ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 240006-01-2020-000409-55 от 02.09.2020 Боготольского районного суда (Красноярский край)

Дело № 2-393/2020

УИД № 24RS0006-01-2020-000409-55

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Боготольский районный суд Красноярского края

в составе:

председательствующего судьи Гусевой И.В.,

с участием представителя процессуального истца помощника Боготольского межрайонного прокурора Слепуха Д.А.,

представителя ответчика администрации г. Боготола Мовшенковой Ю.В., представителя ответчика ООО «Эко-Транспорт» Галиной О.П., представителя третьего лица МКУ Служба «Заказчика» жилищно-коммунальных услуг и муниципального заказа г. Боготола Машкина А.А., при секретаре Сережко О.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Боготольского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц к администрации г. Боготола Красноярского края, ООО «Эко-транспорт» о возложении обязанности в солидарном порядке организовать мероприятия по ликвидации площадки временного накопления коммунальных отходов, возложении обязанности на администрацию города Боготола провести рекультивацию земельного участка,

У С Т А Н О В И Л:

Боготольский межрайонный прокурор, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском (с учетом уточнения) к администрации г. Боготола, ООО «Эко-транспорт» о возложении обязанности в солидарном порядке организовать мероприятия по ликвидации площадки временного накопления коммунальных отходов, возложении обязанности на администрацию города Боготола провести рекультивацию земельного участка

Требования обосновал тем, что Боготольской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения администрацией города Боготола Красноярского края требований природоохранного, земельного законодательства при эксплуатации площадки временного накопления отходов, расположенной, по адресу: г. Боготол, у л. Иркутская, 62. В ходе проверки установлено, что на земельном участке (далее земельный участок), расположенном по адресу: <адрес> с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> категории земель: земли населенных пунктов с видом разрешенного использования коммунальное обслуживание под иными объектами специального назначения, размещены хаотично навалом по участку твердые коммунальные отходы, высотой от 0.5 до 3 метров, шириной от 40 до 50 метров, длиной от 20 до 28 метров, имеющие различный фракционные состав (пластиковые, стеклянные бутылки, капроновые мешки с бумажными коробками от продуктов, бой стекла, жестяные банки, обломки мебели, остатки бытовой техники). Земельный участок, с размещенными на нем твердыми коммунальными отходами фактически не огорожен, не охраняется, при въезде на земельный участок отсутствуют ворота, какое-либо иное ограждение, которое препятствует въезду постороннего транспорта, людей, животных. При проведении проверки установлено, что специальное покрытие под размещенными на земельном участке твердыми коммунальными отходами отсутствует. По периметру площадки обваловка и обособленная сеть ливневок отсутствуют.

В ходе проведения проверки установлено, что указанный земельный участок на основании территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами Красноярского края, утвержденной приказом Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края от 23.06.2016 № 1/45-од (далее схема) использует ООО «Эко-Транспорт» для складирования и последующего перегруза, с доставкой на полигон г. Боготола твердых коммунальных отходов с территорий г. Боготола и Боготольского района. При этом площадка временного накопления по адресу: <адрес>, не отвечает условиям для временного хранения твердых коммунальных отходов предусмотренных п. 3.7 СанПиН 2.1.7.1322-03.

Указанный объект размещения отходов в порядке, установленном ст. 55 Градостроительного кодекса РФ, в эксплуатацию не введен, в нарушение требований ст. 12 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» в государственном реестре объектов размещения отходов не значится, специальные геологические и гидрологические исследования не проводились, заключения государственной экологической экспертизы отсутствуют.

По указанным нарушениям Боготольской межрайонной прокуратурой 25.03.2020 в адрес главы города Боготола, генерального директора ООО «Эко-транспорт» внесены представления об устранении нарушении требований природоохранного, земельного законодательства. Представления прокурора рассмотрены, нарушения в полном объеме не устранены.

Просит суд, обязать администрацию города Боготола и ООО «Эко-транспорт» в солидарном порядке в течение 1 месяца с даты вступления решения суда в законную силу организовать мероприятия по ликвидации площадки временного накопления коммунальных отходов на земельном участке, расположенном по адресу: <адрес> с кадастровым номером , площадью <данные изъяты>, а именно: осуществить сбор, транспортирование, утилизацию, обезвреживание и захоронение твердых коммунальных отходов.

Обязать администрацию г. Боготола провести рекультивацию земельного участка, расположенного по адресу <адрес> с кадастровым номером, , площадью кв. м, в течение 1 месяца с момента ликвидации площадки временного накопления отходов.

В судебном заседании представитель истца – помощник Боготольского межрайонного прокурора Слепуха Д.А. требования поддержал в полном объеме, по изложенным в исковом заявлении основаниям.

Представитель ответчика администрации г. Боготола Мовшенкова Ю.В. исковые требования признала частично, в части проведения рекультивации земельного участка, в остальной части исковые требования не признала, суду пояснила, что в 2015 году был образован земельный участок по адресу: <адрес> за счет субсидии предоставленной из краевого бюджета, для временного накопления отходов, в связи с тем, что город не мог обеспечить заключение с гражданами, проживающими в северной части города, частном секторе договоров на вывоз мусора, в целях исключения образования несанкционированных свалок на территории города. По постановлению администрации города Боготола от 25.06.2015 г. № 0845-п указанный земельный участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование МКУ Служба «Заказчика» ЖКУ и МЗ города Боготола. На вывоз мусора и утилизацию отходов с указанного земельного участка, из бюджета города ежегодно выделяются денежные средства. В связи с проведением «мусорной реформы» с 01.01.2019 г. граждане самостоятельно не имеют возможности вывозить ТКО, эта обязанность возложена на регионального оператора. В феврале 2020 года в администрацию г. Боготола поступило обращение регионального оператора на территории Ачинской технологической зоны ООО «Эко-транспорт» с просьбой, разрешить использовать временную площадку для размещения и хранения ТКО, по указанному адресу, и перегруза для доставки на полигон. С учетов объема завозимых отходов, а также наличия на территории г. Боготола действующего полигона по размещению ТКО, было принято решение об отказе региональному оператору в размещении отходов на площадке временного накопления по адресу: <адрес>. Однако, ООО «Эко-транспорт» с 19.02.2020 г. самовольно стал осуществлять транспортировку и размещение отходов на площадке временного накопления. При проведении проверки Министерством экологии и рационального природопользования Красноярского края было установлено, что ООО «Эко-транспорт» незаконно используется указанная площадка временного накопления, указанная площадка в схему маршрута движения не включена, кроме того, нарушает обязательные требования природоохранного законодательства РФ. Администрацией г. Боготола неоднократно направлялись региональному оператору претензии, с требованием прекратить размещение ТКО на указанной площадке временного накопления, так как объем завезенных ТКО превышает допустимые нормы, в связи с чем, отходы размещаются за пределами площадки, мусор распространяется на проезжей части дороги, на обочинах, на противоположном земельном участке. Предлагалось региональному оператору вывезти ТКО на действующий полигон г. Боготола либо на полигон в Ачинском районе. Администрацией устанавливались бетонные блоки с целью воспрепятствования ввоза ТКО на площадку временного накопления, однако они были сдвинуты и ООО «Эко-транспорт» продолжил размещение ТКО на указанном земельном участке, при этом размещаются ТКО не только города Боготола, но и Боготольского и Тюхтетских районов в связи с чем, площадка переполнена. Полагает, что данный мусор должен быть вывезен силами регионального оператора. 13.04.2020 г. администрацией г. Боготола принято постановление № 0371-п о ликвидации (закрытии) площадки временного накопления отходов, расположенной на земельном участке с кадастровым номером , по адресу: <адрес>, о чем было уведомлено министерство экологии и рационального природопользования Красноярского края с целью исключения площадки временного накопления отходов из действующей территориальной схемы, утвержденной приказом министерства экологи и рационального природопользования Красноярского края от 23.09.2016 № 1/451-од, однако до настоящего времени региональный оператор осуществляет выгрузку ТКО.

Представитель ответчика ООО «Эко-транспорт» Галина О.П. исковые требования в части организации мероприятий по ликвидации площадки временного накопления коммунальных отходов признала, суду пояснил, что приказом министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края № 1/937 –од от 11.05.2018 ООО «Эко-Транспорт» присвоен статус регионального оператора по обращению с ТКО по Ачинской технологической зоне. Площадка была создана в 2015 году, на ее оборудование выделены денежные средства, в связи с чем она соответствует всем предъявляемым требованиям. В связи с включением указанной площадки в схему потоков ТКО Ачинской технологической зоны, утвержденной приказом Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края, ООО «Эко-транспорт» обоснованно временно размещает ТКО на указанной площадке на срок не более 11 месяцев, для дальнейшего транспортирования на сортировочный комплекс города Ачинска. С 13 июля ТКО на указанную площадку не завозятся, а размещенные ранее ТКО вывезены на сортировочный комплекс в полном объеме.

Представитель третьего лица МКУ Служба «Заказчика» ЖКУ и МЗ г. Боготола Машкин А.А. в судебном заседании полагал, что требования Боготольского межрайонного прокурора в части возложения на ООО «Эко-Транспорт» обязанности организовать мероприятия по сбору, транспортировке, утилизации, обязании осуществить сбор, транспортирование, утилизацию, обезвреживание и захоронение твердых коммунальных отходов подлежат удовлетворению? поскольку именно действиями регионального оператора ООО «Эко-Транспорт» нарушаются требования природоохранного законодательства РФ.

Представитель третьего лица Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие, представил на иск возражение, согласно которому собственник земельного участка обязан самостоятельно обеспечить ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов или заключить договор на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения ТКО с региональным оператором. Для разрешения вопроса о возложении обязанности провести рекультивацию земельного участка, необходимо подтверждение того, что участок не является ранее оборудованным пунктом временного накопления отходов.

Допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля госинспектор ДН ОГИБДД МО МВД России «Боготольский» Стифиенко А.В. пояснил, что работая по обеспечению безопасности дорожного движения, видел, как жители города Боготола самостоятельно вывозили мусор на площадку, не относящийся к ТКО, при этом площадка не огорожена, доступ свободен. Кроме того 17.04.2020, 29.04.2020, 16.07.2020, 09.08.2020, 09.08.2020, 13.08.2020 были зафиксированы факты, когда автомобили ООО «Эко-Транспорт» разгружали ТКО на площадке, однако в последние дни мусор на площадку не завозится.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд находит требования Боготольского межрайонного прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению в соответствии со следующим.

На основании ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц.

Согласно ст. 42 Конституции РФ, а также ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.

Аналогичные положения содержаться в ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", согласно которой граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

В силу ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ "Об охране окружающей среды" объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.

В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 26.06.1998 №89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

Организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Статьей 8 указанного федерального закона определено, что к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих городских округов.

В соответствии с п. 1 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и п. 1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с ч. 2 ст. 11 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

В силу п. п. 11, 24 ст. 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся, в том числе, организация мероприятий по охране окружающей среды, участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.

На основании п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов.

Согласно п. 1 ст. 7 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон № 7-ФЗ) к вопросам местного значения муниципального района относится организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды.

Пунктом 7.8 "ГОСТ 30772-2001. Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения" установлено, что собственником отходов является юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, в собственности которых они находятся, которые намерены осуществлять заготовку, переработку отходов и другие работы по обращению с отходами, включая их отчуждение. Если это лицо не установлено, собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся (примечание к пункту 7.8 ГОСТ 30772-2001).

В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 8 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами относятся:

создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах;

определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов;

организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.

Таким образом, органы местного самоуправления являются органами, осуществляющими организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях соответствующих муниципальных образований; организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа, независимо от формы собственности на землю, организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов является исключительной компетенцией муниципальных образований.

Согласно ч. 1 ст. 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 года "89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" в настоящее время сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов обеспечиваются региональным оператором в соответствии с региональной программой.

Накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации (часть 2).

Постановлением Правительства Красноярского края от 30.08.2018 года № 497-п утверждена Региональная программа в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами в Красноярском крае на 2018-2035 годы.

В соответствии с п. 5 ст. 20 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления вправе осуществлять расходы за счет средств бюджета муниципального образования на осуществление полномочий, не передаваемых им в соответствии со статьей 19 Федерального закона, если возможность таких расходов предусмотрена федеральным законом.

Пунктом 16 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации № 1156 от 12 ноября 2016 г. в случае обнаружения региональным оператором места складирования твердых коммунальных отходов, объем которых превышает 1 куб. м, на земельном участке, не предназначенном для этих целей и не указанном в соглашении (далее-место несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов), региональный оператор обязан в течение 5 дней: а) уведомить любым способом, позволяющим получить подтверждение доставки такого уведомления собственника земельного участка, орган местного самоуправления и орган, осуществляющий государственный экологический надзор, об обнаружении места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов; б) уведомить любым способом, позволяющим получить подтверждение доставки такого уведомления собственника земельного участка о необходимости ликвидации места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов в течение 30 дней после получения уведомления и направить ему проект договора на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов.

Если собственник земельного участка в течение 30 дней со дня получения уведомления регионального оператора не обеспечил ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов самостоятельно и не заключил договор с региональным оператором на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов, региональный оператор в течение 30 дней после отправления уведомления собственнику земельного участка ликвидирует место несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов. В этом случае региональный оператор вправе обратиться в суд с требованием о взыскании понесенных расходов (пункт 17).

Пунктом 18 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156, предусмотрено, что собственник земельного участка обязан самостоятельно обеспечить ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов или заключить договор на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов с региональным оператором.

В силу ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее также - региональный оператор) - оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами - юридическое лицо, которому необходимо заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственником твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне деятельности регионального оператора.

В судебном заседании установлено, что земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> с кадастровым номером , площадью <данные изъяты>, категории земель: земли населенных пунктов с видом разрешенного использования коммунальное обслуживание под иными объектами специального назначения находится в собственности МО г. Боготол (л.д. 68).

Согласно п. 23 ст. 9 Устава администрации г. Боготола к вопросам местного значения относится, в том числе участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых бытовых отходов (л.д. 72).

Постановлением администрации г. Боготола от 25.06.2015 № 0845-п вышеуказанный участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование МКУ Служба «Заказчика» ЖКУ и МЗ г. Боготола (л.д. 25), при этом право постоянного (бессрочного) пользования зарегистрировано в органе, осуществляющем государственную регистрацию права на недвижимое имущество и сделок с ним.

Статьей 210 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором

Согласно ст. 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу земли и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.

На основании постановления администрации г. Боготола от 28.06.2019 № 0759-п земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> включен в реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования г. Боготол, для жителей «северного района» города Боготола (л.д. 26).

При этом площадка накопления твердых бытовых отходов не соответствует требованиям п. 3.7 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.1.7.1322-03, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.04.2003 г. № 80, согласно которым при временном хранении отходов в нестационарных складах, на открытых площадках без тары (навалом, насыпью) или в негерметичной таре должны соблюдаться следующие условия:

- временные склады и открытые площадки должны располагаться с подветренной стороны по отношению к жилой застройке;

- поверхность хранящихся насыпью отходов или открытых приемников-накопителей должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом и т.д.);

- поверхность площадки должна иметь искусственное водонепроницаемое и химически стойкое покрытие (асфальт, керамзитобетон, полимербетон, керамическая плитка и др.);

- по периметру площадки должна быть предусмотрена обваловка и обособленная сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями; допускается ее присоединение к локальным очистным сооружениям в соответствии с техническими условиями;

- поступление загрязненного ливнестока с этой площадки в общегородскую систему дождевой канализации или сброс в ближайшие водоемы без очистки не допускается.

В соответствии с Правилами проведения уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации конкурсного отбора региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.09.2016 г. № 881, на основании приказа Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края от 11.05.2018 № 1/937-од ООО «Эко-транспорт» присвоен статус регионального оператора Ачинской технологической зоны, согласно утвержденной территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными, в технологическую зону деятельности Ачинская, входит муниципальное образование г. Боготол.

Министерством экологии и рационального природопользования Красноярского края с ООО «Эко-транспорт» заключено соглашение № 2 от 11.05.2018 об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Ачинской технологической зоны Красноярского края, по условиям которого последнее обязалось обеспечивать деятельность по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Ачинской технологической зоны Красноярского края.

Региональный оператор приступил к исполнению своих обязательств с 01.01.2019.

Согласно информации министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> с кадастровым номером , площадью <данные изъяты>, категории земель: земли населенных пунктов с видом разрешенного использования коммунальное обслуживание под иными объектами специального назначения, на котором расположен пункт временного накопления отходов, включен в Схему потоков отходов Ачинской технологической зоны Красноярского края.

В связи с чем, указанный земельный участок ООО «Эко-Транспорт» на основании территориальный схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами Красноярского края, утвержденной приказом министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края от 23.06.2016 № 1/451-од использует для складирования и последующего перегруза, с доставкой на полигон г. Ачинска, твердых коммунальных отходов с территорий г. Боготола и Боготольского района.

При проведении Министерством экологии и рационального природопользования Красноярского края 18 марта 2020 года проверки установлено, что на земельном участке, расположенным по адресу: <адрес> с кадастровым номером площадью <данные изъяты>, категории земель: земли населенных пунктов с видом разрешенного использования коммунальное обслуживание под иными объектами специального назначения, размещены хаотично навалом по участку твердые коммунальные отходы, высотой ориентировочно от 0,5 до 3 метров, шириной ориентировочно от 40 по 50 метров, длиной ориентировочно от 20 до 28 метров, имеющие различный фракционный состав (пластиковые бутылки, стеклянные бутылки, капроновые мешки с бумажными коробками от продуктов, бой стекла, жестяные банки, обломки мебели, остатки бытовой техники). Земельный участок, с размещенными на нем твердыми коммунальными отходами фактически не огорожен, при въезде на земельный участок отсутствуют ворота, какое-либо иное ограждение, которое препятствует въезду постороннего транспорта, людей, животных, земельный участок не охраняется. Специальное покрытие под размещенными на земельном участке твердыми коммунальными отходами отсутствует. По периметру площадки обваловка и обособленная сеть ливневок отсутствует (л.д. 28-29, 30, 31).

Согласно пункту 7 статьи 12 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", введенному Федеральным законом от 30.12.2008 № 309-ФЗ, запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.

В судебном заседании установлено, что земельный участок с кадастровым номером расположенный по адресу: <адрес> площадью , указанный объект размещения отходов на земельном участке, в государственный реестр объектов размещения отходов не внесен. Актом Министерством экологии и рационального природопользования Красноярского края от 18 марта 2020 года подтверждено складирование отходов производства и потребления отходов на названном земельном участке.

В адрес Главы г. Боготола Деменковой Е.М. была направлена информация об устранении нарушений требований природоохранного законодательства РФ в сфере обращения с отходами.

Боготольской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения администрацией г. Боготола Красноярского края требований природоохранного, земельного законодательства при эксплуатации площадки временного накопления отходов, расположенной по адресу: <адрес>

По результатам проверки Главе города Боготола, генеральному директору ООО «Эко-транспорт» Григорченко С.В. 25.03.2020г. заместителем Боготольского межрайонного прокурора внесены представления об устранении нарушений требований природоохранного, земельного законодательства, однако выявленные нарушения в полном объеме до настоящего времени не устранены (л.д. 8-10, 13-15).

Постановлением администрации г. Боготола от 13.04.2020 № 0371-п площадка временного накопления отходов, расположенная на земельном участке с кадастровым номером по адресу: <адрес>-ликвидирована (закрыта).

В судебном заседании представителем ответчика ООО «Эко-транспорт» представлен акт от 13.07.2020, из которого следует, что территория площадки временного накопления ТКО, находящаяся по адресу <адрес> полностью очищена от твердых коммунальных отходов, с 14.07.2020 ее эксплуатирование прекращено.

Оценивая представленное доказательство по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд критически относится к представленному доказательству, поскольку оно опровергается исследованными доказательствами предоставленными представителем процессуального истца помощником Боготольского межрайонного прокурора Слепуха Д.А., которым в ходе рассмотрения дела 13 августа 2020 года с участием кадастрового инженера Шагина В.В. был проведен натурный осмотр, по итогам которого установлено, что до настоящего времени работа по очистке площадки временно накопления от ТКО в полном объеме не выполнена, что подтверждается схематическим чертежом и фотоматериалами (л.д. 95, 96,97).

Принимая во внимание установленные обстоятельства и вышеизложенные положения закона, суд приходит к выводу, что администрация г. Боготола и ООО «Эко-транспорт» являются надлежащими ответчиками, на которых может быть возложена обязанность организовать мероприятия по ликвидации площадки временного накопления коммунальных отходов на спорном земельном участке, путем обязании солидарно организовать мероприятия по сбору, транспортировке, утилизации обезвреживании и захоронении твердых коммунальных отходов.

В судебном заседании стороной ответчика ООО «Эко-транспорт» не представлено доказательств того, что указанные ТКО были размещены на ПВН до выбора регионального оператора Ачинской технологической зоны, которому по результатам конкурса Приказом министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края от 11.05.2018 г. присвоен данный статус, в связи суд приходит к выводу, что в силу приведенных выше положений закона, с учетом установленных обстоятельств, на регионального оператора возложена обязанность организовать солидарно с администрацией г. Боготола мероприятия по ликвидации площадки временного накопления коммунальных отходов на земельном участке, расположенном по адресу: <адрес> с кадастровым номером площадью <данные изъяты>. м, а именно: осуществить транспортирование, утилизацию, обезвреживание и захоронение твердых коммунальных отходов.

Как установлено требованиями ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

В связи с изложенным, при установлении срока для исполнения указанного решения, суд, полагает установить срок исполнения решения в части возложения обязанности на администрацию г. Боготола и ООО «Эко-транспорт» солидарно, организовать мероприятия по ликвидации площадки временного накопления коммунальных отходов на земельном участке, расположенном по адресу: <адрес> с кадастровым номером , площадью <данные изъяты>. м, а именно: осуществить сбор, транспортировку, утилизацию, обезвреживание и захоронение твердых коммунальных отходов в срок в срок не позднее трех месяцев с момента вступления решения в законную силу.

Разрешая требования о возложении обязанности на администрацию города Боготола провести рекультивацию земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв. м, в силу приведенных выше положений закона, суд находит их обоснованными и подлежащими удовлетворению.

При установлении срока для исполнения указанного решения, суд, полагает установить срок исполнения решения в части возложения обязанности не позднее 12 месяцев с момента с момента ликвидации свалки

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 – 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Боготольского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц к администрации г. Боготола Красноярского края, ООО «Эко-транспорт» о возложении обязанности в солидарном порядке организовать мероприятия по ликвидации площадки временного накопления коммунальных отходов, возложении обязанности на администрацию города Боготола провести рекультивацию земельного участка, - удовлетворить.

Возложить на администрацию г. Боготола Красноярского края, ООО «Эко-Транспорт» обязанность в срок не позднее трех месяцев с момента вступления решения в законную силу солидарно:

- организовать мероприятия по ликвидации площадки временного накопления коммунальных отходов на земельном участке, расположенном по адресу: <адрес> с кадастровым номером , площадью <данные изъяты>, путем осуществления сбора, транспортирования, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов.

Возложить на администрацию г. Боготола Красноярского края, срок не позднее 12 месяцев с момента ликвидации площадки временного накопления коммунальных отходов, провести рекультивацию земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> с кадастровым номером , площадью <данные изъяты>

Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Боготольский районный суд Красноярского края в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья И.В. Гусева

Мотивированное решение изготовлено 09 сентября 2020 г.