ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 240019-01-2021-000147-71 от 16.08.2021 Игарского городского суда (Красноярский край)

№2-57/2021

УИД: № 24RS0019-01-2021-000147-71

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

16 августа 2021 года г. Игарка, Красноярский край

Игарский городской суд Красноярского края в составе:

председательствующего – судьи Карповой Е.И.,

с участием:

истца по первоначальному иску, ответчика по встречному иску - ФИО6,

представителя ответчика по первоначальному иску, истца по встречному иску - муниципального предприятия <адрес>, Управляющая компания «Дирекция муниципального заказа», ФИО7, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

при секретаре судебного заседания Кузьминой С.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО6 к муниципальному предприятию <адрес> компания «Дирекция муниципального заказа» о защите прав потребителей, встречному иску муниципального предприятия <адрес>, Управляющая компания «Дирекция муниципального заказа» к ФИО6 о взыскании задолженности, пени по договору электроснабжения,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО6 обратился в суд с иском к МП Управляющая компания «Дирекция муниципального заказа» о защите прав потребителей, мотивируя свои требования следующим. ФИО6 является собственником объекта недвижимости по адресу: <адрес>. Единственной энергоснабжающей организацией на территории <адрес> является муниципальное предприятие <адрес> компания «Дирекция муниципального заказа», с этой организацией у него заключен договор энергоснабжения . При его исполнении возникли проблемы - истец не смог произвести по нему оплату. Его лицевой счет на оплату электроэнергии в сервисе онлайн платежей у организации отсутствует, отделить оплату за коммунальные услуги и отдельно за принадлежащее ему строение он не мог. С целью уточнения того, каким образом он может осуществить оплату с учетом того, что онлайн-сервисы банков такую оплату не поддерживают, он письменно обратился в МП Управляющая компания «Дирекция муниципального заказа» с заявлением ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ. Ответа не последовало. В итоге было установлено, что ответчик не может (или не хочет) принимать платежи через банк, а требует вносить эти денежные средства наличными средствами в кассу предприятия. Возможно, это объясняется хронической задолженностью по налогам и арестом его банковский счетов – поэтому ответчик и требовал платежи только наличными. К тому же в наше время расчеты наличными изживают себя, они не удобны и неэффективны и не могут быть навязаны одной стороной для другой. В любом случае позиция ответчика незаконна, по следующим основаниям. В ст. 861 ГК РФ прямо указано, что расчеты с участием граждан, не связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности могут производиться наличными деньгами без ограничения суммы или в безналичном порядке. Исходя из ст. 37 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей», устанавливающей, что оплата оказанных услуг (выполненных работ) производится посредством наличных или безналичных расчетов в соответствии с законодательством российской Федерации, потребитель самостоятельно определяет способ оплаты. Наконец ст. 16.1 указанного Закона закрепляет, что продавец (исполнитель) обязан обеспечить возможность оплаты товаров (работ, услуг) путем использования национальных платежных инструментов, а также наличных расчетов по выбору потребителя. Более того, право на оплату через банк закреплено и п. 5.1 договора электроснабжения от ДД.ММ.ГГГГ. Ответчик необоснованно и противоправно уклоняется от исполнения своей обязанности по организации расчетов в безналичной форме. В итоге истец не мог оплатить электроэнергию, а ответчик умышленно не исполняя свои обязательства и не принимая от него исполнение в безналичной форме, противоправно отключил электрическую энергию на принадлежащем ему объекте. Указанный объект отапливался за счет электро-бойлерной, которая, в результате отключения электроэнергии, «перемерзла» и вышла из строя, «перемерзли» и вышли из строя радиаторы отопления. Согласно локально-сметному расчету стоимость восстановления работы системы отопления будет составлять 1291611 рублей. Согласно п.2 ст. 405 ГК РФ должник не считается просрочившим, пока обязательство не может быть исполнено вследствие просрочки кредитора. При этом под просрочкой должника в соответствии со ст. 406 ГК РФ подразумевает следующую ситуацию: кредитор считается просрочившим, если он отказался принять предложенное должником надлежащее исполнение или не совершил действий, предусмотренных законом, иными правовыми актами или договором либо вытекающих из обычаев или из существа обязательства, до совершения которых должник не мог исполнить своего обязательства. В сложившейся ситуации кредитор (ответчик) не совершил действий, прямо возложенных на него Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей» по организации расчетов в безналичной форме, отказался принять от него исполнение (оплату) в безналичной форме. Ответчик, занимая доминирующее положение в городе <адрес>, понимая, что у него нет других конкурентов, заведомо недобросовестно относится к своим потребителям, игнорируя обязанности, возложенные на него законодательством. Просит взыскать с ответчика причиненные убытки в сумме 1291611 рублей, причиненный моральный вред в сумме 1000000 рублей, обязать ответчика восстановить электроснабжение принадлежащего истцу объекта по адресу: <адрес>, склад <адрес>.

Муниципальное предприятие <адрес>, Управляющая компания «Дирекция муниципального заказа» обратилось с встречным иском к ФИО6 о взыскании задолженности, пени по договору электроснабжения, мотивируя следующим. Между истцом и ответчиком заключен договор электроснабжения , как с гражданином-потребителем (гаражи, хозяйственные постройки) от ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с п. 1.1 договора истец обязуется подавать ответчику в целях электроснабжения индивидуального гаража, расположенного по адресу: <адрес> склад <адрес>, через присоединенную сеть электрическую энергию в точку поставки от ТП 16-2, ВА 1, а ответчик обязуется своевременно оплачивать принятую электроэнергию, а также соблюдать предусмотренный настоящим договором режим потребления электроэнергии, обеспечивать безопасность эксплуатации находящегося в его ведении электрических сетей, исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением электроэнергии. Согласно п 1.3 договора учет поставленной ответчику электрической энергии производится по показаниям приборов учета потребления электроэнергии. В силу п. 5.1 договора расчеты за потребленную электроэнергию производится ответчиком ежемесячно, не позднее 10 числа месяца, следующего за расчетным, в полном размере (100% подлежащей к оплате суммы), посредством внесения суммы оплаты в банк или кассу истца. Расчетным периодом по настоящему договору является календарный месяц. В соответствии с п. 5.2 договора расчеты за полученную энергию производятся по тарифной группе «Потребители, приравненные к населению», утверждаемой Министерством тарифной политики <адрес> приказом -п от ДД.ММ.ГГГГ. Согласно п 2.2.3 договора при неоплате электроснабжении за два расчетных периода истец оставляет за собой право на прекращение электроснабжения ответчика по истечение десяти календарных дней с момента письменного уведомления. Возобновление электроснабжения производится в порядке очередности после погашения ответчиком суммы задолженности, с оплатой дополнительного счета истцу за проводимые работы по подключению и отключению эксплуатируемых ответчиком электрических сетей, согласно расценкам истца. Ответственность за ущерб и все другие последствия, которые могут быть связаны с прекращением электроснабжения по настоящему договору, возлагаются на ответчика. Истец ДД.ММ.ГГГГ направил ответчику уведомление (об ограничении режима потребления электроэнергии) от ДД.ММ.ГГГГ, которое ответчик получил ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается копией уведомления о вручении. Задолженность ответчиком не погашена по истечение 10 календарных дней с момента получения уведомления от ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с приказом от ДД.ММ.ГГГГ истца стоимость отключения от электроснабжения отдельно стоящих гаражей и хозяйственных построек (погреба, сараи) принадлежащих гражданам, составляет 1971 рубль 41 копейка, с учетом НДС 20%. Для соблюдения досудебного порядка урегулирования спора истец ДД.ММ.ГГГГ направлял в адрес ответчика претензию от ДД.ММ.ГГГГ об оплате образовавшейся задолженности, которую ответчик получил ДД.ММ.ГГГГ, ответа на данную претензию истец получил, задолженность не погашена. Согласно ст. 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом/потребителем количество энергии. Истец поставлял на объект ответчика, расположенный по адресу: <адрес>, электрическую энергию, которую ответчик фактически принял, но не оплатил. Сумма задолженности составляет . Просят взыскать с ответчика в свою пользу указанную задолженность, а также расходы по оплате государственной пошлины в размере

Истец-ответчик ФИО6 в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме, дополнительно пояснил, что неоднократно (более 5 раз) обращался в Сбербанк к кассиру, чтобы оплатить за электроэнергию, однако платеж не принимали, поскольку требовали лицевой счет, также пробовал оплатить через банкомат, однако чтобы провести оплату также требовался лицевой счет. Полагает, что как потребитель, он имеет право выбрать, каким образом ему оплачивать потребленные услуги, МП Управляющая компания «Дирекция муниципального заказа» не обеспечило возможности производить оплату без внесения наличных платежей в кассу предприятия, не отвечало на его заявление. Уже после отключения электроэнергии ДД.ММ.ГГГГ поступило смс – сообщение от заместителя главного бухгалтера, что все поправили, можно оплачивать. Отключая электроэнергию, ответчик действовал в нарушение и постановления Правительства от ДД.ММ.ГГГГ, не указывая в уведомлении даты отключения, которая должна быть указана обязательно, т.е. должен быть указан конкретный день (порядковый номер календарного дня). Однако уведомление конкретной даты не содержало. Даже если указано, что через 10 дней, стоит обратить внимание, что отключение в это время не состоялось. Иных уведомлений не поступало. Получил два уведомления, одно из которых, о передаче дела в Арбитражный суд в случае неоплаты задолженности, второе - возможном отключении электроэнергии, за исх. 1411 и 1410. Когда получил уведомление о передаче дела в Арбитражный суд, стал готовиться к суду. Если бы знал о дате отключения, подготовился бы, слил бы систему отопления. Отключили ДД.ММ.ГГГГ, когда его не было в городе. Ответчик знал о том, что у него стоит электрооборудование. Кроме того, в договоре указано, что если в течение двух расчётных периодов будет неоплата, то прекращается электроснабжение, однако ДМЗ отключило электроэнергию позже, когда на улице была зима и стояли сильные морозы. Акт о введении режима ограничения электроэнергии не составлялся и не направлялся в его адрес. Кроме того, в счете указано 2 строения (гараж и электроэнергия за дачу), однако отключили только гараж, специально. Обращался в МП Управляющая компания «Дирекция муниципального заказа» за составлением акта о причиненного ему отключением ущерба, однако поскольку ранее уже обращался и ему было разъяснено, что ДМЗ не уполномочено на проведение обследований, не стал обращаться. С расчетом задолженности согласен, согласен с имеющейся задолженностью, однако считает, что МП Управляющая компания «Дирекция муниципального заказа» нарушило его права, поскольку могли бы обратиться в суд, если бы суд взыскал имеющуюся задолженность, то он бы ее оплатил, однако МП Управляющая компания «Дирекция муниципального заказа» отключило ему электроэнергию, причинив ему материальный ущерб. Не позвонили, никто не предупредил, что будут отключать. О том, что для оплаты необходим лицевой счет, он не сам придумал.

Представитель ответчика – истца ФИО8 в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась. В п. 2.2.3 заключенного договора электроснабжения /ЭГ предусмотрено, что при неоплате электроснабжения за два расчетных периода «Энергоснабжающая организация» оставляет за собой право на прекращение электроснабжения «Потребителя» по истечении десяти календарных дней с момента письменного уведомления. Возобновление электроэнергии производится в порядке очередности после погашения «Потребителем» суммы задолженности, с оплатой дополнительного счета «Энергоснабжающей организации» за проводимые работы по подключению и отключению эксплуатируемых «Потребителем электрических сетей, согласно расценок. Ответственность за ущерб и все другие последствия, которые могут быть связаны с прекращением электроснабжения по настоящему договору, возлагаются на «Потребителя» В соответствии с п. 5.3 оплата по договору производится на основании универсальных передаточных документов на оплату, где указание лицевого счета не предусмотрено. Кроме того, указанная услуга не является жилищно-коммунальной, поскольку гараж не является жилым помещением, и Правила предоставления коммунальных услуг не применяются, поэтому лицевые счета на гаражи не открываются, а оплата производится на основании счетов-фактур и счета, что должны содержать указанные документы, отражено в Постановлении Правительства, которым устанавливаются их формы. Кроме того из 450 заключенных договоров электроснабжения не смог оплатить один ФИО6 МП Управляющая компания «Дирекция муниципального заказа» не является монополистом, есть КрасАвиаПорт (ГУП «Черемшанка») и НТЭК АО, которые также являются поставщиками электроэнергии. ДМЗ не отключило электроэнергию по истечение двух расчетных периодов для оплаты, поскольку надеялось на благоразумность. Как только все сотрудники вышли с отпусков, начали претензионную работу. В настоящее время никаких препятствия для оплаты электроэнергии через Сбербанк не имеется, однако ФИО6 задолженность не погашает. Работники МП Управляющая компания «Дирекция муниципального заказа» ничего в банке самостоятельно поправить не могут, так как не являются сотрудниками банка. Поскольку оплаты не последовало по истечение 10 дней с момента уведомления и направления претензии, истцу (ответчику) была прекращена подача электроэнергии. Не могли указать в уведомлении конкретную дату, поскольку не знали, когда ответчик получит уведомление, поскольку направляемую в его адрес корреспонденции ответчик ФИО6 обычно не получает. Кроме того, в настоящее время на территории <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ энергоснабжающей организацией является НТЭК, поэтому даже тарифы были разработаны до ДД.ММ.ГГГГ. Истцом (ответчиком) не предоставлен документ, который бы в соответствии с ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» № 135-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ подтверждал бы сумму ущерба и причинно-следственную связь между отключением и причиненным ущербом. К моменту истечения 10-дневного срока ФИО6 не совершил никаких действий, направленных на сохранность своего имущества. Кроем того, доказательств, что вред причинен его неимущественным правам не представлено. Полагает, что при реализации гарантий, предоставленных потребителю должен соблюдаться общеправовой принцип недопустимости злоупотребления правом. Просит в удовлетворении искового заявления о защите прав потребителей ФИО6 отказать, удовлетворить встречные требования и взыскать с ответчика в свою пользу задолженность по оплате потребленной электроэнергии в размере 52 777 рублей99 копеек, расходы по оплате государственной пошлины в размере 1783 рубля.

Представитель третьего лица – <адрес> в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, о причинах неявки не сообщил, возражений по иску не представил.

Выслушав доводы сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч.1 ст.3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

В силу ст.8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождающих гражданские права и обязанности.

В частности, гражданские права возникают из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему, из решений собраний, в случаях предусмотренных законом, из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве оснований возникновения гражданских прав и обязанностей, из судебного решения, установившего гражданские права и обязанности, в результате приобретения имущества по основаниям, допускаемым

законом, вследствие причинение вреда другому лицу и др.

В соответствии со ст.10 ГК РФ не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).

Согласно ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе путем признания права, восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, возмещения убытков, компенсации морального вреда.

В соответствии с п.1 ст. 539 ГК РФ, по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

Части 3, 4 ст. 539 ГК РФ определяют, что к отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным настоящим Кодексом, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними. К отношениям по договору снабжения электрической энергией правила настоящего параграфа применяются, если законом или иными правовыми актами не установлено иное.

В силу п.1 ст.544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (п. 2 ст. 544 ГК РФ).

Согласно п. 1 <адрес> закона от ДД.ММ.ГГГГ №35-ФЗ «Об электроэнергетике», Правительство Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике утверждает правила оптового рынка и основные положения функционирования розничных рынков.

Постановлением Правительства Российской Федерации «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии» от ДД.ММ.ГГГГ утверждены Основные положения функционирования розничных рынков электрической энергии.

Как установлено в судебном заседании, в соответствии с Постановлением администрации <адрес> края -п от ДД.ММ.ГГГГ об определении сетевой организации в сфере электроснабжения на территории муниципального образования <адрес>, постановлено наделить муниципальное предприятие <адрес> компания «Дирекция муниципального заказа» полномочиями сетевой организации, осуществляющей энергоснабжение на территории муниципального образования <адрес>. Генеральному директору постановлено обеспечить электроснабжение абонентов, присоединенных в установленном порядке к централизованным системам электроснабжения, заключить договоры, необходимые для обеспечения надёжного и бесперебойного электроснабжения в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации. Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ-п администрацией <адрес> за МП Управляющая компания «Дирекция муниципального заказа» закреплено на праве хозяйственного ведения муниципальное имущество, заключен договор /ХВ о закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения, в том числе предназначенного для бесперебойного электроснабжения, эксплуатации и обслуживания инфраструктуры <адрес>.

Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц от ДД.ММ.ГГГГ дополнительным видом деятельности муниципального предприятия <адрес> компания «Дирекция муниципального заказа» является деятельность по распределению электроэнергии.

ФИО6 является собственником нежилого помещения – гаража, общей площадью адрес объекта: <адрес>, что подтверждается копией свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ<адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ МП Управляющая компания «Дирекция муниципального заказа» направило ФИО6 уведомление с предложением заключить договор электроснабжения индивидуального гаража, а также подписанный со своей стороны и заверенный печатью предприятия договор электроснабжения /ЭГ на 4 л. в 2 экз.

Потребитель ФИО6 получив проект договора электроснабжения выразил несогласие с п. 3.1.6 в отношении разрешенной величины максимальной мощности, указанной в договоре на технологическое присоединение, о чем сторонами ДД.ММ.ГГГГ составлен протокол разногласий . Иных разногласий выражено не было.

ДД.ММ.ГГГГ МП УК «ДМЗ» направило ФИО6 экземпляр подписанного и заверенного печатью предприятия договора электроснабжения /ЭГ от ДД.ММ.ГГГГ, с протоколом разногласий.

В соответствии с п. 1.1 настоящего договора - «Электроснабжающая организация» - МП Управляющая компания «Дирекция муниципального заказа» обязуется подавать потребителю – ФИО6 электроснабжения индивидуального гаража, расположенного по адресу: <адрес>, склад <адрес>, через присоединенную сеть электрическую энергию в точку поставки от ТП 16-2, ВА 1, а потребитель обязуется своевременно оплачивать принятую электроэнергию, а также соблюдать предусмотренный настоящим договором режим потребления электроэнергии, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении электрических сетей, исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением электроэнергии.

Согласно п. 2.2.2 «Энергоснабжающая организация» имеет право: приостановить исполнение обязательств по поставке электрической энергии путем введения «Потребителю» в установленном законодательством РФ порядке режима потребления электрической энергии при возникновении у потребителя задолженности по оплате.

В соответствии с п. 2.2.3 при неоплате электроснабжения за два расчетных периода «Энергоснабжающая организация» оставляет за собой право на прекращение электроснабжения «Потребителя» по истечение десяти календарных дней с момента письменного уведомления. Возобновление электроснабжения производится в порядке очередности после погашения «Потребителем» суммы задолженности, с оплатой дополнительного счета «Энергоснабжающей организации» за проводимые работы по подключению и отключению эксплуатируемых «Потребителем» электрических сетей, согласно расценок «Энергоснабжающей организации». Ответственность за ущерб и все другие последствия, которые могут быть связаны с прекращением электроснабжения по настоящему договору, возлагаются на «потребителя».

Согласно п. 5.1 договора – расчеты за электроэнергию производятся «Потребителем» ежемесячно, не позднее 10 числа месяца со следующего за расчетным, в полном размере (100% подлежащей к оплате суммы), посредством внесения суммы оплаты в банк или кассу «Энергоснабжающей организации». Расчетным периодом по настоящему договору является календарный месяц.

Расчеты за полученную электроэнергию производятся по тарифной группе «Потребители, приравненные к населению», утверждаемой Министерством тарифной политики <адрес> приказом -п от ДД.ММ.ГГГГ.

В силу п. 5.3 оплата производится «потребителем» на основании универсальных передаточных документов на оплату.

Согласно п. 5.4 в случае несвоевременной оплаты электроэнергии «потребителем» «Энергоснабжающая организация» вправе потребовать уплаты пени в размере одной трехсотой ключевой ставки Центрального Банка России за каждый день просрочки от суммы задолженности до полного ее погашения. В целях налогообложения, право на получение пени возникает у «Энергоснабжающей организации», после признания «Потребителем» выставленной претензии и счета на уплату пени, либо после вступления в силу решения суда о взыскании суммы пени. Срок ответа на претензию составляет 10 рабочих дней, с даты ее получения.

В соответствии с п. 6.3 «Энергоснабжающая организация» не несет материальной ответственности за неисполнение обязанности, предусмотренной п. 2.1.1 (подачи электроэнергии) в случаях: наличия вины «потребителя», кратковременного снижения напряжения в системе электроснабжения «Потребителя» в течение времени, обусловленного ГОСТ 32144-2013, ограничения или прекращения подачи электроэнергии потребителю, согласно п. 2.2.2 настоящего договора.

Договор действует с момента подписания, распространяет свое действие на фактически сложившиеся отношения сторон с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно.

На основании п.2 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, местом исполнения обязательства по поставке электрической энергии и (или) оказанию услуг, используемым для определения объема взаимных обязательств субъектов розничного рынка по договорам купли-продажи (поставки) электрической энергии, энергоснабжения, оказания услуг по передаче электрической энергии и услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса снабжения электрической энергией потребителей является точка поставки электроэнергии, каковой в данном случае является нежилое помещение – индивидуальный гараж, расположенного по адресу: <адрес>.

В связи с заключением договора, возникшие между его сторонами отношения должны рассматриваться как договорные.

Из положений заключенного между сторонами договора электроснабжения /ЭГ следует, что оплата потребленной электроэнергии осуществляется на основании универсального передаточного акта - счета фактуры и счета на оплату к нему.

Форма и содержание которой, определены на основании Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О формах и правилах заполнения (ведения) документов, применяемых при расчетах по налогу на добавленную стоимость».

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (вместе с "Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов") предусмотрен перечень информации, обязательной для размещения в платежных документах за коммунальные услуги, (п.69).

Согласно примерной форме платежного документа, утвержденной приказом Минстроя РФ от ДД.ММ.ГГГГ/пр, вступившим в силу с ДД.ММ.ГГГГ, дополнен перечень, приведенный в п. 69 вышеуказанного Постановления Правительства Российской Федерации, а именно в шапке квитанции на оплату ЖКУ должны быть указаны идентификатор платежного документа и единый лицевой счет плательщика сформированный в ГИС ЖКХ.

Однако суд приходит к выводу, что указанные Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, положения Жилищного кодекса РФ, возникшие между сторонами отношения регулироваться не могут, в силу следующего.

Согласно ст.1 ЖК РФ жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав (далее - жилищные права), а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений (далее – жилищные отношения) по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.

Отношения, которые регулирует жилищное законодательство, перечислены в ст. 4 ЖК РФ.

В соответствии со ст. 15 ЖК РФ объектами жилищных прав являются жилые помещения. Жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.

В соответствии с п.1 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ определено, что настоящие Правила регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг.

Как указано выше принадлежащий ФИО6 объект потребления электроэнергии представляет собой отдельно стоящее нежилое помещение.

Действующее законодательство не предусматривает обязательность открытия лицевых счетов для оплаты услуг электроснабжения по нежилому помещению, отдельно стоящему гаражу, в вышеуказанных Правилах идет речь о нежилых помещениях, однако к ним относятся нежилые помещения, расположенные в многоквартирном доме, но не отдельно стоящее нежилое помещение – гараж.

Судом принят во внимание ответ, предоставленный ПАО Сбербанк, согласно которому между банком и муниципальным предприятием <адрес> компания «Дирекция муниципального заказа» действует договор об оказании услуг по переводу денежных средств физических лиц, в рамках которого банк принимает и перечисляет платежи от физических лиц в пользу поставщика услуг ЖКУ. Договором предусмотрен прием платежей с обязательным вводом идентификатора плательщика – лицевого счета, вне зависимости от канала оплаты (структурное подразделение Банка, банкоматы и терминалы, система «Сбербанк-Онлайн», автоплатеж. ДД.ММ.ГГГГ по обращению клиента был снят на заведение аналогов услуги, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ появилась возможность оплачивать жилищно-коммунальные услуги по свободным реквизитам в кассах Банка или системе «Сбербанк Онлайн»

Однако как следует из содержания предоставленного ответа, и договора об оказании услуг по переводу денежных средств физических лиц в валюте Российской Федерации и информационно-технологическом взаимодействии по операциям перевода денежных средств физических лиц от 29.06.2020г. речь идет о приме платежей по оплате услуг ЖКХ, с обязательным указанием в качестве реквизитов - лицевого счета в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг от ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии со ст. 37 Закон РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 2300-1 "О защите прав потребителей" потребитель обязан оплатить оказанные ему услуги в порядке и в сроки, которые установлены договором с исполнителем. Оплата оказанных услуг (выполненных работ) производится посредством наличных или безналичных расчетов в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно ст. 861 ГК РФ расчеты с участием граждан, не связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности, могут производиться наличными деньгами, без ограничения суммы или в безналичном порядке.

В силу ст. 16.1 Закон РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 2300-1 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О защите прав потребителей" продавец (исполнитель, владелец агрегатора в случае использования в своей деятельности наличных расчетов с потребителем) обязан обеспечить возможность оплаты товаров (работ, услуг) путем использования национальных платежных инструментов, а также наличных расчетов по выбору потребителя.

В судебном заседании была допрошена заместитель главного бухгалтера муниципального предприятия <адрес> компания «Дирекция муниципального заказа» ФИО11, которая пояснила, что через «Сбербанк Онлайн» вообще не было проблем в оплате потребленной электроэнергии. Если вводить реквизиты вручную, то программа не отсылает плательщика к лицевому счету. При введении ИНН организации (если найти поставщика), выходит одна организация – это те платежи которые принимает организация как за коммунальные услуги, а если через реквизиты вручную, то показывает две организации – ДМЗ и прочие, т.е. через прочие заходишь и оплачиваешь, никакой лицевой счет не нужен. Ею со своего личного телефона были разосланы сообщения всем, у кого имеется задолженность, и в ответ потребители направляли свои вопросы, если имеются, в том числе как оплатить. После того как потребитель ФИО6 обратился к ней, что не может произвести платеж, она обратилась к сотруднику банка, проверить почему не проходит платеж, они что то обновили и на следующий день его можно было провести, по какой причине не принимали платеж в Сбербанке не объяснили. Это было в феврале 2021 года, ранее к ней ФИО6 не обращался. Кроме того, имеются потребители, которые оплачивали потребленную электроэнергию безналичным платежом, это в основном те, кто не находился в городе или работают в аэропорту. Сбербанк берет комиссию за перевод денежных средств, всегда есть возможность оплатить через кассу.

Согласно направленному МП Управляющая компания «Дирекция муниципального заказа» в адрес ФИО6 ответа на его запрос от ДД.ММ.ГГГГ сообщается следующее: лицевые счета используются организацией для оплаты коммунальных услуг гражданам по жилым помещениям, по нежилым помещениям организация предъявляет гражданам УПД (счет-фактуры) согласно договора; оплата за коммунальные услуги по нежилым помещениям (хозпостройкам) с использованием УПД (счет-фактур) возможна через кассу предприятия, Сбербанк-Онлайн или банкомат через операцию «перевести организации – оплата по банковским реквизитам» и лицевой счет по такому виду операций не предусмотрен. Банковский реквизиты указаны в счете, приложенное к УПД (счет-фактуре).

Кроме того суду представлены платежные поручения, подтверждающие внесение иными потребителями платежей, через ПАО Сбербанк за электроэнергию по гаражу: платежное поручение от ДД.ММ.ГГГГ (ФИО1, электроэнергия гараж октябрь); от ДД.ММ.ГГГГФИО2 (257/ЭГ от ДД.ММ.ГГГГ), от ДД.ММ.ГГГГФИО3 405/ЭГ от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО4, электроэнергия (гараж) октябрь 2020, от ДД.ММ.ГГГГФИО5, электроэнергия (гараж) март и др.

В соответствии со ст. 10 ГК РФ злоупотребление правом не допускается. Однако в данном случае истец (ответчик) ссылаясь на нормы права, которые по его мнению не позволяют ему исполнить обязанность по оплате услуг электроснабжения, имея фактическую возможность исполнить свое обязательство (оплатить денежные средства в кассу, через Сбербанк Онлайн») уклонился от выполнения своих гражданско-правовых обязанностей.

Из представленного муниципальным предприятием <адрес> компания «Дирекция муниципального заказа» расчета видно, что общая сумма задолженности ФИО6 по оплате электроэнергии за период с июня 2020 года по ДД.ММ.ГГГГ составляет

Расчет задолженности произведен в соответствии с приказом -п от ДД.ММ.ГГГГ Министерства тарифной политики <адрес>, ценами (тарифами) на электрическую энергию муниципального предприятия <адрес> компания «Дирекция муниципального заказа» для населения и приравненных к нему категорий потребителей.

Размер задолженности по оплате электроэнергии в сумме подтверждается представленными суду счет – фактурами.

Расчет задолженности истцом (ответчиком) не оспорен.

При изложенных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что исковые требования муниципальным предприятием <адрес> компания «Дирекция муниципального заказа» о взыскании с ФИО6 указанной задолженности являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Пунктом 2 ст. 37 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" предусмотрена ответственность потребителей электроэнергии, которая различается в зависимости от вида деятельности потребителя.

По общему правилу, для всех потребителей размер неустойки составляет одну стотридцатую ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации (абзац восьмой пункта 2 статьи 37).

Согласно п. 5.4 договора электроснабжения -ЭГ в случае несвоевременной оплаты электроэнергии «потребителем» «энергоснабжающая организация» вправе потребовать уплаты пени в размере одной трехсотой ключевой ставки Центрального Банка России за каждый день просрочки от суммы задолженности до полного ее погашения. В целях налогообложения, право на получение пени возникает у «энергоснабжающей организации», после признания «потребителем» выставленной претензии и счета на уплату пени, либо после вступления в силу решения суда о взыскании суммы пени. Срок ответа на претензию составляет 10 рабочих дней с даты ее получения.

ДД.ММ.ГГГГ в адрес истца (ответчика) было направлена претензия, в которой отражена сумма имеющейся задолженности по договору, сумма пени, общий размер задолженности с учетом стоимости отключения от электроснабжения, с предложением в 5 – дневный срок (с момента получения данной претензии) оплатить образовавшуюся задолженность, а также с предложением в течение 10 дней рассмотреть и направить ответ на претензию.

Поскольку ФИО6 имеющуюся задолженность за потребленную электроэнергию своевременно не погасил, учитывая соблюдение досудебного порядка урегулирования спора, то по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ с него в пользу муниципальным предприятием <адрес> компания «Дирекция муниципального заказа» подлежит взысканию сумма пени в размере

Разрешая требования истца (ответчика) о нарушении порядка введения ограничения потребления электрической энергии, а также требования ответчика (истца) в части взыскания расходов на ограничение режима потребления электроэнергии суд руководствуется следующим.

Согласно п.1 ст.307 ГК РФ кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности.

Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ утверждены Правила полного и (или) частичного ограничения режима потребления электроэнергии.

В соответствии с абз.3 пп. «б» п.2 указанных Правил, ограничение режима потребления электрической энергии вводится при нарушении потребителем своих обязательств, выразившемся в неисполнение или ненадлежащее исполнение потребителем обязательств по оплате услуг по передаче электрической энергии, если это привело к образованию задолженности потребителя перед сетевой организацией по основному обязательству, возникшему из договора об оказании услуг по передаче электрической энергии, в том числе обязательству по предварительной оплате таких услуг.

Согласно п.4 названных Правил, ограничение режима потребления в связи с наступлением обстоятельств, указанных в абзацах третьем, четвертом и пятом подпункта "б" и подпункте "в" пункта 2 настоящих Правил вводится по инициативе сетевой организации, оказывающей потребителю услуги по передаче электрической энергии в точке, точках поставки, сформированных в отношении энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики, в отношении которых требуется введение ограничения режима потребления.

В соответствии с п. 6 Правил в связи с наступлением обстоятельств, указанных в подпункте "б" пункта 2 настоящих Правил, полное ограничение режима потребления вводится в отношении энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики, в отношении которых заключен соответствующий договор, по всем точкам поставки, указанным в этом договоре.

В отношении энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики потребителя, не имеющего в отношении этих устройств и (или) объектов акта согласования технологической и (или) аварийной брони и не относящегося к потребителям, ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, вводится полное ограничение режима потребления не ранее чем по истечении 10 дней после дня уведомления указанного потребителя о введении полного ограничения режима потребления.

В соответствии со ст. 8 Правил уведомление потребителя о введении ограничения режима потребления осуществляется способом, определенным договором энергоснабжения.

Потребитель уведомляется о введении ограничения режима потребления однократно.

Согласно п. 8(1) уведомление о введении ограничения режима потребления, направляемое потребителю, не отнесенному к потребителям, ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, должно содержать следующую информацию: наименование потребителя; описание точки поставки, сформированной в отношении энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики, в отношении которых вводится ограничение режима потребления, либо перечень точек поставки, если указанных точек 2 и более; основание введения ограничения режима потребления; размер задолженности по оплате электрической энергии (мощности) и (или) услуг по передаче электрической энергии, услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, и требование о ее погашении; дата введения частичного ограничения режима потребления до уровня технологической брони - если у потребителя имеется акт согласования технологической и (или) аварийной брони с указанным в нем уровнем технологической брони; уровень технологической брони потребителя - если у потребителя имеется акт согласования технологической и (или) аварийной брони с указанным в нем уровнем технологической брони; дата введения полного ограничения режима потребления; уровень, до которого исполнитель (субисполнитель) обязан ввести ограничение режима потребления, - если введение полного ограничения режима потребления в отношении его энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики может привести к ограничению или прекращению подачи электрической энергии иным потребителям; требование к потребителю о самостоятельном ограничении режима потребления независимо от действий исполнителя (субисполнителя), а также указание на последствия невыполнения указанного требования.

Как установлено договором электроснабжения п. 2.2.3 при неоплате электроснабжения за два расчетных периода «Энергоснабжающая организация» оставляет за собой право на прекращение электроснабжения «Потребителя» по истечение десяти календарных дней с момента письменного уведомления. Возобновление электроснабжения производится в порядке очередности после погашения «Потребителем» суммы задолженности, с оплатой дополнительного счета «Энергоснабжающей организации» за проводимые работы по подключению и отключению эксплуатируемых «потребителем» электрических сетей, согласно расценок «Энергоснабжающей организации». Ответственность за ущерб и все другие последствия, которые могут быть связаны с прекращением электроснабжения по настоящему договору, возлагаются на «Потребителя».

В соответствии с указанными Правилами и условиями заключенного между сторонами договора, МП Управляющая компания «Дирекция муниципального заказа» направило ДД.ММ.ГГГГ исх в адрес ФИО6 заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении было направлено уведомление о планируемом введении ограничения режима потребления электроэнергии с указанием на наличие задолженности по оплате электроэнергии и датой полного введения ограничения режима потребления электроэнергии (по истечение десяти календарных дней, с момента получения данного уведомления, в случае неоплаты задолженности), которое было получено адресатом лично, о чем свидетельствует почтовое уведомление о его вручении. ФИО6 не оспаривал факт получения им указанного документа и его неисполнение.

Ввиду того, что в указанные сроки задолженность ФИО6 перед МП Управляющая компания «Дирекция муниципального заказа» не погасил, ДД.ММ.ГГГГ абонент отключен от электроэнергии, выключен автоматический выключатель ВА – 630А на отходящую линию 0,4 кВ (гараж) (акт от ДД.ММ.ГГГГ).

Согласно приказу от ДД.ММ.ГГГГ МП Управляющая компания «Дирекция муниципального заказа» стоимость услуг по отключению от электроснабжения отдельно стоящих гаражей и хозяйственных построек (погреба, сараи), принадлежащие гражданам составляет

В соответствии с п. 20 Правил полного и (или) частичного ограничения режима потребления электроэнергии, утв. Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, МП Управляющая компания «Дирекция муниципального заказа» вправе потребовать компенсации расходов, понесенных в связи с введением ограничения режима потребления электроэнергии.

Установленные судом обстоятельства позволяют сделать вывод о том, что МП Управляющая компания «Дирекция муниципального заказа» нарушений режима ограничения потребления электроэнергии, введенного 22 декабря 2020 года на объекте, подлежащему обслуживанию по Договору энергоснабжения № 242/ЭГ, принадлежащем ФИО6 не имеется.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что исковые требования МП Управляющая компания «Дирекция муниципального заказа» в части взыскания расходов по отключению электроэнергии также являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Вместе с тем, судом не установлено обстоятельств с достоверностью подтверждающих нарушение прав истца (ответчика) ФИО6, как потребителя, в связи с отсутствием лицевого счета для оплаты потребленной электроэнергии и поскольку действия МП Управляющая компания «Дирекция муниципального заказа» по отключению электропринимающих устройств ФИО6 от электроэнергии по изложенным выше основаниям признаны законными, в удовлетворении исковых требований ФИО6 суд считает необходимым отказать, а встречные исковые требования МП Управляющая компания «Дирекция муниципального заказа» к ФИО6 удовлетворить в полном объеме.

Поскольку в судебном заседании не установлено нарушение прав истца (ответчика) при исполнении договора электроснабжения, а установлено злоупотребление своими правами, пренебрежение информацией указанной в уведомлении о прекращении подачи электроэнергии и не принятие мер к сбережении своего имущества, суд приходит к выводу, что требования истца (ответчика) о взыскании ущерба и компенсации морального вреда удовлетворению также не подлежат.

Разрешая требования в части взыскания судебных расходов, суд руководствуется следующим.

На основании ст.88 ГПК РФ к судебным расходам относятся издержки связанные с рассмотрением дела.

В соответствии с ч.1 ст. 98 ГПК РФ предусматривающей, что стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

В исковом заявлении МП Управляющая компания «Дирекция муниципального заказа» просит взыскать с ФИО6 расходы, связанные с уплатой государственной пошлины в размере 1 783 рубля, которые подтверждаются представленными в материалы дела чек-ордером от ДД.ММ.ГГГГ.

Поскольку исковые требования МП Управляющая компания «Дирекция муниципального заказа» удовлетворены в полном объеме, понесенные обществом судебные расходы, связанные с уплатой государственной пошлины также подлежат взысканию с истца (ответчика) ФИО6

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований ФИО6 к муниципальному предприятию <адрес> компания «Дирекция муниципального заказа» о защите прав потребителей отказать.

Исковые требования муниципального предприятия <адрес>, Управляющая компания «Дирекция муниципального заказа» к ФИО6 о взыскании задолженности, пени по договору электроснабжения – удовлетворить.

Взыскать с ФИО6 в пользу муниципального предприятия <адрес>, Управляющая компания «Дирекция муниципального заказа» задолженность по договору /ЭГ от ДД.ММ.ГГГГ в размере расходы, связанные с отключением от электроэнергии в размере , расходы по оплате государственной пошлины в размере .

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд в течение 01 (одного) месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Судья Е.И. Карпова

Мотивированный текст решения составлен 20 августа 2021 года