ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 240046-01-2020-005487-64 от 10.08.2021 Свердловского районного суда г. Красноярска (Красноярский край)

Дело № 2-1399/2021

УИД №24RS0046-01-2020-005487-64

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

10 августа 2021 года г. Красноярск

Свердловский районный суд г. Красноярска в составе:

председательствующего судьи Солодовниковой Ю.В.

с участием истца Рудковской Л.А.

при ведении протокола судебного заседания секретарем Головиной К.О.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Рудковской ФИО6 к ООО «Северный ветер» о расторжении договора, взыскании денежных средств, уплаченных за авиабилеты, компенсации морального вреда,

У С Т А Н О В И Л :

ФИО7. обратилась в суд с иском к ООО «Северный ветер» о возложении обязанности расторгнуть договор на перевозку авиапассажира и вернуть стоимость авиабилета в размере 29 000 руб., взыскании компенсации морального вреда 5000 руб.

Требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ сын истицы ФИО2 - ФИО3 получил сертификат победителя в Международный детский центр «Артек» с 08-ДД.ММ.ГГГГ по 28-ДД.ММ.ГГГГ<адрес> в ООО «Северный Ветер» приобретен электронный билет по маршруту: Красноярск-Симферополь рейс вылет ДД.ММ.ГГГГ и обратно Симферополь-Красноярск рейс вылет 29.08.2020г., стоимостью 29 000 руб. ДД.ММ.ГГГГ из детского центра «Артек» истцом получено информационное письмо о необходимости зарегистрироваться в автоматизированной информационной системе «Путёвка». Вместе с тем, Постановлением главного государственного врача РФ от 30.06.2020г. утверждены санитарно-эпидемиологические правила <данные изъяты>, согласно которых отдых детей и их оздоровление в организациях отдыха детей и их оздоровления должны быть организованны в пределах субъекта РФ по месту их фактического проживания на период до ДД.ММ.ГГГГДД.ММ.ГГГГ детский центр «Артек» сообщил истцу, что смены будут перенесены на следующий год. Воспользоваться приобретенными билетами у истца не было возможности, в связи с чем, 03.08.2020г. ФИО2 сдала авиабилеты, приобретенные 13.06.2020г. В адрес ООО «Северный Ветер» истцом направлена претензия по возврату денежных средств за авиабилеты, которая оставлена ответчиком без удовлетворения.

Истец ФИО2 будучи в судебном заседании на заявленных исковых требованиях настаивала в полном объеме, просила их удовлетворить. Дополнительно суду пояснила, когда приобретала авиабилеты понимала, что тариф невозвратный, не оспаривала, что приобретенный рейс был совершен ответчиком, вместе с тем, не предполагала вероятности ограничительных мер по заезду детей, в связи с чем, просит иск удовлетворить в полном объеме.

Представитель ответчика ООО «Северный Ветер» в судебное заседание не явился, будучи извещенный о времени, месте и дате судебного заседания, в поступившем отзыве просил в удовлетворении исковых требований отказать, ссылаясь на то, что электронные билеты за приобретены по тарифу «Эконом-Лайт», возврат согласно которому в случае не явки пассажира на рейс не производится. При добровольном возврате авиабилета с невозвратным тарифом стоимость билетов не возвращается пассажиру. При покупке авиабилета пассажир была ознакомлена с правилами тарифа по которому был приобретен авиабилет. Таким образом, отсутствуют основания для взыскания денежных средств с ООО «Северный Ветер», поскольку рейс был совершен и не отменен, обстоятельства на которые ссылается истец, не свидетельствуют о наличии оснований для возврата денежных средств по приобретенному авиабилету.

Выслушав истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 32 Закона РФ «О защите прав потребителей» потребитель вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работ (оказании услуг) в любое время при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов, связанных с исполнением обязательств по данному договору.

Согласно статье 786 ГК РФ, по договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу; пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа и за провоз багажа. Заключение договора перевозки /пассажира удостоверяется билетом, а сдача пассажиром багажа багажной квитанцией.

На основании п. 1 ст. 103 Воздушного кодекса РФ по договору воздушной перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира воздушного судна в пункт назначения с предоставлением ему места на воздушном судне, совершающем рейс, указанный в билете, а в случае воздушной перевозки пассажиром багажа также этот багаж доставить в пункт назначения и выдать пассажиру или управомоченному на получение багажа, лицу. Срок доставки пассажира и багажа определяется установленными перевозчиком правилами воздушных перевозок. Пассажир воздушного судна обязуется оплатить воздушную перевозку, а при наличии у него багажа сверх установленной перевозчиком нормы бесплатного провоза багажа и провоз этого багажа

В силу пункта 1 статьи 793 ГК РФ в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную настоящим Кодексом, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.

Согласно п. 1 ст. 116 Воздушного кодекса РФ перевозчик несет ответственность перед пассажиром воздушного судна и грузовладельцем в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, а также договором воздушной перевозки пассажира, договором воздушной перевозки груза или договором воздушной перевозки почты.

В соответствии п. 76 Общих правил воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требований к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей, утвержденных Приказом Минтранса России от 28.06.2007 № 82, перевозчик вправе ощенить, задержать рейс, указанный в билете, грузовой накладной, произвести замену типа воздушного судна, изменить маршрут перевозки, если этого требуют условия безопасности; полетов и/или авиационной безопасности, а также по требованию государственных органов в Соответствии с их компетенцией.

С 27.03.2020, согласно п. 1 Поручения Правительства РФ от 26.03.2020 "О решениях по итогам заседания президиума Координационного совета при Правительстве Российской Федерации по борьбе с распространением новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации 25 марта 2020 года" прекращено регулярное и чартерное авиасообщение, осуществляемое из российских аэропортов в аэропорты иностранных государств и в обратном направлении, за исключением полетов, связанных с вывозом российских граждан на территорию Российской Федерации из иностранных государств в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (в соответствии со списками граждан, сформированными МИД России), а также полетов, осуществляемых по отдельным решениям Правительства Российской Федерации.

В целях урегулирования ситуации, связанной с массовыми отказами пассажиров от перевозки, а также отменой рейсов в условиях пандемии новой коронавирусной инфекций (COVID-l 9), принят Федеральный закон от 08.06.2020 № 166-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях принятия неотложных мер, направленных на обеспечение устойчивого развития экономики и предотвращение последствий распространения новой коронавирусной инфекции", которым Воздушный кодекс дополнен ст. 107.2 предусматривающей, что при отмене перевозчиком рейса или отказе пассажира от перевозки при угрозе возникновения отдельных чрезвычайных ситуаций или введении режима повышенной готовности, повлекшим ограничение Международного и/или внутреннего воздушного сообщения, возврат провозной платы по договорам воздушной перевозки, осуществляется в порядке и сроки, установленные Правительством Российской Федерации.

Согласно ч. 3 ст. 24 Федерального закона от 08.06.2020 № 166-ФЗ, особенности исполнения и расторжения договоров перевозки пассажиров, предусмотренные статьей 107.2 Воздушного кодекса Российской Федерации, пунктом 3 статьи 185 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации, пунктом 8 статьи 95 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации и частями шестнадцатой и семнадцатой статьи 82 Федерального закона от 10 января 2003 года № 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", применяются к договорам перевозки пассажиров, подлежащим исполнению с 1 февраля 2020 года.

В силу ст. 428 ГК РФ, а так же спецификации авиаперевозок договор воздушной перевозки пассажира является договором присоединения. Заключая договор присоединения коим является договор воздушной перевозки пассажира, пассажир (покупатель) автоматически соглашается с условиями тарифа и правилами воздушных перевозок пассажиров и багажа ООО «Северный ветер» размещенными в общем доступе на официальном сайте авиакомпании https://nordwindairlines.ru/ru/ в разделе «Правовая информация», которые является неотъемлемой частью договора воздушной перевозки.

При покупке авиабилета пассажир был ознакомлен с правилами тарифа, по которому был приобретен авиабилет.

Согласно п. 7.1.9. Правил ООО «Северный Ветер» следует, что перевозка, выполняемая по договору воздушной перевозки пассажира ООО «Северный Ветер» и другие предоставляемые ООО «Северный Ветер» услуги подчиняются: условиям, изложенным в билете; применяемым тарифам; условиям Правил ООО «Северный Ветер»; законодательству Российской Федерации.

В соответствии с п 7.4.10 «Правил перевозки пассажиров и багажа ООО «Северный Ветер» в случае изменения пассажиром условий договора воздушной перевозки пассажира добровольное изменение пассажиром условий договора воздушной перевозки пассажира) до начала перевозки, провозная плата определяется на основании тарифов, действующих на дату начала новой воздушной перевозки. В случае добровольного изменения пассажиром условий договора воздушной перевозки после начала перевозки, при изменении провозной платы, перевозка осуществляется по тарифам, действовавшим на дату начала перевозки.

В силу п. 7.14.5 Правил отказ пассажира от перевозки в случаях, не предусмотренных вынужденным отказом пассажира от воздушной перевозки признается добровольным отказом от перевозки.

Абзацем 4 пункта 7.15.8 Правил определено, что пассажир, добровольно отказавшийся от перевозки, может получить обратно стоимость оплаченной ранее неиспользованной воздушной перевозки согласно Правилам применения тарифов ООО «Северный Ветер» в следующим порядке: если пассажиром заключен договор воздушной перевозки пассажира, предусматривающий условие о невозврате провозной платы при расторжении договора воздушной перевозки пассажира уплаченная за воздушную перевозку пассажира провозная плата не возвращается, за исключением неиспользованных сумм, взимаемых перевозчиком пользу иных организаций в соответствии с законодательством иностранных» государств, с территорий, на территории или через территории которых осуществляется воздушная перевозка пассажира.

Позиция определена законодателем и в п. 93.1,93.2 Приказа Минтранса России от 25.09.2008 N 155 «Об утверждении Правил формирования и применения тарифов на регулярные воздушные перевозки пассажиров и багажа, взимания сборов в области гражданской авиации», «..при прекращении действия договора воздушной перевозки пассажира в связи с добровольным отказом пассажира от перевозки и уведомлении пассажиром об этом перевозчика после окончания установленного в соответствии с пунктом 81 Общих правил воздушных перевозок времени регистрации пассажиров на указанный в билете рейс уплаченная за перевозку провозная плата пассажиру не возвращается ».

В случае прекращения действия договора воздушной перевозки, пассажира, предусматривающего условие о невозврате провозной платы при расторжении договора воздушной перевозки пассажира, в связи с добровольным отказом пассажира от всей перевозки или от части перевозки, и уведомления об этом перевозчика до окончания, установленного в соответствии с пунктом 81 Общих правил воздушных перевозок времени регистрации пассажиров на указанный в билете рейс, уплаченная за воздушную перевозку провозная плата пассажиру не возвращается.

Более того, указанную позицию императивно определил законодатель, согласно п.227-229 Приказа Минтранса России от 28.06.2007 N 82 "Об утверждении Федеральных авиационных правил "Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей".

Такую же позицию занимает и Министерство транспорта РФ согласно разъяснения, приведенного в соответствии с публикацией на сайте https://mintrans.ru по состоянию на 01.04.2020 разъясняя, что в соответствии со статьей 103 Воздушного кодекса РФ авиакомпания в рамках договора перевозки обязуется перевезти пассажира в пункт назначения с предоставлением ему места на воздушном судне, совершающем рейс, указанный в билете. Полный список оснований для расторжения договора перевозки перевозчиком в одностороннем порядке указан в статье 107 Воздушного Кодекса.

Перечень оснований для расторжения договора пассажиром не ограничен. Порядок возврата уплаченной пассажиром провозной платы зависит от тарифа перевозки - возвратный/невозвратный - и времени оповещения перевозчика о расторжении договора воздушной перевозки - до или после окончания регистрации на рейс, указанный в билете.

При этом в случае вынужденного отказа пассажира от воздушной перевозки ему возвращается уплаченная провозная плата. Таким вынужденным отказом могут стать предусмотренные федеральными авиационными правилами действия перевозчика, влекущие за собой неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору воздушной перевозки.

В частности, пунктом 227 Федеральных правил установлено, что вынужденным отказом пассажира от перевозки признается отказ в случае отмены или задержки рейса, указанного в билете. При этом перевозчик может признать отказ пассажира от перевозки вынужденным и в других случаях. Перевозчик вправе отменить рейс, указанный в билете, если этого требуют условия безопасности полетов или авиационной безопасности, а также по требованию государственных органов в соответствии с их компетенцией.

На основании решений заседания президиума Координационного совета при Правительстве РФ по борьбе с распространением новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации с 27 марта прекращено регулярное и чартерное авиасообщение, осуществляемое из российских аэропортов в аэропорты иностранных государств и в обратном направлении. Вместе с тем, меры, ограничивающие или приостанавливающие внутреннее воздушное сообщение, не принимались.

Как следует из материалов дела и установлено судом, истец ФИО2 является законным представителем своего несовершеннолетнего сына ФИО3ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д. 43).

ДД.ММ.ГГГГ на официальном сайте ФИО3 оформлено бронирование ND и выписан электронный билет по тарифу «ЭкономЛайт» по маршруту, Красноярск-Симферополь–Красноярск, стоимость билета составила 29032 руб. согласно электронной квитанции (л.д. 7).

Вместе с тем, согласно выписки по контракту лица ВТБ (ПАО) с лицевого счета, открытого на имя ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ было произведено списание денежных средств за авиа-перевозку в сумме 29480 руб. (л.д. 42).

Согласно представленной в материалы дела информации следует, что ДД.ММ.ГГГГ на маршруты перевозки Красноярск-Симферополь и Симферополь-Красноярск, продажа авиабилетов производилась по тарифной сетке «Эконом-Лайт» (л.д. 51).

Из материалов дела следует, что истцом ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ приобретенный авиабилет сдан по причине утверждённых санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/3598-20, согласно которых отдых детей и их оздоровление в организациях отдыха детей и их оздоровления должны быть организованны в пределах субъекта РФ по месту их фактического проживания на период до ДД.ММ.ГГГГ

ДД.ММ.ГГГГ согласно ответа от ДД.ММ.ГГГГ на обращение ФИО3 о возврате денежных средств, уплаченных за билеты следует, что ООО «Северный ветер» отказало в удовлетворении претензии, ссылаясь на то, что билет приобретен по тарифу «Лайт», при оформлении билеты пассажир согласился с условиями применения тарифа, выбранный пассажиром тариф не предусматривает добровольное изменение условий договора перевозки, а также добровольный обмен и возврат (л.д. 9).

ДД.ММ.ГГГГ истцом ФИО2 в адрес ООО «Северный ветер» почтовым отправлением направлена претензия с просьбой возврата уплаченной суммы за билеты в размере 29480 руб. (л.д. 40), которая оставлена без удовлетворения.

Разрешая заявленные требования по существу, проанализировав вышеприведенные нормы материального права, оценив представленные в порядке ст. 67 ГПК РФ доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.

При этом суд исходит из того, что перед приобретением авиабилетов истец ознакомился с условиями договора перевозки и условиями применения тарифа, согласился с ними, после чего заключил договор перевозки, в связи с чем, истец осознавал, что приобретает авиабилеты по невозвратному тарифу, в связи с чем, оснований для возврата уплаченных денежных средств не имеется.

Кроме того, спорный рейс истца был выполнен по расписанию, в связи с чем, истец добровольно осуществляя возврат авиабилетов в период времени, когда внутреннее авиасообщение между городами РФ не было закрыто и авиакомпания выполняла перелеты по РФ в течении всего периода карантинных мер и при их отсутствии, свидетельствует о самостоятельном риске пассажира, который не свидетельствует о виновном поведении ответчика. Исходя из принципа свободы договора, риск негативных последствий при приобретении невозвратного билета несет пассажир.

Сведений о том, что рейсы не были осуществлены по расписанию, материалы дела не содержат.

Кроме того, истец приобретал услугу по перелету к указанному месту и обратно в июне 2020 года, а потому, ввиду эпидемиологической обстановки в стране и в мире, в связи с распространением новой короновирусной инфекции, у истца имелась возможность выбрать тариф, учитывающий все риски пассажира.

При таких обстоятельствах, с учетом отсутствия виновных действий со стороны ответчика, суд не усматривает оснований для удовлетворения заявленных требований.

Согласно ч. 4 ст. 13 Закона РФ «О защите прав потребителей» изготовитель (исполнитель, продавец, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) освобождается от ответственности за неисполнение обязательств или за ненадлежащее исполнение обязательств, если докажет, что неисполнение обязательств или их ненадлежащее исполнение произошло вследствие непреодолимой силы, а также по иным основаниям, предусмотренным законом.

Принимая во внимание отсутствие вины в действиях ответчика, суд не усматривает оснований для удовлетворения производных требований о взыскании компенсации морального вреда.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования ФИО2 к ООО «Северный ветер» о расторжении договора, взыскании денежных средств, уплаченных за авиабилеты, компенсации морального вреда, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Свердловский районный суд г. Красноярска в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.

Копия верна

Председательствующий судья Ю.В. Солодовникова

Мотивированное решение составлено 10 сентября 2021 года.