Дело №2-10/2024 (2-277/2023)
УИД № 24RS0003-01-2022-001002-19
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
18 января 2024 года п. Балахта
Балахтинский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Алексейцева И.И.,
с участием представителя Енисейского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов Смирновой Н.В.,
при секретаре Сафоновой Н.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Енисейского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов к Логаю ФИО15 о взыскании задолженности по плате за пользование водным объектом, расторжении договора водопользования, встречному исковому заявлению Логай ФИО16 к Енисейскому бассейновому водному управлению Федерального агентства водных ресурсов о возложении обязанности по уменьшению арендной платы по договору водопользования с перерасчетом арендной платы, с момента заключения договора, суд
УСТАНОВИЛ:
Представитель Енисейского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов (далее по тексту Енисейского БВУ) обратился в суд с иском к Логаю М.В. о взыскании суммы долга и пени за 3,4 квартал 2020 года, за 1,2 и 3 квартал 2021 года и 1,2 квартал 2022 года в размере 252 603,14 руб., расторжении договора водопользования от 21.05.2018 г. №24-17.01.03.003-Х-ДРБВ-Т-2018-03872/00, осуществлении расчета пени на момент расторжения договора, по тем основаниям, что Енисейское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов является территориальным органом федерального органа исполнительной власти межрегионального уровня, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению федеральным имуществом в сфере водных ресурсов, возложенные на Федеральное агентство водных ресурсов, в бассейнах рек на территории республик Тыва, Бурятия и Хакасия, Красноярского края и Иркутской области (Положение о Енисейском БВУ от 11.03.2014 №66). Между Енисейским БВУ и Логаем М.В. заключен договор водопользования от 23.05.2018 г. №24-17.01.03.003-Х-ДРБВ-Т-2018-03872/00 о предоставлении в пользование водного объекта. В соответствии с данным договором водопользования за 3,4 квартал 2020 г., 1,2,3 квартал 2021 г. и 1,2 квартал 2022 г. Логай М.В. был обязан перечислить в федеральный бюджет плату за пользование водным объектом в следующем размере: 26 826,45 руб. до 20.10.2020 г. за 3 квартал 2020 г.; 26 826,46 руб. до 20.01.2021 г. за 4 квартал 2020 г.; 30 891,06 руб. до 20.04.2021 г. за 1 квартал 2021 г.; 30 891,06 руб. до 20.07.2021 г. за 2 квартал 2021 г.; 30 891,06 руб. до 20.10.2021 г. за 3 квартал 2021 г.; 34 026,63 руб. до 20.04.2022 г. за 1 квартал 2022 г.; 31 052,85 руб. до 20.07.2022 г. за 2 квартал 2022 г. Денежные средства до сих пор в Федеральный бюджет не поступили. Согласно ч. 2 ст. 12 ВК РФ к договору водопользования применяются положения об аренде, предусмотренные гражданским кодексом РФ, если иное не установлено Водным кодексом и не противоречит существу договора водопользования. В соответствии со ст. 20 ВК РФ, ставки платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности, установлены Правительством РФ в постановлении от 30.12.2006 г. №876. Правила расчета и взимания платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности утверждены постановлением Правительства РФ от 14.12.2006 г. №764. Ответственность за несвоевременное внесение платы за пользование водными объектами установлена ч. 2 ст. 18 ВК РФ, несвоевременное внесение водопользователем платы за пользование водным объектом влечет за собой уплату пеней в размере 1/150, действующей на день уплаты пеней, ставки рефинансирования Центрального банка РФ, но не более чем в размере 0,2% за каждый день просрочки. В соответствии с п. 22 договора водопользования, за несвоевременное внесение платы за пользование водными объектами с водопользователя взыскивается пеня в размере 1/150, действующей на день уплаты пеней, ставки рефинансирования Центрального банка РФ, но не более чем в размере 0,2% за каждый день просрочки. Руководствуясь указаниями ЦБ РФ №3894-У от 11.12.2015 г. «О ставке рефинансирования и ключевой ставке Банка России», значение ставки рефинансирования Банка России приравнивается к значению ключевой ставки Банка России, определенному на соответствующую дату. С 01.01.2016 г. самостоятельное значение ставки рефинансирования Банком России не устанавливается. По информации, размещенной на сайте Банка России, на сегодняшний день ключевая ставка Банка России установлена на уровне 7,5% годовых. Общая сумма, подлежащая уплате в федеральный бюджет за 3,4 квартал 2020 г., за 1, 2, 3 квартал 2021 г., 1,2 квартал 2022 г. на 23.09.2022 г. составляет: плата за водопользование – 211 405 руб. 57 коп., пени за несвоевременную оплату – 41 197 руб. 57 коп. Енисейское БВУ является администратором доходов бюджета – платы за водопользование водными объектами. В соответствии с п. 10 приказа Федерального агентства водных ресурсов от 13.09.2019 г. №227, Енисейское БВУ наделено полномочиями по взысканию в федеральный бюджет сумм задолженности платы за пользование водными объектами, пеней и штрафов. Согласно требованиям гражданского законодательства и в соответствии с п. 25 договора водопользования от 21.05.2018 г. №24-17.01.03.003-Х-ДРБВ-Т-2018-03872/00, в случаях невнесения платы за пользование водным объектом в течение более 2-х платежных периодов, а также в случае неподписания водопользователем дополнительного соглашения к договору при изменении в установленном порядке ставок платы за пользование водным объектом, договор водопользования может быть расторгнут, в связи с чем, истец обратился в суд с заявленными требованиями.
Ответчик по первоначальному иску Логай М.В. обратился со встречным исковым заявлением к Енисейскому бассейновому водному управлению Федерального агентства водных ресурсов о возложении обязанности по уменьшению арендной платы по договору водопользования №24-17.01.03.003-Х-ДРБВ-Т-2018-03872/00 от 23.05.2018 г. на 70% с перерасчетом арендной платы с момента заключения договора, в связи с выявленными недостатками, сданного в аренду имущества, препятствующими пользованию водным объектом, отказе в удовлетворении исковых требований Енисейского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов к Логай М.В. о расторжении договор водопользования №24-17.01.03.003-Х-ДРБВ-Т-2018-03872/00 от 23.05.2018 г., в связи с отсутствием правовых оснований для расторжения договора, мотивируя свои требования тем, что спорный договор водопользования от 23.05.2018 г. №24-17.01.03.003-Х-ДРБВ-Т-2018-03872/00 заключен с целью водопользования - использования акватории водного объекта, в том числе, для рекреационных целей (размещение блочно-модульной плавучей платформы и отстоя водного транспорта). Из вышеуказанного договора следует, что границы предоставленной в пользование части водного объекта с приведёнными в договоре координатами, по морфологическим характеристикам водного объекта, в том числе, в месте водопользования совпадают с установленной для Красноярского водохранилища проектной отметкой нормального подпорного уровня (НПУ) - 243,0 м БС. Из пояснительной записки к схеме расположения акватории (Приложение № 3 к Договору) следует, что ширина водоохранной зоны Красноярского водохранилища составляет 200 м., прибрежной защитной полосы - 200 м. Заключая договор водопользования, истец полагал, что для реализации указанных в договоре целей использования водного объекта, он вправе использовать всю территорию водного объекта, в координатах, указанных в договоре водопользования, а также для обеспечения доступа к водному объекту, территорию береговой полосы, которая, в соответствии с ч. 6 ст. 6 Водного кодекса Российской Федерации является объектом общего пользования. Однако в действительности, при осуществлении водопользования оказалось, что использование водного объекта по договору водопользования от 23.05.2018 г. № 24-17.01.03.003-Х-ДРБВ-Т-2018-03872/00 в указанных в приведенном договоре целях практически невозможно. В связи с бездействием Енисейского БВУ в охране прав Российской Федерации на водные объекты, истец был вынужден обратиться в прокуратуру Красноярского края. Из ответа прокурора Красноярского края от 21.09.2021 г. № 7/4-558-2021 следует, что прокуратурой совместно с Енисейским БВУ проведена проверка законности формирования и предоставления земельных участков, расположенных вдоль береговой линии Красноярского водохранилища, в том числе части акватории водохранилища, предоставленной Логаю М.В. по договору водопользования от 23.05.2018 г. №24-17.01.03.003-Х-ДРБВ-Т-2018-03872/00, установлено расположение нескольких земельных участков частично в границах береговой полосы, а также то, что земельный участок с кадастровым номером: № 24:03:1200004:459 частично расположен за нижней границей водоохранной зоны, то есть в границах Красноярского водохранилища - в границах водного объекта, предоставленного истцу по договору водопользования от 23.05.2018 г. №24-17.01.03.003-Х-ДРБВ-Т-2018-03872/00. Указанное в ответе прокурора Красноярского края расположение земельного участка с кадастровым номером: №24:03:1200004:459 частично за нижней границей водоохранной зоны, то есть в границах Красноярского водохранилища - в границах водного объекта, предоставленного истцу по договору водопользования от 23.05.2018 г. №24-17.01.03.003-Х-ДРБВ-Т-2018-03872/00 подтверждается и Енисейским БВУ в справке проводимой совместно с прокуратурой проверки законности формирования земельных участков, подписанной заместителем руководителя Енисейского БВУ ФИО7 06.09.2021 г. Как установлено вступившим в законную силу решением Балахтинского районного суда Красноярского края от 21 февраля 2022 года по гражданскому делу №2-22/2022, которым в удовлетворении исковых требований Енисейского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов к Логаю М.В. о расторжении договора водопользования от 23.05.2018 № 24-17.01.03.003-Х-ДРБВ-Т-2018-03872/00 отказано (имеющего преюдициальную силу) - 15.07.2020 года Логай М.В. направил в Енисейское БВУ письмо на предупреждения о предъявлении требований о прекращении права пользования водными объектами от 15.07.2020 года за № 20, 21, 22, в котором указывает, что в ввиду захвата водных объектов, предоставленных по договору водопользования неизвестными лицами у него, как у арендатора по договорам водопользования не имеется физической возможности исполнить требования для устранения нарушений по договорам водопользования, в том числе № 24-17.01.03.003-Х-ДРБВ-Т-2018-03872/00. Енисейское межрегиональное управление Росприроднадзора по обращению Логай М.В. провело проверку, в ходе которой установлено, что администрацией Балахтинского района выданы разрешения на размещение нестационарных объектов в зоне переменного уровня Красноярского водохранилища на землях водного фонда (ниже отметки НПУ) Красноярского водохранилища в районе с. Даурское, то есть на землях водного фонда, в границах водных объектов, предоставленных ответчику Логай М.В. по договорам водопользования от 21.05.2018 г. № 24-17.01.03.003-Х-ДРБВ-Т-2018-03848/00, от 23.05.2018 г. №24-17.01.03.003-Х-ДРБВ-Т-2018-03872/00, о чем сообщило заявителю согласно информации от 25.09.2020 года № 12925. Согласно акта обследования территории (акватории) на предмет соблюдения природоохранных требований №ВЗ-447 от 28.08.2020 года Федеральной службы по надзору в сфере природопользования следует, что на прилегающей к акватории обследуемом участке на землях водного фонда расположена рекреационная зона (пляж), на котором фактически осуществляют деятельность неустановленные лица. Администрацией Балахтинского района выданы разрешения на размещение нестационарных объектов в зоне переменного уровня Красноярского водохранилища на землях водного фонда (ниже отметки НПУ) Красноярского водохранилища в районе с. Даурское, то есть на землях водного фонда, в границах водных объектов, предоставленных Логай М.В. по договорам водопользования от 21.05.2018 г. №24-17.01.03.003-Х-ДРБВ-Т-2018-03848/00, от 23.05.2018 №24-17.01.03.003-Х-ДРБВ-Т-2018-03872/00. 23.08.2021 года Логай М.В. обратился в прокуратуру Красноярского края с заявлением о проведении проверки законности образования земельных участков в водоохранной зоне - прибрежной защитной полосе, а так же образования земельных участков в границах береговой полосы на землях водного фонда в районе акватории Красноярского водохранилища в с. Даурское, Балахтинского района, которые ограничивают его права, как водопользователя по договору водопользования от 23.05.2018 года №24-17.01.03.003-Х-ДРБВ-Т-2018-03872/00. Из ответа прокурора Красноярского края от 21.09.2021 г. №7/4-558-2021 следует, что прокуратурой совместно с Енисейским БВУ проведена проверка законности формирования и предоставления земельных участков, расположенных вдоль береговой линии Красноярского водохранилища, в том числе части акватории водохранилища, предоставленной по договору водопользования от 23.05.2018 г. № 24-17.01.03.003-Х-ДРБВ-Т-2018-03872/00. Из справки проводимой Енисейским БВУ совместно с прокуратурой Балахтинского района проверки законности формирования земельных участков, подписанной заместителем руководителя Енисейского БВУ ФИО7 от 06.09.2021 г. следует, что земельный участок с кадастровым номером: № 24:03:1200004:459 частично расположен за нижней границы водоохранной зоны, то есть в границах Красноярского водохранилища - в границах водного объекта, предоставленного ему по договору водопользования от 23.05.2018 г. №24-17.01.03.003-Х-ДРБВ-Т-2018-03872/00. Кроме того, вступившим в законную силу решением Балахтинского районного суда Красноярского края от 20 октября 2022 года по гражданскому делу №2-17/2022, которым в удовлетворении исковых требований Енисейского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов к Логаю ФИО17 о расторжении договора водопользования от 21.05.2018 г. №24-17.01.03.003-Х-ДРБВ-Т-2018-03848/00 отказано (имеющего преюдициальную силу) установлено, что из ответа прокурора Красноярского края от 21.09.2021 года №7/4-558-2021 следует, что прокуратурой совместно с Енисейским БВУ проведена проверка законности формирования и предоставления земельных участков, расположенных вдоль береговой линии Красноярского водохранилища, в том числе части акватории водохранилища, предоставленной по договору водопользования от 21.05.2018 г. №24-17.01.03.003-Х-ДРБВ-Т-2018-03848/00. В ходе проверки установлено, что в нарушение требований ст.ст. 6, 65 Водного кодекса РФ, ст. 102 Земельного кодекса РФ по состоянию на 06.09.2021 г. земельные участки с кадастровыми номерами 24:03:1200004:1718, 24:03:1200004:473, 24:03:1200004:1829, 24:03:1200004:21, 24:03:1200004:1468, 24:03:1200004:406, 24:03:1200004:2905, 24:03:1200004:2678, 24:03:1200004:459, частично расположены в границах береговой полосы Красноярского водохранилища, ширина которой составляет 20 метров. Таким образом, указанными выше решениями суда установлено расположение земельных участков, как в границах береговой полосы Красноярского водохранилища, так и непосредственно на водном объекте, предоставленном Логаю М.В. по договору водопользования от 21.05.2018 г. №24-17.01.03.003-Х-ДРБВ-Т-2018-03872/00. До настоящего времени вышеуказанные нарушения законодательства о землепользовании не устранены, что влечет за собой нарушение прав истца Логай М.В., как водопользователя – арендатора водного объекта, так как истец ожидал от ответчика, как участника гражданского оборота, добросовестного поведения в отношениях договора аренды и полагал, что вправе пользоваться как всей территорией водного объекта, в координатах, указанных в договоре водопользования, так и для обеспечения доступа к водному объекту, территорией береговой полосы. Изложенное свидетельствует, что Енисейское БВУ, действуя, как арендодатель, по договору водопользования № 24-17.01.03.003-Х-ДРБВ-Т-2018-03872/00 от 23.05.2018 года сдало истцу в аренду имущество с недостатками, частично препятствующими пользованию арендованным имуществом - водным объектом, в связи с чем, истец полагает, что у него как у арендатора возникло право, в соответствии со ст. 612 ГК РФ требовать от арендодателя уменьшения арендной платы.
Определением Балахтинского районного суда Красноярского края от 11.10.2022 г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Корвяков А.М.
Определением Балахтинского районного суда Красноярского края от 25.05.2023 г. к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Федеральное агентство водных ресурсов, Князев М.А.
11.10.2023 г. от представителя истца по первоначальному иску Капустина С.В. поступило уточненное исковое заявление, согласно которого он просит взыскать с ответчика Логая М.В. пени в общей сумме 59 700 руб. 94 коп. за 3, 4 кв. 2020 г., 1, 2, 3 кв. 2021 г., 1, 2 кв. 2022 г. по договору от 23.05.2018 г. №24-17.01.03.003-Х-ДРБВ-Т-2018-03872/00; расторгнуть договор водопользования от 23.05.2018 г. №24-17.01.03.003-Х-ДРБВ-Т-2018-03872/00.
В судебном заседании представитель истца Енисейского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов Смирнова Н.В. уточненные исковые требования поддержала в полном объеме, по основаниям, указанным в исковом заявлении.
Ответчик Логай М.В. в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного разбирательства уведомлен надлежащим образом.
Представитель третьего лица Федерального агентства водных ресурсов, третьи лица Корвяков А.М., Князев М.А. в судебное заседание не явились, о дате и времени судебного разбирательства уведомлены надлежащим образом.
Исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению частично, встречные исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ч.1 ст. 8 Водного Кодекса РФ водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), за исключением случаев, установленных частью 2 настоящей статьи.
Согласно ст. 9 Водного кодекса РФ физические лица, юридические лица приобретают право пользования поверхностными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены главой 3 настоящего Кодекса.
В силу положений ст. 11 Водного кодекса РФ предоставление водных объектов в пользование осуществляется на основании договора водопользования или решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления о предоставлении водного объекта в пользование.
Согласно ч.1, ч. 2 ст. 12 Водного кодекса РФ по договору водопользования одна сторона - исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления обязуется предоставить другой стороне - водопользователю водный объект или его часть в пользование за плату.
В силу пункта 3 статьи 16 Водного кодекса Российской Федерации порядок подготовки и заключения договора водопользования относительно водного объекта, находящегося в государственной или муниципальной собственности, форма примерного договора водопользования и порядок проведения аукциона на право заключить договор водопользования утверждаются Правительством Российской Федерации.
Правила подготовки и заключения договора водопользования утверждены Постановлением Правительства РФ от 12.03.2008 №165.
Согласно пункту 1 указанных Правил настоящие Правила устанавливают порядок подготовки и заключения договоров водопользования, на основании которых в соответствии с частью 1 статьи 11 Водного кодекса Российской Федерации водные объекты или их части, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации или собственности муниципальных образований (далее - водный объект), предоставляются в пользование, в том числе, для забора (изъятия) водных ресурсов из поверхностных водных объектов.
К договору водопользования применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом и не противоречит существу договора водопользования.
Согласно ч.1 ст. 614 ГК РФ арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды. В случае, когда договором они не определены, считается, что установлены порядок, условия и сроки, обычно применяемые при аренде аналогичного имущества при сравнимых обстоятельствах.
В силу ч.1, 2 ст. 18 Водного Кодекса РФ стороны договора водопользования несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств по договору водопользования в соответствии с гражданским законодательством. Несвоевременное внесение водопользователем платы за пользование водным объектом влечет за собой уплату пеней в размере одной стопятидесятой действующей на день уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, но не более чем в размере двух десятых процента за каждый день просрочки. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по внесению водопользователем платы за пользование водным объектом, начиная со следующего за определенным в договоре водопользования днем внесения платы за пользование водным объектом.
Согласно ст. 17 Водного кодекса РФ расторжение водопользования осуществляются в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии со ст. 450 ГК РФ расторжение договора возможно по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором. По требованию одной из сторон договор может быть расторгнут по решению суда при существенном нарушении договора другой стороной. Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
В силу ст. 452 Гражданского кодекса РФ соглашение об изменении или о расторжении договора совершается в той же форме, что и договор, если из закона, иных правовых актов, договора или обычаев не вытекает иное. Требование об изменении или о расторжении договора может быть заявлено стороной в суд только после получения отказа другой стороны на предложение изменить или расторгнуть договор либо неполучения ответа в срок, указанный в предложении или установленный законом либо договором, а при его отсутствии - в тридцатидневный срок.
Согласно п. 27 Правила подготовки и заключения договора водопользования утверждены Постановлением Правительства РФ от 12.03.2008 №165, настоящий Договор может быть изменен или расторгнут в соответствии с гражданским законодательством, в случаях невнесения платы за пользование водным объектом в течение более 2 платежных периодов, а также в случае неподписания Водопользователем дополнительных соглашений к настоящему Договору в соответствии с пунктом 12 настоящего Договора или нарушения сторонами других условий настоящего Договора.
Судом установлено, что Енисейское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов является Федеральным государственным казенным учреждением, юридическим лицом, что подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ, свидетельствами о внесении записи в ЕГРЮЛ и постановки на учет в налоговом органе.Енисейское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов, является территориальным органом федерального органа исполнительной власти межрегионального уровня, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению федеральным имуществом в сфере водных ресурсов, возложенные на Федеральное агентство водных ресурсов, в бассейнах рек на территории республик Тыва, Бурятия и Хакасия, Красноярского края и Иркутской области, согласно Положение о территориальных органах Федерального агентства водных ресурсов, утвержденного приказом от 11 марта 2014 года № 66.
23.05.2018 года между Енисейским бассейновым водным управлением Федерального агентства водных ресурсов и Логаем М.В. согласно протокола открытого аукциона от 30.08.2017 № 12/3 заключен договор водопользования № 24-17.01.03.003-Х-ДРБВ-Т-2018-03872/00 о предоставлении в пользование водного объекта - участка Красноярского водохранилища для использования акватории водных объектов, в том числе для рекреационных целей сроком действия до 22 мая 2038 года. Согласно п.2 договора цель водопользования - использования акватории водного объекта, в том числе для рекреационных целей (размещение блочно-модульной плавучей платформы и отстоя водного транспорта). Границы предоставленной в пользование части водного объекта с приведенными в договоре координатами, по морфологическим характеристикам водного объекта, в том числе в месте водопользования совпадают с установленной для Красноярского водохранилища проектной отметкой нормального подпорного уровня (НПУ) -243,0 м БС.
Из п. 9 Договора следует, что размер платы за пользование водным объектом в соответствии с настоящим договором на 2017-2037 годы определяется в соответствии с расчетом размера платы за пользование водным объектом, являющимся неотъемлемой частью настоящего договора (Приложение №5).
В соответствии с п. 10 Договора, размер платы за пользование водным объектом определяется, как произведение платежной базы за платежный период и соответствующей ставки платы за пользование водным объектом. Платежным периодом признается квартал.
Согласно п. 25 Договора, настоящий договор может быть изменен или расторгнут в соответствии с гражданским законодательством, в случае невнесения платы за пользование водным объектом в течение более 2 платежных периодов, а также в случае неподписания Водопользователем дополнительных соглашений к настоящему договору в соответствии с пунктом 14 настоящего договора или нарушения сторонами других условий настоящего договора.
По графику внесения платы за пользование водным объектом согласно приложению № 6 к договору в 2020-2022 году срок внесения платы за 1 квартал – 20 апреля текущего года; 2 квартал – 20 июля текущего года; 3 квартал - 20 октября текущего года; 4 квартал – 20 января года, следующего за истекшим.
В соответствии с п. 9 Договора водопользования в редакции Дополнительного соглашения к договору водопользования №24-17.01.03.003-Х-ДРБВ-Т-2018-03872/00 от 21.05.2018 года Логай М.В. обязан был перечислять в федеральный бюджет за 3, 4 квартал 2020 г. – 26 826,45 руб.; за 1, 2, 3 квартал 2021 года – 30 891,06 руб.; за 1, 2 квартал 2022 года – 35 536,34 руб., в сроки указанные по графику (приложение №6).
Дополнительным соглашением от 13.07.2022 г., подписанным сторонами Договора водопользования № 24-17.01.03.003-Х-ДРБВ-Т-2018-03872/00 от 21.05.2018 года, внесены изменения с 01.01.2022 г. в Приложение №6 к Договору таблицу График внесения платы за период 2022 и 2023 годов, согласно которым Логай М.В. обязан был перечислять в федеральный бюджет за 1, 2 квартал 2022 года – 34 026,63 руб.
Таким образом, сумма задолженности ответчика по первоначальному иску Логая М.В. по договору водопользования № 24-17.01.03.003-Х-ДРБВ-Т-2018-03872/00 от 23.05.2018 года за 3, 4 квартал 2020 г., 1, 2, 3 квартал 2021 г. и 1, 2 квартал 2022 г. на 11.09.2023 года в размере 211 405 руб. 57 коп. -плата за пользование водным объектом.
26.07.2022 г. в адрес ответчика по первоначальному иску Енисейским БВУ направлена претензия о взыскании платы за пользование водным объектом и пени, которая была получена Логай М.В. лично 29.07.2022 г., что подтверждается почтовым уведомлением
Ответчик Логай М.В. внес плату за пользование водным объектом за указанные периоды (3, 4 квартал 2020 г., 1, 2, 3 квартал 2021 г. и 1, 2 квартал 2022 г.) 08.09.2023 г. – в сумме 211 405,57 руб., а также пени за указанные периоды размере 41 197,57 руб., что подтверждается чеками-ордерами ПАО «Сбербанк».
Указанные суммы были получены и зачтены Енисейским БВУ 11.09.2023 года.
Согласно расчета пени по договору водопользования за период с 21.10.2020 г. по 11.09.2023 г., представленного Енисейским БВУ, задолженность ответчика по первоначальному иску Логая М.В. составляет 59 700,94 руб., в том числе: за 3 квартал 2020 г. – 7 575,79 руб., 4 квартал 2020 г. – 7 575,79 руб., 1 квартал 2021 г. – 8 723,64 руб., 2 квартал 2021 г. – 8 723,64 руб., 3 квартал 2021 г. – 8 723,64 руб., 1 квартал 2022 г. – 9 609,12 руб., 2 квартал 2022 г. – 8 769,32 руб.
Расчет истца произведен на количество дней просрочки - 353 дн., при ставке рефинансирования 12% на весь период.
Вместе с тем, суд не находит оснований для принятия расчета истца в части размера пени, содержащегося в уточненном исковом заявлении, поскольку истцом при расчете пени не принято во внимание изменение ставки рефинансирования в заявленные периоды просрочки, при расчете использовалась только ставка 12%, а также указан неверный период просрочки взыскания долга с 24.09.2022 г. по 11.09.2023 г. Судом не принимается к вниманию расчет пени, предложенный ответчиком Логай М.В. в размере 39 398,86 руб., поскольку ответчиком также не принята во внимание изменение ставки рефинансирования в заявленные периоды просрочки, а также указан неверный период просрочки взыскания долга с 24.09.2022 г. по 11.09.2023 г.
В связи с изложенным, суд полагает возможным самостоятельно рассчитать размер подлежащих к взысканию пени, подлежащего уплате по договору водопользования за период с 20.10.2020 г. по 11.09.2023 г. с ответчика Логай М.В., составляющего 90 217,24 руб., из расчета: за 3 квартал 2020 г. – 14907,9 руб., 4 квартал 2020 г. – 14208,63 руб., 1 квартал 2021 г. – 15558,8 руб., 2 квартал 2021 г. – 14591,91 руб., 3 квартал 2021 г. – 13 353,69 руб., 1 квартал 2022 г. – 10045,8 руб., 2 квартал 2022 г. – 7 550,51 руб.
Поскольку суд не вправе выходить за рамки заявленных требований, а размер неустойки, рассчитанной судом, превышает размер неустойки, заявленной стороной истца, то взыскание с ответчика пени производится согласно заявленных исковых требований.
Учитывая, частичное погашение ответчиком Логаем М.В. пени 08.09.2023 г. в сумме 41 197,57 руб., сумма задолженности по пени, оспоренная ответчиком, подлежит изменению и составит 18 503 руб. 37 коп. (59700,94 руб. – 41 197,57 руб.).
18.01.2023 г., 18.04.2023 г., 12.07.2023 г. в адрес ответчика по первоначальному иску Енисейским БВУ были направлена предупреждения о предъявлении требования о прекращении права пользования водным объектом в десятидневный срок с момента получения предупреждения, с указанием нарушений по договору водопользованию № 24-17.01.03.003-Х-ДРБВ-Т-2018-03872/00 от 23.05.2018 года, а именно: подп. «в,е,ж» п. 18 – не предоставления отчетов за 4 кв. 2022 г., за 1 и 2 квартал 2023 г., о выполнении условий использования водного объекта; о выполнении плана водоохранных мероприятий; не предоставлены результаты наблюдений за качеством поверхностных вод за 4 квартал 2022 г., за 1 и 2 квартал 2023 г.,
Енисейское межрегиональное управление Росприроднадзора по обращению Логая М.В. от 28.07.2020 г. провело проверку, в ходе которой согласно акту обследования территории (акватории) на предмет соблюдения природоохранных требований № ВЗ-447 от 28.08.2020 года установлено, что на прилегающей к акватории обследуемом участке на землях водного фонда расположена рекреационная зона (пляж), на котором фактически осуществляют деятельность неустановленные лица. Администрацией Балахтинского района выданы разрешения на размещение нестационарных объектов в зоне переменного уровня Красноярского водохранилища на землях водного фонда (ниже отметки НПУ) Красноярского водохранилища в районе с. Даурское, то есть на землях водного фонда, в границах водных объектов, предоставленных ответчику Логаю М.В. по договорам водопользования от 21.05.2018 № 24-17.01.03.003-Х-ДРБВ-Т-2018-03848/00, от 23.05.2018 №24-17.01.03.003-Х-ДРБВ-Т-2018-03872/00.
Согласно справки от 06.09.2021 г., подготовленной заместителем руководителя Енисейского БВУ ФИО7 об участии в проводимой прокуратурой Балахтинского района проверке законности формирования и предоставления земельных участков, расположенных вдоль береговой линии Красноярского водохранилища, в том числе части акватории водохранилища, предоставленной по договору водопользования от 23.05.2018 № 24-17.01.03.003-Х-ДРБВ-Т-2018-03872/00. В ходе проверки установлено, что в нарушение требований ст.ст. 6, 65 Водного кодекса РФ, ст. 102 Земельного кодекса РФ по состоянию на 06.09.2021 земельные участки с кадастровыми номерами 24:03:1200004:1718, 24:03:1200004:473, 24:03:1200004:1829, 24:03:1200004:21, 24:03:1200004:1468, 24:03:1200004:406, 24:03:1200004:2905, 24:03:1200004:2678, 24:03:1200004:459, частично расположены в границах береговой полосы Красноярского водохранилища, ширина которой составляет 20 метров. Енисейское БВУ является территориальным органом Федерального агентства водных ресурсов, осуществляет функции по оказанию государственных услуг и управлению федеральным имуществом в сфере водных ресурсов. Вопросы распоряжения земельными участками, в том числе, расположенными в береговой полосе водных объектов, не относятся к компетенции Енисейского БВУ. Законность образования и предоставления таких земельных участков, относятся к компетенции Росреестра.
Из ответа прокурора Красноярского края от 21.09.2021 года. № 7/4-558-2021 следует, что прокуратурой совместно с Енисейским БВУ проведена проверка законности формирования и предоставления земельных участков, расположенных вдоль береговой линии Красноярского водохранилища, в том числе части акватории водохранилища, предоставленной по договору водопользования от 23.05.2018 № 24-17.01.03.003-Х-ДРБВ-Т-2018-03872/00. В ходе проверки установлено, что в нарушение требований ст.ст. 6, 65 Водного1 кодекса РФ, ст. 102 Земельного кодекса РФ по состоянию на 06.09.2021 земельные участки с кадастровыми номерами 24:03:1200004:1718, 24:03:1200004:473, 24:03:1200004:1829, 24:03:1200004:21, 24:03:1200004:1468, 24:03:1200004:406, 24:03:1200004:2905, 24:03:1200004:2678, 24:03:1200004:459, частично расположены в границах береговой полосы Красноярского водохранилища, ширина которой составляет 20 метров. Кроме того, в ходе проверки установлен факт самовольного занятия земельного участка в водоохранной зоне в границах береговой линии Красноярского водохранилища, площадью 95 квадратных метров, примыкающий к земельному участку с кадастровым номером 24:03:1200004:1757. Ввиду отсутствия надлежащего муниципального земельного контроля, допущенных нарушений при формировании и предоставлении земельных участков главе Балахтинского района 15.09.2021 внесено представление (на рассмотрении). Собственнику земельного участка с кадастровым номером 24:03:1200004:1757 направлено уведомление о составлении в отношении него постановления о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 7.1 КоАП РФ.
Из ответа прокурора Красноярского края от 08.11.2021 года № 7/1-355-21 следует, что в 2019 году в отсутствии правовых оснований администрация Балахтинского района сформировала и предоставила в аренду третьим лицам земельный участок, границы которого на 83% совпадают с территорией водопользования, переданной Логаю М.В. По материалам проверки возбуждено уголовное дело по ч.2 ст. 169 УК РФ которое находится в производстве Балахтинского МСО ГСУ СК России по Красноярскому краю и Республики Хакасия.
По информации Енисейского межрегионального управления Росприроднадзора от 12.01.2022 года № 02-2/21-218, Енисейским межрегиональным управлением Росприроднадзора но обращению гр. Логая М.В., зарегистрированного 28.07.2020 за № 274-ог, по вопросу: «0003.001.0125.0858 Водное хозяйство и экология» проведена проверка, в ходе которой установлено, что постановлением администрации Балахтинского района от 04.02.1998 г. № 33 «Об утверждении проектов корректировки перераспределения земель хозяйств района: ЗАО «Огурское», ЗАО «Большесырское», ЗАО «Приморское» с приложениями, в том числе картографическими, произведено перераспределение земель хозяйства ЗАО «Приморское». Из координат ведомости контуров земельных угодий, передаваемых в водный фонд (Красноярское водохранилище), являющихся неотъемлемой частью постановления, в том числе, принято решение о передаче в водный фонд земель, в частности координат контуров трапеции 5705. 23.05.2018 года. Енисейское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов и Логай М.В. заключили договор водопользования № 24-17.01.03.003-Х-ДРБВ-Т-2018-03871/00 на пользование участком акватории Красноярского водохранилища на территории Балахтинского района Красноярского края. Договор водопользования заключен на срок до 22.05.2038 года. Договор водопользования зарегистрирован в Государственном водном реестре 23.05.2018 года. В соответствии с приведенным выше договором водопользования № 24-17,01.03.003-Х-ДРБВ-Т-2018-03871/00 проектная отметка нормального подпорного уровня (НПУ) для водного объекта Красноярского водохранилища составляет 243 мБС. На основании постановления администрации Балахтинского района Красноярского края № 289 от 23.04.2019 г. «Об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории», подписанного главой Балахтинского района, утверждена схема вновь образованного земельного участка, с местоположением: Красноярский край, Балахтинский район, между п. Приморск и заливом «Точильный», урочище «Чалпан», категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, для сенокошения. 09.07.2019 года на основании указанного постановления № 289 и заявления представителя администрации Балахтинского района на кадастровый учет был поставлен земельный участок с кадастровым номером 24:03:1200003:961 с местоположением: Красноярский край, Балахтинский район, между п. Приморск и заливом «Точильный», урочище «Чалпан», площадью 84375 +/- 2542 кв.м., категория земель - земли сельскохозяйственного назначения. Согласно сообщения ООО «Инженерная компания «ЗЕМЛЕУСТРОИТЕЛЬ» от 14.052020 г. № 26. земельный участок с кадастровым номером 24:03:1200003:961 на 83% расположен на территории водного объекта, предоставленного Логай М.В. по договору водопользования №24-17.01.03.003-Х- ДРБВ-Т-2018-03 871/00. Согласно поступившего в адрес Логай М.В. ответа на запрос о подготовке схемы сельскохозяйственных угодий в границах земельного участка с кадастровым номером 24:03:1200003:363 и прилегающей территории от 10.08.2020 г. из ООО «Инженерная компания «ЗЕМЛЕУСТРОИТЕЛЬ» земельный участок с кадастровым номером 24:03:1200003:961 сформирован в границах земель водного фонда, из земель, переданных в водный фонд в соответствии с проектом перераспределения земель в границах ЗА-0 «Приморское» Балахтинского района Красноярского края, утвержденного постановлением администрации Балахтинского района от 04.02.1998 г. № 33, содержащегося в государственном фонде данных полученных в результате проведения землеустройства. В соответствии со ст. ст. 8, 33. 34, 40 Водного Кодекса Российской Федерации, водные объекты находятся в собственности Российской Федерации. В Российской Федерации устанавливается федеральная собственность на водные объекты. В силу ст. 102 Земельного кодекса Российской Федерации порядок использования и охраны земель водного фонда определяется настоящим Кодексом и водным законодательством. Правовой режим земель, исходя из их принадлежности к той или иной категории, определяется исходя из положений ст. ст. 7-8 Земельного кодекса Российской Федерации. Исходя из изложенного, в силу ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации установлен прямой запрет на отчуждение земель водного фонда, находящихся в собственности Российской Федерации. Исходя из изложенного выше, решение главы органа местного самоуправления -главы Балахтинского района ФИО12 (постановление №. 289 от 23.04.2019 г. «Об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом, плане территории»), принято им с явным превышением должностных полномочий в отношении земель водного фонда, находящихся в государственной собственности, в нарушение требований земельного и водного законодательства Российской Федерации, устанавливающего прямой запрет на отчуждение земель водного фонда. Постановлением администрации Балахтинского района Красноярского края № 467 от 15.07.2019 года «О предоставлении в аренду земельного участка с разрешенным использованием - сенокошение» указанный участок передан в соответствии с договором № 05/499 от 19.07.2019 в аренду Корвякову A.M., 3I.07.2019 года произведена государственная регистрация права аренды указанного земельного участка. 16 марта 2020 года между Корвяковым A.M. и Князевым М.А. заключен договор субаренды на земельный участок с кадастровым номером 24:03:1200003:961 с местоположением: Красноярский край, Балахтинский район, между н. Приморск и заливом «Точильный», урочище «Чалпан», площадью 84375+/- 2542 кв.м., категория земель - земли сельскохозяйственного назначения. На основании указанного договора субаренды Князев М.А. в сезон 2020 года фактически занял акваторию водного объекта Красноярского водохранилища, предоставленную Логай М.В. в пользование по договору водопользования №24-17.01.03.003-Х-ДРБВ-Х-2018-03871/00. При государственной регистрации права на земельный участок с кадастровым номером 24:03:1200003:961 с местоположением: Красноярский край, Балахтинский район, между п. Приморск и заливом «Точильный», урочище «Чалпан», площадью 84375+/- 2542 кв.м., категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, заместителем главы Балахтинского района ФИО13, в целях устранения сомнений в законности выделения земельного участка с кадастровым номером 24:03:1200003:961, в ответ на запрос управления Росреестра по <адрес>, направлен ответ от 26.06.201') г. за № с заведомо недостоверными (подложными) сведениями о том, что образование данного земельного участка не происходит на землях покрытых поверхностными водами, находится выше береговой линии и границ водоохранной зоны. Также в ходе контрольно-надзорных мероприятий Управлением было установлено, что администрацией Балахтинского района выданы разрешения на размещение нестационарных объектов в районе с. Даурск в зоне переменного уровня Красноярского водохранилища (ниже отметки НПУ), т.е. в ложе водного объекта, на использование которого заключены договоры водопользования от 23.05.2018 № 24-17.01.03.003-Х-ДРБВ-Т-2018-03871/00, от 21.05.2018 № 24-17.01.03.003-Х-ДРБВ-Т-2018-03848/00, от 23.05.2018 № 24-17.01.03.003-Х-ДРБВ-Т-2018-03872/00 с гр. Логаем М.В. Управлением в адрес администрации Балахтинского района направлен запрос (исх. № 02-2/17-10926 от 21.08.2020) с требованием о предоставлении пояснений по указанным фактам, в ответе на который (№ 2260 от 28.08.2020) заместителем главы района было указано, что разрешения на размещение нестационарных объектов администрацией не выдавалось. Вышеуказанные факты в действиях главы Балахтинского района и заместителя главы Балахтинского района, подлежат проверке и юридической оценке на предмет наличия состава преступления.
Приговором Балахтинского районного суда Красноярского края от 01.12.2023 г. Брюханов И.С. осужден по п.п. «в,г» ч. 2 ст. 163 УК РФ за вымогательства, с применением насилия, в крупном размере в отношении потерпевшего Логай М.В. по факту фактического самозахвата водного объекта, предоставленного Логай М.В. по договорам водопользования от 23.05.2018 № 24-17.01.03.003-Х-ДРБВ-Т-2018-03871/00, от 21.05.2018 № 24-17.01.03.003-Х-ДРБВ-Т-2018-03848/00, от 23.05.2018 № 24-17.01.03.003-Х-ДРБВ-Т-2018-03872/00.
Решением Балахтинского районного суда Красноярского края от 21.02.2022 года в удовлетворении исковых требований Енисейского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов к Логаю ФИО18 о расторжении договора водопользования от 23.05.2018 № 24-17.01.03.003-Х-ДРБВ-Т-2018-03872/00 отказано.
Ответчиком внесена плата по договору водопользования от ДД.ММ.ГГГГ№-ДД.ММ.ГГГГ.003-Х-ДРБВ-Т-2018-03848/00 - ДД.ММ.ГГГГ за 4 квартал 2023 г. – 37394,45 руб.
Логаем М.В. подготовлены сведения, полученные в результате наблюдения за качественными показателями поверхностных водных объектов по договору водопользования № 24-17.01.03.003-Х-ДРБВ-Т-2018-03872/00 от 23.05.2018 года, отчеты о выполнении плана водоохранных мероприятий и выполнении условий использования водного объекта (его части), результатах наблюдений за водным объектом и его водоохраной зоной за 4 квартал 2022 года, за 1,2 кварталы 2023 года.
25.12.2023 года Енисейское БВУ направило Логаю М.В. согласованные планы водоохранных мероприятий на 2024 год в соответствии в договорами водопользования, в том числе от 23.05.2018 года № 24-17.01.03.003-Х-ДРБВ-Т-2018-03872/00, продлив действие договора водопользования.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований о расторжении договора водопользования № 24-17.01.03.003-Х-ДРБВ-Т-2018-03872/00 от 23.05.2018 года, поскольку указанное в исковом заявлении основание в виде не предоставления в указанный в договоре водопользования отчетов о выполнении условий использования условий водного объекта, отчета о выполнении плана водоохранных мероприятий и предоставление проекта плана водоохранных мероприятий к нарушениям порядка водопользования не относится, данное нарушение исправлено ответчиком до рассмотрения настоящего дела, что подтверждается согласованными планами водоохранных мероприятий на 2024 г., заключенных сторонами. Доказательств, свидетельствующих о нарушении ответчиком Логаем М.В. непосредственно порядка водопользования, которое являлось бы основанием для прекращения права пользования водным объектом, и расторжения договора водопользования истцом – Енисейским БВУ в ходе рассмотрения дела не представлено.
Учитывая, что ответчиком Логай М.В. не оспаривается задолженность по арендной плате и пени за пользование объектом водопользования по договору водопользования от 23.05.2018 года №24-17.01.03.003-Х-ДРБВ-Т-2018-03872/00, что подтверждается добровольной оплатой задолженности за указанные периоды в полном объеме, частичным погашением пени, а также устранены все препятствия, мешающие ответчику использовать объект водопользования по назначению, что подтверждается самим ответчиком, встречные исковые требования Логай М.В. о возложении обязанности на Енисейское БВУ по уменьшению арендной платы по Договору водопользования от 23.05.2018 г. №24-17.01.03.003-Х-ДРБВ-Т-2018-03872/00 на 70% с перерасчетом арендной платы с момента заключения договора, в связи с выявленными недостатками сданного в аренду имущества, удовлетворению не подлежат.
В силу требований ст. ст. 88, 94, 98 ГПК РФ, в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 333.19 НК РФ, в пользу истца по первоначальному иску подлежат взысканию расходы по уплате государственной пошлины, пропорционально удовлетворенным требованиям, в размере 740 руб. 13 коп.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Енисейского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов удовлетворить частично.
Взыскать с Логая ФИО19, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ИНН 240311374465, в пользу Енисейского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов пени по оплате за пользование водным объектом по договору водопользования от 23.05.2018г. №24-17.01.03.003-Х-ДРБВ-Т-2018-03872/00 за 3, 4 квартал 2020 г., 1, 2, 3 квартал 2021 г. и 1, 2 квартал 2022 г. в размере 18 503 рублей 37 копеек.
В удовлетворении исковых требований Енисейского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов к Логай ФИО20 о расторжении договора водопользования от 23.05.2018г. № 24-17.01.03.003-Х-ДРБВ-Т-2018-03872/00 – отказать.
В удовлетворении встречных исковых требований Логай ФИО21 к Енисейскому бассейновому водному управлению Федерального агентства водных ресурсов о возложении обязанности об уменьшении арендной платы по договору водопользования от 23.05.2018г. № 24-17.01.03.003-Х-ДРБВ-Т-2018-03872/00с на 70% с перерасчетом арендной платы, с момента заключения договора – отказать.
Взыскать с Логая ФИО22 в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 740 рублей 13 копеек.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения с подачей жалобы через Балахтинский районный суд Красноярского края.
Председательствующий: