ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 23О0000-01-2023-000802-68 от 13.12.2023 Краснодарского краевого суда (Краснодарский край)

К Р А С Н О Д А Р С К И Й К Р А Е В О Й С У Д

Дело № 3а-865/2023 (М-784/2023)

УИД № 23OS0000-01-2023-000802-68

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

13 декабря 2023 г. г. Краснодар

Краснодарский краевой суд в составе:

судьи Зубовича С.С.,

при ведении протокола

секретарем судебного заседания Багдасарян Л.Б.,

с участием прокурора Сидоровой Л.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Чуприной Антониды Федоровны об оспаривании нормативного правового акта в части,

УСТАНОВИЛ:

Чуприна А.Ф. обратилась в Краснодарский краевой суд с административным исковым заявлением об оспаривании нормативного правового акта в части, в котором просила признать недействующим перечень земель особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий на территории города Новороссийска, использование которых не допускается для целей, не связанных с сельскохозяйственным производством утвержденный распоряжением Главы Администрации Краснодарского края принятого распоряжением № 283-р от 30 марта 2006 года «Об утверждении перечня земель особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий на территории города Новороссийска, использование которых не допускается для целей, не связанных с сельскохозяйственным производством» в части земель, земельных участков населенного пункта ст. Натухаевская города Новороссийска Краснодарского края как не соответствующего законодательству Российской Федерации.

В дальнейшем представитель административного истца уточнил исковые требования и просил признать недействующим распоряжение Главы Администрации Краснодарского края принятого распоряжением № 283-р от 30 марта 2006 года «Об утверждении перечня земель особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий на территории города Новороссийска, использование которых не допускается для целей, не связанных с сельскохозяйственным производством» в части земельного участка с кадастровым номером ........ как несоответствующего законодательству Российской Федерации.

В обоснование требований указано, что Чуприной Антониде Федоровне на праве собственности принадлежит земельный участок местонахождение: ............, кадастровый номер ........, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - склады, что подтверждается выпиской из ЕГРН. Указанный земельный участок расположен в границах земель определяемых постановлением Главы Администрации Краснодарского края № 283-р от 30 марта 2006 года как особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий на территории города Новороссийска на территории ЗАО АФ «Натухаевская», в западной части района, южнее станицы Натухаевская.

Решением городской Думы муниципального образования город Новороссийск от 27.03.2018 года № 281 в целях комплексного социально-экономического развития муниципального образования город Новороссийск было утверждено внесение изменений в генеральный план городского округа муниципального образования город Новороссийск. С учетом Положения о территориальном планировании, принятым Решением городской Думы муниципального образования город Новороссийск № 44 от 24 ноября 2020 года «Об утверждении внесения изменений в генеральный план городского округа муниципального образования город Новороссийск» «Положение о территориальном планировании».

В числе прочих в границы населенного пункта включен земельный участок принадлежащий Чуприной Антониде Федоровне, кадастровый номер ........, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - склады.

С учетом включения земельных участков в границы населенного пункта, а также последующим установлением функциональных зон для данной территории вид разрешенного использования земельных участков установлен в соответствии с Правилами землепользования и застройки городского округа муниципального образования город Новороссийск, утвержденными Решением городской Думы муниципального образования город Новороссийск от 23 декабря 2014 года № 439.

Таким образом, в нарушение требования законодательства РФ часть земель указанных в п. 15 перечня особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий утвержденного распоряжением Главы Администрации Краснодарского края № 283-р от 30 марта 2006 года на территории города Новороссийска находится в границах населенного пункта ст. Натухаевской Краснодарского края.

Обжалуемый нормативно правовой акт нарушает законные интересы Чуприной Антониды Федоровны, ограничивает право на использование земельного участка по его назначению в части отнесения земель населенного пункта ст. Натухаевская к землям особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий на территории города Новороссийска, использование которых не допускается для целей, не связанных с сельскохозяйственным производством» которым утвержден перечень земель особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий на территории города Новороссийска, использование которых не допускается для целей, не связанных сельскохозяйственным производством.

Административный истец Чуприна А.Ф. в судебное заседание не явилась, уведомлена надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.

Представитель административного истца Азаров С.В. в судебном заседании настаивал на удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

Представитель администрации Краснодарского края Евсеенко В.Е. просила в удовлетворении заявленных требований отказать.

Представитель департамента имущественных отношений Краснодарского края Таракановская Н.С. просила в удовлетворении заявленных требований отказать.

Представитель министерства сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края Корниенко Т.Д. просила в удовлетворении заявленных требований отказать.

Представитель администрации муниципального образования город Новороссийск Крупский В.И. в судебном заседании просил в удовлетворении заявленных требований отказать.

Прокурор Сидорова Л.Е. в своем заключении указала, что административные исковые требования не подлежат удовлетворению.

Представитель администрации Натухаевского сельского округа в судебное заседание не явился, уведомлен надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив доводы административного иска, отзыва, возражений, дополнений, исследовав доказательства и материалы дела, принимая во внимание заключение прокурора, суд считает административное исковое заявление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Руководствуясь частью 7 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении настоящего административного дела, суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном иске, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в полном объеме.

В соответствии с ч. 1 ст. 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Согласно выпискам из ЕГРН административному истцу на праве собственности принадлежит земельный участок местонахождение: ............, кадастровый номер ........, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - склады.

Как усматривается из материалов дела, оспариваемым распоряжением главы администрации (губернатора) Краснодарского края № 283-р от 30 марта 2006 года «Об утверждении перечня земель особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий на территории города Новороссийска, использование которых не допускается для целей, не связанных с сельскохозяйственным производством» земельный участок, принадлежащий истцу, отнесен к особо ценным продуктивным сельскохозяйственным угодьям на территории города Новороссийска.

Таким образом, административный истец вправе обратиться с указанным иском в суд.

Проверяя полномочия главы администрации (губернатора) Краснодарского края на принятие оспариваемого нормативного правового акта, а также соблюдение порядка принятия и порядка публикации оспариваемого нормативного правового акта, суд исходит из следующего.

В соответствии с пунктами «в», «д», «к» части 1 статьи 72, частями 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, особо охраняемые природные территории, а также земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам.

В соответствии со ст. 4 Закона Краснодарского края от 05.11.2002г. №532-КЗ «Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае» высший исполнительный орган Краснодарского края утверждает перечни особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий, использование которых не допускается для целей, не связанных с сельскохозяйственным производством.

В силу положений Устава Краснодарского края высшим исполнительным органом государственной власти Краснодарского края является администрация Краснодарского края, глава администрации (губернатор) Краснодарского края возглавляет исполнительную власть края. Компетенция администрации края определяется федеральным законодательством, настоящим уставом, а также законами края (ст.ст. 39, 41, 42 Устава Краснодарского края).

Статья 6 Закона Краснодарского края от 06.06.1995г. №7-КЗ «О правотворчестве и нормативных правовых актах Краснодарского края» (в ред. от 16.11.2005г.) определяет виды нормативных правовых актов края, в которые входят постановления и распоряжения главы администрации края.

Согласно ст. 46 Закона Краснодарского края от 06.06.1995г. № 7-КЗ «О правотворчестве и нормативных правовых актах Краснодарского края» официальным опубликованием нормативных правовых актов края признавалась первая публикация их полного текста в газете «Кубанские новости» или Информационном бюллетене Законодательного Собрания Краснодарского края.

Распоряжение главы администрации (губернатора) Краснодарского края № 283-р от 30 марта 2006 года «Об утверждении перечня земель особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий на территории города Новороссийска, использование которых не допускается для целей, не связанных с сельскохозяйственным производством» было официально опубликовано 11.04.2006 г. в газете «Кубанские новости» № 51.

Учитывая вышеизложенное, оспариваемый нормативный правовой акт принят в пределах полномочий администрации Краснодарского края с соблюдением порядка принятия и опубликования.

Как усматривается из материалов дела, оспариваемым распоряжением главы администрации (губернатора) Краснодарского края № 283-р от 30 марта 2006 года «Об утверждении перечня земель особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий на территории города Новороссийска, использование которых не допускается для целей, не связанных с сельскохозяйственным производством» земельный участок, принадлежащий административному истцу включен в перечень земель особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий на территории города Новороссийск, использование которых не допускается для целей, не связанных с сельскохозяйственным производством.

Земельный участок с кадастровым номером ........, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - склады, что подтверждается выписками из ЕГРН.

Согласно Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории; они могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (ст. 9); владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц; условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (ч.ч. 2 и 3 ст. 36).

В силу статьи 77 Земельного кодекса Российской Федерации землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.

В соответствии с пунктом 2 статьи 77 Земельного кодекса Российской Федерации в составе земель сельскохозяйственного назначения выделяет сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, мелиоративными защитными лесными насаждениями, водными объектами (в том числе прудами, образованными водоподпорными сооружениями на водотоках и используемыми в целях осуществления прудовой аквакультуры), объектами капитального строительства, некапитальными строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции, в случаях, предусмотренных федеральными законами, нестационарными торговыми объектами, и др.

Статья 79 Земельного кодекса Российской Федерации определяет особенности использования сельскохозяйственных угодий и устанавливает, что сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.

При этом в соответствии с пунктом 4 статьи 79 Земельного кодекса Российской Федерации особо ценные продуктивные сельскохозяйственные угодья, в том числе сельскохозяйственные угодья опытно-производственных подразделений научных организаций и учебно-опытных подразделений образовательных организаций высшего образования, сельскохозяйственные угодья, кадастровая стоимость которых существенно превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу), могут быть в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации включены в перечень земель, использование которых для других целей не допускается.

Согласно информации, представленной департаментом имущественных отношений Краснодарского края, в целях определения на территории города Новороссийска особо ценных сельскохозяйственных угодий из земель сельскохозяйственного назначения, использование которых не допускается для целей, не связанных с сельскохозяйственным производством, были проведены земельно-оценочные работы, проведена системная оценка рельефа и почвенно-климатических условий с использованием геоинформационных технологий и методов по определению ресурсного потенциала земель сельскохозяйственных угодий, земельно-оценочное районирование, группировка и бонитировка почв. Почвы на спорной территории отнесены к землям с высоким баллом бонитета, а также имеющие уникальные характеристики почв. Оспариваемый участок сформирован в перечень на основании материалов установления границ особо охраняемых природных территорий и особо ценных земель краевого значения в городе Новороссийск, выполненных ФГУП КубаньНИИгипрозем совместно с ГУП КК «Кубанский НИ и ПИ земельный центр» в 2003 году в соответствии с ранее проведенными почвенными обследованиями.

Департаментом имущественных отношений Краснодарского края в информационном письме предоставлен отчет о государственной кадастровой оценке сельскохозяйственных угодий Краснодарского края, III оценочный район, подготовленный Краснодарским краевым агентством государственной оценки земель института КубаниНИИгипрозем в 2002 году (далее - Отчет).

Отчет является частью работы государственной оценки сельскохозяйственных угодий края и выполнен в связи с обоснованной необходимостью учета влияния на величину стоимости сельскохозяйственных угодий, в том числе виноградников, что привело к расчету новых базовых показателей.

Указанная работа по государственной оценке сельскохозяйственных угодий проводилась с целью адаптации методики и технических указаний к конкретным особенностям Краснодарского края с целью устранения несоответствий в работе, проведенной в 2000 году, имеющимся природным (почвенным и климатическим условиям), а также уровням интенсивности использования земель.

Специалистами Росземкадастра, ФКЦ «Земля», Росземпроекта, НИИ рисоводства России, СКЗНИИСиВ, КубаньНИИгипрозем подготовлен «Отчет по доработке и модернизации методического обеспечения ГКО сельхозугодий», который содержит методику и новые значения кадастровой стоимости земли по каждому муниципальному образованию, согласно которому выполнены работы по корректировке балла бонитета сельскохозяйственных угодий по земельно-оценочным районам.

На территории города Новороссийска виноградопригодные земли отнесены к особо ценным продуктивным землям сельскохозяйственного назначения.

Согласно поконтурным ведомостям и делу по созданию электронных карт и баз данных ЗАО Агрофирма «Раевская» г. Новороссийска Краснодарского края испрашиваемая территория расположена в контуре № 4 участка 103 секции 1, вид угодий - пашня, КФХ Пилипенко В.Д.

В главе 2 Схемы установления границ особо охраняемых природных территорий и особо ценных земель краевого значения в городе Новороссийске определено, что почвы данного района представляют наиболее ценный потенциал и использовать их необходимо только по назначению, изъятие их для несельскохозяйственных нужд допускается в исключительных случаях и при отсутствии других вариантов.

Также Техническим заданием по разработке схем установления границ особо ценных земель краевого значения определено, что к особо ценным землям относятся виноградопригодные земли с баллом бонитета выше 50.

По сведениям отчета о государственной кадастровой оценке сельскохозяйственных угодий Краснодарского края III оценочный район, 2002 года откорректированный балл бонитета земель ЗАО АФ «Раевская» составляет 63.

В соответствии с п. 2 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

В силу ч. 9 ст. 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации в состав зон сельскохозяйственного использования могут включаться:

1) зоны сельскохозяйственных угодий - пашни, пастбища, сенокосы, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими);

2) зоны, занятые объектами сельскохозяйственного назначения и предназначенные для ведения сельского хозяйства, садоводства и огородничества, личного подсобного хозяйства, развития объектов сельскохозяйственного назначения.

В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 31.12.2015г. №683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации», закреплялась, что продовольственная безопасность России должна обеспечиваться путем предотвращения истощения и сокращения площадей сельскохозяйственных земель и пахотных угодий.

Согласно подл. 9 п. 83 Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 02.07.2021г. №400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» достижение целей обеспечения экологической безопасности и рационального природопользования осуществляется путем реализации государственной политики, направленной, в том числе на предотвращение деградации земель и снижения плодородия почв, рекультивацию нарушенных земель,

Таким образом, земли сельскохозяйственного назначения представляют собой особую государственную ценность, в связи с чем в отношении них установлен особый правовой режим охраны, целью которого является недопущение выведения таких земель из сельскохозяйственного оборота, осуществления их застройки, в том числе в целях использования в сельскохозяйственной деятельности.

Статьей 8 Федерального закона от 16.07.1998г. №101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» установлена обязанность собственников, владельцев, пользователей, в том числе арендаторов земельных участков осуществлять производство сельскохозяйственной продукции способами, обеспечивающими воспроизводство плодородия земель сельскохозяйственного назначения, а также исключающими или ограничивающими неблагоприятное воздействие такой деятельности на окружающую среду.

Наличие законодательных запретов на осуществление строительства на землях сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения не отменяет право собственности административного истца на земельный участок, поскольку он вправе пользоваться и распоряжаться ими в том объеме, который предусмотрен федеральным и краевым законодательством. Невозможность осуществления строительства на землях, которые не предназначены для этого, не является обоснованием нарушения права административного истца действием распоряжения № 283-р от 30 марта 2006 года.

Утвержденный распоряжением главы администрации (губернатора) Краснодарского края № 283-р от 30 марта 2006 года перечень особо ценных земель не содержит кадастровых номеров земельных участков, а представлен описанием массивов и их графическим отображением. Границы массивов отображены в приложениях к распоряжению, которые опубликованы в газете «Кубанские новости», а также размещены в справочных правовых системах. С целью сохранения особо ценных земель сельскохозяйственного назначения, земли с высоким баллом бонитета, а также имеющие уникальные характеристики почв сформированы в перечень на основании материалов установления границ особо охраняемых природных территорий и особо ценных земель краевого значения, выполненных ГУП КК «Кубанский НИ и ПИ земельный центр» в 2003 году в соответствии с ранее проведенными ФГУП «КубаньНИИгипрозем» почвенными обследованиями.

Земельный участок с кадастровым номером ........ полностью расположен в границах особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий на территории города Новороссийск, использование которых не допускается для целей, не связанных с сельскохозяйственным производством, установленных Распоряжением № 283-р (лист 1, контур 15 - земли на территории ЗАО АФ «Натухаевская», ООО «Витис», ЗАО ААФ «Раевская», ООО «Агропредприятие Раевское», ООО «Раевский птицевод» и ААФ «Семигорье», в западной части района, южнее станицы Натухаевская, в районе станицы Раевская, площадью 4080,31га).

В соответствии с приложением к перечню земель особо ценных особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий на территории города Новороссийск, использование которых не допускается для целей, не связанных с сельскохозяйственным производством, к распоряжению № 283-р

вышеуказанный земельный участок расположен в границах ЗАО АФ «Раевская».

Таким образом, данная территория обладает большими возможностями для интенсивного использования в сельскохозяйственном производстве для выращивания многолетних насаждений.

Доводы административного истца о неиспользовании в течение длительного времени спорного земельного участка по целевому назначению, свидетельствуют о несоблюдении собственником земельного участка одного из основных принципов земельного законодательства - принципа приоритета сохранения особо ценных земель, то есть земель, подлежащих особой охране и нуждающихся в эффективном использовании.

При этом следует учитывать, что в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 1 Федерального закона от 16.07.1998г. №101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» оборот земель сельскохозяйственного назначения основывается, в том числе на принципе сохранения целевого использования земельных участков.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 14.11.2019г. №35-П, законодательные требования, предусматривающие использование земельных участков по их целевому назначению, будучи по своей природе определенным ограничением свободы владения, пользования и распоряжения имуществом, обусловлены прежде всего публичными интересами и особенностью земли как природного объекта и важнейшего компонента окружающей среды, подлежащего в этом качестве особой охране и нуждающегося в эффективном использовании, в том числе в общих интересах.

В соответствии со ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации подразделяются по целевому назначению на категории и используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.

Приказом Росреестра от 10.11.2020г. №П/0412 утвержден классификатор видов разрешенного использования земельных участков, согласно которому вид разрешенного использования «ведение сельского хозяйства» включает в себя содержание видов разрешенного использования с кодами 1.1 -1.20, в том числе осуществление деятельности на сельскохозяйственных угодьях.

При этом виды сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения установлены ст. 79 Земельного кодекса Российской Федерации: пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими).

Виды сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения представляют собой качественную характеристику земель в целях использования их в сельскохозяйственном производстве и не являются видами разрешенного использования земельных участков.

Таким образом, доводы административного истца являются ошибочными и несоответствующими требованиям действующего законодательства.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что распоряжение главы администрации (губернатора) Краснодарского края № 283-р от 30 марта 2006 года «Об утверждении перечня земель особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий на территории города Новороссийска, использование которых не допускается для целей, не связанных с сельскохозяйственным производством» в части земельного участка с кадастровым номером ........, соответствует действующему законодательству, процедура его принятия соблюдена.

При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административного искового заявления.

Руководствуясь статьями 175-180, 215-217 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении административного искового заявления Чуприной Антониды Федоровны об оспаривании нормативного правового акта в части отказать.

Решение может быть обжаловано в Третий апелляционный суд общей юрисдикции через Краснодарский краевой суд в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме.

Судья Краснодарского краевого суда С.С. Зубович

Решение суда в окончательной форме изготовлено 21.12.2023 года.