ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 240040-01-2021-003182-38 от 25.08.2021 Норильского городского суда (Красноярский край)

Дело №2а-2551/2021 УИД № 24RS0040-01-2021-003182-38

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Норильск Красноярского края 25 августа 2021 года

Норильский городской суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Пархоменко А.И.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Сапуновой А.В.,

с участием помощника прокурора г. Норильска Образцовой А.Н.,

представителя административного ответчика Селезневой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора г. Норильска Красноярского края в интересах неопределенного круга лиц к Администрации г. Норильска о признании незаконным бездействия и возложении обязанности,

установил:

Прокурор г. Норильска обратился в суд с административным исковым заявлением к Администрации г. Норильска, указав в обоснование требований, что прокуратурой г. Норильска по указанию прокуратуры Красноярского края проведена проверка исполнения законодательства при признании жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 №47 утверждено «Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом». Положение устанавливает требования к жилому помещению, порядок признания жилого помещения пригодным для проживания и основания, по которым жилое помещение признается непригодным для проживания, и в частности многоквартирный дом признается аварийным и подлежащим сносу, или реконструкции, а также порядок признания садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом. Пунктом 7 Положения определено, что оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, и проводятся на предмет соответствия указанных помещений и дома установленным в Положении требованиям. Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений жилищного фонда РФ, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, муниципального жилищного фонда и частного фонда, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 7(1) настоящего Положения. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления. Проверкой установлено, что распоряжением администрации г. Норильска от 19.04.2010 №1220 на территории МО г. Норильск создана межведомственная комиссия по вопросам признания помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержден ее представительский состав. Однако Положение о данной комиссии отсутствует, порядок работы комиссии, а именно ее полномочия и обязанности, порядок подготовки к заседанию, порядок принятия решений комиссией, лица ответственные за направление запросов и иной документации, составления актов и решений комиссии не определены. На основании принятых комиссией решений, составленных заключений и актов проводятся обследования жилых помещений и многоквартирных домов, которые являются основаниями для принятия администрацией г. Норильска решений о признании помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. Пунктом 7 Положения предусмотрено, что собственник жилого помещения (уполномоченное им лицо) привлекается к работе в комиссии с правом совещательного голоса и подлежит уведомлению о времени и месте заседания комиссии в порядке, установленном органом исполнительной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления, создавшими комиссию. Порядок участия в работе комиссии собственника жилого помещения, получившего повреждения в результате чрезвычайной ситуации, устанавливается органом исполнительной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления, создавшими комиссию. Вышеуказанные вопросы должны быть регламентированы в положении о межведомственной комиссии. Бездействие администрации города Норильска, по мнению прокурора г. Норильска, приводит к нарушению прав граждан собственников жилых помещений, изъявивших желание подать заявление в комиссию, поскольку порядок работы комиссии не урегулирован, ответственные лица за прием заявлений, дачу ответов, направления уведомления о заседаниях комиссии, составления заключений и актов по результатам обследований жилых помещений не определены. Согласно подпункту «ж» пункта 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 26.02.2010 №96, отсутствие или неполнота административных процедур – отсутствие порядка совершения органом местного самоуправления (их должностными лицами) определенных действий либо одного из элементов такого порядка является коррупциогенным фактором. Прокуратурой г. Норильска направлен в администрацию г. Норильска модельный правовой акт об утверждении положения о межведомственной комиссии, с которым администрация не согласилась. Прокурор г. Норильска просит суд признать незаконным бездействие администрации города Норильска, выразившееся в не утверждении положения о созданной межведомственной комиссии, возложить на административного ответчика обязанность в течение трех месяцев со дня вступления в законную силу решения суда разработать и утвердить положение о межведомственной комиссии по вопросам признания помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

В судебном заседании помощник прокурора г. Норильска Образцова А.В. просила удовлетворить административный иск по указанным выше основаниям.

В судебном заседании представитель административного ответчика Селезнева Е.А., действующая на основании доверенности от 04.12.2020 №10-113, административные исковые требования не признала по доводам, изложенным в письменных возражениях. В письменных возражениях указала, что

Оценив доводы сторон, исследовав доказательства в письменной форме, суд приходит к следующему.

В силу ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Согласно части 1 статьи 1 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее также - ЖК РФ) жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав, а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты.

Согласно ч. 4 ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

В силу п. 4 ч. 1 ст. 6 Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны исполнять иные обязанности в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона, административных регламентов и иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг.

В соответствии с п. 2 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010 №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» муниципальная услуга, предоставляемая органом местного самоуправления (далее - муниципальная услуга), - деятельность по реализации функций органа местного самоуправления (далее - орган, предоставляющий муниципальные услуги), которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и уставами муниципальных образований.

Частью 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Во исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации принято Постановление от 28 января 2006 г. N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" (далее также -Положение).

В соответствии с пунктом 7 названного Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой.

В силу абз. 3 статьи 7 вышеназванного Положения именно орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, муниципального жилищного фонда и частного жилищного фонда, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 7 (1) настоящего Положения; в состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления; председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления.

По делу установлено, что административным ответчиком в соответствии с требованиями абз. 3 п. 7 Положения на основании распоряжения от 19.04.2010 №1220 создана в качестве постоянно действующего органа - межведомственная комиссия по вопросам признания помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержден ее представительский состав.

Постановлением Администрации г. Норильска от 13.09.2013 №409 утвержден административный регламент предоставления муниципальной услуги по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания. Данным административным регламентом установлен стандарт предоставления муниципальной услуги, состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур, требования к порядку их выполнения, формы контроля за исполнением административного регламента порядок обжалования действий.

Как следует из постановления Администрации г. Норильска от 23.08.2004 №1534 «Об утверждении Регламента Администрации г. Норильска», пунктами 6.1-6.9 установлен порядок организации работы коллегиальных органов администрации. В силу п. 6.3 регламента установлено, что деятельность коллегиального органа администрации, его задачи, цели и полномочия должны быть регламентированы Положением о данном органе, утверждаемым распоряжением должностного лица, создавшего определенный коллегиальный орган. Кроме того, названным Положением должны быть предусмотрены: порядок и организация работы созданного коллегиального органа (место и периодичность заседаний, срок действия, ведение протокола, порядок и форма принятия решений и т.п.).

Как установлено судом Положение о межведомственной комиссия по вопросам признания помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции Администрацией города Норильска не разработано и не утверждено.

Порядок работы комиссии, а именно ее полномочия и обязанности, порядок подготовки к заседанию, порядок принятия решений комиссией, лица ответственные за направление запросов и иной документации, составления актов и решений комиссии не определены. Не определен порядок уведомления о предстоящем заседании, в том числе собственника жилого помещения, а также приглашенных лиц, не определены лица, отвечающие да организацию деятельности коллегиального органа и делопроизводство.

На основании принятых комиссией решений, составленных заключений и актов проводятся обследования жилых помещений и многоквартирных домов, которые являются основаниями для принятия администрацией г. Норильска решений о признании помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Также, пунктом 7 Положения предусмотрено, что собственник жилого помещения (уполномоченное им лицо) привлекается к работе в комиссии с правом совещательного голоса и подлежит уведомлению о времени и месте заседания комиссии в порядке, установленном органом исполнительной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления, создавшими комиссию. Порядок участия в работе комиссии собственника жилого помещения, получившего повреждения в результате чрезвычайной ситуации, устанавливается органом исполнительной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления, создавшими комиссию.

При указанных условиях, заинтересованное лицо, обращающееся с соответствующим заявлением в межведомственную комиссию, находится в правовой неопределённости по вышеперечисленным вопросам деятельности коллегиального органа Администрации г. Норильска.

Суд находит несостоятельными доводы представителя административного ответчика о том, что соответствующие вопросы освещены в иных нормативных актах Администрации города Норильска, в том числе в вышеприведенном административных регламенте, утвержденном постановлением Администрации г. Норильска от 23.08.2004 №1534 «Об утверждении Регламента Администрации г. Норильска, в должностной инструкции главного специалиста отдела муниципального жилищного контроля Управления городского хозяйства Администрации г. Норильска, поскольку Административный регламент устанавливает требования к деятельности всех коллегиальных органов, созданных в целях организации предоставления государственных и муниципальных услуг, его положения носят общий характер, а должностная инструкция относится к документам ограниченного служебного пользования.

Несмотря на то, что Положение не содержит указания на принятие органом местного самоуправления нормативного правового акта, регламентирующего деятельность межведомственной комиссии, в то же время в соответствии с п.9 ч.1 ст.17 Федерального закона №131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления обладают иными полномочиями в соответствии с указанным ФЗ, уставами МО.

Неполнота административных процедур согласно подпункту "ж" п. 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 N 96, отнесена к числу коррупциогенных факторов.

Таким образом, суд приходит к выводу, что бездействие Администрации г. Норильска нарушает права неопрделенного круга лиц, - собственников жилых помещений, - изъявивших желание подать заявление в комиссию, ввиду чего административные исковые требования прокурора г. Норильска подлежат удовлетворению.

В силу ч.2 ст.227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: 1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Учитывая, что судом признано незаконным бездействие Администрации города Норильска, суд считает необходимым возложить на Администрацию г. Норильска обязанность в течение трех месяцев с даты вступления решения суда в законную силу разработать и утвердить положение о межведомственной комиссии по вопросам признания помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Рассматривая доводы административного ответчика о пропуске административным истцом срока для обращения с административным исковым заявлением в суд, который, по мнению административного ответчика, подлежит исчислению с 12.04.2019, суд находит их не состоятельными, поскольку бездействие административного ответчика носит длящийся характер (по настоящее время), при этом прокурор г. Норильска обратился с иском в суд в интересах неопределенного круга лиц, чьи права могут быть нарушены в последующем при возникновении соответствующих правоотношений.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ,

решил:

административное исковое заявление прокурора г. Норильска Красноярского края в интересах неопределенного круга лиц к Администрации г. Норильска удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Администрации г. Норильска, выразившееся в не утверждении положения о межведомственной комиссии по вопросам признания помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Возложить на Администрацию г. Норильска обязанность разработать и утвердить положения о межведомственной комиссии по вопросам признания помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции – в течение трех месяцев с даты вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Норильский городской суд Красноярского края в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий: А.И. Пархоменко

Решение в окончательной форме принято судом 01 ноября 2021 года.