ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 240003-01-2019-000872-70 от 25.09.2019 Балахтинского районного суда (Красноярский край)

Дело № 2-506/2019

УИД №24RS0003-01-2019-000872-70

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

п. Балахта 25 сентября 2019 г.

Балахтинский районный суд Красноярского края в составе:

председательствующего судьи Хафизовой Ю.В.,

с участием помощника прокурора Балахтинского района Красноярского края Шнайдер О.П.,

представителя ответчика главы Большесырского сельсовета ФИО1,

при секретаре Ивашиной С.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Балахтинского района Красноярского края в интересах неопределенного круга лиц к администрации Большесырского сельсовета Балахтинского района Красноярского края о возложении обязанности обеспечить передачу по концессионному соглашению муниципального имущества - объектов коммунального хозяйства,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Балахтинского района Красноярского края обратился в суд с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к администрации Большесырского сельсовета Балахтинского района Красноярского края о возложении обязанности обеспечить передачу по концессионному соглашению муниципального имущества – объектов коммунального хозяйства, ссылаясь на то, что в рамках проведенной проверки соблюдения законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства в администрации Большесырского сельсовета установлены нарушения при распоряжении муниципальным имуществом. В ходе проверки установлено, что в собственности администрации Большесырского сельсовета имеются объекты водоснабжения и водоотведения, а именно: сети водоснабжения, кадастровый номер 24:03:0000000:1367; водонапорная башня кадастровый номер 24:03:0000000:2549; скважина водозабора кадастровый номер 24:03:3201015:149. В силу п. а ч.1 ст.1 Закона Красноярского края от 01.12.2014г. № 7-2880 «О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями Красноярского края» вопросы организации в границах поселения водоснабжения населения и водоотведения закреплены за сельскими поселениями. В соответствии с ч.1 ст. 41.1 ФЗ от 07.12.2011г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения осуществляется по договорам аренды или по концессионным соглашениям. Согласно ч.3 ст. 41.1 ФЗ от 07.12.2011г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» в случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения или одной системы из числа таких систем, одного отдельного таких систем, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного такого объекта или одной такой системы, одного отдельного объекта таких систем не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования такими объектами или системами осуществляется только по концессионным соглашениям (за исключением предоставления в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации указанных прав на это имущество лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случаях, если это имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности). Учитывая, что с даты введения в эксплуатацию вышеперечисленных объектов коммунальной инфраструктуры прошло более пяти лет, передача прав владения и (или) пользования объектами водоснабжения могла осуществляться только по концессионному соглашению, которое подлежит заключению по итогам проведения конкурса на право заключения данного соглашения. Вместе с тем, администрацией Большесырского сельсовета до настоящего времени объекты водоснабжения хозяйствующим субъектам по концессионному соглашению не переданы. Указанное противоправное бездействие администрации может повлечь за собой скорое приведение объектов коммунальной инфраструктуры в негодность, ухудшить их технические и эксплуатационные характеристики, что в свою очередь, поставит под угрозу бесперебойное предоставление коммунальных услуг населению. Просит обязать администрацию Большесырского сельсовета в течение 3 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда передать права владения и (или) пользования по концессионному соглашению на объекты водоснабжения, находящиеся в муниципальной собственности: сети водоснабжения, кадастровый номер 24:03:0000000:1367; водонапорная башня кадастровый номер 24:03:0000000:2549; скважина водозабора кадастровый номер 24:03:3201015:149 в соответствии с требованиями Федерального закона от 07.12.2011г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», Федерального закона от 21.07.2005г. № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях.

В судебном заседании помощник прокурора Балахтинского района Красноярского края Шнайдер О.П. исковые требования поддержала показав, что учитывая, что для заключения концессионного соглашения на объекты водоснабжения необходимо время, просит суд установить срок в течении 9 месяцев с момента вступления решения в законную силу.

Представитель ответчика администрации Большесырского сельсовета Балахтинского района Красноярского края ФИО1, действующий на основании решения от 24.08.2015 года в судебном заседании по исковым требованиям показал, что в настоящее время администрацией сельсовета проводятся мероприятия, направленные на заключение концессионного соглашения. Однако период 3 месяца, указанный в исковом заявлении, в течение которого необходимо заключить концессионного соглашение, очень короткий, поскольку заключение концессионного соглашения требует разработки сложной конкурсной документации и длительных согласований, поэтому просит установить более длительный срок для исполнения решения суда.

Выслушав прокурора, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно п. 1 ст. 215 ГК РФ имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.

В соответствии с п. 1 ч.1 ст. 50 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в собственности муниципальных образований может находится имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения.

В силу ч.3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация в границах поселения водоснабжения может быть отнесена к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с законами субъектов.

Согласно п. а ч.1 ст.1 Закона Красноярского края от 01.12.2014г. № 7-2880 «О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями Красноярского края» вопросы организации в границах поселения водоснабжения населения и водоотведения закреплены за сельскими поселениями.

В соответствии с ч.1 ст. 41.1 ФЗ от 07.12.2011г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» передача прав владения и (или) пользования централизованными системами холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в муниципальной собственности, осуществляется по договорам аренды таких систем и (или) объектов, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, с учетом установленных настоящим Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства российской Федерации о концессионных соглашениях.

Согласно ч.3 ст. 41.1 ФЗ от 07.12.2011г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» в случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения или одной системы из числа таких систем, одного отдельного таких систем, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного такого объекта или одной такой системы, одного отдельного объекта таких систем не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования такими объектами или системами осуществляется только по концессионным соглашениям (за исключением предоставления в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации указанных прав на это имущество лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случаях, если это имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).

В силу ч.1 ст. 3 Федерального закона от 21.07.2005г. № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» по концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество (недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением), право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности. Концессионное соглашение заключается путем проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения, за исключением случаев, предусмотренных ст. 37 настоящего Федерального закона.

В судебном заседании установлено, что в собственности администрации Большесырского сельсовета Балахтинского района Красноярского края находятся: водонапорная башня, кадастровый номер 24:03:0000000:2549, адрес: <...>;

водонапорная сеть, кадастровый номер 24:03:0000000:1367, адрес: Красноярский край, Балахтинский район, с. Большие Сыры, ул. Набережная 45А – ул. Ленина 1;

сооружение (водозаборная скважина №156блх (238)), кадастровый номер 24:03:3201015:149, адрес: <...> год завершения строительства 1971, что подтверждается выписками из ЕГРП и сделок с ним от 03.08.2016 года, от 04.08.2016 года и от 16.10.2018 года (л.д.7-10).

Согласно выписки из Единого государственного реестра объектов капитального строительства от 11 мая 2007 года скважина водоснабжения по адресу <...> ввода в эксплуатацию 1991 (л.д.11,12).

Согласно выписки из Единого государственного реестра объектов капитального строительства от 29 февраля 2008 года водопроводная сеть по адресу <...> ввода в эксплуатацию 2000 (л.д.14).

Прокурором Балахтинского района Красноярского края была проведена проверка исполнения администрацией Большесырского сельсовета Балахтинского района Красноярского края требований законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства, в ходе которой было установлено, что объекты водоснабжения и водоотведения до настоящего времени хозяйствующим субъектам по концессионному соглашению не переданы.

Согласно ответа администрации Большесырского сельсовета от 24.07.2019г. № 96, ГУП ЦРКК составляет инвестиционную программу по заключению инициативной концессии. Данная работа будет завершена к концу 2019 года (л.д. 6).

С учетом установленных по делу обстоятельств, принимая во внимание, что с момента ввода в эксплуатацию объектов водоснабжения и водоотведения прошло более пяти лет, а в отношении некоторых объектов дата ввода в эксплуатацию не может быть определена, в отсутствие заключенного концессионного соглашения, ответчик обязан организовать конкурс на право заключения концессионного соглашения в отношении объектов водоснабжения и водоотведения, расположенных по вышеуказанным адресам, и принадлежащим на праве собственности администрации Большесырского сельсовета.

Таким образом, факт нарушения ответчиком требований законодательства о концессионных соглашениях подтвержден в судебном заседании, представителем ответчика данный факт не оспаривался.

При таких обстоятельствах суд считает необходимым исковые требования прокурора удовлетворить.

В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, если эти действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

С учетом особенностей бюджетного планирования, финансирования, объема и характера подлежащих принятию администрацией организационных мероприятий, суд полагает целесообразным определить срок исполнения решения суда до 01.09.2020 г. В соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ государственная пошлина взысканию с ответчика не подлежит.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора Балахтинского района Красноярского края удовлетворить.

Обязать администрацию Большесырского сельсовета Балахтинского района Красноярского края в срок до 01.09.2020 года передать право владения и (или) пользования по концессионному соглашению на следующие объекты водоснабжения, находящиеся в муниципальной собственности:

водонапорная башня, кадастровый номер 24:03:0000000:2549, адрес: <...>;

водонапорная сеть, кадастровый номер 24:03:0000000:1367, адрес: Красноярский край, Балахтинский район, с. Большие Сыры, ул. Набережная 45А – ул. Ленина 1;

сооружение (водозаборная скважина №156блх (238)), кадастровый номер 24:03:3201015:149, адрес: <...>.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме с подачей жалобы через Балахтинский районный суд Красноярского края.

Председательствующий:

Мотивированное решение изготовлено 26.09.2019г.