ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 240002-01-2021-001211-11 от 07.07.2021 Ачинского городского суда (Красноярский край)

2-1140/2021

УИД № 24RS0002-01-2021-001211-11

РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации

07 июля 2021 года Ачинский городской суд Красноярского края

в составе председательствующего судьи Ирбеткиной Е.А.,

с участием представителя истца Ключеня О.Н.,

представителя ответчика Симановской А.В.,

при секретаре Волковой Л.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ботовой Н. И., Карчмит Т. А., Кудрявцевой Г. И. к администрации Ачинского района о возложении обязанности организовать транспортное обслуживание населения, суд

УСТАНОВИЛ:

Ботова Н.И., Карчмит Т.А., Кудрявцева Г.И. обратились в суд с иском с учетом уточнений к администрации Ачинского района об обязании организовать регулярное транспортное обслуживание населения, мотивируя свои требования тем, что их дом является многоквартирным, в нем проживает около 100 граждан, из них около 30 несовершеннолетних. На территории ЛОК «Сокол» отсутствуют медицинские и иные социально значимые учреждения. В виду этих обстоятельств отсутствие транспортного сообщения с городом угрожает жизни и здоровью всех граждан, проживающих в д. Малый Улуй, ЛОК «Сокол», потому как транспортное сообщение с населенным пунктом не организовано, администрацией Ачинского района не созданы условия для предоставления транспортных услуг населению д. Малый Улуй ЛОК «Сокол», дом № 1. По мнению истцов, отсутствие транспортного сообщения между административным центром Ачинского района и местом их проживания нарушает их права на свободу передвижения, транспортную доступность, в связи с чем просили обязать администрацию Ачинского района организовать регулярное транспортное обслуживание населения, проживающего по адресу: Красноярский край, Ачинский район деревня Малый улуй, ЛОК «Сокол», дом 1, с административным центром Ачинского района - городом Ачинском по маршруту «г. Ачинск – д. Малый Улуй ЛОК «Сокол», д. 1» (в прямом и обратном направлениях) (л.д. 2-4, 139-140, 146-147,153-154).

Определением суда от 05.04.2021 г. к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Министерство транспорта Красноярского края, КГКУ «Управление автомобильных дорог по Красноярскому краю» (л.д. 71).

В судебное заседание истцы Ботова Н.И., Карчмит Т.А., Кудрявцева Г.И., уведомленные о дате и времени рассмотрения дела с их согласия смс-сообщением на указанные номера телефонов, не явились, в представленных заявлениях дело просили рассмотреть в их отсутствие (л.д. 145, 152,159).

Представитель истца Кудрявцовой Г.И.Ключеня О.Н., действующая на основании доверенности от 24.03.2021 г. (л.д. 35), уточненные исковые требовании поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении, полагая, что в силу действующего законодательства к полномочиям ответчика относится организация и обеспечение населения муниципального образования транспортным обслуживанием, однако данная обязанность администрацией Ачинского района не выполнена, из-за чего жителям многоквартирного дома в ЛОК «Сокол» приходится ездить в г. Ачинск на такси, попутном и личном транспорте, либо идти пешком до ближайшей деревни более 1 км., так как маршрутный автобус № 122 «г. Назарово – д. Верхняя Чулымка» не заезжает в ЛОК «Сокол».

Представитель ответчика администрации Ачинского района Симановская А.В., действующая на основании доверенности от 18.03.2021 г. (л.д.57-оборот-58), в судебном заседании по исковым требованиям возражала, не оспаривая наличие у органа местного самоуправления обязанности по организации транспортного сообщения для населения ЛОК «Сокол» как населенного пункта Ачинского района, однако ссылалась на то, что для рассмотрения вопроса о возможности организации регулярных пассажирских перевозок по маршруту «г. Ачинск – д. Малый Улуй ЛОК «Сокол» - г. Ачинск» в 2020 году была создана комиссия по обследованию дорожных условий межмуниципального маршрута, которая пришла к выводу о возможности создания такого маршрута, но указала на необходимость устранения ряда выявленных нарушений в состоянии дорог и организации остановочного пункта, перечисленных в акте. В настоящее время указанные недостатки не устранены ввиду несоответствия технического состояния отдельных участков улиц, автомобильных дорог, по которым должен проходить межмуниципальный маршрут, и размещенных на них искусственных дорожных сооружений требованиям действующего законодательства. Указала, что устранение выявленных недостатков отдельных участков дорог не входит в компетенцию администрации Ачинского района, поскольку участок дороги ЛОК «Сокол-Сосновый бор» в перечне дорог местного значения района отсутствует, обслуживается КГКУ «Управление автомобильных дорог по Красноярскому краю»; участок автодороги, отходящий от 21 км. дороги «Ачинск-Ужур-Троицкое» до плотины Назаровской ГРЭС относится к дорогам местного значения общего пользования г. Назарово и частично проходит по территории государственного комплексного заказника краевого значения «Арга». Полагала, что только после устранения нарушений в состоянии дорог администрация Ачинского района вправе рассмотреть вопрос об организации данного маршрута и его востребованности для населения. Кроме того, администрацией Назаровского района установлен маршрут № 122 «г. Назарово – д. Верхняя Чулымка», который используется жителями дома №1 ЛОК «Сокол», тогда как перевозчик ИП Картина Л.А. отказалась от рассмотрения предложения о продлении маршрута до пункта ЛОК «Сокол» по причине невостребованности у населения и малой наполняемояти маршрута.

Представитель третьего лица Министерства транспорта Красноярского края, извещенный о назначении судебного заседания, в том числе в соответствии с положениями ч.2.1 ст. 113 ГПК РФ путем размещения информации о назначении судебного заседания на официальном сайте Ачинского городского суда, в зал суда не явился. В представленном отзыве представитель Дудаева Е.А., действующая на основании доверенности от 11.01.2021 г. (л.д. 94), просила рассмотреть дело в отсутствие представителя министерства, пояснив, что в компетенцию министерства входит осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения края. Автомобильная дрога межмуниципального значения ЛОК «Сокол» - Сосновый Бор и дорога регионального значения Ачинск-Ужур-Троицкое отвечают требованиям к безопасности движения автомобильного транспорта, закреплены на праве оперативного управления за КГКУ «КрУДор», которым на соответствующей спору территории Ачинского района созданы все условия для предоставления транспортных услуг населению. Также представитель считала, что спорный маршрут г. Ачинск – д. Малый Улуй будет являться межмуниципальным маршрутом регулярных перевозок, в отношении которого полномочия реализуются администрацией Ачинского района с финансированием в форме субвенцией из средств краевого бюджета (л.д. 91-93).

Представитель третьего лица КГКУ «КрУДор», извещенный о назначении судебного заседания, в том числе в соответствии с положениями ч.2.1 ст. 113 ГПК РФ путем размещения информации о назначении судебного заседания на официальном сайте Ачинского городского суда, в зал суда не явился. В представленном отзыве представитель учреждения Масалова О.А., действующая на основании доверенности от 13.12.2020 г. (л.д. 89), возражений относительно заявленных исковых требований не привела, полагая, что условия для предоставления транспортных услуг населению Ачинского района Красноярского края имеются (л.д.87-88).

Представитель третьего лица администрации Ключинского сельсовета, извещенный о назначении судебного заседания, в зал суда не явился, в заявлении глава С.К. Карелин дело просил рассмотреть в его отсутствие, указав, что межпоселенческие перевозки в границах района относятся к полномочиям администрации Ачинского района (л.д. 32)

Выслушав представителей сторон, допросив свидетеля, исследовав материалы дела, суд полагает необходимым исковые требования Ботовой Н.И., Карчмит Т.А., Кудрявцевой Г.И. удовлетворить в следующем объеме и по следующим основаниям.

Частью 1 ст. 27 Конституции РФ установлено, что каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.

В силу ст. 2 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» под вопросами местного значения понимаются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.

В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления», к вопросам местного значения муниципального района относится создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения между поселениями в границах муниципального района.

В силу ст. 11 Федерального закона от 13 июля 2015 года №220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее также – Федеральный закон от 13 июля 2015 года №220-ФЗ) муниципальные маршруты регулярных перевозок в границах одного сельского поселения, в границах двух и более поселений, находящихся в границах одного муниципального района, устанавливаются, изменяются, отменяются уполномоченным органом местного самоуправления муниципального района, в границах которого находятся указанные поселения.

Положениями указанного Федерального закона урегулирован порядок установления, изменения, отмены муниципальных маршрутов регулярных перевозок, межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок, в том числе, регламентированы процедуры организации регулярных перевозок по регулируемым и нерегулируемым тарифам.

Муниципальный маршрут регулярных перевозок, межмуниципальный маршрут регулярных перевозок считаются установленными или измененными со дня включения либо изменения предусмотренных п.п. 1-11 ч. 1 ст. 26 указанного Федерального закона сведений о данных маршрутах в реестрах соответствующих маршрутов регулярных перевозок.

В целях обеспечения доступности транспортных услуг для населения уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные органы местного самоуправления устанавливают муниципальные маршруты регулярных перевозок, межмуниципальные маршруты регулярных перевозок, смежные межрегиональные маршруты регулярных перевозок для осуществления регулярных перевозок по регулируемым тарифам путем заключения государственных или муниципальных контрактов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, с учетом положений данного Федерального закона (ст. 14).

Право осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок или смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок подтверждается свидетельством об осуществлении перевозок по соответствующему маршруту регулярных перевозок и картами соответствующего маршрута регулярных перевозок (ст. 17).

Частью 1 статьи 10 Закона Красноярского края "Об организации транспортного обслуживания населения в Красноярском крае"№ 3-502 от 16 марта 2017 года установлено, что межмуниципальные маршруты регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом устанавливаются, изменяются, отменяются уполномоченным органом по заявлениям органов местного самоуправления муниципальных образований края, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей или уполномоченных участников договора простого товарищества, а также по инициативе самого уполномоченного органа.

Межмуниципальный маршрут устанавливается при соблюдении одновременно следующих условий: а) наличие потребности в регулярных перевозках населения предлагаемым маршрутом; б) соответствие данного маршрута требованиям, установленным правилами обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом, утвержденными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере транспорта; в) соответствие технического состояния улиц, автомобильных дорог, по которым проходит данный маршрут, и размещенных на них искусственных дорожных сооружений требованиям действующего законодательства; г) расположение остановочных пунктов данного маршрута в соответствии с требованиями настоящего Закона (часть 2).

Как следует из материалов дела, истцы Ботова Н.И., Карчмит Т.А., Кудрявцева Г.И. проживают и состоят на регистрационном учете в д. Малый Улуй, ЛОК «Сокол», <адрес> (л.д. 14-20).

Согласно части 2, 3 Устава Ачинского района, административным центром района является город Ачинск. В состав муниципального образования Ачинский район входят следующие муниципальные образования: Белоярский сельсовет, Горный сельсовет, Ключинский сельсовет, Лапшихинский сельсовет, Малиновский сельсовет, Преображенский сельсовет, Причулымский сельсовет, Тарутинский сельсовет, Ястребовский сельсовет.

В силу ч. 2 ст. 9 Устава Ключинского сельсовета в состав территории сельсовета входят земли населенных пунктов п. Ключи, с. Заворки, д. Малый Улуй, д. Каменка, п. Улуй, п. Чулымка, а также иные земли в границах сельсовета, независимо от форм собственности и целевого назначения.

Согласно ч. 6 п. 1 ст. 11 Устава Ачинского района Красноярского края, принятого Ачинским районным референдумом 08.12.1996 г., к вопросам местного значения района относятся создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах поселения, а также между поселениями в границах района.

В действующем законодательстве отсутствуют нормы, регулирующие понятие надлежащего обеспечения населения транспортным обслуживанием общественным транспортом и критерии достаточности такого обслуживания. При этом законом урегулированы полномочия органов местного самоуправления и государственной власти по организации перевозок пассажиров.

Законом Красноярского края от 19.12.2017 N 4-1274 "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных округов края отдельными государственными полномочиями по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок" статьей 1 исполнительно-распорядительные органы местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных округов края по перечню согласно приложению 1 к настоящему Закону наделены отдельными государственными полномочиями по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок в пригородном и междугородном сообщении, соединяющим населенные пункты, расположенные в границах муниципального района, муниципального округа, с их административными центрами, находящимися на территориях соответствующих городских округов.

В Перечень муниципальных районов, муниципальных округов края, органы местного самоуправления которых наделяются отдельными государственными полномочиями по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок включен Ачинский муниципальный район.

Между тем, в ходе рассмотрения дела судом установлено и ответчиком не оспаривалось отсутствие в д. Малый Улуй - ЛОК «Сокол» регулярного транспортного сообщения с административным центром муниципального района, что подтверждено материалами дела.

На обращение депутата Ачинского районного Совета депутатов О.Н.Ключеня администрацией Ачинского района сообщено, что ИП Картина Л.А. – перевозчик маршрута № 122 «г. Назарово – д. Верхняя Чулымка» отказывается от рассмотрения предложения о продлении маршрута до населенного пункта ЛОК «Сокол», а согласно полученным ответам Министерства транспорта Красноярского края установление маршрута «г. Назарово – д. Малый Улуй» или изменение маршрута № 150 «г. Ачинск – г. Назарово» с заездом в ЛОК «Сокол» невозможны (л.д. 5-7).

Также, из ответов Министерства транспорта Красноярского края, направленных в адрес Ачинского района 02.06.2020 и 05.08.2020, следует, что Администрацией Назаровского района установлен межмуниципальный маршрут № 122 «г. Назарово – д. Верхняя Чулымка» для обеспечения транспортной доступности жителей д. Верхняя Чулымка с выполнением 4 рейсов по вторникам и пятницам. Наполняемость автобуса крайне низкая, данное направление практически не востребовано населением. В настоящее время в д. Верхняя Чулымка и ЛОК «Сокол» отсутствуют оборудованные остановочные пункты, дорожное покрытие представляет собой песчано-гравийную смесь с шириной проезжей части местами от 1,5 до 30 метров. Для рассмотрения вопроса установления межмуниципального маршрута «г.Назарово- ЛОК «Сокол» - д. Верхняя Чулымка» предложено проработать вопросы оборудования остановочных пунктов и приведения дорожного покрытия в удовлетворительное состояние. В целях обеспечения транспортного обслуживания ЛОК «Сокол» руководству комплекса рекомендовано министерством организовать перевозки пассажиров по заказу (л.д.8-11).

Как следует из акта обследования дорожных условий межмуниципального маршрута для организации регулярного сообщения «г. Ачинск-д.Малый Улуй ЛОК «Сокол» - г. Ачинск» от 19 июня 2020 года, комиссией с участием должностных лиц администрации Ачинского района, Западного отдела АТ и АДН Сибирского МУГАДН Ространснадзора, ОГИБДД МО МВД России «Ачинский», Главы Ключинского сельсовета и специалиста Ачинского МРО КГКУ «КрУДор» было рассмотрено 2 варианта организации автобусного сообщения «г. Ачинск-д.Малый Улуй ЛОК «Сокол» - г. Ачинск», в обоих вариантах были выявлены недостатки, в связи с чем комиссией для организации регулярных пассажирских перевозок по вышеуказанному маршруту предложено выполнить следующие мероприятия: произвести устройство ограждающих элементов (барьерных ограждений) на опасных участках дороги «ЛОК Сокол» - Сосновый бор»; восстановить на автодороге «ЛОК Сокол»- Сосновый бор» дорожно-знаковую информацию; выполнить мероприятия по устройству защитных ограждений электроопор, расположенных вблизи проезжей части на участке дороги «ЛОК Сокол»- Сосновый бор»; произвести ремонт дорожного покрытия на участке дороги «ЛОК Сокол»- Сосновый бор» от км 6 + 050- 6+700; в зоне расположения конечной остановки д. Малый Улуй - ЛОК «Сокол» (возле котельной) установить павильон для пассажиров либо обустроить посадочную площадку, установить дорожный знак 5.16 «Место остановки автобуса», зону остановки обеспечить освещением, установить информативный щит для размещения расписания движения автобусов; при организации маршрута по автодороге от 21 км «Ачинск-Ужур-Троицкое» до плотины Назаровской ГРЭС: на автодороге местного значения общего пользования г. Назарово необходимо выполнить устройство ограждающих элементов (барьерных ограждений) на опасных участках дороги и восстановить дорожно-знаковую информацию; при выборе приоритетного маршрута и повторном его обследовании необходимо привлечь в состав работы комиссии представителей администрации г. Назарово и ОГИБДД г. Назарово, поскольку часть маршрута проходит по территории г. Назарово. Таким образом, комиссия пришла к заключению, что организация регулярных пассажирских перевозок по маршруту «г. Ачинск-д.Малый Улуй ЛОК «Сокол» - г. Ачинск» возможна при условии устранения выявленных недостатков в обеспечение БДД при осуществлении перевозок по автомобильным дорогам и выполнением указанных мероприятий (л.д. 58-оборот-59).

При этом, доводы представителя ответчика о невостребованности заявленных истцами перевозок несостоятельны, поскольку положения закона не связывают организацию транспортного сообщения между населенными пунктами в пределах муниципального района с указанными обстоятельствами непосредственно и не ставят наличие такого сообщения от определенных показателей востребованности среди населения, отдавая приоритет соблюдению прав и законных интересов жителей муниципального образования.

Отсутствие транспортного сообщения между районным центром г. Ачинск и д. Малый Улуй ЛОК «Сокол» нарушает права истцов на свободу передвижения, транспортную доступность.

В ходе рассмотрения дела ответчиком администрацией Ачинского района не представлены достоверные доказательства невозможности устранения имеющихся недостатков в состоянии отдельных участков дорог и устройстве таковых, а также доказательства принятия необходимых мер для установления межмуниципального маршрута и обращения в уполномоченные органы с целью организации выполнения перечисленных в акте от 19.06.2020 мероприятий.

При таких обстоятельствах, в связи с тем, что администрация Ачинского района не принимает меры по организации транспортного обслуживания населения между населенными пунктами, находящимися в границах муниципального образования Ачинского района, не обеспечивает бесперебойное и качественное транспортное обслуживание населения, суд находит исковые требования об обязании администрации Ачинского района организовать транспортное обслуживание населения д.Малый Улуй ЛОК «Сокол» подлежащими удовлетворению.

Оснований для возложения на ответчика обязанности по организации транспортного сообщения по конкретному маршруту «г. Ачинск – д. Малый Улуй ЛОК «Сокол», д. 1» суд не усматривает.

Согласно ст.10 Конституции Российской Федерации, государственная власть осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. Согласно ст.12 Конституции РФ местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно.

С учетом рассматриваемых администрацией Ачинского района и Министерством транспорта Красноярского края возможностей установления маршрута «г. Назарово – д. Малый Улуй» или изменения маршрута № 150 «г. Ачинск – г. Назарово» с заездом в ЛОК «Сокол» обязание судом ответчика организовать перевозки по конкретному маршруту г. Ачинск – д. Малый Улуй представляется необоснованным, так как конкретные форма и способ обеспечения транспортного обслуживания населения муниципальное образование должно избирать самостоятельно, а излишняя детализация такого способа означала бы вмешательство в административно-хозяйственную деятельность и деятельность по исполнению установленных полномочий администрации Ачинского района Красноярского края, что исходя из принципа разделения властей является недопустимым, в связи с чем, требования в данной части не подлежат удовлетворению.

Принимая во внимание предусмотренные законом процедуры выделения дополнительных денежных средств из бюджетов и установления (изменения) межмуниципальных маршрутов, суд полагает в силу ст. 206 ГПК РФ, определить срок для исполнения решения суда администрации Ачинского района как 01 июля 2022 года.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Ботовой Н.И., Карчмит Т.А., Кудрявцевой Г.И. удовлетворить частично.

Обязать администрацию Ачинского района в срок до 01 июля 2022 года организовать регулярное транспортное обслуживание населения, проживающего по адресу: Красноярский край, Ачинский район, деревня Малый Улуй ЛОК «Сокол» с административным центром Ачинского района – город Ачинск в прямом и обратном направлении, в удовлетворении остальной части исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ачинский городской суд.

Судья Е.А. Ирбеткина