ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 240003-01-2021-001077-69 от 11.11.2021 Балахтинского районного суда (Красноярский край)

Дело № 2а-470/2021

УИД № 24RS0003-01-2021-001077-69

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

п. Балахта 11 ноября 2021 г.

Балахтинский районный суд Красноярского края в составе:

председательствующего судьи Алексейцева И.И.,

с участием помощника прокурора Балахтинского района Красноярского края Бохан О.Ю.,

при секретаре Власовой Л.Я.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску прокурора Балахтинского района Красноярского края в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Чистопольского сельсовета Балахтинского района Красноярского края о признании незаконными бездействий, выразившихся в ненадлежащем исполнении требований законодательства об организации дорожного движения в Российской Федерации, возложении обязанности по разработке и утверждении проекта организации дорожного движения,

У С Т А Н О В И Л:

Заместитель прокурора Балахтинского района Красноярского края Штей Т.А. обратился в суд с административным иском к администрации Чистопольского сельсовета Балахтинского района Красноярского края о признании незаконными бездействий, выразившихся в ненадлежащем исполнении требований законодательства об организации дорожного движения в Российской Федерации, связанным с непринятием мер по разработке, утверждению проекта организации дорожного движения на территории Чистопольского сельсовета Балахтинского района Красноярского края, возложении обязанности в течении 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу по разработке и утверждении проекта организации дорожного движения на территории Чистопольского сельсовета Балахтинского района Красноярского края, по тем основаниям, что прокуратурой Балахтинского района проведена проверка деятельности администрации Чистопольского сельсовета Балахтинского района в части исполнения требований законодательства в области обеспечения безопасности дорожного движения, по результатам которой установлены нарушения требований указанного законодательства. В соответствии с п. 15 ч. 1 ст. 7 Устава Чистопольского сельсовета осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, организация дорожного движения относятся к полномочиям администрации Чистопольского сельсовета. Полномочия органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности приведены в ст. 13 Федерального закона от 08.11.2007 г. №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», среди которых, в том числе, осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения. В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 29.12.2017 г. №443-ФЗ «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к полномочиям местного самоуправления в области организации дорожного движения, в том числе, относятся организация и мониторинг дорожного движения на автомобильных дорогах общего пользования местного значения; установка, замена, демонтаж и содержание технических средств организации дорожного движения на автомобильных дорогах общего пользования местного значения, осуществление иных полномочий, отнесенных настоящим Федеральным законом к полномочиям органов местного самоуправления. В соответствии с ч. 3 ст. 15 Федерального закона №257 осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления. Вместе с тем, проведенной прокуратурой проверкой установлено, что администрацией Чистопольского сельсовета Балахтинского района на момент проведения проверки не разработаны и не утверждены комплексная схема организации дорожного движения и (или) проект организации дорожного движения, что является грубым нарушением требований вышеуказанного законодательства. Бездействие органа местного самоуправления в части не разработки и не утверждения КСОДД и (или) ПОДД подвергает опасности жизнь и здоровье граждан – участников дорожного движения. В связи с допущенными нарушениями законодательства прокуратурой района в адрес главы Чистопольского сельсовета Балахтинского района 26.04.2021 г. вынесено представление об устранении нарушений законодательства, которое было рассмотрено, удовлетворено, однако по результатам рассмотрения представления комплексная схема организации дорожного движения и (или) проект организации дорожного движения на территории Чистопольского сельсовета разработаны и утверждены не были, в том числе, по состоянию на 11.08.2021 г. Выявленные нарушения требований законодательства об организации дорожного движения в Российской Федерации являются грубыми нарушениями действующего законодательства и подвергают опасности жизнь и здоровье участников дорожного движения, поскольку наличие проекта организации дорожного движения существенным образом влияет на безопасность участников дорожного движения. Указанные нарушения стали возможными ввиду ненадлежащего исполнения своих обязанностей должностными лицами администрации Чистопольского сельсовета Балахтинского района, в связи с чем, административный истец обратился в суд с заявленными требованиями.

В судебном заседании помощник прокурора Балахтинского района Красноярского края Бохан О.Ю. административные исковые требования поддержала по изложенным в исковом заявлении основаниям.

Представитель ответчика администрации Чистопольского сельсовета Балахтинского района Красноярского края в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного заседания уведомлен надлежащим образом, предоставил заявление о рассмотрении дела в их отсутствие и согласии с административными исковыми требованиями.

Выслушав помощника прокурора Бохан О.Ю., исследовав материалы дела, суд находит исковые требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения.

В соответствии счастью 1 статьи 22 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. №196-ФЗ деятельность по организации дорожного движения на территории Российской Федерации должна осуществляться в соответствии с Федеральным законом «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Согласно положениям части 3 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 -?3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 20 (в части принятия в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации решения о сносе самовольной постройки, решения о сносе самовольной постройки или приведении ее в соответствие с установленными требованиями), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).

Иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 статьи 14 Федерального закона для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов (часть 4 статьи 14 Федерального закона).

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к дорожной деятельности относится деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

При этом под содержанием автомобильной дороги понимается комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.

Согласно подпункту 6 пункта 1 статьи 13 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.

Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления (ч. 3 ст. 15 Закона №257-ФЗ).

Согласно статье 2 Федерального закона от 29 декабря 2017 года №443-ФЗ «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» одним из основных принципов организации дорожного движения в Российской Федерации является соблюдение интересов граждан, общества и государства при осуществлении организации дорожного движения (пункт 1).

Пунктом 5 статьи 3 Федерального закона от 29 декабря 2017 года №443-ФЗ для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия: (в том числе) организация дорожного движения - деятельность по упорядочению движения транспортных средств и (или) пешеходов на дорогах, направленная на снижение потерь времени (задержек) при движении транспортных средств и (или) пешеходов, при условии обеспечения безопасности дорожного движения.

В соответствии с положениями статьи 7 Федерального закона от 29 декабря 2017 года №443-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов, городских округов и городских поселений в области организации дорожного движения относятся:

1) организация и мониторинг дорожного движения на автомобильных дорогах общего пользования местного значения;

3) установка, замена, демонтаж и содержание технических средств организации дорожного движения на автомобильных дорогах общего пользования местного значения;

4) осуществление иных полномочий, отнесенных настоящим Федеральным законом к полномочиям органов местного самоуправления.

Пункт 1 статьи 8 указанного Закона определяет, что федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют свои полномочия в области организации дорожного движения непосредственно или через уполномоченные ими подведомственные организации (далее - организации, уполномоченные в области организации дорожного движения).

Согласно ст. 9 Федерального закона от 29 декабря 2017 года №443-ФЗ классификация работ по организации дорожного движения устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта. Разработка мероприятий по организации дорожного движения осуществляется на основании документации по организации дорожного движения, разработанной и утвержденной в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона, изданных в соответствии с ним нормативных правовых актов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных правовых актов.

В пп. 1 п. 9 Приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 16.11.2012 № 402 «Об утверждении классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог» установлено, что в прочие работы по содержанию автодорог входят, в том числе, разработка проектов содержания автомобильных дорог, экспертиза проектов сметных расчетов стоимости работ по содержанию.

В соответствии с частью 4 статьи 16 Федерального закона от 29 декабря 2017 года № 443-ФЗ в состав документации по организации дорожного движения включаются комплексные схемы организации дорожного движения и (или) проекты организации дорожного движения.

Комплексные схемы организации дорожного движения разрабатываются в целях формирования комплексных решений об организации дорожного движения на территории одного или территориях нескольких муниципальных районов, городских округов или городских поселений либо их частей, имеющих общую границу, реализующих долгосрочные стратегические направления обеспечения эффективности организации дорожного движения и совершенствования деятельности в области организации дорожного движения (статья 17).

Комплексные схемы организации дорожного движения разрабатываются для дорог и (или) их участков в границах одного или нескольких муниципальных районов, городских округов или городских поселений либо их частей, имеющих общую границу, с общей численностью населения свыше десяти тысяч человек, расположенных в границах одного субъекта Российской Федерации.

Комплексные схемы организации дорожного движения для территории муниципального района, городского округа или городского поселения либо части муниципального района, городского округа или городского поселения разрабатываются и утверждаются органом местного самоуправления на срок не менее пятнадцати лет либо на срок действия документов стратегического планирования на территории, в отношении которой осуществляется разработка этих комплексных схем.

Комплексные схемы организации дорожного движения для территории муниципального района, городского округа или городского поселения либо части муниципального района, городского округа или городского поселения разрабатываются и утверждаются органом местного самоуправления.

Реализация утвержденных комплексных схем осуществляется путем осуществления мероприятий, предусмотренных такими документами, за счет средств бюджетных и внебюджетных источников.

Частью 1 статьи 18 Федерального закона №443-ФЗ установлено, что проекты организации дорожного движения разрабатываются в целях реализации комплексных схем организации дорожного движения и (или) корректировки отдельных их предложений либо в качестве самостоятельного документа без предварительной разработки комплексной схемы организации дорожного движения, за исключением случая, предусмотренного частью 12 настоящей статьи.

Проекты организации дорожного движения разрабатываются на период введения временных ограничения или прекращения движения транспортных средств по дорогам на срок, превышающий сутки; для маршрутов или участков маршрутов движения крупногабаритных транспортных средств.

Проекты организации дорожного движения на период эксплуатации дорог или их участков разрабатываются в целях определения постоянных схем движения транспортных средств и (или) пешеходов, в том числе: в отношении существующих, реконструируемых или строящихся дорог или их участков; при строительстве или реконструкции объектов капитального строительства в отношении сети дорог и (или) их участков, прилегающих к указанным объектам капитального строительства; в отношении сети дорог и (или) их участков на территории одного или территориях нескольких муниципальных образований либо их частей, имеющих общую границу, с общей численностью населения до десяти тысяч человек; на территории одного или территориях нескольких муниципальных образований либо их частей, имеющих общую границу, по таким направлениям организации дорожного движения, как формирование сети дорог с односторонним движением, размещение парковок (парковочных мест), размещение информационно-указательных дорожных знаков индивидуального проектирования, организация движения маршрутных транспортных средств, в том числе организация выделенных полос, оптимизация режимов работы светофорных объектов, внедрение автоматизированных систем управления дорожным движением, иным направлениям организации дорожного движения.

Проекты организации дорожного движения, разрабатываемые для автомобильных дорог местного значения либо их участков, для иных автомобильных дорог либо их участков, расположенных в границах муниципального образования, утверждаются органами местного самоуправления или организациями, уполномоченными органами местного самоуправления в области организации дорожного движения, по согласованию: с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства, или подведомственными ему федеральными государственными учреждениями либо в случаях, если автомобильные дороги переданы в доверительное управление Государственной компании «Российские автомобильные дороги», этой компанией при условии, что автомобильные дороги местного значения либо их участки примыкают к автомобильным дорогам федерального значения или пересекают их; с органами государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченными в области организации дорожного движения, в случае, если автомобильные дороги местного значения либо их участки примыкают к автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения; с органами и организациями, перечень которых установлен органом местного самоуправления.

Общие требования к документации по организации дорожного движения установлены статьей 16 Федерального закона от 29 декабря 2017 года №443-ФЗ, тогда как непосредственные требования к составу и содержанию комплексных схем организации дорожного движения и проектов организации дорожного движения, а также к порядку их подготовки, согласования и утверждения в настоящее время установлены Правилами подготовки документации по организации дорожного движения, утвержденными приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 30 июля 2020 года №274 (вступили в силу с 1 января 2021 года).

Согласно п. 43 ПОДД, разрабатываемые для автомобильных дорог местного значения либо их участков, для иных автомобильных дорог либо их участков, расположенных в границах муниципального образования, утверждаются органами местного самоуправления или организациями, уполномоченными органами местного самоуправления в области организации дорожного движения.

Согласно пункту 6.2.1 ГОСТ Р 50597-2017 «Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля» дороги и улицы должны быть обустроены дорожными знаками по ГОСТ 32945, изображения, символы и надписи, фотометрические и колометрические характеристики которых должны соответствовать ГОСТ Р 52290, знаками переменной информации (далее - ЗПИ) - по ГОСТ 32865. Знаки должны быть установлены по ГОСТ Р 52289 в соответствии с утвержденным проектом (схемой) организации дорожного движения.

Судом установлено, что согласно ст. 2 Устава Чистопольского сельсовета Балахтинского района Красноярского края, Чистопольский сельсовет является в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» самостоятельным муниципальным образованием, находящимся в границах Балахтинского района Красноярского края.

Согласно пп. 15 ч. 1 ст. 7 Устава к вопросам местного значения сельсовета относятся: дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов сельсовета и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов сельсовета, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Прокуратурой Балахтинского района проведена проверка деятельности администрации Чистопольского сельсовета Балахтинского района в части исполнения требований законодательства в области обеспечения безопасности дорожного движения, по результатам которой установлено, что администрацией Чистопольского сельсовета Балахтинского района на момент проведения проверки не разработаны и не утверждены комплексная схема организации дорожного движения и (или) проект организации дорожного движения, что является грубым нарушением требований вышеуказанного законодательства.

В связи с допущенными нарушениями законодательства прокуратурой района в адрес главы Чистопольского сельсовета Балахтинского района 23.04.2021 г. вынесено представление №7-01-2021 об устранении нарушений законодательства, которое было рассмотрено.

Согласно ответа на представление администрацией Чистопольского сельсовета от 20.05.2021 г. №126, установлено, что представление прокуратуры рассмотрено: к заместителю главы администрации Сафроновой Е.Н. применено дисциплинарное взыскание в виде замечания; допущенные нарушения будут устранены в ближайшее время; проект муниципального контракта, на разработку проекта организации дорожного движения на территории Чистопольского сельсовета Балахтинского района, находится на согласовании в ООО «СК Легион»; о заключении муниципального контракта и получении разработанного проекта организации дорожного движения будет сообщено дополнительно.

До настоящего времени комплексная схема организации дорожного движения и (или) проект организации дорожного движения на территории Чистопольского сельсовета не разработана и не утверждена.

При таких обстоятельствах, суд находит требования прокурора Балахтинского района Красноярского края обоснованными, так как бездействие органа местного самоуправления в части не разработки и не утверждения КСОДД и (или) ПОДД подвергает опасности жизнь и здоровье граждан – участников дорожного движения.

В соответствии с частью 2 статьи 178 КАС РФ при принятии решения суд определяет нормы права, подлежащие применению в данном административном деле, устанавливает права и обязанности лиц, участвующих в деле, решает, подлежит ли административный иск удовлетворению; при необходимости устанавливает порядок и срок исполнения решения.

Учитывая то, что ответчику для исполнения настоящего решения необходимо время, суд полагает целесообразным определить срок исполнения решения суда до 01 июля 2022 года.

В силу положений ст. 114 ч. 1 КАС РФ, судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.

На основании ст. 333.36 п. 1 пп. 9, 19 НК РФ, от уплаты государственной пошлины освобождаются: прокуроры - по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований; государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков).

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ,

Р Е Ш И Л:

Административные исковые требования прокурора Балахтинского района Красноярского края удовлетворить.

Признать бездействие администрации Чистопольского сельсовета Балахтинского района Красноярского края, выразившееся в ненадлежащем исполнении требований законодательства об организации дорожного движения в Российской Федерации, связанным с непринятием мер по разработке, утверждении проекта организации дорожного движения на территории Чистопольского сельсовета Балахтинского района Красноярского края – незаконным.

Возложить на администрацию Чистопольского сельсовета Балахтинского района Красноярского края обязанность по разработке и утверждению проекта организации дорожного движения на территории Чистопольского сельсовета Балахтинского района Красноярского края, в срок до 01 июля 2022 года.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме с подачей жалобы через Балахтинский районный суд Красноярского края.

Председательствующий: