ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 240003-01-2021-000982-63 от 20.10.2022 Балахтинского районного суда (Красноярский край)

Дело № 2-17/2022

УИД № 24RS0003-01-2021-000982-63

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

п. Балахта 20 октября 2022 года

Балахтинский районный суд Красноярского края в составе:

председательствующего судьи Лябзиной Т.Г.,

при секретаре Дорш О.В.,

с участием ответчика ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Енисейского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов к Логаю ФИО13 о расторжении договора водопользования,

У С Т А Н О В И Л:

Енисейское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов обратилось в суд с иском к ФИО1 о расторжении договора водопользования, ссылаясь на то, что Енисейское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов, является территориальным органом федерального органа исполнительной власти межрегионального уровня, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению федеральным имуществом в сфере водных ресурсов, возложенные на Федеральное агентство водных ресурсов, в бассейнах рек на территории республик Тыва, Бурятия и Хакасия, Красноярского края и Иркутской области (Положение о Енисейском БВУ от 11.03.2014 № 66). Согласно ч. 1 ст. 8 Водного кодекса Российской Федерации (федеральный закон 03.06.2006 № 74-ФЗ) все водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральная собственность), за исключением пруда, обводненного карьера расположенного в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, юридическому или физическому лицу. В соответствии с ч. 1 ст. 9 и ч. 1 ст. 12 Водного кодекса Российской Федерации, физические и юридические лица приобретают право пользования поверхностными водными объектами на основании договора водопользования, который заключается между исполнительным органом государственной власти, с одной стороны к водопользователем с другой стороны. Между Енисейским бассейновым водным управлением Федерального агентства водных ресурсов (далее Енисейское БВУ) и ФИО1 заключен договор водопользования от 21.05.2018 - с предоставлении в пользование водного объекта - участок Красноярского водохранилища для использования акватории водных объектов, в том числе для рекреационных целей. В соответствии с пунктом 18 Договора водопользования от 21.05.2018J - водопользователь обязан: представлять в Уполномоченный орган ежеквартально, не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, отчет о выполнении условий использования водного объекта (его части), результатах наблюдения за качеством поверхностных вод; до 15 марта, следующего за отчетным годом, данные наблюдений за водным объектом (его морфометрическими особенностями), о состоянии водоохраной зоны водного объекта, о режиме использования водоохраной зоны водного объекта; представлять в Уполномоченный орган ежеквартально, не позднее 11 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, отчет о выполнении плана водоохранных мероприятий; представлять в Уполномоченный орган ежегодно, не позднее 1 декабря текущего года, на утверждение проект плана водоохранных мероприятий на последующий год. Однако, до настоящего времени перечисленные выше обязательств ФИО1 не исполнялись. В адрес Енисейской БВУ сведения не предоставлялись, что является нарушением условий Договора водопользования от 21.05.2018 -. До предъявления требования о принудительном прекращении пользования водным объектом Уполномоченный орган обязан вынести Водопользователю предупреждение по форме, в соответствии с приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 07.03.2007г. Енисейским БВУ были вынесены и направлены в адрес ФИО1, указанный в договоре водопользования, предупреждения о предъявлении требования о прекращении права пользования водным объектом № 12 от 23.03.2020, № 20 от 15.07.2020, № 46 от 19.10.2020, № 55 от 01.12.2020, № 3 от 12.01.2021, № 23 от 23.03.2021. Данные предупреждения вернулись в адрес Енисейского БВУ. 02.04.2021 года в адрес Ответчика, указанный в договоре водопользования была направлена претензия (от 02.04.2021 № 08-1357), в которой ответчику было предложено в добровольном порядке расторгнуть Договор водопользования от 21.05.2018 -. Претензия была возвращена в адрес Енисейского БВУ, что подтверждается конвертом с отметкой. До настоящего времени, ответчиком так и не предприняты меры по досудебному урегулированию вопроса о расторжении договора в добровольном порядке. Просит суд расторгнуть договор водопользования от 21.05.2018 -, заключенный между Енисейским БВУ и ФИО1 о предоставлении в пользование водного объекта – участок Красноярского водохранилища для использования акватории водных объектов, в том числе для рекреационных целей.

В судебное заседание представитель истца Енисейского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов не явился, о месте и времени слушания дела извещен надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.

Ответчик ФИО1 в судебном заседании исковые требования не признал, представил письменные возражения на исковое заявление, согласно которым договор водопользования от 21.05.2018 - заключен с целью водопользования - использования акватории водного объекта, в том числе для рекреационных целей (размещение блочно-модульной плавучей платформы и отстоя водного транспорта). Из указанного выше Договора водопользования следует, что границы предоставленной в пользование части водного объекта с приведенными в договоре координатами, по морфологическим характеристикам водного объекта, в том числе в месте водопользования совпадают с установленной для Красноярского водохранилища проектной отметкой нормального подпорного уровня (НПУ) -243,0 м БС. Из пояснительной записки к схеме расположения акватории (Приложение № 3 к Договору) следует, что Ширина водоохранной зоны Красноярского водохранилища составляет 200 м., прибрежной защитной полосы - 200 м. Заключая договор водопользования, ответчик ФИО1 полагал, что для реализации указанных в договоре целей использования водного объекта, он вправе использовать для обеспечения доступа к водному объекту территорию береговой полосы, которая, в соответствии с ч. 6 ст. 6 Водного кодекса Российской Федерации является объектом общего пользования. Однако в действительности, при осуществлении водопользования оказалось, что использования водного объекта по договору водопользования от 21.05.2018 - в указанных в приведенном договоре целях практически невозможно. Так, в 2020 году администрацией Балахтинского района гр. ФИО14 выдано разрешение на размещение нестационарных объектов в зоне переменного уровня Красноярского водохранилища на землях водного фонда (ниже отметки НПУ) Красноярского водохранилища в районе <адрес>, то есть на землях водного фонда, в границах водных объектов, предоставленных ответчику ФИО1 по договорам водопользования от 21.05.2018 -, от 23.05.2018 -. По данному факту 15.05.2020 г. ответчик обратился с заявлением в Енисейское БВУ с требованием о даче надлежащей оценки действиям администрации Балахтинского района и принятии мер реагирования с целью устранения препятствий к пользованию водным объектом по указанному выше Договору водопользования. Никакого ответа на данное заявление от истца он не получил, о принятии каких-либо мер реагирования по моему заявлению ему не известно. В связи с непринятием мер реагирования на его заявление со стороны Енисейского БВУ, он обратился с заявлением о нарушении прав в связи с выданным администрацией Балахтинского района ФИО15 разрешением на размещение нестационарных объектов в зоне переменного уровня Красноярского водохранилища на землях водного фонда, в Енисейское межрегиональное управление Росприроднадзора. 28.08.2020 Енисейским межрегиональным управлением Росприроднадзора, при проведении обследования водных объектов, факт использования водных объектов предоставленных мне по договорам водопользования от 21.05.2018 -, от 23.05.2018 - неустановленными лицами на основании с выданных администрацией Балахтинского района ФИО16 разрешением на размещение нестационарных объектов, нашел свое подтверждение, что отражено в акте № ВЗ-447 от 28.08.2020. Также на протяжении всего 2020 года он обращался с заявлениями в МО МВД России «Балахтинский» о принятии мер по факту незаконного захвата водных объектов, предоставленных ответчику, в том числе по договорам водопользования от 21.05.2018 -, от 23.05.2018 -. Никаких мер МО МВД России «Балахтинский» принято не было, с решениями по заявлениям его не знакомили (заявление КУСП от 17.08.2020). Из ответа Енисейского межрегионального управления Росприроднадзора, направленного в адрес ответчика факт использования водных объектов предоставленных ему по договорам водопользования от 21.05.2018 -, от 23.05.2018 неустановленными лицами на основании с выданного администрацией Балахтинского района ФИО17 разрешения на размещение нестационарных объектов, также подтвержден. В связи с предупреждениями о предъявлении требования о прекращении права пользования водным объектом от 23.03.2020, от 15.07.2020, от 19.10.2020 он обращался лично к руководителю Енисейского БВУ ФИО7, в котором просил разъяснить предупреждения - как и каким образом, их исполнять, если фактически он не имеет доступа к водному объекту. Ответа на данное обращение не получено. Кроме того, при проведении надзорных мероприятий Енисейским БВУ соблюдения условий договора водопользования от 21.05.2018 , ответчик неоднократно обращал внимание проверяющих на то, что вся водоохранная зона, в том числе береговая полоса обременены правами третьих лиц в виде сформированных земельных участков, которые огорожены и имеют строения. Указывал, что образование земельных участков на береговой полосе является нарушением водного и земельного законодательства. Об этих нарушениях он также неоднократно указывал в обращениях в Енисейское БВУ, просил разъяснить, как в таком случае осуществлять наблюдение за водоохранной зоной. На его замечания и обращения никакого ответа не получил. В связи с бездействием Енисейского БВУ в охране прав Российской Федерации на водные объекты, ответчик был вынужден обратиться в прокуратуру Красноярского края. Из ответа прокурора Красноярского края от 21.09.2021 г. следует, что прокуратурой совместно с Енисейским БВУ проведена проверка законности формирования и предоставления земельных участков, расположенных вдоль береговой линии Красноярского водохранилища, в том числе части акватории водохранилища, предоставленной мне по договору водопользования от 21.05.2018 -. Установлено расположение нескольких земельных участков частично в границах береговой полосы. Указанное в ответе прокурора Красноярского края расположение нескольких земельных участков частично в границах береговой полосы подтверждается и Енисейским БВУ в справке проводимой совместно с прокуратурой проверки законности формирования земельных участков, подписанной заместителем руководителя Енисейского БВУ ФИО8 06.09.2021. Более того, указанной проверкой установлено, что земельные участки с кадастровыми номерами: , частично расположены за нижней границей водоохранной зоны, то есть в границах Красноярского водохранилища - в границах водного объекта, предоставленного ему по договору водопользования от 21.05.2018 -. Таким образом, доводы ранее направленных в Енисейское БВУ заявлений, а также высказываемых при проверках замечаний о застройке водоохранной зоны с нарушением требований законодательства, полностью подтвердились. Более того, проверкой установлено незаконное обременение водного объекта, предоставленного ему по договору водопользования от 21.05.2018 - правами третьих лиц. До настоящего времени этим нарушениям законодательства Енисейским БВУ не устранены. Просит суд отказать истцу в удовлетворении заявленных исковых требований.

Выслушав ответчика, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования не обоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В силу ч.1 ст. 8 Водного Кодекса РФ водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), за исключением случаев, установленных частью 2 настоящей статьи.

Согласно ст. 9 Водного кодекса РФ физические лица, юридические лица приобретают право пользования поверхностными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены главой 3 настоящего Кодекса.

В силу положений ст. 11 Водного кодекса РФ предоставление водных объектов в пользование осуществляется на основании договора водопользования или решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления о предоставлении водного объекта в пользование.

Согласно п.2 ч.3, ч.5 ст. 10 Водного Кодекса РФ основанием принудительного прекращения права пользования водным объектом по решению суда является: использование водного объекта с нарушением законодательства Российской Федерации. Предъявлению требования о прекращении права пользования водным объектом по основаниям, предусмотренным частью 3 настоящей статьи, должно предшествовать вынесение предупреждения исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления. Форма предупреждения устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Под основание, предусмотренное п. 2 ч. 3 Водного кодекса Российской Федерации (использование водного объекта с нарушением законодательства Российской Федерации), подпадает любое нарушение положений действующего законодательства, в частности Водного кодекса Российской Федерации, которые регулируют порядок водопользования.

В соответствии с п. 14 ст. 1 Водного кодекса Российской Федерации использование водных объектов (водопользование) - использование различными способами водных объектов для удовлетворения потребностей Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, физических лиц, юридических лиц.

Согласно ч.1, ч. 2 ст. 12 Водного кодекса РФ по договору водопользования одна сторона - исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления обязуется предоставить другой стороне - водопользователю водный объект или его часть в пользование за плату.

К договору водопользования применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом и не противоречит существу договора водопользования.

Судом установлено, что Енисейское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов, является территориальным органом федерального органа исполнительной власти межрегионального уровня, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению федеральным имуществом в сфере водных ресурсов, возложенные на Федеральное агентство водных ресурсов, в бассейнах рек на территории республик Тыва, Бурятия и Хакасия, Красноярского края и Иркутской области, согласно Положению о территориальных органах Федерального агентства водных ресурсов, утвержденного приказом от 11 марта 2014 года .

21.05.2018 года между Енисейским бассейновым водным управлением Федерального агентства водных ресурсов и ФИО1 согласно протоколу открытого аукциона от 13.09.2017 года заключен договор водопользования - о предоставлении в пользование водного объекта - участка Красноярского водохранилища для использования акватории водных объектов, в том числе для рекреационных целей сроком действия до 22 мая 2038 года. Согласно п.2 договора цель водопользования - использования акватории водного объекта, в том числе для рекреационных целей (размещение блочно-модульной плавучей платформы и отстоя водного транспорта). Границы предоставленной в пользование части водного объекта с приведенными в договоре координатами, по морфологическим характеристикам водного объекта, в том числе в месте водопользования совпадают с установленной для Красноярского водохранилища проектной отметкой нормального подпорного уровня (НПУ) -243,0 м БС. Из пояснительной записки к схеме расположения акватории (Приложение к Договору) следует, что ширина водоохранной зоны Красноярского водохранилища составляет 200 м., прибрежной защитной полосы - 200 м.

В соответствии с п. 18 Договора водопользования от 21.05.2018 -, водопользователь обязан в том числе, предоставлять в Уполномоченный орган ежеквартально, не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, отчет о выполнении условий использование водного объекта (его части), результатах наблюдения за качеством поверхностных вод; до 15 марта, следующего за отчетным годом, данные наблюдений за водным объектом (его морфометрическими особенностями), о состоянии водоохраной зоны водного объекта, о режиме использования водоохраной зоны водного объекта; предоставлять в Уполномоченный орган ежеквартально, не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, отчет о выполнении плана водоохранных мероприятий; предоставлять в Уполномоченный орган ежегодно, не позднее 1 декабря текущего года, на утверждение проект плана водоохранных мероприятий на последующий год.

В соответствии с п.26 договора водопользования, пользование водным объектом прекращается в принудительном порядке по решению суда при нецелевом использовании водного объекта, использовании водного объекта с нарушением законодательства РФ, не использование водного объекта в срок, установленный настоящим Договором, а так же прекращается в принудительном порядке Уполномоченным органом в пределах его компетенции в соответствии с федеральными законами в случаях возникновения необходимости использования водного объекта для государственных или муниципальных нужд.

До предъявления требования о принудительном прекращении пользования водным объектом Уполномоченный орган обязан вынести водопользователю предупреждение по форме, в соответствии с приказом Министерства природных ресурсов РФ от 07.03.2007 года (л.д. 15-17, 18, 19-27).

Енисейским БВУ были внесены и направлены в адрес ФИО1 предупреждения о предъявлении требования о прекращении права пользования водным объектом от 23.03.2020 года, от 15.07.2020 года, от 19.10.2020 года, от 01.12.2020 года, от 12.01.2021 года, от 23.03.2021 года.

15.07.2020 года ФИО1 направил в Енисейское БВУ письмо-ответ на предупреждения о предъявлении требований о прекращении права пользования водными объектами от 15.07.2020 года за , в котором указывает, что в ввиду захвата водных объектов, предоставленных по договору водопользования неизвестными лицами у него как у арендатора по договорам водопользования не имеется физической возможности исполнить требования для устранения нарушений по договорам водопользования в том числе -.

02.04.2021 года в адрес ФИО1 была направлена претензия , в которой ответчику было предложено в добровольном порядке расторгнуть Договор водопользования от 21.05.2018 -.

13 мая 2020 года Енисейское БВУ направило ФИО1 согласованные планы водоохранных мероприятий на 2020 год в соответствии в договорами водопользования, в том числе от 21.05.2018 года -, заключенного с ФИО1

Енисейское межрегиональное управление Росприроднадзора по обращению ФИО1 провело проверку, в ходе которой согласно акту обследования территории (акватории) на предмет соблюдения природоохранных требований № ВЗ-447 от 28.08.2020 года установлено, что на прилегающей к акватории обследуемом участке на землях водного фонда расположена рекреационная зона (пляж), на котором фактически осуществляют деятельность неустановленные лица. Администрацией Балахтинского района выданы разрешения на размещение нестационарных объектов в зоне переменного уровня Красноярского водохранилища на землях водного фонда (ниже отметки НПУ) Красноярского водохранилища в районе <адрес>, то есть на землях водного фонда, в границах водных объектов, предоставленных ответчику ФИО1 по договорам водопользования от 21.05.2018 -, от 23.05.2018 - (л.д.45-46, 151-155).

12.04.2021 года Енисейское БВУ направило ФИО1 согласованные планы водоохранных мероприятий на 2021 год в соответствии в договорами водопользования, в том числе от 21.05.2018 года -.

ФИО1 подготовлены сведения, полученные в результате наблюдения за качественными показателями поверхностных водных объектов по договору водопользования - от 21.05.2018 года и отчет о выполнении плана водоохранных мероприятий и выполнении условий использования водного объекта (его части), результатах наблюдений за водным объектом и его водоохраной зоной за 3 квартал 2020 года, за 4 квартал 2020 года.

23.08.2021 года ФИО1 обратился в прокуратуру Красноярского края с заявлением о проведении проверки законности образования земельных участков в водоохранной зоне - прибрежной защитной полосе, а так же образования земельных участков в границах береговой полосы на землях водного фонда в районе акватории Красноярского водохранилища в с. Даурское, Балахтинского района, которые ограничивают его права как водопользователя, в том числе, по договору водопользования от 21.05.2018 года -.

Из ответа прокурора Красноярского края от 21.09.2021 года. следует, что прокуратурой совместно с Енисейским БВУ проведена проверка законности формирования и предоставления земельных участков, расположенных вдоль береговой линии Красноярского водохранилища, в том числе части акватории водохранилища, предоставленной по договору водопользования от 21.05.2018 -. В ходе проверки установлено, что в нарушение требований ст.ст. 6, 65 ФИО2 кодекса РФ, ст. 102 Земельного кодекса РФ по состоянию на 06.09.2021 земельные участки с кадастровыми номерами , частично расположены в границах береговой полосы Красноярского водохранилища, ширина которой составляет 20 метров. Кроме того, в ходе проверки установлен факт самовольного занятия земельного участка в водоохранной зоне в границах береговой линии Красноярского водохранилища, площадью 95 квадратных метров, примыкающий к земельному участку с кадастровым номером . Ввиду отсутствия надлежащего муниципального земельного контроля, допущенных нарушений при формировании и предоставлении земельных участков главе Балахтинского района 15.09.2021 внесено представление (на рассмотрении). Собственнику земельного участка с кадастровым номером направлено уведомление о составлении в отношении него постановления о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 7.1 КоАП РФ.

Из ответа прокурора Красноярского края от 08.11.2021 года следует, что в 2019 году в отсутствии правовых оснований администрация Балахтинского района сформировала и предоставила в аренду третьим лицам земельный участок, границы которого на 83% совпадают с территорией водопользования, переданной ФИО1 По материалам проверки возбуждено уголовное дело по ч.2 ст. 169 УК РФ которое находится в производстве Балахтинского МСО ГСУ СК России по Красноярскому краю и Республики Хакасия.

По информации Енисейского БВУ от 21.12.2021 года следует, что Енисейское БВУ не располагает сведениями о координатах границ конкретных земельных участков и их расположении относительно береговой линии, береговой полосы, водоохранной зоны Красноярского водохранилища, и, соответственно, не может сделать вывод о законности образования и предоставления таких земельных участков. Данные вопросы относятся к компетенции Росреестра. Вместе с тем, по требованию Прокуратуры Балахтинского района Енисейское БВУ 06.09.2021 приняло участие в проводимой прокуратурой района проверке законности формирования и предоставления земельных участков, расположенных вдоль береговой линии Красноярского водохранилища, в районе предоставленной гражданину ФИО1 части акватории водохранилища. В ходе проводимой Прокуратурой Балахтинского района проверки установлено, что согласно Публичной кадастровой карты Росреестра (http://pkk.rosreestr.ru) по состоянию на 06.09.2021 в районе предоставленной в пользование ФИО1 акватории земельные участки с кадастровыми номерами и частично расположены за нижней границей водоохранной зоны Красноярского водохранилища. Заявления об истребовании водных объектов из чужого незаконного владения в связи с частичным расположением земельных участков с кадастровыми номерами за нижней границей водоохранной зоны Красноярского водохранилища Енисейским БВУ не направлялись. Кроме этого, согласно Публичной кадастровой карты Росреестра по состоянию на 06.09.2021 в районе предоставленной в пользование по договору водопользования - от 21.05.2018 акватории отдельные земельные участки частично расположены в береговой полосе Красноярского водохранилища, ширина которой составляет 20 метров. Енисейское БВУ является территориальным органом Федерального агентства водных ресурсов, осуществляет функции по оказанию государственных услуг и управлению федеральным имуществом в сфере водных ресурсов. Вопросы распоряжения земельными участками, в том числе расположенными в береговой полосе водных объектов, не относятся к компетенции Енисейского БВУ. Договор водопользования - от 21.05.2018 заключен между ФИО1 и Енисейским БВУ в порядке и в соответствии с требованиями, предусмотренными постановлениями Правительства Российской Федерации от 14.04.2007 «О договоре водопользования, право на заключение которого приобретается на аукционе, и о проведении аукциона», от 12.03.2008 «О подготовке и заключении договора водопользования», приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 22.05.2014 "Об утверждении Административного регламента Федерального агентства водных ресурсов по предоставлению государственной услуги по предоставлению водных объектов в пользование на основании договора водопользования, в том числе заключенного по результатам аукциона, по оформлению перехода прав и обязанностей по договорам водопользования". Указанными нормативными правовыми актами не предусмотрено оформление акта приема-передачи водного объекта (или иного передаточного документа). Акт о передаче водного объекта в пользование по договору водопользования от 21.05.2018 Енисейским БВУ и ФИО1 не оформлялся. В соответствии с пунктом 18 договора водопользователь обязан приступить к водопользованию с даты государственной регистрации договора водопользования в государственном водном реестре. Енисейское БВУ не располагает сведениями об акте обследования территории (акватории) на предмет соблюдения природоохранных требований № ВЗ-447 от 28.08.2020.

По информации Енисейского межрегионального управления Росприроднадзора от 12.01.2022 года , Енисейским межрегиональным управлением Росприроднадзора но обращению гр. ФИО1, зарегистрированного 28.07.2020 за -ог, по вопросу: «0003.001.0125.0858 Водное хозяйство и экология» проведена проверка, в ходе которой установлено, что постановлением администрации Балахтинского района от 04.02.1998 г. «Об утверждении проектов корректировки перераспределения земель хозяйств района: ЗАО «Огурское», ЗАО «Большесырское», ЗАО «Приморское» с приложениями, в том числе картографическими, произведено перераспределение земель хозяйства ЗАО «Приморское». Из координат ведомости контуров земельных угодий, передаваемых в водный фонд (Красноярское водохранилище), являющихся неотъемлемой частью постановления, в том числе, принято решение о передаче в водный фонд земель, в частности координат контуров трапеции 5705. 23.05.2018 года. Енисейское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов и ФИО1 заключили договор водопользования - на пользование участком акватории Красноярского водохранилища на территории Балахтинского района Красноярского края. Договор водопользования заключен на срок до 22.05.2038 года. Договор водопользования зарегистрирован в Государственном водном реестре 23.05.2018 года. В соответствии с приведенным выше договором водопользования , проектная отметка нормального подпорного уровня (НПУ) для водного объекта Красноярского водохранилища составляет 243 мБС. На основании постановления администрации Балахтинского района Красноярского края от 23.04.2019 г. «Об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории», подписанного главой Балахтинского района ФИО11, утверждена схема вновь образованного земельного участка, с местоположением: <адрес>, <адрес> категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, для сенокошения. 09.07.2019 года на основании указанного постановления и заявления представителя администрации Балахтинского района на кадастровый учет был поставлен земельный участок с кадастровым номером с местоположением: <адрес>, между <адрес> площадью 84375+/- 2542 кв.м., категория земель - земли сельскохозяйственного назначения. Согласно сообщения ООО «Инженерная компания «ЗЕМЛЕУСТРОИТЕЛЬ» от 14.052020 г. . земельный участок с кадастровым номером на 83% расположен на территории водного объекта, предоставленного ФИО1 по договору водопользования -. Согласно поступившего в адрес ФИО1 ответа на запрос о подготовке схемы сельскохозяйственных угодий в границах земельного участка с кадастровым номером и прилегающей территории от 10.08.2020 г. из ООО «Инженерная компания «ЗЕМЛЕУСТРОИТЕЛЬ» земельный участок с кадастровым номером сформирован в границах земель водного фонда, из земель, переданных в водный фонд в соответствии с проектом перераспределения земель в границах ЗА-0 «Приморское» Балахтинского района Красноярского края, утвержденного постановлением администрации Балахтинского района от 04.02.1998 г. , содержащегося в государственном фонде данных полученных в результате проведения землеустройства. В соответствии со ст. ст. 8, 33. 34, 40 Водного Кодекса Российской Федерации, водные объекты находятся в собственности Российской Федерации. В Российской Федерации устанавливается федеральная собственность на водные объекты. В силу ст. 102 Земельного кодекса Российской Федерации порядок использования и охраны земель водного фонда определяется настоящим Кодексом и водным законодательством. Правовой режим земель, исходя из их принадлежности к той или иной категории, определяется исходя из положений ст. ст. 7-8 Земельного кодекса Российской Федерации. Исходя из изложенного, в силу ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации установлен прямой запрет на отчуждение земель водного фонда, находящихся в собственности Российской Федерации. Исходя из изложенного выше, решение главы органа местного самоуправления -главы Балахтинского района ФИО11 (постановление №. 289 от 23.04.2019 г. «Об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом, плане территории»), принято им с явным превышением должностных полномочий в отношении земель водного фонда, находящихся в государственной собственности, в нарушение требований земельного и водного законодательства Российской Федерации, устанавливающего прямой запрет на отчуждение земель водного фонда. Постановлением администрации Балахтинского района Красноярского края от 15.07.2019 года «О предоставлении в аренду земельного участка с разрешенным использованием - сенокошение» указанный участок передан в соответствии с договором от 19.07.2019 в аренду ФИО18., 3I.07.2019 года произведена государственная регистрация права аренды указанного земельного участка. 16 марта 2020 года между ФИО19. и ФИО9 заключен договор субаренды на земельный участок с кадастровым номером с местоположением: <адрес>, между н<адрес>», площадью 84375+/- 2542 кв.м., категория земель -земли сельскохозяйственного назначения. На основании указанного договора субаренды ФИО9 в сезон 2020 года фактически занял акваторию водного объекта Красноярского водохранилища, предоставленную ФИО1 в пользование по договору водопользования -. При государственной регистрации права на земельный участок с кадастровым номером с местоположением: <адрес>, между <адрес> и <адрес>», площадью 84375+/- 2542 кв.м., категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, заместителем главы Балахтинского района ФИО10, в целях устранения сомнений в законности выделения земельного участка с кадастровым номером , в ответ на запрос управления Росреестра по Красноярскому краю, направлен ответ от 26.06.201&apos;) г. за с заведомо недостоверными (подложными) сведениями о том, что образование данного земельного участка не происходит на землях покрытых поверхностными водами, находится выше береговой линии и границ водоохранной зоны. Также в ходе контрольно-надзорных мероприятий Управлением было установлено, что администрацией <адрес> выданы разрешения на размещение нестационарных объектов в районе <адрес> в зоне переменного уровня Красноярского водохранилища (ниже отметки НПУ), т.е. в ложе водного объекта, на использование которого заключены договоры водопользования от 23.05.2018 -, от 21.05.2018 -, от 23.05.2018 - с гр. ФИО1 Управлением в адрес администрации Балахтинского района направлен запрос (исх. от 21.08.2020) с требованием о предоставлении пояснений по указанным фактам, в ответе на который ( от 28.08.2020) заместителем главы района было указано, что разрешения на размещение нестационарных объектов администрацией не выдавалось. Вышеуказанные факты в действиях главы Балахтинского района и заместителя главы Балахтинского района, подлежат проверке и юридической оценке на предмет наличия состава преступления.

В производстве мирового судьи судебного участка № 7 в Балахтинском районе Красноярского края находится уголовное дело по обвинению главы Балахтинского района ФИО11 по ч.2 ст.169 УК РФ, который обвиняется в том, что, используя свои служебные полномочия, вопреки интересам службы, воспрепятствовал законной предпринимательской и иной деятельности ИП ФИО1,, по факту ограничения прав и законных интересов ИП ФИО1, совершенного должностным лицом с использованием своего служебного положения, причинившее крупный ущерб, путем заведомо незаконного формирования земельного участка с кадастровым номером и дальнейшего его предоставления в аренду ФИО12

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований о расторжении договора водопользования - от 21.05.2018 года, поскольку указанное в исковом заявлении основание в виде не предоставления в указанный в договоре водопользования отчетов о выполнении условий использования условий водного объекта, отчета о выполнении плана водоохранных мероприятий и предоставление проекта плана водоохранных мероприятий к нарушениям порядка водопользования не относится. По договору целью водопользования является использование акватории водных объектов, в том числе для рекреационных целей (размещение блочно-модульной платформы и отстоя водного транспорта).

Доказательств, свидетельствующих о нарушении ответчиком ФИО1 непосредственно порядка водопользования, которое являлось бы основанием для прекращения права пользования водным объектом, и расторжения договора водопользования истцом – Енисейским БВУ в ходе рассмотрения дела не представлено. Более того, довод истца о том, что ответчиком не выполнялись условия, указанные в п.18 договора, не соответствуют материалам дела, поскольку план водоохранных мероприятии на 2020 и 2021 годы у ФИО1 имеется. Так же ФИО1 подготовлены сведения, полученные в результате наблюдения за качественными показателями поверхностных водных объектов по договору водопользования - от 21.05.2018 года и отчет о выполнении плана водоохранных мероприятий и выполнении условий использования водного объекта (его части), результатах наблюдений за водным объектом и его водоохраной зоной за 3 квартал 2020 года, за 4 квартал 2020 года.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований Енисейского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов к Логаю ФИО20 о расторжении договора водопользования от 21.05.2018 - – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме с подачей жалобы через Балахтинский районный суд Красноярского края.

Председательствующий:

Мотивированное решение изготовлено 25.10.2022г.