ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 240028-01-2021-002560-18 от 12.01.2022 Советского районного суда г. Красноярска (Красноярский край)

Дело № 12-65/2022 (№24RS0028-01-2021-002560-18)

РЕШЕНИЕ

12 января 2022 г. г. Красноярск

Судья Советского районного суда г. Красноярска Алексеева А.В., рассмотрев в судебном заседании материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, по жалобе начальника ФГКУ «Сибирский региональный поисково-спасательный отряд МЧС России» ФИО1 на постановление заместителя начальника отдела по надзору за соблюдением законодательства о труде по 1 группе отраслей государственной инспекции труда в Красноярском крае №24/7-2128-21-И/422/7 от ДД.ММ.ГГГГ,

установил:

ФГКУ «Сибирский региональный поисково-спасательный отряд МЧС России» (далее ФГКУ «СРПСО МЧС России») признано виновным в нарушении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права; подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 30 000 руб.

Согласно постановлению, ФГКУ «СРПСО МЧС России» допустило нарушение трудового законодательства, а именно:

- в нарушение требований п. 9 ч. 2 ст. 22 Трудового кодекса РФ, ФГКУ «СРПСО МЧС России» не ознакомило работника ФИО4 с коллективным договором учреждения от 09.02.2017 г., правилами внутреннего трудового распорядка, утвержденными начальником ФГКУ «СРПСО МЧС России» ДД.ММ.ГГГГ, приказами ФГКУ «СРПСО МЧС России» от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ;

- в правилах внутреннего трудового распорядка, утвержденных начальником ФГКУ «СРПСО МЧС России» 04.02.2019 г., установлено время для составления и утверждения графика работы с нарушением сроков, установленных ст. 103 Трудового кодекса РФ;

- ФГКУ «СРПСО МЧС России» утверждает и знакомит работников с графиками работы с нарушением сроков, установленных ч. 4 ст. 103 Трудового кодекса РФ.

В жалобе, поданной в суд, ФИО1, просит постановление отменить, ссылаясь на то, что принимаемые локальные нормативные акты ФГКУ «СРПСО МЧС России» находятся в свободном доступе и доступны для ознакомления для всех сотрудников учреждения; в учреждении действует скользящий график работы, в связи с чем на него не распространяются положения ст. 103 Трудового кодекса РФ о доведении графика до сведения работников не позднее чем за один месяц до введения графика в действие. Также ссылается на устранения выявленных нарушений до составления протокола об административном правонарушении и на их малозначительность.

Проверив материалы дела, заслушав защитника ФИО2, поддержавшую жалобу, прихожу к следующим выводам.

Частью 1 ст. 5.27 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, если иное не предусмотрено частями 2 и 3 настоящей статьи и статьей 5.27.1 КоАП РФ.

Исходя из положений ч. 2 ст. 22 Трудового кодекса РФ, работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров.

Согласно п. 9 ч. 2 ст. 22 Трудового кодекса РФ работодатель обязан знакомить работников под роспись с принимаемыми локальными нормативными актами, непосредственно связанными с их трудовой деятельностью.

В соответствии со ст. 103 Трудового кодекса РФ, графики сменности доводятся до сведения работников не позднее чем за один месяц до введения их в действие.

ДД.ММ.ГГГГ государственной инспекцией труда в Красноярском крае на основании распоряжения руководителя инспекции от 22.03.2021 г. проведена внеплановая документарная проверка соблюдения трудового законодательства и иных нормативно-правовых актов, содержащих нормы трудового права, в отношении ФГКУ «СРПСО МЧС России».

Актом проверки установлено, что в соответствии с трудовым договором от ДД.ММ.ГГГГ, приказом о приеме на работу -ЛС от ДД.ММ.ГГГГФИО3 принят в ФГКУ «СРПСО МЧС России» в спасательную службу на должность спасателя. Трудовой договор с ФИО3 заключен на неопределенный срок.

При приеме на работу ФИО3 был ознакомлен с коллективным договором и правилами внутреннего трудового распорядка, положением о защите персональных данных.

Правилами внутреннего трудового распорядка, утвержденными начальником ФГКУ «СРПСО МЧС России» ДД.ММ.ГГГГ, которые являются приложением №1 к коллективному договору, приложениями №№1, 2 к приказам ФГКУ «СРПСО МЧС России» №1 от ДД.ММ.ГГГГ и №470 от ДД.ММ.ГГГГ «Об организации служебной деятельности в ФГКУ «СРПСО МЧС России» на 2021 год» утвержден распорядок работы работников учреждения.

Вместе с тем, в нарушение требований п. 9 ч. 2 ст. 22 Трудового кодекса РФ, работник ФИО3 не был ознакомлен под роспись с принятыми после его приема на работу локальными нормативными актами, которые непосредственно связанны с его трудовой деятельностью, поскольку они определяют время начала и окончания работы.

Кроме того, согласно ч. 4 раздела 4 правил внутреннего трудового распорядка, утвержденных начальником ФГКУ «СРПСО МЧС России» ДД.ММ.ГГГГ, графики работы составляются руководителем структурного подразделения ежемесячно и утверждаются руководителем организации не позднее 25 числа предшествующего месяца и доводятся до каждого работника под роспись.

Проверка графиков рабочего времени ФИО3 за период с августа 2020 г. по март 2021 г. показала, что график работы на август 2020 г. был утвержден 28.07.2020 г., на сентябрь 2020 г. - 28.08.2020 г., на октябрь 2020 г. - 28.09.2020 г., на ноябрь 2020 г. - 29.10.2020 г., на декабрь 2020 г. - 28.11.2020 г., на январь 2021 г. - 28.12.2020 г., на февраль 2021 г. - 28.01.2021 г., на март 2021 г. - 26.02.2021 г. С графиками работы ФИО3 был ознакомлен под роспись.

Вместе с тем, срок для составления и утверждения графика работы, установленный в правилах внутреннего трудового распорядка, утвержденных начальником ФГКУ «СРПСО МЧС России» 04.02.2019 г., а также фактическое время утверждения данных графиков и ознакомление с ними работника ФИО3, не соответствует срокам, установленным ст. 103 Трудового кодекса РФ, согласно которым графики сменности доводятся до сведения работников не позднее чем за один месяц до введения их в действие.

Выявленные нарушения послужили основанием для привлечения ФГКУ «СРПСО МЧС России» к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ.

Не согласиться с таким выводом должностного лица административного органа оснований не имеется, поскольку событие правонарушения и вина ФГКУ «СРПСО МЧС России» в его совершении подтверждена совокупностью собранных по делу доказательств, приведенных в постановлении.

Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Доказательств принятия таких мер ФГКУ «СРПСО МЧС России» не представило.

То обстоятельство, что принимаемые локальные нормативные акты ФГКУ «СРПСО МЧС России» находятся в свободном доступе и доступны для ознакомления для всех сотрудников учреждения, не освобождает работодателя от установленной законом обязанности ознакомить с ними работников под роспись.

Согласно ст. 102 Трудового кодекса РФ гибкий режим рабочего времени предполагает, что общая продолжительность рабочего дня, а также конкретное время его начала и окончания устанавливаются по соглашению, заключаемому между работодателем и работником.

В соответствие со ст. 103 Трудового кодекса РФ сменная работа - это работа в две, три или четыре смены. При сменном графике начало, конец смены и продолжительность самого выхода на работу регламентированы.

Как следует из представленных в деле документов: трудового договора, заключенного с работником ФИО3, распорядков работы работников и дежурной смены спасателей ФГКУ «СРПСО МЧС России», правил внутреннего распорядка, а также графиков работы за август 2020 г. – март 2021 г., работникам организации установлена продолжительность рабочего дня, время начала и окончания рабочего дня, количество рабочих дней в неделю.

Таким образом, вопреки доводам жалобы, график работы спасателя ФИО3 является сменным и определяется правилами внутреннего распорядка, в связи с чем на него распространяются требования ст. 103 Трудового кодекса РФ в части сроков утверждения такого графика и доведения его до сведения работников.

Доводы жалобы о малозначительности допущенного правонарушения были предметов рассмотрения должностного лица, вынесшего постановление, и обосновано отклонены.

Существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в данном случае не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в ненадлежащем отношении юридического лица к исполнению публично-правовых обязанностей, игнорировании требований законодательства в области охраны труда.

Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.

Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.

Указание во водной части оспариваемого постановления на ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ является технической ошибкой и не может быть квалифицировано как существенное процессуальное нарушение, влекущее отмену постановления.

Между тем, с учетом обстоятельств настоящего дела, доводы жалобы ФИО1 в части назначенного административного наказания полагаю заслуживающими внимания.

Санкция ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ предусматривает предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от 30 000 руб. до 50 000 руб.

При рассмотрении данного дела установлено, что выявленные нарушения трудового законодательства устранены, работник ФИО3 ознакомлен с локальными правовым актами, принятыми в учреждении, порядок утверждения графиков работы и ознакомления с ними, установленный в ФГКУ «СРПСО МЧС России», приведен в соответствие с требования ст. 103 Трудового кодекса РФ.

При отсутствии отягчающих обстоятельств, с учетом имущественного положения юридического лица, являющегося казенным учреждением, финансируемым за счет средств федерального бюджета, считаю, что имеются основания для изменения назначенного ФГКУ «СРПСО МЧС России» административного наказания в виде административного штрафа на предупреждение.

Руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, судья

решил:

Жалобу начальника ФГКУ «Сибирский региональный поисково-спасательный отряд МЧС России» ФИО1 удовлетворить частично.

Постановление заместителя начальника отдела по надзору за соблюдением законодательства о труде по 1 группе отраслей государственной инспекции труда в Красноярском крае от 18.05.2021 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, в отношении ФГКУ «Сибирский региональный поисково-спасательный отряд МЧС России» изменить: назначенное ФГКУ «Сибирский региональный поисково-спасательный отряд МЧС России» административное наказание в виде штрафа заменить на предупреждение.

В остальной части постановление оставить без изменения.

Решение и постановление могут быть обжалованы в Красноярский краевой суд в течение 10 суток со дня получения копии через Советский районный суд г. Красноярска.

Судья А.В. Алексеева