недействующими пункты № ................ Перечня на 2022 год, и пункты № ................ Перечня на 2023 год, подлежат удовлетворению.

Что касается помещений с кадастровыми номерами ................, то обстоятельства включения этих помещений в Перечень на 2022 год административными истцами не оспариваются в связи с их отказом от требований административного иска в этой части, и данный отказ был принят судом, поэтому относительно обстоятельств включения спорного помещения с кадастровым номером ................ в Перечень на 2023 год суд пришел к следующему.

Помещение с кадастровым номером ................ включено пунктом 57496 в Перечень на 2023 год по виду фактического использования в целях бытового обслуживания, установленного приказом департамента имущественных отношений Краснодарского края от ...................

Оценивая доводы участвующих в деле лиц о фактическом использовании здания, суд на основании имеющихся в деле доказательств исходит из следующих обстоятельств.

Фактическое обследование объектов недвижимости с целью включения их в соответствующие перечни в целях статьи 378.2 НК РФ проводится в соответствии с Порядком.

Согласно пунктам 3 и 4 Порядка (в редакции, действующей в юридически значимый период), в Перечень включаются здания (строения, сооружения) и помещения (далее – объекты недвижимого имущества), вид фактического использования которых определен Уполномоченным органом согласно настоящему Порядку и которые соответствуют условиям, установленным пунктами 3, 4, 4.1, 5 статьи 378.2 НК РФ.

Вид фактического использования объекта недвижимого имущества определяется Уполномоченным органом в отношении отдельно стоящих объектов недвижимого имущества, соответствие которых назначению, предусмотренному подпунктом 2 пункта 1, пунктами 3, 4 и 4.1 статьи 378.2 НК РФ, невозможно определить на основании сведений о назначении, разрешенном использовании или наименовании помещений, содержащихся в ЕГРН, или документов технического учета (инвентаризации), а также в отношении объектов недвижимого имущества, выездное обследование которых проведено по поручению судебных органов или прокуратуры.

Вид фактического использования объекта недвижимого имущества определяется на основании сведений о видах предпринимательской деятельности, осуществляемой в объекте недвижимого имущества, и (или) сведений об использовании объектов недвижимого имущества, предоставляемых по запросу Уполномоченного органа федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в сфере налогов и сборов, иными органами государственной власти и органами местного самоуправления, в случае отсутствия указанных сведений или по поручению судебных органов или прокуратуры вид фактического использования объекта недвижимого имущества определяется путем выездного обследования.

При этом, выездное обследование проводит наделенное соответствующими полномочиями государственное учреждение Краснодарского края, подведомственное ДИО КК – ГКУ КК «Кубаньземконтроль».

Как видно из материалов дела, в отношений помещения с кадастровым номером ................, проводились мероприятия по определению вида фактического использования специалистом подведомственного ДИО КК – ГКУ КК «Кубаньземконтроль» ...........9

Выездное обследование указанного объекта проведено 14 февраля 2022 года.

Согласно Акту обследования от 14.02.2022 г. объекта недвижимого имущества с кадастровым номером ................, помещение расположено на 2 этаже многоквартирного дома с кадастровым номером ................ (без координат границ). Подходы (подъезды) к объекту с улицы отсутствуют, доступ к объекту свободный. По данным выписки из ЕГРН объект представляет собой помещение №................, согласно графической части выписки из ЕГРН является помещением №................ второго этажа. Технический паспорт не предоставлен. Доступ к объекту осуществляется через МОП, с фасада здания, в котором расположен объект. При входе в объект присутствует стикер информационного характера о коммерческом наименовании и перечнем предоставляемых услуг. Со стороны фасада здания на окнах размещены коммерческие наименования и перечень предоставляемых услуг организаций, осуществляющих деятельность в здании, а также присутствует информация о продаже/аренде с указанием номера и телефона и адресная табличка.

В ходе обследования выявлено, что 100% общей площади объекта занимает студия маникюра и педикюра «Стилет». Помещение оборудовано рабочими местами для маникюра и педикюра, оснащено специализированным оборудованием, косметическими средствами, ширмой, кушеткой, телевизором. Кассовый аппарат, прейскурант, уголок потребителя отсутствует.

В соответствий с п.11 Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений акт обследования объекта недвижимого имущества с кадастровым номером ................ в целях определения вида его фактического использования с прилагаемыми к нему документами был вынесен на заседание межведомственной комиссии по рассмотрению вопросов определения перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, и определения вида фактического использования объекта недвижимого имущества, состоявшееся 30 марта 2022 года (протокол №................). Комиссия рекомендовала ДИО КК определить, что вид фактического использования объекта соответствует п.5 статьи 378.2. НК РФ.

На основании рекомендаций Комиссии приказом ДИО КК от 28 апреля 2022 года №1017 «Об определении вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений» определено, что вид фактического использования объекта недвижимого имущества с кадастровым номером ................ «соответствует пунктам 3, 4, 4.1 и 5 статьи 378.2 НК РФ».

Приказ от 28.04.2022 г. №1017 размещен на официальном сайте ДИО КК в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» www.diok.krasnodar.ru.

В установленный пунктом 14 Порядка срок заявление о пересмотре решения ДИО КК об определении вида фактического использования объекта недвижимого имущества с кадастровым номером 23:37:0104015:696 не поступало.

В соответствии с пунктами 3, 4, 4.1 и 5 статьи 378.2 НК РФ, статьей 2 Закона КК № 3388-К3, пунктом 3.52 Положения о ДИО КК, подпункта 6 пункта 1 приказа ДИО КК от 27.07.2017 г. №1548 объект недвижимого имущества с кадастровым номером ................ был включен в Перечень на 2023 г. на основании сведений вида фактического использования.

Перечень на 2023 г. размещен на официальном сайте ДИО КК и направлен в Управление Федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю письмом Департамента от 23 декабря 2022 г. №52-08-11-55116-22.

Доказательств, опровергающих выводы Акта, суду не представлено.

В ходе рассмотрения дела стороной административного истца не оспаривался сам факт использования данного помещения в целях ст.378.2 НК РФ.

Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации (кассационное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 06 июля 2022 г. № ................), акты обследования в силу положений главы 6 КАС РФ не могут являться единственно возможными доказательствами по делу.

При этом, при разрешении споров налогоплательщики не лишены возможности представлять доказательства, указывающие на несоответствие принадлежащего им имущества критериям, установленным статьей 378.2 НК РФ (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 31 мая 2022 г. № 1176-О).

А таких доказательств административным истцом суду не представлено.

При таких обстоятельствах, суд на основании совокупности имеющихся в административном деле доказательств приходит к выводу, что помещение с кадастровым номером 23:37:0104015:696 на дату принятия Перечня на 2023 г. фактически использовалось в целях объекта бытового обслуживания, а следовательно у департамента имущественных отношений Краснодарского края имелись правовые основания для включения этого здания в оспариваемый Перечень на 2023 год.

Поэтому оснований для удовлетворения административного искового заявления в части оспаривания пункта №57496 Перечня на 2023 г. не имеется.

Невозможно принять довод представителя административных истцов о том, что доказательствами по настоящему делу со стороны административных истцов являются решение Анапского городского суда Краснодарского края от 19.04.2010 г. о признании права собственности и определение Анапского городского суда Краснодарского края от 29.09.2021 г. о разъяснении решения суда от 19.04.2010 г. по гражданскому делу №................, поскольку обстоятельства установления спорных объектов на их соответствие ст.378.2 НК РФ не являлись предметом рассмотрения по указанному гражданскому делу при разрешении спора о признании права собственности.

При этом, в самом определении Анапского городского суда Краснодарского края от 29.09.2021 г. указано, что согласно технической документации эти помещения относятся к офисам, что не опровергает выводы суда по настоящему административному делу. Сведения, указанные в разъяснении суда, не являются обстоятельствами, подлежащими доказыванию по делу, а служат лишь для уточнения постановленного решения суда в случае его неясности.

В силу ч.2 ст.215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается одно из следующих решений: об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты; об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 215-217 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

удовлетворить частично административное исковое заявление Британ Инны Владимировны, Кирдяпкина Евгения Владимировича, Ковалева Владимира Ивановича в лице их представителя Козей Евгения Константиновича к департаменту имущественных отношений Краснодарского края о признании нормативных правовых актов недействующими в части.

Признать недействующими со дня принятия:

- пункты №................помещения с кадастровыми номерами ................) приложения к приказу департамента имущественных отношений Краснодарского края от 23 декабря 2022 года №3436 «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового Кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость» на 2023 год;

- пункты №................ (помещения с кадастровыми номерами ................) приложения к приказу департамента имущественных отношений Краснодарского края от .................. «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового Кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость» на 2022 год;

Сообщение о принятии настоящего решения в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу подлежит направлению в Управление Федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю, а также размещению на официальном сайте департамента имущественных отношений Краснодарского края в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

В удовлетворении остальной части требований административного искового заявления – отказать.

Решение может быть обжаловано в Третий апелляционный суд общей юрисдикции через Краснодарский краевой суд в течение одного месяца со дня принятия его в окончательной форме.

В окончательной форме решение суда изготовлено 07 июля 2023 года.

Судья Краснодарского краевого суда А.О. Седова