Дело №2а-497/2021
УИД №24RS0003-01-2021-001211-55
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
п. Балахта 06 декабря 2021 г.
Судья Балахтинского районного суда Красноярского края Алексейцев И.И.,
рассмотрев административное дело в порядке упрощенного (письменного) производства по административному исковому заявлению прокурора Балахтинского района Красноярского края в интересах неопределенного круга лиц о признании информации, размещенной в сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Балахтинского района Красноярского края, действующий в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением о признании информации в виде фотоизображений, содержащих нацистскую атрибутику или символику, либо атрибутику или символику, сходных с нацисткой до степени смешения, размещенную по электронным адресам <данные изъяты> информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено, по тем основаниям, что прокуратурой Балахтинского района Красноярского края при осуществлении мониторинга сети «Интернет», установлены факты размещения изображений нацисткой свастики. Так, на страницах <данные изъяты> размещены изображения людей в форме фашисткой Германии. Форма содержит нацистскую символику и атрибутику: эмблему СС в виде сдвоенных рун «Зиг», значки и шевроны с государственным гербом нацистской Германии, в виде черного орла, держащего в лапах стилизованный дубовый венок, со свастикой в центре, нарукавную повязку со свастикой, изогнутые лучи которой направлены по часовой стрелке, на красном фоне. Кроме того, по указанным электронным адресам размещены изображения государственного военного флага нацистской Германии, представляющего собой красное прямоугольное полотнище, на средней осевой линии которого, ближе к древку, находится дважды черным и белым окаймленный белый круг со свастикой. Под белым кругом лежит четырежды разделенный белым и трижды разделенный черным, крест, продолжение крестовин которого являются вертикальным и горизонтальным диаметрами белого круга. В нарушении действующего законодательства, установлено, что вход на страницы <данные изъяты> свободный, не требует предварительной регистрации и пароля, ознакомиться с содержанием данных страниц и скопировать информация в электронном виде может любой интернет-пользователь. Размещение на указанных страницах изображения не несут образовательного, исторического или научного содержания и не преследуют цели осуждения проявлений фашизма. Массовое распространение нацистской символики оскорбляет чувство многонационального народа Российской Федерации и память о понесенных в Великой Отечественной войне жертвах, создает угрозу совершения преступлений и правонарушений экстремистской направленности. В целях восстановления нарушенных прав граждан и во исполнение действующего законодательства, вышеуказанная информация должна быть запрещена к распространению на территории Российской Федерации. Обращаясь с заявлением о признании информации, распространение которой в Российской Федерации запрещено, прокурор выступает в интересах, как неопределенного круга лиц, так и Российской Федерации, на защиту основ конституционного строя и нравственности, формирования правового сознания граждан, в том числе несовершеннолетних в целях пресечения совершения гражданами преступлений и правонарушений. В ходе проверки установить личности пользователей сети «Интернет», разместивших материалы, содержащие нацистскую символику, не представилось возможным, в связи с отсутствием технической возможности и достаточных сведений при регистрации пользователей. Вышеперечисленные адреса электронных ресурсов, содержащие нацистскую символику и атрибутику в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, не включены, в связи с чем, административный истец обратился в суд с заявленными требованиями.
В судебное заседание административный истец – прокурор Балахтинского района Красноярского края не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, представил ходатайство о рассмотрении дела в порядке упрощенного (письменного) производства.
Представитель заинтересованного лица – Енисейское управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного заседания уведомлен надлежащим образом, предоставил ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие, отсутствии возражений относительно применения упрощенного (письменного) производства по делу, а также письменные пояснения по заявлению, согласно которым передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами. По состоянию на 23.09.2021 г. страницы сайтов в сети «Интернет» по адресам: <данные изъяты>, указанным в исковом заявлении, доступны и содержат информацию в соответствии с ее описанием в исковом заявлении. Данные, позволяющие идентифицировать указанные Интернет-ресурсы в сети «Интернет» (доменное имя и (или) указатель страницы сайтов в сети «Интернет» и сетевые адреса) отсутствуют в Едином реестре. В связи с вышеизложенным, полагают возможным признание указанной информации запрещенной к распространению на территории России.
Исследовав материалы дела, суд находит требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии с частью первой статьи 6 Федерального закона «Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов» важнейшим направлением государственной политики Российской Федерации по увековечению Победы советского народа в Великой Отечественной войне является решительная борьба с проявлениями фашизма. Российская Федерация берет на себя обязательство принимать все необходимые меры по предотвращению создания и деятельности фашистских организаций и движений на своей территории.
В Российской Федерации запрещается использование, в том числе публичное демонстрирование, нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных до степени смешения с нацистской атрибутикой или символикой, а также являющихся экстремистскими материалами изображений руководителей групп, организаций или движений, признанных преступными в соответствии с приговором Международного военного трибунала для суда и наказания главных военных преступников европейских стран оси (Нюрнбергского трибунала), как оскорбляющих многонациональный народ и память о понесенных в Великой Отечественной войне жертвах.
Запрещается пропаганда либо публичное демонстрирование атрибутики или символики, а также являющихся экстремистскими материалами изображений руководителей организаций, сотрудничавших с группами, организациями, движениями или лицами, признанными преступными либо виновными в совершении преступлений в соответствии с приговором Международного военного трибунала для суда и наказания главных военных преступников европейских стран оси (Нюрнбергского трибунала) либо приговорами национальных, военных или оккупационных трибуналов, основанными на приговоре Международного военного трибунала для суда и наказания главных военных преступников европейских стран оси (Нюрнбергского трибунала) либо вынесенными в период Великой Отечественной войны, Второй мировой войны.
Абзац 10 части 1 статьи 1 Закона N 114-ФЗ содержит положение о том, что экстремистской деятельностью (экстремизмом) является пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, либо публичное демонстрирование атрибутики или символики экстремистских организаций.
Конституцией Российской Федерации (часть 1 статьи 29) каждому гарантируется свобода мысли и слова.
Между тем реализация данных конституционно-правовых гарантий обусловлена рядом ограничений, не допускающих пропаганду или агитацию, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду, запрещающих пропаганду социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства (часть 2 статьи 29 Конституции Российской Федерации).
Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных федеральным законодательством. Пунктом 6 указанной статьи запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности и может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами (часть 5 статьи 15 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации").
Частью 6 статьи 10 названного федерального закона запрещено распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Согласно ч. 5 ст. 15 Федерального закона от 27.07. 2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее – Закон № 149-ФЗ) передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
Статьей 2 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" определено, что сайт в сети "Интернет" - это совокупность программ для электронных вычислительных машин и иной информации, содержащейся в информационной системе, доступ к которой обеспечивается посредством информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по доменным именам и (или) по сетевым адресам, позволяющим идентифицировать сайты в сети "Интернет" (пункт 13); страница сайта в сети "Интернет" (интернет-страница) - это часть сайта в сети "Интернет", доступ к которой осуществляется по указателю, состоящему из доменного имени и символов, определенных владельцем сайта в сети "Интернет" (пункт 14); доменное имя - обозначение символами, предназначенное для адресации сайтов в сети "Интернет" в целях обеспечения доступа к информации, размещенной в сети "Интернет" (пункт 15); сетевой адрес - идентификатор в сети передачи данных, определяющий при оказании телематических услуг связи абонентский терминал или иные средства связи, входящие в информационную систему (пункт 16).
В соответствии со ст. 9 Закона № 149-ФЗ ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно части 1 статьи 15.1 Закона № 149-ФЗ в целях ограничения доступа к сайтам в сети Интернет, содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создана единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет».
Согласно части 2 статьи 15.1 Закона № 149-ФЗ в реестр включаются сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети Интернет, содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Основанием для включения в реестр указанных сведений является, в том числе, вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети Интернет, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено (ч. 5 ст. 15.1).
В силу положений главы 27.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд по административному исковому заявлению прокурора вправе признать информацию, размещенную в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети "Интернет", информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Административное исковое заявление подано прокурором в пределах полномочий, установленных пунктом 4 статьи 27, пунктом 3 статьи 35 ФЗ № 2202-1 от 17.01.1992 г. «О прокуратуре Российской Федерации» и части 1 статьи 39 КАС РФ.
Оценивая избранный прокурором способ защиты права, суд исходит из того, что защита неопределенного круга лиц путем признания распространенной в сети Интернет информации запрещенной при невозможности установить и привлечь в дело лицо, распространившее такую информацию, возможна путем рассмотрения дела посредством подачи административного иска, итоговым результатом которого, в случае удовлетворения заявления, будут обязательные в силу закона действия компетентного органа по включению сведений в реестр и запрещение к распространению.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 23 октября 2014 г. N 2480-О, обращаясь к вопросу о недопустимости демонстрации нацистской атрибутики или символики, отмечал, что само по себе использование нацистской атрибутики (символики) - безотносительно к ее генезису - может причинить страдания людям, чьи родственники погибли во время Великой Отечественной войны; это предполагает право законодателя принимать меры в соответствии со статьей 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации.
Признание тех или иных информационных материалов, содержащих изображение и демонстрацию нацистской символики и атрибутики в виде эмблемы СС, государственного военного флага нацистской Германии с возможностью сохранения информации на персональном компьютере пользователя, запрещенных для распространения, означает констатацию того факта, что они нарушают запреты, установленные федеральным законодательством, оскорбляющим память о жертвах, понесенных в Великой Отечественной войне, и ассоциирующимся с идеологией, запрещенной в силу ст. 13 (часть 5) Конституции Российской Федерации, представляют реальную угрозу для неопределенного круга лиц и безопасности государства.
Юридически значимым обстоятельством является сам факт распространения на сайте в сети Интернет запрещенной информации. Установление данного обстоятельства является достаточным основанием для признания информации, распространенной в сети Интернет, запрещенной.
Судом установлено, что прокуратурой Балахтинского района Красноярского края проведен мониторинг сети Интернет с целью выявления сайтов, содержащих информацию, запрещенную к распространению на территории РФ.
По результатам мониторинга установлено, что на страницах Интернет-сайта по электронным адресам: <данные изъяты>, расположены страницы интернет сайта, содержащие изображение и демонстрацию нацистской символики и атрибутики в виде эмблемы СС, государственного военного флага нацистской Германии.
Судом также установлено, что доступ на страницы сайтов свободный, с содержанием сайта может ознакомиться любой Интернет-пользователь, ограничения на его передачу, копирование и распространение также отсутствуют, что подтверждается распечаткой Интернет-страницы.
Частью 1 ст. 20.3 КоАП РФ установлено, что пропаганда либо публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, либо атрибутики или символики экстремистских организаций, либо иных атрибутики или символики, пропаганда либо публичное демонстрирование которых запрещены федеральными законами, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения либо административный арест на срок до пятнадцати суток с конфискацией предмета административного правонарушения; на должностных лиц - от одной тысячи до четырех тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения; на юридических лиц - от десяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения.
Федеральный закон "Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов", принятый, в том числе исходя из необходимости недопущения проявлений фашизма в любой форме, предусмотрел, что важнейшим направлением государственной политики Российской Федерации по увековечению Победы советского народа в Великой Отечественной войне является решительная борьба с проявлениями фашизма; Российская Федерация берет на себя обязательство принимать все необходимые меры по предотвращению создания и деятельности фашистских организаций и движений на своей территории; в Российской Федерации запрещается использование в любой форме нацистской символики как оскорбляющей многонациональный народ и память о понесенных в Великой Отечественной войне жертвах (ст. 6).
Федеральным законом от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" на территории Российской Федерации запрещается экстремистская деятельность.
При этом в силу абзаца 10 п. 1 ст. 1 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" экстремистской деятельностью (экстремизмом) является пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, либо публичное демонстрирование атрибутики или символики экстремистских организаций.
Из анализа вышеприведенных правовых норм следует, что предоставление возможности доступа к указанным материалам с использованием информационно-телекоммуникационных услуг сетей, в том числе сети Интернет, фактически является информацией, связанной с пособничеством к совершению экстремистской деятельности.
Между тем, действующим законодательством, установлен запрет на распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигания национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Таким образом, перечисленными выше правовыми нормами в их взаимосвязи предусмотрен запрет на распространение информации, связанной с пропагандой и публичным демонстрированием нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, либо публичным демонстрированием атрибутики или символики экстремистских организаций.
Размещение данной информации в сети Интернет может быть использовано представителями экстремистских и террористических структур, а также отдельными лицами как оскорбляющей многонациональный народ и память о понесенных в Великой Отечественной войне жертвах. Свободный доступ к указанным сайтам является причиной и условием, способствующими преступлениям.
Таким образом, с учетом прямого запрета КоАП РФ на осуществление указанных действий и положений законов РФ, которые создают угрозу обеспечению межнационального мира и согласия, гармонизации межнациональных (межэтнических) отношений, нарушают права и свободы других лиц, основываясь на принципе противодействия экстремизму - его предупреждению, суд полагает, что данные обстоятельства являются основаниями для признания информации, размещенной на данных сайтах, информацией, распространение которой в РФ запрещено.
Полномочия по созданию, формированию и ведению Единого реестра доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети Интернет отнесены к компетенции Роскомнадзора в соответствии с пунктом 5.1.7 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.03.2009 г. №. 228.
На момент проверки указатель страниц сайтов, на которых размещена информация, в едином реестре отсутствует (http://eais.rkn.gov.ru/).
На основании вышеизложенного, административное исковое заявление прокурора подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление прокурора Балахтинского района Красноярского края – удовлетворить.
Признать информацию в виде фотоизображений, содержащих нацистскую атрибутику или символику, либо атрибутику или символику, сходных с нацисткой до степени смешения, размещенную по электронным адресам <данные изъяты> информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Включить сайты: <данные изъяты> в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Копию вступившего в законную силу решения суда направить в Енисейское Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по адресу: <адрес><адрес>, для включения сайтов: <данные изъяты> в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Решение обратить к немедленному исполнению, направив в Енисейское Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд в течение пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения с подачей жалобы через Балахтинский районный суд Красноярского края.
Председательствующий: