Ягоднинский районный суд Магаданской области
Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)
Вернуться назад
Ягоднинский районный суд Магаданской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Дело № 2-519/2011 (решение вступило в законную силу 08.12.2011г.)
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
п.Ягодное 02 декабря 2011 года
Ягоднинский районный суд Магаданской области в составе:
председательствующего судьи Токшаровой Н.И.,
с участием помощника прокурора Ягоднинского района Магаданской области Губаева П.Е.,
представителя заявителя ФИО1, действующего на основании доверенности,
представителя заинтересованного лица: - председателя избирательной комиссии муниципального образования «Ягоднинский муниципальный район Магаданской области» ФИО2,
при секретаре Момот С.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению А. о признании незаконным решения избирательной комиссии муниципального образования «Ягоднинский муниципальный район Магаданской области» от 28 ноября 2011 года № 24/49 о направлении представления в правоохранительные органы,-
У С Т А Н О В И Л:
А. обратился в Ягоднинский районный суд с заявлением об оспаривании решения избирательной комиссии муниципального образования «Ягоднинский муниципальный район Магаданской области» от 28 ноября 2011 года № 24/49 о направлении представления в правоохранительные органы.
В обоснование жалобы указал, что на 04 декабря 2011 года назначены выборы главы МО «Ягоднинский муниципальный район Магаданской области». Он является зарегистрированным кандидатом на должность главы МО «Ягоднинский муниципальный район Магаданской области», выдвинутым Ягоднинским местным отделением политической партии «КПРФ». 28 ноября 2011 года он узнал и им было получено решение избирательной комиссии МО № 24/49 от 28.11.2011 года «О направлении представления в правоохранительные органы». С указанным решением избирательной комиссии он категорически не согласен. Претензии избирательной комиссии только на основании поступивших заявлений от граждан, фамилии которых не указываются, считает необоснованными, поскольку нарушений ст.54 ФЗ-67 «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» он не совершал. Изготовленные и размещенные им баннеры на доме № 10 по ул.Транспортная и доме № 36 по ул.Ленина в пос.Ягодное были изготовлены и размещены по правилам и в соответствии с требованиями указанной выше ст.54 Федерального закона №-67-ФЗ. Также полагал, что избирательной комиссией нарушены положения п.12 ст.75 указанного закона. Поскольку он после изготовления баннеров заблаговременно уведомил избирательную комиссию о своем намерении и 21 ноября 2011 года предоставил макет обоих баннеров, а потом, по требованию комиссии предоставил и договора с жилищной управляющей компанией ООО «Порядок» на размещение этих баннеров на жилых домах на период провдения предвыборной агитации. Каких-либо претензий он не получал, на заседание избирательной комиссии не приглашался, получил 28 ноября 2011 года уже вынесенное обжалуемое решение, то есть, по его мнению, он был лишен гарантированной возможности участвовать в заседании комиссии по рассмотрению жалоб о нарушении избирательных прав граждан и защитить себя всеми способами, не запрещенными Законом. Незаконное вмешательство избирательной комиссии препятствует ему в проведении нормальной агитации среди избирателей, создает его негативный образ и ртем самым существенно влияет на волеизъявление граждан в предстоящие выборы главы МО «Ягоднинский муниципальный район Магаданской области». Просил решение № 24/49 от 28.11.2011 года о направлении представления в правоохранительные органы избирательной комиссии МО «Ягоднинский муниципальный район Магаданской области» по выборам главы указанного муниципального образования признать незаконным.
В судебном заседании заявитель отсутствовал, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, согласно письменному заявлению просил рассмотреть заявление без своего участия, с участием своего представителя ФИО1
В судебном заседании представитель заявителяФИО1 на удовлетворении заявления настаивал по основаниям, в нем указанным, при этом дополнительно пояснил, что обжалуемое решение избирательной комиссии А. вместе с уведомлением о явке в избирательную комиссию 26 и 27 ноября 2011 года он получил 28 ноября 20011 года, в связи с чем не имел возможности участвовать в заседании избирательной комиссии, высказать свои доводы и возражения по существу поступивших в комиссию заявлений граждан, что по его мнению, повлекло нарушение избирательных прав А.
В судебном заседании представитель избирательной комиссии муниципального образования «Ягоднинский муниципальный район Магаданской области» (далее избирательная комиссия) - председатель избирательной комиссии ФИО2, не согласилась с доводами заявления, пояснив, что при размещении агитационных баннеров кандидата на должность главы МО «Ягоднинский муниципальный район Магаданской области» А. на многоквартирных домах и № в пос.Ягодное, в нарушение требования Федерального закона от 12.06.2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», собрание собственников жилья не проводилось, соответственно решения по данным вопросам не принималось. Таким образом, по ее мнению, при вынесении обжалуемого решения избирательная комиссия действовала в пределах своих полномочий и в соответствии с требованиями действующего законодательства. Также полагала, что обжалуемое решение каких-либо нарушений охраняемых законом прав свобод и интересов заявителя повлечь не может. Кроме этого пояснила суду, что 26 ноября 2011 года в избирательную комиссию МО поступили обращения граждан с не согласием с тем, что на домах, в которых у них имеются в собственности квартиры, размещены агитационные баннеры кандидата на пост главы МО «Ягоднинский муниципальный район Магаданской области» А., при этом они согласие на размещение данных баннеров не давали. В связи с обращениями граждан, избирательная комиссия всеми способами пыталась известить А. о том, чтобы он пришел 26 либо 27 ноября 2011 года в избирательную комиссию, однако уведомить его так и не смогли, в связи с чем 28 ноября 2011 года в обеденный перерыв состоялось заседание избирательной комиссии, на котором был решен вопрос о направлении представления в правоохранительные органы, в связи с нарушениями кандидатом А. Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Решение избирательной комиссии было направлено А. в этот же день, 28 ноября 2011 года, и в этот же день им получено лично. Тот факт, что о дате и времени заседания избирательной комиссии 28 ноября 2011 года ни А., ни заявители, в связи с обращениями которых проходило заседание, не были извещены, вызван спешкой, поскольку выборы, в том числе и на должность главы МО, должны состояться через несколько дней. На основании изложенного просила в удовлетворении заявления А. отказать.
Выслушав пояснения сторон, заслушав заключение участвующего в рассмотрении дела прокурора, полагавшего необходимым удовлетворить заявление кандидата на должность главы муниципального образования А., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему:
Согласно ч. 3 ст. 3 Конституции РФ, высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.
Согласно ч. 2 ст. 32 Конституции РФ, граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.
Согласно ч. 2 ст. 130 Конституции РФ, местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.
В соответствии с пунктами 1 и 3 статьи 20 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (с последующими изменениями и дополнениями) (далее Закон) в Российской Федерации действуют избирательные комиссии, комиссии референдума, в числе других и избирательные комиссии муниципальных образований.
Комиссии обеспечивают реализацию и защиту избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, осуществляют подготовку и проведение выборов и референдумов в Российской Федерации.
В соответствии с п.п. «а» п.10 ст.24 Закона избирательная комиссия муниципального образования осуществляет на территории муниципального образования контроль за соблюдением избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации.
Решением Ягоднинского районного Собрания представителей № 254 от 12 сентября 2011 года назначены выборы главы муниципального образования «Ягоднинский муниципальный район Магаданской области» на 04 декабря 2011 года.
Согласно п.2.6 Положения об избирательной комиссии МО «Ягоднинский муниципальный район Магаданской области» избирательная комиссия обладает правами юридического лица.
Согласно п. 10.5 указанного Положения на заседании комиссии при рассмотрении жалоб (заявлений) вправе присутствовать представители заинтересованных сторон. Права и обязанности указанных лиц по участию в заседаниях комиссии, а также полномочия комиссии по обеспечению реализации прав указанных лиц определяются избирательным законодательством.
В соответствии с пунктами 4,5 и 11 ст.20 Закона комиссии обязаны в пределах своей компетенции рассматривать поступившие к ним в период избирательной кампании, кампании референдума обращения о нарушении закона, проводить проверки по этим обращениям и давать лицам, направившим обращения, письменные ответы в пятидневный срок, но не позднее дня, предшествующего дню голосования, а по обращениям, поступившим в день голосования или в день, следующий за днем голосования, - немедленно. Если факты, содержащиеся в обращениях, требуют дополнительной проверки, решения по ним принимаются не позднее чем в десятидневный срок. Если обращение указывает на нарушение закона кандидатом, избирательным объединением, инициативной группой по проведению референдума, эти кандидат, избирательное объединение, инициативная группа по проведению референдума или его (ее) уполномоченные представители должны быть незамедлительно оповещены о поступившем обращении и вправе давать объяснения по существу обращения.
Комиссии вправе, в том числе в связи с обращениями, указанными в пункте 4 настоящей статьи, обращаться с представлениями о проведении соответствующих проверок и пресечении нарушений закона в правоохранительные органы, органы исполнительной власти.
Решение комиссии, противоречащее закону либо принятое с превышением установленной компетенции, подлежит отмене вышестоящей комиссией или судом.
В соответствии с ч.1 ст.30 Закона на всех заседаниях комиссии,…вправе присутствовать члены вышестоящих комиссий и работники их аппаратов, кандидат, зарегистрированный данной либо вышестоящей комиссией, или его доверенное лицо, уполномоченный представитель или доверенное лицо избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован данной либо вышестоящей комиссией, или кандидат из указанного списка, член или уполномоченный представитель инициативной группы по проведению референдума. Для присутствия на заседаниях комиссии и при осуществлении ею работы с указанными избирательными документами, документами, связанными с подготовкой и проведением референдума, указанным лицам не требуется дополнительное разрешение. Комиссия обязана обеспечить оповещение и возможность свободного доступа указанных лиц на свои заседания и в помещение, в котором проводится подсчет голосов избирателей, участников референдума, осуществляется работа с указанными избирательными документами, документами, связанными с подготовкой и проведением референдума.
В соответствии с п.1 и п.12 ст.75 Закона решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, а также решения и действия (бездействие) комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в суд.
При рассмотрении комиссией жалоб (заявлений), а также в иных случаях, когда комиссией рассматривается вопрос о нарушении избирательных прав граждан и права граждан на участие в референдуме, на заседание комиссии приглашаются заявители, а также лица, действия (бездействие) которых обжалуются или являются предметом рассмотрения.
Согласно решению избирательной комиссии № 12/21 от 26 октября 2011 года А. зарегистрирован в качестве кандидата на должность главы МО «Ягоднинский муниципальный район Магаданской области».
Согласно решению избирательной комиссии № 24/49 от 28 ноября 2011 года, рассмотрев заявления граждан пос.Ягодное, поступившие в избирательную комиссию о размещении агитационного баннера на стене дома пос.Ягодное, изготовленного за счет средств избирательного фонда кандидата на должность главы МО «Ягоднинский муниципальный район Магаданской области» А. без разрешения собственников жилья в нарушение требований п.8 ст.54 Федерального закона от 12.06.2002 года № 67-ФЗ; заявление секретаря Ягоднинского местного отделения ВПП «Единая Россия» ФИО3 о размещении агитационного баннера на доме в пос.Ягодное, рекламирующего КПРФ, но оплаченную из фонда кандидата на должность главы МО А., в нарушение требований п.5 ст.48 вышеуказанного закона, руководствуясь п.5 ст.20, п.п.8,9 ст.56 Федерального закона от 12.06.2002 года № 67-ФЗ, избирательная комиссия решила поручить председателю избирательной комиссии МО «Ягоднинский муниципальный район Магаданской области» ФИО2 обратиться с представлением в правоохранительные органы о проведении соответствующих проверок и решении вопроса о привлечении к административной ответственности причастных к незаконному распространению агитационных материалов лиц.
Согласно уведомлению избирательной комиссии на имя А. от 26.11.2011 года, последний приглашался, как зарегистрированный кандидат на должность главы МО, в избирательную комиссию 26 ноября 2011 года с документами, подтверждающими согласие всех собственников жилья многоквартирных домов, на которых размещены агитационные баннеры. Также в уведомлении указано, что, если явка 26 ноября 2011 года невозможна, избирательная комиссия ждет А. 27 ноября 2011 года. Указанное уведомление, согласно, надписи в нем, А. получил лично 28 ноября 2011 года.
Согласно протоколу заседания избирательной комиссии № 24 от 28 ноября 2011 года, на заседании избирательной комиссии присутствовали председатель комиссии, заместитель председателя и члены избирательной комиссии. На заседании комиссии решался вопрос о направлении представления в правоохранительные органы о проведении проверок и решении вопроса о привлечении к административной ответственности лиц, виновных в незаконном распространении агитационных предвыборных материалов (размещение баннеров на жилых домах), в связи с поступившими заявлениями граждан и распространении агитационных материалов (баннеров) кандидата А. В указанном протоколе отмечено, что А. приглашался на беседу в избирательную комиссию 26 и 27 ноября 2011 года, но известить его не удалось. На указанном заседании комиссии А. не присутствовал, вопрос о возможности провести заседание комиссии в отсутствие указанного кандидата комиссией не рассматривался.
Представителем избирательной комиссии в судебное заседание были представлены копии заявлений граждан от 26 ноября 2011 года, которые послужили поводом для заседания избирательной комиссии и вынесения обжалуемого решения № 24/49 от 28 ноября 2011 года.
Представителем избирательной комиссии в судебное заседание была представлена распечатка телефонных переговоров с номера избирательной комиссии на домашний номер А. от 26 и 27 ноября 2011 года. Как пояснила представитель избирательной комиссии, в указанные дни избирательная комиссия пыталась уведомить А., что он приглашается на беседу, однако известить последнего им не удалось, в связи с его отсутствием. Также представлена копия почтового извещения о направлении А. заказанным письмом уведомления о приглашении на беседу в избирательную комиссию 26 и 27 ноября 2011 года. Указанное заказное письмо было отправлено 26 ноября 2011 года и получено адресатом 28 ноября 2011 года.
В судебном заседании представитель избирательной комиссии пояснила, что кандидат на должность главы МО А. на заседание избирательной комиссии 28 ноября 2011 года не приглашался, в связи с предвыборной «спешкой». Доказательств того, что на заседание избирательной комиссии приглашались сами граждане, от которых поступили заявители о нарушении их избирательных прав, ставшие поводом для заседания избирательной комиссии, представителем избирательной комиссии не представлено.
Таким образом, судом установлено, что 26 ноября 2011 года в избирательную комиссию поступили заявления граждан о нарушении их избирательных прав, в связи с размещением агитационных баннеров кандидата на должность главы МО А. Рассмотрение указанных заявлений состоялось на заседании избирательной комиссии 28 ноября 2011 года, при этом ни сам кандидат, ни заявители на заседание избирательной комиссии не приглашались и, соответственно, не извещались.
Тот факт, что избирательная комиссия принимала все необходимые, по их мнению, действия об извещении А. о необходимости явиться на беседу 26 и 27 ноября 2011 года, не может, по мнению суда, являться доказательством его извещения о заседании избирательной комиссии 28 ноября 2011 года. Более того, доводы представителя заинтересованного лица о том, что А. на контакт с избирательной комиссией не идет и извещать его составляет большие трудности, опровергаются материалами дела, а именно тем, что А. обжалуемое решение избирательной комиссии и уведомление о приглашении на беседу получил лично 28 ноября 2011 года, то есть возможность уведомить А. в этот день, то есть 28 ноября 2011 года, о заседании избирательной комиссии, по мнению суда, у последней имелась.
На основании изложенного и в силу приведенных норм Закона, суд приходит к выводу о том, что, в нарушение требований статьей 20,30 и 75 Закона, А. не был незамедлительно оповещен о поступивших обращениях граждан о нарушении их избирательных прав, на заседание избирательной комиссии 28 ноября 2011 года А. приглашен не был, что лишило его возможности дать объяснения по существу обращений граждан, и, как следствие, привело к нарушению избирательных прав кандидата на должность главы МО А. Не извещение о заседании избирательной комиссии самих граждан, по обращениям которых принято обжалуемое решение, также свидетельствует, по мнению суда, о том, что указанное решение принято в нарушение требований Закона.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что обжалуемое решение избирательной комиссии №24/49 от 28 ноября 2011 года принято в нарушение требований Закона, что является основанием для удовлетворения жалобы А., признании указанного решения избирательной комиссии незаконным и подлежащим отмене.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198, 261 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Заявление А. о признании незаконным решения избирательной комиссии муниципального образования «Ягоднинский муниципальный район Магаданской области» от 28 ноября 2011 года № 24/49 о направлении представления в правоохранительные органы - УДОВЛЕТВОРИТЬ.
Признать решение избирательной комиссии муниципального образования «Ягоднинский муниципальный район Магаданской области» от 28 ноября 2011 года № 24/49 о направлении представления в правоохранительные органы незаконным и отменить.
Решение может быть обжаловано в Магаданский областной суд через Ягоднинский районный суд в течение пяти дней со дня вынесения.
Председательствующий: Н.И.Токшарова