Дело № 2-17/2022
УИД № 24RS0003-01-2021-000982-63
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
п. Балахта 20 октября 2022 года
Балахтинский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Лябзиной Т.Г.,
при секретаре Дорш О.В.,
с участием ответчика ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Енисейского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов к Логаю ФИО13 о расторжении договора водопользования,
У С Т А Н О В И Л:
Енисейское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов обратилось в суд с иском к ФИО1 о расторжении договора водопользования, ссылаясь на то, что Енисейское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов, является территориальным органом федерального органа исполнительной власти межрегионального уровня, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению федеральным имуществом в сфере водных ресурсов, возложенные на Федеральное агентство водных ресурсов, в бассейнах рек на территории республик Тыва, Бурятия и Хакасия, Красноярского края и Иркутской области (Положение о Енисейском БВУ от 11.03.2014 № 66). Согласно ч. 1 ст. 8 Водного кодекса Российской Федерации (федеральный закон 03.06.2006 № 74-ФЗ) все водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральная собственность), за исключением пруда, обводненного карьера расположенного в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, юридическому или физическому лицу. В соответствии с ч. 1 ст. 9 и ч. 1 ст. 12 Водного кодекса Российской Федерации, физические и юридические лица приобретают право пользования поверхностными водными объектами на основании договора водопользования, который заключается между исполнительным органом государственной власти, с одной стороны к водопользователем с другой стороны. Между Енисейским бассейновым водным управлением Федерального агентства водных ресурсов (далее Енисейское БВУ) и ФИО1 заключен договор водопользования от 21.05.2018 №-№ с предоставлении в пользование водного объекта - участок Красноярского водохранилища для использования акватории водных объектов, в том числе для рекреационных целей. В соответствии с пунктом 18 Договора водопользования от 21.05.2018J №-№ водопользователь обязан: представлять в Уполномоченный орган ежеквартально, не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, отчет о выполнении условий использования водного объекта (его части), результатах наблюдения за качеством поверхностных вод; до 15 марта, следующего за отчетным годом, данные наблюдений за водным объектом (его морфометрическими особенностями), о состоянии водоохраной зоны водного объекта, о режиме использования водоохраной зоны водного объекта; представлять в Уполномоченный орган ежеквартально, не позднее 11 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, отчет о выполнении плана водоохранных мероприятий; представлять в Уполномоченный орган ежегодно, не позднее 1 декабря текущего года, на утверждение проект плана водоохранных мероприятий на последующий год. Однако, до настоящего времени перечисленные выше обязательств ФИО1 не исполнялись. В адрес Енисейской БВУ сведения не предоставлялись, что является нарушением условий Договора водопользования от 21.05.2018 №-№. До предъявления требования о принудительном прекращении пользования водным объектом Уполномоченный орган обязан вынести Водопользователю предупреждение по форме, в соответствии с приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации № от 07.03.2007г. Енисейским БВУ были вынесены и направлены в адрес ФИО1, указанный в договоре водопользования, предупреждения о предъявлении требования о прекращении права пользования водным объектом № 12 от 23.03.2020, № 20 от 15.07.2020, № 46 от 19.10.2020, № 55 от 01.12.2020, № 3 от 12.01.2021, № 23 от 23.03.2021. Данные предупреждения вернулись в адрес Енисейского БВУ. 02.04.2021 года в адрес Ответчика, указанный в договоре водопользования была направлена претензия (от 02.04.2021 № 08-1357), в которой ответчику было предложено в добровольном порядке расторгнуть Договор водопользования от 21.05.2018 №-№. Претензия была возвращена в адрес Енисейского БВУ, что подтверждается конвертом с отметкой. До настоящего времени, ответчиком так и не предприняты меры по досудебному урегулированию вопроса о расторжении договора в добровольном порядке. Просит суд расторгнуть договор водопользования от 21.05.2018 №-№, заключенный между Енисейским БВУ и ФИО1 о предоставлении в пользование водного объекта – участок Красноярского водохранилища для использования акватории водных объектов, в том числе для рекреационных целей.
В судебное заседание представитель истца Енисейского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов не явился, о месте и времени слушания дела извещен надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Ответчик ФИО1 в судебном заседании исковые требования не признал, представил письменные возражения на исковое заявление, согласно которым договор водопользования от 21.05.2018 №-№ заключен с целью водопользования - использования акватории водного объекта, в том числе для рекреационных целей (размещение блочно-модульной плавучей платформы и отстоя водного транспорта). Из указанного выше Договора водопользования следует, что границы предоставленной в пользование части водного объекта с приведенными в договоре координатами, по морфологическим характеристикам водного объекта, в том числе в месте водопользования совпадают с установленной для Красноярского водохранилища проектной отметкой нормального подпорного уровня (НПУ) -243,0 м БС. Из пояснительной записки к схеме расположения акватории (Приложение № 3 к Договору) следует, что Ширина водоохранной зоны Красноярского водохранилища составляет 200 м., прибрежной защитной полосы - 200 м. Заключая договор водопользования, ответчик ФИО1 полагал, что для реализации указанных в договоре целей использования водного объекта, он вправе использовать для обеспечения доступа к водному объекту территорию береговой полосы, которая, в соответствии с ч. 6 ст. 6 Водного кодекса Российской Федерации является объектом общего пользования. Однако в действительности, при осуществлении водопользования оказалось, что использования водного объекта по договору водопользования от 21.05.2018 №-№ в указанных в приведенном договоре целях практически невозможно. Так, в 2020 году администрацией Балахтинского района гр. ФИО14 выдано разрешение № на размещение нестационарных объектов в зоне переменного уровня Красноярского водохранилища на землях водного фонда (ниже отметки НПУ) Красноярского водохранилища в районе <адрес>, то есть на землях водного фонда, в границах водных объектов, предоставленных ответчику ФИО1 по договорам водопользования от 21.05.2018 №-№, от 23.05.2018 №-№. По данному факту 15.05.2020 г. ответчик обратился с заявлением в Енисейское БВУ с требованием о даче надлежащей оценки действиям администрации Балахтинского района и принятии мер реагирования с целью устранения препятствий к пользованию водным объектом по указанному выше Договору водопользования. Никакого ответа на данное заявление от истца он не получил, о принятии каких-либо мер реагирования по моему заявлению ему не известно. В связи с непринятием мер реагирования на его заявление со стороны Енисейского БВУ, он обратился с заявлением о нарушении прав в связи с выданным администрацией Балахтинского района ФИО15 разрешением № на размещение нестационарных объектов в зоне переменного уровня Красноярского водохранилища на землях водного фонда, в Енисейское межрегиональное управление Росприроднадзора. 28.08.2020 Енисейским межрегиональным управлением Росприроднадзора, при проведении обследования водных объектов, факт использования водных объектов предоставленных мне по договорам водопользования от 21.05.2018 №-№, от 23.05.2018 №-№ неустановленными лицами на основании с выданных администрацией Балахтинского района ФИО16 разрешением № на размещение нестационарных объектов, нашел свое подтверждение, что отражено в акте № ВЗ-447 от 28.08.2020. Также на протяжении всего 2020 года он обращался с заявлениями в МО МВД России «Балахтинский» о принятии мер по факту незаконного захвата водных объектов, предоставленных ответчику, в том числе по договорам водопользования от 21.05.2018 №-№, от 23.05.2018 №-№. Никаких мер МО МВД России «Балахтинский» принято не было, с решениями по заявлениям его не знакомили (заявление КУСП № от 17.08.2020). Из ответа Енисейского межрегионального управления Росприроднадзора, направленного в адрес ответчика факт использования водных объектов предоставленных ему по договорам водопользования от 21.05.2018 №-№, от 23.05.2018 № неустановленными лицами на основании с выданного администрацией Балахтинского района ФИО17 разрешения № на размещение нестационарных объектов, также подтвержден. В связи с предупреждениями о предъявлении требования о прекращении права пользования водным объектом № от 23.03.2020, № от 15.07.2020, № от 19.10.2020 он обращался лично к руководителю Енисейского БВУ ФИО7, в котором просил разъяснить предупреждения - как и каким образом, их исполнять, если фактически он не имеет доступа к водному объекту. Ответа на данное обращение не получено. Кроме того, при проведении надзорных мероприятий Енисейским БВУ соблюдения условий договора водопользования от 21.05.2018 №, ответчик неоднократно обращал внимание проверяющих на то, что вся водоохранная зона, в том числе береговая полоса обременены правами третьих лиц в виде сформированных земельных участков, которые огорожены и имеют строения. Указывал, что образование земельных участков на береговой полосе является нарушением водного и земельного законодательства. Об этих нарушениях он также неоднократно указывал в обращениях в Енисейское БВУ, просил разъяснить, как в таком случае осуществлять наблюдение за водоохранной зоной. На его замечания и обращения никакого ответа не получил. В связи с бездействием Енисейского БВУ в охране прав Российской Федерации на водные объекты, ответчик был вынужден обратиться в прокуратуру Красноярского края. Из ответа прокурора Красноярского края от 21.09.2021 г. № следует, что прокуратурой совместно с Енисейским БВУ проведена проверка законности формирования и предоставления земельных участков, расположенных вдоль береговой линии Красноярского водохранилища, в том числе части акватории водохранилища, предоставленной мне по договору водопользования от 21.05.2018 №-№. Установлено расположение нескольких земельных участков частично в границах береговой полосы. Указанное в ответе прокурора Красноярского края расположение нескольких земельных участков частично в границах береговой полосы подтверждается и Енисейским БВУ в справке проводимой совместно с прокуратурой проверки законности формирования земельных участков, подписанной заместителем руководителя Енисейского БВУ ФИО8 06.09.2021. Более того, указанной проверкой установлено, что земельные участки с кадастровыми номерами: №, № частично расположены за нижней границей водоохранной зоны, то есть в границах Красноярского водохранилища - в границах водного объекта, предоставленного ему по договору водопользования от 21.05.2018 №-№. Таким образом, доводы ранее направленных в Енисейское БВУ заявлений, а также высказываемых при проверках замечаний о застройке водоохранной зоны с нарушением требований законодательства, полностью подтвердились. Более того, проверкой установлено незаконное обременение водного объекта, предоставленного ему по договору водопользования от 21.05.2018 №-№ правами третьих лиц. До настоящего времени этим нарушениям законодательства Енисейским БВУ не устранены. Просит суд отказать истцу в удовлетворении заявленных исковых требований.
Выслушав ответчика, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования не обоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ч.1 ст. 8 Водного Кодекса РФ водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), за исключением случаев, установленных частью 2 настоящей статьи.
Согласно ст. 9 Водного кодекса РФ физические лица, юридические лица приобретают право пользования поверхностными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены главой 3 настоящего Кодекса.
В силу положений ст. 11 Водного кодекса РФ предоставление водных объектов в пользование осуществляется на основании договора водопользования или решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления о предоставлении водного объекта в пользование.
Согласно п.2 ч.3, ч.5 ст. 10 Водного Кодекса РФ основанием принудительного прекращения права пользования водным объектом по решению суда является: использование водного объекта с нарушением законодательства Российской Федерации. Предъявлению требования о прекращении права пользования водным объектом по основаниям, предусмотренным частью 3 настоящей статьи, должно предшествовать вынесение предупреждения исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления. Форма предупреждения устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Под основание, предусмотренное п. 2 ч. 3 Водного кодекса Российской Федерации (использование водного объекта с нарушением законодательства Российской Федерации), подпадает любое нарушение положений действующего законодательства, в частности Водного кодекса Российской Федерации, которые регулируют порядок водопользования.
В соответствии с п. 14 ст. 1 Водного кодекса Российской Федерации использование водных объектов (водопользование) - использование различными способами водных объектов для удовлетворения потребностей Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, физических лиц, юридических лиц.
Согласно ч.1, ч. 2 ст. 12 Водного кодекса РФ по договору водопользования одна сторона - исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления обязуется предоставить другой стороне - водопользователю водный объект или его часть в пользование за плату.
К договору водопользования применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом и не противоречит существу договора водопользования.
Судом установлено, что Енисейское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов, является территориальным органом федерального органа исполнительной власти межрегионального уровня, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению федеральным имуществом в сфере водных ресурсов, возложенные на Федеральное агентство водных ресурсов, в бассейнах рек на территории республик Тыва, Бурятия и Хакасия, Красноярского края и Иркутской области, согласно Положению о территориальных органах Федерального агентства водных ресурсов, утвержденного приказом от 11 марта 2014 года №.
21.05.2018 года между Енисейским бассейновым водным управлением Федерального агентства водных ресурсов и ФИО1 согласно протоколу открытого аукциона от 13.09.2017 года № заключен договор водопользования №-№ о предоставлении в пользование водного объекта - участка Красноярского водохранилища для использования акватории водных объектов, в том числе для рекреационных целей сроком действия до 22 мая 2038 года. Согласно п.2 договора цель водопользования - использования акватории водного объекта, в том числе для рекреационных целей (размещение блочно-модульной плавучей платформы и отстоя водного транспорта). Границы предоставленной в пользование части водного объекта с приведенными в договоре координатами, по морфологическим характеристикам водного объекта, в том числе в месте водопользования совпадают с установленной для Красноярского водохранилища проектной отметкой нормального подпорного уровня (НПУ) -243,0 м БС. Из пояснительной записки к схеме расположения акватории (Приложение № к Договору) следует, что ширина водоохранной зоны Красноярского водохранилища составляет 200 м., прибрежной защитной полосы - 200 м.
В соответствии с п. 18 Договора водопользования от 21.05.2018 №-№, водопользователь обязан в том числе, предоставлять в Уполномоченный орган ежеквартально, не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, отчет о выполнении условий использование водного объекта (его части), результатах наблюдения за качеством поверхностных вод; до 15 марта, следующего за отчетным годом, данные наблюдений за водным объектом (его морфометрическими особенностями), о состоянии водоохраной зоны водного объекта, о режиме использования водоохраной зоны водного объекта; предоставлять в Уполномоченный орган ежеквартально, не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, отчет о выполнении плана водоохранных мероприятий; предоставлять в Уполномоченный орган ежегодно, не позднее 1 декабря текущего года, на утверждение проект плана водоохранных мероприятий на последующий год.
В соответствии с п.26 договора водопользования, пользование водным объектом прекращается в принудительном порядке по решению суда при нецелевом использовании водного объекта, использовании водного объекта с нарушением законодательства РФ, не использование водного объекта в срок, установленный настоящим Договором, а так же прекращается в принудительном порядке Уполномоченным органом в пределах его компетенции в соответствии с федеральными законами в случаях возникновения необходимости использования водного объекта для государственных или муниципальных нужд.
До предъявления требования о принудительном прекращении пользования водным объектом Уполномоченный орган обязан вынести водопользователю предупреждение по форме, в соответствии с приказом Министерства природных ресурсов РФ № от 07.03.2007 года (л.д. 15-17, 18, 19-27).
Енисейским БВУ были внесены и направлены в адрес ФИО1 предупреждения о предъявлении требования о прекращении права пользования водным объектом № от 23.03.2020 года, № от 15.07.2020 года, № от 19.10.2020 года, № от 01.12.2020 года, № от 12.01.2021 года, № от 23.03.2021 года.
15.07.2020 года ФИО1 направил в Енисейское БВУ письмо-ответ на предупреждения о предъявлении требований о прекращении права пользования водными объектами от 15.07.2020 года за №, № в котором указывает, что в ввиду захвата водных объектов, предоставленных по договору водопользования неизвестными лицами у него как у арендатора по договорам водопользования не имеется физической возможности исполнить требования для устранения нарушений по договорам водопользования в том числе №-№.
02.04.2021 года в адрес ФИО1 была направлена претензия №, в которой ответчику было предложено в добровольном порядке расторгнуть Договор водопользования от 21.05.2018 №-№.
13 мая 2020 года Енисейское БВУ направило ФИО1 согласованные планы водоохранных мероприятий на 2020 год в соответствии в договорами водопользования, в том числе от 21.05.2018 года №-№, заключенного с ФИО1
Енисейское межрегиональное управление Росприроднадзора по обращению ФИО1 провело проверку, в ходе которой согласно акту обследования территории (акватории) на предмет соблюдения природоохранных требований № ВЗ-447 от 28.08.2020 года установлено, что на прилегающей к акватории обследуемом участке на землях водного фонда расположена рекреационная зона (пляж), на котором фактически осуществляют деятельность неустановленные лица. Администрацией Балахтинского района выданы разрешения на размещение нестационарных объектов в зоне переменного уровня Красноярского водохранилища на землях водного фонда (ниже отметки НПУ) Красноярского водохранилища в районе <адрес>, то есть на землях водного фонда, в границах водных объектов, предоставленных ответчику ФИО1 по договорам водопользования от 21.05.2018 №-№, от 23.05.2018 №-№ (л.д.45-46, 151-155).
12.04.2021 года Енисейское БВУ направило ФИО1 согласованные планы водоохранных мероприятий на 2021 год в соответствии в договорами водопользования, в том числе от 21.05.2018 года №-№.
ФИО1 подготовлены сведения, полученные в результате наблюдения за качественными показателями поверхностных водных объектов по договору водопользования №-№ от 21.05.2018 года и отчет о выполнении плана водоохранных мероприятий и выполнении условий использования водного объекта (его части), результатах наблюдений за водным объектом и его водоохраной зоной за 3 квартал 2020 года, за 4 квартал 2020 года.
23.08.2021 года ФИО1 обратился в прокуратуру Красноярского края с заявлением о проведении проверки законности образования земельных участков в водоохранной зоне - прибрежной защитной полосе, а так же образования земельных участков в границах береговой полосы на землях водного фонда в районе акватории Красноярского водохранилища в с. Даурское, Балахтинского района, которые ограничивают его права как водопользователя, в том числе, по договору водопользования от 21.05.2018 года №-№.
Из ответа прокурора Красноярского края от 21.09.2021 года. № следует, что прокуратурой совместно с Енисейским БВУ проведена проверка законности формирования и предоставления земельных участков, расположенных вдоль береговой линии Красноярского водохранилища, в том числе части акватории водохранилища, предоставленной по договору водопользования от 21.05.2018 №-№. В ходе проверки установлено, что в нарушение требований ст.ст. 6, 65 ФИО2 кодекса РФ, ст. 102 Земельного кодекса РФ по состоянию на 06.09.2021 земельные участки с кадастровыми номерами №, частично расположены в границах береговой полосы Красноярского водохранилища, ширина которой составляет 20 метров. Кроме того, в ходе проверки установлен факт самовольного занятия земельного участка в водоохранной зоне в границах береговой линии Красноярского водохранилища, площадью 95 квадратных метров, примыкающий к земельному участку с кадастровым номером №. Ввиду отсутствия надлежащего муниципального земельного контроля, допущенных нарушений при формировании и предоставлении земельных участков главе Балахтинского района 15.09.2021 внесено представление (на рассмотрении). Собственнику земельного участка с кадастровым номером № направлено уведомление о составлении в отношении него постановления о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 7.1 КоАП РФ.
Из ответа прокурора Красноярского края от 08.11.2021 года № следует, что в 2019 году в отсутствии правовых оснований администрация Балахтинского района сформировала и предоставила в аренду третьим лицам земельный участок, границы которого на 83% совпадают с территорией водопользования, переданной ФИО1 По материалам проверки возбуждено уголовное дело по ч.2 ст. 169 УК РФ которое находится в производстве Балахтинского МСО ГСУ СК России по Красноярскому краю и Республики Хакасия.
По информации Енисейского БВУ от 21.12.2021 года № следует, что Енисейское БВУ не располагает сведениями о координатах границ конкретных земельных участков и их расположении относительно береговой линии, береговой полосы, водоохранной зоны Красноярского водохранилища, и, соответственно, не может сделать вывод о законности образования и предоставления таких земельных участков. Данные вопросы относятся к компетенции Росреестра. Вместе с тем, по требованию Прокуратуры Балахтинского района Енисейское БВУ 06.09.2021 приняло участие в проводимой прокуратурой района проверке законности формирования и предоставления земельных участков, расположенных вдоль береговой линии Красноярского водохранилища, в районе предоставленной гражданину ФИО1 части акватории водохранилища. В ходе проводимой Прокуратурой Балахтинского района проверки установлено, что согласно Публичной кадастровой карты Росреестра (http://pkk.rosreestr.ru) по состоянию на 06.09.2021 в районе предоставленной в пользование ФИО1 акватории земельные участки с кадастровыми номерами № и № частично расположены за нижней границей водоохранной зоны Красноярского водохранилища. Заявления об истребовании водных объектов из чужого незаконного владения в связи с частичным расположением земельных участков с кадастровыми номерами № за нижней границей водоохранной зоны Красноярского водохранилища Енисейским БВУ не направлялись. Кроме этого, согласно Публичной кадастровой карты Росреестра по состоянию на 06.09.2021 в районе предоставленной в пользование по договору водопользования №-№ от 21.05.2018 акватории отдельные земельные участки частично расположены в береговой полосе Красноярского водохранилища, ширина которой составляет 20 метров. Енисейское БВУ является территориальным органом Федерального агентства водных ресурсов, осуществляет функции по оказанию государственных услуг и управлению федеральным имуществом в сфере водных ресурсов. Вопросы распоряжения земельными участками, в том числе расположенными в береговой полосе водных объектов, не относятся к компетенции Енисейского БВУ. Договор водопользования №-№ от 21.05.2018 заключен между ФИО1 и Енисейским БВУ в порядке и в соответствии с требованиями, предусмотренными постановлениями Правительства Российской Федерации от 14.04.2007 № «О договоре водопользования, право на заключение которого приобретается на аукционе, и о проведении аукциона», от 12.03.2008 № «О подготовке и заключении договора водопользования», приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 22.05.2014 № "Об утверждении Административного регламента Федерального агентства водных ресурсов по предоставлению государственной услуги по предоставлению водных объектов в пользование на основании договора водопользования, в том числе заключенного по результатам аукциона, по оформлению перехода прав и обязанностей по договорам водопользования". Указанными нормативными правовыми актами не предусмотрено оформление акта приема-передачи водного объекта (или иного передаточного документа). Акт о передаче водного объекта в пользование по договору водопользования № от 21.05.2018 Енисейским БВУ и ФИО1 не оформлялся. В соответствии с пунктом 18 договора водопользователь обязан приступить к водопользованию с даты государственной регистрации договора водопользования в государственном водном реестре. Енисейское БВУ не располагает сведениями об акте обследования территории (акватории) на предмет соблюдения природоохранных требований № ВЗ-447 от 28.08.2020.
По информации Енисейского межрегионального управления Росприроднадзора от 12.01.2022 года №, Енисейским межрегиональным управлением Росприроднадзора но обращению гр. ФИО1, зарегистрированного 28.07.2020 за №-ог, по вопросу: «0003.001.0125.0858 Водное хозяйство и экология» проведена проверка, в ходе которой установлено, что постановлением администрации Балахтинского района от 04.02.1998 г. № «Об утверждении проектов корректировки перераспределения земель хозяйств района: ЗАО «Огурское», ЗАО «Большесырское», ЗАО «Приморское» с приложениями, в том числе картографическими, произведено перераспределение земель хозяйства ЗАО «Приморское». Из координат ведомости контуров земельных угодий, передаваемых в водный фонд (Красноярское водохранилище), являющихся неотъемлемой частью постановления, в том числе, принято решение о передаче в водный фонд земель, в частности координат контуров трапеции 5705. 23.05.2018 года. Енисейское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов и ФИО1 заключили договор водопользования №-№ на пользование участком акватории Красноярского водохранилища на территории Балахтинского района Красноярского края. Договор водопользования заключен на срок до 22.05.2038 года. Договор водопользования зарегистрирован в Государственном водном реестре 23.05.2018 года. В соответствии с приведенным выше договором водопользования №,№ проектная отметка нормального подпорного уровня (НПУ) для водного объекта Красноярского водохранилища составляет 243 мБС. На основании постановления администрации Балахтинского района Красноярского края № от 23.04.2019 г. «Об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории», подписанного главой Балахтинского района ФИО11, утверждена схема вновь образованного земельного участка, с местоположением: <адрес>, <адрес> категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, для сенокошения. 09.07.2019 года на основании указанного постановления № и заявления представителя администрации Балахтинского района на кадастровый учет был поставлен земельный участок с кадастровым номером № с местоположением: <адрес>, между <адрес> площадью 84375+/- 2542 кв.м., категория земель - земли сельскохозяйственного назначения. Согласно сообщения ООО «Инженерная компания «ЗЕМЛЕУСТРОИТЕЛЬ» от 14.052020 г. №. земельный участок с кадастровым номером № на 83% расположен на территории водного объекта, предоставленного ФИО1 по договору водопользования №-№. Согласно поступившего в адрес ФИО1 ответа на запрос о подготовке схемы сельскохозяйственных угодий в границах земельного участка с кадастровым номером № и прилегающей территории от 10.08.2020 г. из ООО «Инженерная компания «ЗЕМЛЕУСТРОИТЕЛЬ» земельный участок с кадастровым номером № сформирован в границах земель водного фонда, из земель, переданных в водный фонд в соответствии с проектом перераспределения земель в границах ЗА-0 «Приморское» Балахтинского района Красноярского края, утвержденного постановлением администрации Балахтинского района от 04.02.1998 г. №, содержащегося в государственном фонде данных полученных в результате проведения землеустройства. В соответствии со ст. ст. 8, 33. 34, 40 Водного Кодекса Российской Федерации, водные объекты находятся в собственности Российской Федерации. В Российской Федерации устанавливается федеральная собственность на водные объекты. В силу ст. 102 Земельного кодекса Российской Федерации порядок использования и охраны земель водного фонда определяется настоящим Кодексом и водным законодательством. Правовой режим земель, исходя из их принадлежности к той или иной категории, определяется исходя из положений ст. ст. 7-8 Земельного кодекса Российской Федерации. Исходя из изложенного, в силу ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации установлен прямой запрет на отчуждение земель водного фонда, находящихся в собственности Российской Федерации. Исходя из изложенного выше, решение главы органа местного самоуправления -главы Балахтинского района ФИО11 (постановление №. 289 от 23.04.2019 г. «Об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом, плане территории»), принято им с явным превышением должностных полномочий в отношении земель водного фонда, находящихся в государственной собственности, в нарушение требований земельного и водного законодательства Российской Федерации, устанавливающего прямой запрет на отчуждение земель водного фонда. Постановлением администрации Балахтинского района Красноярского края № от 15.07.2019 года «О предоставлении в аренду земельного участка с разрешенным использованием - сенокошение» указанный участок передан в соответствии с договором № от 19.07.2019 в аренду ФИО18., 3I.07.2019 года произведена государственная регистрация права аренды указанного земельного участка. 16 марта 2020 года между ФИО19. и ФИО9 заключен договор субаренды на земельный участок с кадастровым номером № с местоположением: <адрес>, между н<адрес>», площадью 84375+/- 2542 кв.м., категория земель -земли сельскохозяйственного назначения. На основании указанного договора субаренды ФИО9 в сезон 2020 года фактически занял акваторию водного объекта Красноярского водохранилища, предоставленную ФИО1 в пользование по договору водопользования №-№. При государственной регистрации права на земельный участок с кадастровым номером № с местоположением: <адрес>, между <адрес> и <адрес>», площадью 84375+/- 2542 кв.м., категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, заместителем главы Балахтинского района ФИО10, в целях устранения сомнений в законности выделения земельного участка с кадастровым номером №, в ответ на запрос управления Росреестра по Красноярскому краю, направлен ответ от 26.06.201') г. за № с заведомо недостоверными (подложными) сведениями о том, что образование данного земельного участка не происходит на землях покрытых поверхностными водами, находится выше береговой линии и границ водоохранной зоны. Также в ходе контрольно-надзорных мероприятий Управлением было установлено, что администрацией <адрес> выданы разрешения на размещение нестационарных объектов в районе <адрес> в зоне переменного уровня Красноярского водохранилища (ниже отметки НПУ), т.е. в ложе водного объекта, на использование которого заключены договоры водопользования от 23.05.2018 №-№, от 21.05.2018 №-№, от 23.05.2018 №-№ с гр. ФИО1 Управлением в адрес администрации Балахтинского района направлен запрос (исх. № от 21.08.2020) с требованием о предоставлении пояснений по указанным фактам, в ответе на который (№ от 28.08.2020) заместителем главы района было указано, что разрешения на размещение нестационарных объектов администрацией не выдавалось. Вышеуказанные факты в действиях главы Балахтинского района и заместителя главы Балахтинского района, подлежат проверке и юридической оценке на предмет наличия состава преступления.
В производстве мирового судьи судебного участка № 7 в Балахтинском районе Красноярского края находится уголовное дело по обвинению главы Балахтинского района ФИО11 по ч.2 ст.169 УК РФ, который обвиняется в том, что, используя свои служебные полномочия, вопреки интересам службы, воспрепятствовал законной предпринимательской и иной деятельности ИП ФИО1,, по факту ограничения прав и законных интересов ИП ФИО1, совершенного должностным лицом с использованием своего служебного положения, причинившее крупный ущерб, путем заведомо незаконного формирования земельного участка с кадастровым номером № и дальнейшего его предоставления в аренду ФИО12
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований о расторжении договора водопользования №-№ от 21.05.2018 года, поскольку указанное в исковом заявлении основание в виде не предоставления в указанный в договоре водопользования отчетов о выполнении условий использования условий водного объекта, отчета о выполнении плана водоохранных мероприятий и предоставление проекта плана водоохранных мероприятий к нарушениям порядка водопользования не относится. По договору целью водопользования является использование акватории водных объектов, в том числе для рекреационных целей (размещение блочно-модульной платформы и отстоя водного транспорта).
Доказательств, свидетельствующих о нарушении ответчиком ФИО1 непосредственно порядка водопользования, которое являлось бы основанием для прекращения права пользования водным объектом, и расторжения договора водопользования истцом – Енисейским БВУ в ходе рассмотрения дела не представлено. Более того, довод истца о том, что ответчиком не выполнялись условия, указанные в п.18 договора, не соответствуют материалам дела, поскольку план водоохранных мероприятии на 2020 и 2021 годы у ФИО1 имеется. Так же ФИО1 подготовлены сведения, полученные в результате наблюдения за качественными показателями поверхностных водных объектов по договору водопользования №-№ от 21.05.2018 года и отчет о выполнении плана водоохранных мероприятий и выполнении условий использования водного объекта (его части), результатах наблюдений за водным объектом и его водоохраной зоной за 3 квартал 2020 года, за 4 квартал 2020 года.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований Енисейского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов к Логаю ФИО20 о расторжении договора водопользования от 21.05.2018 №-№ – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме с подачей жалобы через Балахтинский районный суд Красноярского края.
Председательствующий:
Мотивированное решение изготовлено 25.10.2022г.